Военные церкви не только занимали значительное место в духовной жизни России Нового Времени, но и представляют собой значимый культурный феномен. Воинские соборы в крупных городах, прежде всего, в Санкт-Петербурге, выполняли мемориальную функцию (являлись храмами-памятниками, усыпальницами), на периферии в местах дислокации воинских частей (обычно на периферии поселений) чаще всего использовались временные церкви, скромные по размеру. Начало XX века характеризуется небывалой интенсификацией строительства полковых храмов: с 1900 до 1917 гг. было возведено более 100 военных церквей. В первую очередь, это было связано с учреждением военным министром А. Н. Куропаткиным специальной комиссии для удовлетворения религиозно-нравственных нужд войск и для выработки типа войсковых церквей. Она должна была добиться того, чтобы каждый полк на месте постоянной дислокации имел свою каменную церковь. Значительную роль в деле храмоздания сыграли энергичный протопресвитер военного и морского духовенства о. Александр Желобовский и генерал от инфантерии граф И. Д. Татищев, который 23 янв. 1901 г. и возглавил комиссию. Разработка образцового проекта церкви для воинских чинов была поручена члену комиссии по построению казарм при Военном совете гражданскому инженеру Ф. М. Вержбицкому . 13 апреля 1901 г. проект был утвержден императором Николаем II. Образцовый храм представлял собой однонефную базилику красного кирпича с высокой шатровой колокольней над притвором, увенчанную одной главой на большом световом барабане и обильно декорированную в духе «узорочья» XVII в. По этому проекту и возводилось на государственные средства большинство храмов (не менее 69). Еще один тип военного храма был представлен тремя трехнефными полковыми базиликами в Западном крае (гражданский инженер М.М. Прозоров). Строительство полковых церквей осуществлялось преимущественно на «национальных окраинах»: в Польше, Балтии, Северо-Западном крае, Средней Азии, Закавказье. Они не только символизировали собой присутствие российской имперской власти и армии, но и становились важными и новыми по стилистике архитектурными акцентами.

http://sobory.ru/lib/6_voennye_hramy.htm...

Вступление Глава I. ЦЕРКОВЬ И ИМПЕРИЯ 1. Законодательство империи и христианская вера 2. Культурный плюрализм 3. Император и Церковь Глава II. СТРУКТУРА ЦЕРКВИ 1. Поместная церковь: епископ, духовенство, миряне 2. Духовенство: брачное или целибатное? 3. Региональные первоиерархи 4. Первенство Рима к 451г. Глава III. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ: БОГОСЛУЖЕНИЕ, МОНАШЕСТВО, СВЯТЫЕ 1. Богослужебные традиции: единство и многообразие 2. Богослужение и искусство 3. Развитие монашества 4. Святые, мощи и святые места Глава IV. РАЗНООБРАЗИЕ КУЛЬТУР И МИССИОНЕРСКАЯ ЭКСПАНСИЯ НА ВОСТОК 1. Сирийская традиция 2. Христианство на Азиатском субконтиненте 3. Армения и Грузия 4. Арабские христиане 5. Египет, Эфиопия и Нубия 6. Туземные христианские церкви и Византия как центр Империи Глава V. ЗАПАД В ПЯТОМ СТОЛЕТИИ 1. На Дунае и за ним 2. Христианская Галлия: экклезиологические проблемы и споры об учении бл. Августина 3. Британские острова: святой Патрик; ирландские монахи 4. Испания. Ариане и православные 5. Африка. Арианские гонения 6. Святой Лев Великий и самосознание папства 7. Преемники Льва и Лаврентиевский раскол Глава VI. ХАЛКИДОНСКИЙ СОБОР И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ 1. Халкидонский собор: вероучительные результаты 2. Халкидонский собор: церковный порядок 3. Оппозиция собору на Востоке 4. Патриарх Акакий. «Энотикон» и конфликты между Востоком и Западом 5. Рост монофизитства при Анастасии Глава VII. ЭПОХА ЮСТИНИАНА 1. Союз с Римом 2. Юстиниан и Феодора 3. Оригенистские споры 4. «Три Главы», папа Вигилий и Пятый Вселенский собор 5. Наследие Юстиниана Глава VIII.XPUCTUAHCKUЙ ВОСТОК ПОСЛЕ ЮСТИНИАНА 1. Внутренние расколы в монофизитстве 2. Имперская политика после Юстиниана 3. Антиохия и яковиты 4. Александрия и копты 5. Христианство в Персии: армяне, яковиты и несториане Глава IX. СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ И ВИЗАНТИЙСКОЕ ПАПСТВО 1. Рим, Равенна и Византия; святой Григорий Великий 2. Лангобарды-ариане и Аквилейский раскол 3. Миссия у англосаксов: ирландские монахи и святой Августин 4. Национальные церкви в Испании и Франции 5. «Западный патриархат»? Глава X. ИМПЕРАТОР ИРАКЛИЙ И МОНОФЕЛИТСТВО 1. Униональная политика Ираклия и Сергия: моноэнергизм 2. Церковные унии на Востоке и в Египте 3. Софроний Иерусалимский и Гонорий Римский: монофелитство 4. Исламское завоевание: Иерусалим, Сирия, Египет 5. Святой Максим Исповедник и папа Мартин 6. Шестой Вселенский собор ЭПИЛОГ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ  

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Закрыть itemscope itemtype="" > Бог дает нам праздники, а обновленцы - рекламу Игорь Друзь о нападках на украинскую общественную организацию «Народный Собор» со стороны портала «Религия в Украине» 12.05.2011 706 Время на чтение 8 минут Никогда не публиковал информации о мелких нападках на нашу общественную организацию. Однако хочу все же привести эту поучительную историю о борьбе либеральных маргиналов против украинс кого «Народного Собора» в виде курьеза и забавного момента, который доказывает, что жизнь может закрутить сюжет интереснее, чем маститый романист. И еще в качестве примера того, что Бог часто оборачивает немощные козни обновленцев на пользу Церкви. Многие православные патриоты как-то иногда слишком серьезно относятся к движению неообновленцев. А ведь на самом деле мы должны искренне радоваться, что Бог, по немощи нашей, поставил против нас именно таких «сильных» противников. Ведь если учесть те усилия и финансовые ресурсы, которые глобалисты бросили на ломку канонов Русской Православной Церкви, и сличить эти суммы с полученными результатами, то картина выйдет крайне печальная… для глобалистов. Воистину, гора западной «зелени» родила микроскопическую либеральную мышку. Совершенно серую в плане творческого и интеллектуального потенциала. И, конечно же, на окраинах нашей Святой Руси, вдали от Москвы , деятельность обновленцев носит уж совершенно гротескный характер. Они давно стали пародией на самих себя. Думаю, многих заставит улыбнуться эта история, имевшая место в Киеве в эти светлые дни Пасхи и Дня Великой Победы. В Киеве группа околоцерковных либеральных маргиналов создала сайт «Религия в Украине». Теоретически, по замыслу его организаторов, он, видимо, должен был бы привлекать православных людей УПЦ МП к конгениальным идеям автокефалии от «тоталитарно-имперской-шовинистической» Москвы, к идеям украинизации богослужения, принятия горигорианского календаря в Церкви, вступления Украины в НАТО, и т.д. На практике же вышло примерно следующее: комсомольцы агитируют коммунистов голосовать за коммунистов. А если точнее: обновленцы и раскольники агитируют обновленцев и раскольников же учинять и дальше раскол и обновленчество. Абсолютное большинство православных людей Украины даже не знают о существовании сайтов, подобных «Религии в Украине», а не то, что принимают всерьез их политическую агитацию (утопичность прожекта автокефалии УПЦ МП рассмотрена мною в этой статье ). Некоторые статей на этом сайте пишется в форме доносов священноначалию УПЦ МП. Сообщается, например, что православный журнал «Х» посмел … критиковать Бжезинского. Или о ужас «евроатлантический курс Украины». Но большинство украинских иерархов критически относится к тому, и к другому, и для них эти доносы являются похвалой журналу. А те немногие архиереи, которые все же любят оранжевый цвет, и так все знают. И сделать патриотам ничего не могут.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/12/bo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Бухарест пошёл в атаку на Молдавскую Церковь. Чем на это следует ответить? 13.07.2023 538 Время на чтение 6 минут Источник: ПолитНавигатор Было бы наивно надеяться на то, что расправа над Православием на Украине не послужит вожделенным прецедентом для аналогичных действий в других странах православного мира. Предсказуемо первой на очереди оказалась соседняя с Украиной и крайне близкая ей во всех смыслах Молдова, где уже на протяжении 30 лет кровоточит незалеченная рана «Бессарабского» церковного раскола. В 1992 году группа священников Молдавской митрополии в составе Московского Патриархата объявила о переходе в Румынский Патриархат. Взбунтовавшиеся священники, несмотря на отсутствие отпускных грамот, были приняты в юрисдикцию Румынской Православной Церкви, в рамках которой была создана так называемая «Бессарабская митрополия». Конфликт в течение десятилетий то разгорался, то затухал усилиями церковной дипломатии. Сегодня, в ситуации тотальной идейной войны коллективного Запада против России и Русского мира, радикальные круги Румынской Церкви сочли, что настало их время действовать. Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube, Facebook и Viber. Для подписки на уведомления в баузере нажмите здесь. 5 июля 2023 года начальник Государственного секретариата по культам при Правительстве Румынии Чиприан-Василе Олинич нанёс визит в резиденцию «Бессарабской митрополии» в Кишинёве, результатом чего стало пространное коммюнике, опубликованное на сайте организации. Молдавская митрополия в документе названа «оккупационной церковной структурой», обуянной «имперскими рефлексами», «боящейся потерять власть и влияние в обществе». Молдавская Церковь названа «неадекватной социальными процессам десоветизации», «неспособной вести конструктивный диалог в интересах Православия». Оспаривается сам исторический процесс создания Кишинёвско-Хотинской епархии, 210-летняя годовщина которой будет отмечаться в августе этого года. Указ российского Императора Александра I назван «узурпаторским светско-политическим актом, изданным с грубым нарушением церковного права». Осуждается то, что во главе епархии был поставлен митрополит Гавриил (Бэнулеско-Бодони) – «иерарх, подвергнутый запрету и анафеме Вселенским Константинопольским Патриархатом». Митрополит Гавриил, недавно прославленный в лике святых, является одним из наиболее почитаемых святых Молдавской Церкви, его именем названа одна из центральных улиц Кишинёва.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/13/buhare...

Закрыть itemscope itemtype="" > Владыка показал пример настоящей жизни во Христе Митрополит Иоанн (Снычёв) уделял пристальное внимание единению Руси, симфонии Церкви и государства в России 30.10.2020 4024 Время на чтение 5 минут В 2020 году отмечается 30 лет со дня восшествия Митрополита Иоанна (Снычёва) на Петербургскую кафедру (20 июля 1990 года) и 25-летие со дня его блаженной кончины (2 ноября 1995 года). В течение года на сайте «Русской народной линии» будут публиковаться материалы, посвященные приснопоминаемому Владыке. Мы уже предоставляли слово: известному учёному, писателю, доктору экономических наук, директору Института русской цивилизации, который был создан по благословению Владыки Иоанна, главному редактору газеты «Русский Вестник» Олегу Анатольевичу Платонову ; известному русскому поэту, лауреату Патриаршей литературной премии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, главному редактору журнала «Наш современник» Станиславу Юрьевичу Куняеву ; известному русскому учёному-экономисту, председателю Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, доктору экономических наук, профессору Валентину Юрьевичу Катасонову; доктору экономических наук, профессору, академику РАЕН, кавалеру Золотой медали М.В.Ломоносова, Золотой звезды В.И.Вернадского, лауреату премии «Имперская культура» Михаилу Яковлевичу Лемешеву . Сегодня своим мнением о значении трудов Владыки делится заместитель председателя отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской митрополии, настоятель Храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим Буренин: Спустя годы в душе остаются благодатные воспоминания о Владыке Иоанне (Снычёве). Господь дарует нам встречи с Божьими людьми, оставляющими в нашей душе неизгладимый след. В моей жизни такой неизгладимый след оставил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Владыка показал пример настоящей жизни во Христе и со Христом. При Владыке началась моя учеба в Санкт-Петербургской Духовной семинарии. Первые мои воспоминания - это беседы митрополита с семинаристами. Владыка говорил очень много, пространно, вспоминал творения святых отцов, цитировал и толковал слова аввы Дорофея. И говорил о народе Божием, о том, что пастыри Церкви должны служить народу Божиему.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/04/vl...

Закрыть itemscope itemtype="" > Памяти Павла Рыженко 15.10.2014 1789 Время на чтение 3 минуты 16 июля 2014 года Русский Мир понес тяжкую утрату. На 44-м году жизни скончался великий художник наших дней Павел Рыженко . Войсковая Православная Миссия скорбит о невосполнимой потере и утрате со всеми русскими людьми, и приносит свое соболезнование семье и близким усопшего. Войсковая Православная Миссия со вниманием и любовью внимала, сочувствовала и посильно поддерживала творчество поистине народного художника современной России. 16 октября 2012 года состоялось награждение Павла Викторовича Рыженко орденом Святого Страстотерпца Царя Николая с формулировкой «За заслуги в развитии Российской Имперской Государственности и многолетние труды во славу Русской Православной Церкви». Высокую православную награду за подписью Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Илариона вручили начальник Войсковой Православной Миссии Игорь Евгеньевич Смыков и член Попечительского Совета ВПМ Александр Федорович Чернавский. Нет сомнений, что еще многие ордена, награды и премии ожидали Павла Викторовича в продолжение его в лучшем смысле этого слова солдатского, до полного забвения себя служения Родине, Великой России, Третьему Риму, Святой Руси. Но Высшая Воля удостоила верного сына Русской Православной Церкви, иной высшей награды. Творчество Павла Рыженко было нам особенно дорого и потому, что художник был поистине певцом вечной Русской Армии, запечатлев на своих полотнах славный путь ее от рождения до последних боев Русской Императорской Гвардии, и побед уже русской советской армии на полях Великой Отечественной войны. Отсчет галерее полотен Павла Рыженко о подвигах и победах Русской Армии должно вести от его великого творения - грандиозной диорамы «Крещение войска Великого Князя Владимира», величайшего полотна русской монументальной живописи со времен Бородинской и Севастопольской панорам Франца Рубо. На этой диораме воплощен момент, когда могучая русская армия через купель Крещения на тысячелетие стала Русским Христолюбивым Воинством, воскрешаемым ныне в огне восстания Новороссии.

http://ruskline.ru/special_opinion/2014/...

М.Р. Салахов Евфимий Александрович Малов и миссионерская деятельность «Братства святителя Гурия» во второй половине XIX в. Источник Евфимий Александрович Малов известен в истории как талантливый миссионер, ученый и церковный деятель. Он оставил после себя многочисленные дневники, печатные издания и переводы на тему противомусульманской полемики. В своих трудах Малов описывал развитие миссионерского дела, имперскую политику в Казанской губернии в прошлом и критиковал процессы, свидетелем и современником которых был. E.A. Malov is well-known as a talented missionary, scientist and church leader. He had left numerous diaries, publications and translations on the topic of anti-islamic dispute. In his papers Malov described the development of missionary work, imperial politics in Kazan province in the past. He criticised the processes he had witnessed and been a contemporary of. Besided, he can also be called a historian of missionary work. Значительные преобразования в России во второй половине XIX и начале ХХ в. отразились на всех аспектах жизни страны. Перемены коснулись экономических, культурных, идеологических и духовных сфер общества. Шло дальнейшее продолжение интеграции нерусских народов как в культурно-языковой, так и религиозной сфере. Развитая инфраструктура Русской православной церкви (РПЦ) активно использовалась государством для продвижения важных социальных и полицейско-охранительных проектов. Важным направлением взаимодействия государства и православной церкви становилась реализация политики по христианизации религиозных меньшинств. Казанская епархия на рубеже веков была многонациональной. Так, численность населения Казанской губернии в это время составляла более 1650 тыс., из них русских – около 700 тыс. чел. Все остальное население было «инородческим», и татары занимали здесь первое по численности место, т.е. 452 тыс. чел. (из них более 400 тыс. исповедовали ислам и лишь 40 тыс. считались принадлежащими к православной церкви) 1 . Большая часть «инородцев» (как старокрещеных, так и новокрещеных) не понимала самой сути православия, не знала русского языка и свое участие в церковной службе ограничивала лишь одной обрядовой стороной. Данные обстоятельства приводили к сознательным массовым переходам в ислам . Этому способствовали также изжившие себя старые административные методы борьбы с отступничеством, усилившаяся пропаганда исламистов, подъем национального самосознания и другие явления. Необходимо было искать иной выход из создавшегося положения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕРКОВЬ Церковь, обладающая легальными, юридически закрепленными привилегиями в государстве и в своей внутренней жизни зависящая от гос. власти. Соответствующая модель церковно-гос. отношений называется системой гос. церковности. К Г. Ц., как правило, но не всегда, принадлежит большинство населения страны. При монархической форме правления (см. ст. Монархия ) монарху обычно усваивается статус главы Г. Ц. Историческое развитие и сущность системы государственной церковности Возникновение системы гос. церковности связано с движением Реформации XVI в. в Зап. Европе. Выступившие с обличениями Папского престола нем. реформаторы во главе с М. Лютером обрели защиту в лице воспринявших их идеи нем. князей, прежде всего курфюрста саксон. Фридриха Мудрого. Эти государи, к-рых Лютер называл епископами, приняли на себя в своих княжествах по отношению к религ. общинам властные полномочия, принадлежавшие в католич. Церкви епископам. В 1526 г. рейхстаг Свящ. Римской империи герм. нации в Шпайере, в к-ром участвовали как католики, так и протестанты, постановил временно, до созыва «вселенского Собора», предоставить имперским князьям право регулировать религ. жизнь в своих гос-вах. Воспользовавшись этим решением, протестант. князья и те вольные города, в к-рых возобладали сторонники Реформации, провели последовательное отделение христ. общин от Римско-католической Церкви. Реформированные общины были поставлены под контроль покровительствовавших им князей. Однако решения Шпайерского рейхстага, с одной стороны, были отвергнуты в 1529 г. имп. Карлом V , католиком, стремившимся к восстановлению религ. единства империи, с другой - протестант. общинами, к-рые стали с опасением относиться к идее вручения полноты власти над местными церквами князьям. За сохранение епископской власти в реформированной церкви стоял Ф. Меланхтон . Лютер вынужден был скорректировать свою позицию по вопросу о церковном управлении, уточняя, что государь должен нести попечение о внешнем благополучии общин, не вмешиваясь в их внутреннюю жизнь.

http://pravenc.ru/text/166357.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИОНСКИЙ II СОБОР (7 мая - 17 июля 1274), Собор Римско-католической Церкви, созванный папой Римским Григорием X (1271-1276); в католической традиции признается XIV вселенским Собором. Подготовка Л. С. 31 марта 1272 г. папа Григорий X разослал письма влиятельным светским правителям и крупным церковным деятелям Зап. Европы, в т. ч. франц. кор. Филиппу III Смелому (1270-1285) и англ. кор. Генриху III (1216-1272). Папа призвал собраться 1 мая 1274 г. на Собор в городе, название которого первоначально хранилось в тайне (in loco quem licet ad presens subticeamus ex causa, competenti tamen tempore vobis curabimus intimare - Martin. 1905. N 1542-1545). Аналогичное письмо было направлено 1 апр. 1272 г. лат. патриарху Иерусалима, находившемуся тогда в Риме (Ibid. N 1546). В посланиях папа обозначил повестку предстоящего Собора: 1) объединение Константинопольской Православной Церкви с Римско-католической Церковью; 2) отвоевание Св. земли; 3) церковная реформа, необходимость к-рой была вызвана падением нравов среди клира и мирян. Хотя о необходимости церковной реформы традиционно говорилось в папских документах о созыве Соборов, по всей видимости, реформирование Церкви действительно входило в намерения Григория X. 11 марта 1273 г. он обратился к предстоятелям неск. крупных диоцезов, в т. ч. к архиепископу Сантьяго-де-Компостела, с просьбой узнать мнение клириков и мирян о том, какие общественные пороки необходимо устранить (Ibid. N 1561-1562). 13 апр. 1273 г. понтифик сообщил делегатам из Франции, Англии, Шотландии, Норвегии, Польши, Испании, Венгрии, Германии и итал. гос-в, что Собор состоится в имперском г. Лион (Les registres de Grégoire X. 1960. P. 108; Martin. 1905. N 1563). Выбор этого города папа объяснил тем, что в нем было «проще собрать князей и прелатов» (ut principum et praelatorum eorumdem facilius habere possimus praesentiam). 24 окт. 1272 г. папа Григорий X сообщил о созыве Собора визант. имп. Михаилу VIII Палеологу (1261-1282) и предложил ему прибыть в Лион либо направить туда апокрисиариев. 25 окт. аналогичное письмо было составлено для патриарха К-польского Иосифа I Галисиота (1267-1275, 1282-1283) ( Martin. 1905. N 1553-1554).

http://pravenc.ru/text/2110520.html

Свт. Фотий Константинопольский. Роспись. Греция. Конец XX в.Экклезиологический догмат не занимал в византийской патристике места, сопоставимого с тринитарной, христологической и пневматологической темой. Это замечание относится и к творениям святого Патриарха Фотия, но имплицитно в них содержится аутентичное православное учение о Церкви, и, в частности, о соотношении в ней вселенского и поместного начала, о значении епископского служения, о главенстве и власти в Церкви, о соборном и иерархическом элементе в ее жизни. Эти темы рассматриваются Патриархом Фотием не теоретически и умозрительно, но прагматически, на языке канонической дисциплины. Его видение канонической нормы во взаимоотношениях между Поместными Церквями выразилось в ряде его посланий, главным образом в контексте кризиса в общении между Константинопольским и Римским престолом. Кроме того, как известно, Патриарх Фотий председательствовал на Константинопольских Соборах – Двукратном, в храме 12 Апостолов, состоявшемся в 862-м г., и в храме Святой Софии в 879-м г., который рядом церковных историков и патрологов рассматривается как равный по значимости Соборам Вселенским. Дисциплинарные постановления, принятые на этих двух Соборах, приобрели статус канонов Вселенской Церкви. Святитель Фотий, выдающийся богослов и канонист, несомненно, участвовал в составлении или редактировании этих канонов, и можно с большой уверенностью полагать, что это его участие имело решающее значение в формировании их текстов. Некоторые из них, а именно 13, 14 и 15 правила Двукратного Собора, а также 1 правило Собора в Святой Софии, заслуживают особого внимания при рассмотрении вопроса об экклезиологии Патриарха Фотия. Будучи одним из самых эрудированных в свою эпоху знатоков римского и византийского права, он принимал участие и в составлении актов имперского законодательства, во всяком случае, тех положений, которыми регламентировались церковные правоотношения. Особое значение имеет в этом контексте «Эпанагога», в которой начертан идеальный образ Патриарха.

http://ruskline.ru/opp/2021/09/30/ekklez...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010