В 379 г. полководец Феодосий, победив готов, признан был Грацианом императором Востока и Фракии. Он был христианином. В 380 г. Феодосием и от имени Грациана был издан указ в пользу православной веры. По прибытии в Константинополь он изгнал арианского епископа и возвратил все церкви православным. Феодосий торжественно ввел в соборный храм св. Софии Святителя Григория Богослова, православного архиепископа Константинополя, им очень почитавшегося. Феодосием был созван Константинопольский второй Вселенский Собор. Император Грациан в 382 г. в Риме повелел вынести из сената языческую статую Победы. Сын его и преемник Валентиан 2-й, находившийся под влиянием матери Юстины, потворствовал арианам, встретив в 386 г. решительное сопротивление святителя Амвросия, епископа Медиоланского. В отношении язычников Валентиан 2-й был тверд и пал в 392 г. жертвой их заговора. Император Феодосий, победив поставленного после него языческой партией Евгения, вступил в 394 г. в Рим самодержавным царем Востока и Запада. Язычеству нанесен был им уничтожающий удар. В 395 г. Феодосий умер в Милане. Империю свою он разделил между сыновьями. Старший Аркадий (395-408) наследовал восточную половину, младший Гонорий (395-423) — западную. Они оба продолжали уничтожение язычества. Гонорий приказал разрушать все оставшиеся еще храмы и удалил язычников с государственных должностей. На востоке, по указанию Аркадия, монахи-миссионеры обходили провинции и обращали оставшихся там язычников. Сын Аркадия, восточный император Феодосий 2-й (408-450) издал в 425 г. закон об уничтожении языческих храмов, если такие еще существуют. Только в Афинах, в среде неоплатонической школы, держалось еще язычество. Имп. Юстиниан 1-й (527-566) велел в 529 г. закрыть последние языческие школы в Афинах и всех оставшихся язычников с женами и детьми крестить, наставив предварительно в истинах веры. Последние представители язычества, философы, числом семь, удалились в Персию. Из остальных язычников патриций Фотий, уличенный в злом умысле против императора, казнен, другие лишены имений. Только в горных ущельях горы Тайгета, вблизи Спарты, между горами удержалось поклонение Зевсу даже до половины 9 в. (еп. Арсений).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2187...

Чет.-Мнн. 15 августа. 474 Византийские летописцы Амартол, Георгий Монах, Лев Грамматик и др. По Никоновскому списку летопись Нестора под 866 годом. Истор. Карамзина, том 1, примечание 284. 479 Принесение из Иерусалима полагают в царствование Аркадия, а из Зилы – в царствование Юстиниана. Чет.-Мин. 31 августа – примечание. 481 Прибавление к твор. Св. отец в русском переводе, 1850 г., кн. 4. Ватопед. Святогорца кн. 2, письмо 13. 487 Записки об иконе в селе Калужке. Слава Богородицы в Россин, 1803 г. Москва, часть 3, отдел. 3. Полное собрание законов Рос. имп. 1817 г., 26, 638. 488 Путешествие ко св. русским местам – Киев, Братский монастырь. См. в Месяцеслове с описанием монастырей, 1848 года 16-е издание. Также в рукописи Императорской библиотеки, под 938 из хранилища Погодина. Отечественные записки 1827 года, 18. Киевский паломник 1845 г. 496 Деисисом называется пзображение Господа с Богоматерью и Предтечей и значит с греческого ( δη σς) – «поклонение» или «моление». 497 См. Путешествие по св. русским местам. – Теремные церкви н София Новгородская. Также Рпмск. письм. ч. 2, пис. X. 500 Писанным на латннском языке декретом Луцкого и Астраханского епископа Силивестра Лубяницкого-Руднецкого, называвшегося гакже и экзархом митрополии Киевской и всея России. 501 Матер. для статист. Росс. имп. – Волынская губерния, 1841 г. Журнал «Звездочка», 1848 r., XIV. 503 Писанного в 1605 году иезуитами, под именем Бареццо или Бареццы, см. в Чтении Имп. Москов. общ. истории и древностей 1647 года, 5. 504 Сказание о Курской иконе Богоматери и о различных от нее чудесах – в описании рукописей Румянц. музеума в Санкт.-Петербурге, под 364. 505 В 1687 году, по грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевнчей, Курская икона поднимаема была к известному князю Василию Голицыну. 506 Джунковского Исторпч. известие о явленной чудотворной Курской иконе «Знамение» Божией Матери, 1844 г. 515 Истор. княж. Псковского, 1, XIII. Надпись на чудотв. иконе Псково-Покровской. Истор. княж. Псковского, Ill, V. 523 Истор.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

(X в.). Не находит объяснения то обстоятельство, что в описании эпохи Константина Н. К. К. доверял полулегендарному позднему Житию и не использовал соч. «Жизнь Константина» Евсевия. Вероятно, это произведение Евсевия Памфила автору не было известно. В следующих книгах главными источниками становятся труды историков Сократа Схоластика , Созомена, блж. Феодорита Кирского и Филосторгия (текст Н. К. К. позволяет реконструировать ряд фрагментов утраченного сочинения Филосторгия). Этот состав источников остается почти неизменным для всего повествования Н. К. К. до кон. IV в. (кн. 8-12; от основания К-поля и Вселенского I Собора до смерти имп. Феодосия I в 395). Однако в связи с этим в изучении труда Н. К. К. остается нерешенной проблема, в какой мере он использовал работы этих историков: напрямую или по компилятивной «Церковной истории» Феодора Чтеца (кон. V - нач. VI в.). Поскольку работа Феодора Чтеца утрачена, определенного ответа на этот вопрос нет; наиболее авторитетным считается мнение Ф. Винкельманна, согласно к-рому Н. К. К. не был известен труд Феодора Чтеца в полном объеме, но он все же использовал его подробную эпитому, к-рая была значительно более пространна, чем дошедшие до нас фрагменты ( Винкельман. 1971. С. 43). В 13-й книге (38 глав), к-рая посвящена правлению имп. Аркадия , а также свт. Иоанну Златоусту (395-408) композиция вновь усложняется. Наряду с упомянутыми работами церковных историков Н. К. К. использует Житие Иоанна Златоуста Симеона Метафраста (BHG, N 875; X в.), Житие св. Олимпиады (BHG, N 1874), «Повесть о перенесении мощей свт. Иоанна Златоуста» Космы Веститора (BHG, N 878). В 14-18-й книгах, посвященных периоду от начала правления имп. Феодосия II до свержения Фоки (408-610), источниковая база Н. К. К. вновь меняется. Для изложения истории V в. Н. К. К. обращается к истории Евагрия Схоластика , а также к визант. хроникам. Характер использования хронистов также сложен и не вполне ясен. В тексте Н. К. К. постоянно встречаются совпадения с хрониками Иоанна Малалы (сер.

http://pravenc.ru/text/2565538.html

Царь, думая, что это случилось по забывчивости, приказал Амфилохию приветствовать и сына. Тот отвечал, что довольно чести, оказанной самому царю, а о сыне нечего спрашивать; сын. – не то, что царь. Царь, рассердившись, сказал, что бесчестие сына для него личная обида. Тогда Амфилохий воскликнул: «видишь царь! ты не терпишь обиды сына. Поверь же, что и Бог отвращается людей, хулящих Его Сына». Услышав это, царь очень удивился и тотчас же написал закон, запрещающий еретические собрания» 134 . Наследниками своей обширной империи Феодосий оставил двух сыновей своих, поручив Аркадию восток, а Гонорию запад 135 . В московском государстве припомнили этот историч. пример в 1682 г., когда возвели на престол двух государей Иоанна и Петра Алексеевичей 136 . Конечно, сходства между двумя событиями было мало, потому что Аркадий и Гонорий владели совершенно отдельными территориями, тогда как Иоанн и Петр Алексеевичи должны были властвовать в одном моск. государстве. Со смерти имп. Феодосия (17 янв. 395 г.) начинается, собственно, византийская история; Византия начинает жить совершенно обособленной жизнью, хотя византийцы удерживают за собой название римлян во все время существования восточной империи. Имп. Аркадий (395–408) Рассказ Амартола о царствовании имп. Аркадия почти исключительно занят отношениями царя и царицы к Иоанну 3латоустому. Сущность столкновения Иоанна Златоустог о с предержащей властью у Амартола излагается так: «враги божественного Иоанна бессмысленно и неразумно возненавидели его и оклеветали, как человека сурового и гневливого. Блаж. Иоанн проповедовал в церквях против женщин, а враги разгласили, что он говорит против Евдоксии и донесли ей об этом. Царица стала горько жаловаться Аркадию на Иоанна, нанесшего ей будто бы тяжкое оскорбление, и раздражила царя против Иоанна. Царь приглашает Феофила, ( е. александрийског о) как открытого врага Иоаннова, который прибыв в поместье Руфина Дуб ( τ Δρ τ ν Ρουφινινοις) составил собор против Иоанна и осудил его на изгнание. Народ, узнав об этом, поднял великое восстание, не соглашаясь на удаление Иоанна из города. Евдоксия, побежденная народным негодованием, ходатайствовала пред Аркадием за Иоанна и, послав евнуха Вриссона, возвратила Иоанна из Пренета. Феофил и его сторонники, испугавшись обратились в бегство, а остальные 60 епископов, собравшись, признали незаконным все, постановленное в Дубе, и праведно утвердили епископство за Иоанном. Но вслед за тем вышла история из-за серебреного монумента Евдоксии и из-за виноградника вдовицы; опять ненависть, и опять гнев, опять вражда и обличение в проповеди , начало которой таково: паки Иродиада беснуется….

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

В 202 г. Византий вступил в войну против Македонии в союзе с Родосом, Хиосом, Пергамом и неск. др. полисами. В 201 г. посольство союзников было принято рим. сенатом и Рим согласился вступить в войну против Македонии на их стороне. Т. о., война, закончившаяся в 197 г. разгромом македонцев, стала началом многовекового союза Византия с Римом. Римские политики неизменно ценили стратегически важное положение и экономическую мощь Византия, стремились использовать союз с ним на взаимовыгодной основе и не вмешиваться во внутренние дела полиса. Со 146 г. Византий имел статус федерата Рима. Римляне постоянно использовали Византий как одну из главных баз во всех походах на Восток во II в. до Р. Х.- I в. по Р. Х., присоединив к своим владениям сначала эллинистические гос-ва М. Азии и Сирии, а затем воевали с парфянами и их союзниками. В системе формирующейся Римской империи Византий очень долго сохранял независимый статус. Лишь в правление имп. Веспасиана в 74 г. по Р. Х. город был включен в состав рим. провинции Вифиния и Понт и управление им было передано рим. наместнику. В целом почти 400-летний период, с нач. II в. до Р. Х. и до кон. II в. по Р. Х., был стабильным в истории города. Византий за это время ни разу не подвергался угрозе нападения. По преданию, в I в. в Византии появилась христ. община; ее основателем стал св. ап. Андрей Первозванный , проповедовавший в этих местах (см. ст. Константинопольская Православная Церковь ). Стены Византия славились неприступностью. Даже после их разрушения имп. Септимием Севером Дион Кассий восхищался остатками крепости, к-рые видел в нач. III в. ( Dio Cassius. Hist. Rom. LXXV 14). Неподалеку от порта находился стадион, к востоку от акрополя располагался театр. В городе было 2 главные площади: Стратегион в зап. части и Фракион в южной. При имп. Адриане (117-138) был построен акведук, который снабжал главную городскую цистерну Ахилла, находившуюся рядом со Стратегионом. На сев. оконечности мыса находились храмы Зевса Урия и Кибелы. В городе был храм Диониса ( Herod. Hist. IV 87), а также алтарь Артемиды Орфосии, сооруженный из столбов, установленных Дарием на месте его переправы через Боспор в 513 г. В сер. III в. до Р. Х. с укреплением связей с птолемеевским Египтом возник храм Сераписа и Исиды. Считается, что на холме Ксиролоф, на месте позднейшего форума Аркадия, находился храм Аполлона.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

При еп. свт. Мелетии (Леонтовиче) во исполнение указа Синода от 27 мая 1828 г. начала действовать миссия для возвращения в Церковь старообрядцев. Из числа наиболее способных клириков были выбраны 6 миссионеров в сане протоиерея (по одному на каждые 2 уезда). Архиеп. Аркадий (Фёдоров) активизировал противодействие старообрядцам, привлек к миссионерству наиболее образованных клириков епархии, лично проповедовал в отдаленных старообрядческих скитах. При этом проповедь среди старообрядцев нередко вызывала сопротивление светских чиновников, недовольных вмешательством миссионеров в дела заводских администраций и требовавших передать дело обращения приверженцев «старой веры» приходскому духовенству. Если к 1833 г. в епархии действовали 4 единоверческих прихода, то в конце правления еп. Аркадия их насчитывалось уже 70. В то же время при обращении старообрядцев использовалось адм. давление. Архиеп. Аркадий направлял властям доносы с требованием «ловить» беглых священников. Объясняя необходимость таких мер, Пермский архиерей сообщал, что в Оханском у. единоверческий священник за месяц совершил лишь 2 брака, тогда как за тот же срок «беглый поп» обвенчал до 340 пар. Беглых священников стремились воссоединить с Церковью, обещая им места на богатых приходах. В 1837 г. старообрядцы подали бывшему в Перми цесаревичу Александру (впосл. имп. Александр II) жалобу за подписью 9900 чел. на притеснения со стороны сельского начальства, жестокими методами принуждавшего приверженцев «старой веры» присоединиться к единоверию. В ответ на обращение было назначено следствие с участием жандарма, которое не подтвердило фактов притеснения старообрядцев (Пермские ЕВ. 1874. Отд. неофиц. 29. С. 305-306). За миссионерскими трудами архиеп. Аркадия следил первенствующий член Синода митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Серафим (Глаголевский) , к-рый в 1837 г. призывал Пермского архиерея не допускать обращения подчиненных ему миссионеров к гражданскому начальству для принятия полицейских мер в отношении старообрядцев. Митр. Серафим в связи с жалобами старообрядцев на действия миссионеров Пермской епархии предписал поступать «сообразно обстоятельствам и духу» правительственных распоряжений, «наклоняя упорствующих в пользу Церкви более убеждениями, нежели настоятельными требованиями, могущими казаться мерами насильственными» (РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 918. Л. 35 об., 50, 53 об.).

http://pravenc.ru/text/2580028.html

СПб., 2001. С. 354-379. К. А. Панченко Египет Хронологически визант. период истории Египта определяется с IV в. и до времени араб. завоевания (40-е гг. VII в.). Однако в папирологии принято вести отсчет с царствования имп. Диоклетиана, когда были заложены адм. основы последующего устройства Египта, к-рый являлся важным регионом В. и. как с экономической, так и с культурной т. зр. Объемы сельскохозяйственного производства в плодородной долине Нила намного превышали урожайность в любых др. провинциях Римской и Византийской империй, что делало Египет основным экспортером хлеба, папируса и др. продукции по всему Средиземноморью, в т. ч. в мегаполисы Рим, К-поль и проч. Столица Египта Александрия в ранневизант. период оставалась одним из основных центров науки и образования, а экзегетика Александрийской богословской школы оказала существенное влияние на визант. богословие (см. в ст. Богословские школы Древней Церкви ). Фрагмент карты Н. Египта. Напольная мозаика из ц. св. Георгия в Мадабе (Палестина). 2-я пол. VI в. Фрагмент карты Н. Египта. Напольная мозаика из ц. св. Георгия в Мадабе (Палестина). 2-я пол. VI в. I. Административное деление. Реформы системы управления в Египте начались при имп. Диоклетиане. Из провинции, управляемой непосредственно подчиненным императору префектом, Египет стал одной из провинций диоцеза Восток. В нач. 70-х или 80-х гг. III в. Египет был превращен в самостоятельный диоцез, а его префект получил титул августала. Введенный Диоклетианом принцип разделения властей в основном соблюдался, но нестабильная внутренняя обстановка и, видимо, нашествия кочевников с юга вынудили администрацию империи пойти на временное объединение военной и гражданской власти. До VI в. это объединение носило либо локальный (Фиваида), либо временный характер. Следующие крупные адм. реформы в Египте были осуществлены имп. Юстинианом I, к-рый разделил страну на 7 провинций: Египет 1-й и 2-й, Августамника 1-я и 2-я, Аркадия, Фиваида 1-я и 2-я. Во главе этих провинций были поставлены дуксы, подчинявшиеся префекту претория Востока.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Соборную Апостольскую Церковь, в к-рую входит крещаемый. Ниже располагается фриз в виде чередующихся портиков и экседр, где четырехкратно изображены церковные престолы с раскрытыми книгами и Этимасии - Престолы уготованные, перемежающиеся фантастическими растениями - образ Небесного Иерусалима. Поверхность стен баптистерия покрыта орнаментами в виде побегов аканфа, между его завитками в медальонах изображены пророки. Крещение Господне. 12 апостолов. Мозаика баптистерия Православных в Равенне. Сер. V в. Крещение Господне. 12 апостолов. Мозаика баптистерия Православных в Равенне. Сер. V в. В искусстве IV-V вв. значительное место принадлежало скульптуре. Известно, что для украшения улиц К-поля в город было привезено большое число античных статуй ( Dagron G. Naissance d " une capitale. P., 1974; Berger A. Untersuchungen zu den Patria Konstantinupoleos. Bonn, 1988. (ΠΟΙΚΙΛΑ ΒΥΖΑΝΤΙΝΑ; 8); сохранялась рим. традиция устанавливать монументальные скульптурные портреты императоров. По описаниям известно скульптурное изображение имп. Константина с 7-лучевым нимбом вокруг головы, к-рое венчало колонну Константина (форум Константина, ныне пл. Чемберлиташ, Стамбул). Среди немногих сохранившихся памятников - мраморная голова имп. Аркадия (кон. IV в., Археологический музей, Стамбул) и бронзовая статуя имп. Маркиана (Валентиана I?) (V(IV?) в., Барлетта, Италия). В скульптуре нашла отражение и новая тематика - таковы скульптуры юного Христа (III в., Национальный музей, Рим) и Христа Доброго Пастыря с овцой на плечах (V в., ГЭ). Самым распространенным и сохранившимся в большом числе памятников видом скульптуры были рельефы саркофагов. Тематика рельефов аналогична живописи того времени: сцены сбора винограда (саркофаги Констанции и Трех пастырей, оба - IV в., Музеи Ватикана), «Христос и апостолы», «Поклонение волхвов», многосюжетные фризы на евангельские и библейские темы (саркофаг IV в., Латеранский музей, Рим) и отдельные сцены в архитектурном обрамлении, вырезанные в высоком рельефе, как на саркофаге Юния Басса (359, Музей " Сокровищница Св. Петра " ). Для скульптуры IV-V вв. характерно сочетание реалистических принципов рим. скульптурного портрета с символическими христ. темами. Позже художественная обработка камня упростилась, рельеф сделался более плоским, трактовка фигур схематичной. Изысканная пластика перешла в искусство малых форм и особенно ярко проявилась в резных произведениях из слоновой кости (см. разд. «Прикладное искусство В. и.»).

http://pravenc.ru/text/387113.html

Аркадия и Е. созвали Собор «у Дуба» (по названию предместья р-на Халкидон), на к-ром свт. Иоанн Златоуст был заочно осужден и затем выслан из К-поля (403). Это вызвало народное неудовольствие, к-рое совпало с землетрясением в К-поле и одним происшествием в покоях Е. (речь может идти либо о выкидыше у Е., либо о внезапной смерти ее дочери Флакиллы). Эти события напугали императрицу, и она распорядилась вернуть свт. Иоанна Златоуста в К-поль. Но через неск. месяцев (кон. 403) к-польским префектом Симпликианом в городе на пл. Питтакион была установлена статуя Е. на порфирной колонне (чего не удостаивалась до нее ни одна императрица) и устроены по этому поводу всенародные празднества. В ответ свт. Иоанн произнес в храме проповедь, в к-рой намекал, что видит в происходящем проявления язычества, и сравнивал Е. с Иродиадой (этот факт также под сомнением). В результате отношения свт. Иоанна и Е. испортились окончательно, так что имп. чета даже проигнорировала Рождественскую службу 403 г., к-рую возглавлял святитель. Перед Пасхой (17 апр. 404) ему было предписано имп. Аркадием покинуть храм, однако епископ не послушался. Столкновение с войсками привело к кровопролитию в церкви, а затем храм выгорел. Антииоанновская коалиция вместе с Е. ходатайствовала перед имп. Аркадием о ссылке свт. Иоанна Златоуста, и 20 июня 404 г. тот был окончательно низложен и сослан в г. Кукус в пров. М. Армения, по пути в г. Питиунт (ныне Пицунда), к новому месту ссылки, он скончался (407). Е. умерла в преждевременных родах и была похоронена в к-польской ц. св. Апостолов. Ист.: Socr. Schol. Hist. eccl. VI 8-23; Sozom. Hist. eccl. VIII 7-20, 27; Philost. Hist. eccl. XI 6; Zosim. Hist. V 3, 18, 23; Marc. Diac. Vita Porph. 36, 38, 39; Chron. Pasch.//PG. 92. Col. 776-781; Phot. Bibl. Cod. 96; Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. P. 51; Marcellinus Comites. Chronicon/Ed. T. Mommsen//MGH. AA. T. 11. P. 64, 68. Лит.: Seeck O. Aelia Eudoxia// Pauly, Wissowa. Bd. 6. Sp. 917-925; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles.

http://pravenc.ru/text/187112.html

Освящение храма св. вмч. Георгия в Лидде при имп. Константине вел. (ноябр. 3). Перенесение мощей св. первомученика Стефана из Иерусалима в Царьград при имп. Константине вел. (янв. 2). Обретение мощей мученик, иже в Евгении при Аркадие царе 398 г. (февр. 22). Перенесение мощей св. безсребреников Кира и Иоанна при Аркадие царе и Феофиле, патр. александрийском 400 г. (июн. 28). В V веке: Поклонение веригам св. апостола Петра в 431 г. (янв. 14). Комментарий в русских святцах: «вериги две апостолове принесе от Иерусалима Евдокия, жена Феодосия малого и едину посла в Рим дщери своей Феодосии, другую же положи в Цареграде в церкви св. апостол в лето 431». Принесение мощей Иоанна Златоуста в Константин град в 438 г. (янв. 27). Комментарий греч. часослова: «Перенесение, мощей совершилось 27 янв. 438 г., спустя уже 30 лет царствования Феодосия Младшего, сына Аркадия и Евдокии, сославших Златоустого, при архиепископе константинопольском Прокле, ученике святого» 496 . Перенесение ризы Пр. Богородицы во Влахерне 458 г. (июнь 2). Комментарий греч. часослова: «Положение ризы Богоматери совершилось в 458 г. при имп. Льве Фракиянине в великолепном Влахернском храме Богоматери, который был построен по одному известию тем же Львом, по другому его предшественниками Маркионом н Пулхерией. Этот храм сделался знаменит впоследствии по случаю отражения аваров (см. службу в 5-ю субботу в. поста). Храм стоит при море у так называемого залива рога (κερτιον κολπου) там, где залив наиболее вдается в материк, где впоследствии были выстроены царские палаты и городские врата, называвшиеся когда-то влахернскими, а ныне по-турецки Ειβαν σεραι καπουσι 497 . В VI веке: Положение пояса Пр. Богородицы в Халкопратии , принесенного от епископии Зилы при Юстиниане царе. (авг. 31). Византийские церковные празднества нашли себе аналогию в учрежденных впоследствии и внесенных в календарь русских церковных празднествах. Таковы: Освящения храмов : св. Софии в Киеве (нрябр. 4); вмч. Георгия в Киеве пред враты св. Софии (ноябр. 26); чудотворныя церкви пр. Богородицы честного, ее успения, яже во обители печерской киевской 1089 г. (авг.14).

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010