связаны с периодом пребывания в К-поле свт. Иоанна Златоуста (398-404). После периода мирного и дружеского общения Е. со святителем наступило нек-рое отчуждение, вызванное обличительными проповедями еп. Иоанна, в к-рых он высказывался против церемониальных придворных формальностей и этикета, называя их тщеславием (κενοδοξα). Это породило неприязнь к епископу Е. и особенно придворных дам, к мнению к-рых она прислушивалась. В 398 или 399 г. в К-поль приехал епископ сир. г. Габала Севериан - то ли по приглашению Аркадия и свт. Иоанна Златоуста, то ли для того, чтобы заработать денег проповедованием, что в ту пору было довольно распространенной практикой. Обладая блестящим даром слова, Севериан Габальский заменял еп. Иоанна в роли столичного проповедника, когда тот отлучался, и заслужил большое доверие имп. четы. В 401 или 402 г. еп. Иоанн на неск. месяцев уехал в М. Азию, и во время его отсутствия Севериан поссорился с архидиак. Серапионом, к-рый был правой рукой еп. Иоанна. Вернувшись в К-поль, свт. Иоанн настоял на выдворении Севериана из города, и только Е. удалось его уговорить вернуть Габальского епископа. Эта история осложнила взаимопонимание между Е. и свт. Иоанном, а Севериан стал непримиримым врагом Иоанна, объединившись с др. епископами. Реальное противостояние Е. и свт. Иоанна Златоуста началось, когда последний обличил императрицу в проповеди, якобы сравнив с нечестивой Иезавелью (ср.: 3 Цар 21. 1-16), а также распорядился захлопнуть дверь храма перед пришедшей на службу Е. Поводом послужило то, что Е. отобрала у вдовы сенатора виноградник (хотя достоверность этой истории исследователями оспаривается). Росло недовольство свт. Иоанном со стороны еп. Феофила Александрийского и его сторонников, желавших низложить святителя. Удачным поводом стало обвинение Иоанна в оригенизме в связи с принятием святителем в К-поле монахов-беженцев с Нитрийской горы (см. ст. Египетские мученики ), изгнанных Феофилом. Выдвинув ряд обвинений, противники свт. Иоанна с санкции имп.

http://pravenc.ru/text/187112.html

Аркадиевский вяземский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Аркадиевский вяземский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Во время Отечественной войны 1812 г. ц. Всемилостивого Спаса и богадельня были разорены. Возрождение общины связано с трудами Н. К. Павловой, избранной в 1814 г. начальницей. По благословению прот. Троицкого собора Горанского Павлова посылала сестер собирать пожертвования на восстановление общины. На собранные средства к дек. 1814 г. Спасская ц. была восстановлена и вновь освящена: нижний теплый храм - во имя прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского, верхний - во имя Всемилостивого Спаса. Во время пребывания в Вязьме в мае 1827 г. имп. Николая I Павлова обратилась к нему с просьбой преобразовать общину в жен. общежительный мон-рь; для этой цели жители Вязьмы пожертвовали 11 480 р. Указом Святейшего Синода от 1 окт. 1832 г. община, объединявшая 43 сестры, стала мон-рем, 11 дек. состоялось его открытие. В 1833 г. Павлова была пострижена в монашество с именем Нимфодора, но по старости отказалась от игуменского сана. Игуменией была назначена казначея смоленского Вознесенского мон-ря Августа (Ширинская-Шихматова), пожертвовавшая в А. в. м. свое состояние. В 1848 г. игум. Августа открыла при А. в. м. уч-ще-приют для девиц духовного сословия на 20 чел., переведенное в 1853 г. в Смоленск. Благодаря заботам игумении был надстроен 2-й этаж монастырского корпуса, построен каменный двухэтажный дом с трапезной и кухней, житница с погребом, скотный двор, вся обитель обнесена высокой каменной стеной с башнями, Святыми вратами и 2 хозяйственными воротами. В 1836 г. указом имп. Николая I находившаяся близ мон-ря Спасская башня (возведена в 1631-1634) древней Вяземской крепости была передана обители и отремонтирована на средства купца И. П. Неронова. Впосл. башня использовалась под кладовые и погреба мон-ря. В 1842 г. ц. Всемилостивого Спаса была перестроена, в ней были освящены 2 сев. придела: на нижнем этаже - в честь Покрова Пресв. Богородицы, на верхнем - в честь Ахтырской иконы Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/76014.html

Литургическое поминовение И. З. впервые было совершено 26 сент. 428 г. в Евдоме. Инициатором и совершителем этого торжества стал недавно поставленный К-польским епископом Несторий ( Marcellinus Comes. Chronicon an. 428//MGH. AA. T. 11. P. 77), как и И. З., вышедший из среды антиохийского клира. В кон. 437 - нач. 438 г. свт. Прокл К-польский (434-446) убедил имп. Феодосия II издать распоряжение о переносе останков И. З. из Коман в столицу. Останки были перевезены морем; в К-поль они прибыли 27 янв. 438 г. поздно вечером или ночью. Вся гавань и вход в Боспор были наполнены лодками, на к-рых люди с зажженными светильниками встречали процессию. Имп. Феодосий, склонившись над гробом И. З., произнес молитву о прощении своих родителей Аркадия и Евдоксии. Захоронены мощи были в к-польской ц. св. Апостолов ( Theodoret. Hist. eccl. V 36; Socr. Schol. Hist. eccl. VII 45), служившей усыпальницей императоров и епископов К-поля. Это событие стало фактически актом канонизации И. З. и окончательно примирило с К-польской Церковью оставшихся иоаннитов. Д. В. Зайцев Сочинения Ни один из греч. отцов Церкви не оставил столь обширного лит. наследия, как И. З., к-рому принадлежит почти 900 сочинений (см.: CPG, N 4305-5197). За редкий дар красноречия его нередко называли Златословным (Χρυσορρμων) и Златоструйным (Χρυσορρας), с сер. VI в. за ним закрепилось прозвание Златоуст (Χρυσστομος). С V в. появляются переводы творений И. З. на латынь, затем на вост. языки: сирийский, армянский, грузинский, коптский и арабский, впосл. на старославянский и древнерусский. Большинство сочинений представляют собой стенографированные и отредактированные им устные проповеди (более 700), иногда тщательно подготовленные, а иногда произнесенные без предварительной подготовки (см.: Kelly. 1995. P. 57-58; Брендле. 2006. С. 51). По тематике они разделяются на неск. групп: догматико-полемические, экзегетические, пастырские и катехизические, нравственно-аскетические, праздничные, энкомиастические, автобиографические, на разные случаи. Помимо устных проповедей И. З. принадлежат трактаты догматического, пастырского и нравственно-аскетического содержания, письма и церковные документы - послания, постановления, указы, составленные И. З. во время архиерейского служения. Догматико-полемические

http://pravenc.ru/text/540881.html

Гомилия «О мучениках» (Ες μρτυρας μιλα; Homilia in martyres; CPG, N 4359; PG. 50. Col. 661-666; рус. пер.: Творения. Т. 2. Кн. 2. C. 710-713), произнесена, вероятно, в мартирии, в пригороде Антиохии, год произнесения неизвестен ( Allen, M ay er. 2000. P. 93). И. З. в присутствии городского начальства говорит о благоговейном почитании мучеников, поскольку мн. горожане, следуя местным языческим обычаям, по окончании праздничного богослужения имели обыкновение тотчас предаваться различным увеселениям. Похвала «Всем святым, во всем мире пострадавшим» (Ες τος ϒους πντας τος ν λ τ κσμ μαρτυρσαντας; De ss. martyribus; CPG, N 4365; PG. 50. Col. 705-712; рус. пер.: Творения. Т. 2. Кн. 2. C. 753-759), произнесена, вероятно, в Антиохии ( Mayer. 2005. P. 470), год произнесения неизвестен. И. З. рассуждает о мученичестве в целом, его значении и буд. наградах за него. Гомилия «О всех мучениках» (In martyres omnes; CPG, N 4441.15), входящая в состав «Новых гомилий» и относящаяся к к-польскому периоду ( Mayer. 2005. P. 509-510), не издана. «Когда в полночь царица пришла в Великую церковь» (Τς βασιλδος μσων νυκτν ες μεϒλην κκλησαν προσελθοσης; Homilia, dicta postquam reliquiae martyrum; CPG, N 4441.1; PG. 63. Col. 467-472; рус. пер.: Творения. Т. 12. Кн. 1. С. 291-296), принадлежит к «Новым гомилиям», произнесена предположительно в 398 г. ( Bonsdorff. 1922. P. 73-74; Aubineau. 1992. P. 540) или, вероятнее, между 10 янв. 400 и 10 янв. 402 г. (см.: Holum. 1982. P. 56; Allen, M ay er. 2000. P. 85) в Дрипии, пригороде К-поля, куда в присутствии имп. Евдоксии из Великой церкви были перенесены мощи мучеников. Пользуясь случаем, И. З. спешит восхвалить императрицу за ее добродетели и ревность о церковном благочестии. С этой гомилией тесно связана гомилия, произнесенная на следующий день в присутствии имп. Аркадия в ц. св. ап. Фомы, где были захоронены останки мучеников: «В следующий день, когда был царь в мартириуме апостола и мученика Фомы» (Τ πιοσ μρ, παραϒενομνου το βασιλως ν τ μαρτυρ το ποστλου κα μρτυρος Θωμ; Homilia, dicta praesente imperatore; CPG, N 4441.2; PG. 63. Col. 473-478; рус. пер.: Творения. Т. 12. Кн. 1. С. 296-301). Автобиографические

http://pravenc.ru/text/540881.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Живоприятная (Предвозвестительница) " Описания иконы О других иконах с названием " Предвозвестительница " Источник: PRAVICON.COM Не следует путать эту икону с другими иконами, называемыми Предвозвестительница: Предвозвестительница Костамонитская http://pravicon.com/icon-652 Акафистная Зографская (Предвозвестительница) http://pravicon.com/icon-6 Описание иконы Пресвятой Богородицы Живоприятная (Предвозвестительница) “Живоприятная” (“Предвозвестительница”) - находится в Ватопедском монастыре на Афоне. Это фреска в полунощном притворе, «месониктиконе» соборного храма. Она была названа «Антифонитрия» (Предвозвестительница или Ответчица) потому, что от этой иконы послышался голос (она откликнулась, проговорила в ответ). Икона изображена на северной наружной стене собора, к которой пристроен храм св. вмч. Димитрия Солунского. Икона написана и храм пристроен по следующему случаю. Однажды царевна Плакидия, чтобы повидаться со своим братом, греческим имп. Аркадием, отправилась морем из Рима в Константинополь. В 382 ей пожелалось заехать на Афон, чтобы поклониться иконе Пресвятой Богородицы в Ватопедском монастыре, который был устроен ее отцом, имп. Феодосием, и она приказала пристать своему кораблю к Афонской горе. Иноки монастыря, узнав о прибытии царевны, вышли на берег, чтобы встретить ее с приличными почестями. Когда же они узнали о желании царевны, то увидели, что через исполнение ее желания будет[...] Описание иконы Живоприятная (Предвозвестительница) из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Икона, называемая «Живоприятная», находится в Ватопедской обители на св. Афонской Горе. Она изображена на наружной северной стене храма св. вмч. Димитрия Солунского. В 382 году дочь Феодосия Великого, Плакидия, супруга Константина, царствовавшего в Риме, пожелала увидеть своего брата Аркадия, царствовавшего в Константинополе. С этой целью она из Рима отправилась морем в Константинополь. Решив заехать поклониться иконе Божией Матери, которая находилась в Ватопедском монастыре, устроенном ее отцом, императором Феодосием, она приказала своему кораблю, на котором совершала путь, пристать к св. Горе. Когда иноки Ватопедской обители узнали о приближении Плакидии, то с приличными почестями вышли ей навстречу. Она передала им о своем желании войти в обитель и осмотреть ее. Иноки решились ввести Плакидию в монастырь. Они знали, что должны были этим самым нарушить устав Афонской Горы, запрещающий в нее вход женщинам, но тем не менее не посмели ослушаться приказания сестры императора. Пр[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-653

На мозаике в апсиде ц. Санта-Пуденциана в Риме (ок. 400) престол И. Х.- это золотой имп. трон, украшенный драгоценными камнями и жемчугом. Монументальная фигура И. Х. в центре возвышается над окружающими его апостолами, к-рые представлены обращенными к И. Х., а не фронтально, как в более ранних аналогичных изображениях. По сторонам Спасителя - 2 жен. фигуры с венцами в руках, символизирующие Церковь ВЗ и НЗ. Трон И. Х. находится в центре Небесного Града (Небесного Иерусалима), изображение которого акцентирует тему Второго пришествия, вечной царственности и владычества. Это подчеркивается также золотыми одеждами И. Х., мощью Его крупной фигуры и спокойствием величественной позы. В росписях этого времени часто встречаются образы из Откровения ап. Иоанна Богослова. На триумфальной арке ц. Сан-Паоло фуори ле Мура (V в., не сохр.) И. Х. был представлен в окружении 24 апокалиптических старцев. Изображение Небесного Града послужило фоном саркофага (ок. 400) из ц. Сант-Амброджо в Милане. Многочисленные образы поклонения, принесения венцов И. Х. и прославления Его апостолами постепенно становились главными иконографическими мотивами офиц. искусства (рельефы саркофагов, обелисков, колонны имп. Аркадия (401/3) в К-поле; деревянных врат ц. Санта-Сабина в Риме, ок. 430). Во всех случаях И. Х. изображен средовеком. Юношеский облик встречается редко (капелла Сант-Акуилино, Милан). На востоке Византийской империи Откровение ап. Иоанна Богослова долгое время не признавалось богодухновенной книгой и художники изображали сходные видения величия Божия пророков Иезекииля и Исаии. В апсиде храма монастыря Осиос Давид в Фессалонике (посл. четв. V в.) юный И. Х. во славе в окружении 4 символов евангелистов изображен сидящим на радуге. В куполе ротонды вмч. Георгия в Фессалонике были представлены 4 ангела, несущие венок с образом стоящего И. Х. с величественно поднятой рукой (роспись утрачена, сохр. фрагменты изображения одного ангела). Подобное изображение - «Вознесение» - есть на рельефе деревянных врат в ц.

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

· Равноапостольный император Константин. · Равноапостольная царица Елена. · Св. Пульхерия. · Св. император Юстиниан. · Краткие сведения об остальных византийских императорах. 2 . Английский король-мученик св. Эдмунд. 3 . Св. княгиня Евфросиния Полоцкая. 4 . Св. князь Александр Невский. 5 . Свв. русские князья-воины. 6 . Св. Филарет Милостивый. 7 . Св. Петр Мытарь. 8 . Св. Михаил Воин. 9 . Свв. диакониссы Олимпиада, Поплия, Феозва. 10 . Св. Симеон Верхотурский. 11 . Св. прав. Феодор Томский. 12 . Св. прав. Иулиания Лазаревская. 13 . Св. Клотильда, королева Франции. 14 . Св. Женевьева Парижская. 1 1. Византийские императоры Святая Пульхерия (память 10/23 сентября, 399–453) Святая Пульхерия (398–453) была дочерью императора Аркадия, старшей сестрой, воспитательницей и наставницей имп. Феодосия II (408–450). Получила разностороннее образование, отличалась мудростью и благочестием. Св. Пульхерия носила титул Августы и в течение 42 лет (408–450) соцарствовала брату. Во избежание борьбы за престол между Феодосием II и ее супругом она отказалась от вступления в брак. В продолжение всей своей жизни царица Пульхерия защищала православное вероучение от возникавших ересей. При ее содействии был собран III Вселенский Собор (431 г.) в Эфесе, осудивший ересь Нестория. Заботами св. Пульхерии был сооружен храм Пресвятой Богородицы во Влахернах, а также другие церкви и монастыри. И сам царский дворец, по отзывам современников, при ней более походил на монастырь. Происками советника императора монофизита Хрисафия св. Пульхерия на некоторое время была удалена из дворца. Но окончательно устранить ее от власти Хрисафию не удалось. Без нее начались нестроения, и через некоторое время, по усиленным просьбам своего царственного брата, она возвратилась, умирив вызванные возникшими ересями смуты. После смерти имп. Феодосия св. Пульхерия, исполняя просьбу брата содействовать воцарению благочестивого и мудрого военачальника Маркиана, вступила с ним в брак с условием сохранения девства (450 год).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1 Плодом святитель называет падение Евтропия, которые почти за 30-ть дней до настоящего момента был лишён своего высокого положения. 2 У Миня замечено: в аллегорическом смысле говорится о падении Евтропия; последний был сослан в 399 году, в конце августа, а беседа была сказана спустя почти 30-ть дней после этого события; следов., в конце сент. того же года, т. е., 399. 3 Здесь, по-видимому, пропуск. 4 В слав. тексте читается: «собери... пророки студныя Вааловы четы­реста и пятьдесят, и пророков дубравных четыреста» (3Цар.18:19); «поймайте пророки Вааловы... — и яша их... — и закла их» (3Цар.18:40). 5 В объяснение заглавия следует заметить: 1) в Дрипие, отстоявшем от Константинополя около 6-ти верст ( σημεον ­ milliarius, т. е., 1000 шагов; следов., 9Х1000­9000 ш.­ 3000 с.­ 6 в.), была церковь в честь апостола и мученика св. Фомы; 2) под царицею разумеется Евдокия, супруга имп. Аркадия. 6 Перевод П.Юнгерова — Редакция «Азбуки Веры» 7 Под царём разумеется император Аркадий. 8 К этой беседе нужно заметить: 1) имена двух епископов неизвестны, но один был старый, а другой молодой; 2) прославляется имп. Феодосий Великий, умерший 17 января 395 года, и отсюда вероятно, что святитель говорил в 399 году в день кончины императора; 3) упоминаются два узур­патора царской власти: первый — Максим, второй — Евгений; 4) обличается христианская секта, называвшаяся «кафары» ( καθαρς чистый), которая была тогда в Константинополе многочисленна и имела там своего епископа. 9 Здесь, по-видимому, недостаёт отрывка, где святитель противополагал скромность ап. Павла бесстыдству кафаров. 10 Св. оратор уподобляет человеческую душу проливу Эврипу, Εριπος , отделяющему о. Эвбею от материка. Некоторые древние эллинские писатели сообщают, что течение в этом проливе сменялось по семи раз днём и ночью ( «Pauly, A» . Real-Encyclopädie etc. Stuttg. 1844. Bd. Ill, S. 305). 11 Есть предположение, что эта беседа была сказана святителем на пас­хальной седмице. Между предыдущею беседою и этою, в Ватиканском списке, имеется беседа против зрелищ в ипподроме и театре.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3307...

Сочинения От понтификата Иннокентия I сохранились 44 послания, многие из которых в качестве декреталий были включены в позднейшие канонические собрания ( " Hispana " , собрание Дионисия Малого и т. д.), а также в сборники посланий Римских пап ( " Collectio Avellana " , " Collectio Thessalonicensis " и др.). Ряд писем сохранился только в переводе на греческий в сочинениях историков Зосима и Созомена. В арабской катене сохранился фрагмент послания Иннокентия I к Севериану Габальскому , посвященный учению о нераздельном соединении двух природ и едином Лице Христа . Послание направлено против монархианства , в рамках которого утверждалось, что божественная природа соединилась с человеческой лишь при Крещении Христа, а тело Спасителя имело " как бы небесную " природу. В опровержение этих учений папа приводит православную точку зрения: божественное и человеческое, соединившись в момент зачатия, пребывают нераздельно во Христе. В переписке Иннокентия I затронуты разнообразные темы, в т. ч. канонические и литургические. Он сыграл решающую роль в осуждении пелагианства , активно выступал в защиту свт. Иоанна Златоуста . В ряде посланий Иннокентий I сформулировал концепцию особого статуса Римского престола как хранителя апостольского предания и истинной веры. Среди корреспондентов Иннокентия I были частные лица - представители римской аристократии, напр. Аниция Юлиана Старшая и Проб, церковные деятели и видные богословы (блж. Иероним Стридонский , блж. Августин Гиппонский ), провинциальные епископы (Децентий, еп. г. Эвгубий (ныне Губбио, Италия), Эксуперий, еп. г. Толоза (ныне Тулуза, Франция), Мартиниан (Мартиан, Маркиан), еп. г. Наисс (ныне Ниш, Сербия)), предстоятели важнейших кафедр (святители Иоанн Златоуст , Феофил I Александрийский , Александр I Антиохийский , Аврелий Карфагенский ). Переписка Иннокентия I с восточноримским имп. Аркадием (два послания папы, в которых Иннокентий I якобы объявил об отлучении от Церкви Аркадия и его супруги Евдоксии, и два ответных письма императора ) является подделкой VI века, возможно созданной защитниками " Трех Глав " в окружении папы Вигилия с целью борьбы против имп. Юстиниана I и его супруги Феодоры. В корпусе Лжеисидоровых декреталий Иннокентию I приписывается подложная декреталия к Аврелию Карфагенскому о недопустимости возведения в высшие степени священства лиц, не прошедших низшие степени [[Innocent. I, papa. Ep. 44).

http://drevo-info.ru/articles/13679787.h...

Дева дарована нам не для того, чтобы мы покланялись Ей, то разумел под именем поклонения то служение, которое подобает воздавать одному Богу, которое иначе именуется λατρεια, и которого православные никогда не воздавали и не учили воздавать никому, кроме Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого? § 299. Основания – из соображений разума Напрасно лютеране думают, будто почитать святых так, как учит прав. Церковь , значит то же, что почитать идолов. § 300. Опровержение их Такая мысль приходила в голову и древним еретикам, которые, поставляя православным в укоризну благоговейное перенесение останков святых, возжение в честь их восковых свечей, совершение во дни памяти их бдений и литургии и устройство во имена их церквей и жертвенников, называли их за это именно идолопоклонниками. Но защитники прав. учения о почитании святых, как отчасти уже и видели мы, справедливо отвечали им на это в таком тоне: I. О безумная голова! Что сказать тебе о тех, кого язычники почитали вместо богов, устрояли им храмы, святилища, жертвенники, учреждали священнослужителей и приносили жертвы? То ли, что их не должно и сравнивать со святыми нашими? Но и это было бы оскорблением для них, если бы я сказал. Кто бы ни были и каковы бы ни были верующие, хотя бы они были даже плотстии и млеком напояемые, а не брашном ( 1Кор. 3:2,3 ), и в таком случае не должно сравнивать с ними тех святотатцев. Значит ли что-нибудь Юнона в сравнении в одною старицею христианскою? Что значит Геркулес в сравнении с одним дряхлым и всеми членами трясущимся старцем христианином? Геркулес победил сына Вулканова и сильного разбойника италийского, победил он и льва, победил собаку цербера: а Фруктуоз победил весь мир. Сравни-ка мужа с мужем! Тринадцатилетняя отроковица Агния победила диавола; отроковица эта победила того, кто многих обманул на счет Геркулеса. Несмотря, однако, на то, что со святыми нашими ни в каком отношении не должно сравнивать тех людей, которых язычники почитали как богов, мы не признаем их богами и не почитаем их, как богов 842 . II. Останки святых переносятся у нас с благоговением, а ты называешь это нечестивым делом? Значит, мы поступаем нечестиво, когда входим в церкви апостолов? Нечестив имп. Констанций, перенесший в Константинополь св. останки Андрея, Луки и Тимофея? Нечестивым надобно назвать имп. Аркадия, перенесшего кости бл. Самуила из Иудеи во Фракию? Не только нечестивыми, но и глупыми надобно почитать всех епископов, которые несли «презреннейшую вещь и распавшийся прах» в шелковой материи и позлащенном ковчеге? Глупы, значит, народы всех церквей, исходившие навстречу св. останкам и принимавшие пророка, как бы видя его лично присутствующим и живым, с такою радостью, что текли во множестве от Палестины до Халкидона и едиными устами пели хвалу Христу? 843

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010