Разделы портала «Азбука веры» Путь осознанной веры Слова апостола Фомы ( Ин.20:28 ) почти сразу приходят на ум, когда задумываешься о том, как и почему мы верим во Христа. Стараясь объяснить самому себе то, к чему шел многие годы, вновь и вновь видишь совершенно ясные и недвусмысленные подтверждения веры, которая некогда родилась где-то глубоко внутри и постепенно выстроила жизнь по своим законам. Нужно ли вообще подтверждать свою веру? Может быть, однажды возникнув, она уже есть в человеке как данность и просто необходимо жить по вере, подкрепляя ее делами. Тогда евангельский рассказ о Фомином неверии вряд ли показался бы нам достойным внимания, ведь он уже однажды поверил Христу и стал Его учеником. Зачем вновь возвращаться к тому, что и так ясно? Если Фома верил Христу, то должен был верить и Его словам о смерти и воскресении, которые много раз повторялись по пути в Иерусалим. Однако Церковь не просто обращает внимание на «неверие» Фомы, но и называет его благим, посвящая Фоме воскресную службу, которая следует за воскресеньем Пасхи. Значит, особое внимание уделяется осознанию человеком своей веры. Подобно Фоме, мы порой ставим Богу условие: «Не поверю, пока лично не получу подтверждения». И, если мы искренни, Бог никогда не отворачивается от нашего «неверия», но так или иначе дает то, что мы ищем. Но стоит ли при этом успокаиваться и полагать, что вера может укрепиться сама по себе, без нашего участия? Фома активно и дерзновенно искал подтверждения веры в Воскресшего Господа. Поэтому, как его «неверие», так и вера стали осознанными и, по сути, раскрыли его личность с разных сторон. Его «неверие» Господь преобразил в личную веру , с которой были сказаны слова: «Господь мой и Бог мой ». Дважды повторяя слово МОЙ, Фома из глубины собственного сознания, разума и сердца утверждает свое ЛИЧНОЕ отношение к Христу как Господу и Богу. Поиск веры, ее подтверждение и исповедание – это непрерывный процесс, в который мы вовлечены самой жизнью. Она ставит нас в разные обстоятельства, когда мы вынуждены проходить испытание своей веры, чтобы вновь и вновь подтвердить самим себе, как и во что верим. Часто это бывает неожиданным и непредсказуемым, но всегда возможно найти силы, чтобы не потерять веру до конца. Можно полагать, что дерзновенное желание Фомы вложить пальцы в раны от гвоздей на теле Христа, а руки в Его ребра ( Ин. 20:25 ), возникло в совершенно особом состоянии, когда он, наверное, находился на грани отчаяния, не зная, что делать и куда идти. Слова других апостолов не убеждали его, потому что он искал личного подтверждения . И получил его.

http://azbyka.ru/put-osoznannoj-very

Всеподданнейший отчет обер-прокурора святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству Православного исповедания за 1896 и 1897 годы Источник Содержание Чрезвычайные события в Церкви и государстве Торжество священного коронования Открытие мощей св. Феодосия Углицкого Торжественные юбилейные празднества в память исторических событий и лиц I. Управление Синодальное Епархиальное Перемены в составе Российской иерархии Потери, понесенные Русской Церковью, в лице скончавшихся иерархов Перемены в центральном управлении ведомства православного исповедания Состояние епархиальных управлений Обозрение епархий преосвященными Обозрение протопресвитером Желобовским церквей военного ведомства II. Церкви и монастыри Церкви Об освящении нового Киево-Владимирского собора Об ассигновании из казны денег на церковныые сооружения Об отпуске из казны денег на устройство парового отопления в Смоленском кафедральном соборе О содержании в благоустроенном виде кладбищ Монастыри Восстановление Смоленско-Зосимовской пустыни Возведение женских общин в монастыри Вновь учрежденные женския общины Обращение в женскую общину существующего в Харьковской епархии приюта Число монастырей и монашествующих О расходе на содержание Алексеевского монастыря в г. Риге Об отпуске из казны по 2.000 р. в год на содержание Бодбийского монастыря III. Утверждение веры и благочестия Положение православия в Холмско-Варшавской епархии Положение православия в западных епархиях Положение православия в Грузинском экзархате Положение православия в Финляндии Миссии и их деятельность I. Сибирские миссии а) Алтайская миссия б) Киргизская миссия в) Миссионерская деятельность в Енисейской епархии г) Миссии в Тобольской епархии: Сургутская и Обдорская. д) Чукотская миссия Якутской епархии е) Камчатская духовная миссия ж) Забайкальская духовная миссия з) Иркутская духовная миссия II. Миссии европейской России а) Калмыцкая миссия в Астраханской епархии в) Киргизская миссия в Оренбургской епархии г) Противомусульманская миссия в Рязанской епархии III.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

М.А. Корзо К вопросу о приписываемых Димитрию Ростовскому катехизисах и их связи с предшествующей традицией Источник Об авторе Корзо Маргарита Анатольевна – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора этики Института философии РАН, korzor@zmail.ru Исследование посвящено содержательному анализу катехизисов «Вопросы и ответы краткия о вере» и «Зерцало Православного исповедания», которые традиционно приписывались митрополиту Ростовскому Димитрию. Показано, что оба катехизиса органично вписываются в предшествующую катехизическую традицию Киевской митрополии, но при этом восходят к разным образцам. Установлено, что «Зерцало» является сокращенной версией «Православного исповедания веры» Киевского митрополита Петра Могилы (Москва, 1696) и композиционно выстраивается по модели трех богословских добродетелей. «Вопросы и ответы», которые атрибутируются А. Б. Григорьевым другому Ростовскому митрополиту – Арсению (Мациевичу), представляют собой оригинальный опыт эклектичного катехизического сочинения. Исследователи творчества Димитрия Ростовского отмечают, что лишь немногочисленные сочинения святителя затрагивают догматические вопросы с. 14]. Плохая сохранность рукописей Ростовского митрополита и некоторая небрежность, с которой были подготовлены ранние издания собраний творений святителя с. 366], стали причиной того, что в XIX в. под именем Димитрия публиковался целый ряд не принадлежавших ему сочинений. В их число попали и два небольших катехизических наставления: «Вопросы и ответы краткия о вере» и «Зерцало Православного исповедания». «Вопросы и ответы» появляются уже в шестой части первого издания сочинений Димитрия Ростовского подготовленного Я. А. Татищевым на основе сборника из его частной коллекции. Общая редакция осуществлялась Московским архиепископом Платоном (Левшиным) с. 14–15; 63, с. 49–50]. Состав издания анонсировался в книгопродавческом объявлении в «Московских ведомостях» [см.: 10, с. 82]. «Вопросы и ответы» входили впоследствии в состав первой части творений святителя, печатались и отдельными брошюрами.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

прот. Иоанн Козлов Троеперстие 1) Православное исповедание, вопрос 51: «Како долженствуем знаменатися знамением честного и животворящего креста? Ответ. Десною рукою подобает творити крест, полагая на челе твоем три великие персты, и глаголи, во имя Отца, и тогда низводи руку на перси, тем же образом, и глаголи: и Сына; и оттуду на десное рамо, глаголя: и Святаго Духа, преводя даже до левого. И егда знаменуеши ся самого святым сим знамением креста, подобает совершити словом сим, аминь. Или егда твориши крест твой, можеши глаголати: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного, аминь». В предисловии к православному исповеданию помещены слова трех патриархов: Адриана Московского, Нектария Иерусалимского и Парфения Константинопольского. Первый из них пишет: «Петр, Могила прозванием, сый муж благорассудства и учения исполнен... сочини сию богодухновенную книгу, наполнив ю чистейшия воды богословских учений и рассуждений, и наименова сию «православное исповедание кафолической и апостольской церкве восточной»... послати умысли новосочиненную свою книгу на совершенное рассмотрение свящ. синоду церкве константинопольской, яко главе сущего греческого православия. С нею же посла от себе мужи учения довольны, Исаию Трофимова, Кононовича и Ксеноновича. Константинопольский же, уведав сие, посла от лица своего екзархи: Порфирия, митр. Никейского и Мелетия Сирига, учителя великой церкви, патриаршеское на себе тогда носяще лице. Иже вси собравшеся в Молдавию купно умно осмотриша, и очистиша ю от всякия чуждыя мысли и примеса, в лето от воплощения, 1643. И ради лучшего уверения послаша оттуду к четырем апостольских престолов православным патриархам. Тии же синодально рассмотривше ону, чисту сущу от всякого примеса и плевела чуждого утвердиша своеручными подписаньми, с сущими при себе синоды, наименовавше (яко и днесь именуется) «православное исповедание кафолической и апостольской церкве восточной» (л. 6 об. – 7 и 8, по 1 изд.). Нектарий Иерусалимский свидетельствует, что собравшиеся в Молдавию вышеуказанные лица, – «к сицевому концу благому книгу приведоша, возъочистивше тую от чуждия мысли всякия, и новшеств оных солепления (срастения). И оттуду абие к четырем апостольских престолов, благочестивым и православным патриархом послаша: иже и яко искренния, и правыя обдержащую догматы, и никако же кафолическия и чистыя греков веры погрешающую, восприяша, и всем купногласно провествоваша, яко есть убо чиста и нельстива, утвердивше же своими тех своеручными подписаньми, кийждо с сущими при себе клирики, яко показуются и зрятся, не токмо россов, повсемственную же всех греков, православную веру сию наименоваша» (л. 12 об. – 13).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Разделы портала «Азбука веры» Что значит исповедовать Христа? Как понимать Его слова: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным»? Каким образом я, обычный грешный человек, могу исповедовать Иисуса Христа перед людьми? Что для этого нужно делать? 5 Ответов В житейском плане, исповедовать Христа значит нелицемерно жить по Его заповедям, не стесняться показывать себя христианином, и безбоязненно при людях воздавть Богу и святым славу. Исповедовать Бога надо своими поступками: исполнять Его заповеди, молиться, причащаться Тела и Крови Христовой. А перед лицом угроз не испугаться назвать себя христианином. При этом без такой необходимости не надо перед всеми впустую говорить: я, мол, христианин и верю во Христа. Приведу длинную цитату по этому вопросу из свт. Феофана Затворника , который критикует евангеликов за их идею обязательно публично заявлять о своей вере: После всего сказанного мною пред сим ты уже и сам можешь решить, сколько правды есть в приводимых тобою словах вашего нового учителя. «Однажды, – пишешь ты, – он много толковал вам о том, что непременно надобно устами исповедать Иисуса Христа и что, как только кто исповедует Его устами, тотчас делается приявшим Его, и Он исполняет его и хранит Своею благодатию. К одному он очень приставал: исповедуй, исповедуй; но тот не согласился. Говорил: совестно как-то». И хорошо очень сделал, что не согласился. Прав дух у него, потому что такое исповедание, ни с того ни с сего, противно воле Божией. Чуткая совесть этого доброго христианина и не позволила ему этого сделать. Это было бы фанфаронство и фиглярство. Исповедание Иисуса Христа есть великий подвиг, и Господь обещал за него исповедать исповедавшего Его пред Отцем Небесным ( Мф.10:32 ). Но в каких данное обстоятельствах исповедание так ценно в очах Господа? – В таких, когда предлежит или исповедать свою веру в Господа Иисуса Христа и за то тут же подвергнуться страшным мукам и быть замучену до смерти, или отвергнуться Христа и принесть жертву идолам.

http://azbyka.ru/vopros/kak-ispovedovat-...

Содержание Введение в Сравнительное богословие 1. Предмет, содержание и цели изучения СБ Богословская Энциклопедия , С. 6825: «ОБЛИЧИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ (или сравнительное, полемическое, то же, что theologia antitetica) — богословская наука, занимающаяся полемикой с противными по отношению к данному христианскими исповеданиями. Православное обличительное богословие, следовательно, имеет целью опровергнуть католичество, протестантство, англиканство, кальвинизм и проч.; критика и анализ иудейства, магометанства и языческ. религий составляет предмет апологетики. Обл. бог. пользуется двояким методом: 1) назовем его метод последовательный, т. е. предмет науки трактуется в порядке исповеданий, сначала католического, затем лютеранского и т. д.; 2) в порядке христианских догматов, а критика исповеданий противных делается сразу. Последний называется символическим, а богословие отсюда иногда именуется символическим богословием. Литература обл. богосл. весьма богата. Лучший курс Обл. бог. написан архим. Иннокентием». Глубоковский в «Русской богословской науке»: «Православие, выясняя себя догматически, по необходимости бывает вынужденно разграничиваться от главнейших христианских исповеданий и раскрывать их условность». Огицкий , с.8: «Сравнительное или обличительное богословие изучает истины православной веры в сопоставлении с теми догматическими, каноническими и церковно-практическими отклонениями, которые содержат инославные, т. е. отпавшие от единства Вселенской Церкви, конфессии». Что изучает и зачем? 1. Римский католицизм, отпавший в 1054 г. — Церковь. 2. Протестантские исповедания — «ортодоксальные», корректнее, традиционные или классические. Три главные ветви, отколовшиеся от РКЦ в XVI b.: лютеранство (основатель — Мартин Лютер), кальвинизм или реформатство (основатель — Жан Кальвин) и англиканство, появившееся в ходе борьбы английских королей за абсолютную власть над Католической Церковью в Англии. «Не Церкви». 3. Экуменическое движение. 4. Нехалкидониты «за бортом». Таким образом, СБ изучает церковные разделения, возникшие после эпохи Вселенских Соборов, те же — «история», ведь шел еще поиск.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

XV. Общие заботы пастыря: различие нужд верующих. Вера интеллигенции и простого народа. Положительные и отрицательные задачи пастыря в отношении веры пасомых. Научение вере детей и взрослых. Три группы взрослых, обращение пастыря с каждой из них. «Иные овцы». Иисус Христос и грешники. Процесс обращения грешника Как общим пастырским заботам принадлежат попечения пастыря об удовлетворении нужд своих пасомых а) в области религиозно-нравственной жизни, б) в жизни социальной и общественной и в) нужд материальных, касающихся внешнего благосостояния пасомых. Само собою понятно, что удовлетворение религиозно-нравственных нужд верующих – совершенствование последних в вере и добродетельной жизни, приведение их к Богу и к вечному спасению является первою и главнейшею обязанностью в душепопечительной деятельности пастыря. На то и поставляется пастырь, для того и получает он благодать Божию, чтобы духовно возвышать людей и приводить их к Богу. Не служащий этому делу пастырь не исполняет своего назначения, не отвечает тем желаниям и ожиданиям, какие возлагает на него Церковь , к каким его обязывает его звание. Но как отцу и матери не могут быть безразличны и всякие другие нужды их дитяти, так и для пастыря не должны быть безразличны всякие другие нужды его духовных детей. Об отношении пастыря к материальным нуждам своих пасомых мы будем говорить в особой главе. Теперь же займемся рассмотрением религиозно-нравственных нужд пасомых и способов удовлетворения этих нужд пастырями. Тут у пастыря есть две обязанности: а) насаждения в сердцах пасомых правой веры и нравственности и б) охранения и очищения того и другого от всяких искажений, извращений и повреждений. «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин.17:3 ), – молился Спаситель. Без веры и познания Бога Отца и Господа Иисуса Христа, значит, не может быть ни истинной религиозной жизни, ни вечного спасения, к которому ведет эта жизнь. Спасен, по словам Господа, будет лишь тот, кто имеет веру, а кто веры не имеет, тот осужден будет ( Мк.16:16 ). И Апостол учил, что веровать необходимо всякому приходящему к Богу ( Евр.11:6 ). В древности не изучивших главнейших истин веры не допускали к вступлению в Церковь . Обязательное предварительное научение истинам веры взрослых, вступающих в Церковь , и чтение Символа веры восприемниками при крещении младенцев и доселе напоминают об этом. Естественно и ясно, что христианин должен знать, что такое христианство : православный должен понимать, в чем же состоит православие: какова его природа и в чем его отличие и превосходство перед другими исповеданиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Сегодня Церковь совершает память святых отцов шести Вселенских Соборов. Шесть Вселенских Соборов — утверждение веры Церкви, которую мы исповедуем. Всего было семь Вселенских Соборов. Седьмой был созван для осуждения еретиков, не почитающих святые иконы. Этот Собор явился как бы печатью всех остальных Соборов. Первый и Второй Соборы, Никейский и Константинопольский, отвергли ересь, посягавшую на Божество Господа нашего Иисуса Христа. Если Христос — просто выдающийся Человек, то почему мне нужно следовать за Ним? Почему не идти за Буддой, Кришной или еще каким-нибудь великим духовным учителем? Но если Он — Бог, тогда все должно измениться в моей жизни. Я должен только Его слушать и Ему одному внимать. Каждое слово, которое Он говорит, должно иметь для меня решающее значение. Мы должны сегодня спросить себя, как мы исповедуем нашу веру, как воспринимаем слово Христово. Не привыкаем ли к этой тайне веры, что Христос — истинный Бог? Особое значение имели так называемые Халкидонские — Четвертый, Пятый и Шестой Вселенские Соборы, которые говорили о соединении двух природ в личности Богочеловека. Никео-Цареградские и Халкидонские Соборы созвучны друг другу. На Первом Вселенском Соборе в Символе веры даже была такая формула исповедания: «последуя святым отцам». То есть Церковь не говорила что-то новое о тайнах веры, а лишь утверждала то, что она всегда знала, приняв от Бога. Но тайны веры надо было оградить от нападок безумных еретиков, от попыток гордого человеческого ума, проникнуть в непостижимое одним своим падшим ограниченным разумом. Церковь поставила меч херувимский — святые догматы — у входа во Святое Святых. Суть Никео-Цареградских Соборов сводится к тому, что Господь наш Иисус Христос единосущен Богу Отцу, а смысл Халкидонских Соборов — к тому, что Господь наш Иисус Христос единосущен нам, роду человеческому. И ту, и другую тайну они соединяют. Мы знаем, что и в наше время появляется много еретиков. Сатана не может расшатать Церковь путем отмены Символа веры. Это невозможно, потому что Символ веры — недвижимый камень, как и заповеди Божии, и отказывающийся строить на нем, сразу обнаруживает себя. Враг Церкви избрал другой путь: попытаться соединить несоединимое.

http://moral.ru/vi-soborov/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Во что мы верим? (Объяснение символа веры) В данной книге святитель Николай Сербский размышляет над строками Символа веры — самого краткого и емкого исповедания христианской веры. Символ веры читается крещаемым (или крестными) перед таинством Крещения, Символ веры поется верующими на Божественной литургии. основы православной веры   Святитель Николай Сербский   во что мы верим? (объяснение символа веры)   СИМВОЛ ВЕРЫ Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь. Верую во единаго Бога… Кто сеет семя доброе по целине? Одаренный словом так не делает. Одаренный словом сделает по Слову Божьему. Он сначала раскорчует ниву, расчистит ее от бурьяна и тогда только посеет семя доброе. Нива — это душа человеческая, бурьян — многобожие, доброе семя — вера во единаго Бога . Сегодня вам кажется, что веровать в одного единственного Бога совершенно естественно и просто, а верить во множество богов смешно и странно. Но так было не всегда. Были времена, когда на всем свете только несколько человек верили во единаго Бога ; затем наступили другие времена, когда только один народ веровал во единаго Бога . И все остальные народы, народы-язычники, смотрели с презрением богача на этих монотеистов, потому что у них только один Бог, будто бы этого слишком мало. А верующие в одного Бога между тем с удивлением и сожалением смотрели на идолопоклонников, потому что те, имея много, не имеют ничего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Скачать epub pdf Введение в Символ веры Что такое – вера? «Есть же вера уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» (Апостол, ко Евреям, зач. 326). «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр. 11, 1 ). Или: нелюбопытствующее признание; или: признание по доброй воле; или, как сказал великий Василий: «Вера является признанием не подвергающим суждению рассудка слышанных вещей, в полноте истины возвещенных Божией благодатью». Символом именуется ( Символ Веры ) как знамение веры в душе. Поскольку душа является вещью бестелесной, и сущие в ней догматы (веры) невидимы и безобличны, то поэтому для нее явилась нужда в сем исповедании (веры), дабы благодаря сему явила себя сущая внутри ее вера и не осталась она неявленной.     Верую: То есть, не подвергая любопытному исследованию, я приемлю догматы , имеющие быть возвещенными. Правда, древние отцы говорили: Веруем, употребляя множественное число. Впрочем и то, и другое сводится к одному и тому же. Потому что те сказали это во множественном числе, выражая и общее их суждение относительно предметов веры, а также и личное каждого из них в отдельности; мы же, напротив, в индивидуальном порядке исповеданием веры выражаем верование присущее всей христианской целокупности. Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя: Здесь по разному ставят знак препинания: так, одни ставят запятую после слова Бога, как бы принимая сие наименование как реченное в отношении всех Трех Ипостасей, а другие связывают это слово с последующим текстом. Гиппон 1 и преданный наслаждениям Эпикур совершенно не знали Бога, приписывая все случайности и этим вводя беспорядок. В то время, как один из них вздорил, говоря, что вода является началом всего 2 , а другой – бесконечные атомы. Платон говорил, что Бог является «идеей» и материей, поскольку, как он говорил, без наличия примера Бог не мог бы создать ни материю, ни мир, и таким образом нечто и совечно с Ним и собезначально. Валентин 3 утверждал, что существует 30 богов, последователи Маркиона 4 говорили о трех «началах», приверженцы Кердона 5 учили о существовании двух богов, а Манихеи 6 – о двух «началах».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010