Память св. Вселенского III Собора (Х.М.), бывшего в 431 г. в г. Ефесе (см. ниже, о Соборах). Сббта пред Ап. ( 1Кор.2:6–9; 126 зач.; Ев. Мф.10:37–42; 11:1; 39 зач.). Апостол же и Евангелие субботы рядовые (читаются) под зачало: таже святого, аще имать. Недл пред Ап. ( Гал.6:11–18; 215 зач.; Ев. Ин.3:13–17; 9 зач.), а затем рядовое тоже под зачало, и святого, если есть. См. 12 И 13 сент. 10 . Св. мучениц: Минодры, Митродры и Нмфодры, пострадавших за Христа в Вифинии при Максимиане Галерии (305–311). Родные сестры, отличавшиеся необыкновенной красотой, они подвизались на одной пустынной горе. Найденные здесь во время гонения, они были подвергнуты жестоким мучениям, будучи «на уды раздробляеми, и огнем снедаеми, и железными ногты терзаеми, и на древе повышаеми, и мечем ссекаеми». Ограждаемые «оружием веры», св. страстотерпицы не отверглись Христа и во время мучений предали дух свой Богу. Кондак, гл. 4. За Троицу терпеливно страдальчествовавшия, многокозненного врага победисте, братски облекшеся духом; темже водвористеся с пятьми дшами в небесном страстотерпицы чертозе и со ангелы Всецарю в веселии непрестанно предстоите. Муч. Варава, жившего во II в. Существует сказание, что во время крестных страданий Спасителя, некто Иаков принял истекшую из ребра Спасителя кровь и воду в тыкву и хранил у себя эту святыню. Дабы не знали, что в тыкве кровь, он налил поверх елей, и чрез елей совершались многие исцеления. После кончины Иакова, сия святыня перешла к двум пустынникам, а по смерти их к св. Варипсаву. Прибавляя к крови Христовой елей, св. Варипсав совершал многие исцеления. Злые люди из корысти убили св. пустынника, взяли тыкву, но не нашли в ней, чего ожидали. Свв. Петра и Павла, епископов Никийских. Св. Петр был ревностным защитником православия при имп. Льве Иконоборце и скончался после 823 г. О св. Павле сведений не сохранилось. Св. царицы. Она была дочерью имп. Аркадия, управляла государством за малолетством своего брата имп. Феодосия II, а потом была супругой имп. Маркиана, вступив с ним в брак под условием навсегда остаться девственницей, согласно данному ею обету Господу. Проводя все время своей жизни в христианском благочестии (см. 22 июля), она много заботилась об утверждении и защите православия и низложении еретиков и скончалась в 453 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

европ. монархов). Его правая рука была протянута вперед, в вост. направлении (впрочем, на изображении статуи XV в. правая рука Юстиниана поднята вверх в традиц. рим. приветственном жесте). Статуя оставалась на своем месте до падения Византии; ок. 1523 г. за процессом ее разрушения наблюдал путешественник Пьер де Жиль. При Юстиниане были также расширены Большой дворец и дворец Гормизда. При термах Аркадия была возведена общественная галерея; рядом с ней располагалась статуя имп. Феодоры на порфировой колонне. В 20-х гг. VI в. перестроено предместье Сики и переименовано в Юстинианополь ( Ioan. Malal. Chron. P. 430; Chron. Pasch. P. 618). Тогда же завершен комплекс терм имп. Анастасия; базилика Илла, известная в V в., перестроена в цистерну Юстиниана; главная городская цистерна-базилика была углублена ( Procop. De aedif. I 11; Ioan. Malal. Chron. P. 435; Chron. Pasch. P. 618-619; Theoph. Chron. P. 176). В последующие столетия до конца визант. эпохи центр К. уже не претерпевал столь значительных одновременных перестроек. Основные площади, крупнейшие храмы и комплексы общественных зданий в основном сохраняли тот облик, который они приобрели при Юстиниане. Особенности развития христианской городской общины К. II Вселенский Собор, проходивший в Константинополе. Роспись церкви мон-ря Ставрополеос, Румыния. XVIII в. II Вселенский Собор, проходивший в Константинополе. Роспись церкви мон-ря Ставрополеос, Румыния. XVIII в. Уже в первые 10-летия после основания К. одну из ведущих ролей в жизни города начала играть его христ. община (см. также в ст. Константинопольская Православная Церковь ). В I - нач. IV в. христиане в Византии были немногочисленны, и достоверных сведений о них почти нет. Однако уже к 30-м гг. IV в., в ходе реформ имп. Константина Великого, когда новую веру приняло большое число придворных чинов империи, положение храмов и клира К. приобрели важное политическое значение. С 338 г. христ. общину К. возглавил еп. Евсевий Никомидийский, специально переведенный на столичную кафедру решением имп.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛЛА ПЛАЦИДИЯ Галла Плацидия. Золотой медальон. V в. (Национальная б-ка. Париж) Галла Плацидия. Золотой медальон. V в. (Национальная б-ка. Париж) [лат. Aelia Galla Placidia] (ок. 390 - 450), рим. императрица, дочь имп. Феодосия I Великого и его 2-й жены Галлы, младшая сводная сестра императоров Аркадия и Гонория . Воспитывалась в обстановке христ. благочестия, с юности отличалась умом, образованностью и красотой. Ок. 410 г., во время похода Алариха на Рим, была захвачена в плен вестготами; в нач. 414 г. в Нарбоне состоялось бракосочетание Г. П. и Атаульфа, племянника и преемника Алариха ( Oros. Hist. adv. pag. VII 40. 2; 43. 2; Olympiod. 24). Несмотря на то что Атаульф, как и все готы, был арианином, бракосочетание проходило по рим. правосл. обряду. Более того, Атаульф заявил, что вынужден отказаться от попыток основать на месте Римской империи Готскую, убедившись в «неспособности готов повиноваться законам» ( Oros. Hist. adv. pag. VII 43. 3-7; Olympiod. 26). Г. П. пользовалась любовью и уважением мужа; их сын, названный в честь деда Феодосием, мог бы претендовать на имп. трон (ввиду бездетности Гонория), но умер в младенчестве. Вскоре Атаульф был убит Сигерихом (415), Г. П. оказалась пленницей и подверглась изгнанию из дворца и тяжким унижениям ( Oros. VII 43. 9; Olympiod. 26; Iord. Get. 31 sq). Через неделю был убит и Сигерих; новый вестготский вождь Валлия отнесся к ней с почетом и уважением и в 416 г. за выкуп вернул ее Гонорию, признав верховную власть империи. Император выдал сестру замуж за полководца Констанция (417); супружество было счастливым, в семье родились дети - Гонория и Валентиниан (буд. имп. Валентиниан III ). В 421 г. муж Г. П. был объявлен соправителем Гонория, что возвысило ее до статуса августы, но в том же году она вновь овдовела. Ее отношения с императором, проявлявшим к ней неродственный интерес, осложнились, и она отправилась с детьми в К-поль, где правил ее племянник имп. Феодосий II. Согласно преданию, по пути она посетила Афон , где собиралась совершить поклонение в храме, но у входа была остановлена гласом свыше и взмолилась о прощении ей греха дерзновения ( Порфирий (Успенский). История Афона. К., 1871. Ч. 2. С. 65-66, 151-152).

http://pravenc.ru/text/161564.html

вплоть до сер. XIII в. встречаются крайне редко. Согласно легендарной истории К., свт. Макарий , еп. Иерисский, встретился в Фессалонике с равноап. Константином Великим и поведал императору о посещении Афона Пресв. Богородицей, обратившей в христианство его обитателей. После этого Константин приказал остановить строительство Иерисса и возвести на Афоне церкви Протата и Ватопеда . После перенесения в К-поль мощей первомч. Стефана имп. Константин и свт. Митрофан I , патриарх К-польский, основали на Афоне монастырь во имя этого святого. После смерти Константина строительство завершил его сын Констант, управлявший Италией, Африкой, Иллирийскими провинциями и Балканским п-овом, к-рый нарек монастырь своим именем. Афонские церкви были разрушены во время гонений имп. Юлиана Отступника (360-363) и восстановлены лишь в правление Феодосия I Великого (379-395). Скрывавшийся до этого от гонений еп. Макарий отстроил ц. первомч. Стефана и жил рядом с ней до своей кончины, происшедшей в правление имп. Аркадия (395-408). План мон-ря Кастамонит: 1. Главный вход; 2. Архондарик; 3. Кафоликон; 4. Трапезная; 5. Библиотека; 6. Башня; 7. Парекклисион Божией Матери Портатиссы; 8. Парекклисион равноап. Константина; 9. Кельи План мон-ря Кастамонит: 1. Главный вход; 2. Архондарик; 3. Кафоликон; 4. Трапезная; 5. Библиотека; 6. Башня; 7. Парекклисион Божией Матери Портатиссы; 8. Парекклисион равноап. Константина; 9. Кельи По др. преданию, вмч. Артемий с мощами апостолов Андрея и Луки по пути из Патр и Фив в К-поль остановился на Афоне и построил на месте К. 1-й храм ( Λμπρος Σ. Τ Πτρια το Αγου Ορους//Νος Ελληνομνμων. 1912. Τ. 9. Σ. 138). К юго-западу недалеко от К. в древности существовало некое поселение - в овраге близ монастыря сохранились остатки античного водопровода ( Γερσιμος (Σμυρνκης). 1903, 1988 2. Σ. 680). Впервые К. упоминается в достоверных источниках сер. XI в. в связи с земельным конфликтом между афонскими мон-рями. Ок. 1051 г. кастамонитский игум. Нифонт вместе с братией присвоил принадлежавшее монахам Зографа поле обители Каллиграфу; когда последние попытались вернуть себе участок, братия К.

http://pravenc.ru/text/1681303.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история по периодам ДИВИТИСИЙ длинная шелковая туника, разновидность далматики, служившая церемониальным облачением высших сановников Византии, включая императоров ДИМИТРИЙ ЛАМПСКИЙ (Фригийский) († 1166/67), визант. дипломат, инициатор богословских споров о Славе Христовой в Византии ДОМЕСТИК в Византии общее наименование разных категорий должностных лиц на военной, гражданской и церковной службе ЕВАГРИЙ СХОЛАСТИК (между 531 и 535 - после 594), визант. историк, автор одного из т. н. классических сочинений по истории древней Церкви ЕВГЕНИЯ (в миру Елена; ок. 1310 - после 1375), жена серб. царя Стефана Уроша IV Душана, кор. (с 1346 царица), местночтимая прп. ЕВДОКСИЯ [Элия Евдоксия] († 404), имп. Вост. Римской (Византийской) империи (с 400), жена имп. Аркадия (395-408) ЕВСТАФИЙ РОМЕЙ [Евстафий Магистр] (70-е гг. X в.- сер. XI в.), визант. юрист, судья, председатель имп. суда на ипподроме в К-поле ЕЛЕЗВОЙ правитель Аксумского царства, блж. (пам. 24 окт., пам. эфиоп. 20 гэнбота, 15 мая, пам. зап. 27 окт.) ЕЛЕНА ИОАННОВНА (1476 - 1513), супруга польск. кор. и Литовского вел. кн. Александра Ягеллончика, дочь Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича и вел. кнг. Софии (Зои) Палеолог ЕЛИОЗ (Гобирахисдзе), католикос-патриарх всей Грузии (90-е гг. XIV в.- 1419) в период нашествий Тамерлана ЖАННА Д " АРК (6.01.1412 (?) - 30.05.1431),национальная героиня Франции, покровительница франц. армии (с 1920), покровительница Франции (с 1922), святая католической Церкви (пам. 30 мая) ЗАГВЕ [Загуэ, Загвеи], династия христ. царей Эфиопии, правившая после падения Аксумского царства (X или XII в.) до 1270 г. ЗАМВРИЙ (IX в. до Р. Х.), 5-й израильский царь, к-рый пришел к власти вслед. переворота и занимал престол всего 7 дней (3 Цар 16. 9-20) ЗАХАРИИ РИТОРА ХРОНИКА сочинение об истории Вост. Церкви и Византийской империи, написанное в сер. VI в. на сир. языке; имя подлинного автора неизвестно ЗЕНОБИЯ [Зеновия] (ок. 240 - после 274), Юлия Аврелия, 2-я жена царя Пальмиры Публия Септимия Одената (ок. 250-266/7), царица Пальмиры (до 272) ЗИЛОТЫ радикальная религиозно-политическая группировка I в. по Р. Х., сыгравшая важную роль в антирим. восстании 66-73 гг. и прежде всего в разрушении Иерусалима в 70 г. ЗИЛОТЫ социально-политическая группировка в Фессалонике в 40-х гг. XIV в., участвовавшая в гражданской войне в Византийской империи (1341-1347) ЗИХИЯ историческая область на сев.-вост. берегу Чёрного м., один из древнейших регионов распространения христианства в совр. России

http://pravenc.ru/rubrics/122970_8.html

Роман I Лакапин , византийский император в 919–944 гг., соправитель имп. Константина VII – 401, 406, 407, 416, 420, 421, 425, 439, 441, 456, 457, 459, 461,475,478 Роман II , византийский император в 959–963 гг. – 401, 407, 440, 457 Роман IN Аргир (Аргиропул), византийский император в 1028–1034 гг. – 401,413,459 Роман IV Диоген , византийский император в 1067–1071 гг. – 463, 466, 467 468 Роман Сладкопевец (конец V в. – ок. 560), византийский гимнограф, усовершенствовавший жанровую форму кондака, дьякон в Верите, позднее в Константинополе – 183, 184, 258, 314, 392 Ромейн Й. (Romein), голландский византинист – 68 Ромул Августул , последний император Западной Римской империи в 475–476 гг. – 165, 358 Рот Карл (Roth), немецкий византинист – 73 Ротруд (Эрутро), дочь имп. Карла Великого – 357 Руайу Жак (Jacques Corentin Royou), французский византинист – 52, 80 Руфин Аквилейский (340–410), богослов и историк, переводчик сочинений Оригена и «Церковной истории» Евсевия Кесарийского на латынь – 181 Руфин Флавий (IV-V в.), родом из Аквитании, префект претория, временщик при дворе имп. Аркадия – 148 Сайдак Ян (Saidak), польский филолог-классик и византинист – 76 Саййид Баттал Гази , турецкий национальный герой, борец за торжество ислама – 320 Самуил , царь Болгарии в 976–1016 гг. – 422 Светоиий (Гай Транквилл, ок. 70 – ок. 123 или 140), римский историк, биограф цезарей –114 Свинтила , вестготский король 1-й пол. VII в. – 270 Святослав (ум. 972), князь киевский в 957–972 гг. – 410, 421, 424, 478, 479 Себеос (VII в.), армянский историк, участник Двинского собора (645 г.); сочинение Себеоса (или автора, скрывшегося под алонимом Себеоса), названное в русском переводе К. П. Патканова (Патканьяна, 1834–1889) «История императора Иракла», содержит историю Армении с древнейших времен до 661 г. – 262, 272 Сейф ад-Даула, хамданидский эмир Алеппо 1-й пол. Х в. – 406, 407, 408 Сельджук , туркменский князь кон. Х – нач. XI в. – 465 Сергий († 638), патриарх Константинопольский в 610–638 гг., церковный деятель монофелитского направления – 302, 305

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Датировка кончины Прп. Исаакий Далматский Исходя из текста Жития прп. Исаакия, годом его смерти следует считать 383 -й (это случилось при имп. Феодосии I (379-395), после объявления соправителем его сына Аркадия (383), при архиеп. Нектарии (381-397), в год консульства Меробавда и Сатурнина (383)). Однако другие источники такую дату не подтверждают. Согласно Житию Дал­ма­та, Исаакий жил еще при архиеп. Аттике (406-425). Каллиник, автор Жития прп. Ипатия Руфинианского, также сообщает, что Исаакий Далматский был жив еще в 406 году, когда посещал прп. Ипатия в его монастыре. При этом другая версия Жития Далмата, изданная М. Гедеоном, подтверждает 383 год как дату кончины святого (упом. имп. Феодосий и архиеп. Нектарий), однако сам издатель критически относится к датировкам этого сочинения, указывая на разнообразные несоответствия, встречающиеся в тексте . Исследователи неоднократно затрагивали этот вопрос, и, по общему мнению, 383 год нельзя считать годом смерти прп. Исаакия. В настоящее время общепризнанной является датировка его кончины периодом после 406 года . Некоторые исследователи более конкретно определяют год смерти святого. Так, А. Камерон относит его кончину к 416 году на основании данных о церкви первомч. Стефана, в которой были положены мощи прп. Исаакия  . Существует мнение, что преподобный скончался в 424 или 425 году . Считается, что имп. Феодосий, упоминаемый в Житиях прп. Исаакия и прп. Ипатия Руфинианского,- это Феодосий II (408-450), а не Феодосий I . При этом 383 год - это скорее всего год прихода в монастырь прп. Далмата, а не год смерти Исаакия, и в Житии Исаакия произошло смешение этих дат. Однако такая ошибка может быть неслучайной. Ж. Дагрон высказал предположение, что изменение даты смерти прп. Исаакия было намеренным . Оно было вызвано желанием скрыть тот факт, что прп. Исаакий - это Исаак (Исаакий), один из главных противников свт. Иоанна Златоуста и активный инициатор его низложения. Этот Исаак упоминается в различных источниках, в т. ч. у Созомена и Палладия, еп. Еленопольского . Так, у Палладия в " Диалоге о жизни св. Иоанна Златоуста " дважды встречается некий Исаакий, " молчальник " и " предводитель лжемонашествующих " . Предположение о тождестве Исаакия Далматского и Исаакия впервые было высказано Ж. Паргуаром в 1899 году; в доказательство ученый привел совпадения в их происхождении, положении в Константинополе и датах жизни . Дагрон и более поздние исследователи соглашались с этой точкой зрения и объясняли неправильную датировку кончины прп. Исаакия, указанную в его Житии, желанием автора не компрометировать святого и не сообщать неприятные факты его биографии .

http://drevo-info.ru/articles/3627.html

Выдвинув ряд обвинений, противники свт. Иоанна с санкции имп. Аркадия и Евдоксии созвали Собор «у Дуба» (по названию предместья района Халкидон), на котором свт. Иоанн Златоуст был заочно осужден, а затем святителя выслали из Константинополя (403). Это вызвало народное неудовольствие, которое совпало с землетрясением в Константинополе и одним происшествием в покоях Евдоксии (речь может идти либо о выкидыше у Евдоксии, либо о внезапной смерти ее дочери Флакиллы). Эти события напугали императрицу, и она распорядилась вернуть свт. Иоанна Златоуста в Константинополь. Но через несколько месяцев (конец 403) константинопольским префектом Симпликианом в городе на пл. Питтакион была установлена статуя Евдоксии на порфирной колонне (чего не удостаивалась до нее ни одна императрица) и устроены по этому поводу всенародные празднества. В ответ свт. Иоанн произнес в храме проповедь, в которой намекал, что видит в происходящем проявления язычества, и сравнивал Евдоксию с Иродиадой (этот факт также под сомнением). В результате отношения свт. Иоанна и Евдоксии испортились окончательно, так что императорская чета даже проигнорировала Рождественскую службу 403 года, которую возглавлял святитель. Перед Пасхой (17 апреля 404) ему было предписано имп. Аркадием покинуть храм, однако епископ не послушался. Столкновение с войсками привело к кровопролитию в церкви, а затем храм выгорел. Антииоанновская коалиция вместе с Евдоксией ходатайствовала перед имп. Аркадием о ссылке свт. Иоанна Златоуста, и 20 июня 404 года тот был окончательно низложен и сослан в г. Кукус в пров. Малая Армения, по пути в г. Питиунт (ныне Пицунда), к новому месту ссылки, он скончался (407). Евдоксия умерла 6 октября 404 года в Константинополе, во время преждевременных родов, и была похоронена в константинопольской церкви св. Апостолов . Литература Использованные материалы   см., напр.: Zosim. Hist. V 3. 2   Philost. Hist. eccl. XI 6. 3-5   Liebeschuetz. 1990. P. 201 Редакция текста от: 06.09.2020 15:50:13 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13679111.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история ДОМИНИКА [Содружество Доминики], островное гос-во на одноименном о-ве архипелага М. Антильские о-ва в Карибском м. ДОМИНИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА гос-во в Вест-Индии, расположенное в вост. части о-ва Гаити, включающее также прилегающие острова ДОРЖИЕВ Агван Лобсан (1853/54 - 1938), буддийский религ. и общественный деятель, дипломат, реформатор буддизма ДРУЗСКО-МАРОНИТСКИЙ КОНФЛИКТ [друзско-маронитские войны] (1841-1860), серия вооруженных столкновений между ливан. общинами друзов и маронитов ЕВАГРИЙ СХОЛАСТИК (между 531 и 535 - после 594), визант. историк, автор одного из т. н. классических сочинений по истории древней Церкви ЕВГЕНИЯ (в миру Елена; ок. 1310 - после 1375), жена серб. царя Стефана Уроша IV Душана, кор. (с 1346 царица), местночтимая прп. ЕВДОКСИЯ [Элия Евдоксия] († 404), имп. Вост. Римской (Византийской) империи (с 400), жена имп. Аркадия (395-408) ЕВПОР (кон. V - нач. VI в.), сириец-монофизит, основатель «династии» визант. переводчиков и дипломатов в странах Востока ЕВСТАФИЙ РОМЕЙ [Евстафий Магистр] (70-е гг. X в.- сер. XI в.), визант. юрист, судья, председатель имп. суда на ипподроме в К-поле ЕВФИМИЯ (в миру Елена, в схиме Евпраксия; ок. 1348 - ок. 1405), мон., серб. гос. деятель, церковная писательница и вышивальщица ЕЛЕЗВОЙ правитель Аксумского царства, блж. (пам. 24 окт., пам. эфиоп. 20 гэнбота, 15 мая, пам. зап. 27 окт.) ЕЛЕНА ИОАННОВНА (1476 - 1513), супруга польск. кор. и Литовского вел. кн. Александра Ягеллончика, дочь Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича и вел. кнг. Софии (Зои) Палеолог ЕЛИОЗ (Гобирахисдзе), католикос-патриарх всей Грузии (90-е гг. XIV в.- 1419) в период нашествий Тамерлана ЖАННА Д " АРК (6.01.1412 (?) - 30.05.1431),национальная героиня Франции, покровительница франц. армии (с 1920), покровительница Франции (с 1922), святая католической Церкви (пам. 30 мая) ЗАГВЕ [Загуэ, Загвеи], династия христ. царей Эфиопии, правившая после падения Аксумского царства (X или XII в.) до 1270 г. ЗАДАР один из крупнейших городов в обл. Далмация (Хорватия), порт на Адриатическом м., центр католич. архиеп-ства ЗАКАРПАТЬЕ территория, занимающая юго-зап. склоны сев. части Вост. Карпат и прилегающую к ней часть низменности в бассейне р. Тисы (совр. Закарпатская обл. Украины) ЗАМВРИЙ (IX в. до Р. Х.), 5-й израильский царь, к-рый пришел к власти вслед. переворота и занимал престол всего 7 дней (3 Цар 16. 9-20) ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ военно-политическое формирование, существовавшее в XVI-XVIII вв., располагалось в низовьях Днепра, за порогами; крепость, военный и адм. центр запорожского казачества

http://pravenc.ru/rubrics/122958_11.html

Древнейшими церковными сооружениями в К-поле, построенными в честь Г., являются мон-рь Ксирокерк, или Ксилокерк (упом. с 518), и ц. во имя вмч. Георгия в квартале Иерон, построенная, согласно Псевдо-Кодину, имп. Константином I Великим (Πτρια Κωνσταντινουπλεως. 3. N 177-178. P. 270-271). Даже если считать данное известие недостоверным, важно, что в XIV в., когда составлялось это описание построек К-поля, ц. во имя вмч. Георгия в Иероне воспринималась как очень древняя. В К-поле известны др. храмы, освященные во имя Г.,- в кварталах Контария (время постройки неизвестно), Кипариссия (реконструирован в IX в., сохр. после падения К-поля (1453), сгорел в 1782 и был восстановлен патриархом К-польским Константином II в 1833), Сики (впервые упом. в 1303 в хрисовуле имп. Андроника II Палеолога, вероятно, построен латинянами), а также мон-ри вмч. Георгия «ту Препозиту» (кон. VIII в.) и построенный имп. Константином IX Мономахом (1042-1055) в Манганах (там хранилась верхняя часть главы святого). Обитель играла важную роль в церковной жизни столицы до падения К-поля. Ее игумен в XIV в. имел сан архимандрита и протосинкелла, на заседаниях церковных Соборов занимал 2-е место после игумена Студийского мон-ря. В 1204-1261 гг. мон-рь находился в руках латинян. При турках мон-рь был занят дервишами, а затем разобран и строительный материал был использован при постройке дворца Мехмеда II (1467). Вмч. Георгий. Мозаичная икона. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ксенофонт) Вмч. Георгий. Мозаичная икона. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ксенофонт) Г. посвящен ряд Похвальных слов визант. писателей: Аркадия, архиеп. Кипрского (BHG, N 684), свт. Андрея Критского (BHG, N 681-682), Феодора Квестора (BHG, N 684d), Иоанна, митр. Евхаитского (BHG, N 685-686), Григория II (Георгия) Кипрского, патриарха К-польского (BHG, N 683), Константина Акрополита (BHG, N 684а), Антония, еп. Ларисского (BHG, N 684b), Нила, архиеп. Родосского (BHG, N 684n), и др., а также стихи Феодора Продрома (BHG, N 691у). В К-поле 23 апр. служба великомученику совершалась в ц. во имя вмч. Георгия в Девтероне, ей предшествовал крестный ход из храма Св. Софии на Форум, о чем говорится в Типиконе Великой ц. X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 270) и Синаксаре К-польской ц. Х в. (SynCP. Col. 626). В календарях палестинского происхождения 3 нояб. отмечается также праздник освящения ц. во имя вмч. Георгия в Лидде ( Garitte. Р. 102), к-рый получил повсеместное распространение в Византии с введением Иерусалимского устава.

http://pravenc.ru/text/162188.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010