НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША Зачастую люди вместо молитвы топят печали свои в вине, и доходят тем самым порой до очень печального состояния, и причиняют тем невыносимые страдания своим близким и себе самим. Но и в таком состоянии Богородица не оставляет человека. В 1878 году крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал все, что имел, и вскоре стал нищенствовать. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он продолжал пить. Однажды во сне ему явился старец и приказал идти в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы, где находится икона Божией Матери " Неупиваемая Чаша " , и отслужить перед ней молебен. Придя в монастырь и рассказав о своих сновидениях, страждущий просил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда подумали: не та ли это икона, что висит в проходе из храма в ризницу? На оборотной стороне ее действительно увидели надпись: " Неупиваемая Чаша " . В лике ученика святителя Алексия - преподобного Варлаама - недугующий крестьянин сразу же узнал являвшегося ему во сне старца. Из Серпухова крестьянин возвращался домой вполне здоровым. Весть о чудном прославлении иконы Божией Матери быстро распространилась по России. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие спешили вознести молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, а многие приходили, чтобы уже возблагодарить Владычицу за Ее великую милость. СПОРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ Помимо пьянства есть много других тяжких грехов - аборты, супружеская неверность, воровство, святотатство, осуждение - по грехам люди подвергают себя болезням и другим неприятностям и бедам. Но если человек, каким бы он ни был грешником, имеет искреннее желание исправиться, Богородица не оставит его и будет поручительницей перед Своим Сыном за него, прося дать ему еще одну возможность покаяться. Икона " Споручница грешных " находилась в мужском Одринском монастыре Орловской епархии, где и прославилась чудотворениями в 40-х годах прошлого столетия. Один из ее списков находился в Николо-Хамовнической церкви г. Москвы, где так же было прославление иконы виденным от нее светом по ночам, истечением мира и другими чудесами. В 40-х годах прошлого столетия прославление иконы " Споручница грешных " в Николаевском Одринском монастыре проявилось через исцеление двухлетнего сына купчихи Почепиной, страдавшего болезненными припадками, которые не уступали всем медицинским знаниям.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/za...

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» Когда Кирилл выходил за ворота монастыря, он со страхом к себе прислушивался: «Вот сейчас начнется эта ужасная тяга к выпивке или потеряю сознание, потому что нет сил, а потом — умру. Как бы хоть до автобуса дойти, чтобы не упасть». Но он дошел до одного поворота, другого, дождался автобуса — и не упал. Из притона, где ему участливо наливали по рюмочке — вылетел при первой же возможности. Неожиданно появилась работа, потом — другая. Пришлось приложить немалые силы в борьбе с зависимостью. Тянуло очень, и каждый раз, когда, казалось, сил на борьбу уже нет, да и что, в конце концов, будет страшного от одной рюмочки, он вспоминал глаза Богородицы, Которая первая поверила ему, что он действительно хочет жить по-другому. И парень не мог этого забыть, он почти со стоном отворачивался от витрин с манящими этикетками. А потом был визит в поликлинику и недоумение лечащего врача, держащего результаты его анализов: «Ничего не понимаю, гепатита нет, причем настолько нет, как будто его и не было». Это значило, что жизнь продолжается, и даже не продолжается, а начинается новая. Сейчас мобильный телефон Кирилла разрывается, потому что он нужен многим. Он работает волонтером в центре помощи бездомным, регулярно ездит на «точки», раздает питание и одежду, которых так не хватало когда-то ему. Он ведет курсы трезвости, работает над созданием православных сайтов, один из которых — неупиваемая.ру. Всем этим Кириллу заниматься нравится намного больше, чем когда-то тем же бизнесом. Его интеллектуальные данные нашли применение намного в большей мере, чем когда-то, когда он только приехал в Москву. На этом поприще еще и радовалась душа. И каждый год Кирилл при любой занятости приезжает в Серпухов для того, чтобы поблагодарить Ту, Которая когда-то поверила в него раньше, чем он поверил Ей. Мы приехали. Людей в монастыре совсем немного — будний день. Но те, кто были — разительно отличались от прихожан других храмов. С испитыми лицами в неопрятной одежде они один за другим подходили к иконе, а в глазах у многих — боль и надежда.

http://pravmir.ru/neupivaemaya-chasha/

Варлаама». Клеймо иконы «Прп. Варлаам Серпуховской, с житием». Ок. 1998 г. Иконописец А. Шаров (Владычный мон-рь в Серпухове) Восстановление иконы «Н. Ч.» в наст. время стало возможным благодаря ее изображению, опубликованному перед статьей сщмч. Иакова Бриллиантова в «Воскресном листке». Пресв. Богородица представлена в типе «Оранта», возносящей молитву пред престолом, на к-ром находится Чаша со стоящим в ней Младенцем Христом, также с поднятыми руками, но в жесте благословения. Богомладенец облачен в светлый хитон. Поверх мафория на голове Божией Матери венец. Вверху надпись: «          ». Насколько можно судить по отпечатку, стиль иконы следует основным принципам академической живописи. Наиболее близко воспроизводит вид иконы на отпечатке копия работы Полякова во Владычном мон-ре; копия работы Соколова в Высоцком мон-ре имеет незначительные расхождения с иконографией оригинала (Богомладенец погружен в Чашу не по бедра, а по пояс), а также в соответствии с пожеланиями монастыря-заказчика эта икона была выполнена в традициях визант. иконописи. Иконография «Н. Ч.» имеет общие черты с кратким вариантом извода Никейской иконы Божией Матери , к-рая известна также по названию «Бысть Чрево Твое Святая Трапеза». Эти слова являются началом тропаря Никейской иконе («Бысть Чрево Твое Святая Трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего, от Негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всех, Богородительнице, Питатель»), к-рый по сути и был проиллюстрирован на данной иконе (не ранее XVIII в.). Ко времени обретения «Н. Ч.» существовал как полный, так и краткий вариант иконографии «Бысть Чрево Твое Святая Трапеза». Краткий - без изображения храма и развернутого свитка в руке Богомладенца - появился позже и встречается реже, но в нем глубже и острее звучит евхаристическая тема, подтвержденная и в названии обретенной во Владычном мон-ре иконы. Близкое содержание икон «Н. Ч.» и «Бысть Чрево Твое Святая Трапеза» (Никейской), иконография к-рых очевидно имеет генетическую связь, впервые было отмечено только в 80-х гг.

http://pravenc.ru/text/2565164.html

В описи храма 1777 года о ней написано: " Хотя при церкви нет письменных свидетельств, но до сего времени у жителей Ростова сохранилась вера в чудотворные пособия от Божией Матери, являемые в разных болезнях и несчастьях через сию икону. Старожилы уверяли, что в прежнее время посещали храм многия богомольцы издалека, особенно в соборной ярмарке, при проезде в монастырь Богоявленский, когда существовала близ храма Московская мостовая дорога " . Здесь речь идёт о дороге из Москвы в Ярославль, проходившей вдоль озера. Согласно Регулярному плану её перенесли с озёрного берега вглубь городской территории. Так появилась Ярославская (совр. Пролетарская) улица. Чудотворная икона до наших дней не сохранилась, но в отделе древнерусского искусства Ростовского музея экспонируется список первой половины XVI века, происходящий из этой церкви. Иконография чудотворной иконы Одигитрии-Ростовской необычна, специалисты называют её редчайшей. Она относится к типу " Умиление " , хотя Одигитрией принято называть Смоленскую икону Богородицы. В настоящее время выяснено, что в XVI-XVII веках Одигитрией называли не только Смоленскую, но и Владимирскую, Феодоровскую, Казанскую иконы - то есть многие широко почитаемые образы. Космодемьянский храм был закрыт в июле 1926 года. Сначала здесь расположился Дом пионеров, во время войны - казарма, затем здание отдали под квартиры местным жителям. Впоследствии жильцов выселили, с тем чтобы устроить пункт приёма стеклотары. Храм передан Русской Православной Церкви в 1995 году. В церкви находится особо ценный образ - икона " Неупиваемая Чаша " . До революции при храме существовало общество трезвости, поэтому традиция почитания иконы давняя. Из путеводителя: Рубцова Мария, Виденеева Алла " Ростов Великий. Святыни и достопримечательности " . - Издательство: Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, 2019 Комментарии и обсуждение Более известна в городе под названием " Косьмы и Дамиана " . Сооружена в 1775г. на месте древнего Козьмодемьянского монастыря. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=00601

В 1775 году рядом с Успенским храмом была выстроена каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Это скромный образец сельского храма, выполненного в традициях XVII века с использованием деталей нарышкинского барокко. Этот храм претерпел значительные утраты в XIX и ХХ веках: так в XIX веке некоторые детали наружного убранства были стесаны, а в ходе ремонтных работ в 1980-х годах часть проёмов, ведущих в алтарную часть, были просто-напросто заложены. Главки пятиглавия были покрыты тонким оцинкованным железом (в 2013 году их заменили на позолоченные). Храмы окружены невысокой кирпичной оградой. В церковной ограде сделаны двое ворот перед южными фасадами храмов и небольшая калитка между ними, выходящая к сельскому пруду. К Кузнецовскому приходу до революции было приписано 240 дворов с числом прихожан около 2000 человек. С 1886 года в селе существовала церковно-приходская школа. Среди кузнецовских святынь особенно почиталась Иерусалимская икона Богоматери. До революции на колокольне находился старинный колокол весом в 3,5 пуда, пожертвованный основателем ещё деревянной церкви Д.С. Змеевым в 1635 году. Успенский храм в советское время не закрывался и не подвергался разрушению. Богослужения на приходе прерывались только во время Великой Отечественной войны. В Кузнецове после революции служил протоиерей Фёдор Лебедев, растрелянный в 1937 году и прославленный как новомученик. В 1961 году Казанская церковь была превращена в зернохранилище, причём алтарная часть зачем-то была разрушена и заложена кирпичом. Монашеская община начала складываться при Успенской церкви ещё в 1990-х годах. После проведённой реставрации Успенский храм был заново освящён 20 апреля 1991 года архиепископом Ивановским и Кинешемским Амвросием. Казанская церковь возвращена приходу в 1991 году, освящена 20 апреля 1991 года. В начале 1998 года к Казанскому храму был пристроен придел в честь иконы Божией Матери " Неупиваемая Чаша " и проведена капитальная реставрация с восстановлением алтарной апсиды.

http://sobory.ru/article/?object=06256

В 1937 году после ареста священника богослужения тут прекратились на десятилетия. Во время войны внутри располагалось зернохранилище. Старожилы рассказали, как при переоборудовании здания представители советской власти принялись срывать иконы и забрасывать их в алтарь. Но когда дошли до чудотворного образа, не смогли сдвинуть его с места. Председатель сельсовета Гурьян Гладков зло выругался и, пригрозив «вытащить ее за косы», захотел сорвать икону ломом, но и у него ничего не вышло. Тогда он взял топор и со злостью замахнулся на икону, но был отброшен невидимой силой и упал на спину. Монастырь на месте приходской церкви основан два десятка лет назад. Три года спустя определением Синодальной комиссии по канонизации святых икона Божией Матери Чимеевская была внесена в календарный месяцеслов для общецерковного почитания. А летом 2019 года в молодой обители случилось ЧП: Казанский соборный храм, к тому времени уже основательно обветшавший (деревянный сруб датировался 1890 годом), дотла сгорел из-за коротнувшей при замене кондиционера изношенной электропроводки. Погиб в огне и чудотворный образ. «Через несколько месяцев после пожара его полностью, в том числе с мельчайшими соответствиями первозданной серебряной ризе, восстановили по кальке прописей, которые прежде иконописцы использовали для изготовления списков, — рассказывает наместник обители игумен Варнава (Ваулин). — С того момента наблюдались случаи мироточения воссозданного образа, записаны факты чудотворений». Образ сейчас хранится в монастырской церкви в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Монастырский же собор — теперь уже каменный, но во внутренних габаритах соответствующий погибшему храму — восстанавливает фонд «Чимеевская святыня». Небольшой как по территории, так и по численности братии Чимеевский монастырь в Белозерском районе Курганской области теснейшим образом связан с населенным пунктом, в котором располагается. Обитель не проживет без рабочих рук селян, но и те давно покинули бы малую родину: не считая нескольких небольших учреждений (детского сада, почтового отделения и Дома культуры), Казанский монастырь — единственный для чимеевцев работодатель.

http://patriarchia.ru/db/text/5870774.ht...

В здании трапезной устроен храм Успения Пресвятой Богородицы, келии для сестёр, трапезная; над храмом подняты купола; построено крыльцо над вновь сделанным выходом со стороны ул. Аксакова, звонница, святые врата; частично восстановлена монастырская стена; действует иконная лавка. В Успенском храме появились святыни: иконы Божией Матери «Иверская», «Взыскание погибших», «Неупиваемая чаша», «Почаевская» и другие; большой ковчег с частицами мощей святых; иконы с частицами мощей святых: прпп. Иова и Амфилохия Почаевских, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), прп. Силуана Афонского, схиархимандрита Софрония (Сахарова) (эта икона – дар монастыря Иоанна Предтечи г. Эссекса, Великобритания) и другие. 20–26 декабря 2013 года в Синодальном зале официальной Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором было принято решение об открытии Успенского женского монастыря в городе Оренбурге и назначении монахини Флоры (Новицкой) на должность игумении этой обители. По материалам издания: Оренбуржье православное: история и современность. – Оренбург, 2014. Возведение двухэтажного храма Успения Пресвятой Богородицы началось в 1868 году по проекту известного архитектора Константина Тона. В росписи храма принимал участие известный художник Лукиан Попов. На верхнем этаже храма главный престол воздвигнут в честь Успения Пресвятой Богородицы. Правый предел в храме устроен в честь святителя Николая Чудотворца. Левый предел в храме устроен в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона. Указом Священного Синода от 28 сентября в 1872 года община была переименована в Свято-Успенский Оренбургский женский общежительный монастырь. 13 сентября 1875 года строительство было завершено и на следующий день храм освящен митрополитом Оренбургским и Уральским Митрофаном. В 1888 году завершено 3-х летнее возведение каменной колокольни. На втором этаже колокольни сооружен храм Иверской иконы Божией Матери в благодарность за избавление обители от губительного пожара в 1879 года, истребившего почти весь Оренбург.

http://sobory.ru/article/?object=36047

Как почти все немногие церкви, в которых в советскую эпоху не прекращались богослужения, Богоявленский храм сохранил многое из своего дореволюционного убранства. Главная достопримечательность его интерьра - оригинальный центральный иконостас XVII века, поставленный вскоре после завершения строительства каменной Богоявленской церкви. Он имеет оригинальную структуру, будучи как бы разделён на два примерно одинаковых по высоте " этажа " , в нижнем из которых расположены местный и праздничный чины, а верхнем - деисис и пророческий чин. Праотеческий чин устроен необычно - в виде отдельных икон в округлых окладах, помещённых выше " тела " иконостаса. Иконостас украшен богатой резьбой, особенно искусно выполнены царские врата. Большинство икон в нём - подлинники XVII века. Основной объём храма гораздо выше и торжественнее трапезной, хотя и ту нельзя назвать бедной или обделённой старыми иконами. По северной и западной стенам основного объёма идут деревянные хоры. Иконостасы приделов гораздо моложе - они относятся к концу XIX века. С того же времени сохранились киоты, паникадила и металлическое ограждение солеи. Помимо икон, иконостаса и утвари, с дореволюционных времён сохранились в храме и фрески. Правда, оригинальной старинной живописи здесь не найти - фрески регулярно поновлялись, и те росписи, что мы видим сегодня, созданы, скорее всего, незадолго перед революцией. Помимо образов святых, в росписях храма присутствуют орнаменты. Левый придел освящён во имя священномученика Харлампия, икона которого расположена неподалёку. Справа - Введенский придел. Ещё один престол является выносным - его используют, когда нужно совершить две литургии. Длина Богоявленской церкви - более 30 метров. Ширина основного храма - 10 метров; трапезной части - около 15 метров. Пол храма выстлан исторической метлахской плиткой. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2014 г. С Богоявленским храмом связано рождение святителя Филарета (Дроздова). Здесь он был крещён 1 января 1783 года. В церкви служили священниками его прадед и дед по материнской линии. Всё младенчество святителя прошло в Гончарах, в доме деда и бабушки, а впоследствии владыка неоднократно бывал здесь и проповедовал. Среди священников, служивших в церкви Богоявления, был Иаков Бриллиантов - составитель акафиста иконе Божией Матери " Неупиваемая Чаша " , прославленный в наше время в лике новомученика. Его преемник - протоиерей Иоанн Розанов - спас Богоявленскую церковь, не допустив её закрытия. Когда нечем было оплатить налог, батюшка продал свой дом у Троицкой церкви и погасил долги. В 2018 году слева от алтаря храма был установлен памятный крест на предполагаемом месте захоронения владельца фабрики пастилы купца П. К. Чуприкова, долгие годы бывшего старостой прихода.

http://sobory.ru/article/?object=03248

– Летом каникулы не только у школьников, но и у студентов. Проводите ли вы лагеря для молодежи? – Да, причем по образцу трудовых лагерей 70–80-х годов. Помогаем восстанавливать монастыри. В этом году с 16 по 26 июля будем трудиться в Серпуховском Владычном женском монастыре, где находится икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Этот монастырь принимает нас второй раз по благословению игуменьи Алексии. Лагерь международный, в нем примут участие французы и чехи. Днем работа в обители, а вечером досуг – концерты, викторины, походы, поездки. Программа очень интересная. – Известны ли вам православные лагеря, проводимые другими организациями, которые вы могли бы порекомендовать читателям? – Центр духовного развития молодежи при Свято-Даниловом монастыре проводит лагерь «Звезда Вифлеема» недалеко от Дивеево. Лагерь проходит во второй раз. Его организатор Егор Коврижкин не только работает с детьми, но и привлекает к работе молодых людей до 25 лет, организовывает их обучение. По благословению митрополита Калужского и Боровского Климента вблизи Тарусы в третий раз православными предпринимателями будет проводиться лагерь «Звездный». База находится рядом с Окой. Один из директоров базы, Вячеслав Вячеславович Глинчиков, набирает православных педагогов. По благословению владыки Климента в лагере с детьми проживает отец Андрей из Тарусы. Единственный недостаток этого лагеря – маленькие и холодные домики из черепицы. Впереди работы по восстановлению теплого кирпичного корпуса. Необходимы спонсоры. Но по части досуга педагоги делают всё, чтобы детям было интересно. Я рассказал вам о стационарных лагерях, то есть лагерях, имеющих постоянную базу, принятую санитарно-эпидемиологической и пожарной службами. Но при многих приходах давно и успешно организуются палаточные лагеря. Особенно хотел бы отметить Свято-Тихоновский институт. Заместитель декана миссионерского факультета Андрей Борисович Ефимов более 10 лет выезжает с детьми в Ярославскую область. Активно помогает ему в организации лагеря протоиерей Димитрий Смирнов. В этот лагерь отбор более строгий. Он в первую очередь проводится для детей из приходов братства Всемилостивого Спаса. Но и Свято-Тихоновский институт начинался как школа при братстве, а стал всемирно известным богословским институтом. Думаю, что и у лагеря при братстве большое будущее. Возможно, появится своя база, и именно этот лагерь будут брать за образец организаторы стационарных лагерей.

http://pravoslavie.ru/4568.html

Памятник символически объединил древнего основателя и святыню другой эпохи. Икона «Неупиваемая чаша» была обретена во Владычнем монастыре в 1878 году через пятьсот лет после кончины преподобного Варлаама. Святыня прославилась тем, что избавляла от недуга пьянства. К несчастью, в 1929 году оригинал иконы был утрачен. В 1990-е годы иконописцы создали два современных списка «Неупиваемой чаши», которые почитаются в Высоцком и Владычнем монастырях Серпухова. До революции во Владычнем монастыре хранились еще три чудотворных образа, покинувшие обитель после закрытия. В 1607 году царские войска одержали под Серпуховым победу над отрядами второго самозванца, и в честь радостного события Василий Шуйский пожертвовал в монастырь образ царевича Димитрия Углицкого. На подаренном образе есть чеканная надпись о том, что от иконы была дарована победа над мятежниками. По желанию Василия Шуйского здесь также построили придел в честь царевича Димитрия, который по времени стал вторым храмом в память страстотерпца после церкви в городе Угличе. Составитель исторического очерка о Владычней обители В. А. Рождественский даже считал серпуховский образ царевича самым первым и верным образом Димитрия Углицкого. Этот чудотворный образ в 1920-е годы был изъят у монастыря и передан в историко-художественный музей Серпухова. Во Владычнем монастыре особенно почитался Георгий Победоносец, в честь которого в конце XVI века был выстроен храм с шатром. Во времена одного из нашествий иноземцев на Серпухов, горожане видели мученика Георгия, который выехал из задней калитки Владычнего монастыря на белом коне к озеру. Он подъехал к отрядам захватчиков, и те в страхе бежали от святого. Легенда о великомученике Георгии почти дословно повторяет другое серпуховское предание о явлении врагам преподобного Афанасия Высоцкого на белом коне. Память о чуде воина-великомученика ежегодно отмечалась во Владычнем монастыре в седьмой понедельник после Успения Божией Матери. В честь Георгия, которого называли «Потаенным», служилось всенощное бдение и совершалось освящение воды. Перед храмовой иконой Георгия Победоносца иноки часто видели горящую свечу, которая зажигалась сама собой. Этот образ после закрытия монастыря был передан в Ильинскую церковь Серпухова, где в XX веке бесследно пропал.

http://sobory.ru/article/?object=00622

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010