Икону сию мы видели во святом граде Иерусалиме и лобызали ее. В XII веке икона была перенесена в Константинополь, в церковь св. Софии, где пребывала до XVI-ro века. Икона «Ключ разумения» Пресвятая Богоматерь изображена на этой иконе во весь рост; в нижней части иконы нарисован ключ. Перед ней совершают молебны пред началом учения отроков, а также молятся в тех случаях, когда у детей замечается слабое развитие умственных способностей, необходимых для усвоения преподаваемых им наук. Посему-то она и именуется «Ключом разумения». Образ этот чтится местно и находится ныне в кладбищенской церкви г. Балахны Нижегородской губернии. 3 апреля Икона «Неувядаемый цвет» Богоматерь, изображенная на этой иконе, держит Сына Своего на правой руке, а в левой руке у Нее цветок лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Богоматери. С таким названием иконы имеются в разных местах: в двух церквах г. Москвы — церкви Успения на Могильцах, где ей празднуется 31 декабря, и в Алексеевском монастыре; в г. Кунгуре Пермской губернии; в бывшем г. Кадоме Тамбовской губернии, именно — в Милостиво-Богородицком женском монастыре, и в Богородицко-Рождественской церкви города Воронежа. Подобная же икона находится в Никольской церкви села Будищ Полтавской губернии. Она принадлежит к числу очень древних икон и чтится местно. Ежегодно 3 апреля в село Будищи собирается много богомольцев на поклонение этому образу, представляющему копию с Владимирской иконы Богоматери. От него совершилось много чудесных исцелений больных. Веницейская икона Именуется Веницейской по той причине, что была привезена в Мытищи князем Зборовским из г. Венеции (в Италии). 4 апреля Явление иконы «Живоносный источник» Чудный и утешительный вид имеет эта икона. Представлена высокая, громадная каменная чаша, стоящая в широком водоеме, полном воды. Над чашей парит Пресвятая Дева с Предвечным Младенцем в руках, венчанная короной. К водоему, полному животворной воды, стеклись жаждущие; несчастные, утомленные жизнью, пьют воду и становятся сильными и бодрыми. Какой прекрасный символ…

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

“Пожалуйста, заберите у меня мою астму!” Еще одна женщина, которая сейчас уже преставилась, с молодости страдала очень тяжелой формой астмы. Она в свое время помогла геронде Ефрему в строительстве нашего монастыря. Перед тем как герондисса преставилась, эта женщина спросила ее: “Герондисса, могу я попросить вас об одном одолжении? Пожалуйста, заберите у меня мою астму!” На следующий после смерти герондиссы, а этой даме было тогда около восьмидесяти лет, − астма оставила ее навсегда. У нас накопилось много подобных историй. Она была святой, по-настоящему святой. Так же, как геронда Ефрем, она была в состоянии читать наши помыслы. Она была вся любовь. И вот, из-за того, что она была первой монахиней геронды, приехавшей в Америку, а также из-за её всепоглощающей любви, к ней стремились женщины из самых разных мест, оттуда, где впоследствии были построены старцем Ефремом другие монастыри: из Нью-Йорка, Чикаго и т.д.. Бывало, она говорила этим паломницам: “Когда вы будете строить монастырь у себя дома, не забывайте, что вы должны будете помогать вашей герондиссе точно так же, как помогаете мне”. Таким образом, она заранее готовила их к этой миссии. Однажды один человек принес нам старую икону Пресвятой Богородицы. Он не знал, что это была за икона. Это был православный мужчина, женатый на протестантке. Его жена собиралась выбросить все его иконы. Случилось так, что две монахини, мать и дочь, проходили мимо и услышали их разговор, как он уговаривал свою жену не выбрасывать иконы. Они предложили ему передать иконы в монастырь. Мужчина приехал к нам с завернутой иконой и сказал герондиссе: “Я не буду открывать ее до завтра”. А он не знал, что это была за икона. А на следующий день праздновалась икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Они развернули сверток и увидели, что это была как раз та самая икона, «Неувядаемый Цвет». Когда герондисса достала икону, весь монастырь наполнился благоуханием, оно ощущалось повсюду, наверху, внизу, даже в подвале. Эта икона до сих пор пребывает в нашем монастыре.

http://pravoslavie.ru/95828.html

Изображения Божией Матери в молении помимо фронтального положения могут представлять фигуру в 3/4 повороте. Такие образы известны с доиконоборческого времени. Руки Богородицы молитвенно протянуты ко Христу, напр., так в изображениях Божией Матери Агиосоритиссы (Халкопратийской) (мозаика в ц. вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в. (не сохр.), миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 76, IX в.); икона XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае); икона из Успенского собора Московского Кремля, XIV в.) и в композициях Деисуса, а также Божией Матери Параклисис (Заступницы), держащей в руках свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу (мозаика ц. вмч. Димитрия, VII в.; Боголюбская икона Божией Матери (Успенский собор Княгинина мон-ря во Владимире, сер. XII в.); икона из собора в Сполето (Италия); XII в., фреска собора Мирожского мон-ря во Пскове, XII в.; мозаика ц. Мартораны в Палермо (Сицилия), XII в.). Нередко названия определенных иконографических типов отождествляются с эпитетами Богородицы или являются топонимами, указывающими на место, где находится почитаемый образ (в рус. традиции они получили свое наименование, не всегда буквально передающее оригинал), и могут встречаться на иконах различных изводов. Упоминавшаяся икона типа Елеусы из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XII в.) сопровождается надписью «Blahernitissa», что связано с существованием почитаемого образа такого типа во Влахернском храме К-поля. На мозаической иконе такого же типа из Византийского музея (XII в.) написано «Episkepsis» (Поручительница, Ходатаица или Покровительница); образы Одигитрии могут иметь надписи «Eleousa» (мон-рь Хиландар, Афон, XIV в.), «Peribleptos» (Прекрасная) и «Psuhosostria» (Душеспасительница) (обе — XIV в., музей в Охриде (Македония)); «Keharitomene» (Преблагодатная) и «Pantabasilissa» (Всецарица) (обе — XVI в., СЦАМ) и др.; на иконе Богородицы Оранты с образом Младенца перед грудью надписано «Odigitria» (Путеводительница) (XV в?, ЦАК МДА). Символические эпитеты Богородицы могут являться наименованием определенного иконографического типа. К таким иконам относится, напр., образ Богородицы «Живоносный Источник» («Zouodoxos Pege»), находившийся в одноименном храме вблизи К-поля. Богородица изображается по пояс в фиале (чаша с фонтаном), без Младенца, с воздетыми в молении руками (мозаика мон-ря Хора в К-поле; ц. св. Архангелов в Леснове (Македония), 1347–1348) или с Младенцем, Которого Она придерживает обеими руками (фреска мон-ря св. Павла на Афоне, 1423; рус. икона 1675, ЦМиАР). Особенно широко в рус. среде были распространены иконы, основанные на лит. эпитетах Богородицы, такие как «Неувядаемый Цвет», «Блаженное Чрево», «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Неопалимая Купина», «Гора Нерукосечная», «Непроходимая Дверь» и др.

http://sedmitza.ru/text/398320.html

Ответов: 4. Последний ответ: Спасибо большое всем! Насчет трех частей дерева я ошибалась - целостное. Добавлено на опознание: 2015-01-14 13:00:02 Владелец: mudrak Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Икона моей бабушки...слева надписи :--ач-щимЪ питатель..:--рев пристанище..:--злЪ старости..:справа надписи:страник --:больных исц--:немощи поеровЪ и За--- Подскажите название этой иконы Ответов: 4. Последний ответ: икона Б.М. Всех скорбящих радость Добавлено на опознание: 2015-01-11 17:56:06 Владелец: Smile Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Делаем опись икон в храме и никак не можем опознать данную икону Пресвятой Богородицы. Очень похоже на " Нерушимая стена " , но не она, кажется. Буду благодарна за помощь. Помогай Господь. Ответов: 4. Последний ответ: Безусловно, Вы правы. Спасибо! Нерушимая Стена. Согласна. Добавлено на опознание: 2015-01-10 16:18:24 Владелец: slavik3558 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов нет. Добавлено на опознание: 2015-01-10 16:17:58 Владелец: slavik3558 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов нет. Добавлено на опознание: 2015-01-08 12:53:37 Владелец: Marsha1949 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Моя бабушка совершила паломничество за этой иконой для благословления на брак с моим дедушкой в 1900 году.Я не могу найти название иконы: то ли Неувядаемый цвет (но подобных икон в Перечне православных икон нет), то ли Вседержавная,так как в правой руке Младенца Иисуса Держава, а в левой-скиптр. Прошу помощи. [Добавлено 2015-01-08 14:14:51]: А главное-куда моя бабушка совершила паломничество за этой иконой! Я пересмотрела больше 300.000 икон в интернете, я смотрела Книги с перечнем православных икон в Иконных лавках, посещала монастыри за помощью,но таких икон, как сказали, в России нет. [Добавлено 2016-02-05 11:08:06]: Икона опознана! Мне помогла в " Одноклассниках " Аврора. Икона называется Иерусалимская Божья Матерь. Хранится в Иерусалиме в Греческом храме и в Греции. Благодарю за помощь всех неравнодушных! [Добавлено 2016-02-23 19:47:13]: Эта икона называется Иерусалимская Божья Матерь.

http://pravicon.com/unknown/99

Упоминавшаяся икона типа Елеусы из монастыря вмц. Екатерины на Синае (XII в.) сопровождается надписью «Влахернитисса», что связано с существованием почитаемого образа такого типа во Влахернском храме Константинополя. На мозаической иконе такого же типа из Византийского музея (XII в.) написано поручительница, ходатаица или покровительница; образы Одигитрии могут иметь надписи «Елеуса» (монастырь Хиландар, Афон, XIV в.), «Прекрасная» и «Душеспасительница» (обе - XIV в., музей в Охриде (Македония)); «Преблагодатная» и «Всецарица» (обе - XVI в., СЦАМ) и др.; на иконе Богородицы Оранты с образом Младенца перед грудью надписано «Путеводительница» (XV в?, ЦАК МДА). Символические эпитеты Богородицы могут являться наименованием определенного иконографического типа. К таким иконам относится, напр., образ Богородицы «Живоносный Источник», находившийся в одноименном храме вблизи Константинополя. Богородица изображается по пояс в фиале (чаша с фонтаном), без Младенца, с воздетыми в молении руками (мозаика монастыря Хора в Константинополе; церковь св. Архангелов в Леснове (Македония), 1347-1348) или с Младенцем, Которого Она придерживает обеими руками (фреска монастыря св. Павла на Афоне, 1423; русская икона 1675, ЦМиАР). Особенно широко в русской среде были распространены иконы, основанные на литературных эпитетах Богородицы, такие как «Неувядаемый Цвет», «Блаженное Чрево», «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Неопалимая Купина», «Гора нерукосечная», «Непроходимая Дверь» и др. В тесной связи с формированием иконографии богородичных праздников стоит развитие житийного цикла Богородицы, в основе его изображений лежат апокрифическое Протоевангелие Иакова, Слово апостола Иоанна Богослова на Успение, Слово прп. Иоанна Солунского и ряд других текстов, рассказывающих о событиях жизни Богородицы от Ее зачатия неплодной Анной до Успения. Отдельные изображения апокрифических сюжетов были известны уже в доиконоборческий период, например пластина со сценами «Благовещение» и «Испытание водой обличения» (VI в., ГМИИ).

http://sedmitza.ru/text/476226.html

Особым совещанием при Коллегии ОГПУ освобождена из-под стражи. В 1951 г. в этой общине поселились сестры Христина и Феодора Григорьевны Воробьёвы. После начала Великой Отечественной войны, в 1941-1942 гг., в здании храма размещался временный сборный пункт. Ок. 1948 г. помещение храма оборудовали под склад. После ликвидации в 50-х гг. XX в. совхоза 5 в церкви располагалась овощная база Ленинского районного продторга. Решением Омского облисполкома от 23 мая 1989 г. здание Казанской ц. включено в «Свод памятников истории и культуры Омской обл.», в июле 1990 г. передано Омской епархии, а 21 июля того же года освящено. Однако др. монастырские постройки возвращены не были. Настоятелем храма назначен свящ. Иоанн Бабяк (с 2010 протоиерей). В церкви произведен ремонт, поставлен иконостас; заново отстроена колокольня. Среди чтимых святынь - ковчежец с частицей мощей свт. Игнатия (Брянчанинова) (привезен из Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря ), др. ковчег с частицами мощей Дивеевских преподобных Александры, Елены и Марфы, Казанский образ Божией Матери, икона «Неувядаемый Цвет» и образ св. блгв. кн. Александра Невского, до 1930 г. пребывавшие в монастырском храме, а затем сохраненные омскими монахинями и возвращенные в Казанскую ц. Также почитается образ Божией Матери «Всецарица». Решением Синода от 3 дек. 1994 г. при Казанском храме возобновлен О. м., духовником и старшим монастырским священником назначен Иоанн Бабяк. Ок. 2000 г. в обители проживали 3 монахини и неск. послушниц, но к 2018 г. монастырская жизнь пресеклась, Казанский храм является приходским. С 1998 г. при церкви действует воскресная школа для детей и взрослых, размещенная в бывш. заводском здании (70-е гг. XX в.). Рядом с О. м. поставлен памятник (1994), на к-ром увековечены имена омских сестер, пострадавших в годы репрессий, в т. ч. игумений Елены, Гавриилы и Евпраксии, схимонахинь Антонии и Аполлинарии, монахинь Ксении, Макарии, Ангелины, Варвары, Магдалины, Евпраксии, Марины, Марии, Серафимы, Ирины, Ариадны, Аркадии, Софронии.

http://pravenc.ru/text/2578407.html

Как оказалось, данное событие в череде «совпадений» и «случайностей», участниками которых нам удалось стать в дальнейшем, стало начальным. Мы получили хороший урок, теперь необходимо было «закрепить материал» изучением Священного Писания. Рядом с местом моей службы есть храм. После получения благой вести я зашёл туда. Моё внимание привлекло изображение Ангела на расписанной стене храма. Ангел держал в руке лилии. Мы ещё не перестали обсуждать удивительность «совпадения» с праздником Благовещения, а тут снова информация для размышления. Решили выяснить, что это за Ангел с лилиями, и есть ли в Православии какое-либо значение у этих цветов. Знающие люди, читающие Священное Писание, конечно не удивятся, но мы, совсем ещё «зелёные» в вопросах веры молодые люди, были просто поражены, узнав, что именно райскую ветвь (в иконописи часто изображается в виде лилии) преподнёс Архангел Гавриил Пресвятой Богородице в момент Благовещения со словами: «Радуйся, Благодатная!» Вот такая «случайная» связь была обнаружена с лилиями, впервые распустившимися у нас. Некоторое время спустя, продолжая ремонт, я опять обратился к Пресвятой Богородице, теперь уже со словами благодарности и, приглядевшись к изображению, увидел, что Дева Мария держит в руке ту самую райскую ветвь, о которой мы недавно читали и так сильно удивлялись. И как это раньше оставались незаметными цветы лилии на данной иконе? Ещё более сложный вопрос: почему люди, проживавшие в квартире ранее, в течение многих лет не снимали календарь с изображением иконы и оставили его нам, уезжая? Чудо! Называется икона «Неувядаемый цвет», и её, кстати, также почитают в дни указанных событий. Вот так! Незадолго до родов начали возникать вопросы, ответы на которые я стал искать в Церкви. Опять же «случайно» мне посчастливилось познакомиться с батюшкой, насельником Сретенского монастыря. Все имеющиеся на тот момент у меня вопросы были благополучно разрешены. Сретенский монастырь      Подошло время рожать, но это событие почему-то откладывалось, что естественно начало нас беспокоить. Наслушавшись «ободряющих» рекомендаций от наблюдающих врачей, мы приехали в Сретенский монастырь , где батюшка, выяснив, когда моя супруга до этого участвовала в Таинстве Причастия, сказал приехать на следующий день на Божественную Литургию. Прощаясь после необходимого нам в этот день разговора, мы попросили у батюшки благословения «на случай, если богослужение придётся пропустить». По всей видимости, настрой на поездку был по-настоящему «боевой», и Господь, приветствуя наши намерения, одобрил рождение ребёнка, который как будто ждал благословения для выхода на свет Божий. Этой же ночью мы поехали в роддом. Слава Богу! Родился мальчик.

http://pravoslavie.ru/78464.html

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Конец XIX – начало XX в. Одна из самых любимых икон – «Всех скорбящих Радость». Впервые образ с таким названием прославился в Москве в XIX веке. Списки с него разошлись по всей России. При этом они нередко существенно отличались друг от друга: на одних Богородица изображена с Богомладенцем, на других Одна, разнятся и группы предстоящих. Иконографию определяют слова молитвы, которая написана на вьющихся вокруг Божией Матери лентах: «О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех ангел и архангел и всея твари честнейши. Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех вспоможение и заступление». Каждая молитвенная строка расположена над иллюстрирующим её изображением. Здесь и алчущие, обретающие пищу, и нагие, получающие одежду, и исцелённые и т.д. Икона Божией Матери «Целительница». Прорись Так же развернут сюжет и в других иконах. «Нечаянная Радость» и «Целительница» были созданы как иллюстрации к духовной книге о Богородице свт. Димитрия Ростовского «Руно орошенное» 146 . Явления Пресвятой Богородицы картинно запечатлены в образах Божией Матери Пюхтицская, где мы видим Её стоящей у источника, и «Спорительница хлебов», где Она с облаков благословляет пшеничное поле. К иконам, основанным на литературной аллегории можно отнести «Прибавление ума», «Умягчение злых сердец», «Споручница грешных», «Неувядаемый цвет», «Призри на смирение», «Неупиваемая чаша», Козельщанская, «Взыскание погибших», Леньковская – именуемая «Спасительница утопающих», «Недремлющее Око», «Прозрение очес», «Умиление» Серафимо-Дивеевская, «Тучная Гора» и другие. 141 Подробнее об иконографии: Сарабьянов В. Д. «Похвала Богоматери» в русской иконографической традиции//Искусство христианского мира. Вып. 1. М., 1996. С. 41–51. 144 «Древнейшее известное на сегодня изображение Богоматери Неопалимой Купины восходит к XIV в.», – пишет Г.И. Вздорнов в комментариях к публикации работы А.И. Анисимова «Владимирская икона Божией Матери»//Материалы и Каталог выставки «Богоматерь Владимирская». М., 1995. С. 66. К сожалению, подобного изображения не имеем и вынуждены опираться в своих рассуждениях на более поздние списки.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет» доступна для поклонения в Богоявленском храме монастыря Свято-Лукианова пустынь д. Лукьянцево. (См. так же Православные святые места Российской Федерации). Из монастырских документов 1718 года следует, что икона Божией Матери «Неувядаемый цвет» находилась в соборном храме Рождества Богородицы и висела вблизи правого клироса. В 1920 году, когда уже чувствовалось, что закрытие и разорение пустыни неизбежны, один из монахов тайно перенес образ Божией Матери «Неувядаемый цвет» в г. Александров и оставил его в доме своего брата, священника городского Богоявленского храма Ф. А. Преображенского. По словам монаха, икона почиталась в монастыре. На ней изображена Божия Матерь с Богомладенцем на правом колене, руки Ее крепко сплетены вокруг младенца Иисуса, в правой руке держащего цветок розы - знак грядущих Его страданий. На полях иконы, слева от средника, изображены преп. Никита исповедник, епископ Халкидонский и св. царица Елена, справа - преп. Иоанн Лествичник и св. мученица Акилина. Принесенный монахом образ пребывал в доме отца Федора и сохранялся его обитателями в течение последующих восьмидесяти лет. 12/25 декабря 2000 года, в день памяти св. Спиридона еп. Тримифунтского, чудотворца, икона была возвращена в Свято-Лукианову пустынь дочерью о. Федора, Маргаритой Федоровной (+2002) и с тех пор находится в Богоявленском храме монастыря. Икона Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии доступна для поклонения в Свято-Лукиановой мужской пустыни, во Владимирской области. Богатая духовными событиями история Лукиановой пустыни начинается с 1594 года. В правление царя Феодора Иоанновича, в селе Игнатьево, неподалеку от Александровой слободы, по прошению некоего иерея Григория, царским повелением и по благословению патриарха Иова, был построен деревянный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Однажды священник Григорий, войдя в церковь, обнаружил, что чтимая храмовая икона пропала. Самые тщательные поиски святыни не принесли результата.

http://elitsy.ru/holy/temple/25887/

По желанию супругов Куппа икона была занесена на дачу последних, прилегавшую к дороге, по которой двигалась процессия. Здесь был отслужен молебен с акафистом Богоматери-Троеручице, во время которого госпожа Куппа почувствовала, что стал ток кровей её, и с того времени сделалась она здоровой. В благодарность за исцеление супруги Куппа соорудили для иконы художественной работы серебряную позлащённую ризу стоимостью в 1 500 рублей». Чудо с расцветшей белой лилией у иконы Богоматери случилось в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом. Как говорит Георгий Теблак, у которого это чудо совершилось, он, в неделю Антипасхи, 27 апреля 2014 года, по благословению настоятеля Свято-Покровского мужского монастыря в с. Ракошино, Мукачевского района, Закарпатской области архимандрита Митрофана (Шимона), вставил в киот иконы Богородицы «Троеручица – Бердянская», которую приобрел во время крестного хода с чудотворным образом по территории Мукачевской епархии, ветку цветущей белой лилии. Известно, что в христианстве белая лилия считается символом молодости, непорочности, благочестия, чистоты и невинности и является одним из цветков Богородицы. Следует учесть, что лилии являются библейскими цветами. В Евангелии от Матфея об этом свидетельствует Сам Господь: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6, 29).Иисус Христос для Своего примера не зря выбрал лилию - этот удивительно изящный и прекрасный цветок, который у многих народов мира символизирует нежность, невинность, чистоту и непорочность.По преданию, Архангел Гавриил в день Благовещения явился к Деве Марии с белоснежной лилией в руке Пресвятая Дева Мария также часто сравнивается с лилией: “Яко шипок, яко чистейший крин (лилия), яко благоуханное обоняние…» Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: " Ты еси корень девства и Неувядаемый цвет чистоты».

http://elitsy.ru/holy/temple/27010/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010