Первая тайна — это тайна девства Богоматери, потому что Ее девство — это воистину тайна. Девство Богоматери непостижимо для человеческого разума, непонятно, неестественно, о нем мы не можем размышлять, не можем его постигнуть. Оно особой благодатной природы. Поэтому у католиков даже учение о девстве Богоматери вылилось в особый догмат непорочного зачатия. Православная Церковь этого догмата не знает, но это не потому, что она меньше почитает Божию Матерь, а потому, что она не находит возможным входить в эту тайну, сокровенную от человека. Она перед лицом этой тайны закрывает свое лицо и в смирении преклоняется перед Ее непорочностью, перед чистотой Ее Приснодевства. И вот иконы дают нам живое свидетельство об этой тайне, они говорят о ней яснее, чем всякие богословские суждения. Но та икона, где Богоматерь изображена одна, без Младенца, там как-то особенно изображена тайна Ее непорочного девства. Вот икона «Умиление». Здесь Она склонилась одна, без Младенца, над Ней синее небо и в небе звезды. И совершенно ясно становится откровение этой иконы о Ее горней чистоте, о горней непорочности Девы. Недаром преподобный Серафим так любил эту икону и называл ее «Радостью всех радостей». Вот другая икона, на которой тоже Богоматерь. Одна — Калужская икона Богоматери, так называемая «Огневидная» икона, и другие, на которых хотя и изображена Богородица с Младенцем, но самое название их прежде всего говорит о Ее Приснодевстве. Вот «Благоуханный Цвет»Пресвятая Богородица протягивает Младенцу цветок. Смысл этой иконы в том, что вся наша жизнь полна зловонной греховности, а истинное благоухание там, где чистота и непорочность. Ни о ком нельзя с таким правом сказать — благоухающая, как о Пресвятой Богородице. На нашей темной земле произрастают сорные растения, и даже каждый цветок отравлен каким-нибудь ядовитым соком. Только один Благоуханный Цветок произрос среди этих терний — это Пресвятая Богородица. Она не только Благоуханный Цвет — Она «Неувядаемый Цвет», как говорит другая икона, потому что Ее девство — залог Воскресения, победы над смертью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

На престоле св. Антиминс на желтом атласе; священнодействован преосвященным Антонием, епископом Старорусским, бывшим Викарием Новгородской епархии. Затем, сребропозлащенный ковчег, для хранения св. тайн, в бронзовом вызолоченном футляре, с четырьмя колонками по углам и со стеклами; верх на нем в виде башенки с крестом; стоимость – 600 рублей. На горнем месте алтаря – икона Триипостасного Божества в апликовой ризе и киоте красного дерева с стекляною золоченою рамою, и форточкою. Сверх киота резное золоченое сияние с символами ветхого и нового завета. По сторонам, по две витых, золоченных колонок. Карниз и тумба обложены золоченою резьбою. Над царскими вратами – икона Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет», в деревянной раме с золоченою галтелью, со стеклянною форточкою. Жертвенник из дубового дерева; верхняя доска кипарисная; вышина –1 арш. 5 ½ верш., длина – 1 арш. 12 верш, и ширина – 1 арш. 4 вершка. Пред жертвенником на стене – икона Старорусской Божией Матери древнего письма, имеющая в вышину – 2 арш. 2 верш., в ширину –1 арш. 11 верш. Икона в апликовой ризе. Рама на ней с золоченною галтелью. Предалтарный иконостас Иконостас сделан из дерева, в три яруса, и украшен в нижнем ярусе –витыми виноградными колонками, в среднем – резными пилястрами, а в верхнем – гладкими, витыми колонками. Он весь резной работы. По средине иконостаса – царские врата сквозные, с виноградною резьбою; в них шесть икон: Божией Матери, Архангела Гавриила и четырех Евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. По правую сторону царских врат: икона Спасителя, сидящего на престоле, икона Успения Божией Матери, икона св. бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана и св. священномученика Антипы, епископа Пергамского. По левую сторону царских врат: икона Божией Матери, сидящей на престоле с Предвечным Младенцем, икона Рождества Пресвятой Богородицы, икона св. Григория, архиепископа Новгородского и преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского. Иконы во втором ярусе, над царскими вратами: Тайная Вечеря, с правой стороны: Вознесение Господне, уверение апостола Фомы и Воскресение Христово; с левой: Преображение Господне, крещение Господне и бегство в Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Там преподобный Никита совершал чудеса: по молитвам святого были избавлены от плена два его соотечественника; три человека, попавшие в кораблекрушение, были чудесно спасены от смерти. Шесть лет преподобный Никита томился в ссылке и был освобожден только после смерти Льва Армянина при его преемнике императоре Михаиле II Косноязычном (820–829). Преподобный Никита не вернулся в свой монастырь, но, желая хранить безмолвие, поселился недалеко от Константинополя в уединении. В скором времени он мирно скончался (13 апреля 824 года, в Неделю 4-ю Великого поста). Накануне смерти преподобный Никита причастился Святых Христовых Таин. Тело его было перевезено на корабле в Мидикийский монастырь епископом Ефесским Феофилом и архиепископом Солунским Иосифом (1830; память 26 января). На пути в монастырь погребальную процессию встретил епископ Плусиадский Павел с множеством иноков и мирян. От гроба преподобного Никиты совершались многие исцеления. Он был погребен в гробнице своего наставника преподобного Никифора. После погребения у гробницы святого также совершались чудеса. Житие преподобного Никиты написано его учеником Феостириктом, иноком Мидикийской обители. Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице ради иконы Ея, именуемыя «Неувядаемый Цвет» Тропарь, глас 5: Радуйся, Богоневесто, жезле тайный,/Цвет Неувядаемый процветший,/радуйся, Владычице, Еюже радости наполняемся/и жизнь наследствуем. Икона Божией Матери, именуемая «Неувядаемый Цвет» На иконе Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на правой руке, а в левой руке у Нее – цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемость девства и непорочность Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь : «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». Списки этой иконы прославились в Москве, Воронеже и других местах Русской Церкви. Читать далее Источник: Минея - М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Минея апрель. - 2002./Ч. 1. – 400; Ч. 2. - 312 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О Введенском монастыре, основанном в г. Бежецке пр. Нектарием у В. Зверинского сообщены следующие сведения; «Введенский мужской монастырь, ныне приходская церковь в г. Бежецке, Тверской губернии, основан пр. Нектарием, скончавшимся в 1494 г.; мощи его почивают под спудом. С 1722 г. по 1727 и с 1730 по 1744 г. этот монастырь был приписан к Антониеву Краснохолмскому монастырю, в 1764 г. был упразднён. По описи 1727 г. в нём были церкви: Введения Пресвятой Богородицы – каменная и Преподобного Серия Радонежского – деревянная, колокольня и три кельи (Материалы для историй монастырей, выпуск 2-й, Ныне существует только каменная Введенская церковь и отдельно от неё стоящая также каменная (конусообразная) колокольня. По поводу прошения Бежецкого живописца М. Яковлева, обращавшегося к Тверскому Епархиальному Начальству о дозволении ему писать иконы пр. Нектария, Архиепископом Димитрием в феврале 1904 года потребованы были от Настоятеля Бежецкого собора (Протоиерея Н. Стратонитского) и городского благочинного (священника Г. Сорогожского) сведения о пр. Нектарии Бежецком и об иконах его. На что были получены такие сведения: а) «Жителям г. Бежецка, по преданию, известно, что мощи пр. Нектария находятся под спудом Введенской церкви, существующей на месте бывшего монастыря. При той означенной церкви 3 апреля, в день его кончины, ежегодно совершается панихида при незначительном числе почитателей угодника Божия... б) В Введенской церкви имеется икона пр. Нектария, написанная на доске (18 вершков высоты и 14 вершков ширины). На иконе пр. Нектарий изображён в рост, стоящим в молитвенном положении пред ликом Божией Матери, именуемой «Неувядаемый Цвет», празднество которой совершается 3 апреля... Икона написана в 1895 г. 1 апреля (упомянутым А. Яковлевым). в) Имеются иконы пр. Нектария в Бежецке: в церквах Вознесенской, Пятницкой, духовного училища, каковые иконы писаны по святцам Ф. Солнцева». При этом нельзя умолчать, писали члены Комиссии, об иконе пр. Нектария, виденной ими в доме А. Яковлева, что на иконе Нектарий изображён с коленопреклонением молящимся пред иконой Божией Матери. На вопрос, почему так изображён пр. Нектарий, Яковлев рассказал о бывшем ему видении во сне (в 1902 г.). «Шёл я в храм Введения Пресвятой Богородицы (при коей он состоит прихожанином) и при входе на паперть увидел пр. Нектария, молящимся на коленях пред иконой Божией Матери Неувядаемый Цвет; пред ним была открыта книга, лежащая на столе. Я почувствовал страх и вскоре проснулся. Этот момент мной был и воспроизведён на картине», – закончил свою речь Яковлев (Копия с неё находится в Апостольской церкви Тверского архиерейского дома).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Образ Богородицы занимает исключительное место в православной духовности. С самых древних времен Церковь видела в Богоматери великую Молитвенницу за человеческий род, чувствовала глубокую веру в Ее Покров, простертый над миром. Она - Заступница Усердная, нерушимая Стена, Всех скорбящих Радость, Целительница, Споручница грешных, Благодатное Небо, Живоносный Источник, Нечаянная Радость, Умягчение злых сердец, Спорительница хлебов, Утоли мои печали, Взыскание погибших, Неувядаемый Цвет, Недремлющее Око, Избавительница, Утешительница скорбящих, Скоропослушница, Благоуханный Цвет, В скорбях и печалях Утешение, Помощь в родах, Сладкое Лобзание. Она - Прибежище всех матерей мира и учит жить в совершенной преданности воле Небесного Отца. Не страхом, не угрозами, а одной любовью и безграничным милосердием ведет людей ко Христу Богородица, Она жалеет человечество великим всепрощающим состраданием. Дева Мария на руках Своего Сына была вознесена к великому Престолу. Пред Успением Своим Богородица говорила плакавшим перед Нею христианам, что теперь, всегда видя Сына Своего, Ей будет легче помогать людям. Время лишь усиливает почитание Пресвятой Девы. Иногда, чувствуя свою греховность, мы не смеем обращаться к Богу. В эти дни сомнения, тоски и горя мы находим благую Утешительницу в Матери Божией, убежденные в том, что Она никогда не отвернется от нас. Благословенна сила веры, преклоняющая во прах нашу суетную гордыню и разливающая Божественный свет и небесную тишину в душах пред простым образом Святой Богоматери. Литература 1. Л.А.Успенский. Богословие иконы Православной Цекрви. М., 1989. 2. Киселев А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. М., 1992. 3. Н.А.Барская. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993. 4. Философия русского религиозного искусства XVI-XX веков. Антология. М., 1993. 5. Икона. Секреты мастерства. М., 1993. 6. Большой путеводитель по Библии. М., 1993. 7. Икона древней Руси XI-XVI веков. СПб., 1993. 8. С.Снессорева. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Ярославль, 1994.

http://pravicon.com/text-15

Покрова Пресвятой Богородицы; Николая Чудотворца. Троицы Живоначальной, на Капельках, на Первой Мещанской улице, первоначально построена была в 1693 году деревянная, а в 1712 году каменная. Приделы: Мученика Иоанна Воина; Митрофания Воронежского . Троицы Живоначальной, в Кожевниках, построена в 1689 году. Приделы: Кира и Иоанна; Михаила Архангела; Мученицы Параскевы Пятницы. Троицы Живоначальной, в Троицкой, близ Самотёки, в Троицком переулке. Когда построена неизвестно, но нынешняя сооружена в 1708 году. Приделы: Владимирской иконы Божией Матери; Сергия Радонежского. В сем храме чудотворная икона Всемилостивого Спаса. Троицы Живоначальной, на Пятницком кладбище, построена в 1830 году. Приделы: Сергия Радонежского; Преподобной Параскевы. Троицы Живоначальной, в Шереметьевской больнице, у Сухаревой башни, построена в 1807 году. Приделы: Николая Чудотворца; Димитрия Ростовского . Троицы Живоначальной, в Ермаковской богадельне, близ Покровки. Троицы Живоначальной, в доме Муханова, на Пречистенке, построена в 1833 году. Троицы Живоначальной, в единоверческой церкви, близ Салтыковского моста, построена в 1819 году. Троицы Живоначальной, в Набилковской богадельне, в Протопоповском переулке, построена в 1835 году. Троицы Живоначальной, в доме Трудолюбия, в Елисаветинском училище, на Вознесенской улице, построена в 1862 году. Троицы Живоначальной, в доме князя Трубецкого, близ Знаменки. Успения Пресвятой Богородицы, на Успенском вражке, в Газетном переулке, первоначально построена в 1647 году, а в 1860 году перестроена. Приделы: Усекновения главы Иоанна Предтечи; Сергия Радонежского; Николая Чудотворца. Успения Пресвятой Богородицы, на Могильцах. Пречистенских ворот, построена в 1799 году. Приделы: Спиридона Тримифунского; Николая Чудотворца. В сем храме чудотворная икона «Неувядаемый Цвет». Успения Пресвятой Богородицы, на Остоженке, первоначально построена в 1670 году. Приделы: Сретения Господня; Николая Чудотворца. Успения Пресвятой Богородицы, на Покровке, построена в 1696 году. Придел Петра митрополита Московского.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Наибольшее число исторических воспоминаний связано в России с Владимирской иконой Божией Матери — древнейшей из чудотворных образов Пречистой Девы Марии. Эта великая святыня, украшенная в прошлом золотым окладом с жемчугами и драгоценными камнями, подвергалась ограблениям, пребывала в горящем храме, страдала вместе с народом православной Руси. Но глубочайшее почитание Владимирской иконы Божией Матери, укрепленное этими страданиями, стало воистину той живой водой, которая взрастила неувядаемый цвет — бесчисленные списки образа Владычицы, дорогого каждому чаду Церкви Христовой, глубоко верящему в заступничество Пресвятой Богородицы пред Господом нашим Иисусом Христом. По преданию, икона была написана апостолом и евангелистом Лукой на доске от стола, за которым принимало пищу Святое Семейство — Спаситель, Пречистая Дева Мария и праведный Иосиф. Икона оставалась в Иерусалиме до 450 года, когда при императоре Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь. В 1131 году патриарх Лука послал ее в Киев, в дар великому князю Юрию Долгорукому. Икона была поставлена в великокняжеском селе Вышгороде, расположенном в окрестностях Киева. В 1155 году Вышгород стал уделом святого князя Андрея Боголюбского. Князь Андрей был горячим почитателем Богоматери, и имя Ее, как говорит летописец, не сходило с его уст. В то время князь замышлял с юга России перебраться в землю Суздальскую, где хотел основать независимое от Киева княжество. И когда он выехал из Вышгорода на север, то взял с собой и икону, которая была ему дороже всяких сокровищ. Добравшись до Владимира на Клязьме, он хотел было направиться в Ростов, но лошади, везшие икону, остановились и не хотели идти дальше. Никакой силой их нельзя было сдвинуть с места. Князь долго молился перед иконой, и наконец Богоматерь открыла ему Свою волю, чтобы икона осталась во Владимире. Тогда святой Андрей заложил во Владимире собор, чтобы в нем с честью водворить святыню. Уже через два года, в 1160 году, великолепный храм был закончен. Его освятили в честь Успения Богоматери и поместили в нем икону, украсив ее драгоценной ризой. С тех пор икона стала называться Владимирской и от нее проистекало множество чудес.

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

М., 1982. С. 214). В «Слове на Рождество Богоматери» прп. Иоанна Дамаскина Богоматерь воспевается как «облеченная благолепием добродетелей, как златотканными одеждами» (Избранные слова святых отцев в честь и славу Пресв. Богородицы. СПб., 1868. С. 16-32). Радость, торжество, звучащие в каждой строке канона и в др. источниках, передаются на иконах с помощью пламенеющей киновари и мерцаюшего золота, тончайшей орнаментики, пышных цветов, расшитых золотом драпировок, богато украшенных палат. Это наиболее ярко проявилось в одной из самых драгоценных по живописи икон - образе из Голутвинской церкви. Однако этот вариант иконографии со временем практически вышел из употребления, на смену ему пришли иконы упрощенной иконографии, хотя в целом и повторяющие чудотворный образ из Алексеевского мон-ря, напр. икона XIX в. (ЦМиАР; см.: О Тебе радуется. 1995. С. 65. Кат. 54). Из московской церкви Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах Из московской церкви Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах происходит несохранившаяся чудотворная икона «Н. Ц.» (празд. 31 дек.). По преданию, она принесена с Афона болящему прихожанину этого храма надворному советнику А. В. Малевскому-Малевичу в 1865 г. Вскоре он почувствовал облегчение. После этого слава иконы как чудотворной стала распространяться. С этой иконы для Успенской ц. на Могильцах был сделан список (8×63/4 вершка), к-рый поместили в Никольский придел ( Ловцов. 1899. С. 33-35). Иконография этого образа существенно отличалась от чудотворной иконы Алексеевского монастыря. По описанию Ф. М. Ловцова, Богородица была изображена восседающей на престоле, правой рукой Она поддерживала Младенца, стоящего на цветке, к-рый вырастал из-под ног Богоматери. Христос был представлен в венце, над Богоматерью венец держали ангелы. У Младенца в правой руке была держава, у Богородицы - жезл с цветами лилии. Точное повторение этого чудотворного образа представляет собой икона сер. XIX в. (ЦМиАР; см.: О Тебе радуется. 1995. С. 64. Кат. 53). Образцом для икон этого типа послужили иконы, восходящие к афонским гравюрам, или сами вышеуказанные гравюры ( Papastratos.

http://pravenc.ru/text/2565162.html

На головах Богоматери и Христа пышные короны закрытого типа. На груди Богоматери широкое ожерелье из неск. рядов цепей посередине, обрамленных с 2 сторон жемчугом,- это драгоценные привесы на Ченстоховской иконе, традиционно воспроизводившиеся на ее многочисленных списках. На ксилографии из Толковой Псалтири (К., 1697) гравер с точностью изобразил эти основные особенности Л. и. На списках, копировавших чудотворную икону, центральное место в композиции занимало изображение Богоматери с Младенцем. Списки, к-рые писали непосредственно с чудотворного образа, имели пространную надпись об истории иконы под центральным образом Богоматери с Младенцем (икона XVIII в. (?) из Спасо-Преображенской ц. в Любече). Во 2-м, позднем варианте данного извода надпись внизу иконы отсутствовала (икона «Любецкая Богоматерь», XIX в., храм-музей икон «Неувядаемый Цвет», д. Исаково Солнечногорского р-на Московской обл.; 51×42 см). К числу более редких относятся списки, копировавшие сложносоставную икону работы иером. Иннокентия (Щирского). В XVIII-XIX вв. изображения Л. и. вошли в многочисленные гравированные и иконописные своды Богородичных икон (гравюра нач. XIX в. «Двенадцать икон Богородицы» - под 7 мая изображено «Явление иконы Пртыя Бцы Любецкой»; гравюра 1-й пол. XVIII в. «Образ сорока явлений Пресвятыя Богородицы» - во 2-м ряду 11) «Изображение чудотворнаго образа Пртыя Бцы Любецкой яже принесе излюбеча в kieb Селивестру Kiebcku мирополи inocmabiшa вцркви cbmoi Coфiu»; гравюра кон. XVIII в. «Изображение 130 икон Богородицы» - 12) с подписью: «Любецкая» ( Ровинский . Народные картинки. Т. 3. С. 473, 476, 478. 1212, 1214, 1216). Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киевософийского собора и Киевской иерархии. К., 1825. С. 49; Димитрий Ростовский, свт. Соч. М., 18396. Т. 1. С 486-487; Скворцов И. М., прот. Описание Киево-Софийского собора по обновлении его в 1843-1853 гг. К., 1854; Милорадович Г. А. Антониевский Любечский муж. мон-рь. [Чернигов, 1860]; он же. Любеч Черниговской губ.

http://pravenc.ru/text/2561034.html

23:30 – Переезд в Иерусалим к Яффским воротам Старого города в Иерусалиме. 00:00 – Божественная Литургия в храме Гроба Господня. Возвращение в отель в Вифлееме около 04:00 утра. День пятый Поздний завтрак в отеле. Освобождение номеров. Начало программы в 08:30. Отъезд в Галилею. Посещение горы Фавор. Православный греческий монастырь Преображения Господня. Чудотворная икона Божьей Матери «Неувядаемый Цвет». Кана Галилейская. Греческая православная церковь св. Георгия Победоносца на месте первого чуда Спасителя – претворения воды в вино на свадебном пиру. Назарет. Католическая базилика Благовещения и церковь св. Источника и Архангела Гавриила. Размещение в отеле в Назарете. Ужин. Отдых. День шестой Ранний завтрак в отеле. Освобождение номеров. Начало программы в 07:00. Участок Русской Духовной Миссии в Магдале: храм и чудотворный источник св. равноапостольной Марии Магдалины. Гора Блаженств – место Нагорной проповеди. Панорама Геннисаретского озера. Капернаум. Дом св. апостола Петра. Греческий монастырь и храм во имя Двенадцати апостолов. Табга. Церковь Умножения Хлебов. Залив Притч – где Спаситель поучал народ из лодки. Возможна остановка на обед – в меню «рыба св. Петра». Река Иордан – омовение в священных водах. Переезд через иорданскую долину. Иерихон – гора Искушения. Иудейская пустыня. Размещение в отеле в Вифлееме. Ужин. Отдых. День седьмой Ранний завтрак в отеле. Переезд в Иерусалим, пешее паломничество. Отъезд в Айн-Карем, в Горненский Русский женский монастырь. Проезд на Масличную гору (Елеон), далее – пешком. Панорама Иерусалима с Масличной горы. «Стопочка» – место Вознесения Господня. Спасо-Вознесенский православный женский монастырь. Могила начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина) . Часовня Обретения Главы Иоанна Предтечи. Трапезный храм св. праведного Филарета Милостивого. Францисканский храм «Господь плачет» (Dominus flevit) – на месте, на котором Иисус оплакивал Иерусалим. Храм св. равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании, где покоятся св. мощи преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и ее келейницы инокини Варвары. Ступени, по которым шел Иисус Христос во время входа в Иерусалим. Камень, на который Богоматерь уронила свой пояс для уверения апостола Фомы. Храм Успения Богородицы: Гробница Божьей Матери; чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Иерусалимская». Гефсиманский сад. Храм всех Наций: Камень Моления о Чаше. Гора Сион. Гробница царя Давида. Горница Тайной Вечери. Католический храм Успения Пресвятой Богородицы. По последнему пути Иисуса – от места Тайной Вечери в долину Кедрона. Возвращение в отель в Вифлееме. Ужин. Отдых. День восьмой

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010