31 марта 1841 года, в шесть с половиной часов утра, старец отошел ко Господу. Духовные наставления ◊ Мы, христиане, имеем долг идти вслед Спасителя. Взирая на страдания и смерть Его, должны всегда понуждать худшее покорить лучшему и плоть поработить духу, чтобы сделать себя по образу и по подобию Божию. Образ – в душе человеческой, подобие же – в добродетелях. ◊ Более всего надобно стараться иметь чистую совесть и делать все, как пред очами Божиими. «Со страхом и трепетом свое спасение содевайте», – говорит апостол. ◊ Сколько можно не давайте даже входа в сердце скверным мыслям, – «от сих бо исходища живота» ( Притч. 4, 23 ). Соблюдая чистоту сердечную, можем сохранить и телесную. Тогда сподобимся пети «песнь нову», еяже «никтоже может навыкнути, токмо тии, иже суть с женами не осквернишася; зане девственницы суть» ( Апок. 14, 3–4 ). ◊ Во всем предписанном (для спасения) требуется рассуждение. Всякий, ищущий спасения, пусть следует умеренности, а более – совета предуспевших в делании и боговедении, и Сам Господь управит жизнь таковых. ◊ Многие козни враг душ наших простирает на подвижников Христовых, и десными, и шуиями тщася уловить во всех путях трудолюбия, молитвы и богомыслия; посему, хранение ума – важнее дел. ◊ Истинно хотящий спастися, – внимай себе. Подобает тебе стараться о внимании и молиться о устроении души своей, чтобы душевная храмина твоя созидалась на камне веры, а не на песке колебания и неустройства. Посему сначала приучи ум различать греховные мысли, всеваемые врагом спасения, и прогоняй их молитвою. ◊ Если случится влечение какой страсти, прилежно ищи причины. Найдя ее, смири себя, и страсть отойдет. Отчего многие обуреваются страстями? Оттого, что не искусны в познании причины приходящих страстей. Когда страсти молоды, не пустили корней в уме и в сердце, легко побеждаются, а после без посторонней помощи их не одолеешь. ◊ Труден путь спасения и тесны врата в Царствие для не имеющих доброго произволения, для порабощенных страстями, но для ревнующих ничего нет тягостного, им иго Господа благо и бремя Его легко.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Бесплодие ума, о котором вы говорите, зависит обыкновенно от трех причин: или от небрежения нашего, или от насилия бесовского, или по устроению и попущению Божию. От нашего небрежения бывает, когда, при уменьшении внутренней теплоты, предаваясь невнимательности к себе и послаблению и в таком состоянии беспечности и лени питаясь вредными помыслами, позволяем земле сердца нашего производить терния и волчцы страстей, с размножением которых уже неизбежно становимся бесплодными, теряем способность к созерцанию и всякому духовному действию. От нападения дьявола бывает, когда он, и при добрых иногда занятиях наших, с хитрою тонкостью проникает в наш дух, и мы, совершенно против воли, отвлекаемся от благих расположений. Глава 4. Причина распоряжения и попущения Божия бывает двоякая А причина устроения или попущения Божия бывает двоякая: первая та, чтобы, на время оставленные Господом, смиренно усматривали мы слабость своего духа, не позволяли себе возноситься чистотою сердца, подаваемою благодатью Божией; испытывая при этом неспособность нашу возвратить прежнюю чистоту ума и отрадное расположение сердца, убедились, что как прежде жар ревности не нашим напряжением был возбужден в сердце, а посылался от Бога, так и теперь нужно искать его у Божией благодати и ожидать от Его озарения. Вторая причина попущения та, чтобы испытать нашу твердость, постоянство духа и желание сердца и видеть, с каким усердием сердечным и с какой неотступностью молитв мы будем опять искать скрывшегося от нас наития Св. Духа; давая же на опыте понять, с каким трудом радость духовная и потерянное блаженство чистоты приобретаются снова, побудить нас со всем тщанием и заботою хранить их и блюсти по возвращении. Ибо обыкновенно с некоторым небрежением хранят то, что надеются легко вернуть. Глава 5. Наше старание и труд без помощи Божией не могут иметь успеха Таким образом, очевидно, что все добрые наши расположения происходят от благодати Божией. Почему, коль скоро она оставит, то своим трудом и тщанием уже ничего не успеешь, и без ее помощи не возвратишь себе прежнего состояния, как бы ни было велико собственное старание и усилие духа, так что над нами в точности исполняется тогда сказанное: «не от желающего, не от подвизающегося, но от Бога милующего» ( Рим 9, 16 ). Сия благодать иногда даже нерадивых и беспечных посещает тем наитием святым и тем обилием благих помышлений, о коих вы говорили; она вдохновляет и недостойных, возбуждает усыпленных, просвещает одержимых слепотою неведения и, изливаясь в сердца наши, милостиво обличает и укоряет, чтобы хотя таким образом подвиглись мы восстать от сна беспечности. Иные же в ее сокровенных и неожиданных посещениях исполняются благоуханием духовным, превышающим всякую приятность мастей, составляемых человеческим искусством, так что дух, будучи проникнут этой сладостью, впадает в некоторое исступление духовное и забывает уже о том, в плоти ли он пребывает в то время. Глава 6. Иногда для нас полезно бывает оставление Бога

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Создавший нас Бог даровал нам дар слова, чтобы мы могли открывать друг другу то, что у нас в уме и на сердце, и чтобы каждый из нас, будучи от природы общительным, мог передавать ближнему свои помышления, извлекая их, как бы из некоторых сокровищниц, из тайников души. Если бы мы жили с душою, ничем не покрытою, то могли бы тотчас понимать друг друга по одним мыслям. Но так как мысли происходят в душе, покрытой завесою плоти, то для обнаружения того, что у нас на душе, нужны слова. Мысль наша, как скоро облечется в выражающий ее звук, переносится в слове, как бы в челноке, и, переплыв через воздух, переходит от говорящего к слушающему. И если слово найдет покой и тишину, то укрывается в слухе внимающих, как в спокойной и безмятежной пристани. Если же среди слушателей бывает шум и смятение, подобное буре, то слово, рассеявшись в воздухе, потерпит крушение. Итак, соблюдите для этого слова тишину. Быть может, оно в своем грузе принесет вам что-нибудь полезное. Мы, люди, легче всего впадаем в грех мысли. Телесные действия нуждаются во времени, в удобном случае, в затрате труда, в помощниках, в разных пособиях; движения же мысли происходят вне времени, совершаются без труда, составляются без усилий, всякое время для них является удобным. Часто человек, всеми почитаемый, носит личину праведности, нередко даже сидит среди ублажающих его за добродетель, а сам уносится мысленно, в невидимом движении сердца, к месту греха и совершает тайный грех, не имеющий свидетелей и никому не известный, до тех пор, пока придет Тот, Кто «осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» ( 1Кор.4:5 ). Грех мысленный совершается с быстротою мысли. Но где грозит нам опасность падения, там дана нам и охрана. Тот, Кто «создал сердца всех» ( Пс.32:15 ) нас, прежде всего повелел нам иметь чистоту в мысли, в особенности потому, что и вообще грех преимущественно состоит в ложном направлении воли мыслью. То, чем наиболее мы склонны погрешить, Господь, как заботливый наш Попечитель и истинный Врач душ, удостоил наибольшего охранения и заботы. Твердо сказано в Писании: «внемли себе», то есть: внимай себе, «берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль» ( Втор.15:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Сего ради и ускоряю по совету общему испросить сей Высочайшей еще милости у Помазанника Господня чрез ходатайство Вашего Сиятельства. Всесмиреннейше обще просим о сей милости, коей в надежде с труждающеюся о Господе братиею, честь имею быть навсегда с чувствительнейшим почтением. Вашего Сиятельства Милостивейшаго Государя, Великаго обители Божией Матери Благотворителя униженные и всегдашние богомольцы строитель иеромонах Филарет с братиею 6 марта 1824 года Общие наставления отца Филарета «Мы, христиане, имеем долг идти вслед Спасителя. Взирая на страдания и смерть Его, должны всегда понуждать худшее покорить лучшему и плоть поработить духу, чтобы сделать себя по образу и по подобию Божию. Образ – в душе человеческой, подобие же – в добродетелях. Более всего надобно стараться иметь чистую совесть и делать всё, как пред очами Божиими. Со страхом и трепетом спасение свое соделовайте, говорит Апостол. Сколько можно не давайте даже входа в сердце скверным мыслям, – от сих бо исходища живота ( Притч.4:23 ). Соблюдая чистоту сердечную, можем сохранить и телесную. Тогда сподобимся пети песнь нову, ееже никтоже может навыкнути, токмо тии, иже суть с женами не осквернишася; зане девственницы суть ( Апок.14:3 ). Во всем предписанном (для спасения) требуется разсуждение. Всякий, ищущий спасения пусть следует умеренности не слишком горячо браться и не охладевать в принятых подвигах ради спасения. Ибо то и другое не полезно. Лучше малое исполнить как следует, чем много с небрежением. Золотая середина святыми отцами названа царским а более – совета преду спевших в делании и боговедении, и Сам Господь управит жизнь таковых. Многия козни враг душ наших простирает на подвижников Христовых, и десными, и шуиями тщася уловить во всех путях трудолюбия, молитвы и богомыслия; посему, хранение ума важнее дел. Истинно хотящий спастися, – внимай себе. Подобает тебе стараться о внимании и молиться о устроении души своей, чтобы душевная храмина твоя созидалась на камне веры, а не на песке колебания и неустройства. Посему сначала приучи ум различать греховныя мысли, всеваемые врагом спасения, и прогоняй их молитвою.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

XX. Наставления игумена Филарета Глинского 19 1. На этом застал их игумен Филарет и, видя искусанное лице Григория, похвалил его терпение: «Добре, добре, сыну, доброе начало полагавши послушания и терпения иноческого! Смотри, помни: теперь пчелы тебя кусают, а потом бесы станут кусать; как теперь терпишь, так и тогда терпи, ибо только претерпевый до конца, той спасен будет». 2. «Вот ты сколько времени уже живешь в монастыре, а доселе смирения монашеского не приобрел, – говорил он ему наставительно, – все оправдываешься; а нет того, чтобы сознать свою вину и сказать по-монашески: прости. Вот послушник твой умнее тебя, сознал свою вину, сказал «прости», – и Бог его простит». 3. «Мы, христиане, имеем долг идти вслед Спасителя. Взирая на страдания и смерть Его, должны всегда понуждать худшее покорить лучшему и плоть поработить духу, чтобы сделать себя по образу и по подобию Божию. Образ – в душе человеческой, подобие же – в добродетелях. 4. Более всего надобно стараться иметь чистую совесть и делать все, как пред очами Божиими. Со страхом и трепетом свое спасение соделовайте, говорит Апостол. 5. Сколько можно не давайте даже входа в сердце скверным мыслям, – от сих бо исходища живота ( Прит. 4:23 ). Соблюдая чистоту сердечную, можем сохранить и телесную. Тогда сподобимся пети песнь нову, еяже никтоже может навыкну ти, токмо тии, иже суть с женами не осквернишася; зане девственницы суть ( Апок. 14:3, 4 ). 6. Во всем предписанном (для спасения) требуется рассуждение. Всякий, ищущий спасения, пусть следует умеренности, а более – совета предуспевших в делании и боговедении, и Сам Господь управит жизнь таковых. 7. Многие козни враг душ наших простирает на подвижников Христовых, и десными, и шуиями тщася уловить во всех путях трудолюбия, молитвы и богомыслия; посему, хранение ума – важнее дел. 8. Истинно хотящий спастись, – внимай себе. Подобает тебе стараться о внимании и молиться о устроении души своей, чтобы душевная храмина твоя созидалась на камне веры, а не на песке колебания и неустройства. Посему сначала приучи ум различать греховные мысли, всеваемые врагом спасения, и прогоняй их молитвою.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

Внимание Нам необходимо внимать себе, стараться сколько возможно уклоняться от пороков и прилежать добродетели, на всяк день стремиться положить начало благое (15, с.256). Сколько можно, не давайте даже входа в сердце скверным мыслям, – «от сих бо исходища живота» ( Притч.4,23 ). (То есть от них исходит, или на­чинается, жизнь. При худых мыслях, если примем их, совершим словом и делом, – жизнь злая в погибель вечную, при хороших мыслях и действии по ним – жизнь добрая в жизнь блаженную, небесную). Соблюдая чистоту сердечную, можем сохранить и телесную. Тогда сподобимся «пети песнь нову, еяже никтоже может навикнути, токмо тии иже с женами не осквернишася, зане девственницы суть» ( Апок.14, 3–4 ) (13, с.41). Многие козни враг душ наших простирает на подвижников Христовых, и десными, и шуими тщася уловить во всех путях трудолюбия, молитвы и богомыслия, посему хранение ума – важнее дел (Там же, с.42). Истинно хотящий спастися, – внимай себе. Подобает тебе стараться о внимании и молиться о устроении души своей, чтобы душевная храмина твоя созидалась на камне веры, а не на песке колебания и неустройства. Посему сначала приучи ум различать греховные мысли, всеваемые врагом спасения, и прогоняй их молитвою (Там же). Наблюдать, в каком духовном состоянии находится душа. Необходимо следить, имеется ли внутри благодатная ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ. Со вниманием обращаться в мире сем. Помня, что Бог все видит и слышит, контролировать все свои СЛОВА, и дела, и ПОМЫШЛЕНИЯ. Иметь внимание, так как Бог все видит. Бог видит и слышит все слова, дела и помышления. Бог все видит и испытывает. Бог вездесущ и всеведущ, поэтому строго контролировать все свои дела, слова и мысли. Чтобы избежать ГРЕХА, иметь постоянную память о Вездесущем Боге. Бог вездесущ, от Него нигде не скроешься. Памятование о вездеприсутствии Божием отводит от греха. Помнить о вездеприсутствии Божием. Внимание рождается от познания всеведения Божьего. Не делать ничего противного Богу. Беречься всего, что оскорбляет Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Мысль Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль ( Втор. 15:9 ). Мы, человеки, удобопреклонны к грехам, совершаемым мыслью; потому Тот, кто создал сердца ( Пс. 32:15 ) наши, зная, что большая часть греха совершается в стремлении произволения, прежде всего повелел нам иметь чистоту во владычественном души 77 . Ибо чем всего чаще и удобнее погрешаем, то и удостоил наибольшего охранения и попечения. Как предусмотрительнейшие врачи заранее приводят в безопасность немощные тела предохранительными предписаниями, так общий Попечитель и истинный Врач душ, что видел в нас наиболее поползновенным ко греху, то и оградил крепчайшими стражами. Ибо действия телесные требуют времени, удобного случая, трудов помощников и прочих пособий; а движения мысли происходят не в продолжение времени, совершаются без труда, составляются без усилий; всякое время для них удобно. Иногда человек важный, величающийся честностью, нося наружно личину целомудрия и нередко даже сидя среди тех, которые ублажают его за добродетель, в невидимом движении сердца уносится мыслью на место греха. Он видит в представлении предмет своих желаний, воображает какую-нибудь неблагопристойную беседу, и вообще, в сокровенной храмине сердца, начертав ясное в себе самом удовольствие, совершает внутренне грех, не имеющий свидетелей и остающийся для всех неизвестным, пока не придет Тот, Кто открывает скрытое во мраке и объявляет сердечные намерения ( 1Кор. 4:5 ). Поэтому блюдись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль. Ибо воззревший на жену с вожделением, уже прелюбодействовал... в сердце своем ( Мф. 5:28 ); потому что телесные действия имеют много препятствий, а кто грешит произволением, у того грех совершается с быстротой мыслей. Посему, где падение скоро, там дано нам и скорое охранение. Ибо засвидетельствовано: берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль (1). Живущие с людьми богоугодными, но не исправляющие собственного своего образа мыслей, никакой не получают для себя пользы, хотя с виду живут подобно этим людям (4).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

A как мы с Вами более половины своей жизни прожили без послушания в своеволии, то и невозможно иметь нам оного, т. е. рассуждения. Почему и должны мы с Вами отныне смиряться пред Богом и пред сообитающими с нами, и сохранять очи свои от зазрения и осуждения других. Ибо как бы велики грехи в других ни представлял нам противник наш, но они в сравнении с нашими грехами менее сучьев. И так будем просить Господа: Господи Владыко живота моего! Дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми рабу твоему. 4 марта 1842 г. По долговременном молчании Вашем, наконец получил и писание Ваше, от 16 января писанное, за которое приношу Вам благодарность мою усердную с поклонением. Радуюсь, что Вы здоровы, и благодарю о том Бога. A что нападает на Вас диавол, о том сердечно скорблю, и прошу Бога, да разженные стрелы его противу Вас сокрушатся. Сей душегубец не иным чем отходит от нас, токмо молитвою и постом; и не иным чем гордая и бесстудная выя его стирается, как токмо смирением. A как мы сразиться с ним не сильны, то посему святый Иоанн Дамаскин научает нас прибегать к Богу, и со смирением говорить: от юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой! Упоминаете, что и молящуся Вам и постящуся он горше первого нападает на Вас; о сем не смущайтесь, но еще и поразумевайте бессилие его, что он на лежачего напал. Это ему бесчестие, a не нам. Притом замечено святыми отцами, что когда человек готовится к приобщению Святых Таин, или ожидает встретить какой-нибудь великий праздник, то всеми силами старается диавол причинить человеку досаждение, и тем смутить его душу, дабы день той проведен был не в радости о Господе, но в печали бесовской. Причины же к нападению его на нас бывают различные, но самая главная есть осуждение ближних наших, каковой грех, и кроме блуда и кроме иного искушения, оскверняет не тело точию, но и самую душу нашу, чему примером могут быть Евангельские юродивые девы, которые во всю свою жизнь хранили девство и любили чистоту, но без милосердия осуждали других грешащих; a потому и небесного жениха – Христа не удостоились встретить, и в брачный чертог Его не впущены, хотя и долго в двери милосердия Его толкали и просили, но услышали: «не вем вас». Посему и Вы, возлюбленне, наипаче всего блюдите око свое от зазрения и осуждения ближних, чрез что стяжешь чистоту не телесную точию, но и сердечную, и удостоишься увидеть Господа, по неложному обещанию Его: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Какового блаженства от всей души моей богомольчески Вам желаю. 5 февраля 1837 г. Письмо 221

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-k-razn...

Христианин, желающий работать Господу, должен оставить страсти и похоти (2:35, см. ГРЕХИ, 278). Христианин должен быть благодарен Богу за избавление от власти диавола Что же нам, освободившимся от такого мучителя делать, христиане? От чиста СЕРДЦА так великому нашему благодетелю БЛАГОДАРИТЬ, Который свободил нас от горького пленения такого врага, от которого силою нашею никак не могли мы освободитися, и вечно были бы в темной власти, аще не бы руку помощи подал нам милостивый Иисус, Сын Божий. О сем буди Ему слава со Отцем Его и Святым Духом! Во всегдашней памяти содержать великое сие его дело, и петь Ему победную песнь, яко победителю супостата нашего (4:22). Христиане беззаконнующие показывают Богу неблагодарность (4:35, см. НЕБЛАГОДАРНОСТЬ , 545). Христианин, подобно волхвам, должен приносить Христу дары Только что пришел Он в мир, волхвы издалече пришли и поклонилися Ему, и отверзше сокровища своя, принесли Ему дары: злато, и ливан и смирну ( Мф. 2, 11 ). И так подобающею честью сретили Его, яко Царя. Тако показали образ нам, как Его сретать. Уподобимся убо и мы оным верным рабам Его, и приидем к Нему сердцами нашими (ибо Он ныне не на земли, якоже прежде, обращается, но на небеси одесную Бога седит), и приимем Его, как Царя нашего, и принесем ему дары не вещественные, каковых Он не требует, но невещественные, яко Богу: ВЕРУ нелицемерную, БЛАГОДАРЕНИЕ сердечное, и ПОСЛУШАНИЕ любовное, яко Царю своему (5:11). Христианин должен ходить пред Богом со страхом и благоговением Раб пред господином со страхом и благоговением ходит, дабы не прогневал его: тако христианам пред Христом Господом своим ходить должно со СТРАХОМ и БЛАГОГОВЕНИЕМ, дабы Его не прогневать. Хотя и не видят Его пред собою, но Он видит всех и смотрит на всех (4:17). Если сердце не согрето любовью, то нет пользы от благочестия (2:50, см. ЛЮБОВЬ , 496). Христианин должен иметь любовь ко Христу Ежели ЦЕРКОВЬ есть «Христова невеста» и в том духовном и таинственном бракосочетании находишься: какую верность, ЧИСТОТУ и ЛЮБОВЬ хранить должен ты к бессмертному и небесному Жениху-Христу, Сыну Божию, как храниться от «похоти плотской, похоти очес и гордости житейской» ( 1Ин. 2, 16 ), яко любодейцы вавилонской (3:33).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

64. Будь мужествен во всех случаях, и Сам Бог будет твоим учителем в молитве. Нельзя словами научиться зрению, ибо это есть природная способность; так и благолепие молитвы нельзя познать от одного учения. Ибо она в самой себе имеет учителя - Бога, учащаго человека разуму, дающаго молитву молящемуся и благословляющаго лета праведных (Пс. 93, 10. 1 Цар. 2, 9). СЛОВО 29. О земном небе, или о богоподражательном бесстрастии и совершенстве, и воскресении души прежде общего воскресения. 1. Вот уже и мы, лежащие в глубочайшем рве неведения и во тьме страстей, и в смертной сени тела сего, по дерзости своей начинаем любомудрствовать о земном небе. 2. Великолепие тверди суть звезды, а украшение бесстрастия - добродетели; ибо бесстрастие, как я думаю, не что иное что есть, как сердечное небо ума, которое все коварства бесов считает за детские игрушки. 3. Итак истинно бесстрастным называется и есть тот, кто тело свое сделал нетленным, ум возвысил превыше всякой твари, все же чувства покорил уму, а душу свою представил лицу Господню, всегда простираясь к Нему, даже и выше сил своих. 4. Некоторые говорят еще, что бесстрастие есть воскресение души прежде воскресения тела; а другие, что оно есть совершенное познание Бога, какое мы можем иметь после Ангелов. 5. Итак сие совершенное совершенных несовершаемое совершенство, как сказал мне некто, вкусивший оного, так освящает ум и исхищает его от вещественного, что часто, впрочем, по достижении сего небесного пристанища, от жизни в теле, восхищением на небо возносит к видению. О сем говорит Псалмопевец, который может быть собственным опытом познал это, яко Божии державнии земли зело вознесошася (Пс. 46, 10). Таков был и тот Египтянин который, при молитве с другими, не мог оставлять надолго простертыми рук своих к небу. 6. Между бесстрастными один бывает бесстрастнее другого. Ибо иной сильно ненавидит зло, а другой ненасытно обогащается добродетелями. 7. И чистоту называют бесстрастием, да и справедливо: ибо чистота есть начало общего воскресения и нетления тленных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/937/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010