Согласно Житию, спустя короткое время в К. м. была выстроена ц. во имя Пресв. Богородицы. После завершения монастырского комплекса св. Петр Ивер «собрал множество братьев, всех, кто принимал участие в строительстве, и ознакомил их с правилами и порядком, и определил им настоятеля богопослушного и святого, и назвал монастырь грузинским» ( Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. C. 261). Еп. Петр скончался 1 дек. 491 г. Намереваясь перенести его мощи из Маюмы в «старый монастырь святого», ученики расширили небольшую обитель и обустроили место захоронения: «Когда закончились строительные работы и украсили часовню, под алтарем вырыли почетное место (могилу) и в следующем году, на годовщину за день до смерти, похоронили здесь тело святого» ( Цагарели. 1888. С. 36; Житие Петра Ивера. 1896. С. 200-202; Bagatti. 1968. Р. 44-45). Сведения источников о монастырском строительстве грузин в V в. на Св. земле подтверждают археологические исследования. В 1934 г. во время строительных работ близ стены Старого города в Иерусалиме были обнаружены могилы V-VII вв. Брит. археолог Дж. Айлифф изучил их и на одном из надгробий выявил надпись на греч. языке: «Могила Самуила, епископа иверов и монастыря, ими приобретенного у башни Давида» ( Illife. 1935. Р. 70-80; Давид. 1976. С. 246). В 1952-1953 гг. итальянец В. Корбо нашел восстановленный в 444 г., во времена Петра Ивера, мон-рь св. Феодора в Бир-эль-Кутт под Вифлеемом (в источниках - Лазский), и груз. надписи ( Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. С. 27-29; Георгика . 1965. Т. 2. C. 223; Чачанидзе. 1977. C. 37-58). В 1996 г. в 4,5 км к юго-западу от Яффских ворот Иерусалима, поблизости Умм-Лайсуна, был обнаружен груз. монастырь VI-VII вв. (не идентифицирован) с захоронениями мн. монахов ( Seligman. 2004. C. 238-252). Возможность захоронения Петра Ивера в К. м. могут подтвердить 2 могилы, найденные в алтаре кафоликона К. м. В 1-й (1,99×0,57 м) захоронен мужчина ростом 1,7 м, здесь также была найдена бронзовая монета, датированная периодом правления визант. имп. Аркадия (377/8-408) и имп. Зап. Рим. империи Гонория (395-423), т. е. 395-408 гг. По мнению археолога А. Экономопулоса, «здесь похоронен настоятель, который построил монастырь, или некое знатное, значительное лицо». Вторая могила была повреждена на 2-м этапе строительства церкви и засыпана землей, сохранилась тесаная каменная плита (1,59×0,74 м). В могиле были найдены человеческие кости и череп. Считается, что это может быть погребение сподвижника Петра - Иоанна Лаза, о к-ром в Житии св. Петра сказано: «И похоронили его с большими почестями в грузинском мон-ре, к-рый построили они, святые» ( Кубанеишвили. Хрестоматия 1946. T. 1. 256-272).

http://pravenc.ru/text/2459035.html

Постриженник преп. Пафнутия Боровского, родился 1440 г., основал Волоколамскую обитель в 1479 г. Преставился на 76 году, в 1515 г. К лику святых причтен Московским собором в 1547 г. Пролог. (Прибавления к Творениям О. Ц. М. 1817. стр. 293). Имеет службу. 10 Свв. мучч. дев: Минодоры, Митродоры и Нимфодоры. Сестры, из Вифинии. Пострадали от Фронтона при Максимиане. «И на уды раздробляемы, и огнем снедаеми и железными ногти терзаеми, и на древе повешаеми, и мечем ссекаеми не отвергошася Христа... Троицы поборницы». Стих. 3. Чет. Минея. (Act SS. sept. III. р. 489–493). Мес. В. Март. Р. В службе канон Иосифа. Св. муч. Варипсава. Убиен неверными. Чет. Минея. Мес. В. Св. Пулхерии царицы. Дочь имп. Аркадия, сестра и руководительница Феодосия Младшего, супруга имп. Маркиана. Скончалась в 59 лет, 453 г. Чет. Минея от Никифора, Созомена, Евагрия и Кедрина. (Act SS. sept. III. р. 503–540). Март. Р. Прол. вторично и Мес. В. 7 авг. Свв. апостолов от 70, Аполлоса и Лукия. Св. Аполлос ( Деян.18:24, 25 ; 1Кор.3:6 ) епископсьвовал в Смирне прежде св. Поликарпа; св. Лукий ( Рим.16:21 ) – в Лаодикии Сирской. Чет. Минея 4 янв. (De Lucio Act SS. apr. III. 4). Март. P. 22 апр. В соборе 70 4 янв. Вторично о св. Аполлосе – 8 дек. Свв. трех жен, в горе пустынной обретенных. Обретены Павлом, еп. Монемвасийским, когда он, будучи еще мирянином, посылаем был на Восток, для собирания дани. Жены были из Царьграда, и подвизались в отшельничестве уже более одиннадцати лет, когда были найдены. Чет. Минея по сказанию Павла Монемвасийского. (Писал о событиях 10 века. Сн. Act SS. 24 maii, p. 432. Or. Chr. II col. 218). Свв. Петра и Павла, епп. Никийских. Св. Петр был защитником иконопочитания при Льве Армянине. Пролог. (Or. Chr. I. col. 645). 11 Преп. Феодоры, в мужском образе подвизавшейся. Из Александрии. Впадши в прелюбодеяние, вскоре познала свою вину, облеклась в мужскую одежду и удалилась в Октодекатский монастырь. Одна девица нарекла ее отцом своего дитяти. Изгнанная за сие из обители, Феодора устроила хижину при вратах монастырских, и в ней спасалась до своей кончины, в царствование Зинона (474–491).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Д. скончался 2 авг., при архиеп. К-польском свт. Прокле (434-446). Согласно Житию прп. Ипатия Руфинианского,- за неск. лет до кончины этого святого (446), т. е. ок. 440 г. Его отпевание совершил архиепископ в Великой ц., и весь город пришел поклониться святому. Он был погребен 3 авг. в своем монастыре, и вскоре его мощи стали источать миро, которым исцелялось от различных болезней множество народа. Преемником Д. стал его сын Ф. Сведений о нем практически не сохранилось, известно только, что он был участником IV Вселенского Собора (451) ( Mansi. T. 6. Col. 752). Прп. Исаакий. Икона. XVIII в. (ГМЗРК) Исходя из текста Жития И., годом его смерти следует считать 383-й (это случилось при имп. Феодосии I (379-395), после объявления соправителем его сына Аркадия (383), при архиеп. Нектарии (381-397), в год консульства Меробавда и Сатурнина (383)). Однако др. источники такую дату не подтверждают. Согласно Житию Д., И. жил еще при архиеп. Аттике (406-425). Каллиник, автор Жития прп. Ипатия Руфинианского, также сообщает, что И. был жив еще в 406 г., когда посещал прп. Ипатия в его мон-ре. При этом др. версия Жития Д., изданная М. Гедеоном, подтверждает 383 г. как дату кончины святого (упом. имп. Феодосий и архиеп. Нектарий), однако сам издатель критически относится к датировкам этого сочинения, указывая на разнообразные несоответствия, встречающиеся в тексте ( Γεδεν. 1899. Σ. 144-145). Исследователи неоднократно затрагивали этот вопрос, и, по общему мнению, 383 г. нельзя считать годом смерти И. В наст. время общепризнанной является датировка его кончины периодом после 406 г. (см.: Pargoire. Les débuts. 1899. P. 124; Idem. Date de la mort. 1899. P. 145; Dagron. 1970. P. 233; Lenski. 2004. P. 109). Нек-рые исследователи более конкретно определяют год смерти святого. Так, А. Камерон относит кончину И. к 416 г. на основании данных о ц. первомч. Стефана, в которой были положены мощи И. ( Cameron A., Long J. Barbarians and Politics at the Court of Arcadius. Berkeley, 1993. P. 73-75). Существует мнение, что И. скончался в 424 или 425 г. ( Παπαδπουλος Σ. Γ. Ισακιος//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 1007).

http://pravenc.ru/text/674786.html

Ведь если старец Елеазар пренебрёг огнём, и мать тех блаженных перенесла столько мук в крайней старости, то чем вы сможете оправдаться, чем извиниться, не пройдя для созерцания той борьбы даже небольшого расстояния? 25 . 1 Плодом святитель называет падение Евтропия, который почти за 30-ть дней до настоящего момента был лишён своего высокого положения. 2 У Миня замечено: в аллегорическом смысле говорится о падении Евтропия; последний был сослан в 399 году, в конце августа, а беседа была сказана спустя почти 30-ть дней после этого события; следовательно, в конце сентября того же года, т.е. 399. 5 В объяснение заглавия следует заметить: 1) в Дрипие, отстоявшем от Константинополя около 6-ти верст ( σημεον ­ milliarius, т.е. 1000 шагов; следов., 9Х1000­9000 ш.­ 3000 с.­ 6 в.), была церковь в честь апостола и мученика св. Фомы; 2) под царицей разумеется Евдокия, супруга имп. Аркадия. 8 К этой беседе нужно заметить: 1) имена двух епископов неизвестны, но один был старый, а другой молодой; 2) прославляется имп. Феодосий Великий, умерший 17 января 395 года, и отсюда вероятно, что святитель говорил в 399 году в день кончины императора; 3) упоминаются два узурпатора царской власти: первый – Максим, второй – Евгений; 4) обличается христианская секта, называвшаяся «кафары» ( καθαρς чистый), которая была тогда в Константинополе многочисленна и имела там своего епископа. 9 Здесь, по-видимому, недостаёт отрывка, где святитель противополагал скромность ап. Павла бесстыдству кафаров. 10 Св. оратор уподобляет человеческую душу проливу Эврипу, Εριπος, отделяющему о. Эвбею от материка. Некоторые древние эллинские писатели сообщают, что течение в этом проливе сменялось по семи раз днём и ночью («Pauly, A». Real-Encyclopädie etc. Stuttg. 1844. Bd. Ill, S. 305). 11 Есть предположение, что эта беседа была сказана святителем на Пасхальной седмице. Между предыдущей беседой и этой, в Ватиканском списке, имеется беседа против зрелищ в ипподроме и театре. 12 Эта беседа была сказана святителем между Пасхой и 1-м воскресеньем после Пасхи. Она имеет целью обличить неправду ученых язычников, называемых здесь «эллинами», и заблуждение «иудеев», хвалившихся Авраамом, как своим отцом по плоти. В посрамление тех и других, святитель заставил предварительно готов прочитать на их родном языке из Евангелия и дать объяснение. В Константинополе были тогда православные готы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛАВДИАН [Клавдий Клавдиан; лат. Claudius Claudianus] (кон. IV - нач. V в.), лат. поэт. Род. в Египте, вероятно в г. Александрия; в стихотворениях К. называет р. Нил и о-в Фарос родными местами ( Claudiani Carm. minora. 19. 3; 22. 56); Александра Македонского он именует «основателем отечества» (conditor hic patriae - Ibid. 22. 20). Указания на егип. происхождение К. сохранились у Сидония Аполлинария ( Sidon. Apol. Carmina. IX 274) и в визант. словаре Суда (Suda. K 1707). Утверждение Иоанна Лида , что К. род. в обл. Пафлагония в М. Азии, является ошибочным ( Lyd. Mag. I 47; см.: MGH. AA. T. 10. P. III-V). Дата рождения К. неизвестна, в стихотворении 397 г. он называет себя молодым человеком ( Claudiani Carm. minora 22. 6). Возможно, отец К. принадлежал к военной или чиновнической аристократии из зап. провинций империи и жил в Египте по долгу службы. К. получил классическое лат. образование. Незадолго до 395 г. К. переселился в Италию. Под этим годом в хронике Проспера Аквитанского сообщается: «Получил известность замечательный поэт Клавдиан» (Hoc tempore Claudianus poeta insignis innotuit - MGH. AA. T. 9. P. 463). Позднее в поэтическом обращении к Пробину К. упоминал, что 1-й его латинской поэмой был панегирик консулам Олибрию и Пробину: «В твое консульство мы впервые испили из римских источников, и муза Талия облачилась в латинскую тогу» ( Claudiani Carm. minora. 41. 14). По традиции панегирик консулам был обнародован в Риме. Поэт стал известен в придворных кругах, впосл. ему оказывал покровительство военачальник и регент Флавий Стилихон († 408). Вскоре после этого К. поселился в Медиолане (ныне Милан), где находилась резиденция имп. Гонория (395-423), и фактически стал придворным поэтом. В стихотворных откликах на политические события он неизменно восхвалял своих покровителей и осуждал их противников. В 3 панегириках, посвященных консульствам имп. Гонория (в 396, 398 и 404), представлен идеализированный образ императора и военачальника. Для публичного чтения самого пространного своего панегирика (в 3 книгах), посвященного консульству Стилихона (400), поэт вновь посетил Рим. По просьбе императоров Гонория и Аркадия за этот панегирик римский сенат постановил воздвигнуть статую К. на форуме Траяна. На постаменте статуи была помещена надпись на лат. и греч. языках. В лат. версии говорилось: «Клавдию Клавдиану, светлейшему мужу, трибуну и нотарию, среди прочих достойных искусств славнейшему из поэтов» (CIL. T. 6. N 1710). Греческая версия представляла собой элегический дистих, в ней не упоминалось о должности К., поэта сравнивали с Гомером и Виргилием. О том, что К. занимал должности трибуна и нотария, упоминается также в его произведениях ( Claudiani Carm. minora. 25).

http://pravenc.ru/text/1841193.html

Традиц. перевод выражения οτινς εσιν πσημοι ν τος ποστλοις («прославились между апостолами») нек-рые исследователи предлагали трактовать как «были известны апостолам» ( Moo. 1996. P. 923; Burer, Wallace. 2001) или «были выдающимися в глазах апостолов» ( Cornely R. Commentarius in S. Pauli Apostoli epistolas. P., 1896. Vol. 1: Epistola ad Romanos. P. 776f; Zahn Th. Introduction to the New Testament. Edinb., 1909. Vol. 1. P. 418), что противоречит толкованиям раннехрист. и визант. писателей (Оригена, Иоанна Златоуста, Феодорита Кирского, Икумения и др.); они единодушно понимали эти слова как свидетельство известности Андроника и И. среди апостолов, а не по мнению апостолов, и не как факт знакомства с ними апостолов. И. упоминается не во всех апостольских списках ; в списках визант. типа, напр., в каталогах Псевдо-Ипполита и Псевдо-Дорофея, сведения о ней отсутствуют. В каталоге Псевдо-Епифания говорится, что И. был епископом Апамеи Сирийской (Vitae prophetarum. 1907. S. 126). В сир. апостольских списках сохранилось предание о том, что Иуния была схвачена и казнена на о-ве Самос (Lond. Brit. Mus. Add. 17193, 874 г., Lond. Brit. Lib. Orient. 2695, 1202-1203 гг.- Esbroeck. 1994. Р. 146, 157). Память апостолов Андроника и И. отмечена в большинстве визант. календарей 17 мая. Под этой датой в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) и в Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.) содержится их краткое Житие (SynCP. Col. 689-690; PG. 117. Col. 461), в к-ром в общих чертах без к.-л. географических уточнений рассказывается о распространении христ. веры Андроником и И.; И. названа «для мира умершей и только во Христе жившей». В неск. списках Синаксарей сведения об этих апостолах содержатся под 18 мая (напр., Paris. gr. 1617, 1071 г.). В некоторых рукописях имя И. стоит в муж. роде. Под 22 февр. в Синаксарях приводится сказание о том, что в к-польском квартале Евгения были найдены находившиеся в земле мощи неких святых, от к-рых происходило множество исцелений. Через какое-то время клирику и каллиграфу Николаю было открыто в видении, что это мощи Андроника и И. (SynCP. Col. 483). Синаксарное сказание датирует обретение мощей временем правления имп. Аркадия (395-408) и архиерейства К-польского еп. Фомы I (607-610), что является анахронизмом. Видимо, имя патриарха Фомы вставлено по ошибке, поскольку в этот день отмечалась его память.

http://pravenc.ru/text/1237889.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИР ( 21.03.642), патриарх Александрийский (c 630/1), приверженец моноэнергизма и монофелитства . Сочинения К. сохранились в составе деяний антимонофелитского Латеранского Собора (649) и VI Вселенского Собора (680-681). Первые упоминания о К. относятся к нач. 626 г., когда он был митрополитом г. Фасис (ныне Поти, Грузия). Визант. имп. Ираклий , находившийся в то время в Лазике, обсуждал с К. вопрос о возможности объединения К-польской Православной Церкви с монофизитами. Ираклием была предложена объединительная формула на основе учения о едином богомужном действии , но К. она казалась подозрительной, т. к. из Томоса папы Римского Льва I Великого (449) и постановлений IV Вселенского Собора (451) можно было сделать противоположный вывод о двух действиях во Христе. Император ознакомил К. с посланиями патриарха К-польского Сергия I (610-638), в к-рых тот склонялся к учению об одном действии (моноэнергизм), а также со своим распоряжением на имя Кипрского архиеп. Аркадия I с осуждением учения акефала Павла Одноглазого. По совету Ираклия К. составил послание патриарху Сергию (CPG, N 7610; ACO. T. 2. Vol. 2(2). P. 588-592). В завязавшейся переписке (CPG, N 7604; RegPatr, N 285; ACO. T. 2. Vol. 2(2). P. 528-530) Сергий убедил К., что учение о двух действиях не следует из Томоса свт. Льва и никто из отцов Церкви, писавших о Томосе, напр. патриарх Александрийский Евлогий I , никогда не осмеливался делать такой вывод. Но, по словам патриарха Сергия, именно об одном действии говорил патриарх К-польский Мина (536-552). Убежденный доводами патриарха Сергия, К. склонился на его сторону и стал одним из ревностных приверженцев объединительной политики имп. Ираклия. Ок. 630 г. по распоряжению Ираклия вместо патриарха Георгия I на Александрийскую кафедру был поставлен К. При этом он стал не только патриархом, но и светским правителем (префектом) Египта. Визант. авторы называют его διοικητς, что соответствует рим. чину прокуратора. К. было поручено управление финансами, в т. ч. налоговым ведомством. Однако К. не был префектом августалом и не обладал военными функциями, к-рые в последние годы Патриаршества К. исполнял префект Феодор (Theodorus 166//PLRE. Vol. 3. P. 1280-1282).

http://pravenc.ru/text/1840123.html

Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 9//SC. 341. P. 194-198). На следующий день император, отправившись в предместье К-поля Пемптон ( Janin. 1950. P. 262-263, 374), увидел на поле множество людей (по еп. Палладию, ок. 3 тыс. чел.) в белых одеждах. Это были крещенные на Пасху, но охрана имп. Аркадия, чтобы не навлечь на себя его гнева, сказала, что перед ним еретики. На поле незамедлительно был направлен отряд солдат, к-рый разогнал собравшихся и арестовал еще неск. клириков и множество мирян, в т. ч. жен известных и богатых жителей К-поля ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 9//SC. 341. P. 200-204). С этого времени начались гонения на сторонников И. З., за к-рыми закрепилось название «иоанниты». Они собирались в разных местах, в т. ч. за городскими воротами на ипподроме, построенном имп. св. Константином I Великим ( Sozom.Hist. eccl. VIII 21). Свт. Иоанн Златоуст. Фрагмент росписи алтаря придела ап. Иакова, брата Господня, кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 2-я пол. XV в. Запрещенный в служении, И. З. пребывал безотлучно в епископском дворце ок. 2 месяцев (с Пасхи до его отъезда из К-поля) ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 18; Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 9//SC. 341. P. 204). В течение этого времени дважды готовилось покушение на его жизнь. Исполнитель (невменяемый или притворяющийся им) 1-го покушения был задержан с кинжалом и отдан в руки префекта, но И. З. добился его помилования. Второй случай имел трагические последствия: слуга пресв. Елпидия (врага И. З.) был замечен в епископском дворце и узнан, при попытке остановить его заколол 3 чел., а затем, преследуемый, на улице убил 1 и ранил 3 чел., пока не был схвачен. Префект формально собирался судить его (чтобы успокоить народ), но отпустил. О причастности антииоанновской коалиции к подготовке убийства И. З. было известно (в частности, что 2-му убийце было заплачено 50 монет), и народ требовал казни задержанных, но, по-видимому, ничего не было доказано. После неудавшихся покушений преданные И. З. люди из народа круглосуточно охраняли епископский дворец ( Sozom.Hist. eccl. VIII 21-22; Древние жития. 2007. С. 228-229).

http://sedmitza.ru/lib/text/965169/

Le texte grec des récits utiles à l " âme d " Anastase (le Sinaïte)//Oriens Chr. 1903. Vol. 3. P. 56-90). Архиеп. Аркадию I приписывается Похвальное слово вмч. Георгию Победоносцу (BHG, N 684), ранее он также считался автором Жития прп. Симеона Дивногорца (BHG, N 1689). Литературным творчеством занимались и др. кипрские иерархи VII в.: напр., Леонтию , еп. Неаполя Кипрского († ок. 650), принадлежат Жития свт. Иоанна Милостивого, прп. Симеона Юродивого, свт. Спиридона Тримифунтского (утрачено), «Слово в защиту христиан и против иудеев: об иконах святых» и др., Феодору, еп. Пафосскому,- Житие свт. Спиридона (впервые прочитано 12 дек. 655 в присутствии архиеп. Сергия и др. кипрских иерархов). Из Амафунта происходил богослов и писатель прп. Анастасий Синаит (нач. VII в.- после 701). Преемник Аркадия I архиеп. Сергий считается автором антимонофелитского послания к папе Римскому Феодору I (643), к-рое было прочитано на 2-м заседании 1-го Латеранского Собора (649) (ACO II. Vol. 1. P. 60-64), однако подлинность послания оспаривается ( Hackett, Παπαωννου. 1923. Σ. 54, σημ. 108; Mansi. T. 10. Col. 916). Архиеп. Сергий также упоминается в надписи в пещере прор. Моисея на Синае ( Š ev enko I. The Early Period of the Sinai Monastery in the Light of its Inscriptions//DOP. 1966. T. 20. P. 264). Архиеп. Аркадий II (ранее 680) известен как борец с еретиками из послания против Павла, возглавлявшего на Кипре одну из монофизитских групп акефалов , написанного имп. Константином IV Погонатом (668-685) ( Le Quien. OC. T. 2. P. 1050). Кипрская Православная Церковь в период арабских нашествий В правление имп. Юстиниана II (685-695, 705-711) была восстановлена базилика свт. Епифания и центральную часть Констанции обнесли укреплениями. В 691 г. Юстиниан II организовал переселение большей части населения Кипра во главе с архиеп. Иоанном I на п-ов Кизик (ныне Капыдагы) ( Theoph. Chron. P. 365). Во время осады К-поля (ок. 673-677) арабы захватили п-ов Кизик и создали на Геллеспонте морскую базу.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

16 сент. 1896 г. А. был назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии, настоятелем нижегородского Печерского мон-ря , хиротонисан 6 окт. в С.-Петербурге. А. являлся председателем Нижегородского епархиального училищного совета, нижегородских епархиальных братств Св. креста и Св. блгв. вел. кн. Георгия. С 9 нояб. 1897 г. епископ Туркестанский и Ташкентский. С 19 мая 1898 по 22 февр. 1903 г. действительный член имп. Палестинского правосл. об-ва , с 11 нояб. 1901 г. председатель Туркестанского епархиального комитета Православного миссионерского об-ва . Попечением А. в епархии было открыто 22 новых прихода, 20 церковноприходских школ, благоустроен Иссык-Кульский муж. мон-рь, 19 сент. 1901 г. ташкентская Николаевская жен. община получила статус общежительного мон-ря - первой в Туркестане жен. обители. С 18 дек. 1902 г. епископ Рязанский и Зарайский. Состоял председателем Рязанского епархиального комитета Правосл. миссионерского об-ва, почетным членом попечительства о бедных воспитанниках Рязанской ДС. В годы русско-япон. войны А. неоднократно выступал инициатором сбора пожертвований на нужды фронта. В июле 1906 г. освобожден от управления епархией на 2 месяца в связи с болезненным состоянием, 1 окт. отпуск был продлен на 1 месяц. Указом Синода от 3 нояб. 1906 г. А. был уволен на покой в Валдайский в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рь . Награжден орденами св. Станислава 3-й степени (1884), св. Анны 3-й и 2-й степени (1889, 1896), св. кн. Владимира 3-й степени (1902) и др. наградами. За деятельное содействие об-ву Красного Креста по сбору денежных пожертвований в помощь раненым и больным воинам на Дальн. Востоке А. была выражена благодарность от имени императрицы Марии Феодоровны. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439, 128 [формулярный список]; ГАРО. Ф. 627. Оп. 161. Д. 47. Л. 3, 3об., 4, 6, 8, 9, 10, 11-18, 19-31, 33, 34, 35-42, 43-44, 100. Соч.: Речь, произнесенная 19 янв. 1903 г. при прощании с Туркестанскою паствою//Рязанские ЕВ. 1903. 5. С. 139-141; Прощание преосв. Аркадия с Ташкентскою паствою//Там же. С. 142-144; Речь 14 февр. 1903 г. при вступлении на кафедру Рязанскую//Там же. С. 127-131; Приветственная речь имп. Николаю Александровичу 16 июля 1903 г.//Там же. 15. С. 485-486; Речь, произнесенная на молебне пред началом чрезвычайного собрания дворянства Рязанской губ., 4-го марта 1904 г.//Рязанские ЕВ. 1904. 7/8. С. 209-211; Речь, произнесенная 23 мая 1904 г., при служении молебна пред выступлением в поход на Дальний Восток частей войск, квартировавших в г. Рязани//Там же. 12. С. 379-381.

http://pravenc.ru/text/76044.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010