А любовь не духовная, а плотская, не любит соперничества, и потому, вместо упокоения, обретает смущение. — Говорит: не понесу оставления тебя; да какая же польза быть в таком всегдашнем волнении и смущении? Я не могу и тебя одобрить за раздражение, но в ее устроении видно бедственное положение; уже не ты должна ее окормлять, а должна ей покоряться. — Не знаю, что тут и делать? Разве попробовать не внимать ее смущению и не уверять, что ты поступаешь с нею, как должно, а тебе должно иметь в совести перед нею правость, — и довольно; — а языком не оправдываться, пусть сама познает свою ошибку и немощь, и смирится. Ты же старайся себя укорять за ярость свою, а скорбь сию считай посланною к твоему искусу, так как и прочие скорби к научению тебя терпению и плодам оного. Смирение есть порождение разума, а разум порождение искушений. Но куда уклоняться от креста? Он всюду нас преследует, ибо не отвне, но внутрь нас имеем залог — страсти наши. Когда бы исполняли заповедь любви, т. е. любите враги ваша, то все бы нас успокаивало; а пока далеки от нее, то и должны невольно сокрушаться скорбями. Да подаст Господь тебе терпение и истинный разум! Пришлю тебе книгу св. Варсонофия Великого печатную: я только вчера получил; и сердечно порадовались, что удостоились видеть в печати столь полезную книгу. 9 августа 1852 года. Получил книгу и спешу послать к тебе оную. — Святые отцы Варсонофий Великий и Иоанн да подадут тебе наставление и утешение во всякой скорби. Что значат мои слова, против их учения? Письмо 198 Слава Богу и благодарение Господу, что возвестил м. игумении принять в обитель З.З.; а касательно ее желания относиться к тебе, надобно быть поискуснее, пока она совершенно ее примет и оденет: она сего не понимает, а ты ей растолкуй. Ведь надобно иметь и мудрость змииную и чистоту голубиную: в нашем мудровании " не даждь вины ищущим вины " . Я ей кратко напишу, а ты растолкуй почему. Она просит о правиле; это еще можно успеть; пусть печется о правиле жизни, терпении и смирении, и никого не зазирать и не осуждать, а считать себя последнейшею всех, и будет успокаиваться.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

" В этой свободе локтей, - говорит он, - заключена, во-первых, формальная свобода - иметь возможность делать или не делать то, что считают необходимым в интересах дела. Не хотят никакого ограничения ни правом, ни обычаем; не хотят никакого ограждения других хозяйствующих субъектов, но хотят иметь право убить конкуренцией всякого другого, если того требует собственный интерес " . Это - свобода экономического убийства - и составляет содержание известного лозунга буржуазного либерализма " laissez faire, laissez passer " . " Во-вторых, - продолжает Зомбарт, - в требовании свободы локтей заключена идея ни с чем не считающейся наживы. С её господством признаётся первенство ценности наживы над всеми другими ценностями. Связей какого бы то ни было рода - нравственных, эстетических, сердечных - больше не существует " Нажива, выгода, прибыль, ставшие категорическим императивом буржуазной этики, жёстко обуславливают поведение индивида, побуждая его любые отношения между людьми превращать в экономические и переводить их в денежную форму. Так легче выявить и устранить различные сентиментальные примеси, искажающие чистоту конкурентной борьбы за существование. Интересную интерпретацию докапиталистического и капиталистического жизнеустройств через анализ присущих им социальных взаимосвязей даёт в своём классическом труде " Общность и общество " (1887) Фердинанд Тённис. Общность ( " гемайншафт " ) является, согласно Тённису, естественным образованием, общество ( " гезельшафт " ) - искусственным. " Естественные единства " складываются на основе непосредственных взаимоотношений людей: родственных (род, семья), соседских (община), профессиональных (цех, гильдия), духовных (приход, братство, церковь). Однако, по убеждению Тённиса, " все эти многосложные образования содержатся в идее семьи как наиболее всеобщего выражения реальности общности и из неё проистекают " . Поэтому глава семейства и хозяин дома занимает в этой социальной системе ключевое место. В " естественных единствах " выходящих за рамки кровнородственной семьи роль " отца " может выполнять барин-помещик, государь, пастырь и т.д.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Но будем помнить и о том, о чем говорится в сегодняшней притче: чтобы стать участником брачного пира, нужно иметь брачную одежду. Некоторые недоумевают над поступком царя из притчи: как же так, он ведь сам пригласил на пир простолюдинов с распутий и дорог, а потом вдруг потребовал брачную одежду. Но дело в том, что эту брачную одежду совсем необязательно иметь с собой или заранее приготовить – ее Сам Господь дает тем, кто пожелает участвовать в Его брачном пире. И когда нам Церковь напоминает о необходимости иметь брачную одежду, то, прежде всего, она указывает нам на чистоту сердца, чтобы мы, приступая к Таинству святой Евхаристии, к причастию Святых Христовых Таин, очистили наше сердце, дабы не было в нас никакой двуличности, двусмысленности; чтобы мы с любовью к Богу, с сознанием своей греховности, с желанием исправиться, получить благодать Божию приступали к этому священному пиру, к этому священному Таинству. И если мы будем с искренним, сердечным усердием и вниманием приступать с Таинству святой Евхаристии, то само это Таинство и будет для нас той брачной одеждой, которая необходима для участия в брачной вечере Господа нашего Иисуса Христа. Будем всегда, когда у нас есть возможность приходить в храм Божий и причащаться Святых Христовых Таин, участвовать в Таинствах Церкви. Будем отвращать свой слух от хулы на Церковь и своим опытом благодатной жизни в Церкви делиться с другими людьми, чтобы каждый из них через Таинство Евхаристии смог приобщиться к Телу и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Всех вас поздравляю с праздником. Всем вам желаю здоровья. Берегите себя, своих близких. Радуюсь тому, что вы дисциплинированы, что вы, за немногим исключением, все стоите в масках на богослужениях. Это не очень комфортно, но это вынужденная и временная мера, которую мы отменим, как только обстоятельства будут этому благоприятствовать. Храни вас всех Господь!» Служба коммуникации ОВЦС   Распечатать публикацию Поделиться: Page is available in the following languages Подпишитесь на наш телеграм канал, чтобы

http://mospat.ru/ru/news/45403/

Теперь видите, сестры, каким образом чувствующий себя немощным и страстным бывает самым надежным врачевателем душевных немощей и страстей! Отсюда возьмите решение – как и вы можете сами себя иметь болящими, а для других представлять целительную овчую купель. Вступите в безжалостную борьбу со страстями и помыслами – и сим путем достигнете того и другого. Дела греховные какие-нибудь вам трудно иметь, но при сем можно иметь греховные помыслы и все же быть грешными пред Богом. На помыслы паче и обратите все внимание и всю ревность подвижничества. Когда сею внутреннею борьбою исторгнете страсти из сердца, тогда будете способны врачевать и других и тем исполните ваше назначение в святой Церкви. Иноческие обители зачем учреждены? Затем, чтоб приготовить духовных врачевателей и врачевательниц. И вы непременно должны сего достигнуть – сего ожидает от вас Церковь , сего ожидают от вас и все христиане. Если нельзя сего достигнуть без борьбы со страстями – так боритесь, и боритесь неленостно. А то что у нас будет? В мире страсти владычествуют и всех снедают. Придет кто в обитель отдохнуть душою – и тут те же страсти. Куда же тогда деваться мирянам от страстей? Возьмите же себе во внимание то, чем вы должны быть, и поревнуйте не казаться только, но и быть таковыми, какими все видеть вас чают. Аминь. 10 мая 1864 г., в неделю о расслабленном и на память святого мученика Авраамия 19. Монашество – жизнь страстеистребительная, путь к сердечной чистоте В нынешнем Апостоле слышали мы заповедь очищать «себя от всякой скверны плоти и духа» ( 2Кор. 7, 1 ). Необходимость такого очищения видит святой апостол Павел в высоком нашем назначении – быть в живом общении с Богом, по которому он именует нас «церквами Бога жива», в коих вселяется Он и ходит ( 2Кор. 6, 16 ). Как Бог есть чист, то и к общению с Ним предназначенные должны быть чисты, ибо иначе «кое причастие бо правде к беззаконию? или кое общение свету ко тьме? кое же согласие Христови с велиаром?» ( 2Кор. 6, 14–15 ). Что же значит – очистить «себя от всякой скверны плоти и духа»? Значит очистить себя от страстей душевных и телесных, ибо они суть нечистота наша. Чистыми вышли мы из рук Творца, а когда согрешили, приняли в себя примесь страстей, которые сделали нас нечистыми. Почему кто хочет взойти опять в первобытную чистоту, тот должен победить и искоренить в себе страсти.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

...Чистая жизнь в состоянии с великой силой заградить уста и самого диавола (свт. Иоанн Златоуст , 55, 703). Для сохранения чистоты душевной и телесной недостаточно одного воздержания от нищи; для этого нужны еще и другие добродетели душевные. Прежде всего, через послушание, сокрушение сердечное и утомление тела трудом надобно научиться смирению; денег не только не должно иметь, но и желание их надобно истребить, потому что не довольно того, чтобы только не иметь их, но нужно не питать и желания брать их, когда предлагают; гнев надобно подавить, уныние победить, тщеславие отвергнуть, гордость попрать, непостоянные помыслы ума обуздать непрестанным памятованием о Боге... (прп. Иоанн Кассиан , 56, 53–54). Источник. ...Со всею осмотрительностию должны быть очищаемы сначала тайники нашего сердца. Ибо чего те желают достигнуть в чистоте тела, то мы должны иметь в тайниках совести, в которой пребывая Господь – Советник и Подвигоположник, всегда смотрит на подвиг нашего течения и борьбы, чтобы тому, что боимся сделать открыто, мы не допустили возникнуть и внутри неосторожным помышлением; и что стыдимся обнаружить перед людьми, тем не должны оскверняться и тайным согласием. Хотя оно и могло бы укрыться от знания людей, но не возможет утаиться от знания святых Ангелов и Самого Всемогущего Бога, от Которого не укроются никакие тайны (прп. Иоанн Кассиан , 56, 78). ...Как чистота и осторожность днем предуготовляет ночную чистоту, так и ночная бдительность доставляет сердцу и дневной предосторожности твердое состояние и силу (прп. Иоанн Кассиан , 56, 84). Источник. ...Никакое удручение этого тела, никакое сокрушение сердца для приобретения истинной чистоты внутреннего человека не могут быть достойны того, чтобы в состоянии были приобресть такую добродетель чистоты, прирожденную одним Ангелам и свойственную небу, одним трудом человеческим без помощи Божией (прп. Иоанн Кассиан , 56, 149). ...Никто не может достигнуть чистоты и конца совершенства иначе, как истинным смирением, которое сначала должен человек оказывать братиям, также и Богу в сокровенности сердца, в полной уверенности, что без покровительства и помощи Его, оказываемой ему ежеминутно, он вовсе не может достигнуть совершенства, которого желает и к которому с усилием стремится (прп. Иоанн Кассиан , 56, 157).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Вхождение в Царство Божие начинается с веры в Бога, с установления живой, постоянной связи со Христом, с борьбы за чистоту сердца и доброе отношение к людям. Ведя эту борьбу, очень важно не замыкаться в себе и своей среде, а участвовать в помощи всем людям, взыскующим спасения и нуждающимся в братском участии. Как себя реализует Царство Божие? Царство Божие осмысливается и реализуется через Церковь , которая как новый народ, и не только новый, но и святой, воспитывается водительством благого Бога вести особый, похвальный образ жизни, иметь ненасытимое желание делать добро и в любви достигать совершенства. 2. Дары Церкви 53 Дары Церкви: они – дары Христа, основной дар – религиозный акт; храм как дар Церкви для внутреннего сосредоточения и возжигания лампады своего духа; икона как дар Церкви для зримого напоминания о Боге и призыв к Нему; она дарует человеку способность вызывать в душе и пробуждать дух к вниманию и молитве. Дар чтения Священного Писания: чтение его сердцем из полноты религиозного акта, с участием духа, совести и сердечного созерцания, духовное «внутрьимание», культура чтения. Священное Предание – дар Церкви, связывающий нас с Апостолами и приближающий ко Христу. Догмат – дар Церкви, подобный «духовному кристаллу» для собственного автономного религиозного опыта человека; он требует от нас через Символ веры увидеть Господа Бога и Его Церковь , чтобы начать новую жизнь. Духонаучение – дар Церкви. Богослужение – дар Церкви и школа верной молитвы; внешняя и внутренняя стороны богослужения, суть религиозно-символической глубины богослужения; созерцание реальности Духовоплощений и освящение вещей; богослужение – живое духовное делание; внутренняя и внешняя подготовка человека для верного восприятия Таинства; Духонаучение через священство и пастырство: сила и искренность личной молитвы пастыря, его живое, любящее сердце, подлинная доброта сердечного понимания, дарение человеку через пастыря свободной и творческой совести; завещание Церкви – получше узнавать жизнь праведных, всматриваясь в жития святых. Вчувствование в совершенство – дар Церкви Что имеется в виду под дарами Церкви?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Сия забота, по частям, должна быть обращена а) на благоразумное, прочное и полное хозяйство, чтобы все во всем могли иметь посильное довольство, жизнь неболезненную, безбедную. В этом житейская мудрость — честная, Богом благословенная… В сем отношении он распорядитель и правитель дел. На нем лежит когда что начать, что кому сделать, с кем в какие вступить сделки и проч. р) При внимании к ходу вещественных дел и духовные дела тоже на нем. Главное здесь — вера и благочестие. Семейство — церковь. Он глава сей церкви. Пусть же блюдет чистоту ее. Способ и часы домашнего молитвования на нем: определи их и поддерживай. Способы просвещения семейства в вере на нем; религиозная жизнь каждого на нем: вразуми, укрепи, остепени, у) Уст–рояя все одною рукою внутри, другою должен он действовать вне, одним глазом смотреть внутрь, другим — вне. Семейство за ним. В общество является он, и общество за все семейство берется прямо с него. Потому все необходимые сношения и общественные дела — на нем. Он — знай, он — и приводи в дело, что нужно. 5) Наконец, на нем лежит обязанность хранить семейные обычаи, общие и свои частные, и в последнем случае особенно дух и нравы предков держать в семействе и память о них передавать из рода в род. Каждое семейство имеет свой характер; пусть он остается и держится, в союзе, однако ж, с духом благочестия. Из их разнородностей составится стройное при разнообразии и полное тело — село, город, государство. бб) Все семейство   Под главою и все семейство — все члены его. Они прежде всего должны ос) иметь у себя главу, не оставаться без нее, никак не позволять, чтобы их было две или больше того. Сего требует простое благоразумие и благо их же самих иначе невозможное, р) Потом, когда есть глава, ей во всем повиноваться, не вносить своих распоряжений, своевольно не начинать ничего и не опускать приказанного, у) Между собою жить в крепком мире и согласии, в союзе сердечном: разрозненность сил расслабляет и останавливает успех. 8) Из сего мира и взаимная помощь, и взаимносодействие: ты тому помоги, а тот тебе, е) Наконец, выходя во вне, не должно выносить сора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=861...

Почти в каждой семье имеется опыт его чудесной помощи. Благочестивые люди обычно имеют образ своего небесного покровителя, чьё имя они носят. Иногда тот или иной угодник Божий оказывается чем-то близок нам. Мы находим в его жизни какую-нибудь близкую или любимую нами черту характера, нас восхищает какое-то деяние или чудо, сотворённое по его молитве. Появляется желание иметь дома образ этого святого. Конечно, молитва перед ним будет особенно сердечна. Наше патриотическое устроение, любовь к Отечеству может выразить себя в особом почитании и тёплой молитве перед образами Преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского , праведного Иоанна Кронштадтского , благоверных князей Александра Невского, Даниила Московского и Димитрия Донского. Любовь к России неразделима с любовью к чудотворным иконам Заступницы Усердной, Божией Матери, через которые столько чудес проистекло на нашу землю. Это иконы Владимирская, Казанская, Тихвинская, «Державная» и многие другие. Праздники Господские и Божией Матери также изображаются на иконах. Можно иметь дома икону Сретения, Благовещения, Крещения, Покрова Божией Матери. Всмотритесь в икону «Рождество Христово». Какой тихий, мирный, семейный, именно семейный образ. Бог-Младенец и взирающие на Малютку в тихом умилении Мать и Обручник; пастухи, поклоняющиеся Спасителю, со страхом и радостью простого и верного сердца; мудрецы-волхвы, принесшие дары-символы, знак того, что земная мудрость всего лишь часть мудрости небесной. Мирная ночь, а над всем Вифлеемская звезда. Сколько мыслей и молитв родится рядом с этой иконой… А взгляните на образ «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Родители привели единственное, долгожданное, любимое дитя в храм для того, чтобы оставить его там. Девочке всего три года. Как милы малютки в это время, как чисты и невинны! Как ласкает родительское сердце один вид их! Но где лучше сохранить и укрепить эту чистоту? В храме. Иоаким и Анна отдали Марию на воспитание в храм. Смотрите, родители, и ваше дитя должно чтить Закон Божий, и вашему ребёнку необходимо быть в храме.

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

Постарайся, как можно, сердечным сокрушением, воздыханиями и частыми слезами, скверну души и тела твоего омыть. Будь в опасении, да не в суд себе приемлеши с неочищенной твоей душею Святых Святейшего. Внимай прилежно, да не присоединишися к распеншим и убившим Христа; да не уподобишься Иуде предателю. Рассмотри, что ты вкушаешь, что есть оное брашно? Не самого ли Бога приемлешь? Чем ты питаешься? Не истинной ли манной сшедшею с небес да жив будешь во веки? Рассуждай, что ты причащаешься неизглаголанному таинству из таинств, сладости из всех сладостей, и святости из всех святостей, от которого ты и сам делаешься святым. И для сего должен ты в себе непременно великую и твердую веру иметь, и должен удалиться совершенно от всех пороков, и свою душу и тело чистыми и как бы святыми соделати; ибо святому в себе готовишь вход. Смотри, какой ты непостижимой почтён честью, когда причащаешься сего божественного таинства. Чистейшие Ангелы невидимо предстоят, трепещут и от ужаса зрети не могут; а ты бренный и всякие нечистоты исполненный сим питаешься; ты страстями и грехами твоими, противник Христу Богу с Божественной святыней соединяешься, и бываешь со Христом тело едино и плоть едина, якоже самым Он глаголет: Ядый мою плоть, и пия мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем ( Ин. 6:56 ). О любителю добродетели! Прошу тебя, рассмотри прилежно, кого дерзаешь принять внутрь? Самого пресвятейшего Бога. С кем хощеши в едином соединении быти? С сотворшим нас. Ужасайся, трепещи; ибо прикасается огнь божественнейший устом твоим, празднословия, сквернословия и всякие нечистоты исполненным; берегись, да не опалит тя недостойного. Язык твой, многая злая и неправедная глаголавый, чем желаешь окропить? Кровью страшного Судии. Страшися, да не подпадеши праведному Его суду. Непостижимый Боже, кто изглаголет силы Твоя? Кто может восхвалить Тебя достойно? Кто может измерить милосердия Твоего пучину? Помышляй, брат, что сей таинственной пищи и питья, то есть тела и крови Христовой, алкали и жаждали от первосозданного Адама все наши Праотцы и все Пророки, но не получили; ты же, далеко от них отстоящий недостоинствами твоими, сея Божественные трапезы причащаешься. Благодари Бога за неизреченное милосердие, что Он тебя сего удостаивает. А притом понимай и сие, что если бы ты имел, или иметь будешь Ангельскую чистоту, или святость и преподобие Иоанна Крестителя; то и тогда без особенного милосердия Божия не можешь удостоиться сего Божественного таинства. Если бы кто помыслил в себе: я священник и потому достоин; то напротив с таковыми помыслами он был бы недостоин священнодействовать: ибо как было во чреве Пресвятой Девы, так и зде на алтаре благоволением всемогущего Бога, и Духа Святого действом бывает тело и кровь Христова. Виждь, что сие бывает выше естества, смысла и разума человеческого; и потому никто же может достойно причаститься, разве тот, кто в глубоком смирении верует и надежду крепкую имеет на Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

53) Возненавидевший грех бережется его, и мужественно идет путем добродетели, не боясь наветов диавола. Ибо в нем обитает Бог. 54) Какое добро потеряла ты, то старайся и стяжевать. Овол должен ты Богу? – не требует Он за него маргаритов и каменей честных. Бог как бы так говорит тебе и всем верующим: девство и чистоту потерял ты, человек: не хочу от тебя милостыни, тогда как ты остаешься в блуде, но святыни хочу от тебя, целомудрия. 55) Да будет язык твой кроток, и безчестие не коснется тебя. – Стяжи сладкия уста, и всех будешь иметь друзья ми. 56) Если веруешь, добрая госпожа моя, что Бог промышляет о тебе, – зачем печешься и заботишься о привременных и суетных потребностях плоти? Возверзи на Господа печаль свою, и не бойся страхований лукаваго. Возвергший все на Бога мирно проводит все дни жизни своей. 57) Некто из святых сказал: я заметил, что если монах не работает Богу, как должен и как может, то Бог допускает ему впадать в искушения. Если он благодарно принимает искушения, то Бог вскоре помогает ему и избавляет его от них: если же, овладенный демоном, начнет хульно роптать, то Бог оставляет его, и тогда – о чудо! – змий из бездны, доброненавистник диавол смиряет его. 58) Помни о Всевышнем Боге во всякое время, добрая сестра моя, и Он вспомнит о тебе, когда впадешь в беды и напасти, и спасет от сетей диавольских. Никогда не забывай о Нем, предаваясь суетностям житейским, чтоб и Он не забывал тебя во время брани твоей. В сердце своем будь Ему покорна, чтобы в скорбях иметь к Нему дерзновение, при сердечном наедине молении. 59) Повинные греху, теките к Господу, единому могущему отпускать грехи и презирать согрешения. Ибо Он с клят вою сказал чрез пророка Иезекииля: живу Аз, глаголет Господь, не хощу смерти грешника; по еже обратиться и живу быти ему. 60) Блажен смиряющий себя во всем, ибо он вознесен будет Богом. Если для Бога алчешь, жаждешь и смиряешься, то вскоре будешь прославлена Богом. Кто здесь для Бога алчет и жаждет, тому, в день воздаяния, Он явит истинное богатство.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010