Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВНАПИЙ САРДСКИЙ [греч. Ενπιος Σρδης] (345/6 или 349, Сарды - после 414, там же), греч. историк, язычник. Сведения о жизни Е. С. содержатся в его сочинениях, а также в «Библиотеке» свт. Фотия (IX в.). Е. С. почти всю жизнь прожил в Сардах (Лидия; ныне Сарт, Турция). В 360-х гг. учился в Афинах риторике у Проересия, философии и медицине; познакомился с философом Орибасием из Пергама (приближенный имп. Юлиана Отступника), под влиянием к-рого стал убежденным сторонником неоплатонизма и древней эллинской языческой религии. Завершив обучение у Проересия, Е. С. намеревался совершить поездку в Египет (ок. 367 или 370), но родители уговорили его вернуться в Сарды и стать профессиональным софистом (адвокатом). В последующие годы Е. С. сблизился с родственником философом Хрисанфием, к-рый при имп. Юлиане исполнял должность верховного жреца Лидии. Из трудов Е. С. полностью сохранились «Жизнеописания философов и софистов», написанные в 399 г. или неск. позднее. В них подробно воссоздана атмосфера интеллектуальной жизни вне христ. общин на Востоке в IV в., содержится информация о Плотине, Порфирии, Ямвлихе, Максиме, Орибасии, Хрисанфии, Юлиане Отступнике и др. философах того времени. «История» Е. С. в 14 книгах была завершена к 414 г.; сохранилась во фрагментах, в составе визант. лексикона «Суда» (X в.). Работа представляет собой продолжение труда Дексиппа (сохр. также во фрагментах). В истории Римской империи с 270 до 10-х гг. V в. Е. С. симпатизировал язычеству, наиболее подробно описал время правления имп. Юлиана Отступника, резко критиковал политику императоров-христиан Феодосия I Старшего, Аркадия, Пульхерии. Труд оказал большое влияние на визант. историка Зосима (нач. VI в.), который включил почти без изменений в свое сочинение мн. отрывки из работы Е. С. Соч.: Dexippi, Eunapii, Petri Patricii, Prisci, Malchi, Menandri Historiarum quae supersunt/Rec. I. Bekker, B. G. Niebuhr. Bonn, 1829; Византийские историки: Дексипп, Евнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патрикий, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец/Пер.: С. Дестунис. СПб., 1860. С. 78-175; Eunapii Fragmenta historica/Ed. L. Dindorf//Historici Graeci Minores. Lpz., 1870. Bd. 1. S. 205-274; Philostratus Flavius, Eunapius. The Lives of the Sophists/Ed. W. C. Wright. Camb., 1968; The Fragmentary Classicising Historians of the Later Roman Empire: Eunapius, Olympiodorus, Priscus and Malchus: In 2 vol./Ed. R. C. Blockley. Liverpool, 1981-1983; Евнапий. Жизни софистов/Пер.: Е. В. Дарк, М. Л. Хорьков//Римские историки IV века/Под ред. М. А. Тимофеева. М., 1997. С. 225-294.

http://pravenc.ru/text/187224.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКАДИОПОЛЬ [греч. Αρκαδιοπολις], г. в вост. Фракии (совр. Люлебургаз в Турции), митрополия К-польского Патриархата. А., расположенный на дороге из К-поля в Адрианополь , служил одним из укрепленных форпостов, защищавших столицу Византии от нашествий с севера. Согласно сообщениям большинства визант. историков, А. основан на месте древнего г. Вергула имп. Аркадием (395-408); по др. версии, построен и назван в честь Аркадия его отцом имп. Феодосием I Великим (379-395). А. не раз подвергался нападениям: в 441 г. его захватил Аттила , в 473 г. осаждали готы Теодориха Великого . Здесь пытался укрыться мятежник Фома Славянин после неудачной попытки штурма К-поля (823). В 970 г. киевский князь Святослав подошел к А., но не смог овладеть им. После захвата К-поля крестоносцами (1204) А. достался в собственность Венеции, но затем не раз переходил из рук в руки. Город подвергся разрушениям, и большинство жителей покинули его и переселились в Адрианополь. Имп. Андроник III Палеолог (1297-1341) собирался заново отстроить его, однако экспансия турок-османов помешала возрождению А. К сер. XIV в. на месте города остались лишь руины. В церковном отношении А. первоначально подчинялся архиепископу Визии , а в кон. V - нач. VI в. стал автокефальной архиепископией пров. Европа. В XII в. А. получил статус митрополии. С XIV в. митрополия А. не упоминается в источниках. Первым известным епископом А. был Савватий, к-рый принимал участие во Всел. V Соборе (553). На Всел. VII Соборе 787 г. присутствовал Иоанн (по др. данным, Никифор). Еп. Василий участвовал в К-польском Соборе 879/80 г. Сохранились печати епископов Петра (IX-X вв.) и Иоанна (кон. XI в.). Еп. Никифор присутствовал на К-польском Соборе 1146 г., созванном Патриархом Космой II Аттиком . Еп. Константин участвовал в Соборах 1156 и 1168 гг., при Патриархе Луке Хрисоверге . В XVIII-XIX вв. в К-польском Патриархате был ряд титулярных епископов А. Лит.: Janin R. Arcadiopolis (2)//DHGE. Т. 3. Col. 1484-1485; Αρκαδιοπολις//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 162-163; Darrouz è s. Notitiae. Passim; Fedalto. Hierarchia. T. 1. P. 279; ODB. Vol. 1. P. 173. П. Б. Михайлов Рубрики: Ключевые слова: АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата АЛЕКСАНДРИЯ центр Александрийской Православной Церкви, второй по величине город Арабской Республики Египет, крупный морской порт на побережье Средиземного моря, в зап. части дельты Нила АМАСТРИДА город (совр. Турция) на Юж. бер. Черного моря, визант. митрополия, ныне митрополия Вселенского Патриархата АМОРИЙ визант. город в центре М. Азии (совр. пос. Хисаркёй близ Эмирдага, Турция), митрополия Константинопольского Патриархата АНАЗАРВ древний город в вост. части Киликии (юго-запад Малой Азии, близ совр. Агачлы, Турция), митрополия в сост. Антиохийского Патриархата

http://pravenc.ru/text/76066.html

Дальнейшие раскопки в этих развалинах, оказавшихся позднейшим распространением первоначальной церкви базиликой имп. Аркадия, обнаружили фрагменты мозаики, осколки светильников, Минины кружки и монеты V века, являющиеся всегда при археологических исследованиях непогрешимым свидетельством в пользу времени происхождения здания. В январе 1906 года дальше к западу от базилики императора Аркадия найдена была мраморная лестница под землею (рис. 76 книги Фальса), подземный корридор больших размеров, и в шедшем все глубже вниз великолепном криптопортике открыт был 19 января первый граффит с воззванием к отцу Мине. Затем портик повернул под прямым углом и привел к грандиозной катакомбе св. Мины, где найдены остатки мозаики, лампад, великолепных мраморных украшений. Здесь, под алтарем древнейшей церкви времен Константина Великого положено было тело мученика, так что гроб св. Мины виден был из верхней церкви, как видны, например, ныне мощи св. Николая в Бари через нижнее отверстие алтаря. Криптопортик имеет 5 метров вышины и 16 метров длины до своего поворота собственно к катакомбе. На верхних слоях штукатурки стены сохранились «сими», то есть племенные знаки бедуинов, очевидно находивших —406— себе здесь приют и убежище во времена упадка святыни: сравните о том указание в рассказе арабского путешественника XI века. Современные бедуинские племенные «simi» отмечаются Фалльсом ниже стр. 169. Катакомба св. Мины представляет обширную, в нижних частях архитектурно разделанную пещеру с полукруглым отверстием вверху. Отсюда и можно было видеть сверху гроб святого, освещенный лампадами и светильниками. В греческих и эфиопских описаниях чудес св. Мины, совершенных на этом месте, упоминается, как должно было спускаться под землю, чтобы поклониться гробу святого. Св. Мина воскресил здесь человека, убитого крокодилом и брошенного в катакомбу; здесь раздался его грозный, изобличающий злодея голос. Низ стен катакомбы был одет тончайшим мрамором; у южной стены находился над самым гробом большой, в четыре квадратные метра рельеф: св. Мина в одежде римского воина 4069 , в позе молящегося, и по обеим сторонам отдыхающие верблюды, как символ пустыни и Египта, патроном которых почитался св. Мина. В этом смысле сама Александрия называлась стольным городом святого Мины. К катакомбе примыкает маленькая часовня с украшениями из золотой мозаики в куполе, погибшая по-видимому от огня, а затем снова катакомба с могилами, ценившимися конечно особенно по близости от столь святого места, как и ближайшие к упокоению мучеников места в римских катакомбах 4070 . Все это находилось под старейшей церковью города св. Мины, построенной при императоре Константине Великом и патриархе Афанасии. Базилика построена была из известнякового камня, материал к чему доставили ближние каменоломни; она имела три корабля и при ширине 22 метров 38 метров длины. Расположение алтаря еще теперь видно; он обращен был прямо на восток, непосредственно над катакомбой святого, так что это расположение очень напо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Феодосия Грека). В таком же простом облачении К. изображен в сценах прибытия в Киев и пира, устроенного в честь нового митрополита вел. кн. Юрием Долгоруким (Л. 112 об.). В начале «Повести о происхождении Честного Креста» К. упоминается вместе с к-польским имп. Мануилом I Комнином, блгв. вел. кн. Владимиро-Суздальским Андреем Боголюбским и еп. Нестором Ростовским. На сопутствующей миниатюре (Л. 128 об.) представлены владимирский князь и оба архиерея, причем К. показан на переднем плане сидящим на скамье внутри городских стен и беседующим со свитой; сюжеты с участием блгв. кн. Андрея Боголюбского и еп. Нестора отнесены на задний план. Дважды К. изображен на миниатюре, иллюстрирующей поставление Аркадия епископом в Новгород (Л. 132 об.). В левой части композиции он благословляет склонившегося перед ним еп. Аркадия (на К. зеленоватый саккос с омофором) на фоне церковных стен; в правой части сцена благословения повторена на фоне городских ворот (на К. темная архиерейская мантия и куколь); в правом верхнем углу еп. Аркадий изображен на пути в Новгород. На неск. миниатюрах, соответствующих упоминаниям К. в тексте летописи, на заднем плане изображен старец в темной мантии с истоками и в куколе. Вероятно, это К., однако нет никаких атрибутов, позволяющих отличить его от др. упомянутых здесь же архиереев. Цикл из неск. миниатюр показывает удаление К. из Киева в Чернигов (Л. 148), историю его преставления и погребения (Л. 148-156). Погребение К. в Спасском соборе Чернигова также проиллюстрировано в Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 202 об.). К. изображен лежащим в гробу после того, как его тело было перенесено в город. У его изголовья стоят еп. Черниговский Антоний с раскрытым Евангелием в руке и кн. Святослав Ольгович. К. облачен в фелонь и омофор, у него короткие волосы и борода, вокруг головы нимб. Погребение свт. Константина. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 202 об.) Погребение свт. Константина. Миниатюра из Радзивиловской летописи.

http://pravenc.ru/text/2057012.html

Самым продолжительным в истории З. м. было настоятельство игум. Лидии (Байковой; 21 мая 1860 - 5 нояб. 1894), духовником обители до своей кончины был ее отец, иером. Феофан. В 1872-1878 гг. в З. м. подвизалась инокиня Аркадия (в миру Мария, впосл. леушинская игум. Таисия (Солопова) ), исполнявшая послушание регента (монастырский хор - один из лучших в Новгородской епархии - поддерживал музыкант-любитель виолончелист С. М. Аренский, отец композитора А. С. Аренского ). В З. м. инокиня Аркадия составила акафист св. Симеону Богоприимцу. Это сочинение вошло в богослужебное употребление в 1878 г., опубликовано в 1886 г. и до 1907 г. выдержало 4 издания (Акафист св. прав. Симеону Богоприимцу. М., 19074). К 1864 г. в З. м. проживали 192 насельницы (в т. ч. более 40 монахинь), в 1865 г. рассматривался вопрос об увеличении числа монашеских вакансий. Сестры З. м. направлялись для возглавления др. жен. обителей Новгородской епархии. Они стали первыми начальницами 2 общин: Короцкой во имя свт. Тихона Задонского (1865; мон. Серафима) и Рдейской в честь Успения Пресв. Богородицы (1887; мон. Евсевия). В кон. XIX - нач. XX в. по инициативе игум. Антонины (Горбуновой) и благословению (28 сент. 1898) Новгородского архиеп. Феогноста (Лебедева) вместо первоначально предполагавшегося расширения Покровского храма на месте его приделов и паперти возводился новый собор. Г. Ф. Шустров, близкий родственник игум. Антонины, с.-петербургский купец, домовладелец, пожертвовал 25 тыс. р., др. благотворители - до 9 тыс. р. Общая стоимость строительства составила более 60 тыс. р. Чин закладки 25 июля 1899 г. возглавил благочинный мон-рей архим. Вениамин в сослужении с новгородскими краеведами прот. Н. Богословским (основатель Новгородского музея) и прот. А. Рождественским (автор описания З. м.). Новый собор алтарной частью примыкал к древнему храму. 30 сент. 1901 г. Новгородский архиеп. Гурий (Охотин) освятил собор в честь Покрова Пресв. Богородицы. В него перенесли центральный иконостас, иконы и утварь из старой Покровской ц., к-рая была переименована в честь Тихвинской иконы Божией Матери. 7 окт. того же года архим. Вениамином был освящен престол во имя свт. Ионы. Игум. Антонина была награждена эмалированным с драгоценными камнями крестом из Кабинета Его Имп. Величества, изготовленным фирмой Фаберже (1902). На территории З. м. также располагались 2-этажный полукаменный дом (1911, не сохр.), хлебопекарня, баня, коровник, трапезная, скотный двор (1913), хозяйственные постройки.

http://pravenc.ru/text/199663.html

312 В 361 году, когда преторов было пять, двое из них вносили деньги на общественные сооружения: Константинов претор – 1000 фунтов серебра, а Флавиев – 500, причем эти лица обязывались выстроить через своего прокуратора данное сооружение с правом надписать свое имя. 313 В указе 381 года четыре претора платят по 500 фунтов серебра, а из четырех вновь назначенных два – 450 фунтов и другие два, также вместе, – 250. 314 В 396 году, когда преторов было пять, одному из них, который платил 100 фунтов серебра, было повелено принять на себя устройство празднества в день рождения Гонория, брата императора Аркадия. 315 Впоследствии лежавшее на преторах бремя было с них снято указом имп. Маркиана (450 г.), по которому претур полагалось только три, по выбору сената из живущих в Константинополе знатных лиц, и обязательные прежде взносы были превращены в добровольные. 316 Старый языческий календарь, обязывавший магистратов так часто увеселять население старого Рима, не был и не мог быть перенесен в новую столицу империи. В связи с культом императора повсеместно в империи утвердились в качестве дней всенародных увеселений день рождения императора и его вступления во власть. 317 День вступления в сан нового консула, т. е. января, и «рождения города» – 11 мая – заняли также прочное место в календаре увеселений населения столицы. Предание не сохранило точных сведений и ясных указаний о числе дней всенародных увеселений. По-видимому, они были очень часты. Воздействие христианства на общественные отношения сказалось в том, что имп. Феодосий Старший в указе от 386 года запрещал давать игры в воскресные дни и вменял в обязанность начальникам провинций заканчивать свое участие в увеселениях в полдень и не являться на возобновление их в течение дня. В правление его благочестивого внука, Феодосия Младшего, игры были воспрещены, помимо воскресений, в праздники – Рождества Христова и Богоявления, во все дни четыредесятницы и в праздник Пасхи. 318 Но этот запретительный указ, по-видимому, не воздействовал на общественные нравы, и много лет спустя император Лев вновь воспретил все три вида народных увеселений в воскресные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУСАЙР [Эль-Кусайр; араб.  ; Дейр-эль-Юнан - мон-рь Греков; Дейр-Арсанийус - мон-рь св. Арсения; Дейр-Хиркаль - монастырь Ираклия; Дейр-эль-Багль - мон-рь Мула], один из главных монастырей Александрийской Православной Церкви в средние века. Расположен близ мест. Тура под Каиром , на одном из гребней скального массива Эль-Мукаттам, подступающего к долине Нила с северо-востока от античного Бабальюна, вокруг к-рого впосл. образовался Фустат (Ст. Каир). Ядром обители стала церковь, возведенная над могилой прп. Арсения Великого ( 449), одного из самых почитаемых египетских святых, бывшего, согласно агиографической традиции, наставником Аркадия и Гонория, сыновей имп. Феодосия I. Средневек. авторы приписывали постройку церкви имп. Аркадию, что ошибочно, поскольку Аркадий скончался в 408 г. Монастырь был центром массового паломничества в день памяти прп. Арсения - 13 пашонса (8 мая). Позднейшее предание утверждало, что в обители и окрестных пещерах жили 6 тыс. монахов, но эта цифра, возможно, сильно преувеличена. Обнаруженный в 1941 г. в пещере близ руин К. ценный архив папирусов, содержащих сочинения Оригена и Дидима Слепца , датируется VI в. Неизвестна судьба К. после араб. завоевания Египта 642 г., когда большинство правосл. церквей и мон-рей перешло в руки коптов. Так или иначе, по состоянию на VIII в. обитель принадлежала православным. В кон. столетия игуменом К. был Евстафий , впосл. патриарх Александрийский. В его настоятельство в мон-ре были построены ц. св. Апостолов, украшенная мозаиками, и архиерейские кельи. Из этого следует, что К. был резиденцией правосл. епископов Фустата (Мисра). Строительная деятельность Евстафия была, возможно, последним примером творческой активности мелькитов (православных) перед началом долгого кризиса, охватившего ближневост. христ. мир в 1-е столетие правления Аббасидов . Во 2-й пол. IX в. правитель Египта Ахмад ибн Тулун отпал от власти багдадских халифов и основал собственную династию. Сын Ахмада эмир Хамаравейх (884-896) поддерживал тесные связи с братией К. Славившийся как покровитель искусств, он часами простаивал перед мозаиками ц. св. Апостолов. Эмир нередко приезжал на отдых в К. и сделал в верхнем ярусе монастырских строений зал приемов, откуда открывался панорамный обзор долины Нила и Аравийской пустыни.

http://pravenc.ru/text/2462329.html

124-125 ЕВДОКИЯ АЛЕКСАНДРОВНА (после 1239 - после 1252, Владимир), блгв. кнж. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) 125-126 ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) 126-132 132-133 ЕВДОКИЯ СУЗДАЛЬСКАЯ (не позднее 1-й четв. XVIII в. - 1776), блж. (пам. 22 дек. и 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ЕВДОКСИЙ († 370/1), еп. Германикийский (после 327-357), Антиохийский (358 - 359), К-польский (360 - 370/1), один из ересиархов арианства 133-135 135-136 136-137 ЕВДОКСИЯ [Элия Евдоксия] († 404), имп. Вост. Римской (Византийской) империи (с 400), жена имп. Аркадия (395-408) 137-138 138-139 ЕВЕРГЕТИДСКИЙ ТИПИКОН визант. литургический и церковно-правовой памятник 2-й пол. XI в., регламентировавший особенности устройства и богослужебные порядки располагавшегося возле стен К-поля Евергетидского мон-ря 139-143 143-144 ЕВИЛМЕРОДАХ [Евильмеродах; Амель-Мардук], 3-й царь нововавилонской халдейской династии (окт. 562 - июль 560 гг. до Р. Х.) 144-145 145-147 148-149 149-150 150-152 152-153 153-154 154-156 156-157 ЕВЛОГИЙ (IV в.), прп. (возможно, пресвитер) в пустыне Египетской (пам. зап. 20 сент.), в палестино-груз. календаре пам. указана под 3 февр. 157-158 ЕВЛОГИЙ прп., Киево-Печерский (пам. 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЕВЛОГИЙ († 859), пресв. из г. Кордова (Испания), писатель и проповедник, сщмч. (пам. зап. 11 марта) 158-160 160-161 ЕВЛОГИЙ (Георгиев Спиридон Антонов; 1890 - 1947), митр. Сливенский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) ЕВЛОГИЙ (Георгиевский Василий Семенович; 1868 - 1946), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов 161-168 168-169 ЕВЛОГИЙ (Марковский Евсевий; 1878 - 1951), еп. Винницкий и Подольский Украинской Автономной Церкви 169-170 ЕВЛОГИЙ (Стамболджиев Божидар Стоянов; род. 1954), еп. Адрианопольский Болгарской Православной Церкви (БПЦ)

http://pravenc.ru/vol/xvii.html

Тогда останки святых почитали не тотчас по кончине святых, но износили их для того из недр земли уже впоследствии, когда Господь благоизволил явить на это волю свою. Так, останки св. пр. Аввакума, бывшие в Келе или Киле, и св. пр. Михея, находившиеся близ Вирафсатии, в расстоянии на десять стадий от упомянутого города, изнесены из недр земли уже в царствование имп. Феодосия 37 ; останки св. ап. Варнавы открыты и поставлены в церкви в царствование имп. Зенона, при архиеп. кипрском Анфимии 38 ; останки св. мучеников Гервасия и Протасия обретены и положены под жертвенником в базилике, называемой амвросианскою, при св. Амвросии медиоланском 39 ; останки св. сорока мучеников, пострадавших при Ликинии в Севастии армянской и хранившиеся за стенами Константинополя в саду, обретены в правление дочери импер. Аркадия Пульхерии 40 , и проч. Обретение же этих и других останков всегда совершалось по особенным откровениям, так что если бы кто позволил себе не изнести оных из недр земли, тот поступил бы, в таком случае, вопреки воле Бога, дивного во святых своих и прославляющего останки их нетленные. В прав. Церкви так это и бывает. В ней всякий усопший христианин, как бы он ни был свят и праведен, всегда предается обыкновенно земле, а износится из нее для чествования тогда, когда Господь изъявит на это волю свою особенным откровением: в доказательство чего указываем, с одной стороны, на останки свят. Митрофания, епископа воронежского, открытые у нас в 1831 г., а с другой – на останки свят. Тихона, епископа воронежского же, давно уже известные своим нетлением, но открытые только в 1861 г. II. Высказывая, что почитание останков святых началось во времена поздние, лютеране различно говорят о том, когда именно началось оно. При одном случае они указывают посему на время, следующее за 500 годом 41 ; при другом выражаются, что почитание останков святых началось до 500 года 42 ; а при ином утверждают, что до второй половины IV века ни один из писателей церковных не упоминает о почитании останков святых, которое будто бы началось уже во второй половине IV века, когда совершилось торжественное перенесение останков св.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Следовательно, Р.Х. в Риме стало праздноваться 25 декабря до 354 г. и ю.б. задолго до этого года. Папа Ливерий (352— 366) при посвящении в инокини сестры св. Амвросия Медиоланского Марцелины указывал ей на значительность в совпадении этого событие ее жизни с днем рождения Спасителя от Девы и при этом упоминал о чудесах претворения воды в вино в Кане и насыщения 4000 человек. Это показывает, что с одной стороны в Риме существовал уже самостоятельный праздник Р.Х. не тождественный с Богоявлением (c этим последним Ипполит Римский соединяет воспоминание о крещении), с другой – что однако это праздник еще ассоциировался в сознании римских христиан с Богоявлением (чудо в Кане и чудо насыщения — памяти богоявленские). Самое раннее слово на Р.Х. из (с. 300) западных отцов у Зенона Веронского (†380 г.). – На Востоке праздник становится прежде всего известен в Каппадокии: Василию В. († 379 г.) принадлежит уже, как мы видели, слово с надписанием « на св. рождество Христово»; м.б. ему принадлежит и первоначальное введение этого праздника на Востоке. Друг Василия В. Григорий Богослов насаждает праздник в Константинополе. Когда после смерти Валента и вступления на престол Феодосия В. православные в Константинополе вздохнули свободно от арианских притеснений, то они получили в лице исаврийского отшельника Григория б., бывшего еп. Сасимского, своего первого (с. 301) епископа; свое служение он начал в частной церкви, которую назвал Анастасией; в ней он первый раз в Константинополе в 379 г. 25 дек. совершил праздник Р.Х.. Т.о. первым актом восстановления православия в столице было введение нового праздника. Деятельность св. Григория б. в Константинополе была непродолжительно (до 381 г.) ; с удалением его могло быть отменено его нововведение» поэтому неудивительно, что одно известие, правда довольно позднее (у Иоанна Никейск. IX в.), приурочивает введение праздника Р.Х. в Константинополе ко времени имп. Аркадия (395—408 г.): посетивший свою мать и брата имп. Гонорий расположил их к установлению по примеру Рима этого праздника.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010