(Послание Агафона и римского собора ста двадцати пяти епископов, которое было как бы инструкциею легатам, посланным на шестой собор). Благочестивейшим государям, светлейшим победителям и триумфаторам, возлюбленным сынам Бога и Господа нашего Иисуса Христа, Константину, великому императору, Ираклию и Тиверию августам, – епископ Агафон, раб рабов Божиих, со всеми соборами, подчиненными собору апостольского престола. Предвидится надежда на получение всяких благ, в виду того, что ваше императорское величество с верою исследует и с живостью желает обнять истинное исповедание Того, которым оно венчано и поставлено над людьми для спасительного ими управления, исповедание, которое Ему приятнее всех даров. Оно есть совершеннейший дар Бога, от которого происходит всякое даяние благое, и к которому возвращается все полученное от величия Его. Когда Он предустрояет в тайниках ума и возбуждает пламень духовный, тогда лучи благочестивого намерения начинают блистать повсюду, и сладостное благоухание от жертвы сердечной восходит ко Господу, который услаждается таким даром, дарует за него счастье в земных делах и покорит все народы, которых Он привлечет к исповеданию истинного познания о Себе, и таким образом, подчинив их христианской власти, освободит от власти тьмы, дабы сделать счастливыми уничиженных, которым попустил возвыситься к их несчастью и падению. Восхваляя, мы удивляемся, благочестивейшие и мужественнейшие государи августы, достойному Бога намерению вашего благочестия, которое вы удостоили иметь относительно нашей апостольской веры, по таинственному внушению Бога, убеждающего не обилием слов и не обманчивым красноречием, а Божественною своею благодатию; ибо вы желаете узнать, устраняя всякую двусмысленность, что составляет содержание истинной православной и апостольской веры. Посему все мы, малые предстоятели церквей, слуги вашей христианской власти, находящиеся в северных и западных странах, хотя небогатые знанием и простые, но благодатию Божиею твердые в вере, возрадовавшись по поводу тех повелений, которые узнали из вашей высочайшей грамоты, начали из глубины сердца и со слезами возносить благодарность за это благочестивое намерение соцарствующему и управляющему вместе с вами Творцу и Домостроителю всего Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Потей и Терлецкий отправились в путь с немалою свитою из духовных лиц и мирян. Путешествие их соединено было с большими трудностями и продолжалось семь недель. В Рим прибыли послы 15 ноября и вскоре два раза были приняты папою Климентом VIII в частной аудиенции, по их собственным словам, «с несказанною милостию и ласковостию». Они представили папе: а) декрет, или приговор, западнорусских владык об унии от 2 декабря 1594 г.; б) артикулы владык, или условия унии, от 1 июня 1595 г. и в) соборное послание владык к папе с изъявлением согласия на унию от 12 июня того же года. Представляя эти документы, послы от лица всех архипастырей западнорусской Церкви «униженно просили,— как рассказывает сам папа,— принять их в лоно католической Римской Церкви с сохранением их обрядов и церемоний при совершении Божественных служб и таинств, согласно с униею, постановленною на Флорентийском Соборе между Западною Церковию и Восточною, Греческою, а с своей стороны выражали готовность осудить все ереси и расколы, отвергнуть все заблуждения, которые отвергает и осуждает св. Церковь Римско-католическая, особенно же те, из-за которых они доселе были отделены от нее, правильно произнесть и содержать исповедание католической веры, оказать и всегда оказывать должное послушание и покорность папе как истинному наместнику Христову и св. апостольскому седалищу». Затем послы представили папе письма от короля и от трех духовных сенаторов: Краковского епископа и кардинала Юрия Радзивилла, Львовского архиепископа Яна—Димитрия Суликовского и Луцкого епископа Бернарда Мациевского. Приняв документы от послов и выслушав их просьбу, папа приказал еще внимательно обсудить эти документы и просьбу конгрегации своих кардиналов и начальникам инквизиции, и дело затянулось почти на шесть недель. Послы не раз просили об ускорении его, но слышали в ответ: «Отдохните получше после такой дороги». А жить им было хорошо. Для помещения их дан был дворец неподалеку от замка самого папы, искусно украшенный обоями и снабженный всем потребным, и съестные припасы отпускались им по приказанию папы в изобилии. В течение этого времени кроме обсуждения документов и просьбы, представленных Потеем и Терлецким, составлен был план торжественной аудиенции, в которой хотел принять их папа, переведены были на латинский язык документы, написано и переведено по-русски исповедание веры, которое должны были произнесть оба посла, и вообще подготовлено было все, что совершилось потом на торжественной аудиенции. Наконец, 23 декабря состоялась и самая аудиенция .

http://sedmitza.ru/lib/text/436071/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Ф.М. Авдуловский Святый огонь, исходящий от Гроба Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в день Великой Субботы в Иерусалиме В Избранное Оглавление Текст в pdf Вместо предисловия Путешествующие в Иерусалим (паломники) с древних времен и до ныне единогласно утверждают, что в Великую Субботу является святый Огонь на Гробе Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Тысячи богомольцев, ежегодно стекающихся со всех стран мира, из всех народов и всех исповеданий христианских, и многих, даже не христианских; спешат, с древних времен и до сих пор, в Иерусалиме, для поклонения Гробу Господню, именно ко дню Великой Субботы. В этот день, по свидетельству всех путешественников, ежегодно совершается издревле (искони) и до ныне явление невещественного Огня на Гробе Господа Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа, Сына Божия в 8 часов, по нашему в 2 ч. по полудни. Еще в Пятницу Турки, во владении которых находится Иерусалим в Храме Гроба Господня, гасят везде огни в храме, (а в древности даже и во всем Иерусалиме, даже и у Турок), и двери Гроба Господня запирают и запечатывают турецкою печатью, а Митрополит в самый день схождения Огня, подвергается публичному обыску всенародно, через турецких начальников, в присутствии многочисленной турецкой стражи, и за тем уже, в сопровождении той же стражи и начальников, в присутствии многочисленной турецкой стражи, и за тем уже, в сопровождении той же стражи и начальников и в присутствии христиан, всех исповеданий неверных, переоблаченный обысканный публично входит в вертеп Гроба Господня (в кувуклию), с которой Турки снимают в это время печать. Древнейшие сведения о святом Огне, по удостоверению Архимандрита Леонида (печатавшего свои записки в Душеполезном Чтении 1863 г. 3, и 4, под именем Инока Паломника), восходят к глубокой древности. Греческие писатели, упоминавшие о сем явлении, в доказательство глубокой древности – ссылаются на писания Отцев Церкви: Григория Нисскаго и Иоанна Дамаскина , которые, как известно, сами были в Иерусалиме. Первый из них во втором слове о воскресении – пишет: “Сия видев” Петр очима, но и высоким апостольским умом: Исполнен убо был гроб свет,  так что хотя и ночь была, однако двема образы видел внутреняя чувственно и душевно”. – Второй же, в своих церковных песнопениях, нередко упоминает о свете, чудесно облиставшем на святом Гробе. Так на пример: “Скорый Петр предста ко гробу, и свет зря во гробе, ужасашеся”) 1 .

http://azbyka.ru/svyatyj-ogon-ishodyashh...

священник Иоанн Юркович (католик) Приложение III: Кодекс Канонического Права – Codex Juris Canonici Liber II. De Populo Dei – Книга II: О народе Божием Pars I: De Christifidelibus – Часть I: О в ерующих 204 § 1. Верующие – это те, кто, сочетавшись Христу через крещение, составляют народ Божий, благодаря чему становятся в своём роде участниками священнического, пророческого и царского служения Христа и призываются – в соответствии с положением каждого – к осуществлению той миссии, которую Бог доверил Церкви исполнять в мире. § 2. Эта Церковь , установленная и устроенная в мире сем как общество, пребывает в католической Церкви, управляемой преемником Петра и Епископами в общении с ним. 205 В полном общении с католической Церковью находятся на сей земле те крещёные, которые в её видимом составе сочетаются со Христом узами исповедания веры, таинств и церковного управления. 206 § 1. Особым образом с Церковью связаны оглашенные, т.е. те, кто, будучи движимы Духом Святым, открыто заявляют о своём желании приобщиться к ней и посему этим самым желанием, как и жизнью веры, надежды и любви, которую они ведут, соединяются с Церковью, пекущейся о них уже как о своих [чадах]. § 2. Особое попечение об оглашенных проявляет Церковь , которая, призывая их вести евангельскую жизнь, приобщает их к священным обрядам и уже наделяет их различными прерогативами, принадлежащими собственно христианам. 207 § 1. По божественному установлению среди верующих в Церкви есть священнослужители, в церковном праве называемые также клириками; прочие же именуются и мирянами. § 2. В той и другой части есть верующие, которые вследствие исповедания евангельских советов посредством обетов или других священных уз, признанных и одобренных Церковью, особым образом посвящают себя Богу и способствуют спасительной миссии Церкви; их статус, хотя он и не входит в иерархическое строение Церкви, тем не менее принадлежит её жизни и святости. Titulus I : De omnium christifidelium obligationibus et juribus – Титул I: Об обязанностях и правах всех верующих

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Сказано после запричастного стиха на заупокойной литургии в великой церкви Братского монастыря 7 мая 1911 г. «Подвизайся добрым подвигом веры, емлися за вечную жизнь, в нюже и зван был еси, и исповедал еси доброе исповедание пред многими свидетелями» ( 1Тим. 6:12 ). Братие! Смерть, похищающая ежедневно из среды нас живых много жертв, производит на нас сильное впечатление. Но особенно она потрясает нас, когда, её рукою внезапно исторгаются из нашего тесного круга наши близкие и дорогие люди, с которыми мы сжились, которых привыкли видеть за общим делом, которых мы научились любить и уважать. Однако после первого острого чувства глубокой печали о разлуке с почившими начинает работать наша мысль, и с особенною тогда силою перед нами встают вековечные вопросы о жизни и смерти, о цели первой и о смысле второй. Нам давно, конечно, известно и молча признаётся за несомненное христианское решение этих вопросов, но за жизненною сутолокою и суетою мы как бы забываем или упускаем его из виду. Нами обыкновенно ставится ряд отдельных мелких задач, на разрешение которых мы тратим все свои силы и к которым приковываем все свое внимание, и за ними для нас как бы скрывается единая великая задача всей нашей жизни. Но вот, подобно ослепительной молнии, прорезывающей сумрак туч, нашу повседневную жизнь прервет смерть близкого человека и мы опять оказываемся лицом к лицу с вопросом о главной задаче нашей жизни и о наилучшем способе разрешения этой задачи. Мы обращаемся тогда к слову Божию, как к светильнику, сияющему в темной юдоли нашей земной жизни ( 2Пет. 1:19 ), и ищем в нем ответов на этот вопрос. Многие священные слова Божественного Откровения получают при этом для нас особенный глубокий смысл и значение. Как многознаменательно, напр., для христианина, ищущего в слове Божием ответа на вопрос о смысле своей жизни и жизни каждого брата его по вере, то наставление, какое дал Ап. Павел своему возлюбленному ученику „подвизайся добрым подвигом веры, емлися за вечную жизнь, в нюже и зван быль еси, и исповедал еси доброе исповедание пред многими свидетелями” ( 1Тим. 6:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisy...

Скачать epub pdf Введение Настоящий очерк является опытом исследования вопроса о том, как следует принимать в лоно православной церкви лиц, приходящих к ней из других христианских вероисповеданий. Вопрос преимущественно состоит в том: принимать ли крещение инославных, совершенное в их церквях, когда это крещение совершается в том же духе и понимании, как оно совершается в православной церкви, т.е. тремя погруженьями во имя Отца и Сына и Святого Духа? Принимать ли таковых лиц в православную церковь путем отречения их от всякой ереси и исповедания ими православной веры и последующим за тем миропомазанием, в восполнение того недостатка, который они имели прежде своего обращения в православную веру, а в некоторых случаях – на основании самого отречения их от ереси, покаяния и исповедания православной веры? Или же, отвергая действительность таинства крещения, совершаемого во всех неправославных церквях, как не имеющих благодати, принимать лиц, переходящих в православную веру, исключительно путем их крещения при последующем затем миропомазании? Вопрос этот имел всегда большое значение в истории Церкви: был предметом суждений в древней церкви (См. Апостольские Правила: 46-е, 47-е, 49-е и 50-е) святых отцов, древних канонов поместных, а затем и Вселенских Соборов, дальнейших постановлений соборов и синодов отдельных православных церквей, а в отдельных случаях и государственных постановлений православных держав. Для нас же, живущих за границей среди инославных, этот вопрос уже не столько академический, сколько практический, приходской, пастырский. Мы постоянно имеем в наших церквях, в большей или меньшей мере, приток инославных, из которых некоторые затем вливаются в православную церковь и как клирики, и как миряне. Смешанные браки теперь являются обыденным явлением в наших приходах, и опять же предоставляют возможность обогащения нашей церкви новыми обращенцами в православную веру. И представляется весьма необходимым, чтобы современное законодательство церкви мудро руководило и помогало приходскому священнику в его миссионерской работе.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Скачать epub pdf Псалом 110 Псалом сей есть хвалебный, или благодарственный, Господу Богу, а потому и подписывается словом: Аллилуиа , т.е. «хвалите Бога!» Все содержание псалма касается таких предметов, которые возбуждают к хвале и славословию Бога. А потому, как сам псалмопевец выражает это хвалебное настроение души своей, так и других возбуждает к тому же. По самому началу своему: «Славлю Тебя, Господи, в совете праведных и в собрании» (ст. 1), – псалом 110 напоминает собою о времени Ездры и Неемии, когда, по свидетельству истории, довольно часто созываемы были народные собрания, для поучения в законе Божием, которые обыкновенно начинались и оканчивались прославлением Господа ( Неем. 8:1,6,8, 9:1,3,5 и др.). На основании сего свидетельства, равно и содержания всего псалма, нужно бесспорно отнести происхождение сего псалма ко времени, ближайшему к жизни иудеев после плена вавилонского. Пс.110:1 Исповемся тебе, Господи, всем сердцем моим в совете правых и сонме. Первые слова стиха сего по переводу с еврейского читаются так: «Славлю Тебя, Господи», или: «буду прославлять Тебя, Господи, всем сердцем моим», – не языком только и устами, но от всей души буду благодарить Тебя за все благодеяния, содеянные Тобою, как для меня, так и для других людей. Под именем совета правых псалмопевец разумеет собрание церковное, или ветхозаветную иудейскую Церковь , а под именем сонма – собрание (греч. ) вообще благочестивых людей, для поучения в законе Божием и для общественной молитвы. Ветхозаветная иудейская Церковь называется советом правых, или праведных, не потому, что все принадлежавшие к ней были праведными, а потому, что должны быть таковыми. Для того она и установлена была, чтобы на земле были такие люди, которые благочестиво и праведно чтили Бога, живя по предписанным от Бога законам. В таком именно смысле св. апостолом Павлом названы святыми христиане, потому что таковыми становятся они по призванию, крещению и исповеданию веры, т.е. что они должны быть святыми, если хотят соответствовать призванию и исповеданию. Так и Церковь в Символе веры называется «Святою», но не потому, что сколько ни есть в Церкви членов, все они святы, а потому, что должны быть святы. И хотя в числе членов Церкви бывают такие, которые проводят позорную и постыдную жизнь, но они не препятствуют Церкви быть Святою, потому что они освящаются пребывающею в ней благодатию Святого Духа. Церковь христианская свята и потому, что Иисус Христос, Который есть Глава Церкви, есть Святый Святых, а также и потому, что она посвящена вся Богу, виновнику и источнику святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Скачать epub pdf Содержание 1. Предсмертное покаяние Феофила 2. Смещение патриарха Иоанна Грамматика и назначение свт. Мефодия 3. Торжество Православия     В статье доцента Московской Духовной Академии игумена Дионисия (Шленова) подробно раскрывается историческая канва и идейное содержание праздника. Сегодня Православная Церковь празднует торжество Православия. В читавшемся на особом молебном чине синодике Православия положено провозглашать анафемы еретикам и многолетия защитникам Православия. История синодика отчасти известна, хотя его рецепция в православных странах до и после падения Византии требует особого рассмотрения. Чин Православия был установлен в 843 г. – когда, наконец-то, восторжествовало иконопочитание над иконоборчеством после более чем вековых богословских столкновений и жестоких боев 1 . Итак, чин торжества Православия был установлен иконопочитателями, которые мыслили его и как победу иконописных образов, в частности, и как победу Православия над неправославием и инославием, в целом. По своему первоначальному замыслу – это было, прежде всего, торжество иконопочитания, но иконопочитания не взятого самого по себе, а логически завершающего и увенчивающего церковный символ или исповедание веры. Пример такого исповедания оставил нам герой начала периода второго иконоборчества свт. Никифор Константинопольский , после изложения троичного и христологического догмата искусно пользовавшийся категориями неописуемости и описуемости для доказательства реальности воплощения Христа 2 . Все прекрасно помнили также зилотскую ревность одного из самых ярких защитников святых икон прп. Феодора Студита , который писал, что «Исповедание Христа – защита Его святого образа» 3 и что «икона Христа есть Христос, подобно тому, как образ креста – крест» 4 . Торжество Православия – это великое торжество малого гонимого стада, торжество гонимых монахов, торжество Церкви, наполнившейся мучениками и исповедниками. Последние оказались гонимыми чуть ли не впервые, причем не от язычников, не от покровителей древних ересей, но от тех, кто сами мыслили себя покровителями христианской веры и борцами с идолослужением. Тем ощутимее и ярче была победа, чем сильнее и неожиданнее ранее нагрянуло разгоревшееся гонение.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Скачать epub pdf Страдание святого великомученика Иоанна Нового Память 2 июня Немного святых мужей, своею богоугодною, добродетельною жизнью давших нам пример для подражания; в числе их находится и настоящий угодник Божий, не меньший первых, хотя и последний по времени. Владыка Христос почтил венцами не только мучеников первых веков, но и ныне, в последние времена, открывает дверь (Царствия Своего) тем, кто сего ищет, удостаивая их той же славы и дарований. Итак, начнем повествование о святом Иоанне, доблестном воине Христовом, исполненном благодати Святого Духа, – кто он был, откуда родом и как сподобился лика и венца мученического. Родиной этого мужа был Трапезонт, славный и великий город, лежащий в странах восточных, близ Ассирии и границы великой Армении. Изобилуя всем необходимым, этот город служит удобным пристанищем для кораблей, отовсюду приплывающих к нему; жители же его, имея пребывание свое при море, занимаются торговлею и мореплаванием, откуда и приобретают себе средства к существованию. Так точно и блаженный Иоанн занимался торговлей, совершая частые путешествия по морю к разным городам. Однажды пришлось ему с значительным запасом товаров войти на корабль иноземного мужа, который родом был фряг 3593 , верою не восточного исповедания, нравом груб, не милостив и бесчеловечен. Во время плавания святого с тем мужем, начал враг диавол завидовать непорочной жизни Иоанна: он едва переносил добродетельную жизнь блаженного, часто видя его в молитве и посте, благонравным и для всякого доступным, милосердым к терпевшим нужду на корабле и к тем, кому приходилось болеть. Раб Христов утешал таких людей, подавая им необходимое от своего достатка, простирая им щедрую руку с помощью; с глазами, полными слёз, говорил он в себе: – Если окажешь милость страждущему брату, будешь и сам помилован; и если утешишь скорбящего, и сам сподобишься утешения от Бога. Невидимый враг видел это, завидовал и пытался оказать препятствие святому на пути ко спасению. Прежде всего он умыслил отторгнуть его от благочестивой веры и вооружил на него врага видимого, начальника корабля, державшегося другого исповедания веры, который начал досаждать правоверному рабу Христову спорами о восточном (православном) благочестии. В многочисленных словесных прениях о вере, которые были между ними во время морского пути, святой Иоанн, как человек весьма мудрый и искусный в книжном учении, всегда одолевал фряга и обличал его неправомыслие; а тот гневался на неодолимого воина Христова, раздражался, досаждал ему многими укоризнами и из чувства вражды замыслил на него зло. Когда возгорелась в нем такая вражда, корабль пристал к берегу у Белграда, близ Босфора 3594 . Там злой корабельщик пошел к местному градоначальнику, родом и верою персу 3595 , усердному хранителю своих отеческих преданий, и взвел пред ним такую клевету на святого Иоанна:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Тяжел удел пастырского служения. Оно требует постоянного бодрствования в духе и твердости исповедания веры православной не только в личной и семейной жизни, но и в общественной своей деятельности. Необходимость бодрствования особенно чувствуется в наше время повсеместного отступления от исповедания веры Православно-Евангельской, а в некоторых странах – гонения и смертельной опасности для исповедующих Христа Сына Божия. Это особенно выявилось в переходный политический момент во время Второй Мировой Войны и потому биографии отдельных лиц, действовавших в то время, носят отпечаток эпохи и принадлежат истории, а окормление верующих в такой обстановке было подвигом исповедничества. К таким исповедникам надо причислить протоиерея Митрофана Зноско-Боровского , как об этом свидетельствует грамота епископа Брестского Венедикта (впоследствий архиепископа Берлинского и Германского) о возведении отца Митрофана 23 июня 1941 г. в сан протоиерея: «за стойкость в Православии в дни гонения на веру и за ревностные труды в Церкви Христовой». Отец Митрофан родился 4 августа 1909 г. в духовной семье, в г. Брест-Литовске. Его отец протопресвитер Константин Зноско, уездный надзиратель Церковных школ и председатель уездного отделения Епархиального училищного совета Гродненской епархии, с началом I Мировой Войны поступает добровольно, в качестве полкового священника, в 8-ой Финляндский стрелковый полк и «за отлично усердную службу», «за труды, понесенные во время военных действий», был награжден орденами: святой Анны 3-й степени, святой Анны 2-й степени с мечами, святого Владимира 4-й степени с мечами и золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. Отец Митрофан окончил приходское училище в г. Ельце, русскую гимназию в Брест-Литовске, богословский факультет Белградского Университета и получил диплом магистра богословия Варшавского Университета. В июне 1935 г. он подает Полесскому архиепископу Александру прошение о рукоположении, после которого намечалось его назначение настоятелем Николаевской церкви в Брест-Литовске. Но ярый ненавистник Православия и русскости, Полесский губернатор Костек-Бернацкий отказывается утвердить назначение. Тогда архиепископ Александр, вопреки воле губернатора, направляет отца Митрофана в тот же Брест-Литовск на должность законоучителя, а 25 июня 1936 г. его рукополагает.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010