Цвет в иконе  Красный — цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображают на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Красный цвет — символ Воскресения, победы жизни над смертью. Иногда писали даже красные фоны — как знак торжества вечной жизни. Белый цвет — символ Божественного света. Это цвет чистоты, простоты, рая. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображают в белом. Тем же белым цветом светятся пелены младенцев и ангелы.   Синий и голубой цвета означают бесконечность неба, символ иного, вечного мира, мудрость. Синий цвет считается цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Зеленый цвет — природный, живой, цвет травы и листьев, цветения, юности. Зеленым цветом пишут землю, он присутствует там, где начинается жизнь — в сценах Рождества. Также зеленый — цвет преподобных. Золотой блеск мозаик и икон — великолепие Небесного Царства, святость. Пурпурный или багряный цвет — очень значимый символ в византийской культуре. Это цвет царя, владыки — Бога на небе, императора на земле. Этот цвет присутствует в иконах на одеждах Богоматери — царицы Небесной. Коричневый — цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминает о человеческой природе, подвластной смерти. Цвет, который никогда не используют в иконописи, — серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становится цветом неясности, пустоты, небытия. Черный цветцвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивают пещеры — символы могилы — и адскую бездну. В некоторых сюжетах это может быть цвет тайны. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, — это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни. Небо и земля в иконе  В иконе живут рядом два мира — горний и дольний. Слово «горний» означает «небесный, высший». «Дольний» (от слова «дол», «долина») — то, что расположено внизу. Именно так строится изображение на иконе. Фигуры святых тянутся ввысь, их ноги едва касаются земли. В иконописи она называется «позем» и пишется обычно зеленым или коричневым цветом.

http://pravmir.ru/chem-ikona-otlichaetsy...

По словам Блаженного Иеронима, «осанна в переводе с еврейского означает: Господи, спаси меня!» 890 Блаженный Августин пишет: «Осанна, как говорят знающие еврейский язык, это голос молящего, более выражающий чувство, нежели обозначающий нечто» 891 . Действительно, ко временам Иисуса Христа этот возглас употреблялся не столько в своем исконном значении, сколько в качестве простого восклицания, выражавшего хвалу и использовавшегося как литургическая формула 892 . «Осанна» – один из трех еврейских литургических возгласов, вошедших в христианское богослужение в своем изначальном звучании, без перевода. Однако если возгласы «аллилуйя» и «аминь» стали частью литургического языка Церкви, перейдя в него из ветхозаветного богослужебного культа, то возглас «осанна» присутствует в литургических текстах только как аллюзия на возгласы толпы, встречавшей Спасителя (в частности в Литургии, а также в богослужебных текстах праздника Входа Господня в Иерусалим). Продолжение анафоры является как бы комментарием на ангельское славословие, к которому присоединяются молящиеся в храме: С сими и мы блаженными силами, Владыко человеколюбче, вопием и глаголем: свят еси и пресвят, Ты и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя… Вместе с этими блаженными силами и мы, о человеколюбивый Владыка, восклицаем и говорим: Ты – Свят и Пресвят 893 , – Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты – Свят и Пресвят, и великолепна слава Твоя… Молитва начинается прославлением святости и славы Божией. По отношению к Богу употреблен термин «пресвятой» (πανγιος), буквально: «всесвятой»; этот же термин в богослужебных текстах используется по отношению к Богородице. Приставка «пре-», как уже говорилось, соответствует греческому περ-, означающему «сверх-». Бог не просто свят: Он сверх-свят, то есть обладает абсолютной святостью, с которой несопоставима никакая человеческая святость. В ареопагитском трактате «О божественных именах» говорится, что святость «есть свобода от всякой скверны и совершенная во всех отношениях незапятнанная чистота». Бог же обладает «превосходящей святостью», а потому и воспевается как «Святой святых» 894 . На человеческом языке нет такого понятия, которым можно было бы описать святость Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Этот же цвет облачений бывает и на дни памяти преподобных означая их сочетание со Христом (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (синий цвет). Все эти цвета объединяются в белом цвете — символе Божественного нетварного света, включающего в себе весь спектр вышеозначенных цветов. По этой причине в белых ризах служат в великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения, Сретения , небесных Сил бесплотных – как вторых светов. Этот же цвет естественно является и символом праздника праздников – ПАСХИ. В некоторых храмах принято на пасхальной утрени на каждой из восьми песней канона менять облачения на все цвета радуги, доказывая тем самым, что белый цвет для Пасхи – основной. Белый цвет свойственен и субботе Лазаря как символа Пасхи. Этот же цвет принят и для поминания и погребения усопших, кои почили в надежде ВОСКРЕСЕНИЯ и для которых испрашивается упокоение со святыми, облеченными, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света. Черный цвет В этом контексте черный цвет как отсутствие света, есть символ смерти как небытия, а привычный всем черный (траурный) цвет — символ безнадежной и нехристианской грусти. Вопр. Предполагаю, что у вас сразу возник вопрос о черном облачении духовенства и монашества. Во-первых, это не богослужебная, а повседневная одежда, которая призвана напоминать о смерти как небытии, но небытии для этого мира во зле лежащего. Облачаясь в черный цвет, священнослужитель призывается тем самым к отречению от мирской жизни или оставлению и как бы лишению своеличного бытия, в результате которого только и возможно стать истинным служителем Бога. В плане же богослужебном, когда выражаются уже не земные, но небесные реалии, черный цвет несвойственен Православной Церкви и не соответствует ее стремлению всегда, при всех обстоятельствах, поддерживать в своих чадах бодрое настроение. Все небесное как Божественное характеризуется светом или белым цветом со всеми спектрами радужных цветов. Обычай же носить траур, одеваясь во все черное, — западный мирской обычай. С конца XVII века, когда стало усиливаться у нас влияние запада, он стал проникать и в Церковь, перенося мирское понимание траура не только на заупокойное богослужение, но и на Великий пост, и на дни страданий и смерти Спасителя, хотя по церковному взгляду дни Страстной – это уже Пасха, только Пасха крестная.

http://azbyka.ru/video/20-cveta-bogosluz...

Одним из наиболее распространенных элементов символики являлся круг, означавший высшее совершенство, единство, законченность. В христианстве сияние вокруг головы в виде диска (нимба) – знак Божьей благодати, святости, духовной славы; восьмиконечный нимб, вписанный вокруг, окружал голову Бога Отца, в правой руке которого шар вселенной, завершенный крестом; полукруг (купол) символизировал небо как обитель Бога; в Круге Славы (мандорла – круги одного цвета от темного в середине до светлого) изображают Христа в сюжетах «Преображение», «Вознесение», «Сошествие во ад», Богоматерь в «Успении» и святых; два огненных круга (колеса) с крыльями, на которых изображены глаза, – символическое обозначение престолов. В период иконоборчества завершилась разработка категории света, символизирующего божественный разум, движение истории и цикличность времени, организующего пространство в храме и преломляющегося в цветовой символике. Золото, желтый цвет являлись символом святости, небесной Славы, божественного присутствия Солнца Правды; желто-золотой нимб над головами святых символ служения Христу; желто-золотые одеяния – знак причастности к Спасителю; золотые нити лучи Бога, Солнца Правды, фаворский свет; желтый цвет фона и рясы подвижника, подвергавшего себя лишениям – символ жизни в пустыне; грязно-желтый цвет символизировал зависть, жадность (цвет одежды Иуды Искариота). Белый цвет являлся символом нетварного (несотворенного) божественного света, чистоты, святости, отрешенности от мирского, непорочности; то же значение имел белый с переливами золотистого и нежно-розового; белый омофор на плечах архиерея постижение учения Спасителя чистым сердцем; бело-желтый омофор символизировал духовную чистоту святителя и отблеск Христа; белый цвет диаконского облачения (длинный стихарь с широкими рукавами), саккоса мучеников – символ их душевной доброты, чистоты и служения Богу; белые льняные ткани овивали тело Христа в композиции «Положение во гроб». Пурпур (ярко-красный или темно-красный цвет) символизировал божественность, божественную мудрость (София), царское достоинство, патрицианство (Евангелие на алтаре пурпурного цвета; василевс восседал на пурпурном троне, носил пурпурные сапожки, подписывался пурпурными чернилами); красный цвет пламени, огня символ мученичества и победы, крестных страданий и Воскресения Спасителя, знак истинности воплощения Иисуса Христа и грядущего спасения рода человеческого; красный цвет в пасхальных облачениях священников – символ радости, купленной кровью; красный цвет хитона Христа символ всеспасающей Пасхи (Воскресения) и обновления мира; красный цвет одежды Богоматери – символ мученичества, веры в Воскресение Христово; орарь алого цвета знак кровавого мученичества за Христа; темно-красный, затемненный символизировал воскрешение, пробивающееся сквозь людские грехи; темно-вишневый мафорий – символ царственности (цвет одежды Богоматери и византийских цариц); малиновый олицетворял духовную зарю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зеленый символизирует вечную жизнь, вечное цветение, это также цвет Святого Духа, цвет надежды. Охра, желтый фон - цвет, наиболее близкий по спектру к золотому, является подчас просто заменой золоту, как напоминание о нем. К сожалению, с течением времени фон на иконах становится все глуше, как глуше становится человеческая память об изначальных смыслах, данных нам через зримые образы для постижения Образа Незримого. Наиболее близким по семантике к золоту стоит белый цвет. Он также выражает трансцендентность и также является цветом и светом одновременно. Но применяется белый цвет гораздо реже золотого. Белым цветом пишутся одежды Христа (например, в композиции " Преображение " - " одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить " , Мк. 9.3). В белые одежды облечены праведники в сцене " Страшный Суд " ( " они... убелили одежды свои кровию Агнца " , Откр. 7.13-14). Золото в своем роде единственный цвет, как едино Божество. Все остальные цвета выстраиваются по принципу дихотомии - как противоположные (белый - черный) и как дополнительные (красный - синий). Икона исходит из целостности мира в Боге и не принимает деление мира на диалектические пары, вернее, преодолевает, так как через Христа все ранее разделенное и враждующее соединяется в антиномическом единстве (Еф. 2.15). Но единство мира не исключает, а предполагает многообразие. Выражением этого многообразия и является цвет. Причем цвет очищенный, явленный в своей изначальной сущности, без рефлексий. Цвет дается в иконе локально, его границы строго определены границами предмета, взаимодействие цветов осуществляется на семантическом уровне. Белый цвет (он же - свет) - соединение всех цветов, символизирует чистоту, непорочность, причастность божественному миру. Ему противостоит черный как не имеющий цвета (света) и поглощающий все цвета. Черный цвет, так же как и белый, употребляется в иконописи редко. Он символизирует ад, максимальную удаленность от Бога, Источника света (Блаженный Августин в " Исповеди " так обозначает свою оторванность от Бога: " И увидел Я себя далеко от Тебя, в месте неподобия " ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

Интересно что с 1261 по 1453 годы в эпоху Палеологов флагом и гербом Византии был так называемый Палеологовский золотой орёл на красном поле. Современный герб России, а также флаг Черногории повторяет эти цвета. Мне более импонирует так называемое Государственное знамя - На золотом поле квадратного флага Большой полный Государственный герб Российской Империи. Кстати, до 1917 года бело-сине-красный триколор не был государственным флагом, он считался торговым, коммерческим и национальным. Чёрно-золото-белый флаг считался флагом Династии. В 1914-1917 годах Государственным флагом стал бело-сине-красный триколор в правом вернем углу которого было нашито Государственное знамя. Этот флаг называли флагом единства ( видимо считали единством - единство Династии и народа). Хотелось бы видеть Государственным флагом либо флаг Царя Алексея Михайловича с синим крестом, шахматными полями и орлом в центре, либо бывшее Государственное знамя России. Кирилл 28 июля 2013, 13:26 Российский Триколор бело-сине-красный можно объяснить следующим образом: Белый цвет - Белоруссия, Синий цвет - Малороссия - Красный цвет - Великороссия. В юности бабушка мне так объясняла цвета Российского флага : Белый цвет - Монархия, Лазоревый цвет (так как до революции полоса была светлоголубого цвета) - цвет Пресвятой Богородицы, Красный цвет - Цвет Православной Веры. В 1958 году Государственным был утверждён Чёрно-золото-белый флаг где чёрный и белый цвета - это традиционные цвета Шлезвига и Голштейна чья герцогская династия правила в России (нельзя путать царственный дом Романовых и династию Романов-Голштейн-Готторп)а золотой цвет это цвет Византийской Империи. Николай 27 июля 2013, 23:17 А мне понравился флаг с синим крестом и шахматными красным и белым полями. Это оригинально и запоминается. Валерий 27 июля 2013, 22:23 Спасибо за статью.Фёдор,расскажите,пожалуйста о другом,имперском флаге.Цвета которого - чёрно-золото-белый. Сергей 27 июля 2013, 22:04 Белый - чистота веры, синий - цвет мудрости, красный - символ власти...

http://pravoslavie.ru/63054.html

Белый цвет, объединяющий в себе все цвета радуги, символ Божественного нетварного света. В белых облачениях служат в великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения, Благовещения; в них начинается Пасхальная утреня. Белые ризы полагаются для. совершения крещений и погребений. Красный цвет, вслед за белым, продолжает богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. Это символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому. Но это также - цвет крови, и поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь мучеников. Желтый (золотой) и оранжевый цвета являются цветами славы, величия и достоинства. Они усвоены воскресным дням, как дням Господа - Царя Славы; кроме того, в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников - пророков, апостолов и святителей. Зеленый цвет - слияние желтого и голубого. Он принят в дни преподобных и свидетельствуют о том, что их монашеский подвиг оживотворил человека соединением со Христом (желтый цвет) и возводит его на небо (голубой) . В зеленых цветах всех оттенков по древней традиции служат в Вербное Воскресение, в день Святой Троицы и в Понедельник Святаго Духа. Голубой, или синий - цвет праздников Пресвятой Богородицы. Это - цвет неба, он соответствует учению о Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе. Фиолетовый цвет принят в дни памяти Креста Господня. В нем соединены красный - цвет крови Христовой и Воскресения, и синий, указующий, что Крест открыл нам дорогу в небо. Черный или темно-коричневый цвет наиболее близок по духу дням Великого Поста. Это символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния. Наша помощь усопшему Умер кто-то из близких... Рано или поздно мы все сталкиваемся с таинственным явлением смерти. И всякий порядочный человек, в меру своих сил и возможностей, старается отдать усопшему последний долг, достойно проводить его в путь всея земли. Мы заботимся об изготовлении гроба, организации похорон, устройстве поминальной трапезы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1875...

Закрыть itemscope itemtype="" > Символика флага России Само положение цветов на флаге задаёт вертикаль: «Бог»-«небо»-«земля» 08.09.2023 557 Фото: предоставлено автором За несколько дней до своего шестилетия моя дочка спросила: «Папа, а что значат цвета нашего флага?» Я что-то было ответил ей, мол, белый – цвет чистоты, синий – веры и верности, красный – энергии народа и пролитой за Отечество крови. Потом стал смотреть в Интернете, что пишут на эту тему. Например, толковали, что белое – это Бог, синее – Царь, красное – народ. Когда в Революцию отвергли Бога и Царя, то вот и остался только чисто красный флаг. Или же, красный – цвет державности, синий – цвет Богородицы и цвет Неба, белый – цвет свободы. Потом я стал размышлять и вспоминать библейский и церковный цветовой символизм. И с удивлением увидел, что первая же фраза Библии легко читается в расположении цветов на флаге России: «В начале сотворил Бог небо и землю». Белый цвет, который по сути вообще не цвет, а источник всех цветов – это очевидный символ Бога. Синий цвет с очевидностью указывает на небо, то есть совокупность ангельских сил и духовных пространств. Красный цвет – символ земли и человека. На древнееврейском языке земля – это «адама», человек – «адам», а родственное слово «адом» означает «красный». Глинистый грунт вполне может быть красноватым, а уж если «копнуть» человека, то его краснота окажется ярко очевидной. Думаю, что никто специально не зашифровывал такие смыслы в цвета флага России. Никто – кроме Бога-Промыслителя. Само положение цветов на флаге задаёт вертикаль: «Бог»-«небо»-«земля». Но белый цвет – это ведь ещё и цвет снега. А в библейской поэтической символике снег, как и вообще атмосферные осадки (роса, дождь, град) – это образ Боговоплощения (книга Иова 38:22-29, псалмы 147 и 148). Конечно, не во всех библейских комментариях вы это прочтёте, и не во всех переводах это заметно, но, к примеру, в толкованиях Евгения Авдеенко это ясно показано. А самое главное, сам образ осадков, в особенности снега, просто очевиден.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/08/si...

(об. 8) Икон на болших тяблех, у деисуса над царьскыми дверми, пядниць, обложеных серебром и золочены, на нижнем тябле: икона Иван Богослов, икона святых седмь отроков, икона явление пречистые Богородици Сергию чюдотворцу, икона пречистые Богородици, да у ней три гривны серебрены. Икона пречистые Богородици к лицу же, Феодосей поставил, да у ней три гривны серебрены, да круг её жемчюгом осажено, да в венце три камени да два жемчюга; да у Младенца гривна маленка да в венце жемчюжек, а венци оба сканные. Икона пречистые Одигитриа, в венце у Пречистые три камени, да у Младенца три ж камени, да гривна не велика басмянная, да цатка маленка с каменем. Икона образ Спасов седячей. Икона Спасов же образ, ве (л. 9) нец у него сканьной. Икона Спасов же образ на престоле, с сторону Пречистая, а з другую Прдтечя, письмо старое. Да две иконы: распятие Христово да въскресение Христово, обе Дионисьева письма. Икона образ Спасов Нерукотворенной. Икона Никола чудотворец седячей. Да на середнем тябле обложеных же икон серебром пядниц и золочены: икона Иван Предтечя седячей, икона образ Пречистые Рублева письма, да у ней гривна серебрена, а другая золо (об. 9) тая, на лице сель. Икона образ Спасов Нерукотворенной, да у него в венце два жемчюга да камень. Икона преображение Христово. Икона Спас на престоле, с сторону Пречистая да Предотечя, да за ними архааггелы. Икона образ Пречистые Владимерская, да у нее в венце пять каменей. Икона образ Пречистые ж. Икона О тебе радуется. Икона Феодор да Андрей Стратилаты, венци у них у обеих сканные: поставил тое икону княз Феодор Борисович. Да туто ж поставил икону, образ пречистые Богородици, Герман Слепушкин, обложена серебром и золочена. И по лета 7055 маиа 16 всех пядниц икон, обложенных серебром и золочены, 39. (л. 10) Да на правом столпе обложеных же икон серебром и золочены, что ставил Марко старець, в верхней ряду: икона об- —191— раз Пречистые, Тихвиньской образец: икона-образ Спасов седячей; икона-образ Спасов Еммануил, манастырская, а Марков оклад; икона въскресение Христово; икона Иван Предтечя седячей, а вверху Троица святая, а поставил и обложил тое икону Тит Кандратовской. Да в другом ряду обложеных же икон, Марко ставил: икона Макарей чюдотворец Калязинской; икона пречистые Богородици, Тихвиньской образец, болшая пядница, манастырская, а Марков оклад, венци у Пречистые и у Младенца сканные. Икона-образ Пречистые, болшая ж пядница; икона Ни (об. 10) кола чюдотворец стоячей; икона Варламей, чюдотворец Футыньской.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Группам церковных праздников усвоен определенный цвет облачений священнослужителей. Каждый из семи цветов богослужебных облачений соответствуют духовному значению того события, в честь которого совершается богослужение. Разработанных догматических установлений в этой области не существует, но в Церкви есть неписанная традиция, усваивающая различным цветам, употребляемым в богослужении, определенную символику. 9.13. Что обозначают различные цвета священнических облачений? – В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу, а также в дни памяти Его особых помазанников (пророков, апостолов и святителей) цвет облачения царский – золотой. В золотых одеждах служат по воскресным дням – дням Господа, Царя Славы. В праздники в честь Пресвятой Богородицы и ангельских сил, а также в дни памяти святых дев и девственников цвет облачения голубой или белый, символизирующий особую чистоту и непорочность. Фиолетовый цвет принят в праздники Креста Господня. В нем соединены красный (символизирующий цвет крови Христовой и Воскресения) и синий, напоминающий, что Крест открыл дорогу в небо. Темно-красный цветцвет крови. В красных облачениях проходят службы в честь святых мучеников, проливших кровь за веру Христову. В зеленых облачениях празднуется день Святой Троицы, день Святого Духа и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресение), так как зеленый цвет – символ жизни. В зеленых облачениях совершаются также богослужения в честь преподобных: монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом, обновляет всю его природу и ведет к вечной жизни. В черных облачениях обычно служат в будние дни Великого поста. Черный цвет – символ отречения от мирской суеты, плача и покаяния. Белый цвет как символ Божественного нетварного света принят в праздники Рождества Христова, Богоявления (Крещения), Вознесения и Преображения Господня. В белых облачениях начинается и Пасхальная утреня – в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Белые ризы полагаются также для совершения Крещений и погребений.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010