1. Наставление оглашенных в христианской вере Во время приготовления своего ко св. Крещению оглашенный обязан, согласно апостольскому наставлению, издревле принятому (Лаод. собора прав. 7) церковию в основание учения благочестия для вступающих в нее и указующему христианам в настоящей жизни преимущественно на веру в Бога, надежду на Него и любовь к Нему ( 1Кор. 13:13 ), изучить руководство в вере христианской – Символ, содержащий краткое изложение веры, необходимой всякому верующему; руководство к надежде христианской – молитву Господню или молитву верных и иные молитвы, особенно молитву ко Пресвятой Богородице, извлеченную из слов Архангела Гавриила, благовествовавшего Пресвятой Деве о воплощении Сына Божия; наконец, руководство к любви христианской – заповеди Божии, заключающиеся в десятословии. Начало обычая произносить пред Крещением исповедание или Символ веры вкратце указано Самим Спасителем, установившим Крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа, и апостолами, при которых крещаемый или призываемый в церковь Христову, «исповедал доброе исповедание пред многими свидетелями» (Тим. 6:12). Так произнес пред Крещением исповедание веры евнух ( Деян. 8:37 ). Впоследствии в 364 г. 7 правилом Лаодикийского собора постановлено присоединять к церкви по изучении символа веры . Первоначально Символ веры пред Крещением произносили апостольский (Постановл. Апостол. кн. 7, гл. XLII. Тертул. в прещениях против еретиков, 13), а потом никео-цареградский, составленный первым и вторым вселенскими соборами в 325 и 381 годах. Отцы первого всел. собора, изложив Символ веры , говорили: «Как приняли мы от предшествовавших нам епископов и при оглашении и при восприятии Крещения, как научились божественных писаний: так веруем и теперь и представляем вам нашу веру» (Сократ, «Церковн. истор.», кн. 1, гл. 8). Об изучении молитвы Господней верующими свидетельствуют «Постановления Апостольские» (кн. VII, гл. 25, 45). Тертуллиян в книге своей о молитве (О молитве, IX), св. Златоуст (Златоуст в XIX беседе на Мф., 5), бл. Августин (Августин в 42 слове говорит, что молитву Господню оглашенные начинали учить за неделю до Крещения).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О вере или изъяснение символа веры Поучение 8 Приступая к изъяснению Символа веры , ныне раскроем: 1) понятие о Символе веры, и 2) предложим слова самого Символа, показывая содержание каждого члена его, чтобы вам удобнее было представить общее содержание Символа веры . 1) Понятие о Символе Веры Символ, слово греческое, значит знак или примета; а на церковном языке Символом веры называется краткое изложение учения о вере, которое должны содержать и исповедовать православные христиане. Исповеданием православного учения о вере мы отличаемся не только от неверующих, но и от неправославных христиан, которые содержат нечистое, или неправославное учение о вере: поэтому краткое, но точное изложение православной веры и называется православным Символом, или как бы отличительным знаком христиан православных. Символ веры , который повседневно слышим в Церкви, составлен святыми отцами первых двух вселенских Соборов, и признан неприкосновенным на следующих вселенских соборах, как содержащий истинное и неизменное учение православной Церкви. Посему этот Символ веры от времени вселенских Соборов и доныне неизменно содержится православною Церковью. Всем православным христианам надобно твердо знать на память этот Символ веры и хорошо понимать его, чтобы, размышляя о Божественных истинах, в нем предлагаемых, всегда питать в душе благочестие и благоговение к Богу. 2) Изложение Символа Веры Символ веры разделяется на двенадцать членов или частей. Первый член читается так: Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. В этом члене говорится сперва о Боге, как едином по существу, потом о первой Ипостаси или о первом лице Святой Троицы – Боге Отце, и далее о Боге, как Творце и Промыслителе мира. Второй член читается так: И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век, света от света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. В сем члене говорится о втором Лице Святой Троицы, Сыне Божием, и показывается Его Божественное величие.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Содержание НЕКТАРИЙ. Божиею милостию Патриарх Святаго града Иерусалима и всея Палестины ПАРФЕНИЙ Божиею милостию Архиепископ Константинополя, нового Рима, и Вселенский Патриарх Часть первая. О вере О Символе веры О первом члене Символа веры О втором члене Символа веры О третьем члене Символа веры О четвертом члене Символа веры О пятом члене Символа веры О шестом члене Символа веры О седьмом члене Символа веры О восьмом члене Символа веры О девятом члене Символа веры О десятом члене Символа веры О одиннадцатом члене Символа веры О двенадцатом члене Символа веры Часть вторая. О надежде О молитве О Молитве Господней О первом прошении О втором прошении О третьем прошении О четвертом прошении О пятом прошении О шестом прошении О седьмом прошении О заключении Молитвы Господней О блаженствах О первой заповеди блаженства О второй заповеди блаженства О третьей заповеди блаженства О четвертой заповеди блаженства О пятой заповеди блаженства О шестой заповеди блаженства О седьмой заповеди блаженства О восьмой заповеди блаженства О девятой заповеди блаженства Часть третья. О любви О христианских добродетелях Молитва Пост Милостыня Мудрость Справедливость Воздержание Мужество О грехе Гордость Любостяжание Блуд Зависть Чревоугодие Злопамятство Леность Грехи против Духа Святого О Заповедях Божиих О первой заповеди О второй заповеди О третьей заповеди О четвертой заповеди О пятой заповеди О шестой заповеди О седьмой заповеди О восьмой заповеди О девятой заповеди О десятой заповеди О святых иконах ИЗЛОЖЕНИЕ ВЕРЫ Святого отца нашего Григория Чудотворца, Епископа Неокесарийского, по данному ему откровению     Читая духовные книги без указания, вы опасаетесь, как бы вам не впасть в какие-либо неправильные мысли и неправильные мнения. Опасение ваше весьма основательно. Поэтому, если не хотите пострадать такого бедствия душевного, не читайте без разбора всякие новые сочинения, хотя бы и духовного содержания, но таких сочинителей, которые не подтвердили своего учения святостью жизни, а читайте творения таких отцов, которые признаны Православной Церковью за твердо известные и без сомнения назидательные и душеспасительные. Чтобы не потерять твердое Православие, возьмите в руководство себе и детям своим книгу “Православное Исповедание” Петра Могилы . Рассмотрите ее со вниманием и со тщанием, и написанное там содержите в памяти твердо, чтобы и самим хорошо знать дело своего спасения, и знать, что нужно сказать и указать детям в приличное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Толкование на Символ веры Ясное и чёткое изложение основных положений православного вероучения. Предлагаемое «Толкование на Символ веры» написано совместно Владимиром Лосским и архиепископом Петром (Люилье). Лоский и Люилье пишут о необходимости понимания, а следовательно толкования Символа веры: «Символ веры — это торжественное исповедание христианских догматов, которое читается или поется во время литургии, перед началом евхаристического канона. Первое слово этого священного текста — Верую — связано с каждым последующим членом Символа и придает этому изъявлению общей веры христианского народа характер личного участия и ответственности каждого члена Церкви, который произносит вместе с другими «верую», и далее «исповедую», «чаю» (ожидаю с надеждой). Но достаточно ли исповедовать одними устами, даже со всем сердечным благоговением, если ум не прилепляется к смыслу этих слов, найденных отцами Церкви, чтобы Богооткровенная истина стала доступной каждому человеческому разуму, просвещенному верой во Христа? Великий православный богослов прошлого века Митрополит Филарет Московский делал различие между верой как Богооткровенной Истиной и верой как сознательным принятием откровения. Слепая приверженность авторитету веры недостаточна для того, чтобы «обладать верой». Свт. Филарет писал, что пока наша вера покоится на Священном Писании и Символе веры, она принадлежит Богу, Его пророкам. Его апостолам, отцам Церкви, это еще не наша вера. Но когда она закрепляется в наших мыслях, нашей памяти, тогда мы обрели ее, обладаем ею. Следовательно, необходимо изучать все 12 членов Символа веры для того, чтобы слова, которые мы слышим за каждой литургией, пробуждали нашу мысль и делали нас сознательными членами Церкви Христовой.» Владимир Николаевич Лосский Толкование на Символ веры Введение Символ веры — это торжественное исповедание христианских догматов, которое читается или поется во время литургии, перед началом евхаристического канона. Первое слово этого священного текста — Верую — связано с каждым последующим членом Символа и придает этому изъявлению общей веры христианского народа характер личного участия и ответственности каждого члена Церкви, который произносит вместе с другими «верую», и далее «исповедую», «чаю» (ожидаю с надеждой).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=698...

Часть 2. О распространении и охранении православной веры Отдел четвертый. О распространении православной веры Глава 19. Постановления о Господствующей церкви Первенствующая в Российской Империи вера есть христианская Православная Кафолическая Восточного исповедания. Но и все не принадлежащие к господствующей церкви, подданные Российского Государства, природные и в подданство принятые, также иностранцы, состоящие в Российской службе, или временно в России пребывающие, пользуются каждый повсеместно свободным отправлением их веры и богослужения по ее обрядам. Эта свобода веры присвояется не только христианам иностранных исповеданий, но и евреям, магометанам и язычникам, да все народы, в России пребывающие, славят Бога Всемогущего разными языками по закону и исповеданию праотцев своих, благословляя царствование российских Монархов и моля Творца вселенной об умножении благоденствия и управления силы Империи. (Ст. 40, 44, 45 Осн. Зак. Свод. 1857 г. Ст. 1 и 2 Т. 11 Уст. Иностр. Испов. Свод. 1857 г. Ст. 73 Уст. Пред. Прест. изд. 1876 г.) Одна господствующая церковь имеет право в пределах государства убеждать непринадлежащих к ней подданных к принятию ее учения веры. Но эта вера порождается благодатью Божию, поучением, кротостью и более всего добрыми примерами. Поэтому господствующая церковь не дозволяет себе ни малейших понудительных средств при обращении последователей иных исповеданий и вер к православию, и тем из них, которые приступить к нему не желают, отнюдь ничем не угрожает, поступая по образу проповеди апостольской 104 . (Ст. 78 Уст. Пред. Прест. изд. 1876 г. сн. ст. 4 Т. 11 ч. 1. Уст. Иностр. Испов. Свод. 1857 г.) Никто без ведома и благословения Епархиального Архиерея проповедовать иноверным православие да не дерзает. (Ст. 79 Уст. Пред. Прест. изд. 1876 г.) Духовные и светские лица прочих христианских исповеданий и иноверцы строжайше обязаны не прикасаться к убеждению совести не принадлежащих к их религии, в противном случае они подвергаются взысканиям, в уголовных законах определенным. (Ст. 4 Т. 11 ч. 1 Уст. Иностр. Испов. Свод. 1857 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Введение. Откровение Божие, устное Предание и Священное Писание Часть I. Исповедание, или Символ Веры О первом члене Символа Веры а) О Боге и Его свойствах б) О Пресвятой Троице в) О невидимом и видимом мирах г) Об Ангелах д) О человеке Второй член Символа Веры. О Боге Сыне, Господе Иисусе Христе Третий член Символа Веры а) Как Сын Божий стал человеком б) Молодость и служение Христа в) Вера в Господа Иисуса Христа г) О Пресвятой Богородице Четвертый член Символа Веры. О страданиях и смерти Господа Иисуса Христа Пятый член Символа Веры. О Воскресении Господа Иисуса Христа Шестой член Символа Веры. О Вознесении Господа Иисуса Христа Седьмой член Символа Веры. О втором пришествии Господа Иисуса Христа Восьмой член Символа Веры а) О Духе Святом б) О милости Божией Девятый член Символа Веры а) О Церкви вообще б) Господь Иисус Христос является единым главою Церкви в) О свойствах Церкви 1. Церковь есть только одна 2. Святая Церковь 3. Соборная Церковь 4. Апостольская Церковь Десятый член Символа Веры. О Святых Таинствах Одиннадцатый член Символа Веры. О воскресении мертвых Двенадцатый член Символа Веры. О жизни вечной Часть II. Заповеди Божии А) Десять заповедей Божиих 1. Первая заповедь Божия а) О вере б) О надежде в) О любви г) О богопочитании д) О почитании Ангелов и святых 2. Вторая заповедь Божия 3. Третья заповедь Божия 4. Четвертая заповедь Божия 5. Пятая заповедь Божия 6. Шестая заповедь Божия 7. Седьмая заповедь Божия 8. Восьмая заповедь Божия 9. Девятая заповедь Божия 10. Десятая заповедь Божия Б) Две наибольшие и главные заповеди Божии 1. О любви к Богу 2. О любви к ближнему В) Заповеди блаженства Часть III. О Святых Таинствах 1. О Таинстве Крещения 2. О Таинстве Миропомазания 3. О Таинстве Причащения 4. О Таинстве Покаяния 5. О Таинстве Священства 6. О Таинстве Брака 7. О Таинстве Елеосвящения Часть IV. О грехе, добродетели, милостыне и монашеских обетах 1. О грехе 2. О добродетелях 3. О молитве Господней 4. О посте 5. О милостыне 6. Об обетах Часть V. О богослужениях 1. Введение 2. О храме 3. Действия при богослужениях 4. О лицах, совершающих богослужения 5. О богослужебных облачениях 6. Богослужебные книги 7. Богослужения Православной Церкви а) О Божественной Литургии б) О вечерне, утрене и всенощном бдении Часть VI. О праздниках  

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Первый член Символа веры Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым. Поучение 9 1) Что значит веровать в Бога? Первый член Символа Веры начинается словами: верую во единаго Бога. Остановимся на этих словах. Что значит веровать в Бога? Веровать в Бога значит – иметь живое убеждение или несомненную уверенность в Его вечном бытии, высочайших совершенствах и Божеских делах, как учит о сем слово Божие, и эту веру свидетельствовать нашими делами. Или иначе скажем: веровать в Бога значит с несомненным убеждением принимать, содержать и исповедовать словами и делами то учение о Триедином Боге и Его Божеских делах, которое преподает нам Святая Православная Церковь . Кто говорит: я верую в Бога, но не принимает Божественного учения, предлагаемого православною Церковью , тот заблуждается. Язычник говорит: я кланяюсь и служу богу, т. е. идолу, или другому какому мнимому божеству; но он есть неверующий: потому что не верует в истинного Бога. Иудей также почитает себя верующим в Бога, но он не верует в Иисуса Христа, пришедшего в мир для спасения человеков; потому и иудей есть также не верующий или заблуждающийся. 2) Что значит исповедовать православную веру? Истинная вера в Бога необходимо обнаруживается в делах; ибо вера без дел мертва есть, учит апостол ( Иак. 2:20 ); а такое необходимое дело живой и спасительной веры в Бога есть исповедание сей веры. Что значит исповедовать православную веру? – Исповедовать православную веру значит с благоговением пред Богом объявлять свою православную веру пред другими, христианами и не христианами, словами и делами, и без страха показывать, что мы содержим православную веру, говорить, когда нужно, и поступать во всем согласно с учением православной веры, и если этого будет требовать верность Господу Богу, делать это с непоколебимою твердостью, не смотря ни на какие к тому препятствия, хотя бы надлежало перенести разные оскорбления, угрозы, мучения и самую смерть. Исповедание веры есть необходимое обнаружение глубокого убеждения в святости веры и всецелой преданности сей вере: потому что мы должны прославлять Бога всем существом своим, не только душою, но и телом, не только внутренно, но и внешне.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Главным, основным началом законоположения русской Церкви, и всех постановлений, к собственному управлению её относящихся, изначала было и есть: неизменное сохранение в России учения веры и уставов православно-кафолической восточной Церкви. Довольно, во свидетельство этой истины, указать только на главнейшие эпохи нашей церковной истории. В самом начале русская Церковь основалась принятием веры и крещения от православного Востока. Особенную важность этому обстоятельству придает то, что принятие веры от Греции было следствием сравнения и выбора учений, не только разных вер, христианской, еврейской, магометанской, но и разных исповеданий одной и той же веры христианской. По рассуждению, опыту, убеждению, – преимущество отдано исповеданию восточному. Отсель все внимание правительства, равно и церковного, и гражданского, было постоянно обращено к утверждению и сохранению православия, – в вере, обрядах, установлениях. Мы видим это из самых первых наших официальных актов, церковных и гражданских. Первый из русских митрополитов, Илларион, при своем рукоположении в сан святительский, исповедал православную веру по символу никейскому-цареградскому, и в заключение говорит: «верую же в 7 собор правоверных святых отец, и его же отвергоша, и аз изметаю; и его же прокляша, и аз проклинаю. И яже писанием предаша нам, приемлю, – к кафоликии и апостольстей Церкви притекаю... и тако верую и пред народы исповедаю». 1 Как это исповедание составлено и произнесено по образцу восточному, так и служило образцом для всех, после Иллариона бывших, митрополитов и епископов, которые, сообразно церковным правилам, произносили исповедание при своем посвящении. Такое же исповедание веры еще прежде Иллариона произнес сам великий князь Владимир, во время своего крещения, с обещанием ненарушимо хранить его и не принимать учений иных. 2 Этим же исповеданием великий князь запечатлевал важнейшие из своих постановлений, Церкви касавшихся, как напр. Устав о церковных десятинах и судах, где он говорит: «то все дал есмь по первых царей уряженью и по вселенских святых семи зборов (соборов) великих святитель».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Григорий Палама. Избранные творения В состав тома включены: Исповедание Православной веры святителя Григория Паламы; Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания; Письмо к Акиндину, посланное из Фессалоники прежде соборного осуждения Варлаама и Акиндина; Диспут с хионами. Десятословие по Христианскому Законоположению; Письмо своей Церкви; Святогорский томос. СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА ИЗБРАННЫЕ ТВОРЕНИЯ Содержание Исповедание Православной веры святителя Григория Паламы. Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания. Письмо к Акиндину, посланное из Фессалоники прежде соборного осуждения Варлаама и Акиндина. Диспут с хионами. Десятословие по Христианскому Законоположению. Письмо своей Церкви. Святогорский томос. Исповедание Православной веры святителя Григория Паламы 1341, 1347 и 1351 годах были проведены в Константинополе три Поместных Собора, чтобы судить об обвинениях против исихастов (безмолвников) и в особенности против Иисусовой молитвы. Чтобы защитить исихастов от нападений на эту не только монашескую, но и общеправославную молитву, Соборы провозгласили ряд определений о духовной жизни, о божественных энергиях и благодати, и об обожении человека. В 1351 году святый Григорий Палама предложил отцам Собора свое вероисповедание, которое было «читано перед святым и божественным собранием, чтобы все могли его слышать» и было «всеми утверждено и засчитано как совершенно православное во всем». Несмотря на то, что авторитет этого вероисповедания не находится на одном уровне с авторитетом Никео–Константинопольского Символа веры, который остается на все времена неизменимым выражением Православной Веры, текст Паламы не только важный документ в защите исихастов: его вероисповедание выражает с большой точностью и в определенной форме церковное учение об основных вопросах, не только старых, но и тех новых, которые возникли первый раз на Соборе. Троическое богословие Палама выразил с большим могуществом и строго по церковному преданию. Можно сказать то же самое о его различении между Божественной Сущностью, которая «превыше всякого имени, явления и причастия», и, с другой стороны, Божественными энергиями, «которыми Бог причащается и соединяется по благодати со святыми ангелами и человеками» (см. Вероисповедание). Богословская тема, которую Палама здесь развивает, точно следует учению свв. Василия Великого, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина. За исключением нескольких пунктов, Вероисповедание не является плодом полемики с латинянами. Противник Паламы на Соборах, калабрийский философ Варлаам, был скорее представитель византийского гуманизма, чем латинского влияния, несмотря на то, что он был в своей юности напитан итальянским Renaissance.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Глава X. Святогорский томос При изучении темы «Святой Григорий Палама как святогорец» мы не можем обойти вниманием исповедание веры, которое носит название «Святогорский томос». Мы рассмотрим это исповедание в настоящей главе и покажем его значение, а также важность учения святого Григория. Введение Святой Григорий был истинным святогорцем. Он прожил большую часть своей жизни на Святой Горе, он был связан со святыми отцами, которые вели подвижническую жизнь вместе с ним, и поэтому он выразил опыт афонских подвижников, который на самом деле является опытом Православной Церкви. Как мы видим из других творений святого Григория, на Афоне жили исихасты, которые сохраняли сущность монашеской и христианской жизни, которая заключается в очищении сердца, просветлении ума и причастии Божественной энергии. Именно с этих позиций мы должны оценивать значение святогорцев в сохранении православного учения о Божественной сущности и энергиях и о причастии Божественным энергиям. В богословском споре с Варлаамом святого Григория поддерживали афонские подвижники. В этом отношении Святая Гора сыграла важную роль. «Святогорский томос» составлен самим святым Григорием. Правда, существовало мнение, что, возможно, это исповедание было написано святым Филофеем Коккином, ставшим впоследствии Константинопольским патриархом. Однако это мнение явно ошибочно 621 . Есть множество свидетельств в работах Григория Паламы , которые явно говорят о том, что он сам составил «Святогорский томос», но я приведу только одно. Монах Арсений Студит обратился к святому Григорию с просьбой разъяснить его учение по вопросам, которые волновали Церковь в то время. Григорий Палама написал, что ответ находится в его сочинениях. И естественно, среди своих сочинений он упоминает «Святогорский томос», о котором он ясно говорит: «В Святогорском томосе», который я составил два года назад, мы говорим так, слово в слово...» 622 Одного этого отрывка достаточно, чтобы доказать авторство святого Григория. По всей вероятности, он написал этот текст в ноябре 1340 года, и это исповедание сыграло важную роль на Константинопольском соборе 1341 года, созванном для захциты взглядов святого Григория. Впоследствии святитель неоднократно ссылался на этот текст 623 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010