Статья, как легко может убедиться читатель, написана от души, проникнута искренним чувством и священным энтузиазмом героя, ратующего за торжество Евангелия и страдающего от унижения Его... Консисторским Уставом в его новой редакции. Для поражения последнего автор вооружился Святыми Словами Ев. Лyk. XVI, 18 и по-видимому разгромил наповал... обновленную статью 253 Уст. Дух. Кон. Так ли это однако же? Эту ли статью он разгромил, или нечто иное? Вникая в течение мыслей почтенного автора, укрывшего свое имя для чего то – ибо разумение закона есть – по приточнику – весьма доброе дело, стыдиться коего отнюдь не следует – мы пришли к убеждению, что его непобедимое оружие – святые слова Евангелия – ударило не по обновленной 253 ст. Консисторского Устава, а почему-то совершенно иному. Позволим себе поделиться с читателями Богослов. Вестника этим убеждением. Обратимся сначала к Консисторскому Уставу, как в первоначальной его редакции 1841 г., так и в самой позднейшей – сего 1904 г. и поставим вопросы: когда и как он возник и что он такое по существу своему? Как известно, эта книга есть всецело произведение совместной работы чиновников Духовных Консисторий и прочих канцелярий Духовного Ведомства, облекшееся в форму «Устава» в Царствование Императора Николая Павловича, так много и энергично работавшего к водворению законности и строгого порядка в правительственных наших учреждениях всех ведомств. По своим источникам и содержанию эти книги есть не что иное, как тщательно редактированная практика канцелярий Духовного Ведомства, слагавшаяся постепенно в течении всего синодального периода и до 1841 года не имевшая ни единообразия, ни заключенная в какое-либо письменное уложение. Проект, уложивший эту практику в «Устав» или книгу, был разослан во все епархии для испытания его на опыте с требованием от пр. Архиереев и Консисторий замечаний на разные статьи его. По получении этих замечаний Св. Синодом этот проект был пересмотрен, окончательно редактирован и в этом виде удостоился Высочайшего утверждения, быв опубликован как законодательное Уложение, параллельное «своду законов», в 1841 году. С этого момента он вступил в жизнь и под влиянием хода жизни видоизменялся постепенно в статьях, а в 1883 году переиздан вновь, затем снова переживает тот же процесс до сего дня. В этих изменениях своих он опирается исключительно на ст. 49 Основных законов, которая гласить так:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

31. Не ищи совершенства в добродетелях человеческих; ибо в них совершенного не находится: совершенство его сокрыто в кресте Христовом. 32. Закон свободы читается с помощью истинного разумения, уразумевается чрез исполнение заповедей, а исполняется по милосердию Христову. 33. Когда мы, понуждаемые совестию, станем направляться ко всем заповедям Божиим; тогда познаем, что закон Господень непорочен и хранится в добрых делах наших; но без милосердия Божия люди не могут исполнить его совершенно. 34. Те, которые не считают себя должниками всякой Христовой заповеди, читают закон Божий только телесно, не разумеющи ни яже глаголют, ни о нихже утверждают (1Тим. 1,7); а потому и думают, что они исполняют его делами. 35. Иное дело, по-видимому, бывает как хорошее, но намерение совершающего оное недоброе; а иное исполняется как бы худое, а намерение совершающего оное бывает доброе. Сим показанным образом некоторые не только делают дела, но и произносят слова, потому что одни дают делу иной вид по неопытности, или незнанию; другие по лукавому намерению, а иные по благочестию. 36. Скрывающий под покровом похвалы осуждение и порицание, непонятен для простейших; подобен же сему и тщеславящийся под видом смирения, кои долго прикрывали истину ложью, напоследок попустительно обличаются делами. 37. Иной, делая какое-либо, по-видимому, доброе дело, мстит чрез то ближнему; а иной, не сделав оного, получит пользу по мысли. 38. Иное дело обличение по злобе и мщению; иное по страху Божию и истине. 39. Оставившего грех и уже раскаивающегося не обличай более. Если же ты говоришь, что обличаешь его по Богу, то прежде объяви свои грехи. 40. Начало всякой добродетели есть Бог, как и дневного света - солнце. 41. Исполнив добродетель, вспомни сказавшего: без Мене не можете творити ничесоже (Иоан. 15,5). 42. За скорби уготовлено людям благое, а за тщеславие и наслаждение - злое. 43. Обижаемый людьми, избегает греха, и получает равное скорби заступление. 44. Кто верит Христу относительно воздаяния, тот по мере веры, усердно переносит всякую обиду.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/621/...

Закон свободы научает всякой истине; и многие читают его по [своему] разумению (κατ γνωσιν), но не многие разумеют по мере исполнения заповедей. Не ищи совершенства его в добродетелях человеческих, ибо в них совершенного не находится: совершенство его сокрыто в кресте Христовом. Закон свободы читается с помощью истинного разумения, уразумевается чрез исполнение (εργασας) заповедей, а исполняется (πληρουται) по милосердию Христову. Когда мы, понуждаемые совестию, станем направляться ко всем заповедям Божиим, тогда познаем, что закон Господень непорочен 21 и хранится в добрых делах наших; но [и познаем, что] без милосердия Божия люди не могут исполнить его совершенно (тελειω&ηναι). Те, которые не считают себя должниками всякой Христовой заповеди, читают закон Божий только телесно, не разумеюще ни яже глаголют, ни о нихже утверждаю 22 , а потому и думают, что они исполняют его делами. Иное дело по видимому (προφανς) бывает как хорошее, но намерение совершающего оное недоброе; а иное исполняется как бы худое, а намерение совершающего оное бывает доброе. Сим показанным образом некоторые не только делают дела, но и произносят слова, потому что одни дают делу иной вид по неопытности или незнанию, другие – по лукавому намерению, а иные – ради благочестивой цели. Скрывающий под покровом похвалы осуждение и порицание непонятен для простейших; подобен же сему и тщеславящийся под видом смирения. Кои долго прикрывали истину ложью, напоследок попустительно обличаются делами. Иной, делая какое-либо по видимому доброе дело, мстит чрез то ближнему; а иной, не сделав оного, получит пользу по мысли. Иное дело – обличение по злобе и мщению; иное – по страху Божию и истине. Оставившего [грех] и раскаивающегося уже не обличай более. Если же ты говоришь, что обличаешь его по Богу, то прежде объяви свои грехи. Начало всякой добродетели есть Бог , как и дневного света – солнце. Исполнив добродетель, вспомни Сказавшего: «Без Мене не можете творити ничесоже» 23 . За скорби уготовлено людям благое, а за тщеславие и наслаждение – злое.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Где есть самомнение, там присутствует и лицемерие – внешнее показание добрых расположений при их полном отсутствии в сердце. Затворник говорит, что в мире много лицемеров, – строг будет с них спрос на Небе. – «Много, много есть подобных змее, но подобных голубю, чистотой, беззлобием и простотой весьма немного, и с великим трудом едва сыскать их можно!» (2:19). Те «особы» – лицемеры – «дадут ответ пред Богом во время свое», ибо Господь смотрит «на обнаженные их сердца и воздаст им по прелести ума их, ежели не покаются» (1:305) 4. Помыслы «Немедленно гнать неподобающие помыслы» (3:319, 305) С мысли начинается всякое дело. Если мысль добрая, то и дело будет благое; в ином случае – иное будет. Мы живем во грехе и в мире, лежащем во зле ( 1Ин. 5, 19 ). Потому греховные помыслы идут одни за другими, задымляют наше сердце, закрывают его для вечного света. Желающие спасения должны бодрствовать! Сердце наше нередко уклоняется в суетные помыслы. И когда это бывает, «то, – по слову Задонского Затворника, – будто входит в дымную кухню; хотя бы и казалось оно по наружности чистым, но пары от разных распылительных вещей проходят в чувства и угашают жизненность добрых расположений сердца; иначе сказать: мысли, находящие на нас с противной стороны, ежели в них замедлим, отуманивают наше воображение ложными мечтами; а как только засмотримся и будем ими услаждаться, тотчас помрачается ум, и душа делается мертвой, а сердце камнем» (3:213). Мысли летят, изменяются, парят как в небе облака. Когда солнце покрывается тучами и день помрачается – кажется, что «поднебесная страна одевается в траур печали. Лишение дневного света поражает скукой и томительным унынием. Так бывает и с человеческим сердцем, ежели оно не ходит вслед Иисуса Христа, глаголющего: ходяй по Мне не имать ходити во тьме, но имать свет животный. Каждому глаголет Господь. Поэтому можно каждому разуметь, что следы Христа суть Его учение и заповеди; и кто не живет по Его завещанию, тот умирает по своему изволению. Иго благое и бремя легкое отвергающие подвергаются томлениям от непроницаемой ночи. Мысль благая есть светлый луч для озарения души. Надобно подражать в испрашивании сего благодатного луча святому Иоанну Златоусту , молящемуся к Богу: Господь! Даждь ми мысль благую. Грусть, печаль, тоска и прочие досады или душевные оскорбления, бывают от находящих мыслей, которые на сердце воображают неприятности и возмущают всю душу. Но лишь только явится благая мысль, они исчезают, как мрак от света. Ежели благая мысль побуждает человека на какое-либо доброе дело, то дело сие немедленно следует исполнить, а иначе сердце опять исполнится томительными непотребными мыслями» (1:267–268).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Как научиться прощать – Бывает, человеку непросто осознавать и то, что его самого за что-то люди не простили. – Бывает. Бывает и так, что человек приезжает и спрашивает: вот, я человеку хотел помочь, а он отказался. Потом я уехал и очень долго вспоминал о нём, вот, уже второй месяц думаю, и совесть у меня не на месте, я всё переживаю, какое-то у меня смущение, поскольку была ситуация, когда человеку угрожала определённая опасность. И если бы ему не помогли позже, то вопрос жизни и смерти мог быть не разрешён. Конечно, такая ситуация тревожит. И подобные переживания, сомнения – они бывают у всех, у каждого человека. Чтобы не смущаться, надо сделать то, что ты можешь. За то, чего ты не можешь, Бог с тебя не спросит, если что-то не в твоей власти, на волю Божию надейся За то, чего ты не можешь, Бог с тебя не спросит, если что-то не в твоей власти, на волю Божию надейся, и надо быть твёрдым в своём сердце, потому что он человек, и ты тоже человек – образ Божий. – А себя человек должен прощать, даже когда осознанно поступил против совести, отказал кому-то в помощи, к примеру? – Тут вопрос всегда такой: по какой причине человек отказал в помощи? Есть точно такой же вопрос, который можно задать: по какой причине ты человеку помог? Можно помочь человеку ради какой-то выгоды, либо чего-то ещё, даже ради «спасибо», когда любит человек похвалу, либо ты искренне решил ему помочь. Надо смотреть на мотив: ради чего ты хочешь сделать то или иное доброе дело? И почему ты переживаешь? В каждом отдельном случае можно попытаться осознать причину и следствие и поступить с рассуждением. В нас не только грех, но, повторюсь, человек есть образ Божий. – И мы верим, что Господь милостив, и Он всех прощает, при любом движении души человека в ту или иную сторону? – В любом случае Господь всех прощает. Когда человек совершает смертный грех какой-то, он страдает не потому, что его Бог наказал, а оттого, что тем самым Он потерял связь с Ним, и человек такой не находит места на земле, ему тяжело. Он хочет избавиться от этого состояния, давящего на него, но не может. Не Бог это состояние устроил, а человек устроил. А Бог, конечно, прощает человека всегда, когда есть покаяние.

http://pravoslavie.ru/159180.html

Так, памятуя о Предтечевом монастыре и о великом событии, в память которого он был построен, граждане всегда и справедливо сожалели о его упразднении и не переставали желать, чтобы он был здесь восстановлен. Но Господу-Промыслителю угодно было указать иное место для обители, которая должна была заменить собой Предтечев монастырь: обитель иноческая должна была возникнуть уже не в средине многолюдного и шумного города, где была обитель Предтечи, а в тиши уединения – под сению вековой Щегловской засеки. Здесь вскоре по открытии Тульской архиерейской кафедры и было обозначено место поселения, первоначально построением здесь архиерейского загородного дома, или летней архиерейской дачи. Именно, второй Епископ тульский Преосвященный Амвросий, столь известный своим талантом проповедническим, озабочиваясь благоустроением своей кафедры и изысканием средств содержания ее, исходатайствовал себе землю для летнего пребывания под самой Щегловской засекой и на этой земле в 1810-м году выстроил обширный архиерейский дом с церковью в нем (домовою) во имя Св. Амвросия Медиоланского , коему был тезоименит Тульский архипастырь. Это место летнего пребывания, или дача, Тульских Епископов с того времени называется – по засеке «Щеглово» 7 . Однако же, ни тогда, ни после того, как устроилась эта архиерейская дача, никто не предполагал даже и возможность быть здесь монастырю: сомневались в этой возможности даже и тогда, как явились ходатаи пред тульским архипастырем об основании здесь обители, и с достаточными для того средствами. Но не таков был о сем совет Божий, полагающий времена и сроки в своей власти. В половине настоящего столетия, в боголюбивой душе одного «неизвестного благотворителя», жившего в Москве, таинственно зародилась мысль совершить истинно доброе и богоугодное дело, но не простой и заурядной благотворительности, а построить какое-либо учреждение или сооружение, отвечающее потребностям общества, хотя бы оно потребовало весьма больших средств и трудов. Тогда этому истинному христолюбцу Господь посылает одного безызвестного инока, который подсказывает ему, что граждане многолюдной Тулы, доселе скорбящие об упразднении существовавшей у них обители, построенной на костях их предков, геройски падших в битве при защите своего родного горда, сердечно желают восстановить древнюю обитель или вместо нее основать новую. И вот, к утешению граждан, истинно ревностных к памятованию деяний своих отцов и дел милосердия Божия, Господь приводит в исполнение мысль «неизвестного благотворителя из Москвы», и близ г. Тулы, на восточной ее стороне (где обитают коренные насельники города), устрояется обитель иноческая – на том месте, где этого дотоле никто не мог и предполагать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Вопрос 477 . Когда хочу сказать о добром деле или сделать его и, боясь, чтобы не произошло от него смущение в сердце, избегаю оного, хорошо ли делаю или нет? Ответ . Если, желая сделать или сказать что-либо доброе, боишься, чтобы не произошло в тебе смущение и собственно потому избегаешь оного, то поступаешь неправильно, ибо уступаешь врагу и не избежишь смущения: он не перестанет при всяком деле наводить на тебя смущение, и страсть твоя еще более усилится. А когда будешь делать дело с молитвою и страхом Божиим, то помощию Божиею смущение упраздняется. Вопрос 776 . Когда делаю что-либо несправедливое и потом исправляюсь в том, помысл мой высокомудрствует, внушая мне, будто я сделал нечто благое; что я должен в сем случае говорить ему? Ответ . Скажи ему: несправедливо поступающий подвергается наказанию, а кто исправляется в своей несправедливости, тот избегает наказания и заслуживает похвалу: иное – делать доброе, а иное – поступать несправедливо. Одно угождает Богу и готовит нам вечный покой, другое же прогневляет Его и готовит вечную муку. Это и есть то самое, что говорит Давид: «Уклоняйся от зла и делай добро» ( Пс. 33, 15 ). Но без Бога мы не можем сделать ничего благого, ибо Он сказал: «без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15, 5 ); и Апостол говорит: «Что ты имеешь, что бы не получил? А если получил, что хвалишься, будто не получил?» ( 1Кор. 4, 7 ). А потому, когда мы и в делании благого не можем высокомудрствовать, тем более в удалении от злого. Великое безумие – вменять себе в похвалу то, что не согрешаем. Внимай же себе, брат, чтобы не прельстили тебя лукавые демоны, которых да упразднит Господь молитвами святых Своих. Аминь. Вопрос 842 . Если сомневаюсь относительно какого-либо дéла: должен ли я сделать его или нет, скажи, как мне поступить? Ответ . Если тебе встретиться какое-либо дело, троекратно помолись о нём Богу, прося в молитве, чтобы не уклониться от воли Его, и если после сего помысл будет продолжать тебе внушать сделать оное дело, тогда исполни то, что помышляешь: ибо явно, что помысл сей от Бога, а не от себя, – если ты не имеешь возможности вопросить отцов. Добрые дела и искушения

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ioa...

XXVIII. Иаков сказал: — Итак, какое иное мы можем определить служение для жен, если не усердно помогать нуждающимся? XXIX. Филипп сказал: — Это, братья, о пособии [нуждающимся]. Делающий [доб­рое] дело уготовляет себе доброе сокровище. Ибо тот, кто собирает себе богатство в Царстве [Небесном], будет считаться работником, написанным у Бога. XXX. Петр сказал: — Это [мы повелели вам], братья, не как имеющие над кем-либо власть по принуждению, но [как] имеющие повеление от Господа. Мы просим вас соблюдать заповеди, ничего не убавляя и не прибавляя во Имя Господа нашего, Которому слава во веки. Аминь. Примечания Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А.

http://pravmir.ru/kanonyi-svyatyih-apost...

Слово безумен по русскому словоупотреблению означает человека, лишенного ума, или, что то же, неразумного,– но в настоящем выражении: рече безумен в сердце своем – слово это употреблено в другом значении, как это можно видеть и по связи этого выражения с последующими речениями псалма и вообще по употреблению его в Священном Писании. Весь Пс.13 есть не что иное, как выражение жалобы на нечестивых и беззаконных, а потому и словом безумен пророк обозначает здесь, должно думать, не одно какое-либо определенное лицо, а вообще человека нечестивого или, вообще, развращенного беззаконною жизнью. «Прирожденная духу нашему идея (мысль) о Боге есть сущность разумной природы человека и наилучшее ее украшение; истина же бытия Божия есть коренное начало, жизнь и душа всякого ведения; без этой истины неразрешимы все высшие вопросы человеческого знания. А потому, действительно, только безумный может сказать, что нет Бога». Справедливо замечает блж. Августин и другие толковники, что Давид разумеет здесь таких людей, кои умом сознают бытие Божие, но по нечестию, из любви к греху не веруют или, лучше сказать, не хотят, боятся верить в Бога-Промыслителя, Судию и Мздовоздаятеля, живут без Бога, а потому и предаются пороку необузданно. Слово безумен на языке Священного Писания означает нечестивого, ибо и на самом деле нечестие есть безумие, потому и Давид свое беззаконие называет безумием ( Пс.37:6 ). Весьма уместно здесь припомнить евангельскую притчу об одном безрассудном богаче, который, быв предан любостяжательности и сластолюбию до забвения о Боге, не знал надлежащего употребления временному богатству своему и думал употребить его на свою роскошь и пресыщение, за что именно и назван был от Самого Господа Иисуса Христа «безумным» ( Лк.12:16–21 ). Так вот такой-то нечестивец, безумец, и сказал в сердце своем: нет Бога, нет Судии и Мздовоздаятеля. Растлеша и омерзишася в начинаниих – в этих словах и заключается достаточное подтверждение тому что под словами рече безумен пророк разумел не одно какое-либо определенное лицо, а вообще хотел выразить свое мнение о безбожии или неверии современных ему евреев, или еще более общую мысль о повреждении человеческой природы и необходимости спасения свыше. Люди развратились, потеряли веру в истинного Бога, сделались суеверны, безбожны и нечестивы, – а без веры в Бога и все дела их оказывались пред очами Божиими гнусными и мерзкими ( Рим.1:24, 32 ); омерзишася в начинаниих, так что не стало между ними человека добродетельного, который совершал бы только доброе и полезное дело: несть творяй благостыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Знаю искренность любви твоей, понимаю твое усердие. Если бы я писал к человеку, который не знает моей жизни, то я должен бы был много говорить для уверения его, что я человек миролюбивый, нерасположенный к ссорам и спорам, но такой, который желает всех любить и заслужить любовь всех. Но как пишу к такому, кто меня знает, то в немногих словах скажу, что если бы мне надобно было утолить печаль брата о потере имения или денег, это я сделал бы с большим удовольствием, для того, чтобы не подумал он, что я ценю что нибудь выше любви. Но так как дело идет о вере и смущены все церкви, какия только существуют в римской империи (потому что из какого бы города, из какой бы веси ни приходил кто либо, каждый спрашивает: что это за говор всеобщий? что за новое учение распространяется по церквам?): то что остается делать нам, которым Бог вверил учение о таинствах веры? нам, от которых в день всеобщаго суда потребуется ответ за вверенных нашему водительству? Они скажут, что соблюли веру так, как научены были нами. Поэтому, если мы передали им правое учение, получим награду, приимем похвалу; а если – иное и превратное, то какого пламени достаточно будет для нашего наказания? Мы услышим тогда эти слова, сказанныя в Писании: «землю Мою погубил еси, и люди Моя избил еси» ( Ис. 14, 20 ). Там мирянин даст отчет только за свою жизнь; мы же, на которых возложено служение свяшенства, должны будем дать отчет не за себя только самих, но и за всех верующих во Христа. Я не считаю важными для себя огорчения, обиды, злословие, как ни много хотят мне сделать их некоторые неразсудительные люди; все это должно предаться забвению, Бог будет судить их за их пустословие; нужно только, чтобы пребыла здравою вера. Дружество и любовь во мне постоянныя чувства; и я никому не уступлю в любви к боголюбивейшему епископу Несторию: о Христе желаю – как пред Богом говорю это – чтобы он удержал за собою доброе мнение, загладил порицание, какое на себя навлек прежними действиями, и доказал, что распространенныя некоторыми в вере новыя мнения приписываются ему по клевете, и что в тех слухах нет нисколько истины. Если Христос велел любить нам и ненавидящих, то не больше ли это следует выполнить в отношении тех, которые нам братия и сосвященники? Если некоторые хотят повредить веру, мы не будем предателями своих душ; и хотя бы потребовалось подвергнуться самой смерти, нерешительность неуместна. Если мы убоимся сказать истину в защиту славы Божией, дабы чрез то не подвергнуться неприятностям: то с каким лицем мы пред народом будем славить подвиги святых мучеников? как станем хвалить их за то, что они исполнили слово Писания: «даже до смерти подвизайся о истине» ( Сир. 4, 32 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010