5) Послушаем, христианине, пророков, апостолов, учителей церковных, особенно же Самого Христа Бога, через них нас поучающе­го и увещевающего; сотворим истинное пока­яние и, «уклонившись от зла, будем творить до­бро» (Пс 33:15); начав же творить добро, до кон­ца в том пребудем, дабы в том застала нас кон­чина, и так спасемся благодатью Христовой. Ибо начавший, но не до конца претерпевший, не спасется. «Претерпевший же до конца спа­сется», по учению Христову (Мф 24:13).    6) Начавшим творить добро и творящим апостол говорит: «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал 6:9). Время нынешнее — это время сеяния, а будет время жатвы, то есть время воскресения из мертвых. Тогда всякий, что ныне сеет, то и пожнет. Как земледелец какое семя сеет, та­кой и плод от него возросший пожинает; сеет ли рожь, или пшеницу, или овес, или иное что, такой и плод пожинает, — так и христиа­нин, какие семена ныне сеет, то есть добрые дела или злые, такой и плод во время воскре­сения пожнет, как апостол говорит: «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал 6:8); и в другом месте: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иису­се, Господе нашем» (Рим 6:23; Мф 25). Укло­нимся же, возлюбленные, от плотских страс­тей, которые воюют на душу нашу, и сотво­рим «дела достойные покаяния», дела добрые, да­бы пожинать плод в воскресение праведных. Тогда нам «воздастся» щедро от руки Господни (Лк 14:14).    7) Еще говорит апостол: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче сво­им по вере» (Гал 6:10). Что это значит: «доколе есть время?»    Ответ. Нынешнее или настоящее время, пока в мире этом живем, удобно для делания добра, а не будущее, по смерти, ибо тогда бу­дет время воздаяния. Кто что сделал здесь, живя в мире, добро или зло, с тем и явится на суде Христовом. Тогда «каждый получит соот­ветственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое», как учит апостол (2 Кор 5:10). По смерти же делание добра престанет, но будет тогда воздаяние по делам всякому. Потому настоящее время уподобляется сея­нию, а будущее — жатве (как в 6-м пункте упомянуто). Как земледельцы в приличное время сеют семена и потом в следующее при­личное время собирают плоды, так и христи­анам в нынешнее, приличное к тому время, подобает сеять семена, то есть добрые дела, дабы в будущем веке пожинать плоды добрых дел — семян.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

На все это мы закрываем глаза, а видим одних жен. И кто не доказывает своим примером справедливости слов апостола: Чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом? Скоро рукоположенный священник не знает смирения и кротости людей простых, не знает христианских слов любви, не умеет презирать самого себя, стремится от одной почести к другой: он не постился, не плакал, не укорял своего поведения, не исправил его постоянным самоуглублением, не раздал имения бедным. От кафедры ведут его к кафедре, то есть от гордости к гордости. А суд и падение диавола, без сомнения, есть не что иное, как гордость. Впадают в нее те, которые в один час, еще не быв учениками, уже делаются учителями. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних. Каково начало, таково и заключение. Непорочного единогласно одобряют не только свои, но и чужие. Чужие и внешние Церкви— это иудеи, еретики, язычники. Итак, первосвященник Христов должен быть таков, чтобы его жизнь не порицали даже враги веры. А теперь видим многих, которые или как кормчие за деньги покупают благосклонность народа, или так ненавистны всем, что и деньги не достигают того, что актеры приобретают жестами. Вот что, сын Океан, должны с заботливым страхом соблюдать и охранять учители Церкви, таковы правила должны исполнять при избрании священников и закон Христов не толковать по личной ненависти, по частным неудовольствиям и зависти, всегда мучительной для виновного в ней. Посмотри, какое свидетельство дает тот, кого они обличают, супруг, которого ревнители ни в чем не могут упрекнуть, кроме брачных уз, и то до крещения: Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей (Иак. 2, 11). Если не прелюбодействуем, но убиваем, то являемся преступниками закона. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем (Иак. 2, 10). Итак, когда против нас будут выставлять жену прежде крещения, то мы будем требовать от них всего того, что заповедано после крещения. Что не дозволено, они обходят и упрекают за то, что дозволено.   Купить эту книгу можно Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/2750.html

О, бесчинство! О, немонашеское зрелище! О, презрение божественных заповедей! Затем обвинение падает на игумена. «Такого учителя таковы и ученики», говорят. Не сделали ли вы меня ненавистным для городских жителей? Не обращается ли доброе имя, которым славилось преподобное братство наше, в противное? Вы ссоритесь и враждуете, едите и пьете не благоговейно, [Col. 1405] не мирно, а неблагопристойно, не по-монашески. Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, говорит апостол, все делайте в славу Божию ( 1Кор.10:31 ); а вы не так: вы срамите святое звание, соблазняете благочестивых, а еще более неблагочестивых. О, если бы о каждом из вас (681) говорили: «Какое благоговейное лицо у такого-то; какая молчаливость у такого-то; какая скромность у того, пристойность у другого, важность в пении у одного, учтивость у другого!» Это и имеющих такие свойства украшает, и взирающим на них приносит пользу, и Бога радует, и мне, грешному, доставляет честь. А теперь, по грехам моим, противоположное. Впрочем, не всех укоряю, ибо по благодати Божией много есть таких, каких ищет это слово, но тех, которые предаются нерадению. Поэтому увещеваю вас или, лучше, повелеваю: измените дурные нравы и обычаи, образ жизни и речи, поведение и слова. Какая польза показывать приглашающим зло вместо добра, оскорблять Бога, срамить и меня, несчастного? Господь услышит меня, когда воззову к Нему я, недостойный. Потом и отступлюсь от непокорного. Может быть, я говорю неблагоразумно и увлекаюсь необдуманно, не отличая праведного от неправедного. Неужели вы не боитесь Бога? Разве мы не дадим отчета за слово праздное ( Мф.12:36 )? Бог наш огнь потребляяй есть, братия ( Втор.4:24 ). Его будем бояться, Ему будем отныне служить праведно, чтобы, воздерживаясь от всякого зла и даже слова праздного и упражняясь в добродетелях, мы могли сделаться наследниками вечной жизни, избежав угрожающих упорным грешникам наказаний во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 474. К монахам фотинудийским (II, 126) 1289

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Потому лукаво это возражение: «Любовь даёт жизнь тем, о которых знает, что они добровольно изберут зло и подвергнутся нескончаемым мучениям?.. совершенно ясно, что Любовь не может совершить подобного, что здесь что-то не то... Можно ли утверждать, что Господь, зная, что и эти, и бывшие, и последующие миллиарды людей погибнут, дал им земную жизнь только для того, чтобы затем подвергнуть их вечным мучениям?» 168 Бог даёт жизнь не для того, чтобы подвергать вечным мучениям, а для того, чтобы свободные существа могли сделали свободный выбор в пользу Бога, истины, святости и спастись. Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь ( Втор.30:19 ). Но люди могут выбрать и, увы, выбирают иное – «смерть вторую», погибель. О том, что большая часть человечества выбрала путь погибели, прямо сказал Спаситель: широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими... тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их ( Мф.7:13–14 ). Прп. Иоанн Дамаскин объясняет, что «как благой, Бог создал нас не затем, чтобы наказывать, а чтобы мы были причастниками Его благости: но как правосудный, Он хочет, чтобы грешники были наказаны» 169 . «Бог, по благости Своей, приводит из небытия в бытие всё существующее и о том, что будет, имеет предведение. Итак, если бы те, которые согрешат, не имели в будущем получить бытие, то они не имели бы сделаться и злыми, (а потому) не было бы о них предведения. Ибо ведение относится к тому, что есть; а предведение – к тому, что непременно будет. Но сперва – бытие (вообще), а потом уже – бытие доброе или злое. Если же для имеющих получить в будущем бытие, послужило бы препятствием к получению бытия то (обстоятельство), что они, по собственному произволению, имеют сделаться злыми, то зло победило бы благость Божию. Поэтому Бог всё, что Он творит, творит добрым; каждый же по собственному произволению бывает или добрым, или злым. Отсюда, если Господь и сказал: лучше было бы человеку тому не родиться ( Мк.14:21 ), то Он говорил это, порицая не Своё собственное творение, а то зло, какое, возникло у Его твари вследствие её собственного произволения и нерадивости. которая сделала для неё бесполезным благодеяние Творца» 170 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Таковых Ап. убеждает, успокоившись внутренне, отдаться труду, чтобы «есть свой хлеб " . Здесь Ап., вероятно, употребляет изречение, заимствованное у раввинов. 2Сол.3:13 .  Вы же, братия, не унывайте, делая добро. С этого стиха идут наставления Ап. той части церкви, которая была чужда беспорядков, осуждаемых в 2Сол.3:6–12 , но которая могла подпасть под дурное влияние «бесчинных». " Не стужайте, доброе творяще» – по-русски – «не унывайте делая добро» – μη εγκακσητε (Textus Reseptus εκκακσητε) καλοποιοντες. γκακω – от κακς – в смысле трусливый, малодушный. Καλοποιεω – значит поступаю благородно, скорее, чем «делаю добро другим». Отсюда мысль стиха: не унывайте, не малодушествуйте в предпринятом вами благородном течении жизни. 2Сол.3:14 .  Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его; Νουθετεν – вразумлять, напоминать кому-нибудь об его долге, хотя с оттенком легкого порицания, но вместе с тем и увещания. 2Сол.3:15 .  но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата. 2Сол.3:16 .  Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами! «Господь мира» – Г. И. Христос, если опираться на тот факт, что слово Κριος у Ап. П. всегда относится к Г. И. Христу. Но сравни 1Фес 5:23 . – «Со всеми вами» – не исключая и тех, кого Ап. только что обличал «в бесчинстве». 2Сол.3:17 .  Приветствие моею рукою Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так: Здесь Ап. П. делает собственноручную прибавку к посланию, вероятно, с целью устранить всякое сомнение в послании, в виду высказанного им опасения и предположения в 2Сол.2:2 . – «Во всяком послании». По поводу этих слов английский ученый Еп. Ляйтфут спрашивает: «нельзя дать какое-нибудь иное объяснение этому выражению, кроме того, что, вероятно, Ап. написал много посланий, которые не дошли до нас? На этот вопрос нужно ответить отрицательно. Послания к ф. были написаны в 52–53 г… Миссионерская деятельность Апостола, должно быть, началась не позднее 45 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Эта метафора трижды употреблена евангелистом Матфеем, и всякий раз по отношению к «книжникам, фарисеям и лицемерам». Так называют их Иоанн Предтеча: «Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?» ( Мф.3:7 ) и Иисус: «Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну!» ( Мф.23:33 ). Знаменательно, что сравнение с ехидной возникает при осуждении празднословящих («праздное» слово надо понимать здесь как клевету, хулу на ближнего, злословие). Как дерево познается по плодам, так и человек — по его речам: «Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? …за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» ( Мф.12:34–36, 37 ). Ж Живая вода ЖИВАЯ ВОДА. ИСТОЧНИК ЖИВОЙ ВОДЫ То, что дает физическое или духовное очищение, обновление, возрождает силы. Миф о живой воде, исцеляющей, воскрешающей из мертвых или дарующей бессмертие, широко распространен в верованиях и фольклоре многих народов. Библейские книги вкладывают иное содержание в понятие «живая вода». С одной стороны, она предстает как объект реального мира, и тогда «живой» называют воду проточную, остающуюся свежей, не подверженную гниению. С другой стороны, именно в силу этих качеств и как вещество, без которого невозможно существование человека, она приобретает расширительный метафорический смысл и становится символом высших духовных ценностей. Исаак, расположившись в долине Герарской, восстанавливает колодцы, которые были выкопаны в свое время его отцом, Авраамом, и засыпаны филистимлянами: «И копали рабы Исааковы в долине… и нашли там колодезь воды живой» ( Быт.26:19 ). Живая вода непременно участвует в обрядах очищения. В книге Левит описан обряд очищения дома от проказы (видимо, от плесени), где священник должен «очистить дом кровью птицы и живою водою» (см. Лев.15:49–52 ). В книге Чисел описан обряд очищения человека, прикоснувшегося к мертвому телу, с помощью пепла жертвенной рыжей телицы и живой воды (см. Чис.19:11–22 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Но почему старец говорит, что телесные труды приводят к смирению? Какое отношение имеют телесные труды к расположению души? Я объясню вам это. Так как душа, по преступлении заповеди, предалась, как говорит святой Григорий, прелести сластолюбия и самозакония, и возлюбила телесное, и некоторым образом стала как бы нечто единое с телом, и вся сделалась плотью, как сказано: не имать дух мой пребывати в человецех сих… зане суть плоть (Быт. 6: 3) – и бедная душа как бы состраждет телу и сочувствует во всем, что делается с телом. Посему-то и сказал старец, что и телесный труд приводит душу в смирение. Ибо иное расположение души у человека здорового – и иное у больного, иное у алчущего – и иное у насытившегося. Также опять иное расположение души у человека, едущего на коне, иное у сидящего на престоле, и иное у сидящего на земле; иное у носящего красивую одежду – и иное у носящего худую. Итак, труд смиряет тело. А когда тело смиряется, то вместе с ним смиряется и душа. Следовательно, хорошо сказал [старец], что телесный труд приводит к смирению. Посему, когда Евагрий подвергся брани от хульных помыслов, то он, как муж разумный, зная, что хула происходит от гордости и что когда смиряется тело, то вместе с ним смиряется и душа, провел сорок дней на открытом воздухе – так что тело его, как говорит его жизнеописатель, стало производить червей, подобно тому как случается у диких животных. И такой труд он подъял не ради хулы, но ради смирения. Итак, хорошо сказал старец, что и телесные труды приводят к смирению. Благий Бог да подаст нам смирение, ибо оно избавляет человека от многих зол и покрывает его от великих искушений. Богу слава и держава во веки. Аминь. Поучение третье О совести Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое. Сие называется совестью, а она есть естественный закон. Это те кладези, которые, как толкуют святые отцы, искапывал Исаак, а филистимляне засыпали (см. Быт. 26). Последуя сему закону, то есть совести, патриархи и все святые прежде написанного закона угодили Богу. Но когда люди, чрез грехопадение, зарыли и попрали ее, тогда сделался нужен закон написанный, стали нужны святые пророки, нужно сделалось самое пришествие Владыки нашего Иисуса Христа – чтобы открыть и воздвигнуть ее [совесть], чтобы засыпанную оную искру снова возжечь хранением святых Его заповедей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   Но почему старец говорит, что телесные труды приводят к смирению? Какое отношение имеют телесные труды к расположению души? Я объясню вам это. Так как душа, по преступлении заповеди, предалась, как говорит святой Григорий, прелести сластолюбия и самозакония и возлюбила телесное, и некоторым образом стала как бы нечто единое с телом, и вся сделалась плотию, как сказано: «не имать дух мой пребывати в человецех сих... зане суть плоть» (Быт.6:3), и бедная душа как бы состраждет телу и сочувствует во всём, что делается с телом. Посему-то и сказал старец, что и телесный труд приводит душу в смирение. Ибо иное расположение души у человека здорового, и иное у больного, иное у алчущего, и иное у насытившегося. Также опять иное расположение души у человека, едущего на коне, иное у сидящего на престоле, и иное у сидящего на земле, иное у носящего красивую одежду, и иное у носящего худую. Итак, труд смиряет тело, а когда тело смиряется, то вместе с ним смиряется и душа. Следовательно, хорошо сказал старец, что телесный труд приводит к смирению. Посему, когда Евагрий подвергся брани от хульных помыслов, то он, как муж разумный, зная, что хула происходит от гордости, и что когда смиряется тело, то вместе с ним смиряется и душа, провёл сорок дней на открытом воздухе, так что тело его, как говорит его жизнеописатель, стало производить червей, подобно тому как случается у диких животных; и такой труд он подъял не ради хулы, но ради смирения. Итак, хорошо сказал старец, что и телесные труды приводят к смирению. Благий Бог да подаст нам смирение, ибо оно избавляет человека от многих зол и покрывает его от великих искушений. Богу слава и держава во веки. Аминь. Поучение третье. О совести    Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, «что» доброе, и «что» злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон. Это те кладези, которые, как толкуют святые Отцы, искапывал Исаак, а Филистимляне засыпали (Быт.26). Последуя сему закону, то есть совести, патриархи и все святые прежде написанного закона угодили Богу. Но когда люди, чрез грехопадение, зарыли и попрали её, тогда сделался нужен закон написанный, стали нужны святые пророки, нужно сделалось самое пришествие Владыки нашего Иисуса Христа, чтобы открыть и воздвигнуть её (совесть), чтобы засыпанную оную искру снова возжечь хранением святых Его заповедей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2824...

   Но и больше того — каждым своим неподобным «делом, словом и помышлением» я сотрясаю основы мироздания: я ведь сотворен по образу и подобию Божию для того, чтобы наследовать жизнь вечную в Царствии Божием, но сам замутняю в себе эти образ и подобие и сам отдаю себя в руки врага, единственная цель которого — навсегда разлучить творение и Творца, собрав для себя в области своего владения — в огне геенском — как можно больше людей, оторванных от Создателя своего.    В этом малом тропаре — весь опыт пустынножительства, который только и позволяет правильно осознать путь греховный.    Путь же этот весьма извилист: «По определению рассудительных отцев, иное есть прилог, иное — сочетание, иное — сосложение, иное — пленение, иное — борьба и иное — так называемая страсть в душе. Блаженные сии определяют, что прилог есть простое слово, или образ какого-нибудь предмета, вновь являющийся уму и вносимый в сердце; а сочетание есть собеседование с явившимся образом, по страсти или бесстрастно; сосложение же есть согласие души с представившимся помыслом, соединенное с услаждением; пленение есть насильственное и невольное увлечение сердца, или продолжительное мысленное совокупление с предметом, разоряющее наше доброе устроение; борьбою называют равенство сил борющегося и боримого в брани, где последний произвольно или побеждает, или бывает побеждаем; страстию называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится».    Так что не будем обвинять в нашей греховности ни тела наши, ни садовную красоту, ни даже и врага рода человеческого. Ведь «бедствия произошли не собственно от древа, но от беспечного произволения и презрения, какое (Адам) показал в отношении к заповеди».     Согреших, Господи, согреших паче всех человек!..     Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Делаша на хребте моем вси начальницы страстей, продолжающе на мя беззаконие их.     «На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои», — так воспевал богоотец пророк Давид, или, по-славянски: «На хребте моем делаша грешницы, продолжиша беззаконие свое» (Пс.128:3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

– Пение стоит похвалы не то, которое совершается всеми; но пение согласное и стройное, такое, которое умиляет душу и производит в ней благочестивые движения усердной молитвы ( 1Кор.14:17–26 ) 117 . Согласно ли и стройно ли пение у молокан? Ни сколько. Их пение скорее похоже на нестройный крик многих, а отнюдь не на доброе церковное пение. Да и возможно ли петь стройно и хорошо, если дать волю каждому петь по своему произволу? Ведь между голосами есть многие нестройные, которыми не иначе можно петь, как только здорно и несогласно. Иное дело в Правосл. Церкви. Здесь чин поющих состоит из людей избранных и способных к пению. Эти люди, предварительно пения пред всею церковию, обучаются пению в домах своих, дабы ударения слов, остановки, понижения и повышения голоса всем поющим делать равномерно и согласно, и от сего, а равно и от стройности голосов, происходит доброе умиляющее и назидающее душу пение. Отыскивая начало такового церковного пения, какое употребляется в нашей Православной Церкви на два клироса, чрез избранных лиц, находим, что оно не дело вымысла человеческого, но учреждение Божие. Оно установлено первоначально Св. Игнатием Богоносце м в Антиохийской церкви, в которой он был Епископом, по следующему случаю. Св. Игнатий, быв однажды в небесном восхищении, видел на небе Ангельские лики, которые славословили Святую Троицу попеременно, одна сторона в след за другой. Это видение Св. Игнатий принял за наставление, и учредил, по примеру оного, попеременное пение на двух клиросах в своей Антиохийской церкви, которое потом перешло и во все христианские церкви. См. Четьи МИн.20 Дек. Весьма сомнительно, чтобы в собраниях молокан нашлись люди, которые бы могли читать толковито и внятно; потому что составляющие общество молоканское суть люди малограмотные, не знающие ни знаков препинания, ни мест повышения и понижения голоса; а от таких чтецов можно ли ожидать, чтобы чтение их было ясно и толковито? В храмах же Божиих таковое доброе, ясное и толковитое чтение бывает весьма часто; потому что Священно-служители и клирики во Св.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pisma-du...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010