Папа Григорий I Великий (590–604 гг.), один из четырех западных отцов церкви, происходил из знатной римской семьи, представители которой на протяжении нескольких поколений играли заметную роль в Римской церкви. Прежде, чем удалиться в монастырь, Григорий Великий занимал должность высшего магистра в Риме, префекта города. Впоследствии, став папой, он проявил себя как чрезвычайно деятельный глава Римской церкви: он не только управлял ее обширными имениями, но и принял на себя попечение о жителях Рима и его окрестностей. Из деловой переписки, которую он вел на протяжении своего понтификата, сохранились 866 посланий. Они служат ярким свидетельством применения римского права в практической деятельности церкви: в них выявлено 74 очевидные и 54 скрытые цитаты из «Corpus juris civilis». Оставаясь подданным византийского императора, Григорий Великий не представлял себе иной юридической основы общественного порядка, чем имперское право, поэтому соблюдение действовавших на территории Римской империи норм права и законного разграничения полномочий государства и церкви являлось для папы предметом первостепенной заботы. Согласно римскому праву, церкви предоставлялась юрисдикция по вопросам веры, внутрицерковной дисциплины, по гражданским и отчасти уголовным делам, в которые было вовлечено духовенство или люди, подпадавшие под церковную юрисдикцию. Григорий Великий позволял себе выходить за ее пределы лишь в исключительных случаях: 1) когда имперские законы угрожали церковному порядку, например, закон императора Маврикия, запрещавший государственным чиновникам и воинам постригаться в монастырь; 2) когда они расходились с церковными установлениями, например, законы, устанавливавшие условия заключения или расторжения брака; 3) когда их смягчения требовало милосердие. Многие послания Григория Великого и отрывки из его творений были включены в «Decretum Gratiani» и таким образом в «Corpus juris canonici», составив основу канонического права. Григорий Великий оставил после себя ряд творений, оказавших заметное влияние на европейскую культуру. Прежде всего, это «Диалоги о жизни и чудесах святых италийских отцов», за что он получил в восточной традиции прозвище Двое слова (Диалоги-Двоесловия), и «Пастырское правило», т. е. руководство для пастырей. В Антологии публикуются переводы некоторых посланий Григория Великого , демонстрирующих отношение папы к римскому праву и его применение в церковной практике.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

ЖМП 11 ноябрь 2021 /  19 ноября 2021 г. 14:00 Крест и высокая миссия Предстоятеля К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА Предстоятель… Многое сказано одним этим словом. Предстоятель — тот, кто стоит впереди, перед всей Церковью; Предстоятель — это тот, кто принимает первую честь среди иерархов Поместной Церкви, но вместе с тем и тот, в кого более всего мечут стрелы ее враги. Велико служение Предстоятеля, и велика лежащая на нем ответственность.  PDF-bepcuя. Святитель Иоанн Златоуст уподобил священника ведущему корабль кормчему. С кем тогда можно сравнить Первоиерарха? С адмиралом, который возглавляет всю флотилию Церкви, — все корабли, малые и большие, скоростные и тихо­ходные. Он стоит на первом, идущем впереди всех корабле, принимая на себя все трудности этого духовного плавания и осуществляя попечение обо всех моряках, находящихся на остальных судах. Само поставление Предстоятеля есть деяние Промысла Божия. В то же время в лучшем смысле этого слова — дело человеческое, так как выражает в себе волю и выбор архипастырей, пастырей, монашествующих и прихожан Церкви, молитвенно обращающихся к Богу за наставлением в этом важном деле избрания своего Предстоятеля и вручивших ему заботы обо всей церковной полноте. Это Богочеловеческая тайна Церкви Христовой, столь же превышающая дела земные, как, по словам святителя Иоанна Златоуста, власть священника возвышается над властью земного правителя, священство — над царством. Однако в истории нашего государства, к сожалению, так было не всегда. Освобождение после 270-летнего пленения Ровно триста лет назад, в 1721 году, созданием Духовной коллегии, получившей позже наименование Святейшего Синода, и опубликованием Духовного регламента в России было упразднено Патриаршество. Вместо Патриарха в России был создан полностью подчиненный царской власти и имперской бюрократии совещательный орган. Трудно недооценить серьезность и катастрофические для России и Церкви последствия этого события. Почти на два века Русская Церковь осталась без своего Предстоятеля, роль которого перешла к специально созданному государственному институту.

http://e-vestnik.ru/analytics/krest_i_vy...

Закрыть itemscope itemtype="" > За многолетние усердные труды во славу Русской Православной Церкви Орден Святого Страстотерпца Царя Николая вручен митрополиту Владивостокскому Вениамину 01.06.2016 611 Время на чтение 4 минуты В рабочей резиденции Главы Приморской митрополии 30 мая 2016 года состоялась встреча с организаторами принесения во Владивосток чудотворного образа святого Царя страстотерпца Николая — в рамках «Царских дней», приуроченных к празднованию 125-летия посещения Николаем Александровичем Романовым Южно-Уссурийского края, сообщает сайт Владивостокской епархии . Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин — за многолетние усердные труды во славу Русской Православной Церкви, верность историческим традициям Российской имперской государственности и в связи со 120-летием священного коронования Их Императорских Величеств Императора Николая Второго и Императрицы Александры Феодоровны, — был награжден Орденом Святого Страстотерпца Царя Николая. Вручил международную церковно-общественную награду начальник Войсковой Православной миссии (г. Москва ) И.Е. Смыков. В числе кавалеров ордена — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Иларион, ряд иерархов Русской Церкви, а также патриотов России, деятелей искусства. Орден учрежден по инициативе Наградного Комитета ордена «Слава России» и Войсковой Православной миссии, по благословению Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра. Со своей стороны Высокопреосвященнейший владыка Вениамин — за труды по принесению в Приморский край чудотворного мироточивого образа святого царя страстотерпца Николая и участие в торжествах по случаю 125-летия посещения Цесаревичем Николаем Александровичем Владивостока и Южно-Уссурийского края, — вручил: - Благодарность — Войсковой Православной миссии (г.Москва); - Медаль «За Церковные заслуги перед Владивостокской и Приморской Епархией» III степени — начальнику Войсковой Православной Миссии Игорю Евгеньевичу Смыкову; - Архиерейскую грамоту — члену Попечительского совета Войсковой Православной миссии Денису Алексеевичу Родионову.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/01/za...

Закрыть itemscope itemtype="" > Новая Теократия: что может быть " правее " Православия? 21.07.2006 418 Время на чтение 11 минут В современном российском политическом сознании не принято называть вещи своими именами. И в первую очередь, называть своими именами свою собственную позицию. В итоге этот самообман тормозит любые позитивные процессы и инициативы в самом их начале. Я как философ считаю своим долгом, в свою очередь, положить конец этому маскараду Вот прошла половина 2006 года и если можно отмечать какие-либо новые и явные тенденции в российской политике, то это в первую очередь - беспрецедентная активизация Церкви как самостоятельной политической силы. 4-6 апреля прошел ежегодный Всемирный Русский Народный Собор, провозгласивший уникальную в контексте всей русской православной мысли " Декларацию прав человека и достоинства личности " . Уникальную, потому что она преодолевает ложные обвинения Церкви в антигуманизме со стороны либералов. 12 мая на Всезарубежном Русском Соборе была принята историческая резолюция о воссоединении с Московским Патриархатом. Историческая, потому что она делает воссоединение Русской Церкви необратимой. 4-5 июля под эгидой Русской Православной Церкви в Москве прошел поворотный саммит религиозных лидеров со всего мира. Поворотный, потому что на нем Русская Церковь впервые выступила как мировая геополитическая сила. Все эти события прошли при явной поддержке государства и президента лично. Все эти события напрямую связаны с активной деятельностью Митрополита Кирилла, человека, уже вошедшего в историю русской Церкви и русской богословской мысли. Закономерной реакцией на эти события стала фасцинация антицерковного лобби на всех уровнях, фактически вынуждающего даже нейтральных людей определить для себя линию фронта. А что здесь удивительного? Если наша страна в 2000-е годы действительно совершает кардинальный разворот в сторону своей собственной цивилизационной идентичности, то вместе с неизбежным ростом национализма внутри страны и естественными имперскими амбициями за ее пределами, также заявляет о себе и основа основ нашей, русской цивилизации - Русская Православная Церковь. Время, когда церковность служила необязательным дополнением к российской политике, закончилось.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святые Руси и вселенскость Православия Призвание России – собрать народы земли в спасительное лоно Православного христианства 20.02.2023 1325 Время на чтение 11 минут Фото: из открытых источников «И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием» (Лк. 13:29) Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор сайта «Русская народная линия», недавно написал очень интересную статью «Нерусские русские». Ровно 30 лет назад мы написали похожую статью (она была опубликована в ряде англоязычных православных изданий того времени), русский перевод которой предлагаем ниже. Анатолий Степанов призывает к имперскому, многонациональному мировоззрению в Церкви, ибо националисты – враги Церкви, как видно из нынешней ситуации на Украине. В самом сердце российской столицы стоит величественный собор Покрова Пресвятой Богородицы, известный многим как храм Василия Блаженного, которому в нём посвящён придел. Возвышающийся на Красной площади собор стал для современного мира своеобразным символом России, вечной России. По Божиему промыслу, так и должно быть, ибо эта церковь не является, как многие ошибочно думают, памятником с фантастическим или экзотическим убранством. Правда в том, что ее архитектура символически и сакраментально знаменует призвание России – собрать народы земли в спасительное лоно Православного христианства. Митрополит Антоний (Храповицкий) в своем слове 1909 года назвал его «храм Славы и храм скорби». «Множество куполов возглавляют ту церковь: есть там купол мавританский, есть индийский, есть очертания византийские, есть и китайские, а посредине высится над всеми ними купол русский, объединяющий всё здание». Символика ясна: все великие мировые цивилизации объединены вокруг Православия. Миссия и призвание России, самая цель ее существования, ее Богом данное предназначение – собрать воедино народы мира (каждый со своей индивидуальностью, своеобразием и культурой) в Церкви Христовой. Многообразие и единство Церкви есть отражение Пресвятой Троицы – трёх лиц, составляющих одно Божественное существо; множество народов и культур, объединённых единой верою в единой Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/20/sv...

М. В. Шкаровский Скачать epub pdf 4. Деятельность Зарубежной Русской Церкви на территории IIIpeйxa в 1941–1945 гг. А. Германская епархия РПЦЗ в годы II Мировой войны 25 октября 1941 – 8 апреля 1980 г. Сразу же после начала войны с СССР германские власти, нередко видевшие во всех русских врагов, начали ущемлять и церковную деятельность. Это хорошо видно в публикуемом письме бывшей звонарки православной церкви в Лейпциге. Над русскими храмами в Лейпциге и Дрездене вообще нависла угроза полного закрытия, которую удалось избежать благодаря заступничеству РКМ пресекали власти и многие благотворительные акции русский церковной эмиграции по оказанию помощи своим соотечественникам на оккупированной территории СССР 111 . Заметным этапом в истории православной Германской епархии стало первое и последнее в годы войны епархиальное собрание 29–31 января 1941 г. в Берлине. Среди его важнейших решений были постановления об организации Миссионерского комитета и преобразовании епархии в Средне-Европейский митрополичий округ. 26 мая 1942 г. архиерейский синод РПЦЗ принял решение о создании такого округа с включением в него приходов в Германии. Протектората Богемии и Моравии, Бельгии. Словакии и Люксембурга. Митрополитом был назначен Владыка Серафим (Ляде). Всевозможные трудности и стеснения – острая нехватка свечей для богослужений, вина и муки для причащений, требования властей о сдаче колоколов для военной промышленности и т. и. не смогли воспрепятствовать активной душепопечительной, миссионерской, просветительной и благотворительной деятельности духовенства епархии. 43. Письмо имперского наместника Саксонии министру церковных дел о намерении закрыть русские церкви в Лейпциге и Дрездене Дрезден, 25 октября 1941 г. Как я усмотрел из доклада обер-бургомистра Лейпцига, там еще существует так называемый Комитет по сохранению русской церкви в Лейпциге. Это зарегистрированная общественная организация, которая ставит своей задачей сохранить так называемую русскую памятную церковь 1913 г. для лейпцигской русской православной церковной общины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

протопресвитер Иоанн Мейендорф Содержание I. Византийская Церковь    Перенос столицы Римской империи в Константинополь в 324 г. и имперское покровительство, оказанное Церкви императором Константином и его преемниками, создали совершенно новые условия в христианском мире. На Западе вторжения варваров вскоре значительно ослабили влияние империи, но на Востоке оно оставалось в полной силе. Константинополь, «Новый Рим», называемый также и Византием — наименованием древнего города на Босфоре, избранного Константином в качестве местоположения новой столицы, — оставался столицей империи вплоть до 1453 г. Более тысячелетия он был признанным центром православного христианства для большей части Восточной Европы и Ближнего Востока. Термин Byzantium употребляется сегодня для обозначения и города Константинополя, и самой Восточной Римской империи, чтобы отличить то и другое от «Ветхого Рима» и языческой империи. Роль Константинопольской    Церкви в христианизации Востока почти во всем подобна успехам Римской Церкви на латинском Западе. Надо заметить, впрочем, что название «византиец», «византийский» (Byzantine) в Средние века употреблялось редко. «Византийцы» говорили по-гречески и называли себя ромеями (Romans). И на латинском Западе империю называли Romania, да и мусульмане именовали ее Рум. 1. Церковь и государство    Сохранение империи на Востоке обеспечило императору активную роль в делах Церкви. Это, однако, не означает, что взаимоотношения Церкви и государства в Византии можно выразить какой-нибудь простой формулой или понятием, наподобие «цезарепапизма». С одной стороны, не подлежит сомнению, что христианская империя унаследовала от языческих времен административный и финансовый порядок ведения религиозных дел и что этот порядок почти автоматически и без возражений был перенесен самим Константином на христианскую Церковь. Но с другой стороны, христианская вера была несовместима с эллинистическим и римским представлением об императоре как о божественном существе: единственным царем, единственным κριος [господином] был Христос. Поэтому, следуя примеру Евсевия Кесарийского в его слове на погребение Константина (337 г.), византийцы видели в императоре полномочного представителя или вестника Христова, «равного апостолам» (σατιστολος), ответственного в особенности за распространение христианства среди языческих народов и за «внешние дела» христианской религии — управление и финансы (отсюда употребленный Евсевием титул императора: ττσκοττος ιν κτος [епископ внешних дел]).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3290...

III. Переходная эпоха первой половины V века. Эфесский собор 431 г. Мозаики церкви св. Марии Маджоре в Риме Конец IV и первая половина V века сыграли в истории Греко-восточной церкви и искусства весьма решительную и важную роль. Успокоившаяся политически после крайних кризисов Византийская Империя впала в этом периоде в некоторый государственный маразм, и политический историк с унынием обозревает ряд бесцветных царствований. Затихли или перешли на Запад жестокие нападения варваров, и Византия успела оградиться от них стеной; кончились отдаленные походы, и ослабело крайнее напряжение экономических сил в культурных частях Империи, а самые страшные варвары, готфы, вступили на службу в имперские войска. Вместе с наступившим политическим затишьем и социальным успокоением наступило также общее успокоение умов, вызванное окончанием, хотя насильственным (378–395 гг.), борьбы двух духовных миров: языческого и христианского. Восторжествовавшее христианство занято отныне развитием духовной стороны своей веры и сближением ее с вековой античной культурой и просвещением. Церковная община принимает живейшее участие в ходе церковных дел, в самом управлении церковью, способствуя клиру поставить во главу социального распорядка представителей церкви. Современная литература рождает высшие произведения церковного красноречия и толкования Священного Писания ; жития святых обрабатываются в виде поучительных сказаний, любопытных и трогательных для культурного общества. Порабощенный греческой культурой Восток высвобождается из под западного влияния и выдвигает свои центры, но рядом с культурой здесь усиливается аскетическое христианство, избирающее своим идеалом жизненные лишения, вражду к миру и его благам, борьбу с языческим просвещением и культурой. Для всех стран Византийской Империи аскетизм является ныне духовной эмблемой христианского государства, успокоенного миром и наставшим благосостоянием, представляется отдаленным идеалом, облагораживающим культурную жизнь и ее социальные формы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Г. р. была подготовлена рядом преобразований, проводившихся и внутри католич. Церкви ( клюнийская реформа , движение за «Божий мир» ), и светскими властями. Так, римско-герм. имп. Генрих III, к-рого современники называли «правителем монахов», направил свои реформаторские устремления на укрепление системы имперской Церкви , претендуя на роль защитника Церкви и истинного благочестия. Эти соображения побудили Генриха III и его окружение выступить с идеей церковной реформы, первым актом к-рой стала ликвидация влияния рим. аристократии на выборы папы. Дальнейшей целью реформы было прекращение практики симонии и браков клириков. Светские правители считали реформу католич. Церкви своей обязанностью, не пренебрегая возможностью вмешиваться во внутрицерковную жизнь. Начало эпохи реформ связано с папой Григорием VI , избранию к-рого предшествовала покупка Папского престола и выплата огромной суммы сторонникам папы Бенедикта IX (ведшего недостойный образ жизни) за его отречение. В эпоху т. н. «немецких пап» - Климента II , его преемников Дамаса II , Льва IX и Виктора II - по инициативе римско-герм. императоров был проведен ряд церковных реформ, в целом соответствовавших духу и целям буд. Г. р. Папа Лев IX объединил вокруг себя реформаторов, среди к-рых были еп. Сильва-Кандидский, кард. Гумберт , один из идеологов реформы, аскет и писатель Петр Дамиани , Гуго Ремирмонский, канцлер Удо, брат герцога Лотарингского льежский архидиак. Фридрих (впосл. папа Стефан IX ), Лионский архиеп. Галинард, Безансонский архиеп. Гуго и Гильдебранд (впосл. папа Григорий VII). За годы понтификата Лев IX провел ок. 12 Соборов, в ходе к-рых были разработаны меры против симонии и браков клириков. Политику Льва IX продолжил его преемник папа Виктор II, родственник Генриха III, со смертью к-рого 28 июля 1057 г. прервалась линия «немецких пап» и закончилось сотрудничество папского и имп. дворов. Новый папа Стефан IX оказывал покровительство своим друзьям-реформаторам: Петр Дамиани стал кардиналом-епископом Остии, Гумберт - папским канцлером.

http://pravenc.ru/text/166501.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Анафемы будут служить «панихиду» по анафеме В Киево-Печерской лавре раскольники из ПЦУ «помолятся» о Мазепе 09.06.2023 755 Фото: Густав Седерстрём «Карл XII и гетман Мазепа после Полтавской битвы» В Киево-Печерской лавре будет отслужена «панихида» по гетману Ивану Мазепе, который Русской Православной Церковью был предан анафеме за государственную измену, сообщает ТАСС со ссылкой на Министерство культуры и информационной политики (МКИП) Украины. «11 июня 2023 года в День Всех Святых во Всехсвятской церкви Киево-Печерской лавры впервые в истории Киево-Печерской лавры будет отслужена панихида по гетману Ивану Мазепе, который за нежелание повиноваться Московии еще при жизни был подвергнут анафеме российской имперской церковью», - говорится в сообщении в Telegram-kahaлe министерства. Ведомство отмечает, что «богослужение» пройдет по случаю 325-летия освящения храма. МКИП подчеркивает, что Всехсвятская церковь была построена на средства Мазепы. Всехсвятский храм находится на территории Верхней лавры, которую передали раскольникам. Сообщается также, что по инициативе министерства при поддержке офиса ЮНЕСКО на Украине будет объявлено о начале реставрационных работ в церкви Всех святых, а также презентован новый проект - музейный центр «Гетман Иван Мазепа и его эпоха». Разумеется, речь идёт о раскольничье Православной церкви Украины, а не о канонической Украинской Православной Церкви. Именно раскольники будут служить «панихиду» по анафематствованному Мазепе. Иван Мазепа - военный и политический деятель конца XVII - начала XVIII веков, гетман Левобережной Украины под протекторатом Российского государства, сподвижник Петра I. В ходе Северной войны, посчитав, что Петр I проигрывает, перешел на сторону шведского короля Карла XII. За измену присяге в России он был предан гражданской казни с лишением полученных титулов и наград. Русская Православная Церковь предала Мазепу анафеме за нарушение данной на Евангелии присяги на верность русскому Царю, а также за то, что он позволил осквернять православные храмы шведским солдатам.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/09/an...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010