В.В. Селивановский Часть 3. «Позитивное мышление» и вера в веру движения веры В основе Движения Веры лежит понятие творящей веры: «исповедание веры создаёт реальность» 349 . Вера Движения Веры существенно отличается от веры в её традиционном христианском понимании. По мнению ряда критиков, главное различие заключается в объекте веры и носит характер подмены или противопоставления. Объект традиционной веры – Бог, в то время как Движение Веры предлагает верить в саму веру. Основатель Движения Веры К. Хейгин «как-то сказал: «имейте веру в собственную веру», у него есть книга, которая называется «Имейте веру в вашу веру» 350 . «Хейгин учит людей иметь веру в их веру в противоположность наличию их веры в Бога» 351 . Возражения протестантских критиков сводятся к тому, что «Единственные соответствующие объекты нашей веры – Бог и Его безошибочное Слово, Его Сын и Его Дух» 352 . «Сила и действенность веры ... никогда не может быть основана или найдена в акте самой себя, но более в том, к чему она устремлена. Бог должен быть объектом нашей веры, но никогда – наших эгоистичных желаний или собственных хотений» 353 . Когда критики настаивают на единственности Бога как объекта веры, они скорее подчеркивают его исключительность и уникальность. Они имеют в виду главный объект нашей религиозной веры, её смысловой стержень или мировоззренческий центр, объект благоговения; словом, то, что Р. Отто назвал «нуминозным». Они подразумевают такой объект веры, подмена которого означает идолопоклонство. Вера же в широком смысле подразумевает ещё множество других объектов. Например, по Д. Юму, чувство веры лежит в основе привычки, удостоверяющей истину таких фактов, как завтрашний восход солнца. Христианская вера предполагает, кроме всего прочего, ещё и веру в существование сатаны. Для христиан значима и вера в успех, но этот успех связан в первую очередь с промыслительной волей Творца, а не сотворяется силой самой веры. Вера в веру Движения Веры не означает, что последователи этого движения не верят в Бога. Дело в том, что в учении Веры происходит слияние этих двух понятий, причём именно в возвышенном религиозном смысле, в категории нуминозного. Формально монотеистический Бог Движения Веры выглядит как безличное божество – Сила и Закон метафизических культов: 1) Бог может действовать только через человека, посредством его веры, 2) Бог не может отказать требованию веры человека, поскольку оба они являются субъектами «силы» или «закона веры». Тогда и в самом деле, Бог сливается с верой и вера в Бога отождествляется с верой в веру.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pozitivn...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЛЬВЕТИЧЕСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ ВТОРОЕ [лат. Confessio Helvetica posterior], вероисповедание швейцар. реформатской церкви, написанное в 1562-1566 гг. Г. Буллингером , впосл. один из наиболее авторитетных вероучительных документов реформатских церквей. Буллингер составил Г. и. на лат. языке как своего рода богословское завещание. Незадолго до смерти друга Петра Мартира (12 нояб. 1562) он показал ему Г. и. и получил одобрение. Через 2 года, во время эпидемии чумы, Буллингер расширил и доработал документ и приложил к нему свое завещание, из к-рого следовало, что исповедание должно было быть доставлено в магистрат Цюриха в случае его смерти. Буллингер выжил, но похоронил жену и 3 дочерей. В 1565 г., когда курфюрст Пфальца Фридрих III Благочестивый был обвинен в ереси и оказался перед угрозой исключения из числа участников Аугсбургского мирного договора за свои реформатские взгляды и публикацию Гейдельбергского катехизиса (1563), он обратился к Буллингеру с просьбой подготовить исповедание веры, к-рое могло бы опровергнуть выдвинутые обвинения. В ответ тот послал ему рукопись Г. и. Фридрих высоко оценил полученный документ. На март 1566 г. имп. Максимилиан II назначил заседание Имперского рейхстага в Аугсбурге, где должно было разбираться дело Фридриха III. В это время в Швейцарии возникла потребность в общенациональном исповедании веры. Первое Гельветическое исповедание (др. название - Второе Базельское исповедание ) (1536) было слишком кратким, Цюрихское исповедание (1545), Цюрихское согласие (1549) и Женевское согласие (1552) касались только вопросов Вечери Господней и предопределения, и только новое исповедание, написанное Буллингером, удовлетворяло всем предъявляемым требованиям. Т. Беза приехал в Цюрих и принял участие в подготовке Г. и. для общенационального использования. Буллингер внес необходимые изменения в текст и приготовил версию на нем. языке. Женева, Берн, Шаффхаузен, Биль, Граубюнден, Санкт-Галлен и Мюльхаузен одобрили подготовленный документ. Только Базель, придерживавшийся Второго Базельского исповедания, долгое время не принимал Г. и., но затем и он подписал его. Исповедание было опубликовано в Цюрихе 12 марта 1566 г. на лат. (Confessio et expositio simplex orthodoxae fidei et dogmatum catholicorum syncereae religionis christianea) и нем. языках, первые копии были отосланы Фридриху III, к-рый успешно защитил себя в Аугсбурге, и Филиппу Гессенскому; вскоре после этого появился франц. перевод, сделанный в Женеве. Г. и. сразу же было принято реформатами в Шотландии (1566), в Венгрии (1567), в Польше (1571) и во Франции (1571), а впосл. практически всеми реформатскими церквами мира.

http://pravenc.ru/text/161976.html

Исповедание веры . Это – открытое, публичное заявление человеком о его религиозных принципах, как принципах безусловно-истинных и непреложных, – признание и на словах, и на деле, смотря по требованию обстоятельств, в каких данный человек находится. Христианин, напр., усвоил известные правила веры, известные религиозные убеждения. Он желает провести их в самую свою жизнь. Но здесь он сталкивается с враждебными условиями, не позволяющими ему того делать. Степень и вид такой враждебности весьма разнообразны. В первое время существования христианской церкви против исповедников Христовой веры воздвигались язычниками ужасные гонения: христианам оставалось или отказываться от своих религиозных убеждений, или идти на мучения, на пытки и даже на самую смерть. Вот здесь-то, конечно, и представлялось широкое поле для проявления твердости христианского характера, для открытого и мужественного засвидетельствования пред языческою силою веры в И. Христа. И действительно, история насчитывает великое множество исповедников веры во Христа. Своим примером они воодушевляли массу и других, менее твердых в вере, христиан, которые затем так же мужественно шли на смерть, и т. д. Подобная твердость должна была сильно действовать на язычников. Припомним факты даже из ветхозаветной истории: историю вавилонских отроков ( Дан.3:12 и т. д.), Маттафии (1Макк.2), Елеазара, Соломонии и ее 7 сыновей (2Макк.6:7) и пр. Из новозаветной истории припомним мученическую кончину, напр., некоторых апостолов Христовых и их учеников. Твердое исповедание веры мучениками заставляло многих мучителей призадуматься, следствием чего было нередкое обращение в христианство и самих последних. Подобное преследование исповедников Христовой веры повторится, по слову Писания, непосредственно пред вторым явлением на землю Христа Спасителя, во времена господства антихриста, когда, следовательно, так же потребуется от христиан великая доля мужества и стойкости. В наше время не может быть речи об открытых преследованиях исповедников истинной Христовой религии, по крайней мере, в странах цивилизованных (впрочем, и здесь не без исключений, – разумеем гонения на христианство во Франции со стороны Комба и К о ); но, тем не менее, и ныне исповедание веры может быть, и бывает, уместно в другом виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

В богословской науке раздельно рассматриваются две области: область веры и область дисциплины. «Учение веры» – с одной стороны, а с другой – предметы дисциплины, «установления дисциплинарные»: термины эти нередко почти противополагаются одни другим, и, во всяком случае, не отожествляются. И в самом деле – вера есть акт внутренний, во вне показуемый только через исповедание, подобно тому, как состояние мысли и чувства доказуемо лишь через слово и действие; «учение веры», или учение о том, что воспринимается верой, точно так же составляет предмет внутренней жизни и состояния человека (твердость убеждения в истинности учения веры или наоборот, колебание в вере, ревность к учению веры или равнодушие к этому учению, правота или заблуждение в содержимой вере и т. д.). Дисциплина же имеет своим предметом область действований христианина, обусловливаются ли они требованиями христианского нравственного закона или вытекают только из требований церковного благоустройства. Поэтому, не только старинное школьное богословие запада (а вслед за ним и наше русское, в эпоху его зависимости от западных систем), но и западная официальная терминология обозначали эти две области – одну, как область того, quae credenda sunt, другую как область того, quae agenda sunt. Но, так-как носительница содержания веры, иначе учения веры, есть мысль человеческая; то вследствие этого область веры справедливо будет назвать и областью мысли, ибо учение веры, будучи усвояемо сердцем, даруется христианину в то же время и как «учение для уразумения», иначе – как учение для познания 1 . В самом священном Писании можно различать то, чему Писание научает христианина «касательно веры», и чему «касательно благочиния церковного и правил жизни» (Филарет) 2 . Эта раздельность учения веры и дисциплины равно сохраняется и при поступательном, конечно в известном относительном смысле, развитие того и другого начала в исторической жизни церкви, развитие при котором ступени обоих порядков идут, так сказать, не совпадая одна с другой, но лишь параллельно сопровождая одна другую 3 . – Возникает ближайший вопрос: это разделение веры и дисциплины есть ли только произведение богословия и, притом, богословия созданного под влиянием каких-либо вероисповедных особенностей, или же это факт самых основоположений христианской церковно-исторической жизни, независимый от результатов развития богословских умозрений и исследований? – Для решения этого вопроса, имеющего, как увидим в последствии, далеко не один чисто умозрительный интерес, мы должны прежде всего обратиться к историко-догматическим памятникам древности. Это будет – путь, прохождение которого важно в целях настоящего исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kipari...

под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики) ИСПОВЕДОВАТЬ В обычной речи слово «исповедовать» чаще всего вызывает представление об исповеди, т. е. о таинстве Но этот обычный смысл – только производный и весьма узкий. И в ВЗ, и в НЗ, и в хр–нской традиции, созданной святыми исповедниками веры, И. значит прежде всего открыто говорить о величии Бога и о всем, что Он делает для нашего спасения, открыто перед всеми высказывать в Него и в действие Его Провидения; исповедь грешника подлинна только тогда, когда она основана на сознании Бога. Исповедание веры – основная установка для каждого религиозного чка. Оно не обязательно связано с основательным знанием и подробным перечислением действий Божиих, но предполагает прежде всего действительную открытость чка ко всякому Божию изволению и готовность принимать его, как то было у первосвященника Илии, признавшего в одно и то же время и грех своих сыновей, и преклонившегося перед величием Божиим: «Он – Господь» (Ягве) ( 1Цар 3, 18 ). Обычно исповедание ведет от познания Бога к благодарению, таким осознанием порождаемому: И. значит обосновать и выражать перед всеми и ( Пс 21, 23 ). Поэтому, как благодарение и хвала, исповедание веры обращается непосредственно к Богу, в отличие от Свидетельства, к-рое относится также к действиям Божиим, но обращается прежде всего к людям. ВЗ 1 . Исповедовать Имя Божие. – Исповедание, благодарение, хвала и постоянно связаны; своей исходной точкой они имеют дела Божии. Свидетельство об этих делах стоит в центре исповедания. Самые древние формулы И. отличаются краткостью; ими пользовались в культе как наименованиями Бога. Ягве прежде всего Тот, «К-рый вывел тебя (Израиля) из земли Египетской» ( Втор 6, 12; 8, 14 …). Это самая распространенная формула. Он также – «Бог отцов» (Исх, Втор, Пар). Позже Его называют Тем, Кто «с клятвою обещал дать (землю) отцам вашим» ( Втор 1, 8, 35 ). Наконец, они описывают подробности истории спасения (26, 5, 9): с Исходом, как с центром, связываются и Это развитие продолжает выражаться в конкретных терминах: «моя моя мое Даже когда исповедуют, что Он несравним с другими богами ( Исх 15, 11 ; Пс 17, 32 ), речь идет о Его действии в историческом плане, а не о философском размышлении о Его природе. Долг, который т. обр. исполняют по отношению к Его великому ( Иер 10, 6 ; Пс 75, 2 ), обеспечивает постоянство хранения в памяти и передачу веры Израиля ( Втор 6, 6–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АУГСБУРГСКОГО ИСПОВЕДАНИЯ АПОЛОГИЯ (лат. Apologia Confessionis Augustanae, нем. Apologia der Konfession), лютеран. вероисповедный документ (1531). После оглашения Аугсбургского исповедания на имперском сейме в Аугсбурге 25 июня 1530 г. представители ряда городов и монархов Германии объявили его исповеданием своей христ. веры. Имп. Карл V поручил католикам подготовить возражения. 12 июля И. Экк , оппонент М. Лютера , вручил императору «Ответ на Аугсбургское исповедание» (Responsio Confessionis Augustanae), более известный как «Папское опровержение» (Confutatio Pontificia), или Конфутация. Как и Аугсбургское исповедание, Конфутация состоит из 28 статей с теми же названиями. 1, 3, 9-й и 16-19-й артикулы Аугсбургского исповедания в Конфутации приняты без оговорок. Экк посчитал неправильным изложение вероучения католич. Церкви, данное в артикулах 24 («Христос Своими страданиями совершил воздаяние за первородный грех и учредил мессу как воздаяние за фактические грехи» - Conf. Aug. 24. 21) и 27, где сказано о том, что монахи, принадлежащие к орденам, считают, будто находятся в состоянии христ. совершенства (Conf. Aug. 27). По содержанию проч. статей Аугсбургского исповедания в Конфутации высказаны возражения, артикулы 6, 12 и 20-28 отвергнуты полностью. (Богословский анализ Аугсбургского исповедания, сделанный Патриархом К-польским Иеремией II в переписке с лютеран. богословами, см. в ст. «Аугсбургское исповедание» .) 3 авг. Конфутация была публично прочитана на сейме, Карл V потребовал, чтобы лютеране подписали ее в знак согласия, запретив, однако, публиковать текст (он был напечатан лишь в 1573). Лютеране отказались. Ф. Меланхтон, пользуясь записями, к-рые были сделаны его друзьями при чтении Конфутации, начал составлять развернутый ответ, за к-рым в дальнейшем и закрепилось название А. и. а. 20 сент. Меланхтон завершил 1-й вариант, но Карл V отказался принять текст и 22 сент. распустил сейм, объявив, что в диспуте победили католики, лютеранам же дал срок «для размышления» до 15 апр. 1531 г., после чего грозился применить против нераскаявшихся силу. В ответ по инициативе ландграфа Филиппа Гессенского 27 февр. 1531 г. представители 6 монархов и 10 городов (в т. ч. Магдебурга и Бремена) подписали хартию Шмалькальденской лиги о вооруженной защите евангелической веры. К назначенной дате вместо покаяния Меланхтон, располагая к тому времени текстом Конфутации, подготовил еще более обширный документ на лат. языке, тотчас переведенный Ю. Ионой на нем. язык и напечатанный. Затем А. и. а. была одобрена Лютером, в 1537 г. подписана лютеран. пасторами в Шмалькальдене как исповедание веры и с 1580 г. вошла как часть в Книгу согласия.

http://pravenc.ru/text/76806.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Левые Мощи Вера в марксизм была в России больше, чем просто преданность одной из версий социал-демократии, но была именно исповеданием веры 22.01.2024 835 Время на чтение 5 минут Я прекрасно понимаю, что эта публикация обидит людей, которые любят В.И.Ленина, для которых дорого всё, связанное с этой личностью. Причём среди этих ленинцев будет немало людей, которые лично мне - как люди - вполне симпатичны. Но " Платон мне друг, но Истина дороже " . С какой бы симпатией я не относился к некоторым большевикам, к " вождю мирового пролетариата " отношусь непримиримо, и скрывать это не собираюсь. Потому что мы, похоже, уже доигрались со своими играми в примирение. Которое почему-то превратилось в " игру в одни ворота " . Статью эту я написал 20 с небольшим лет назад для известного антисоветского журнала " Посев " , но сейчас она сохранилась только лишь в ПДФ-архиве издания, т.к. после кончины бывшего редактора журнала, А.Ю.Штамма меня вычеркнули из истории, удалив материалы из эл.базы. Причина - моё непримиримое отношение к необандеровщине и декларируемый тогда " православный сталинизм " - восприятие И.В.Сталина в качестве Красного Бонапарта, осуществившего реакцию. К сожалению, как для идейных большевиков, так и для идейных антибольшевиков, такая постановка вопроса тогда была совершенно неприемлема, как она неприемлема для этих групп наших соотечественников и сегодня. Форум РНЛ - тому яркое подтверждение. Несмотря на то, что мои тогашние товарищи, обчитавшиеся Г.Климова, тут же записали меня в дегенераты, я ничего плохого про покойного А.Ю.Штамма не говорил тогда, не скажу и сегодня. ( " Ты что: не знаешь, кто работает в Посеве?! " (С) и т.д.). Да, " Посев " - это не моё. Но люди там вполне достойные, имеющие право на своё мнение. А теперь - собственно текст. Левые Мощи Давно уже стало общим местом утверждение того, что " вера в марксизм была в России больше, чем просто преданность одной из версий социал-демократии, но была именно исповеданием веры " . Останавливаться особо на этом мы сейчас не станем.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/22/levye_...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПРАВОСЛАВНОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Православное вероучение В ранней Церкви не существовало точного аналога термину " вероучение " : истины христианской веры, данные в Откровении , именовались " апостольским преданием " (св. Ириней Лионский . Против ересей III, 3, 2) или " преданием истины " (св. Ириней Лионский. Против ересей III, 4, 1). Данные наименования предполагали не просто сумму знаний, передаваемых от апостолов, но полноту благодатной жизни во Христе, харизматическое " помазание истины " (св. Ириней Лионский. Против ересей IV, 26, 2; ср. 1 Ин. 2, 27), полученное Церковью в день Пятидесятницы (см. Деян. 2, 1-4) и обретаемое христианами в опыте веры. Св. Игнатий Антиохийский ( II век) противопоставляет хранимое в кафолической Церкви полное и неприкосновенное " предание истины " заблуждениям еретиков, которые по собственному произволу дробили " апостольское предание целостной истины " и на его осколках строили свои лжеучения . Лишь на пороге средневековья в Западной Церкви для обозначения основных положений христианства, постепенно выстраиваемых в систему четких понятий, стали употреблять словосочетание " христианское вероучение " (лат. doctrina christiana). В условиях борьбы с ересями вероучение Церкви выражалось в словесных формулировках различных символов веры - кратких вероучительных исповеданиях; " предание истины " получало таким образом внешние очертания и становилось " правилом веры " (лат. regula fidei) или " законом веры " (лат. lex credendi). Отделяя ортодоксию от ереси и будучи обязательным условием церковного общения, символы служили своего рода средством самоидентификации для членов кафолической Церкви и являлись исповеданием веры для вступающих в нее через крещение. На основе некоторых, по всей видимости, Палестинских Крещальных Символов IV в. на Первом ( 325 г.) и Втором ( 381 г.) Вселенских Соборах был сформирован Никео-Константинопольский Символ , имеющий в Православной Церкви непререкаемый вероучительный авторитет. Вместе с уточняющими его определениями последующих Вселенских Соборов Символ веры представляет собой общеобязательное " правило веры " . Однако это не означает, что сформулированными догматическими положениями исчерпывается весь объем вероучения, жизненно содержимого Церковью. Следует различать вероучение, изначально полученное Церковью, и вероучение, формально определенное ею в силу исторической необходимости. Догматически сформулированное вероучение есть лишь " конспект " целостной и неделимой христианской истины, хранимой в церковном опыте.

http://drevo-info.ru/articles/109.html

Инославные исповедания Инославные исповедания . К таковым, по действующим русским законам, принадлежат христиане следующих исповеданий: римско-католического, армяно-католического, армяно-грегорианского, евангелическо-лютеранского, евангелическо-аугсбургского, евангелическо-реформатского, архангельского евангелического прихода, представляющего собою соединение лютеранского и реформатского исповедания, евангелических братьев в Сарепте и в прибалтийских губерниях, шотландских колонистов в Каррасе, базельских колонистов в г. Шуше, колонии Гнаденбург в Терской области, меннонитов и баптистов, причем закон дает им не вполне точное название: «христиан иностранных исповеданий» (Свод. закон. Российск. импер. т. XI, ч. 1, Уст. иностр. исповед.), каковой термин перешел и к некоторым исследователям о положении инославных исповеданий в России (гр. Д. Толстой, Ив. Соколов, Дм. Цветаев и др.). Отношение русской государственной власти к иноверцам на всем пространстве истории русского государства определялось двумя принципами: охранением господствующей православной веры, с одной стороны, и полной веротерпимости к иноверцам и невмешательством во внутреннюю церковную их жизнь, с другой стороны, каковые принципы по данному вопросу в полном объеме применяются и в настоящее время. Но вера православная на Руси искони признавалась единою истинною, а потому и господствующею, верою в государстве, каковою продолжает быть и ныне (Свод. закон, т. I, ч. 1, Основн. зак. ст. 40; сравн. ст. 1 Уст. иностр. исповед., т. XI, ч. 1). Отсюда проистекают следующие ее преимущества по отношению к исповеданиям инословным: 1) ей одной принадлежит право прозелитизма по отношению к другим христианским и иным исповеданиям, причем препятствование ей в осуществлении этого права наказывается уголовным порядком; 2) при заключении смешанных браков дети от таких браков везде, кроме Финляндии, должны быть крещены и воспитываемы по правилам веры православной, причем брак этот должен быть непременно обвенчан православным священником, а определение его силы и значения, а равно, и постановление о его расторжении или прекращении принадлежит духовному суду церкви православной;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Первоначально франц. протестанты-кальвинисты (т. н. гугеноты ) не имели офиц. Символа веры, так же как не имели единой орг-ции. Краткое изложение вероучительных принципов («библейских истин») вкладывалось в Библии, переведенные и изданные протестантами Робером Этьенном (латиниз. Стефанус) (1532, лат. язык) и Ж. Лефевром д " Этаплем (лат. Стапуленсис) (1534, франц. язык), а также в издания Нового Завета Этьенна (1552, лат. язык) и Ж. Жерара (1553, франц. язык). В 1558 г. во Франции, несмотря на регулярно повторявшиеся преследования, по нек-рым данным, насчитывалось ок. 400 тыс. протестантов, объединенных в независимые друг от друга конгрегации. Появилась необходимость создания единой церковной орг-ции и общего вероисповедного документа. В 1559 г. в Пуатье возникла дискуссия о предопределении, в ней принял участие А. Шандьё, к-рый по возвращении в Париж передал местной конгрегации предложение о разработке единого Символа веры и церковного регламента. Первый общенациональный Синод Реформатской церкви Франции состоялся в Париже 25-28 мая 1559 г. под председательством пастора парижской конгрегации Ф. Мореля, ученика и друга Ж. Кальвина . Точное количество делегатов Синода неизвестно. Текст Г. и. был написан Кальвином и доставлен в Париж вместе с его письмом к Морелю. Исповедание состояло из 35 статей, но делегаты Синода расширили и дополнили первые 2 статьи, сделав из них 6. Т. о., принятый Синодом вариант Г. и. состоит из 40 статей. В 1560 г. Г. и. было представлено в Амбуазе королю Франции Франциску II, к тексту было добавлено предисловие-обращение, в к-ром короля просили прекратить гонения на протестантов. Год спустя на религ. конференции в Пуатье Т. Беза ознакомил с Г. и. короля Франции Карла IX . В 1571 г. на 7 Национальном синоде в Ла-Рошели присутствовали не только представители конгрегаций, но и Жанна д " Альбре, королева Наваррская, ее сын Генрих Наваррский (буд. кор. Генрих IV ), принц Луи Конде, адмирал Г. Колиньи и др. высокопоставленные франц. гугеноты. Г. и. было прослушано и подписано всеми присутствующими и с этого времени получило 2-е название - Ла-Рошельское исповедание. Г. и. было также одобрено нем. Синодами - в Везеле (1568) и Эмдене (1571) - и сохраняло значение для Реформатской церкви Франции до кон. XIX в.

http://pravenc.ru/text/161587.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010