Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Стратегический консерватизм» в имперской перспективе России О современных русских идеологических поисках 13.01.2022 2733 Время на чтение 45 минут « Несчастна судьба той страны, в которой нет здорового консерватизма» (Н. Бердяев); « Консерватизм без агрессивной имперской идеи превращается в проповедь мещанского конформизма, исходящего из логики – лишь бы не стало хуже» (А.Минаков); « Дмитрий Медведев не меньший – в хорошем смысле слова – русский националист, чем я» (В. Путин ) Пролог. С расколом в Русской Церкви на противоборствующих старообрядцев и «никониян» – надломленные ментально бывшие единоверцы схлестнулись в межсобойном поединке. Отголоски той гражданской междоусобицы – в конфронтации идеологий нынешних консерваторов и либералов. Религиозная пан-этика русского мировоззрения нацелена на истину как живую онтологическую сущность мира . Поэтому фундаментальное разрушение этой нутряной целостности вызывает протест традиции вплоть до самосожжения «двуперстников»-аввакумовцев, не приемлющих обновленчества. С позиции традиции, та реформа церкви была надругательством над архитектоникой органичной связи Бога и Храма. Ибо заповедно верным считалось тогда, что только двуперстие отображает «истинную догматику христианского Символа Веры – распятие и воскресение Христово, а также два естества во Христе – человеческое и Божественное». В трёхперстном же крестном знамении, в аспекте догматики содержания получалось искажение подлинного смысла: будто на Кресте была распята Троица. Церковной клятвой и постановлениями Стоглавого собора 1551-го закреплялась сохранность двуперстия: «Аще ли кто двемя персты не благословляет якоже и Христос, или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят». Ибо тот «постмодерн» духовной трансформации менял само понятие грех. Дезориентированная паства, выбитая из традиционной колеи вероисповедания, потеряла этическую уверенность в распознании «правого» и «грешника». На Страшном Суде «поставит Господь праведных одесную Себя (по правую руку), а грешников – ошуюю (по левую руку). Стояние грешников по левую руку означает и положение руки при совершении крестного знамения на левое плечо». Подспудный страх не угодить бы из-за возникшей неразберихи к «еретикам безблагодатным».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/13/st...

А. Л. Дворкин Скачать epub pdf XVIII. Распространение христианства на Западе Литература: Meyendorff, The Imperial Unity; Previte-Orton; Jones; Ostrogorsky, History of the Byzantine State; James E. The Franks. Oxford, 1998; Thomas C. Britain and Ireland in Early Christian Times; A.D. 400–800. N.Y., 1971; ÓCallaghan J.F. A History of Medieval Spain. Ithaca, 1983; Chadwick; Walker. 1. Как мы знаем, в V в. произошло окончательное падение Западной Римской империи, но как мы тоже уже говорили не имперской идеи греко-римской цивилизации. На развалинах Западной Римской империи поселились следующие народы: остроготы в Италии ; визиготы в Испании и на юге Галлии ; франки и бургунды в Галлии ; вандалы в Африке. Варвары, завоевавшие Империю, не могли и не хотели уничтожать цивилизацию. Они селились своими кланами на имперской территории и номинально признавали императора, с 401 г. жившего в Равенне. Даже после низложения Ромулуса Августа Одоакром (476 г.) императора они все равно признавали Восточного. А тот, в свою очередь, признавал их союзниками (foederati) и давал их князьям титулы патрициев. Остроготский правитель Теодорих (493–526 гг.), например, был пожалован титулом magister utriusque militiae et patricius и также назывался princeps (князь) и rex (король). Варвары (в подавляющем большинстве ариане) жили по своим законам, исповедовали свою религию, молились на своем языке, в то время как римляне продолжали жить по своим законам. Но по мере того как варвары приобщались к римской культуре, они все больше оставляли свое и присоединялись к римскому. В этом процессе чрезвычайно важную роль сыграли Римские папы, остававшиеся в покинутой императорами столице единственными представителями «римскости». Они поддерживали постоянную связь с Константинополем и являлись представителями имперской власти на Западе. Все декреты и указы распространялись через них. Вместе с тем они были достаточно далеко от императора (географически), чтобы противостоять тем его решениям, которые они считали неправильными.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

21 янв. 1530 г. имп. Свящ. Римской империи Карл V назначил на 8 апр. заседание имперского сейма в Аугсбурге, чтобы ввиду тур. угрозы «рассмотреть, обсудить и решить... что можем... и должны сделать относительно ошибок и разделений в святой вере и христианской религии... выслушать мнения, мысли и замечания каждого, понять их и оценить, чтобы примирить людей и привести их к единству в христианской истине... с тем чтобы жить... всем в одной общей Церкви и в единении» (Conf. Aug. Praefatio. 1-5). 14 марта курфюрст Саксонский Иоганн Фридрих Постоянный, к-рый был приглашен на сейм как покровитель лютеран, поручил М. Лютеру , Ю. Ионе , И. Бугенхагену и Ф. Меланхтону подготовить документ с изложением позиции лютеран по спорным с католиками вопросам веры. Лютер, отлученный папой от церкви еще в 1521 г. и поставленный императором вне закона, во время Аугсбургского сейма (20 апр.- 22 сент. 1530) находился в саксонской крепости Кобург и вел активную переписку с единомышленниками, особенно с Меланхтоном. 27 марта Торгауские артикулы были представлены курфюрсту. В это же время католик, д-р теологии И. Экк опубликовал «404 статьи», где обвинил Лютера, И. Эколампадия , У. Цвингли и др. реформаторов в ересях, осужденных еще древней церковью. Меланхтон вынужден был переработать Торгауские артикулы в систематическое изложение веры на нем. и лат. языках, использовав Марбургские статьи, написанные Лютером (сент. 1529) для дебатов с Цвингли, и Швабахские статьи, написанные им вместе с Лютером, Ионой, И. Бренцем , И. Агриколой (окт. 1529 ) для синода в Шмалькальдене. В сопроводительном письме Лютеру он назвал свое сочинение «скорее исповеданием». После доработки одобренный Лютером документ 23 апр. был подписан саксонским курфюрстом, 6 герм. монархами и представителями Нюрнберга и Ройтлингена. 25 июня 1530 г. саксонский канцлер Х. Бейер публично прочитал нем. текст перед сеймом и Карлом V (к-рому затем были вручены оба текста; нем. оригинал утрачен ок. 1540, лат., видимо, уничтожен в Испании в 1569). Карл V запретил публикацию А. и., однако оба текста были немедленно, хотя и с ошибками, напечатаны, а в апр. 1531 г. Меланхтон осуществил наиболее авторитетное их издание на 2 языках. В последующие издания он вносил поправки в католич. или кальвинист. духе, поэтому они стали известны под названием «Variata»; один из таких «вариантов» Ж. Кальвин подписал в 1539 г. в Страсбурге (с т. зр. имперского права кальвинисты до 1648 считались лютеранами). «Варианты» были официально дезавуированы лютеран. правителями в Наумбурге в 1561 г., и с 1572 г. в лютеран. Церкви А. и. используется только в редакции 1531 г.

http://pravenc.ru/text/76808.html

К.А. Панченко Глава VI. Государство в государстве. Внутри имперские связи православного востока К этому времени люди стали приходить в неистовство; изнуренные стоянием в такой толчее всю ночь, ко времени явления Св. огня они уже не имели сил для радости. Возбуждение нарастало по мере приближения чуда, в которое верили все. Примерно в час великолепная процессия вышла из греческой церкви. Она трижды обвела патриарха вокруг гробницы, вслед за чем он снял свои верхние шитые серебром облачения и вошел в кувуклий, дверь которого потом закрыли. Исступление богомольцев достигло предела: они громко кричали, и плотная масса людей качалась взад-вперед, как поле пшеницы под ветром. Роберт Керзон, 1834 год. Маршруты паломничества. Богомольцы у палестинских святынь. Румынские земли и Православный Восток. Общевосточные соборы. Взаимоотношения поместных церквей. Греки vs арабы в Антиохийской церкви XVI–XVII века Греческая ксенократия в Дамаске. Среди важнейших последствий османского завоевания для арабского православия можно назвать прорыв его относительной изоляции от остальной части восточно-христианского мира, включение Иерусалимской и Антиохийской церквей в рум миллети, тесную взаимосвязь всех поместных церквей Православного Востока. Владения Османской империи почти совпадали с территорией Византии эпохи ее расцвета. Под властью султанов оказалась примерно половина православного мира, до того разделенного государственными границами и политическими противоречиями. Культурно-политические контакты между православными народами Восточного Средиземноморья стали на порядок интенсивнее, чем в предшествующие века. Маршруты паломничества Одним из проявлений этого стало активное развитие христианского паломничества к Св. местам Палестины. 1109 Ежегодный ритм паломничества во многом определял жизнь Иерусалимского патриархата. У мест поклонения Св. града встречались представители всех уголков православного мира. Василий Позняков, описывая церковную процессию в один из праздников в храме Св. Гроба, отмечал, что за иерусалимским патриархом Германом шли «Гречане, Сирияне, Сербы, Ивери (грузины. – К.П.), Русь, Арнаниты (арнауты-албанцы (?). – К.П.), Волохи». 1110 Почти 250 лет спустя Мелетий привел более детальный список «этнографии» православного паломничества: греки, включая тюрко-язычных христиан Анатолии, которых к грекам можно было причислить лишь условно; православные арабы палестинского, египетского и сирийского происхождения; славяне – болгары, сербы, выходцы из России; валахи и молдаване; грузины; армяне-халкидониты и, наконец, православные «сирияне», или «халдейцы». 1111

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

архиеп. Григорий (Афонский) Глава 3. Каноническое положение патриарха Константинопольского в Православной Церкви Русская каноническая школа XIX и XX веков подробно и обстоятельно занималась вопросом о каноническом положении Константинопольского патриарха в Православной Церкви. Большинство трудов по этому вопросу относятся к положении Константинопольского патриарха в Православной Церкви вполне благожелательно, объясняя его особое возвышение и выдающееся положение в Церкви во времена Византийского и Турецкого периодов особыми историческими условиями, в силу которых Константинопольский патриарх, как иерарх имперских столиц, получал от светских властей не только преимущества чести, но и власти, как епископ нового Рима в Византии и как этнарх над всем православным Востоком в Турции. Однако, почти все русские канонисты предоставляли Константинопольскому патриарху только каноническое преимущество чести, но никак не преимущество власти над всем православным Востоком. Попытка русского канониста и историка Т. Барсова соединить в «симфонию» историческую и каноническую почву для оправдания возвышения Константинопольского патриарха над всеми другими восточными патриархами, вызвала противоположную раекцию со стороны известного канониста А. П. Павлова, который, признавая исторические причины возвышения Константинопольского патриарха, категорически опровергает идею его канонической власти над всей Православной Церковью. Более того, разбирая утверждения Барсова, что именно «в вопросе о Константинопольском патриархе заключается сущность развития церковного устройства на востоке, т. е. постепенное расширение преимуществ Константинопольского патриарха и крайнее возвеличение его в ряду других патриархов, а также преимущества его кафедры на востоке христианской Церкви, как старейшего представителя Православной Церкви» А. П. Павлов называет такую идею не иначе, как «теорией восточного папизма». Проф. Павлов стоит на строго канонической почве относительно возвышения Константинополя: «Характерной чертой канонического законодательства, возвысившего Константинопольского епископа на степень патриарха, составляет то, что он постоянно ставится в параллель с Римским епископом, старейшим иерархом во всем христианском мире, а его кафедра, как находящаяся в новой столице империи, признается второй после кафедры старого Рима» 57 57.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vveden...

Г.Е. Захаров Глава 4. Арианский кризис и развитие церковной организации в Паннонии и Дакии в IV – начале V вв. Арианская смута, вовлекшая в себя не только епископат и клир, но также гражданские власти Империи и значительную часть ее городского населения, безусловно, определила вектор развития духовной и общественной жизни позднеантичного мира в IV столетии. Следует также отметить, что этот небывалый по своему масштабу конфликт проходил на фоне стремительной христианизации античного общества, что предполагало не только обращение в новую веру значительной части населения Империи, но и интеграцию церковных институтов в ее государственную систему как на общеимперском, так и на региональном и локальном уровнях. Эти получившие начало еще в доникейский период интеграционные процессы, являя собой в силу своей незавершенности фактор нестабильности в жизни Церкви, с одной стороны, развивались и качественно преобразовывались во многом в соответствии с вектором, заданным арианской смутой, а с другой – придавали доктринальной борьбе еще и общественно-политический характер. Кроме того, арианская смута сама по себе превратилась достаточно скоро (в силу вызванного ею раскола в среде епископата и церковного народа) в церковно-политическую и в каком-то смысле даже экклезиологическую проблему, вставшую перед церковным сознанием. Таким образом, тринитарные споры стали толчком к преобразованию традиционных церковных институтов, спровоцировали попытки их включения в имперский контекст и вызвали к жизни первые проекты установления четких механизмов и принципов сохранения и осуществления единства Кафолической Церкви. Какие специфические черты и какое значение приобрели указанные выше тенденции и процессы в жизни Балкано-Дунайского региона, мы и попытаемся рассмотреть в рамках настоящей главы. 4.1. Епископат в духовной и общественной жизни населения Иллирика в IV – начале V в. 4.1.1. Епископ, клир и церковный народ: церковная организация иллирийского города Как и в других регионах Римской империи, в Паннонии и Дакии IV – начала V в. жизнь Церкви была теснейшим образом связана с жизнью позднеантичного города. Именно города выступают в роли основных центров церковной жизни и церковного управления. 1141 Примечательно также, что в канонах Сердикского собора 343 г., значительную часть участников которого составляли епископы из балкано-дунайских провинций Империи, содержится запрет на поставление епископов в малых городах и в сельской местности (si aut vicus aliquis aut modica civitas), поскольку, по мнению отцов собора, подобного рода практика вела к обесцениванию епископского сана (ad hoc ut vilescat nomen episcopatus. 1142

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Сербия и великие силы Отношения с Россией и церковно-духовный контекст отношений с великими державами 01.02.2024 415 Время на чтение 9 минут Вступительное слово автора: 28 января 2024 года в приходском доме церкви Святой Петки в Сурчине состоялась дискуссия на тему «Сербия и великие державы». Перед переполненным залом выступали проф. Милош Кович, политолог Александр Павич, генерал Митар Ковач и Ваш покорный слуга. Поскольку время выступления каждого было ограничено примерно двадцатью минутами, я изложил лишь основные контуры своих мыслей по моей теме, согласованные с организаторами (отношения с Россией и церковно-духовный контекст отношений с великими державами). Этот текст представляет собой обощение, которое я хотел представить… † † † Прежде чем говорить об отношениях с Россией, хотел бы отметить, что моё изложение не носит научного характера и аппарата, речь идет о рассмотрении темы с точки зрения верующего христианина, точнее, человека сербско-православной идентичности. Это не значит, что я не старался не ошибаться в отношении исторических фактов. Когда мы говорим о великих державах, отношения с Россией, безусловно, занимают ключевое место в истории нашей страны. Писать или говорить о России и игнорировать тот факт, что это государство с духовной миссией, с подлинной православно-славянской цивилизацией (к которой мы, православные сербы, тоже принадлежим и в которую внесли большой вклад), поэтому игнорировать этот факт — значит практически ничего не знать о России. Самое происхождение России, её Крещение и её последующая история и роль Третьего Рима - свидетельствуют об особой роли, которую Провидение отвело этому народу. Я уже говорил о том, что Россия как «империя добра» за свою историю свергла семь «империй зла». Православная вера, кровно-славянское родство, один и тот же богослужебный язык (к сожалению, сегодня большая часть духовенства Сербской Православной Церкви служит на языке Вука Караджича, отказ от ангельского церковно-славянского языка лично я считаю самым большой утратой в истории Сербской Православной Церкви, объяснение в другом тексте), континентальный, а не атлантистский менталитет сербов и русских, имперский (не империалистический!) менталитет обоих народов, схожая монархическая многовековая государственная традиция, схожая религиозная основа нашего просвещения, симфония светской и духовной власти в элитные века нашей истории и многое-многое другое делают русских и сербов не только близкими, но и братскими народами.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/01/se...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Борьба пап против норманнов и римлян (Первая половина XII века) Е. Гергей. История папства После завершения борьбы за инвеституру папство стало первой властью в Европе. О своем избрании королями Лотарь III Саксонский и Конрад III Швабский (1138-1152) доложили папе и тем самым как бы получили утверждение, узаконение своей власти. Эта власть нуждалась в поддержке папы. Несмотря на то что князья избрали королем члена швабской герцогской семьи Конрада Гогенштауфена, наиболее влиятельным герцогом был вовсе не он, а Генрих Вельф, владевший Саксонией, Баварией и Центральной Италией. Отсюда берет начало борьба между Гогенштауфенами и Вельфами за королевскую власть, вновь давшая хороший повод папам для вмешательства. В Италии членов имперской партии называли гибеллинами, а членов папской партии - гвельфами. В первой половине XII века положение папства как внутри церкви, так и в Европе того времени упрочилось. Авторитет григорианской реформистской церкви, вышедшей победительницей из борьбы за инвеституру, был высок. О духовной победе церкви свидетельствовало то, что Бернар Клервоский со своим духовным оружием господствовал над культурной жизнью почти всей Европы. Это была наиболее клерикальная эпоха средневековья. Светское владение пап. Церковное государство, также сильно увеличилось. Однако усилению внутригосударственной власти в первой половине века препятствовала партийная борьба между крупными аристократическими родами, которая в середине века перешла в демократическое республиканское движение. В Италии в середине XII века города в результате своего развития (главным образом в Ломбардии) завоевывали все большую самостоятельность в борьбе с феодалами и их епископами; они создавали самоуправление, городские советы. В Риме из-за папы и латифундистской аристократии это движение вначале не имело возможности развиваться; здесь стремление к городскому самоуправлению, будучи деформированным, проявилось в возрождении аристократической партии. Первые руководители этого движения вышли из дворянского чиновничества Папского государства. Во главе противоборствующих аристократических партий стояли Франгепаны и Пьерлеоны. В партийную борьбу были привнесены противоречия, существовавшие во властных отношениях германского императора, норманнского и французского королей, и это привело к длившимся десятилетиями сражениям между папами и антипапами. Конрад III проявил нейтралитет в отношении пап, однако со злорадством наблюдал, как над Римом одерживали верх норманны, римская аристократия, а затем Арнольд Брешианский.

http://sedmitza.ru/lib/text/441608/

С именем Иосифа II в истории католичества связаны неприятные воспоминания, как о государе, сделавшем крупные шаги к преобразованию католической церкви в Австрии. Положение католической церкви в Австрии при вступлении Иосифа II на престол в качестве самодержавного государя было крайне печальным. Прежде всего бросался в глаза упадок жизни епископов, нисколько не отличавшейся от образа жизни имперских князей: та же роскошь в обстановке и выездах, те же гастрономические обеды, охоты, театры. Причина упадка католической иерархии крылась в воспитании кандидатов в духовенство из детей дворян и князей. Сначала их посылали на несколько лет в Рим в Sapienza, где они слушали самое жалкое в свете богословие и имели в лице папы постоянный образец, по которому составляли себе понятие о светском величии священного сана, а по возвращении они вступали в соборные капитулы и в качестве каноников не имели ничего духовного, кроме тонсуры, с подстриженными волосам, или креста на груди. Понятно, что такие лица заботились о религии не больше епископов. Обыкновенно они праздно получали пребенды, заботу же о религии и церкви предоставляли своим консисториям, в которые со времени уничтожения ордена иезуитов пробрались хитрые члены его. Эти консистории управляли всем и, злоупотребляя тупоумием высших духовных пастырей, издавали от их имени распоряжения в ущерб благу и интересам народа, а также светской власти государей. Лучшие священники, составлявшие украшение своего сословия, подвергались преследованиям со стороны этих консисторий, к бедному сельскому священнику относился с презрением даже самый ничтожный из консисторских канцеляристов. В этом была одна из очень важных причин упадка белого духовенства, на котором лежала однако вся тяжесть духовной паствы. Бесспорно, и в этой среде были люди, заслуживающие уважения за честность, благочестие и ученость. Но они обязаны были этими качествами исключительно самим себе, или случайному благоприятному стечению обстоятельств. У них не было самых необходимых вспомогательных средств для развития.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

А. Л. Дворкин Скачать epub pdf XVII. Распространение христианства на Востоке Литература: Meyendorff, Imperial Unity; Previte-Orton. 1. К концу V в. Римская империя сохранилась лишь на Востоке. В нее входила восточная часть Балканского полуострова (Мезия и Фракия), Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет и Ливия. После того как германцы заняли большую часть Запада, Константинопольский император воспринял власть также над Иллириком (западной частью Балканского полуострова, включавшей Грецию), который до этого находился под властью западных императоров. До VII в. латынь продолжала быть официальным языком Империи. Греческий использовался как литургический язык в большинстве церквей и интеллектуалами в крупнейших городах. Но, за исключением собственно Греции и западной части Малой Азии, большинство населения не говорило ни по-латыни, ни по-гречески. Крупнейшими этническими группами Восточной части Империи были сирийцы, армяне, арабы и копты. Культурный и лингвистический плюрализм помог христианской Церкви распространяться на Восток, в том числе и за пределы имперской территории. Многочисленные сирийцы и армяне, жившие в районах, находившихся под властью Персии, поддерживали постоянные связи со своими соотечественниками в Империи. В Индии христианские общины, традиционно возводившие себя к проповеди св. Фомы, существовали, по крайней мере, со II в. На Кавказе армяне и грузины обратились в христианство в IV в., тогда же, когда и эфиопы в Восточной Африке. В верховьях Нила христианские миссионеры активно работали среди нубийцев и других народов. Все эти народы читали Писание, молились и совершали богослужение на своих языках; все они развивали свои богослужебные традиции и местные формы благочестия. 2. Сегодня наиболее распространенной считается точка зрения, что корни сирийской христианской традиции восходят к иудео-христианским группам субапостольского периода. Сирский язык ближайший родственник арамейского, на котором говорил Сам Христос. Исследователи не исключают подлинности некоего исторического ядра в повествовании, известном под названием «Учение Аддая» (V в.), в котором сообщается, что Христос послал одного из семидесяти апостолов по имени Аддай (Фаддей) в Эдессу обратить царя Озроэнского Абгара (Авгаря). Эта миссия, возможно, и стала началом сирийского христианства. Другие источники указывают на Адиабену регион к востоку от Тигра, исторически входивший в Персидскую империю, как на место, где иудеи впервые перевели Библию на сирский язык ( Пешитто ) и где также можно искать истоки сирийского христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010