В. В Ветхом Завете что прообразовало Таинство Причащения? О. Манна, которая падала евреям с неба в пустыне, и, в особенности, – Агнец Пасхальный, которого они закалали и ели в память избавления от рабства в Египте, что обозначало избавление верных от плена Диавола. Потому-то и Хлеб Таинства называется в Литургии Агнцем. В. Что требуется от приступающего к Таинству Причащения? О. Живая вера в действие этого таинства, выражаемая им в словах Молитвы пред Причащением, 50 и очищение своей совести искренним покаянием, соединяемым с постом и молитвою. «Да испытывает себя человек, – наставляет ап. Павел, – и так от Хлеба да яст и от Чаши да пиет, ибо кто ест и пиет недостойно, тот осуждение себе ест и пиет, не разсуждая о Теле Господнем». И, далее, – о грозном действии этого Таинства на тех, кто принимает его недостойно, он добавил: «оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает» ( 1Кор. 11, 28–30 ). В. Как часто должно причащаться Св. Христовых Тайн? О. Древние христиане причащались каждый воскресный день. Однако, из современных христиан совсем немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы быть постоянно готовыми приступить к столь великому Таинству. И потому Церковь призывает нас исповедываться пред духовным отцом и причащаться Святых Таин, по возможности, в каждый из 4-х постов, и уж во всяком случае не реже одного раза в год. В. Какое участие в Божественной Литургии могут иметь те, кто, присутствуя за ней, не приступают в данный раз ко Святому причащению? О. Не причащаясь телесно, они могут и должны участвовать в Литургии духовно: усердною молитвою, переживанием тех мыслей и чувств, коими проникнуты литургийные песнопения, сердечною верою, а всего более – живым и сердечным воспоминанием своего Спасителя и совершённого Им дела нашего спасения, ибо Он и велел: «сие творите в Мое воспоминание». В. До каких пор будет совершаться в Церкви Таинство Причащения? О. До самого второго пришествия: «ибо – писал ап. Павел христианам, – всякий раз, когда вы едите Хлеб сей, я пиете Чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе он приидет» ( 1Кор. 11, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Укоряйте себя мысленно и уничижайте и худшими всех имейте, и Бог призрит на смирение ваше и покроет от всех искушений». Александр так и поступал. Однажды он проявил в чем-то недогадливость. Это повергло его в уныние, и он записал в дневнике: «увидел я, что тогда только я нахожусь в истинном о себе мнении, когда худую о себе имею мысль, а когда добрую, то в прелести бываю». В сердечном сокрушении просил он старца, чтобы тот «за всякую погрешность чем ни на есть его наказывал». Однажды старец не допустил его до Св. Причащения «за безстыдную гордость и лукавство в исповедании грехов». «Исповедавшись пред ним чистосердечно со смирением, я чаял, пишет о. Антоний, себе жестокаго наказания, и сбылись на мне св. Давида слова: «накажет мя праведник милостию». Ибо весьма кротко и с соболезнованием обо мне выговоры он делал, и в заключение велел написать в сердце ко всегдашнему памятованию следующие 8 пунктов: 1) отвержение своего разума воли иметь, 2) при встрече с каждым лицом поставлять себя худшим в каком бы то месте ни было, 3) память смерти вкоренять в сердце глубже; 4) самоукорение, 5) смиренную молитву всегда иметь; 6) укоризну, аще случится от кого, принимать как врачевство душевное, с радостью; 7) что сказано будет, в точности выполнять, 8) аще случится от забвения или от обычая в чем-либо паки погрешить, исповедывать то чистосердечно, как есть, без лукавства. И я батюшку со слезами просил, чтобы от Бога испросил мне паче всего ко хранению самое последнее, т.е. чистосердечное исповедание, ибо я онаго почти во всю жизнь мою никогда не имел. А эпитимии за грехи мои, какую ему Господь откроет, обещал по времени на меня наложить к уцеломудрению моему и удовлетворению правде Божией». Привычка постоянно наблюдать за собою, обсуждать каждый свой шаг, сдерживать свои порывы, подчиняя свою волю воле старца, вырабатывала в пустынниках и чистоту душевную, и ясность, и определенность в мыслях, и такую силу воли и выдержку характера, что им не были страшны никакие испытания. Из безмолвного уединения Рославльских лесов являлись миру такие цельные закаленные личности, как о.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Христианин, желающий работать Господу, должен оставить страсти и похоти (2:35, см. ГРЕХИ, 278). Христианин должен быть благодарен Богу за избавление от власти диавола Что же нам, освободившимся от такого мучителя делать, христиане? От чиста СЕРДЦА так великому нашему благодетелю БЛАГОДАРИТЬ, Который свободил нас от горького пленения такого врага, от которого силою нашею никак не могли мы освободитися, и вечно были бы в темной власти, аще не бы руку помощи подал нам милостивый Иисус, Сын Божий. О сем буди Ему слава со Отцем Его и Святым Духом! Во всегдашней памяти содержать великое сие его дело, и петь Ему победную песнь, яко победителю супостата нашего (4:22). Христиане беззаконнующие показывают Богу неблагодарность (4:35, см. НЕБЛАГОДАРНОСТЬ , 545). Христианин, подобно волхвам, должен приносить Христу дары Только что пришел Он в мир, волхвы издалече пришли и поклонилися Ему, и отверзше сокровища своя, принесли Ему дары: злато, и ливан и смирну ( Мф. 2, 11 ). И так подобающею честью сретили Его, яко Царя. Тако показали образ нам, как Его сретать. Уподобимся убо и мы оным верным рабам Его, и приидем к Нему сердцами нашими (ибо Он ныне не на земли, якоже прежде, обращается, но на небеси одесную Бога седит), и приимем Его, как Царя нашего, и принесем ему дары не вещественные, каковых Он не требует, но невещественные, яко Богу: ВЕРУ нелицемерную, БЛАГОДАРЕНИЕ сердечное, и ПОСЛУШАНИЕ любовное, яко Царю своему (5:11). Христианин должен ходить пред Богом со страхом и благоговением Раб пред господином со страхом и благоговением ходит, дабы не прогневал его: тако христианам пред Христом Господом своим ходить должно со СТРАХОМ и БЛАГОГОВЕНИЕМ, дабы Его не прогневать. Хотя и не видят Его пред собою, но Он видит всех и смотрит на всех (4:17). Если сердце не согрето любовью, то нет пользы от благочестия (2:50, см. ЛЮБОВЬ , 496). Христианин должен иметь любовь ко Христу Ежели ЦЕРКОВЬ есть «Христова невеста» и в том духовном и таинственном бракосочетании находишься: какую верность, ЧИСТОТУ и ЛЮБОВЬ хранить должен ты к бессмертному и небесному Жениху-Христу, Сыну Божию, как храниться от «похоти плотской, похоти очес и гордости житейской» ( 1Ин. 2, 16 ), яко любодейцы вавилонской (3:33).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

глава 3 Ответ на предложенный вопрос Бесплодие ума, о котором вы говорите, зависит обыкновенно от трех причин: или от небрежения нашего, или от насилия бесовского, или по устроению и попущению Божию. От нашего небрежения бывает, когда, при уменьшении внутренней теплоты, предаваясь невнимательности к себе и послаблению и в таком состоянии беспечности и лени питаясь вредными помыслами, позволяем земле сердца нашего производить терния и волчцы страстей, с размножением которых уже неизбежно становим- 275// ся бесплодными, теряем способность к созерцанию и всякому духовному действию. От нападения дьявола бывает, когда он, и при добрых иногда занятиях наших, с хитрою тонкостью проникает в наш дух, и мы, совершенно против воли, отвлекаемся от благих расположений. глава 4 Причина распоряжения и попущения Божия бывает двоякая А причина устроения или попущения Божия бывает двоякая: первая та, чтобы, на время оставленные Господом, смиренно усматривали мы слабость своего духа, не позволяли себе возноситься чистотою сердца, подаваемою благодатью Божией; испытывая при этом неспособность нашу возвратить прежнюю чистоту ума и отрадное расположение сердца, убедились, что как прежде жар ревности не нашим напряжением был возбужден в сердце, а посылался от Бога, так и теперь нужно искать его у Божией благодати и ожидать от Его озарения. Вторая причина попущения та, чтобы испытать нашу твердость, постоянство духа и желание сердца и видеть, с каким усердием сердечным и с какой неотступностью молитв мы будем опять искать скрывшегося от нас наития Св. Духа; давая же на опыте понять, с каким трудом радость духовная и потерянное блаженство чистоты приобретаются снова, побудить нас со всем тщанием и заботою хранить их и блюсти по возвращении. Ибо обыкновенно с некоторым небрежением хранят то, что надеются легко вернуть. глава 5 Наше старание и труд без помощи Божией не могут иметь успеха Такое временное отсутствие благодати, или оставление Божие, святой Давид почитал столь полезным, что и не молился о том, чтобы совершенно ни в чем не быть оставляемым Богом, зная, что это и несообразно с человеческою природою и не совсем полезно для желающего достигнуть совершенства; а просил только, чтобы само оставление было в меру, говоря: не оставляй меня совсем (Пс 118, 8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

XX. Наставления игумена Филарета Глинского 19 1. На этом застал их игумен Филарет и, видя искусанное лице Григория, похвалил его терпение: «Добре, добре, сыну, доброе начало полагавши послушания и терпения иноческого! Смотри, помни: теперь пчелы тебя кусают, а потом бесы станут кусать; как теперь терпишь, так и тогда терпи, ибо только претерпевый до конца, той спасен будет». 2. «Вот ты сколько времени уже живешь в монастыре, а доселе смирения монашеского не приобрел, – говорил он ему наставительно, – все оправдываешься; а нет того, чтобы сознать свою вину и сказать по-монашески: прости. Вот послушник твой умнее тебя, сознал свою вину, сказал «прости», – и Бог его простит». 3. «Мы, христиане, имеем долг идти вслед Спасителя. Взирая на страдания и смерть Его, должны всегда понуждать худшее покорить лучшему и плоть поработить духу, чтобы сделать себя по образу и по подобию Божию. Образ – в душе человеческой, подобие же – в добродетелях. 4. Более всего надобно стараться иметь чистую совесть и делать все, как пред очами Божиими. Со страхом и трепетом свое спасение соделовайте, говорит Апостол. 5. Сколько можно не давайте даже входа в сердце скверным мыслям, – от сих бо исходища живота ( Прит. 4:23 ). Соблюдая чистоту сердечную, можем сохранить и телесную. Тогда сподобимся пети песнь нову, еяже никтоже может навыкну ти, токмо тии, иже суть с женами не осквернишася; зане девственницы суть ( Апок. 14:3, 4 ). 6. Во всем предписанном (для спасения) требуется рассуждение. Всякий, ищущий спасения, пусть следует умеренности, а более – совета предуспевших в делании и боговедении, и Сам Господь управит жизнь таковых. 7. Многие козни враг душ наших простирает на подвижников Христовых, и десными, и шуиями тщася уловить во всех путях трудолюбия, молитвы и богомыслия; посему, хранение ума – важнее дел. 8. Истинно хотящий спастись, – внимай себе. Подобает тебе стараться о внимании и молиться о устроении души своей, чтобы душевная храмина твоя созидалась на камне веры, а не на песке колебания и неустройства. Посему сначала приучи ум различать греховные мысли, всеваемые врагом спасения, и прогоняй их молитвою.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

Чтобы иметь ясное понятие о молитвенном упражнении, скажем последовательно: 1) о предмете молитвы; 2) о приготовлении к ней; 3) о богоугодном способе ее совершения и 4) о благодатных плодах. Христианину следует умолять Бога прежде всего о даровании силы свыше к победе над грехом. Только облекшемуся в благодать Христову действием Святого Духа возможно истребить в себе грех , освободиться от рабства диаволу 1389 , изменить к лучшему расположения своей воли 1390 и очистить ум от срамных, лукавых и суетных помышлений. Благодать молитвы возвращает душе светлость, чистоту и здоровье, делает человека способным служить Богу от чистого сердца и праздновать праздник Духа Святого 1391 . Для прихода в такое состояние верующим необходимо всегда молить Бога, чтобы Он дал им обрести в своих сердцах благодатное сокровище Христово в силе Святого Духа. Действием благодати Сам Дух ведет нас к исполнению всякой Божией воли, различно упокоевает в несказанном духовном общении 1392 и учит легко и безупречно исполнять все заповеди 1393 . Кого Бог облечет благодатью в небесного Христа, тот пребывает в великой тишине и радовании, потому что Христос его укрепляет и усовершает в совершении Божией воли 1394 . Без Христа же, озаряющего нас Духом Святым, мы ничего (истинно доброго) творить не можем 1395 . Потом устремим к Господу всякое наше помышление, прося пробудить и озарить наши темные души Духом Божиим и содействовать нам в совершении дел дня и жизни 1396 . Дух Божий – жизнь человеческой души 1397 . Он переселяет нас во свет Христов и целые века упокоевает в жизни 1398 . Поскольку же мы еще не приобрели вечного богатства благодати и находимся в страшном греховном обнищании, то нам следует не просто внутренне скорбеть, плакать и болезновать о своем падении, но день и ночь умолять Господа о ниспослании небесного богатства 1399 . Воссылание чистой молитвы требует от человека соответствующей настроенности и подготовки. Молитвенно преклоняющий колени должен быть мысленно и сердечно занят Господом так неразвлеченно, как земледелец бывает занят земледелием, купец – торговлей, муж – женой 1400 . Ему надлежит быть самособранным, постящимся и с любовью ожидающим, когда Господь придет и приведет душу в единство святого настроения 1401 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Во-первых, доношу Вам для сведения о должностях своих, каковых есть пять, а именно. 1-я: по перемещении Батюшки отца Моисея в монастырь Начальником, я по нем переведен в архиерейские кельи, в коих находясь, занимаю должность келейника архиерейского, то есть выметаю сор, наблюдаю чистоту, протапливаю печь, просеваю уголья, приготовляю теплый укроп для немощных и проч.; 2-я: занимаю должность гостиника скитского, то есть всякого приходящего к нам я первый должен принять, успокоить, занять разговорами, и отпустить с миром; 3-я: имею должность уставщика и голосовщика церковного в Ските, а иногда и в монастыре; 4-я: должность иеромонаха, а в чем оная состоит, Вам давно уже известно; 5-я: за отсутствием Батюшки отца Строителя занимаю должность его в Ските, отчасти и не полновластно. Он поступил со мной так, как делают домовитые хозяева: когда у них мало людей для охранения вертоградов, то ставят мертвое чучело в образе человека, которое хотя слепо, глухо и немо, но пугает хищных птиц. Точно то же и я делаю. О всех занятиях наших, если подробно писать, то будет слишком отяготительно и слушать; а донесу только о главном упражнении нашем, каковое всегда начинается с весны. Мы всебратственно, яко некие во чреву работающие кроты, копаемся в земле: кое-что сеем, поливаем, удобряем, от терния счищаем, в чаянии по трудах от собранных плодов иметь покой для брюха, которое зря гобзованию радуется и говорит себе: «имаши блага многа, почивай, яждь, пий и веселися». Вот в кратких словах представил Вам наши общие труды летние, а зимой мы по большей части исправляем должность хомяка. И так Господу Богу благодарение, мы действительно изобилуем плодами для брюха, а о духовных в недоумение пришел, не знаю, что и сказать. Однако некоторые из числа сообитателей наших, с помощью Божией, изобилуют и оными. А я, увы мне!… Старец мой много трудился, много потился, много сеял спасительного семени; но нива моя сердечная от нечувства совершенно окаменела, а потому не точию плодов, но и листу зеленеющего ноне для внешнего вида не имею и как был, так и есть — с голыми руками и окаменелым сердцем. А потому вправду должен сказать, что душа моя пред Богом яко земля безводная! Отчего часто унывает дух мой и смущается сердце от обошедших мя зол. Но слава премногому долготерпению Божию ко мне! яко Он меня за беззакония мои еще не казнил, еще вид мой в звериный не претворил. И действительно, кто издали на меня посмотрит, то и я похож еще на человека; а если рассмотреть поведение, заглянуть в сердце, то ей! плача многого достоин.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

64. Будь мужествен во всех случаях, и Сам Бог будет твоим учителем в молитве. Нельзя словами научиться зрению, ибо это есть природная способность, так и благолепие молитвы нельзя познать от одного учения. Ибо она в самой себе имеет учителя – Бога, учащего человека разуму, дающаго молитву молящемуся и благословляющего лета праведных (1 Цар. 2, 9). Слово 29 О земном небе, или о богоподражательном бесстрастии, и совершенстве,  и воскресении души прежде общего воскресения 1. Вот уже и мы, лежащие в глубочайшем рве неведения, и во тьме страстей, и в смертной сени тела сего, по дерзости своей начинаем любомудрствовать о земном небе. 2. Великолепие тверди суть звезды, а украшение бесстрастия – добродетели, ибо бесстрастие, как я думаю, не иное что есть, как сердечное небо ума, которое все коварства бесов считает за детские игрушки. 3. Итак, истинно бесстрастным называется и есть тот, кто тело свое сделал нетленным, ум возвысил превыше всякой твари, все же чувства покорил уму, а душу свою представил лицу Господню, всегда простираясь к Нему, даже и выше сил своих. 4. Некоторые говорят еще, что бесстрастие есть воскресение души прежде воскресения тела, а другие, что оно есть совершенное познание Бога, какое мы можем иметь после ангелов. 5. Итак, сие совершенное совершенных, несовершаемое совершенство, как сказал мне некто, вкусивший оного, так освящает ум и исхищает его от вещественного, что часто, впрочем, по достижении сего небесного пристанища, от жизни в теле восхищением на небо возносит к видению. О сем говорит псалмопевец, который, может быть, собственным опытом познал это, яко Божии державнии земли зело вознесошася (Пс. 46, 10). Таков был и тот египтянин , который при молитве с другими не мог оставлять надолго простертыми рук своих к небу. 6. Между бесстрастными один бывает бесстрастнее другого. Ибо иной сильно ненавидит зло, а другой ненасытно обогащается добродетелями. 7. И чистоту называют бесстрастием, да и справедливо, ибо чистота есть начало общего воскресения и нетления тленных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Лицо его было так светло, что от блистания небесной славы невозможно было смотреть на него. Наставления игумена Филарета Глинскаго 1 . На этом застал их игумен Филарет и, видя искусанное лице Григория, похвалил его терпение: «Добре, добре, сыну, доброе начало полагаеши послушания и терпения иноческаго! Смотри, помни: теперь пчелы тебя кусают, а потом бесы станут кусать; как теперь терпишь, так и тогда терпи, ибо только претерпевый до конца, той спасен будет». 2 . «Вот ты сколько времени уже живешь в монастыре, а доселе смирения монашескаго не приобрел, – говорил он ему наставительно, – все оправдываешься; а нет того, чтобы сознать свою вину и сказать по-монашески: прости. Вот послушник твой умнее тебя, сознал свою вину, сказал «прости», – и Бог его простит». 3 . «Мы, христиане, имеем долг идти вслед Спасителя. Взирая на страдания и смерть Его, должны всегда понуждать худшее покорить лучшему и плоть поработить духу, чтобы сделать себя по образу и по подобию Божию. Образ – в душе человеческой, подобие же – в добродетелях. 4 . Более всего надобно стараться иметь чистую совесть и делать все, как пред очами Божиими. Со страхом и трепетом свое спасение соделовайте, говорит Апостол. 5 . Сколько можно не давайте даже входа в сердце скверным мыслям, – от сих бо исходища живота ( Прит. 4, 23 ). Соблюдая чистоту сердечную, можем сохранить и телесную. Тогда сподобимся пети песнь нову, еяже никтоже может навыкнути, токмо тии, иже суть со женами не осквернишася; зане девственницы суть ( Апок. 14, 3–4 ). 6 . Во всем предписанном (для спасения) требуется разсуждение. Всякий, ищущий спасения, пусть следует умеренности, а более – совета предуспевших в делании и боговедении, и Сам Господь управит жизнь таковых. 7 . Многия козни враг душ наших простирает на подвижников Христовых, и десными, и шуиями тщася уловить во всех путях трудолюбия, молитвы и богомыслия; посему, хранение ума – важнее дел. 8 . Истинно хотящий спастися, – внимай себе. Подобает тебе стараться о внимании и молиться о устроении души своей, чтобы душевная храмина твоя созидалась на камне веры, а не на песке колебания и неустройства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сего ради и ускоряю по совету общему испросить сей Высочайшей еще милости у Помазанника Господня чрез ходатайство Вашего Сиятельства. Всесмиреннейше обще просим о сей милости, коей в надежде с труждающеюся о Господе братиею, честь имею быть навсегда с чувствительнейшим почтением. Вашего Сиятельства Милостивейшаго Государя, Великаго обители Божией Матери Благотворителя униженные и всегдашние богомольцы строитель иеромонах Филарет с братиею 6 марта 1824 года Общие наставления отца Филарета «Мы, христиане, имеем долг идти вслед Спасителя. Взирая на страдания и смерть Его, должны всегда понуждать худшее покорить лучшему и плоть поработить духу, чтобы сделать себя по образу и по подобию Божию. Образ – в душе человеческой, подобие же – в добродетелях. Более всего надобно стараться иметь чистую совесть и делать всё, как пред очами Божиими. Со страхом и трепетом спасение свое соделовайте, говорит Апостол. Сколько можно не давайте даже входа в сердце скверным мыслям, – от сих бо исходища живота ( Притч.4:23 ). Соблюдая чистоту сердечную, можем сохранить и телесную. Тогда сподобимся пети песнь нову, ееже никтоже может навыкнути, токмо тии, иже суть с женами не осквернишася; зане девственницы суть ( Апок.14:3 ). Во всем предписанном (для спасения) требуется разсуждение. Всякий, ищущий спасения пусть следует умеренности не слишком горячо браться и не охладевать в принятых подвигах ради спасения. Ибо то и другое не полезно. Лучше малое исполнить как следует, чем много с небрежением. Золотая середина святыми отцами названа царским а более – совета преду спевших в делании и боговедении, и Сам Господь управит жизнь таковых. Многия козни враг душ наших простирает на подвижников Христовых, и десными, и шуиями тщася уловить во всех путях трудолюбия, молитвы и богомыслия; посему, хранение ума важнее дел. Истинно хотящий спастися, – внимай себе. Подобает тебе стараться о внимании и молиться о устроении души своей, чтобы душевная храмина твоя созидалась на камне веры, а не на песке колебания и неустройства. Посему сначала приучи ум различать греховныя мысли, всеваемые врагом спасения, и прогоняй их молитвою.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010