При первом, поверхностном взгляде кажется немыслимым искать иконографию там, где художник пишет Мадонну, как обыкновенный портрет, и окружает ее реальной обстановкой, как изображенное в портрете лицо. Но фламандская икона Мадонны дает нам до грубости реальное и точное воспроизведение живых лиц в виде Мадонны и ангелов, сопровождая их лишь некоторыми священными атрибутами, и в то же время остается подлинной иконой, тогда как протестантские благочестивые картинки, хотя и сочиняются в традиционных композициях и формах, дают только лишние образчики скучных и непонятных схем и совершенно лишены смысла. Как увидим в свое время, иконографическое исследование типов и идеалов Мадонны останавливается именно там, где исчезает «иконное» значение образа, в каких бы формах эта «икона» ни была дана и какими бы направлениями ни задавался художник. Общий исторический предел иконографии для Запада начался в разных его частях уже с половины XVI столетия; в странах же Востока этот предел не наступил доселе. Икона живет в предании и держится его бережением, как в типах, так и в самих композициях и их построении. Чтобы понять это, достаточно сравнить какую бы то ни было древнюю композицию «Господского или Богородичного праздника», т. е. евангельского сюжета, с его новейшими иллюстрациями. В первой все, начиная от фигур и кончая пейзажем, имеет бытовой, хотя исторический, смысл и значение; в иллюстрации не будет ничего, над чем можно было бы остановиться. Итак, для замены иконописи нужна религиозная живопись: икона может уступить место только художественному произведению, в котором вновь и типы, и построение, и обстановка получают свой основной смысл. Иконография Божией Матери есть или, точнее говоря, должна быть историей ее различных исторических, местных и народных типов уже потому, что тип в искусстве есть определенный характер и как тот, так и другой составляет содержание человеческого портрета, а портрет в древнейшую пору христианского искусства назывался иконою и есть собственно «икона». В силу этого, иконография Божией Матери является наиболее подчиненной общим законам христианской иконографии в изображении так называемых «Богородичных праздников», или, проще говоря, событий из жизни Божией Матери. Художественно-религиозный интерес к ее образу возникает, напротив, в связи с ее «иконами», там, где она изображена одна с Младенцем, вне всякого события ее жизни. При этом историк может наблюдать полную однородность явлений в самых противоположных по времени периодах: в V, XII и XVII столетиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В 1918 году Вологда на пять месяцев стала: «автономной территорией» «дипломатической столицей России» местом отбывания трудовой повинности для «буржуазных элементов» местом дислокации войск Антанты С февраля по июль 1918 года в Вологде находились практически все дипломатические представительства других государств в России — американская, британская, французская, японская, китайская, сиамская, сербская, итальянская, бельгийская, бразильская и другие миссии переехали на время в «дипломатическую столицу России». Именно так. С февраля по июль 1918 года в Вологде находились практически все дипломатические представительства других государств в России — американская, британская, французская, японская, китайская, сиамская, сербская, итальянская, бельгийская, бразильская и другие миссии переехали на время в «дипломатическую столицу России». Ошибка. С февраля по июль 1918 года в Вологде находились практически все дипломатические представительства других государств в России — американская, британская, французская, японская, китайская, сиамская, сербская, итальянская, бельгийская, бразильская и другие миссии переехали на время в «дипломатическую столицу России». Ответ неверный. С февраля по июль 1918 года в Вологде находились практически все дипломатические представительства других государств в России — американская, британская, французская, японская, китайская, сиамская, сербская, итальянская, бельгийская, бразильская и другие миссии переехали на время в «дипломатическую столицу России». Какую чудотворную икону Московского Кремля спрятали в Вологде во время нашествия Наполеона: Казанскую икону Божией Матери Владимирскую икону Божией Матери Тихвинскую икону Божией Матери Иверскую икону Божией Матери Во время нашествия Наполеона драгоценная утварь кремлевских соборов, чудотворная икона Владимирской Божией Матери и сокровища Патриаршей ризницы были переправлены в Вологду. Во время нашествия Наполеона драгоценная утварь кремлевских соборов, чудотворная икона Владимирской Божией Матери и сокровища Патриаршей ризницы были переправлены в Вологду.

http://sever.foma.ru/ds_quiz/znaesh-li-t...

Предание и народная молва приписывают Воргольской иконе многочисленные чудотворения. Для проверки этого в 1850 году по распоряжению духовной власти было произведено особое расследование, которое подтвердило действительность чудотворной силы, истекающей от св. Воргольской иконы Богоматери. После этого Св. Синод определил: «По вниманию к изложенным благодатным исцелениям, проистекающим от иконы Божией Матери, не препятствовать чтить местно сию икону по вере притекающим к ней с молитвою». В разное время от этой иконы получили исцеление многие безнадежно больные. В 1848 году, когда здесь сильно свирепствовала холерная эпидемия, икону носили по всем зараженным местностям. При этом было замечено, что там, куда приносили икону, болезнь ослабевала, а затем и совсем прекращалась. В 1867 году местным причтом был составлен подробный доклад епархиальному начальству о семи засвидетельствованных случаях исцелений при иконе Богоматери болезней рук, ног и расслабления всего тела. Многочисленные исцеления силой Богоматери через эту икону продолжают совершаться и до настоящего времени. Воргольская икона Божией Матери написана на холсте; характер живописи очень древний. Богоматерь изображена в порфире, с Предвечным Богомладенцем в правой руке и с Евангелием в левой. Празднование иконе совершается дважды в году: кроме 30 июля, еще местно и особенно торжественно празднуется в десятую неделю Оконская икона Оконская икона Божией Матери находится в селе Лыскове Нижегородского уезда той же губернии. Среди местных жителей она пользуется большим почитанием как чудотворная. Местные жители неоднократно получали от Оконской иконы Богоматери исцеления от различных телесных недугов. Рассказывают, что одна крестьянка, лишившаяся своего мужа и вследствие этого принужденная исполнять все крестьянские работы для поддержания своего хозяйства и семьи, во время полевых работ неожиданно заболела. Сначала она почувствовала отверделость пальцев в ногах и руках, а через несколько дней лишилась способности владеть ногами и стала чувствовать невыносимую ломоту в руках. Находясь в таком положении, она сначала стала лечиться от своей болезни домашними средствами, но, когда увидела всю бесполезность этого лечения, обратилась с горячей молитвой к Богоматери и получила исцеление. Постепенно боль в руках стала ослабевать, и возвращалась способность владеть ногами. Через недели полторы она уже свободно исполняла все крестьянские работы.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Во время нашествия Наполеона драгоценная утварь кремлевских соборов, чудотворная икона Владимирской Божией Матери и сокровища Патриаршей ризницы были переправлены в Вологду. Во время нашествия Наполеона драгоценная утварь кремлевских соборов, чудотворная икона Владимирской Божией Матери и сокровища Патриаршей ризницы были переправлены в Вологду. Часть какого населенного пункта Вологодской области скрылась под водой, когда построили Рыбинское водохранилище: Фото ВВ Фролова/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 Череповца Устюжны Грязовца Шексны Увы, да. Часть древнего Череповца была затоплена в начале сороковых годов ХХ века, когда построили Рыбинское водохранилище или, как его еще называют, Рыбинское море. По площади (4580 оно в десять раз превосходит Сейшелы или Палау. Устюжна осталась цела. А вот часть древнего Череповца была затоплена в начале сороковых годов ХХ века, когда построили Рыбинское водохранилище или, как его еще называют, Рыбинское море. По площади (4580 оно в десять раз превосходит Сейшелы или Палау. Грязовец уцелел. А вот часть древнего Череповца была затоплена в начале сороковых годов ХХ века, когда построили Рыбинское водохранилище или, как его еще называют, Рыбинское море. По площади (4580 оно в десять раз превосходит Сейшелы или Палау. Шексна уцелела. А вот часть древнего Череповца была затоплена в начале сороковых годов ХХ века, когда построили Рыбинское водохранилище или, как его еще называют, Рыбинское море. По площади (4580 оно в десять раз превосходит Сейшелы или Палау. Что такое дежонь: верхняя одежда болотное растение блюдо северной кухни деталь кровли северной избы Нет, дежонь — это традиционная крестьянская северная еда, которая очень нравится детям. Готовится из толокна, простокваши, сметаны, ягод или варенья. Толокно растирается с водой до состояния мелкой крупки, получается «сухомес». Простоквашу или кефир смешивают со сметаной, добавляют ягоды или варенье. Этой кисломолочной «полёвой» поливают сверху «сухомес» и едят, не перемешивая, забирая того и другого понемногу ложкой и «схлебывая».

http://sever.foma.ru/ds_quiz/znaesh-li-t...

Иконография С иконографической точки зрения, Иерусалимская икона Божией Матери представляет собой тип «Одигитрии» (греч. – «Путеводительница») - поясного изображения Богоматери с Младенцем на правой или левой руке. Единственное различие состоит только в положении Христа: Он обращен и фигурой и лицом к Божией Матери и, подняв к Ней голову, держит на левой руке на коленях свиток, а правой благословляет двуперстным сложением. В силу этого обращения Младенца к Матери, и Она сама, склонив голову и обратившись к Нему лицом, смотрит на Него, слегка прижимая правую руку к груди. Здесь наблюдается смягчение строгого, несколько отстраненного типа Божией Матери «Одигитрии». Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой Иерусалимская . Кондак 1 Возбрани врагом нашим озлобляти нас и от Господа нашего отлучити конечне, а нас научи пети Тебе весело: Радуйся, Избавительнице, от горя, бед и гибели спасающая нас бедствующих. Икос 1 Ангелов множество по Твоему, Мати наша, повелению ополчаются на избавление наше грозно. Ты же приими молитву сию: Радуйся, Ангелов на спасение наше посылающая; Радуйся, Царице горних чинов, небесную их помощь нам дарующая. Радуйся, Ангелом хранити нас повелевающая; Радуйся, воинством Ангельским врагов наших поражающая. Радуйся, Избавительнице, от горя, бед и гибели спасающая нас бедствующих. Кондак 2 Видят бедствующие толику и многую помощь Твою сердечно Тя призывающим, наставляются тем пети Сыну Твоему непрестанно: Аллилуиа. Икос 2 Разумеют мнози, яко мирови дарова Тя Сын Твой Избавительницей бедствующих, темже поем Ти сице: Радуйся, бедствующих Мати; Радуйся, страждущих утешение. Радуйся, болящих исцеление; Радуйся, ненадежных надеждо. Радуйся, Избавительнице, от горя, бед и гибели спасающая нас бедствующих. Кондак 3 Сила Вышняго даровася Ти на помощь и спасение миру и нас, в бедах погибающих. И кто же Тобою не избавлен бысть, и кто же не поет Сыну Твоему: Аллилуиа. Икос 3 Имуще непостижимую любовь к роду человечу, кии вздохи не прияла еси, кии слезы не отерла еси, и кого не принудила еси призывати Тя, вопиюще: Радуйся, бедствующих скорое услышание; Радуйся, печальных и скорбных утешение. Радуйся, погибающих быстрое спасение; Радуйся, плененных освобождение. Радуйся, Избавительнице, от горя, бед и гибели спасающая нас бедствующих.

http://isihazm.ru/1/?id=1066

«Ненависть демонов преследовала меня с пеленок, – читаем в автобиографических заметках епископа. – Как уже говорилось, у родителей было свое собственное хозяйство, хотя и небольшое... Матери всегда все приходилось делать самой. И она всю жизнь несла крест душевных скорбей и телесных немощей. После рождения ребенка положение ее усугубилось. И без того с раннего утра до позднего вечера ей приходилось быть на ногах. То принести нужно дров для печки, то готовить обед, ходить в лавки за провизией, то покормить птицу, поросенка, корову, постирать постельное белье и платье. Теперь же надо было смотреть и за любимым детищем. Чтобы хоть сколько-нибудь облегчить положение, для ребенка сделали качающуюся вверх и вниз люльку со стальной тяжелой, в несколько фунтов весом, спиралью вверху, каковую и подвесили у постели. Матери не только было удобно ночью качать ее, лежа на кровати, но такая колыбель и днем доставляла удобство: раскачает ее ударом, двумя, а сама уйдет по делам. Люлька качается, и ребенок привычно забавляется и успокаивается. И вот однажды мать моя в кухне стирала белье. Ребенок в колыбели, которую она только что тронула, сидел в подушках смирно и тихо и смотрел любопытными глазами на окружающие предметы. Стальная пружина люльки позванивала и посвистывала, как змея: своими собирающимися и расходящимися упругими кольцами она и впрямь была похожа на змего. Вдруг раздался сухой металлический звук, удар о что-то жесткое и звон пружины, и все это тотчас же покрыл пронзительный плач ребенка. Обезумевшая от страха женщина бросилась от корыта к сыну, не предполагая уже видеть его в живых или здоровым. Но каковы были ее удивление и радость, когда она увидела ребенка спокойно лежащим, а у самой головы его тяжелую стальную, перетлевшую у крючка, пружину» 16 . Однажды во время тяжкой болезни мальчик впал в бред, и в это время принесли с крестным ходом из Бронниц чтимый список Иерусалимской иконы Божией Матери 17 . Клавдия Петровна опустилась перед ней на колени и начала молиться, отец, не выдержав переживаний, ушел. И как только внесли святыню, метавшийся в жару и находившийся в бессознательном состоянии мальчик видит сон: «Икона, два ангела сбоку. «Приложись, – один из них говорит, – к ручке Божией Матери и к ножке Спасителя, и выздоровеешь». Проснулся – жара нет: попросил есть и пить. Мать изумилась и обрадовалась. И благодарила Царицу Небесную за великое чудо» 18 . Пришел отец и, с удивлением глядя на здорового сына, выслушал рассказ жены о происшедшем.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Мы тут сидим, по клавишам стучим, по вацапу картинки рассылаем, и войну знаем по кино, а она страшная, грязная и ползет к нам по грязи реальной и ментальной – неумолимо. Потом я смотрела ролик в интернете, где Саша, в казачьем обличье, идет с Крестом и Порт-Артурской иконой Божией Матери по минным полям. За кадром стоит, судя по разговору, Патрик, как я узнала потом, единственный честный британский журналист. Саша предлагает Патрику идти с ним, на что Патрик говорит «НЕЕЕТ!». А Саша – он идет. С молитвой. С Крестом и иконой Божией Матери Порт-Артурской. Потом, из устных рассказов его соратницы, я узнала, что он доходил до укропов, до их «располаг» и уговаривал их – «бросить это дело», и вернулся обратно, живой и невредимый. И еще - он захоранивал трупы, которые лежали на этих самых минных полях. Вот такой Саша Еще его позывные – «Казак», «Блаженный». Он из казаков, и любил ходить в казачьей форме. Воевал в подразделении Алексея Мозгового. Как-то раздался звонок, и Саша просил денег, чтобы выехать из какой-то глубинки, где он подрядился работать (а мирная специальность у него была строительная), ну, и как водится у нас, ему не заплатили. Так я узнала, что он уже не воюет, а трудится. Он вернулся в Москву и трудился, вплоть до сентября 2022 г., и был волонтером, т.е. в свободное время грузил, возил, собирал, и опять вез гуманитарку на Донбасс. И всё это – с больной спиной. Потом были роскошные фотки 2022 года с Красной площади, где он с флагом Донбасса и в компании с китаянкой, которая призналась Саше и Ко в любви к России, и, в частности, к Путину. И ещё, совсем недавно, мне прислали фотки, где ему мстерский иконописец дарит Песчанскую икону Божией Матери. Ту самую, с которой он ходил Крестным ходом году этак в 2017 по «местам соприкосновения» с такими же, как он, ополченцами. Та, первая икона, была простая, бумажная, ламинированная, а эта - писаная, с золотом. А потом ….. обрыв. Он упал с дерева где-то в Подмосковье, да так, что в реанимации его спасали, спасали, но не спасли. Когда его причащали в реанимации, он плакал.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/25/zh...

Великая Святыня XX века и ее хранитель Молись Божией Матери, и все дастся тебе И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга ( ). Так повелел господин поступить с тем немилосердным рабом, который не хотел простить своему должнику-товарищу ста динариев, каких-нибудь двадцать рублей на наши деньги, тогда как ему самому был прощен долг в десять тысяч талантов, или в несколько миллионов рублей. Страшное дело гнев Божий, возжигаемый нашими грехами! Согрешил некогда светоносный ангел – и прогневался Господь на него, и свергнул его с неба, и заключил в бездны адские на веки вечные. Согрешил Адам – и прогневался Господь на него, и изгнал его из рая, и осудил его в поте лица возделывать землю, приносящую ему терния и волчцы. Согрешили современники Ноя – и прогневался Господь на них, и навел на них потоп водный, и погубил их с лица земли. Согрешили содомляне – и прогневался Господь на них, и послал огнь небесный, и истребил их. Не раз согрешали евреи, и гневался Господь на них, и предавал их в руки врагов их – халдеев, вавилонян и ассириян. Согрешил сам любимец Божий – Давид, но Господь прогневался и на него и наказал его сначала смертью детей, а потом мором, от которого вымерло несколько тысяч его подданных. Согрешаем и мы, и разве не видим мы, как наказует нас Господь, то болезнями, то смертью , то многообразными бедами и несчастьями! Воистину страшен во гневе Своем Господь, и сей гнев Его столь велик, что праведный Иов боится его больше, чем самой муки адской: О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой ( ), – взывал он к Богу в скорби души своей. И когда Господь разгневан, то есть ли кто-нибудь, кто мог бы ходатайствовать за грешника, умилостивить Бога молитвою, обратить Его на милосердие и благость? Когда евреи в пустыне слили себе золотого тельца и поклонились ему аки богу, отступив от Бога истинного, то прогневанный Господь хотел совсем истребить их с лица земли. Оставь Меня, – говорил Он Моисею, – да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их ( ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iverskaj...

В 1654 году в Пекин прибыл русский посол Федор Байков, миссия которого продолжалась до 1658 года. Однако она не дала никаких результатов, так как цинские (китайские) власти не желали идти ни на какие соглашения. Наоборот, китайские власти предпочли решить проблему военным путем, и в 1658 году направили крупное войско к Албазину. Китайские войска пытались занять Албазин не раз. И именно в Албазине явила себя в 1665 году чудотворная икона Божией Матери Албазинская, именуемая «Слово плоть бысть», защитившая православных поселенцев от нападения китайцев. Россия не оставляла попыток нормализовать отношения с Китаем. В 1675 году из Москвы в Пекин было направлено крупное посольство во главе со Спафарием (Николаем Милеску). Посольство Спафария больше года находилось в Пекине, но и оно не смогло достигнуть никаких позитивных результатов. Китайская сторона продолжала настаивать на уходе русских из Приамурья и выдаче вождей местных племен, принявших русское подданство. В 1684 году в очередной раз крупное войско маньчжуров, оснащенное артиллерией, подошло к Албазину. 350 жителей острога защищались героически, но все же были вынуждены его покинуть. Однако по осени, когда созрели хлеба, они вернулись собрать урожай и вновь отстроили свои дома. В 1685 году было образовано Албазинское воеводство, в которое вошла долина Амура по обоим берегам реки от слияния Шилки и Аргуни. В начале 1686 года на Амур было направлено русское полномочное посольство во главе с Федором Головиным, чтобы установить мирные отношения с восточными соседями. Но только в мае 1688 года, после неудавшихся попыток вытеснить русских с приамурских земель военным путем, цинское правительство назначило свое посольство для переговоров с Федором Головиным. Переговоры пришлось проводить не в Пекине, куда российское посольство не было допущено, а в Нерчинске. Для российской стороны переговоры проходили в чрезвычайно тяжелой обстановке. Нерчинск был осажден цинской армией численностью свыше 15 тысяч человек, сухопутные войска поддерживали артиллерия и речная флотилия. Им противостояли всего лишь около полутора тысяч русских стрельцов и казаков без достаточных боеприпасов и продовольствия. Цинское посольство постоянно подчеркивало свою готовность в любой момент использовать для подкрепления своей позиции на переговорах помянутые войска.

http://pravoslavie.ru/arhiv/5718.htm

Светское-советское литературоведение избегало разговора о вечности, но кормило читателей ужасами о писателе, переворачивающемся и агонизирующем в гробу персонаж из «Вечеров на хуторе…». На самом деле он умирал с молитвой. В его ногах по его же просьбе была поставлена икона Божией Матери, и, когда в забытьи писатель говорил о лестнице, мы можем смело предполагать, что думал он о Деве Марии. Ведь о Ней говорит церковная служба, знакомая Гоголю с детства: «Радуйся, Лествице небесная, Еюже сниде Бог». И еще запомнили в доме Толстых, где умирал писатель, последние его слова: «Как сладко умирать». Мемориальными досками, памятниками и музеями от таких масштабных фигур, как Гоголь, не отмажешься. Без сомнения, он сказал меньше, чем понял, а почувствовал больше, чем сказал. Творчество подобных писателей — это незамолкающий крик и вызов грядущим поколениям. Каждое из них, в том числе и наше, обязано вчитываться в скупые строчки гениальных текстов, хотя бы для того, чтобы избежать многих бед, угрожающих невнимательному потомству гения. Мелодия для странника Если когда-нибудь я все же умру — не дай Бог, конечно, — прошу написать на моей могиле такую эпитафию: «Для него необходимым и достаточным доказательством существования Бога была музыка». Курт Воннегут Человек не произошел от обезьяны. Он богоподобен и лишь живет в теле существа, отдаленно напоминающего обезьяну. Спросите меня, откуда я это узнал? Конечно, из Библии, — но не только. Для того чтобы понять, что человек — небесный странник, заблудившийся на земле, достаточно произнести одну фразу: человек изобрел скрипку. Человеку нужно пить и есть, воевать и размножаться. Значит, ему нужно придумать и сделать лопату и топор, колыбель и лук со стрелами. Но если движущий мотив человеческой жизни — это только сохранение и продолжение рода, то зачем человек придумал скрипку? Какие такие чувства могут быть в потомке обезьяны, чтобы их нельзя было выразить ничем осязаемым — ни картиной, ни скульптурой, ни зданием? Что такое может родиться в душе примата, о чем нельзя ни сказать, ни написать, ни пропеть, а нужно долго (столетиями) придумывать инструмент, требующий нежных пальцев и небесного слуха, и потом, полжизни учась играть на нем, заставлять инструмент плакать и смеяться?

http://azbyka.ru/fiction/my-vechny-dazhe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010