Ангелы сприемники, сликовники тебе/и общники неизглаголанных песней/посреде пламене, мучениче, имел еси,/с нимиже всех Владыце взывал еси:/благословен Бог отец наших. Яко шипок неувядаем,/яко от чертога жених, исходя, краснейший, истинно от пещи,/попалив безумныя и зрящия просветив, зовущия/благословен Бог отец наших. Богородичен: Се ныне исполнися богоглаголиваго проречение,/во утробе бо, Дево, Бога Слова имела еси/и родила еси Жизнодавца,/Емуже вси зовем: благословен Бог отец наших. Ин Ирмос: В начале землю основавый/и Небеса словом утвердивый,/благословен еси во веки,//Господи, Боже отец наших. Иже на земли светильника показавый/благочестиваго и мудраго иерарха,/благословен еси во веки, Господи, Боже отец наших. Истиннаго Иоанна великаго пастве Твоей пастыря показавый,/благословен еси во веки, Господи, Боже отец наших. Плотская привостания, отче, низложив, Христу вопиял еси:/благословен еси во веки, Господи, Боже отец наших. Богородичен: Нас ради родивыйся из Девы/и от врага избавивый мир,/благословен еси во веки, Господи, Боже отец наших. Песнь 8 Ирмос: Седмерицею пещь халдейский мучитель/богочестивым неистовно разжже,/силою же лучшею спасены сия видев,/Творцу и Избавителю вопияше:/отроцы, благословите,/священницы, воспойте,//людие, превозносите во вся веки. Яко Даниил, зияния зверей заустил еси/Божественным Владыки призванием, славне,/змия умертвил еси, злочестивыя посрамил еси/и, яко победитель, на Небесех, поя, живеши в веселии:/священницы, благословите, людие, превозносите во вся веки. Побиваху камением тя, блаженне,/камению служащии и окамененнии душею пребеззаконнии,/око воздвизающа священныя твоея, мучениче, души/к неразседному и неуклонному Каменю/и поюща усердно:/священницы, благословите, людие, превозносите во вся веки. Подвигоположник, свыше тебе простирая венец,/якоже победителю и добрый прошедшу подвиг, пребогате,/возглашает тебе еже к Нему спешити честное и сладчайшее шествие,/усердно поющу:/священницы, благословите, людие, превозносите во вся веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Горе Афонской. М., 1864. С. 63). Позднее свящ. Н. Романский связывал появление икон «Н. Ц.» с чудом от цветка Богоматери, называемого неувядаемым ( Романский. 1905. С. 31). В Россию иконы «Н. Ц.» были привезены с Балкан, иконы известны с кон. XVII в. Нек-рые из них прославились как чудотворные (см.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. 1993. С. 132; Бухарев И. Иконы. С. 30; Поселянин Е. Богоматерь. С. 227-228). Образ Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Средник гравюры «Богоматерь Неувядаемый цвет с акафистом». 1847 г. (РГБ) Образ Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Средник гравюры «Богоматерь Неувядаемый цвет с акафистом». 1847 г. (РГБ) Чудотворной почиталась несохранившаяся икона «Н. Ц.» из московского Алексеевского девичьего мон-ря (празд. 3 апр.). Она впервые упоминается в 1757 г., но, очевидно, находилась в мон-ре и раньше ( Романский. 1905. С. 27-31). Икона имела сложную иконографию: на переднем плане изображен престол с кувшином и цветочной ветвью; слева от Богоматери стоящий (на престоле) в рост босой Богомладенец, правой рукой Он опирается на Ее левое плечо, в левой руке держит скипетр; не покрытая мафорием, с венцом голова Богоматери склонена к Сыну, в Ее правой руке - ветвь, обвитая лентой с надписью: «Цвете Неувядаемый! Радуйся, едина прозябшая яблоко благовонно! Радуйся, благоухание сладчайшего Царя!» Справа от Богоматери - корзина с цветами. Внизу вирши: «Кто речет, яко плодов небо не имеет./Се от небесной ветви яблоко Христос здесь есть./Ко сей ветви, людие, скоро притецыте,/Яблоко небесно по жизненно приимите» (сходные вирши есть на гравюре Богоматери с Младенцем 2-й пол. XVII в. работы В. Андреева; см.: Ровинский. Народные картинки. С. 447.) Иконе пелся Богородичный тропарь «Неувядаемый Цвет чистоты», имелась специальная молитва. Все 3 иконы близки по времени создания, они бытовали в храмах одного города, но, несмотря на то что представляют разные изводы, относятся к одному типу изображения, в к-ром иконографическая программа образа «Н. Ц.» выражена наиболее отчетливо.

http://pravenc.ru/text/2565162.html

Белый – равноправный (в отличие от новоевропейской живописи) цвет. Он часто противостоит красному, как символ божественного света. Одежды Христа на Фаворе «сделались белыми, как свет» ( Мф. 17: 2 ) – такими они и изображались иконописцами. С античности белый цвет имел значение «чистоты» и святости, отрешенности от мирского (цветного), устремленности к духовной простоте и возвышенности. Эту символику он сохранил и в византийском эстетическом сознании. На иконах и росписях многие святые и праведники изображены в белом; как правило, белыми пеленами овито тело новорожденного Христа в композиции «Рождества Христова», душа Марии – в «Успении» и др. Как символ чистоты и отрешенности от всего земного воспринимался белый цвет льняных тканей, овивающих тело Христа в «Положении во гроб», и как знак божественного родства – белый цвет коня (осла) у яслей с младенцем в «Рождестве Христовом». Черный цвет в противоположность белому воспринимался как знак конца, смерти. В иконописи только глубины пещеры – символа могилы, ада – закрашивались черной краской. В монашеской эстетике аскетизма он понимался как цвет покаяния – отсюда черные облачения монахов. Оппозиция «белое – черное» с достаточно устойчивым для многих культур значением «жизнь-смерть» вошла в иконопись в виде четкой иконографической формулы: белая спеленутая фигура на фоне черной пещеры (младенец Христос в «Рождестве», воскрешенный Лазарь в «Воскрешении Лазаря»). В мозаиках католикона монастыря Хосиос Лукас в Фокиде в сценах «Даниил во рву со львами» и «Три отрока в печи огненной» черный цвет рва и печи участвует в более сложном оппозиционном отношении: смерть (черное) – земная жизнь (цветные одежды отроков и Даниила) – вечная жизнь (золотой фон, окружающий черноту печи и рва). Упомянув об этих изображениях, нельзя не отметить одного важного момента предельной условности византийского изобразительного языка. Печь и ров изображены здесь в виде почти правильных (циркульных) полукругов, которые на некотором расстоянии от них, уже в пространстве золотого фона, обрамлены еще красными линиями полуокружностей, полностью замыкающих в себе изображения своеобразными нимбами, усиливающими символическую значимость изображенных событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» В традиции Православной Церкви сложилось, что каждому празднику соответствует определенный цвет священнических облачений. В воскресные дни и дни памяти апостолов, пророков, святителей священники служат в ризах золотого (желтого) цвета, в Господские праздники надевают белые облачения, в Богородичные – голубые. Каждый цвет имеет свое символическое значение. Красный цвет выражает преимущественно представления о Боге Отце, золотой – Боге Сыне, голубой – о Боге Духе Святом. Праздник праздников – Пасха Христова начинается в белых ризах в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя, но пасхальная литургия служится в красных облачениях в знак пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в искупительном подвиге Сына Божия. Зеленый цвет на День Святой Троицы также неслучаен. Этот цвет образуется из сочетания голубого и желтого. Но существуют богослужения, когда цвет риз, на взгляд современного человека, не соответствует моменту. В дни родительских суббот, во время поминовения усопших священники служат в белых облачениях. Казалось, такому моменту приличествуют темные цвета, и даже черный. Все-таки воспоминание об утрате близких и родных людей вызывает скорбные чувства, тут не до радости. Подобное настроение в корне противоречит христианскому учению, которое утверждает, что земная кончина – это условие перехода человека в жизнь вечную, поэтому христиане первых веков так радостно встречали смерть, даже если она была сопряжена с мучениями. Известно, что праведная Нонна, мать святителя Григория Богослова , провожала одр своего другого сына в белом праздничном платье, как знавшая, что смерть для христианина есть не проклятие, а венец. Традицию белых риз при отпевании и поминовении усопших Русская Церковь унаследовала от Греческой Церкви. Вообще белый цвет – не просто один из многих других цветов. В церковной символике он есть символ Божественного нетварного света, переливающегося всеми цветами радуги, как бы содержащего в себе все эти цвета. Как сказано в «Настольной книге настоятеля» (1983 г.), белый цвет ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв, в которых испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света.

http://azbyka.ru/prilichestvuet-li-traur...

Приходилось за границей встречать некоторых великих князей и княгинь, но никогда никто из них не говорил ничего подобного о жизни царя. Наша Церковь в России не принимает такой версии, это мне известно доподлинно и документально. Так, помимо всего прочего, должны думать и мы, верующие дети Церкви. И я поминаю их всегда на проскомидиях как усопших... Да и тот, предполагаемый " великий " уже скончался несколько лет назад схимником с именем Кассиан. " БЕЛОЕ ДВИЖЕНИЕ " Красные... Красный цвет всегда служил символом подъема, возбуждения. Бывает радостный подъем: любовь, яркая жизнь, красная зорька, солнце красное, Пасха красная, яичко красное, рай прекрасный, красивый человек, красный кумач, красный сарафан. Или бывает подъем от возбуждения, воспаленности, раздражения, гнева. Красное знамя - символ борьбы, революции, войны; красная кровь, красная рубаха палача, красное лицо в гневе, красный цвет при бое быков, краснуха - болезнь, красное пламя, " красный петух " , то есть пожар, " красное дело " - убийство. Во время этой войны у женщин в Америке появилась мода на красное - от шапочек до туфель. Спрашиваю одну: почему они носят этот цвет? " Знак любви и борьбы " , - ответила она по-украински. В России красные назывались, конечно, от революции. Но этого имени в 1905 году и даже в Февральской революции еще не было. Оно укрепилось после большевистского переворота. Но почему назывались белыми противники их? Иного цвета не оставалось для них, как этот. Черный? Но это знак смерти и отчаяния. К тому же в истории первой революции " черная сотня " означала крайне правое направление, неприемлемое огромнейшему большинству граждан. Желтый цвет - знак солнечности, золотого хлеба, например, на Украине - жовто-блакитный (желто-голубой) прапор, знак солнца и полей и голубого неба. Слишком мирный или торжествующий, счастливый цвет. Иногда желтое означает сумасшествие и дурные притоны: " желтый дом " , " желтый билет " . Зеленый цвет означает спокойную жизнь среди лугов, зеленых лесов, цвет надежды, а иногда и тоски - " тоска зеленая " . Были во время революции и зеленые отряды: они не были ни с большевиками, ни с белыми, скрывались в зеленых лесах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=883...

– Это воспоминая, Церковь Православная исповедует об Иоанне в торжественной песни на день его праздника: «Глас Слова, светильник Света, денница Солнца, Предтеча в пустыне восклицает всем людям: «покайтеся и предочиститесь! ибо вот предстоит Христос, избавляющий мир от тления» (св. Козьма Маюмский). 6–8. Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ – трава. Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно. (Глас вопиющаго, возопий; и рекох: что возопию? всяка плоть сено, и всяка слава человека яко цвет травный. Исше трава, и цвет отпаде, глагол же Бога нашего пребывает во веки). Господь, обращаясь к своему вестнику, повелевает ему – «возвещай!» Вестник воли Божией, всецело преданный Богу, не свое что-либо возглашает, а желает знать и возгласить только откровение Божие и по откровению восклицает: «всякая плоть трава!», – всякий человек – как царь, так и его подданный, – и всякое царство – Иудейское или Вавилонское, все слабо и кратковременно. Слава человеческая как цвет на траве: и слава мудрых общественных деяний и государственных сооружений, и слава геройских побед и великих завоеваний – тщетны и мимолетны: умирают знаменитые деятели-герои и немедленно тускнет блеск славы их доблестных подвигов, подобно тому, как отпадает и пропадает цвет, когда засыхает его стебель. «Глагол же Божий пребывает во веки»: словом Божиим создан и сам мир, в его начале, словом Божиим он содержится в продолжении своего бытия ( Пс.32:6–11; 118:89–91 ; Иоан.1:1–3 ). А потому если и мир исчезнет, то Слово Божие пребудет. Поэтому пребудет и тот глагол Божий, которым определено сделать спасение для всякой плоти – во славу Божию (ст.5). Погибнут все царства земли; а на их развалинах возникнет царство Божие и царство то не разрушится ( Дан.2:44 ). 9–10. Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш! Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу. 1Кор.11:1 . I. Празднование святым есть истинная и величайшая польза наша; и чтоб нам не подражать им, ничем себя извинить не можем. Ежели бы к подражанию нашему представляемы были Ангелы: может быть нам оставалось бы место ко извинению. Могли бы мы сказать, что они духи бесплотные, от соблазнов мирских удаленные, всегда зрящие в чистейшее зерцало совершенств Божиих, и тем непрестанно просвещаемые: и по тому, чтоб им совершенно уподобились мы, не позволяют немощь плоти и соблазны мирские. Но если бы святым, тоже плоти и немощи бывшим причастным, последовать мы отрицались; должны покрыться стыдом, и сами на себя произнести осуждения опредление. Том IV. стр. 27. Так представим же мы себе пресветлый блаженный собор, и вдруг откроется нам земный рай, разными добродетели цветами преиспещренный. Мы тут увидим златый цвет премудрости, цвет воздержания, цвет кротости, цвет терпения, цвет милосердия, цвет великодушия и краснейший всех цвет любви. Ты почтишь во Аврааме страннолюбте, удивишеся в Иосифе целомудрию, похвалишь в Иове терпение, прославишь в Давиде благочестие, облобызаешь в Петр к Богу усердие, возвеличишь Павлову ревность, усладишься в Златоусте словом духовной премудрости, почудишся в женском Феклы состав мужеству, поревнуешь в Магдалине воспламененному к Богу сердцу, увенчаешь в царствующей Пулхерии мудрое о благополучии подданных попечение. Нет поистинне ни одного доброго дела, которого бы пример Бог не оставил нам в других великих мужах. Том I. стр. 319, 320. II. И так когда ты, Христианин! входишь во храм Господен, в соборе православных, и совершаеши торжество угодивших Богу; уверь себя, что входишь ты в вертоград, различными добродетелей цветами и плодами обогащенный. Радуйся, гуляя в сем месте, благоуханием Духа Святого растворенном; увеселяй очеса свои зрением сих райских цветов; насыщай душу сими божественными плодами. Toм.IV. стр. 28. И хотя подлинно самый разум есть нам наилучшим предводителем ко всякой добродетели: но примере, не знаю как, сильнее нас к тому же побуждает. Разум представляет добродетель, что она достойна подражания; но примере приводить нас в стыд, что мы не следуем ей, которой следовали, и прославились ею другие такие же, как мы, люди. Когда нет столько просвещения, чтобы совершенно понять добродетели превосходство; так вот окружен ты, примерами тех, кои, бывши подобострастны тебе, возлюбили добродетеле, и от нее сие получили награждение, что и они вечно радуются, и имя их не умирает.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Святая Царская Семья – символ семейной чистоты и целомудрия» Многотысячный Киевский монархический Крестный ход памяти Царственных Мучеников выступил против церковных расколов и антисемейных технологий 18.07.2012 864 Время на чтение 8 минут 17 июля в Киеве прошли массовые акции в честь Дней Памяти Царственных Мучеников, в которых приняли участие тысячи людей. Причем участникам не только не платили за это какие-то политические олигархи, как это бывает со всеми без исключения массовыми акциями в Киеве, а, наоборот, они сами тратили свои деньги, сами «сбрасывались» деньгами на символику, проезд, еду. Около 5 млн. человек на Украине , согласно социологическим опросам, сугубо почитают память Святого Царя и Его Семьи. Грантоедские СМИ (а их на Украине подавляющее большинство) пытаются игнорировать эти массовые настроения общества. Они готовы показывать по всем телеканалам акции сотни бандеровских шовинистов, насильно пытающихся навязать всем русскоязычным гражданам украинский язык, или рекламировать дегенеративные мероприятия несколько блудниц – сатанисток из т. н. организации «FEMEN». А вот Крестные хода многих тысяч православных монархистов они «в упор не видят». Однако есть твердые факты – на такие Крестные хода выходят тысячи людей, иногда – и десятки тысяч людей, а вообще православно-имперские настроения на Украине уже разделяют миллионы людей. И при этом уж точно идеи либеральной демократии навязываемой нам агрессивными режимами США и Евросоюза для нашего порабощения пользуются почти всеобщим презрением народа, и даже власти. «Народный Собор» Украины 17 июля провел в центре Киева акцию «Царская ленточка». Сначала на ней был проведен молебен Царственным Мученикам, потом последовала проповедь священника, затем и я сказал краткую речь о Святой Царской Семье, о подвиге Царственных Мучеников. Примерно тремстам собравшихся людей «соборовцами» были розданы трехцветные черно-желто-белые ленточки, олицетворяющие флаг Православной империи. Как известно Черно-желто-белый флаг как официальный (государственный) флаг Российской Империи был введён Указом государя Александра II от 11 июня 1858 года. Цвета флага означают следующее: Черный цвет - цвет Российского двуглавого орла - символ Великой православной державы, Катехона на Востоке, символ державности вообще, государственной стабильности и крепости. Золотой (желтый) цвет - некогда цвет знамени Православной Византийской Империи, воспринятого как государственное знамя России славным царем Иваном Третьим Васильевичем, - вообще символ духовности, устремление к нравственному совершенствованию и твердости духа. Для русских - символ преемственности и сохранения в чистоте христианской Истины - Православной веры. Белый цвет - цвет вечности и чистоты. Для русских - это также и цвет Святого Георгия Победоносца - символ великой, бескорыстной и радостной жертвенности за Отечество, за " други своя " .

http://ruskline.ru/news_rl/2012/07/18/vi...

Эта молитва благодарственная, по имени которой называется и вся наша служба — евхаристия. Это и значит — благодарение. И все молитвы здесь носят характер благодарения. Вот это начало благодарения в латинской традиции называется словом «префацио». После возгласа священника «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» хор продолжает: какую песнь ангелы поют, и вопиют, и взывают. «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея, осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне, осанна в вышних». Это всегда поют очень торжественно и длинно, и во время этого пения священник читает следующую часть анафоры: «С сими и мы блаженными Силами, Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем: Свят еси и Пресвят, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Свят еси и Пресвят и великолепна слава Твоя; Иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать Живот Вечный». Подумайте, какое возвышенное, какое удивительное богословие заложено в этих словах. Здесь исповедание нашего упования. С этими блаженными силами и мы вопием и глаголем: Свят еси и Пресвят, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Свят и Пресвят и великолепна слава Твоя. Иже мир Твой тако возлюбил еси, что и Сына Твоего Единородного дать изволил, и всякий верующий в Него не погибнет, но будет иметь живот вечный. «Иже, пришед и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, приемь хлеб во святыя Твоя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек:…». То есть, давая Своим ученикам и апостолам, сказал: «Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». Во время всей этой молитвы хор поет «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». Вы знаете, что у католиков есть название этой части молитвы — санктус, то есть «свят». По имени этой песни «Свят, Свят, Свят…» та часть анафоры, которую читает священник тайно, тоже называется «санктус».

http://azbyka.ru/lekcii-vorobjeva

Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: Эти последние слова священник произносит вслух всей церкви; хор же заканчивает их, восклицая по примеру ангелов: Свят, свят, свят Господь Саваоф : исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне: осанна в вышних. Во время этого песнопения священник продолжает втайне ту же молитву хвалы и благодарения Богу: С сими и мы блаженными силами, Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем: свят еси и пресвят, Ты, и единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый: Свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя, Иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный: Иже пришед, и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, прием хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и Апостолом, рек: С сими блаженными силами (небесными) и мы, Владыка Человеколюбче, восклицаем и говорим: свят и пресвят Ты, и единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый; свят Ты, и пресвят, и великолепна слава Твоя: ибо Ты так возлюбил (созданный Тобою) Твой мир, что благоволил ниспослать к нам единородного Сына Твоего, дабы никто из верующих в Него не погиб, но получил жизнь вечную. Пришедши на землю и исполнивши все предусмотренное Тобою промышление о нас, Он, единородный Твой Сын, в ту ночь, в которую предан был (учеником) , или лучше сказать — Сам добровольно предал Себя за жизнь всего мира, Он, взяв хлеб в Свои святые, пречистые и непорочные руки, благодарив и благословив, освятив и преломив, дал святым Своим ученикам и Апостолам, сказавши: Приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Подобне и чашу по вечери, глаголя: Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов. Слова Спасителя: «Приимите, ядите…» и «Пийте от нея вси» священник возглашает вслух всей церкви, а хор подтверждает их словом: «Аминь».

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010