Анонимные Жития И. З. не представляют исторического интереса: одно из них (BHG, N 874d; изд.: Halkin. 1977. P. 303-383) - т. н. сокращенное Житие, составленное по образцу Жития И. З. Георгия Александрийского; др. Житие (BHG, N 875d; изд.: Halkin. 1977. P. 385-428) скомпилировано из 2 текстов - метафрастовского (BHG, N 875) и анонимного (BHG, N 876) Житий И. З.; еще одно Житие (BHG, N 880h; изд.: Halkin. 1977. P. 443-472) в нек-рых рукописях ошибочно приписывается прп. Исихию Иерусалимскому, подлинный автор неизвестен; текст полон неточностей и грамматических ошибок. К агиографическим источникам относятся также энкомии (похвальные Слова) на перенесение мощей И. З. Энкомий неустановленного автора (BHG, N 878b; изд.: Halkin. 1977. P. 499-523), представленный в рукописной традиции большим количеством списков (издан по десяти), содержит сведения о взаимоотношениях имп. Аркадия и антизлатоустовской коалиции; 5 энкомиев, составленных Космой Веститором (между 730 и 850) (BHG, N 877v-z, 878, 878a), малоинформативны в историческом отношении. Др. энкомии И. З. (отражены в BHG) либо написаны позднее, либо не содержат новых сведений. Житие свт. Порфирия Газского, написанное Марком Диаконом (BHG, N 1570), является древнейшим агиографическим источником, отражающим конфликт между И. З. и имп. Евдоксией. Скорее всего оно было написано в 1-й трети V в., а во 2-й пол. V - нач. VI в. подверглось переработке. Марк Диакон, служивший при свт. Порфирии Газском, рассказывает, как последний, приехав по церковным вопросам в К-поль, был принят И. З. в кон. дек. 400 г. Во время встречи И. З. рассказал, что его влияние на тот момент было сильно подорвано из-за сложных взаимоотношений с императрицей и вкратце объяснил причины конфликта. В Житии важную роль играют второстепенные детали, переданные с большой точностью. Из языческих сочинений интерес представляет «Новая история» Зосима. Рассказ об И. З. и о его противниках автор заимствует из сочинения Евнапия Сардского, к-рый мог быть очевидцем нек-рых описываемых им событий. В «Церковной истории» евномианина Филосторгия приводятся сведения, касающиеся имп. Евдоксии, имп. Аркадия и препозита Евтропия ( Philost. Hist. eccl. XII).

http://sedmitza.ru/lib/text/965169/

VIII. Первая ссылка и возвращение в К-поль. После отъезда И. З. еп. Севериан Габальский, проповедуя в церкви в К-поле, говорил: «Если даже не обвинять Иоанна ни в чем ином, то для того, чтобы приговорить его к низложению, достаточно уже его хвастливого нрава; ибо все грехи прощаются людям, высокомерным же Бог противится, как учит Божественное Писание» (ap. Socr. Schol. Hist. eccl. VI 16; ср.: Sozom.Hist. eccl. VIII 18). Такие слова еще больше раздражили народ, к-рый возмущался действиями еп. Феофила, еп. Севериана, Собора и имп. Аркадия. Тогда во дворце было принято решение вернуть И. З. в К-поль. Причина остается не совсем ясной. Сократ говорит, что император, видя усилившиеся народные волнения, приказал как можно быстрее вернуть И. З. ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 16). Созомен делает акцент на решении императрицы, прислушавшейся к народному возмущению и уговорившей имп. Аркадия вернуть И. З. ( Sozom.Hist. eccl. VIII 18). Однако ряд источников свидетельствует о некоем знамении, которое побудило имп. Евдоксию срочно вернуть высланного епископа. Еп. Палладий выражается достаточно неопределенно: «В [императорской] спальне произошел какой-то несчастный случай» (συνβη θρασν τινα ϒενσθαι ν τ κοιτνι), и имп. чета, напуганная этим, распорядилась через неск. дней вернуть И. З., для чего в Пренет был послан нотарий ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 9//SC. 341. P. 180). По версии Сократа и Созомена, за И. З. был послан евнух императрицы Брисон. В Житии, приписываемом еп. Мартирию, сказано, что скорее всего у императрицы случился выкидыш либо она родила мертвого ребенка (Древние жития. 2007. С. 213; см.: Baur.1929-1930. Bd. 2. S. 265). Еп. Феодорит Кирский упоминает также о случившемся ночью сильном землетрясении, хотя нигде больше об этом не сказано ( Theodoret. Hist. eccl. V 34). В письме Римскому еп. Иннокентию И. З. пишет, что в К-поле его встретили посланный императором нотарий и более 30 епископов ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost.//SC. 342. P. 78-80); еп. Феодорит говорит о мн. послах, отправленных за И. З. и рассеявшихся по всему Боспору, а также о забитом судами входе в Боспор - так много людей приплыли встречать любимого епископа ( Theodoret. Hist. eccl. V 34).

http://sedmitza.ru/lib/text/965169/

З. для совместного рассмотрения канонов. Из них епископы Елпидий Лаодикийский (в 406 низложенный и сосланный, в 414 восстановленный на кафедре; находился в переписке с И. З. во время ссылки последнего) и Транквиллий убедили имп. Аркадия повелеть епископам Антиоху и Акакию поставить подписи под правилами арианского Собора, указав, что разделяют веру составивших их. Те отказались, и Собор не принял никакого решения по делу И. З. В течение Великого поста 404 г. И. З. продолжал служить и проповедовать, пока епископам не удалось убедить императора в виновности И. З. и добиться распоряжения, чтобы он до Пасхи покинул храм (Ibid. P. 190). Еп. Феодорит Кирский сообщает, что И. З. было поставлено в вину то, что он совершал литургию после низложения, на что святитель отвечал, что на Соборе «при Дубе» он не был, обвинений не слышал, оправданий не приносил, а сослал его и вернул в К-поль император своим указом ( Theodoret. Hist. eccl. V 34). Но оправдания И. З. не имели уже никакой силы, и в Великую субботу имп. Аркадий повелел ему покинуть храм, ссылаясь на то, что он низложен 2 Соборами. И. З. категорически отказался это сделать добровольно, предложив императору изгнать его силой. Однако в имп. дворце опасались новых знамений или несчастий и потому, изгнав И. З. из церкви, обязали его некоторое время оставаться в епископском доме, чтобы иметь возможность быстро вернуть его, если что-то произойдет. Епископы Акакий и Антиох заверили императора, что ответственность за низложение И. З. полностью лежит на них. Тогда 40 епископов из окружения И. З. пришли в к-польский мартирий, где находилась имп. чета, и еп. Павел Кратейский (Флавиопольский) просил имп. Евдоксию оставить И. З. в храме и не допустить кровопролития на Пасху. Однако их усилия оказались тщетными ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 9//SC. 341. P. 192-194). События, происшедшие на Пасху 404 г., трактуются источниками по-разному. И. З., будучи отстранен имп. указом от служения, пребывал в своем епископском дворце. В храме же, по-видимому, собрались на пасхальную ночную службу преданные И.

http://sedmitza.ru/lib/text/965169/

Заступничество И. З. спасло Евтропия на небольшой срок, т. к. через неск. дней он покинул храм и был схвачен. Евтропий был сослан на Кипр, а затем, осужденный за гос. измену, казнен в Халкидоне (кон. 399 - нач. 400). Защита И. З. Евтропия вызвала раздражение во влиятельных придворных кругах. Конфликт И. З. с Евтропием стал предвестником серьезного противостояния епископа и светской власти. 9 янв. 400 г. имп. Евдоксия была провозглашена августой и в связи с казнью Евтропия и слабостью имп. Аркадия сделалась фактически единовластной правительницей империи. Когда И. З. стал во главе К-польской Церкви, имп. Евдоксия очень тепло относилась к нему и всячески помогала, напр. оказывала финансовую и материальную поддержку Церкви (в частности, подарила серебряные подсвечники в форме креста). Вести о щедрых пожертвованиях имп. Евдоксии на богоугодные дела распространились за пределы К-поля. В Житии свт. Порфирия Газского встречаются указания на благотворительные поступки императрицы: она выделила средства на постройку храма и странноприимного дома в Газе, а также драгоценные сосуды ( Marc. Diac. Vita Porph. 40, 51, 53); там же говорится, что она была «горяча в вере» (Ibid. 41). Благочестие императрицы вызывало у И. З. положительный отклик, однако он не был готов принимать роскошную жизнь двора с его церемониальными формальностями, к-рые именовал тщеславием (κενοδοξα); И. З. мыслил идеального правителя отказывающимся от внешнего блеска. Строгие духовные запросы, фактически монашеский идеал, он распространял на светских высокопоставленных особ, по долгу своего положения обязанных следовать церемониалу визант. двора. Имп. Евдоксия же, по характеру своенравная и твердая, не желала изменять поведение сообразно увещаниям И. З. В 400 г. предводитель готов Гайна, объединившись с полководцем Трибигильдом, двинулся на К-поль. Гайна расположил свою армию в Халкидоне и потребовал, чтобы император лично явился к нему для переговоров, а также чтобы ему были выданы префект претория Аврелиан, комит Иоанн и ген.

http://sedmitza.ru/lib/text/965169/

В К. с 80-х гг. IV в. сложился гот. квартал, в к-ром находились их частные дома, предприятия и храмы. Несмотря на то что подавляющее большинство готов были арианами, правительство вынужденно мирилось с их присутствием в столице даже после провозглашения никейского православия офиц. вероисповеданием империи на Соборах 381-383 гг. Присутствие готов в рим. элите не гарантировало постоянных мирных взаимоотношений между латино-греч. большинством общества и воинственными германцами. Теми или иными способами, в т. ч. с помощью восстаний и военного давления на империю, готы стремились расширять свои права и положение, добиваться власти, почестей, контроля над различными городами, провинциями и даже над правительством. Наиболее опасная ситуация для К. и всей Вост. Римской империи в отношениях с готами сложилась в 400 г., когда против имп. Аркадия поднял мятеж магистр Гайна, полководец готского происхождения ( Eunap. Fragm. hist. 75-82; Philost. Hist. eccl. XI 8; Socr. Schol. Hist. eccl. VI 6; Sozom. Hist. eccl. VIII 4; Theodoret. Hist. eccl. V 32-33; Marcell. Comit. Chron. 399-400; Theoph. Chron. P. 76). Гайна поддержал восстание Трибигильда, командующего неск. гот. соединениями во Фригии, и с объединенными силами готов подошел к стенам Халкидона. Имп. Аркадий первоначально был вынужден уступить давлению варваров, и часть сил готов по договору была введена в К., заняла гот. квартал и начала грабежи торговых лавок и пристаней в городе. Фактически готы прямо угрожали захватить К. и поставить имп. Аркадия под свой контроль либо вообще свергнуть его. Гайна с др. частью войск переправился на европ. берег и занял Евдом. Однако городские стены К. оставались под прочной охраной гарнизона, и отряды готов в К. и за его пределами оказались разделены. Воспользовавшись этим, имп. Аркадий, поддержанный архиеп. свт. Иоанном Златоустом, разорвал соглашения с Гайной, объявил его врагом гос-ва и приказал уничтожить гот. силы внутри города. Произошла резня, в которой было убито неск. тысяч готов, их городская церковь сожжена.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Колонна Аркадия. Рисунок. 1574 г. Неизв. художник (Cantabr. S. Trin. Freshfield Album) Колонна Аркадия. Рисунок. 1574 г. Неизв. художник (Cantabr. S. Trin. Freshfield Album) Разрушительные пожары в К. были часто связаны с обострениями социально-политической борьбы ( Schneider. Brände. 1941). Любые восстания и беспорядки в городе неизбежно сопровождались погромами богатых домов, дворцов и адм. зданий, а также поджогами. Подобные события произошли в 404 г., во время низложения свт. Иоанна Златоуста. Крупнейший пожар в V в., возникший по неизвестной причине, продолжался 5 дней - 2-6 сент. 465 г. и уничтожил ок. трети города ( Theod. Lect. Hist. eccl. I 23; Zach. Rhet. Hist. eccl. III 12; Evagr. Schol. Hist. eccl. II 13; Chron. Pasch. P. 595; Theoph. Chron. P. 112; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 609-611; Zonara. Epit. hist. Vol. 3. P. 124-125). Столкновения на религ. почве были нередки, и они также, как правило, наносили ущерб городу. Так, беспорядки и пожар случились 14 апр. 428 г., когда недавно возведенный на архиепископский престол Несторий добился имп. запрета для ариан проживать в городе и иметь свой храм. Сопротивление ариан, хотя и тщетное, стало причиной крупного пожара и гибели большого числа жителей ( Socr. Schol. Hist. eccl. VII 29). Еще один пожар случился в авг. 476 г., во время восстания правосл. партии К. против имп. Василиска, поддержавшего монофизитов. В ходе столкновений, завершившихся вскоре отречением Василиска и победой имп. Зинона, в центре К. сгорели публичная б-ка при Большой базилике и неск. богатых владений, в т. ч. дворец Лавса, в к-ром, вероятно, в это время погибла крупнейшая коллекция произведений античного искусства ( Malch. Hist. Fr. 26; Theod. Lect. Hist. eccl. I 32-33; Evagr. Schol. Hist. eccl. III 7; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 616). Интерьер ц. святых Сергия и Вакха. Ок. 527 г. Интерьер ц. святых Сергия и Вакха. Ок. 527 г. Крупное восстание, причиной которого был конфликт монофизитов и православных (халкидонитов), произошло в К.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

I. Деятельность до начала христологического спора. После кончины архиеп. К-польского свт. Аттика (10 окт. 425) в столице начался спор относительно кандидатуры его преемника. Образовались 2 партии, поддерживавшие соответственно пресв. Филиппа Сидского и пресв. Прокла (см. Прокл , свт., архиеп. К-польский). Последний был ставленником имп. св. Пульхерии , сестры имп. Феодосия II, которая являлась соправительницей младшего брата и оказывала на него большое влияние. Впосл. свт. Прокл действительно станет архиепископом К-польским (434-446/7), однако в тот момент имп. Феодосий, по всей видимости стремившийся к проведению самостоятельной политики, содействовал избранию Сисиния I , который отличался святой жизнью и любовью к нищим. Сисиний рукоположил Прокла во епископа Кизического, однако население города отказалось принять его, в связи с чем свт. Прокл остался в К-поле ( Socr. Schol. Hist. eccl. VII 26-28). Споры между двумя партиями возобновились в кон. 427 г., когда скончался архиеп. Сисиний I. В итоге император предпочел кандидатуру Н., вероятно рекомендованную ему архиеп. Иоанном Антиохийским. Преимущество Н. заключалось как в его даре проповедника и добродетельном образе жизни, так и в том, что он не был связан с к-польскими церковными партиями. При содействии Н. имп. Феодосий II намеревался внести существенные изменения в жизнь К-польской Церкви, направленные на ужесточение мер против еретических общин. Данные меры были весьма актуальны, с т. зр. отличавшегося благочестием Феодосия, поскольку эти общины имели свои храмы даже в столице. Кроме того, время после низложения свт. Иоанна Златоуста (404) ознаменовалось упадком церковной дисциплины, который, по мнению императора, мог быть остановлен лишь строгим аскетом в сане архиепископа. Возводя Н. на кафедру, Феодосий II явно следовал примеру своего отца имп. Аркадия (395-408). Именно благодаря последнему свт. Иоанн, к-рый также был известен добродетельной жизнью и выдающимися способностями к проповеди, стал архиепископом К-поля.

http://pravenc.ru/text/2565154.html

Маркиана (450-457) был созван Вселенский IV Собор (Халкидонский) (8-31 окт. 451), осудивший монофизитство . В Житии указано, что после смерти императора еретики вновь усилились и задумали убить П. И. Предупрежденный голосом свыше, П. И. и буд. еп. Захария покинули город, служили в разных местах Палестины, где П. И. продолжал совершать чудеса (главы 34-42). По повелению нового имп. Льва I (Фракийца) (457-474) П. И. вернулся на кафедру, основал близ Маюмы мон-рь и написал для него устав. Отправившись «на теплые воды для лечения», П. И. много проповедовал в пути, крестил ок. 200 идолопоклонников, совершал множество чудес. Он остановился в 4 милях от мон-ря, где подвизался подвижник Исаия Газский (локализуется в дер. Бет-Даллата), и неск. лет прожил там (главы 43-52). Взошедший на престол имп. Зинон (474-475, 476-491), узнав о подвижниках, пригласил П. И. и старца Исаию к себе во дворец. Не желая «путешествия к царю», П. И. бежал «в неизвестную страну» и поселился у садовника. Получив новое письмо от имп. Зинона, П. И. вернулся в Маюму. В последних главах Жития (55-70) описываются обстоятельства прощания П. И. со своей паствой и клиром, его кончина 2 дек. и погребение. От мощей П. И. происходили мн. исцеления. Ученики П. И. решили перенести его мощи из Маюмы в «старый монастырь святого», для чего обитель была расширена: «Когда закончились строительные работы и украсили часовню, под алтарем вырыли почетное место (могилу) и в следующем году, на годовщину за день до смерти, похоронили здесь тело святого» ( Цагарели. 1888. С. 36; Марр. 1896. С. 200-202; Bagatti. 1968. P. 44-45). В груз. историографии рассматривается возможность захоронения П. И. в Крестовом мон-ре: в алтаре кафоликона Крестового мон-ря были найдены 2 могилы, в одной из к-рых был захоронен мужчина ростом 1,7 м и обнаружена бронзовая монета, датированная периодом правления визант. имп. Аркадия (395-408) и имп. Зап. Римской империи Гонория (395-423), т. е. 395-408 гг. По мнению археолога А. Экономопулоса, «здесь похоронен настоятель, который построил монастырь, или некое знатное, значительное лицо» ( Экономопулос.

http://pravenc.ru/text/2580396.html

Азии (включая К-поль), на Родосе и Кипре. В 578 г. имп. Тиверий II переселил на Кипр неск. тысяч армян-монофизитов с территории, граничащей с Ираном. Сохранился текст о чуде свт. Епифания, к-рый явился приехавшему на Кипр из Египта монофизиту и обратил его в Православие ( Jean Rufus. Plerophories: Appendice/Ed. F. Nau//PO. 1912. T. 8. Fasc. 1. P. 181-182). В 1-й пол. VII в. на Кипре жил восточно-сирийский аскетический писатель Григорий Кипрский , принадлежавший к Церкви Востока . Ересь монофелитства , появившаяся в результате попытки компромисса с монофизитами, предпринятой имп. Ираклием и К-польским патриархом Сергием I , встретила противников в лице уроженца Неаполя (ныне Лимасол) свт. Иоанна V (III) Милостивого , патриарха Александрийского (610-619/20), и Кипрских архиепископов свт. Аркадия I (625/626-641/642) и Сергия (642 - после 655). Об участии Иоанна Милостивого в борьбе с ересью монофелитства упоминается в «Диспуте с Пирром» прп. Максима Исповедника ( Maximus Conf. Disp. Pyr.//PG. 91. Col. 333; Афиногенов Д. Е., Муравьев А. В., Поспелов Д. А. Диспут с Пирром: Прп. Максим Исповедник и христологические споры VII ст. М., 2004. С. 209). В 622-623 гг. в Феодосиополе (ныне Эрзурум, Турция), где остановился имп. Ираклий с войском, направлявшийся на войну с персами, состоялся богословский диспут с Павлом Одноглазым, главой арм. монофизитов на Кипре. Поскольку Павел не изменил своих взглядов, император направил архиеп. Аркадию I декрет, в к-ром предписывал держать Павла на острове под стражей и не разрешать тому вести дискуссии по вопросам соединения двух природ или двух энергий Христа ( Dieten J.-L., van. Geschichte der griechischen Patriarchen von Konstantinopel: Von Sergius I. Bis Johannes VI (610-715). Amst., 1972. S. 29). Из письма Кира , еп. Фасидского (впосл. патриарх Александрийский), К-польскому патриарху Сергию (626) известно о планах имп. Ираклия осуществить примирение православных и монофизитов на Кипре ( Hill. 1949. P. 283). В 638 г. свт. Аркадий I, ранее с сомнениями принявший учение о единой энергии, окончательно отверг монофелизм; он был противником «Эктесиса» («Изложение веры», 638) имп.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАТОПЕД [греч. Ιερ Μεγστη Μον Βατοπαιδου, Βατοπεδου; Βατοπαδιον, Βατοπδιον], во имя Благовещения Пресв. Богородицы общежительный муж. мон-рь; расположен на берегу небольшой бухты, находящейся примерно посередине сев.-вост. побережья п-ова Афон (Айон-Орос). Игумен - архим. Ефрем (с 1990). Общее число братии - 141 чел. (116 монахов и 25 послушников). В мон-ре проживают 74 монаха и 13 послушников, в келлиях, приписанных к В.,- 42 монаха и 12 послушников. Общий вид мон-ря с зап. стороны Общий вид мон-ря с зап. стороны Мон-рь управляется игуменом, избираемым пожизненно на общем собрании братии. Законодательную власть имеет герондия (духовный собор, совет старцев мон-ря). Исполнительную власть игумен осуществляет совместно с комиссией (эпитропией) из 2 избираемых на год членов-эпитропов. В. принадлежат 2 скита (вмч. Димитрия и ап. Андрея) и 27 келлий. В наст. время заселены скит ап. Андрея (11 монахов и 14 послушников) и 18 келлий. Из них 8 келлий находится в Колицу: св. Бессребреников, прав. Анны, вмч. Георгия, св. Иоанна Предтечи, св. Архангелов, первомч. Стефана, Сретения Господня, Всех святых (из них 4 последних не имеют насельников); 5 - в Карее (из них заселены келлии Вознесения Господня, свт. Николая и св. Харалампия); 2 - в Гифтадике или Эгиптадике (свт. Николая и пустующая прор. Илии). В. имеет 2 метоха (подворья): в Порто-Лагос (действующий) и на о-ве Самос. На территории В. находится 29 параклисов (придел или отдельный малый храм с функциями придела): 21 - внутри и 8 - вне стен мон-ря. Исторический очерк Основание монастыря Предполагают, что на месте, где располагается мон-рь, находился небольшой античный г. Дион ( Herod. Hist. VII 22) или Харадрион. По преданию, первая церковь в В. была основана имп. Константином I Великим , разрушена при имп. Юлиане Отступнике и возобновлена в кон. IV в. имп. Феодосием I Великим в память о чудесном спасении от кораблекрушения его сына, буд. имп. Аркадия . Волны вынесли отрока на афонский берег, где его нашли невредимым под большим терновым кустом (Проскинитарий Иоанна Комнина, 1701). По др. версиям, это чудо произошло с неким Ватом, к-рого прп. Максим Грек называет испан. правителем и братом имп. Феодосия (Послание Максима Грека Василию III, 1518-1519), а Стефан Святогорец считает отрока племянником Феодосия Великого («Рай мысленный», 1512-1520). Поэтому мон-рь был назван Βατοπαδιον (от слов βτος - купина, терновый куст и παιδον - отрок, дитя). Однако в большинстве древнейших источников название мон-ря пишется как Βατοπδιον, что, по мнению исследователей, означает «терновая равнина» (πεδον - равнина). Византийский период

http://pravenc.ru/text/149927.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010