10 ½, в шир. 8 ½, верш. Венцы на ней, золотые, в два ряда убраны мелкими яхонтами и изумрудами, а риза серебряная с жемчужным ожерельем. На правой руке у Богоматери киотец золотой со св. мощами (ныне с частью ризы Ее), а у Богомладенца к правой благословляющей руке Его приделана золотая с финифтью, прорезная подвеска наподобие серьги. На полях и на самой ризе вычеканен синаксарь из Постной Триоди, читаемый в день Похвалы Божией Матери, т. е. в субботу на пятой седмице великого поста. Кроме того замечено, что подлинный Влахернский чудотворный образ 20 «принесен бысть в царствующий град Москву и поставлен в велицей церкви, и до сего дне, его же по самому подобию и мере, и сей настоящий (описываемый нами) образ Пречистой Богоматери, в заступление, по самой той благодати к Сыну Ее и Богу нашему, во обстояниях наших, и покровение и невпреборимую помощь от враг видимых и невидимых, устроен в лето от сотворения мира 7210, от Рождества же Христова 1701, индикта 10, месяца октоврия в 1 день; венец же и цка у сего святого образа (под ризой) вся исполненна святых мощей мно(го)численно, в предстательство наше и в заступление» 21 . В Высокопетровский монастырь икона поступила в 1704 г., из дома Федора Петровича и Натальи Ивановны Дубровских 22 . На большой дске, в которую вставлена она, по сторонам Божией Матери изображены Благов. князь Михаил (какой?) и муч. Наталия, как тезоименитые родным стольника Ф. П. Дубровского. На той же дске написан лицевой акафист Пресвятой Деве. Образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, именуемый «Цвет Неувядаемый», в выш. 13 и 3 / 4 , в шир. 11 верш. На нем серебро-позолоченная риза. Внизу на передней стороне дски надпись: «1733 году писал сей образъ 9-ти Myчehukobckiй (в Москве) дiakoh Bacuлiй Ивановъ». Толгская икона Божией Матери, в выш. 14, в шир. 11 верш., в серебряном чеканном окладе. Венцы чеканные, серебро-позолоченные с коронками, а убрус и ожерелье на Богоматери писаны по красной материи мелким кафимским жемчугом. Внизу на окладе вырезаны слова: «Списанъ сеи святый образъ съ подлинаго чудотворнаго образа Пресвятыя Богородицы, яже въ Толской обители...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Главный южный фасад дома решен довольно эффектно – поверхности стен гладко оштукатуренные и побелены, карниз сделан из нетинькованного темно-красного кирпича. На западном фасаде доминируют три треугольных фронтона, образующих неоправданно сложную форму крыши. Здание в плане Н-образное, объединяет три идентичные части, каждая из которых состоит из сеней и двух жилых помещений с обеих сторон. Эти кельи считаются старейшими жилыми каменными домами Приднепровья. Вироцкий В.Д. «Храмы Чернигова». - К.: Техника, 1998 г. Один из самых древних монастырей Северщины основан на Елецкой горе правого берега р. Десны, чуть дальше к западу от древнерусского Детинца Чернигова. Есть предположение археологов, что на Елецкой горе в Х–в начале XI веков был княжеский двор. Этому предположению противоречит легенда об основании монастыря, зафиксированная Елецким игуменом Иоанникием Галятовским в XVII веке. " На том городе монастыря от людей, идущих образ Пресвятой Богородицы лучами светлыми, как огнем окруженный, есть виденный и найден на дереве еловом! " Чудотворная икона посреди елового леса была найдена 3 февраля 1060 года, тогда же князь черниговский Святослав Ярославич, сын великого князя Киевского Ярослава Мудрого, основал на месте явления иконы монастырь Успения Богородицы, который в народе прозвали Елецким. С этими событиями связана и чудотворная икона Елецкой Богородицы. До наших времен дошла и хранится в Черниговском историческом музее одна из копий иконы, сделанная в XVII веке. Более древняя копия, вряд ли оригинал, в 1860 году была передана в Харьковский Успенский собор. Уже упоминавшийся нами, Галятовский описывает Елецкую Богородицу, которую он видел в середине XVII века: " нарисованное дерево еловое с зелеными ветвями, между теми отраслями зелеными высоко сидячая, на своих коленях младенца Христа, сидящего под мышки левой рукой держачая, правой рукой Христа за ноги держит, а Христос в руки держит хартию звитую " . Если сравнить это описание с иконой " Елецкая Богородицанеувядаемый цвет " , которая осталась в Чернигове, увидим почти полное тождество, за исключением хартии в руках Христа. По мнению доктора искусствоведения Григория Логвина, тип лица Богородицы, рисунок глаз и губ, весь образ Марии, стилистика иконописи очень близки к образу Ильинской Богородицы в 1654 году мастера Григория (Геннадия) Дубенского. О том, что Черниговская Елецкая Богородица является, хотя и достаточно свободным, и все же копией иконы древнерусского периода, свидетельствует характер изображения на ней сооружений Елецкого монастыря: видим два типичных древнерусских соборы со спицевыми покрытиями закомар, перспективными арочными порталами, аркатурными фризами на фасадах и другими характерными приметами.

http://sobory.ru/article/?object=01653

Арсения Каппадокийского привели к его прославлению в 1986 году в лике святых. Могилка святого Арсения доныне является местом паломничества, местные жители ухаживают за ней, однако сами мощи святого были увезены с Корфу и покоятся в монастыре Иоанна Богослова в Суроти (близ Фессалоники). Память преподобного Арсения празднуется 28 октября (10 ноября). К западу от Керкиры располагается важнейший курортный центр Палеокастрица: мужской монастырь в честь Пресвятой Богородицы (1298), византийская крепость Ангелокастро (XII b.). В центральной части острова, ближе к северу, рядом с деревней Айю, находится женский монастырь Пантократор (1890). Он основан возле полуразрушенной, расписанной фресками церкви, которая была построена за пятьсот лет до этого. В северной части острова, недалеко от деревни святого Афанасия, располагается монастырь святого Афанасия. Изначально монастырь был мужским, а ныне возродился как женская обитель. В северо-восточной части острова находится деревенька Касьопи. Деревня живописно расположилась в бухте между двумя лесистыми мысами, в 36 километрах от Корфу, отделенная узким проливом от Албании. Сердце ее – гавань, где рядом находятся таверны, сувенирные лавки, рыбацкие лодки и катера многочисленных школ водных видов спорта. Во времена римского владычества Касьопи была небольшим городом, в котором располагался солдатский гарнизон и храм Кассия Юпитера, который, по преданию, в I веке по Р. Х. посетил римский император Нерон. После принятия христианства на развалинах этого храма была построена церковь в честь Божией Матери, в которой хранится известная икона Касьопийской Богоматери, называемая «Неувядаемый Цвет». Икона покрыта серебряным окладом, откуда она появилась – неизвестно, но, возможно, была написана еще в византийские времена периода Палеологов. Самое известное чудо произошло в 1530 году, когда островом правил венецианец Симоне Леоне Балби. «Однажды четырнадцатилетний деревенский мальчик по имени Стефан возвращался домой из города Корфу. На окраине города он встретил попутчиков и дальше пошел с ними.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Местная икона Сошествие Святаго Духа, больших размеров в дорогостоящей ризе. Также находились прекрасные иконы святого великомученика и целителя Пантелеймона, святого преподобного Серафима Саровского и святителя Феодосия, Иверская Божия Матерь, огромная икона, высокохудожественной работы Плащаница, рукоделия сестер обители. Из старинных икон в соборе находились Казанская Божия Матерь, святитель Николай, великомученик Димитрий, Феодоровская Божия Матерь, Нерукотворенный Спаситель, Знамение Божией Матери. Вот чем славился собор. Под собором было огромное и сухое помещение, где на зиму хранился картофель и другие овощи, а также находился другой церковный инвентарь, как-то: носилки для икон, чан для водоосвящения и другой церковный инвентарь. На паперти и на хорах собора было четыре помещения, в которых хранились дорогостоящие облачения для священнослужителей, а также прекрасные пелены, ковры, иконы, богослужебные книги и другие богослужебные принадлежности – а всего этого было огромное количество. В собор вели три двери. Третья церковь теплая, однопрестольная, во имя Успения Пресвятой Богородицы. Иконостас пятиярусный с древними иконами. Более замечательные – это местная Успение, Нерукотворенный Спас, Неувядаемый Цвет и больших размеров другая Успение, без ризы. Церковь отоплялась тремя печами. Четвертая церковь находилась вне ограды монастыря на монастырском кладбище и была посвящена Иоанну Крестителю. Там служили очень редко, и особых достопримеча­тельностей в ней не было. У Святых ворот обители была часовня, в которой находилось резное изображение во весь рост святителя и чудотворца Николая, в серебряной ризе, с мечом в руке. Эту икону но­сили по приходу четыре раза в году. Еще в часовне находилось резное изображение во весь рост Спасителя, сидящего в темнице. Это изображение было у верующих в большом почете. Впоследствии я его видал в краеведческом музее города Мологи. Вторая часовня находилась на территории скотного двора, размером примерно 21/2 метра на 3, с иконостасом. Но иконы были литографические, на жести. Пола не было. В центре находилась могила, на которой лежала треснутая каменная плита с надписью, которую никто не мог прочитать, за исключением слов «игумен Корнилий», а остальное не разобрать. На северной и южной стенах висели очень древние иконы: Знамение Божией Матери и две преподобного Корнилия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Неопалимая Купина, на Синайской горе, в Аравии, 20 Сентября. В России, с 1696г. в Вологде; в селе Кубенском; в Москве в церкви её имени в Хамовниках, две иконы; первая икона древнего греческого письма; вторая пожертвована в храм в 1835г., прославилась в 1837г. Празднование 4 Сентября и в 6 неделю по Пасхе, в память перенесения иконы с Сеней при Грановитой Палате в созданную во имя её церковь в 1680г. Того же названия чтимые иконы в Москве, в церкви святого Климента, папы римского, на Пятницкой улице, в приделе её имени; в Славянске, Харьковской епархии, 1822, здесь празднование во вторник на Троицкой неделе; в селе Волчке, Козловского уезда, Тамбовской епархии (Русский Паломник 1892, стр. 577; Кормчий 1892, и 1896, Нерукотворенная-Камулианская, явилась 392г. в Каппадокии Кесасийской, в 574г. перенесена в Царь-град; празднование 15 Мая. В Царь-граде был и храм во имя её. Она упоминается в житии преподобногоВасилия нового (26 Марта). Нерукотворенная Лиддская, чудесно изобразившаяся на одном из столбов храма в г. Лидде (Диасполе), в храме Апостолов; празднование 12 Марта. Нерукотворенная Молдавская, см. Молдавская. Нерушимая Стена, 1049г. в алтаре Киево-Софийского собора, выложенная из мозаичных камней и уже около 855 лет стоящая неповреждённой. (Русский Паломник 1888, стр. 401). Не рыдайте Мене, Мати... Это итальянская Pieta или Богоматерь, оплакивающая Спасителя во гробе. Несгораемая, см. Утоли моя печали. Несгоревшая в огне, на Афоне, в монастыре Григориате; два раза была в огне и не сгорела. Приношение молдавской деспотиссы Марии Палеологины. Несгоревшая во время пожара, на Афоне в Хиландаре. в 1722г. страшный пожар истребил половину обители, но икона осталась невредимой. Неувядаемый Цвет, Апрель 3, в Москве, в церкви Успения на Могильцах; в г. Кунгуре, Пермской епархии (Русский Паломник 1895, Кормчий 1896, Нечаянная Радость, 1838г., Январь 25, в Москве, близ Девичьего поля, в церкви Неопалимой Купины, в приделе её имени; в церкви Благовещения на Житном дворе, близ Тайницких ворот; в церкви Константина и Елены, в Кремле, здесь празднуется ей 9 Декабря; в церкви святого Феодора Стратилата, Почтового ведомства; в церкви Архангела Гавриила, у Чистых прудов; в селе Сельгах, в 5 вёрстах от Симбирска, где празднуется ей 1 Мая.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

В древности апрель назывался «пролетником», на Малой Руси он имел название «кветень» («цветенем» назывался также и май по другим славянским местам). Древняя Русь встречала апрель вторым в году из двенадцати месяцев; затем, при сентябрьском новолетии, стал он приходиться восьмым по счету. 1 апр. русские отмечали память св. Евфимия Суздальского (ск. 1404). Апрельский Марьин день (1 апр.) считался днем всяческого обмана: походя, с шутками да прибаутками. «Первого апреля не солгать, так когда же и время для этого потом выберешь!», «На Марью-заиграй-овражки и глупая баба умного мужика на пустых щах проведет и выведет!», «Врать-то, брат, ври, да оглядывайся: нынче не первое апреля!» – говорят в народе. «Не обманет и Марья Тита, что завтра молотить позовут, – по гумнам на Поликарпа (2 апр.) одно воронье каркает!», «Ворона каркала-каркала да Поликарпов день мужику и накаркала!» – приговаривали крестьяне. По старинной примете, если с Марьи на Поликарпов день разольется полая вода, надо ждать больших трав да покоса раннего по весне. Наблюдения старожилов-погодоведов советовали хозяевам придерживаться в своих расчетах этой приметы. 3 апр. праздновалась чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Неувядаемый цвет». С третьим днем апреля связана в народной Руси примета рыбаков. «Не пройдет на Никиту-исповедника лед – весь весенний лов на нет сойдет!» – отмечали они. В некоторых местностях, преимущественно по рыбным северным рекам, к этому дню рыбаки приурочивали угощение «дедушки-Водяного». Через сутки «приходил Федул (5 апр., день памяти мч. Феодула), теплый ветер подул!» Домовитые бабы-хозяйки твердо помнили, что «на Федула растворяют оконницу», и до этого дня ни за что не выставляют в избе рамы. «Раньше Федула окна настежь – весеннему теплу дорогу застить!», «До Федула дует сиверок (холодный северный ветер), с Федула теплынью тянет!» – говорили они. «Пришел Федул, теплый ветер подул, окна отворил – избу без дров натопил; сверчок – цок-цок, с огорода под шесток!» – гласила об этом волжская прибаутка. «С Федулова дня и стряпать бабе веселее: сверчок под шестком ей песню поет!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из двух неизвестных святых особое внимание привлекает женская фигура, - возможно, св. Елена. Она поставлена фронтально. Ее правая рука держит книгу, а левая повернута ладонью вверх. Безмятежность юной женщины хорошо передана в выражении смелого взгляда и спокойным жестом руки. Есть в ее лице что-то от народных характеров - достойных, простых и вместе с тем милых и скромных. Ниспадающий с левого плеча и руки плащ подчеркивает импозантную постановку фигуры. Стройность ее стана усилена одеянием, напоминающим украинские плахты. Его сходство с плахтой усиливается диагональным расположением небольших ромбовидных клеток, заполненных сложными узорчатыми крестиками, стилизованными цветочками и белыми кружками. Богатый наряд Елены сверкает и переливается разнообразием красочных сочетаний, как нельзя лучше оттеняющих приподнятый лад образа. Погибшие росписи Успенского собора Елецкого монастыря, видимо, представляли промежуточное звено между памятниками XI в. с явно выраженными эллинистическими традициями и памятниками конца XII в. с местными самобытными чертами. Внутренний вид храма изменился в 1668-1670 г.г., когда в нем был сделан новый пятиярусный иконостас (не сохранился), имевший большое сходство с иконостасом XVI в. Успенского собора Киево-Печерской лавры. В украинском, как и в русском, зодчестве иконостас принадлежит к оригинальным видам монументального искусства, в котором в едином идейно-художественном замысле, в синтезе объединяются живопись и декоративная резьба. Четкое размещение икон по ярусам, скелетом которых является ордерная схема композиции, служит его основой. Пафос героической освободительной борьбы украинского народа вызвал к жизни стремление к героизации образов в искусстве. Эта тема в иконостасе Успенского собора звучала в полную силу. В его живописи жили ренессансные традиции, но главным являлись характерная для барокко импозантность и декоративная красочность. В Черниговском историческом музее ныне находится прославленная икона XVII в. из этого собора: «Елецкая богоматерь» - «неувядаемый цвет», которая является копией более древней иконы.

http://sobory.ru/article/?object=05567

Одухотворенное лицо Марии, с добротой и лаской взирающей на зрителя, ее пластическая земная красота отвечали новым эстетическим идеалам народных масс; их понимание красоты нашло яркое выражение в эпитете «неувядаемый цвет». Тип лица Богоматери, его овал, рисунок глаз, губ, характерные стилистические особенности, наконец весь облик Марии весьма близки к образу известной, но не сохранившейся «Ильинской богоматери», иконе из Ильинской церкви в Чернигове, исполненной Григорием Дубенским в 1658 г. Через десять лет Игумен Галятовский, вероятно, пригласил мастера исполнить иконы для иконостаса Успенского собора. Его кисти, видимо, принадлежит и икона «Собор архангела Михаила» из иконостаса Елецкого собора (ныне в Музее украинского искусства в Киеве). На ней те же волоокие лики с мягкими овалами и круглыми подбородками, красиво изогнутые высокие брови, тот же спокойный, добрый взгляд. Наконец, разительно похожи многие детали одежды, манера прорисовки их складок, моделировка. В Успенском соборе монастыря похоронен генеральный обозный - черниговский полковник Василий Дунин-Борковский. Над местом захоронения раньше висел его портрет, написанный на доске и хранящийся ныне в Историческом музее города. Обычай писать ктиторов на стенах храмов в виде фрески или на доске - очень древний. Но если в XI–XII в.в. в храмах изображали лишь князей, то в XIV-XVIII в.в. все чаще - ктиторов из народа, представителей купеческо-ремесленных или казацко-старшинских кругов. Дунин-Борковский написан во весь рост в интерьере комнаты, стоящим у стола, накрытого ковром. Он одет в дорогие одежды, в руках держит булаву - знак своего высокого общественного положения. Сочетание темных цветов фона и одежды с яркими орнаментами придает особую звучность, приподнятость колористическому строю портрета, отвечающему своей главной задаче - выделить лицо, возвеличить образ человека. Высокий лысый череп, пристальный взгляд и плотно сжатые губы изобличают незаурядный ум и энергию видного полковника. Подлинной жемчужиной ювелирного искусства XVII в.

http://sobory.ru/article/?object=05567

В службе Рождества Христова Божия Матерь прославляется отдельно. Ей посвящен второй день праздника (26 декабря, 8 января по нов. стилю), именуемый Собором Пресвятой Богородицы. «Что Тя наречем, о Благодатная?» (Как назвать нам Тебя, о Благодатная?), – риторически вопрошает Церковь . Небом? Раем? «Из Тебя воссияло Солнце Правды», расцвел «Цвет нетления», – все эти, и другие эпитеты Рождественской службы стали основанием для появившихся в XVII–XVIII веках богородичных икон, таких как «Благодатное Небо», «Неувядаемый Цвет» и другие. Дионисий. «Светоприимная свеча» Фреска. 1502 г. Музей фресок Дионисия, Вологда Традиция писать художественные образы на темы церковных гимнов (подобная иконография так и называется – гимнографической) зародилась среди южных славян. Примерно с конца XIII века в монументальной живописи Балкан появляются первые художественные циклы, составленные на основе гимнов Богородице. Один из таких образов был написан на слова рождественской стихиры «Что Ти принесем, Христе». На основе этого образа, на Руси в XIV веке появляется новая иконография – «Собор Богоматери». Древнейший, дошедший до нас праздничный образ этой иконографии, был создан на рубеже XIV–XV веков в Пскове и сейчас хранится в Третьяковской галерее. Текст рождественской стихиры прей. Косьмы Маюмского, который лег в основу этой иконы, звучит так: " Что Tu принесем, Христе, яко явился ecu на земли, яко человек нас ради: каждого от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие дивление, земля вертеп, пустыня ясли, мы же, Матерь Деву». Стихира посвящена Христу, однако икона посвящена Богородице. Почему? «Дети питаются молоком матери, а мы питаемся Телом и Кровью, которые от Пресвятой Девы Богородицы», – говорит святитель Феофан Затворник . Отделенный от Бога в грехопадении мир, весь, и земной, и ангельский, вновь получил возможность соединения с Богом только через Богородицу. В Лице Приснодевы Марии выражается вся божественная тайна Ипостаси Иисуса Христа, – учит Церковь , но, с другой стороны, утверждает, что Богородица в Своем Лице представляет перед Богом всех людей и все творенье. Все эти богословские построения святых отцов трудно пересказывать, их проще увидеть в иконе.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/rozhdest...

Имеется ряд икон, на к-рых руки Младенца Христа изображены не покровенными (см. иконы: из Дмитровска (сер. XIX в., ОМИИ, 38,5×26,3 см), надпись: «Образ Знамения пресвятыя Богородицы Курския», изображение дано на золотом фоне, Младенец представлен в круглой славе, правая ручка поднята в благословляющем жесте, в левой - свиток (см.: Комова. 2012. Ил. 49); «Богоматерь Курская» (Калуга, 1777, частное собрание), иконописец Максим Кузьмин Золотарёв (1761-1791), оклад - пробирный мастер Афанасий Красильников († 1791), в среднике фон золотой, остальное изображение на голубом фоне, у Богомладенца правая рука поднята, левая опущена, на окладе надпись: «...образ пресвятыя Богородицы (курс)ския»; «Богоматерь Знамение Курская-Коренная» (Ветка (?), 1-я пол. XIX в., Музей-собрание икон Пресв. Богородицы, дер. Исаково Солнечногорского р-на Московской обл., 42,2×35,8 см), на золотом фоне, надписи нет, Младенец правой рукой благословляет, в левой держит свиток (см.: Цвет неувядаемый: Музей-собрание икон Пресв. Богородицы. М., 2004. С. 180. Ил. на с. 181)). Усеченный вариант изображения приведен на гравюре из собрания Д. А. Ровинского ( Ровинский. Народные картинки. Т. 4. С. 711; Т. 3 (Атлас). 1216): представлена Богоматерь «Знамение», над Ней в облаках - Господь Саваоф, по сторонам - 4 пророка. В иконописи подобные изображения распространения не имели. Почитание Крестный ход в Курске со списком иконы Курской-Коренной Божией Матери «Знамение» 1902 г. Июль, 2012 г. Крестный ход в Курске со списком иконы Курской-Коренной Божией Матери «Знамение» 1902 г. Июль, 2012 г. Начало широкого почитания К. и. связано с мероприятиями по восстановлению Курска в 1586-1597 гг. и с «хождением» иконы в Москву в 1597 г., где она получила офиц. признание, и ей поклонялись государи. Наибольшая слава К. и. приходится на XVII в.- после Смутного времени и в период после 2-го возвращения К. и. из Москвы в 1615 г. Икона, как помощница и покровительница воинства, не раз использовалась для его благословения. В 1662 г. ее отсылали в Белгород, там носили по полкам и заставам. В 1676 г. К. и. была принесена на Дон для благословения донских казачьих войск и для сбора милостыни на постройку каменного храма. В 1678 г. икона была отпущена в полк Голицына, в походе ее сопровождали монахи Знаменского мон-ря. В 1684 г. от царей Иоанна и Петра Алексеевичей в Курскую Коренную пуст. был прислан список К. и. в серебряном позолоченном окладе, который было велено носить к правосл. воинству ( Сенаторский. 1913. С. 13-14).

http://pravenc.ru/text/2462319.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010