(По поводу книги под заглавием: „Обзор деятельности ведомства православного исповедания за время царствования Императора Александра III“. С.-П.-Б. 1901 г.) 1 Недавно напечатана и издана по распоряжению Обер-Прокурора Св. Синода книга под заглавием: „Обзор деятельности ведомства православного исповедания за время царствования Императора Александра III ”. Содержание книги вполне соответствует её заглавию. Она содержит в себе всестороннее и полное обозрение деятельности церковного ведомства, жизни русской православной церкви за время царствования Императора Александра III. Здесь описаны: чрезвычайные события в государстве (кончина Императора Александра II, коронация Императора Александра III, чудесное спасение жизни Императора Александра III, бывшее 17 октября 1888 года), перемены в составе высшего духовенства, учреждение новых епархий и викариатств, распоряжения об управлении и положении духовенства, вновь устроенные церкви, юбилейные торжества в память исторических лиц и событий, состав и перемены в центральном управлении, состав и перемены в местных учреждениях ведомства православного исповедания, перемены в служебном положении отдельных должностных лиц, меры к улучшению делопроизводства и личного состава в местных учреждениях, открытие самостоятельных приходов и причтов, распоряжения о монастырях и общинах иноческих и знаменательные события в жизни монастырей, заботы об утверждении православной веры и благочестия в Холмско-Варшавской епархии, в западных губерниях России, в Прибалтийском крае, на Кавказе и на отдаленном севере России, миссионерская деятельность в Поволжском крае и в Сибири, миссионерская деятельность по отношению к раскольникам и сектантам и меры борьбы с расколом и сектантством, Церковные православные братства, заграничные церкви и духовные миссии, меры к обеспечению духовенства частные и общие, восстановление церковных памятников древности, важнейшие распоряжения и постановления ведомству православного исповедания за время царствования Императора Александра III, состояние духовно-учебных заведений и церковных школ, наконец, состояние духовной цензуры и перемены в ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/im...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Преображенском соборе Валаамского монастыря 11 июля 2013 г. 18:22 11 июля 2013 года, в день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в верхнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского ставропигиального мужского монастыря . По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка Панкратий, игумен сей святой обители! Дорогие отцы, братья и сестры! Я хотел бы всех вас сердечно приветствовать с праздником — с днем памяти святых преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, основоположников монашеской жизни на этих дивных островах. Чтобы понять смысл многогранного служения этих подвижников, хорошо бы задуматься лишний раз о словах, которые мы сегодня слышали в рядовом Евангельском чтении от Матфея. Господь, обращаясь к ученикам, говорит: «Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред лицем Отца Своего Небесного, а кто отречется от Меня пред людьми, от того отрекусь и Я пред Отцом Моим Небесным» (см. Мф. 10:32-33). А что такое исповедать Господа Иисуса Христа перед лицом людей? Это означает свидетельствовать о Нем — свидетельствовать о своей вере, о своих убеждениях. Но исповедание — это не просто свидетельство, ведь свидетельствовать мы можем в очень комфортных условиях, когда нас окружают единомышленники, когда мы говорим нечто, что людям нравится, что они воспринимают с воодушевлением, с симпатией, с согласием. В этом нет акта исповедания. Исповедание — это всегда свидетельство перед теми, кто критически относится к этому свидетельству. Исповедание всегда требует мужества, и мы знаем, что в истории Церкви были такие времена, когда открытое свидетельство о Христе, о своей собственной вере влекло за собой гонения, притеснения, а иногда и смерть. К счастью, для нашей страны это время прошло, и сегодня никого за исповедание веры не подвергают ни заключению, ни пыткам, ни смерти.

http://patriarchia.ru/db/text/3093543.ht...

О том, что само присутствие христианина есть уже исповедание веры Есть ли прок от различных движений протеста со стороны христиан? Как людям исправиться при всем том, что происходит в мире? Должны ли люди, живущие духовной жизнью в миру, показывать перед неверующими, что они постятся? 5 августа, 2010 Есть ли прок от различных движений протеста со стороны христиан? Как людям исправиться при всем том, что происходит в мире? Должны ли люди, живущие духовной жизнью в миру, показывать перед неверующими, что они постятся? -Геронда, есть ли прок от различных движений протеста со стороны христиан? — Само присутствие христианина — это уже исповедание веры. Возможно, что кто-то больше помог бы молитвой, но его молчанием воспользуются и скажут: «Такой-то и такой-то не выразили протеста, следовательно, они на нашей стороне, они согласны с нами». Если кто-то не начнет воевать против зла — то есть не начнет обличать тех, кто соблазняет верующих, — то зло станет еще больше. А так маленько ободрятся верные. И тем, кто воюет с Церковью, будет потруднее. Церковь — это не их прогулочный катер, она — Корабль Христов. Эти люди заслуживают осуждения. Их единственный интерес — иметь большую зарплату, роскошную машину, бегать по развлечениям… А потом они принимают законы о гражданском браке (До середины 1980-х г. в Греции официально признавался только церковный брак. — Прим. пер.), узаконивают аборты. Конечно, Бог не попустит торжествовать злу, но речь сейчас идет не об этом. И эти богохульные фильмы они показывают, чтобы осмеять Христа. Они делают это для того, чтобы сказать: «Посмотрите, вот каким был Христос. Мессия придет сейчас!»— и потом явить своего «мессию». Они ведут дело к тому. — А люди, Геронда, этому верят и портятся! — Портится испорченный. А верит он в это потому, что хочет оправдать то, чему оправдания нет, и успокоить свой помысел. Всеми этими богохульствами стремятся оправдать нравственные бесчинства. Они перешли уже все границы. Верующие подали иск, потому что фильм «Последнее искушение Христа» оскорбляет веру, а прокуроры говорят: «Ничего страшного!» О таких богохульствах и слуху-то никогда не было! Для нас протест против этой богохульной картины был исповеданием веры. Но, конечно, и что-то хорошее от всех этих богохульств происходит: плевела отделяются от пшеницы, мир просеивается как сквозь решето.

http://pravmir.ru/o-tom-chto-samo-prisut...

Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной Нектарий Божиею милостию Патриарх Святаго града Иерусалима и всея Палестины: всем православным читателям, возлюбленным братиям и чадам в Господе, благодать, мир и милость от Бога. Внимательно прочитай книгу сию, любезный читатель, если хочешь научиться истинной вере, и, находясь еще в сем вещественном теле, осветиться лучами света невещественого, т.е. жить превыше видимого и быть с Богом, возлетая к Нему мыслию. Ибо в книге сей содержится, хотя кратко, но не менее того ясно, истинное учение, как то и само название ее показывает тебе: поскольку она называется: «Православное Исповедание», т.е. Греков; исповедание правое и чистое, не имеющее в себе ни малейшей примеси от новизн каких-нибудь других исповеданий. Оно составлено первоначально Российскою Церковью (которая от первых времен своих следовала истинным догматам Восточной Церкви), по следующей побудительной причине. Петр Могила (незадолго пред сим преставившийся и благочестиво отшедший к Богу); когда он преславным и блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофаном был избран и рукоположен в православного митрополита, и когда ему поручена была в управление Киевская митрополия, нашел паству свою зараженною некоторыми новыми мнениями неправоверных, – мнениями, совершенно противными правому, древнему учению. Посему, как добрый пастырь и ревностный защитник веры, он предпринял богоугоднейшее намерение – расположить и обратить Российскую Церковь к тому чистому учению, которого она держалась сначала; а все возникшие в ней новые мнения истребить с корнем, и таким образом удобрить духовную ниву свою, и соделать ее плодоносною. Размыслив хорошо о своем деле, он немедленно приступил к исполнению. Вызвал из своей епархии в митрополию славившихся просвещением мужей и еще прежде того призвал трех подвластных себе епископов (рукоположенных тем же преславным патриархом Иерусалимским). Много рассуждали, и напоследок все с общего совета и согласия определили: написать кратко изложение веры своей, и точнейшее рассмотрение оного предоставить Священному Синоду Константинопольской Церкви, которой изначала следовали, повинуясь ей как главе Православной Веры Греческой, и обращаясь к ней, как к верному судие, дабы те пункты учения, которые она утвердит, и им удержать; и напротив, которые она отринет, те и им отвергнуть, как ложные.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Разделы портала «Азбука веры» См. также: О разных иконах Пресвятой Троицы «Свят, свят, свят Господь Саваоф!» Бог, почитаемый во Отце и Сыне и Святом Духе, Троица Святая, облекает Церковь в трисолнечный свет. Трисолнечный свет православия. И в этот триединый свет мы вступаем и сопрягаемся с ним лишь посредством неложного исповедания Святой Троицы. Омраченное, лишенное чистоты исповедание заслоняет от нас божественную трисолнечную славу, становится непроницаемым средостением, не давая нам приобщиться к этому свету и наполниться им, подобно тому, как полон был им Спаситель в Преображении. Можно сказать, что не полное, более искаженное исповедание Святой Троицы лежит непреодолимым препятствием на нашем пути на Фаворскую гору, к источнику трисветлой славы Преображения, к святости, которая одна может быть завершением пути. Исповедание Святой Троицы, выраженное в Символе Веры , в молитвах, в изречениях отцов, во всем богослужебном богатстве святой Церкви, должно быть выражено и в иконе. Икона Святой Троицы должна быть той царской печатью, которая дает этому исповеданию завершающую силу. Икона Троицы является исповеданием триипостасного единства Бога, не менее полноценным, чем то, которое выражено словом и является источником догматического исповедания Святой Троицы. Словесное выражение истины веры не дается готовым, но хранится и живет в Церкви, заключенное в Священном Писании, и требует особого словесного выражения, как бы совершенного исповедания Церковью этой истины, которое ложится покровом или как бы броней, защищает истину от искажений или полного ее извращения, стремящихся омрачить Церковь , проникая в нее извне. И как в Церкви действием Божиим и соборным единомысленным усилием создается и наконец рождается лишенное всякого порока церковное определение, исповедующее истину, так и в создании иконы мысль не всегда бывает выражена окончательным и совершенно неизменяемым образом, но возводится действием благодати и подвига на одетую немеркнущей белизной высоту. Такое возвышение и очищение образа можно проследить и в создании иконы Святой Троицы, имеющей бесконечно важное догматическое значение, свидетельствующей о триипостасном единстве Божием, изображающей в той мере, в какой это может быть доступно, Бога в трех Лицах. Думается, что образ Святой Троицы и есть та икона, без которой нет полноты и нет завершения. И она не может быть выражена во всей своей полноте иначе, как в явлении трех Ангелов, ибо в этой иконе, глубоко символической, изображены все три Лица Святой Троицы. И то изображение первого Лица, которое не находит полноты в образе Ветхого Денми, становится, освободившись от тяжести чисто человеческого образа, достойным изображением, в той мере, в которой это мыслимо.

http://azbyka.ru/ob-izobrazhenii-svyatoj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕРОУЧЕНИЕ совокупность догматических положений веры. В ранней Церкви не существовало точного аналога термину «вероучение»: истины христ. веры именовались «апостольским преданием» ( Iren. Adv. haer. III 3. 2) или «преданием истины» (Ibid. III 4. 1). Данные наименования предполагали не просто сумму знаний, передаваемых от апостолов, но полноту благодатной жизни во Христе, харизматическое «помазание истины» (Ibid. IV 26. 2; ср.: 1 Ин 2. 27), полученное Церковью в день Пятидесятницы (ср.: Деян 2. 1-4) и обретаемое христианами в опыте веры. Для сщмч. Игнатия Богоносца (II в.) понятия «учение Господа и апостолов» (τ δγματα το κυρου κα τν ποστλων - Ep. ad Magn. 13), «вера Божия» (πστιν θεο - Eph. 16) и «ведение Божие» (θεο γνσιν - Ibid. 17) синонимичны, а их началом и средоточием является Христос и «тайна Его смерти» (Ep. ad Magn. 9). Однако в условиях миссии и борьбы с ересями В. Церкви выражалось в словесных формулировках - т. н. символах веры. «Предание истины» получало т. о. внешние очертания и становилось «правилом веры» (лат. regula fidei) или «законом веры» (lex credendi). Отделяя истину от ереси и будучи обязательным условием церковного общения, символы служили своего рода средством самоидентификации для членов кафолической Церкви и являлись исповеданием веры для вступающих в нее через Крещение. На основе нек-рых, по всей видимости, палестинских Крещальных символов IV в. ( Петр (Л " Юилье), архим. Замечания о Символе веры//ЖМП. 1969. 1. C. 75) на Вселенских I и II Соборах был сформирован Никео-Константинопольский Символ веры, имеющий в правосл. Церкви непререкаемый вероучительный авторитет. Вместе с уточняющими его определениями последующих Вселенских Соборов Символ веры представляет собой общеобязательное «правило веры». Однако это не означает, что сформулированными догматическими положениями исчерпывается «все вероучение, к-рое жизненно содержится Церковью» ( Булгаков. С. 223). Различаются В., к-рое Церковь изначально содержит во всей полноте, и В., сформулированное ею в силу исторической необходимости. Последнее есть лишь «конспект» целостной и неделимой христ. истины, хранимой в церковном опыте.

http://pravenc.ru/text/158182.html

Особенные виды внешнего богопочтения XXXIX. Исповедание веры К внешнему богопочтению, кроме постоянного и для всех обязательного служения Богу – домашнего и общественного, относятся еще особенные виды внешнего богопочтения, т.е. такие, которые касаются или не всех верующих, а только некоторых, или и всех, но только в известных обстоятельствах жизни. Таковы: исповедание веры, клятва и обеты. Скажем сначала об исповедании веры. Верующий христианин обязан не только внутренне уважать святейшие истины Евангельского учения, но и словом и делом открыто, публично свидетельствовать пред другими, когда того требуют обстоятельства его жизни, т.е. когда молчанием его может быть оскорблено величие и слава Божия, или причинен нравственный вред ближнему. По этой обязанности он не только не должен уступать ложному приличию света там, где вера Христова не терпится людьми, водящимися духом времени и правилами лукавого мира, но не должен уступать и страху мучений и гонений, помня наставление Самого Господа, сказавшего: «кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» ( Мк. 8:38 ). Само собою разумеется, что достоинство исповедания веры зависит, прежде всего, от искренности нашего убеждения, сообщающей единство нашим убеждениям и поступкам и цельность и гармоничность нашей личности. Двоедушие и притворство в людях опасны и вызывают тяжелое и скорбное чувство. Потому-то Спаситель грозно обличал фарисейское притворство и лицемерие и требовал от Своих учеников детской искренности и простоты. Много зависит достоинство подвига исповедания веры еще от силы нашего убеждения, которая, с одной стороны, свидетельствует о нашей расположенности к истине, а с другой – о нашей самодеятельности в приобретении ее и любви к ней. Мы невольно уважаем людей глубоко убежденных, хотя бы даже и заблуждающихся, если только убеждение их есть плод искренней любви к истине и сильной самодеятельности в приобретении ее. Замечательно в данном случае выражение Лютера на Вормском соборе: «на этом стою, иначе не могу». Наконец, достоинство исповедания веры зависит от нашего мужества, чуждого всяких своекорыстных расчетов, с которым мы готовы жертвовать всем для владычества истины. В твердом, мужественном исповедании веры больше нравственного геройства, нравственной доблести, чем в обыкновенном неуклонном соблюдении правил добродетели. Потому-то и Спаситель сказал: «всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» ( Мф. 10:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Вера Святых. Катехизис Восточной Православной Церкви Катехизис содержит основные определения веры. В книге «Вера Святых. Катехизис Восточной Православной Церкви» Николай Сербский последовательно разбирает происхождение и источники православной веры, христианское православное исповедание веры, семь святых таинств, ветхозаветные заповеди, Новый завет. «В чем суть христианской веры? Христианская вера зиждется на том, что Иисус Христос является свидетелем самых важных тайн бытия и обладателем знаний о жизни. Люди не могут овладеть этими знаниями своими собственными усилиями, но постигают их лишь верой в Него. Каковы же эти самые важные тайны бытия и жизни, о которых только Христос имеет истинное знание? Самые важные тайны бытия и жизни таковы: Тайна невидимых реалий: Бога, Ангелов, души человека; Тайна сотворения мира и конца света; Тайна промысла Божьего, ведущего человека и человечество к определенной цели по Его премудрости и всемогуществу; Тайна грехопадения человека и его спасения через боговоплощение; Тайна Царствия Божия как конечной цели земной жизни человека и верного пути, ведущего к этой цели. Тайна воскресения из мертвых, Страшного Суда и вечной жизни.» Вера Святых. Катехизис Восточной Православной Церкви Святитель Николай Сербский (Велимирович) Содержание Введение. О христианской вере Глава 1. Происхождение и источники православной веры Глава 2. Христианское православное исповедание веры Глава 3. Семь святых таинств Глава 4. Ветхозаветные заповеди Глава 5. Новый завет Введение. О христианской вере В чем суть христианской веры?   Христианская вера зиждется на том, что Иисус Христос является свидетелем самых важных тайн бытия и обладателем знаний о жизни. Люди не могут овладеть этими знаниями своими собственными усилиями, но постигают их лишь верой в Него. Каковы же эти самые важные тайны бытия и жизни, о которых только Христос имеет истинное знание?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Православная вера 1. Православная вера. Краткое изложение книги «Православное Исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной «Внимательно прочитай книгу сию, любезный читатель, если хочешь научиться истинной вере... В книге сей содержится, хотя кратко, но не менее того ясно, истинное учение... исповедание правое и чистое», – так писал в 1662 г. Патриарх святого города Иерусалима и всей Палестины Нектарий в своей сопроводительной грамоте к «Православному Исповеданию веры КафолическоСоборной – ред. и Апостольской Церкви Восточной», составленному под руководством и при деятельном участии святого митрополита Киевского Петра Могилы (1596–1647) 1 . Поводом к появлению «Православного Исповедания...» послужили следующие обстоятельства. «Святитель Петр Могила , как только вступил на Киевскую кафедру, нашёл, – свидетельствует Патриарх Нектарий, – паству свою, заражённую некоторыми новыми мнениями неправоверных» (по преимуществу, католиков) (5). Как ревностный защитник святой Православной веры, он сразу же предпринял меры к полному восстановлению изначальной чистоты учения. В деяниях святителя Петра Могилы усматривается архипастырская мудрость, степенность, тщательность. Предвидя трудности в должном исполнении задуманного мероприятия, он вызвал в свой кафедральный город просвещённых мужей митрополии и подчинённых ему трёх епископов – Черниговского, Переяславского и Могилёвского, чтобы сообща определить план деяний. На общем совете и решили подготовить краткое изложение Православной веры. Вскоре оно – под названием «Изложение Российской веры» – было написано и в 1643 г. принято на Ясском соборе. Вслед за этим книга с Исповеданием веры была доставлена четырём восточным православным Патриархам, которые вместе с другими, находившимися при них иерархами, одобрили её, «как содержащую в себе истинное и правое учение, и ни в чём не отступающую от Кафолической и Православной веры Греческой, единогласно объявили всем её чистоту и неложность... назвали её Православной верой не россиян только, но и всех греков» (слова Патриарха Нектария) (6).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Вступление «Твое огласительное учение, – говорил в речи к святителю Филарету, в день исполнившегося пятидесятилетия служения его в епископском сане, от лица Московской духовной академии ректор её, протоиерей А.В. Горский, – соединяя с глубиной и строгостью богословия простоту и доступность для всех, стало учебною книгой Церкви, правилом веры для всех, свидетельством исповедания нашего пред иноверными, возбуждением их к общению и союзу с Церковью истинно-апостольскою». 1 Это было говорено в 1867 году, и еще при жизни великого святителя. Но и теперь, и много спустя после кончины святителя значение его катехизисов отнюдь не умалилось. До сих пор они служат и «учебною книгой Церкви», и «правилом веры для всех», и «свидетельством исповедания нашего пред иноверными», и «возбуждением их к общению и союзу с Церковью истинно-апостольскою», быв переведены на языки: грузинский, арабский и другие восточноазиатские, из европейских на языки: греческий, польский, немецкий, английский и другие. А между тем теперь исполнилось ровно шестьдесят лет с тех пор, как катехизисы Филарета в первый раз были выпущены в свет. Только катехизис митрополита Киевского Петра Могилы , известный под именем «Православного исповедания веры», составленный в XVII веке, 2 превосходит катехизисы Филарета продолжительностью времени своего употребления в православной греко-российской Церкви. Но ни один из других, составленных в России катехизисов, не говоря уже об учебных руководствах по Закону Божию, сменяющихся десятками в течение десятилетий, ни даже катехизис знаменитого Платона, митрополита Московского, не может сравниться с катехизисами Филарета, если не продолжительностью времени употребления своего, то всеобщностью значения для Российской Церкви. И что всего более знаменательно, слава всех остальных катехизисов как бы затмилась при первом появлении катехизисов Филарета и за тем снова затмевалась каждый раз, когда некоторым лицам и по некоторым, не во всем уважительным причинам, хотелось выдвинуть значение тех катехизисов и умалить значение катехизисов Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010