Цвета богослужебных облачений имеют особое символическое значение, которое связано с празднуемыми Церковью событиями. Символика цвета облачений определяется из Священного Писания, творений святых отцов – Иоанна Дамаскина , Софрония Иерусалимского , Симеона Солунского , Дионисия Ареопагита . Особенно много цветовых подробностей имеется в Апокалипсисе. В белых ризах там предстают Ангелы, в светлых – «жена Агнца», Господь предстает то в красном, то в голубом подире. Золотой (желтый) цвет облачений используется на Господские праздники (в честь Иисуса Христа), в дни памяти пророков, апостолов и святителей. Золотой цвет является символом Божественного, царского достоинства Христа. Он является цветом Иисуса Христа, «Солнца Правды», Царя мира. Голубой и белый цвета используются на Богородичные праздники, в дни памяти бесплотных сил, дев и девственников. Белый цвет – символ чистоты, Божественного нетварного цвета, содержащий в себе весь спектр цветов. Согласно Библии, радуга является знамением мира ( Быт.9:16 ). См. также Откр.4:3, 10:1 . В Преображении одежды Христа стали белыми. Белые облачения бывают на Рождество Христово, Богоявление, Благовещение, Преображение, Вознесение, при поминовении усопших, поскольку, согласно Апокалипсису, праведники в Царстве Небесном облачены в белые ризы. Голубой цвет – это цвет Святого Духа, цвет неба, изливающейся благодати. Богородичные праздники отмечаются голубыми облачениями, поскольку Дева Мария была избранным сосудом благодати Духа Святого. Фиолетовый и темно-красный цвета используются в дни памяти Креста Господня, а красный – в дни памяти мучеников. Красный цвет напоминает о Крови Христа, омывающей грехи мира, о пламенной любви Бога к миру. Бог являет Себя в Библии как огонь (например, в явлении неопалимой купины). Красный цвет связан главным образом с Богом Отцом. Фиолетовый цвет происходит от смешения красного и голубого – первого и последнего цветов спектра. Поэтому он символизирует полноту («Я есмь альфа и омега» ( Откр.22:13 )). Он есть символ Креста, как завершения дела спасения, как исполнения пророчеств.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Еще епископ Афанасий (Сахаров) , прекрасно знавший церковные каноны , в своей книге «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» (1995 г.) писал, что черный цвет, строго говоря, неизвестен Православной Церкви и не соответствует ее стремлению всегда, при всех обстоятельствах, поддерживать в своих чадах бодрое настроение. Черный цветцвет безнадежной и, следовательно, нехристианской грусти. В связи с чем на Руси появились траурная одежда и черные платки? «Черный цвет нам проник с сентиментального Запада с его обмирщленным христианством. В допетровской Руси и в мирском обиходе редко употреблялся черный цвет. Тогда и мужчины носили по большей части цветное платье», – указывает епископ Афанасий. В России похоронный ритуал реформировал Петр I. Он не упускал случая участвовать в похоронах иностранцев, все более проникаясь духом западноевропейских, в основном протестантских церемоний. При похоронах ближайшего друга и сподвижника Ф.Я. Лефорта Петр I шел во время погребальной процессии к реформаторской церкви в глубоком трауре. Офицеры были в черных шарфах и лентах. Знамена с долгими черными кистями, барабаны были обиты черным сукном. За полками ехал черный рыцарь с обнаженным мечом острием вниз, символизирующий смерть, за ним вели двух коней в богатом убранстве и одного коня под черной попоной. В 1730 г. для участия в похоронах Петра II петербургскому духовенству впервые было предложено облачиться по возможности в черные ризы. Дочь Петра I Елизавета Петровна, вступив на престол в 1741 году, повела настоящую борьбу с черным цветом и запретила дворянам и чиновникам обивать кареты и дома черной тканью по случаю умерших близких. Зато ее племянник Петр III, будучи приверженцем немецких традиций, став императором, приказал максимально использовать во время траура черный цвет. Так черные облачения священнослужителей постепенно входят в обиход погребальных и великопостных служб. Хотя в древности в Греческой и Русской Церквях по Уставу Великим постом облачались в «багряны ризы» – в облачения темно-красного цвета, сказано в «Настольной книге священнослужителя». Изначально в Православной Церкви не было черных богослужебных облачений, хотя повседневные одежды духовенства (особенно монашества) имели черный цвет. «При заупокойных богослужениях в древней Руси употреблялись обычно облачения «смирных» цветов, то есть не ярких, не кричащих, более или менее темных, но отнюдь не черных», – поясняет в своей книге епископ Афанасий (Сахаров) . Черный цвет означал отсутствие света, нечто, принадлежащее к «темным силам», «сонмищу бесов», или отречение от мирской суеты и богатства, что отразилось в монашеских одеждах. Монахов так и называли – «черноризцы». В иконописи черной краской изображались бесы, пещеры – символы могилы и адская бездна. Когда же требовалось написать на иконах предметы, имеющие в земной жизни черный цвет, выбирались другие цвета. К примеру, черные кони изображались синими.

http://azbyka.ru/prilichestvuet-li-traur...

Но на иконах Матерь Божия, как правило, изображается в покрывале пурпурного (темно-красного, вишневого) цвета, надетом поверх риз темно-голубого или зеленого цветов. Дело в том, что пурпурные одеяния, багряницы, наряду с золотыми, были в древности одеждой царей и цариц. Иконопись в этом случае обозначает цветом покрывала, что Богоматерь является Царицей Небесной. Праздникам, где прославляется непосредственно действие Святого Духа, — Дню Святой Троицы и Дню Святого Духа усвоен не голубой, как можно было бы ожидать, а зеленый цвет. Этот цвет образуется сочетанием голубого и желтого цветов, знаменующих Духа Святого и Бога Сына, Господа нашего Иисуса Христа, что точно соответствует по смыслу тому, как Господь исполнил Свое обетование послать от Отца на соединенную со Христом и во Христе Церковь Духа Святого, «Господа животворящего». Все имеющее жизнь творится волей Отца посредством Сына и оживотворяется Духом Святым. Поэтому символом вечной жизни явлено древо и в Священном Писании, и в церковном сознании. Так что и обычная земная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринималась религиозным чувством, как символ жизни, весны, обновления, оживотворения. Если спектр солнечного света представить в виде круга, чтобы концы его соединились, то окажется, что фиолетовый цвет является средостением двух противоположных концов спектра — красного и голубого (синего). В красках фиолетовый цвет и образуется соединением этих двух противоположных цветов. Таким образом фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра. Этот цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей. Господь Иисус сказал о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22, 13). Крестная смерть Спасителя явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его дел спасения человека в земном человеческом естестве. Это соответствует упокоению Бога от дел творения мира в седьмой день, после создания человека. Фиолетовый цвет- седьмой по счету от красного, с которого начинается спектральная гамма. Присущий памяти о Кресте и Распятии фиолетовый цвет, содержа в себе красный и голубой цвета, обозначает, кроме того, некое особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в крестном подвиге Христа. И в то же время фиолетовый цвет может выражать мысль о том, что Своею смертью на Кресте Христос победил смерть, так как соединение вместе двух крайних цветов спектра не оставляет в образовавшемся тем самым цветовом замкнутом круге никакого места черноте, как символу смерти.

http://pravmir.ru/svyashhennye-oblacheni...

– Его могут затмить только земные страсти. – Преследования делают его еще лучезарнее. – Он цветет, как пальма. – Он бессмертен, как феникс. – Он своим убожеством непорочен и не запятнан никаким земным прикосновением. – Орден (Societas) есть супруга Иисуса Христа, который сам сработал кольцо, данное ордену в знак их союза. – Орден и Церковь тождественны. – Пророчества о Церкви относятся к ордену. – Его существование есть рабское подражание жизни Христа. – Иисус Христос – первый основатель ордена. – Богородица – второй основатель. – Св. Игнатий – третий. – Название «иезуит» дано свыше. – Иезуиты – ангелы, столь же чистые, просвещенные и пылкие, как ангелы небесные. – В них соединяются качества святых Михаила, Рафаила и Гавриила. – Все, без исключения, иезуиты в высшей степени учены и мудры; это львы, герои, апостолы, Самсоны, орлы, полководцы. – Они – цвет рыцарства, гении-хранители Церкви. – Один иезуит стоит целой армии. – В ордене нет другого чуда, кроме самого ордена. – Он более привилегирован, чем другие ордена. – Больше чести быть иезуитом, чем епископом. – Орден выше царств, венцов, кардинальского пурпура. По смерти, иезуиты прямо идут в Царствие Божие. – Иисус Христос встречает их. – В течение 800 лет достаточно было принадлежать к иезуитам, чтобы спастись. – Они все, без исключения, спасутся. – Орден всегда юн и неувядаем. – Иезуиты могут хвалиться без гордости. – Каким образом. Оборотная сторона медали. – Иезуиты по предсказанию св. Гильдегарды. – Иезуиты – посланные диавола. – Льстецы. – Завистники. – Лицемеры. – Злословцы. – Враги епископов. – Похитители милостыни посредством женщин. – Ростовщики, торгаши, еретики, виновны во всех преступлениях. – Соблазнители. – Трусливые и лицемерные вожаки. – Нищие, засыпанные богатством. – Надменные плуты. – Льстивые ханжи. – Гордые нищие. – Нахальные просители. – Сладкие клеветники. – Мирные притеснители. – Торгаши индульгенциями. – Деликатные мученики. – Наемные духовники. – Строители домов. – Доктора грехов и бесчинств.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Богородичен Воскресен: Радуйся, двере Господня. На велицей вечерни: На Господи возвах. Стихиры. Глас 4. Подобен: Яко добля. Яко солнце незаходимое 43 столп светоявлен православия, любве струю неистощимую, богатство некрадомо благочестия, церковное утвержение, светилника, чюдес лучами сияюща, духовными араматы в честнем того пренесении верных сердца облагоюхающа, божественнаго Филиппа ублажим. Яко свещу неугасимую, источник дарований приснотекущий, чюдесы напояющ всю подсолнечную, божественный арган и светоносный, исповедания цевницу боговещанную, ревности угль богосиянный, суемудреных шатаний обличителя, священнаго Филиппа честное воспоем пренесение. Яко лоза живоноснаго винограда красны плоды принесл еси, священства и страдания блистаньми украшаяся, богоначалным трисолнечным озаряем сиянием, яко звезда светлообразна на тверди церковней сияеши светлостию чюдес твоих, богомудре святителю Филиппе, песньми воспеваем честное твое пренесение. Яко рай присноцветущ и благосиянен, яко цвет пролетный неувядаем, исцелений источник (л. 28 об.) неисчерпаемый, цельбоносная и священная рака мощей твоих, Филиппе, святителю богосветлый, миру светилниче, воспевающих тя любовию в честное твое пренесение сердца напаяет благодатию. Слава. 8. Днесь пресветлая нам воссия память всеблаженнаго отца нашего Филиппа! Приидите, о празднолюбцы и святитель сословие, духовный лик составим, во псалмех и пениих ликовствующе и чюдесную того превожделенную нам лобызающе раку, сице рцем: Радуися, многоценнаго мира ковчеже животворный, облагоюхая нас божественными араматы! Радуйся, одушевленнаго злата хранило всеосвященное и винограде духовный, имея в себе плод присноцветущий, богоносного отца цельбоносныя мощи, ихже любезне целующе, вернии, тепле возопием: О, святителем и страдальцем украшение, святым ангелом равностоятелю, моли Христа Бога о воспевающих присно радостную и священную память твою. И ныне. Богородичен по гласу. Прокимен дню. Чтения 3 святительския. На литии Стихиры. Глас 1. Гусль сладкоглаголанная, исповедания труба богодохновенная, святителю отче, был еси неизреченным Пресвятаго Духа обогатися сиянием, ревности божественныя исполнися якоже тму некую немощну света нашествием разсыпал еси (л. 29) суемудреных шатания, светлостию словес твоих верных сердца утвердил еси, темже честное ти воспевающе пренесение божественнаго человеколюбия улучити молим ся твоими к Богу молитвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Для трансляции хотя бы приблизительного смысла славянских выражений на русском языке нужно будет использовать сложные и громоздкие конструкции. Многие церковные иерархи считают, что проблема понимания богослужения прихожанами не решится путем простого перевода литургических текстов на современный русский, но может создать ситуацию, когда для многих верных чад Церкви богослужение на русском языке вместо славянского будет восприниматься как совершенно неоправданное. Отдельно следовало бы сказать, что существует полезная практика перевода богослужебных текстов или молитв, их пояснение не в богослужебных, а в просветительских целях. 14.15. Почему священники служат в облачениях разного цвета? – Группам церковных праздников усвоен определенный цвет облачений священнослужителей. Каждый из семи цветов богослужебных облачений соответствуют духовному значению того события, в честь которого совершается богослужение. Разработанных догматических установлений в этой области не существует, но в Церкви есть традиция, усваивающая различным цветам, употребляемым в богослужении, определенную символику. 14.16. Что обозначают различные цвета священнических облачений? – В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу, а также в дни памяти Его особых помазанников (пророков, апостолов и святителей) цвет облачения золотой или желтый. В золотых одеждах служат по воскресным дням. В праздники в честь Пресвятой Богородицы, а также в дни памяти святых дев и девственников используется голубой цвет облачения, символизирующий особую чистоту и непорочность. Фиолетовый цвет принят в праздники Креста Господня. В нем соединены красный (символизирующий цвет крови Христовой и Воскресения) и синий, напоминающий, что Крест открыл дорогу в небо. Темно-красный цветцвет крови. В красных облачениях проходят службы в честь святых мучеников, проливших кровь за веру Христову. В зеленых облачениях празднуется день Святой Троицы, день Святого Духа и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресение), так как зеленый цвет – символ жизни. В зеленых облачениях совершаются также богослужения в честь преподобных: монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом, обновляет всю его природу и ведет к вечной жизни.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Вторая светоносная система возникала в византийской живописи (росписи, иконы) на основе особых приемов высветления ликов и наложения пробелов. Темные пятна и движки светов часто располагаются на лицевом рельефе таким образом, что создают иллюзию излучения света самим ликом. Третью световую систему в византийской живописи (прежде всего в мозаиках и иконах) составляют краски. Почти все они здесь светоносны. Яркие локальные цвета, включаясь в сложные художественные взаимосвязи, как со светом золотых фонов и нимбов, так и с внутренним светом ликов, создают богатую све-то-цветовую симфонию, возбуждающую глубокий эстетический отклик у зрителей. Цвет играл в византийской эстетике особую роль. Наряду со словом Он выступал важным выразителем духовных сущностей, обладая глубокой художественно-религиозной символикой . Укажу лишь кратко на значимость основных цветов палитры византийского мастера. Пурпурный цвет — важнейший в византийской культуре; цвет божественного и императорского достоинства. Только василевс подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне, носил пурпурные сапоги; только алтарное Евангелие было пурпурного цвета; только Богоматерь в знак особого почтения изображали в пурпурных одеждах. Красный — цвет пламенности, огня, как карающего, так и очищающего, это цвет «животворного тепла», а, следовательно, символ жизни. Но он же — и цвет крови, прежде всего, крови Христа, а значит, по богословской аргументации, знак истинности его воплощения и грядущего спасения рода человеческого. Белый — равноправный (в отличие от новоевропейской живописи) цвет. Он часто противостоит красному, как символ божественного света. Одежды Христа на Фаворе «сделались белыми, как свет» (Матф. 17, 2) — такими они и изображались иконописцами. С античности белый цвет имел значение «чистоты» и святости, отрешенности от мирского (цветного), устремленности к духовной простоте и возвышенности. Эту символику он сохранил и в византийском эстетическом сознании. На иконах и росписях многие святые и праведники изображены в белом; как правило, белыми пеленами овито тело новорожденного Христа в композиции «Рождества Христова», души праведников — в «Лоне Авраамовом», душа Марии — в «Успении».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

Принял Бог моление их, взошло оно на среду Божества и сбылось во Всесвятом Духе. Оторвался цвет прекраснейший, и был принесен миру в утешение человеку… Как голубица принесла ветвь масличную в ковчег в уверение об избавлении ковчега, так молитва Иоакима и Анны принесла цвет Святаго Духа на среду иудеев. 45 Глава 18. Сравнение человечества Христова с цветком розы и Божества Его — с благовонием ее, рода же иудейского — с колючим кустом розовым Род иудейский есть род неблагодарный, и ради этой неблагодарности им глаголали пророки Духом Святым, дабы уготовать род иудейский к приятию дара Духа Святаго. Тридцатилистное дерево (т. е. розовое, ибо в розе насчитывают по тридцати листочков), если не имеет цвета, непотребным делается, — не так ли? Но цвет благоукрашает сие негоднейшее дерево, и люди имеют его в чести. Когда же цвет с дерева опадет, то чем делается оно, не остается ли оно непотребнейшим? Так стало и с родом иудейским, когда он утратил цвет Всесвятаго Духа. Прекраснейший этот цветок есть цвет девства, а благоухание его есть Божество Бога. Посему говорится: «Красоте девства Твоего… Гавриил удивися… — Богородичен отпуст, глас 3. Чтобы сбросить с себя цвет (т. е. утратить его прогневлением Бога), листья (иудеи) восстали против цветка. Говорим: собрался весь род иудейский, чтобы скинуть цвет Всесвятаго Духа с рода своего. О сем сказано: «Векую шаташася языцы и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. Расторгнем узы их и отвержем иго их!» ( Пс.2:1-3 ). Посему, когда спрашивал Пилат собравшихся иудеев: «Что сотворю Иисусу?» — собравшиеся в один голос отвечали: «Скорей, скорей, распни Его». Не довольствуясь высказывать это голосом и говорить: «Да распнется», они и руки вверх поднимали, показывая как Его распять, другие же крест руками изображали, чтобы так Он был распят, и все вместе вопияли: «Да распнется!» Поэтому Пилат, видя такую ярость иудеев, осудил Его на распятие. Он же волею распялся ради спасения человеческого.

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

Византийские художники, воспитанные на идеях исихазма, продолжали утверждать идею обожения, святости. Об этом свидетельствует икона «Святая Анастасия» (Государственный Эрмитаж), созданная, вероятно, около 1400 г., возможно, в Константинополе, где был храм, посвященный св. Анастасии. Эта двусторонняя икона (на обороте – процветший Крест) была, очевидно, выносной. Святая Анастасия, по преданию, приняла мученическую кончину в 304 г. в Сирмиуме (ныне Сремска-Митровица в Сербии) в период гонений на христиан императора Диоклетиана. Мощи св. Анастасии были в конце V в. перенесены из Сирмиума в Константинополь, откуда разошлись по Европе. В начале IX в. император Никифор I подарил часть мощей святой задарскому епископу Донату, поместившему их в собор св. Анастасии в хорватском городе Задар. Реликварии с мощами св. Анастасии также хранятся на горе Афон. Честная глава находилась в монастыре Анастасии Узорешительницы в горах на полуострове Халкидики, недалеко от города Салоники. Св. Анастасия всегда изображается с крестом и сосудом для врачеваний, как целительница и узорешительница. Как отмечает О. С. Попова: «Все краски – очень светлые и нежные: в лике – это негустые охры, деликатный, неяркий румянец и розовый цвет щек и губ; в одеждах – светло-зеленые тона. Одеяние сплошь покрыто сетью длинных и тонких световых лучей, переданных полупрозрачными штрихами белил, и от этого зеленая краска кажется еще более высветленной и легкой... Отметим, что мастер достиг в изображении одеяния эффекта зримого разрежения плотности материального вещества – освобожденная от тяжести и вещественности материя как бы образует некую тонкую сферу, окружающую фигуру» 149 . Имя «Анастасия» с греческого переводится как «воскресающая», «возвращение к жизни». Зеленый цвет плаща великомученицы символизирует надежду и воскресение, возрождение к вечной жизни в Божьем Царстве. Красный цвет в одежде св. Анастасии имел целую шкалу художественных значений: он являлся воплощением огня веры, духовного горения, любви Божественной к людям. «Бог есть любовь», явленная миру, особенно в том, что Сын Божий, воплотившись, пострадал и пролил кровь свою за спасение мира. Одновременно красный – цвет воскресения Христа, знаменующего торжество неизреченной пламенной любви Божией к роду человеческому. Красный цветцвет жертвенности, цвет крови, очистительный огонь слова Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    Н. Кондаков Табл. 1 Икона Спаса Эммануила из синайского собрания преосв. Порфирия. Ныне в Музее Киевской Духовной Академии. Икона Спаса Эммануила, синайского собрания, в Музее Киев. Дух. Акад. Икона архангела Михаила, синайского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 4 Икона (часть) грузинского письма, синайского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 5 Икона свв. Петра и Арсения, синайского собрания. Музей Киев. Дух.Акад. Табл. 6 Икона свв. Федора Тирона и Ф. Стратилата. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 7 Икона Богоматери из «Деисуса». Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 8 Икона Б. Матери «Элеусы». Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 9 Икона Св. Саввы Освященного и Б. Матери. Музей Киев. Дух. Академии. Табл. 10 Икона «Деисус», часть складня. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 11 Икона св. Саввы Освященного. Музей Киев. Д. Ак. Табл. 12 Икона вм. Пантелеймона. Синайского собрания. Музей Киев. Д. Ак. Табл. 13 Икона преп. Даниила. Музей Киев. Дух. Ак. Табл. 14 Икона св. Евфимия Великого. Синайского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 15 Икона преп. Феодосия Киновиарха. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 16 Образок преп. Ермолая. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 17 Икона Сретения, афонского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 18 Икона «Уверения Фомина», афонского собрания. Музей К. Дух. Ак. Табл. 19 Икона Вознесения Господня, афонского собрания. Муз. Киев. Д. Ак. Табл. 20 Икона «Исцеления Слепого», из афонского собрания пр. Порфирия. Музей Киев. Д. Ак. Табл. 21 Икона «Воскресения Господня», из афонского собрания. Муз. К. Д. Акад. Табл. 22 Икона «Всех Святых», афонского происхождения. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 23 Икона «Единородный Сын». Музей Киев. Дух. Акад. 1 Dr. Josef Strzygowski. Byzantinisebe Denkmäler. Wien. 1891. Zwei enkanstische Heiligenbilder vom Sinai. стр. 115–124. 2 Снимки указанных икон Богоматери и Илии мы решились приложить к издаваемому ныне соч. «Памятники христианского искусства на Афоне», в виду крайней важности памятников, наилучше поясняющих важнейшие пункты истории иконописи на дереве, о которой трактуется в означенном издании, в гл. 4. См. стр. 124–8, рис. 52, таб. 48–49.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010