икона Божией Матери



  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

ЖИРОВИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ • Православная ...Искать в Источникеpravenc.ru
... ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Жировичская] (празд. 7 мая) , чудотворный образ на камне, явленный близ имения Жировичи (Жировицы, Журовицы; совр. Слонимский р-н Гродненской обл., Белоруссия) , находится в Жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы ставропигиальном мон-ре (Минская епархия) , принадлежит к числу главных из сохраненных святынь и исторических реликвий Белоруссии. Почитается православными, католиками и униатами. Сказание о явлении иконы, которое сложилось, вероятно, во 2-й пол. XVI в. и было литературно оформлено жировицким иером. Феодосием (Боровиком) (Borowik. 1622) , имеет сходные черты с повествованиями о явлениях Купятицкой, Леснинской, Рышковской, Пюхтицкой и др. чудотворных Богородичных икон. Ж. и. была явлена в лесу, в кроне цветущей дикой груши, стоящей под горой у источника. Пастухи, обнаружившие икону по исходящему от нее сиянию, отнесли образ владельцу этой местности, литов. подскарбию правосл. вероисповедания Солтану, к-рый спрятал его в ларец, откуда икона исчезла и вновь была явлена пастухам на том же дереве. Солтан построил на месте 2-кратного явления иконы церковь и поместил там Ж. и., украсив ее драгоценной ризой. Рядом с храмом впоследствии ... далее ...
ДЕВПЕТУРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИИскать в Источникеpravenc.ru
... библиотека Т. 14, С. 282-284 опубликовано: 10 февраля 2011г. Содержание Девпетуровская-Тамбовская икона ДЕВПЕТУРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Девпетерувская, Девпетерусская] (празд. 29 февр.) , чудотворный образ «Умиление», явленный в 1392 г. ; происхождение названия и подробности явления иконы неизвестны. Архиеп. Сергий (Спасский) упоминает икону в ряду местночтимых в России образов (Т. 2. Ч. 3. Указатель 3. С. 659) . Девпетуровская икона Божией Матери. XVI в. (ГТГ) Девпетуровская икона Божией Матери. XVI в. (ГТГ) Один из ранних списков Д. и. находился в ц. свт. Николая Чудотворца в с. Батюшкове Дмитровского у. Московской губ., известной с XVI в. В 1666 г. был построен каменный 3-престольный храм с шатровой колокольней. По сведениям очевидцев, небольшого размера украшенный богатой ризой образ помещался у левого клироса в киоте. Девпетуровская-Тамбовская икона Божией Матери ( Спасо-Преображенский собор в Тамбове ) Девпетуровская-Тамбовская икона Божией Матери ( Спасо-Преображенский собор в Тамбове ) В 30-х гг. XX в. в церковь, убив сторожа, проникли грабители и выкрали икону. Ее нашли близ храмового дома без оклада, омыли и поместили в алтаре храма. Священник ... далее ...
ВЛАХЕРНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИИскать в Источникеpravenc.ru
... ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 7 июля) , чудотворный образ, присланный в Москву из К-поля в дар царю Алексею Михайловичу от протосинкелла (настоятеля) Иерусалимского подворья в К-поле Гавриила. Согласно сведениям XVII в., торжественная встреча иконы состоялась 16 окт. 1653 (7162) г. (Выходы государей царей и вел. князей Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича, Феодора Алексеевича, всея Руси самодержцев) с 1632 по 1682 ( Сост. П. Строев. М., 1844. С. 299-300 ) . (. История иконы, изложенная в грамоте, представляет вариацию сказаний об иконе Божией Матери «Одигитрия», но в данном случае чудесное спасение образа связывается не с захватом К-поля крестоносцами, а с тур. завоеванием 1453 г. Согласно грамоте, во времена имп. Ираклия икона спасла К-поль от нашествия персов и аваров) 626 (, а также происходило много чудес в обители Богоматери во Влахернах. После захвата К-поля турками В. и. была перенесена в мон-рь Христа. Перед тем как храм мон-ря был обращен в мечеть, благочестивые люди спрятали В. и. в оконной нише и замуровали ее. Позднее икона была чудесно обретена, и служка мечети, сняв драгоценный оклад, продал икону некой вдове, к-рая и принесла ее в дар ... далее ...
ЕЛЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИИскать в Источникеpravenc.ru
... ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Елецкая икона Божией Матери (празд. 11 янв.) , чудотворный образ Елецкая икона Божией Матери (празд. 11 янв.) , чудотворный образ (празд. 11 янв.) , чудотворный образ, сведения о котором запутанны и противоречивы. Согласно преданию, перед нашествием в 1395 г. Темир-Аксака (Тамерлана) Е. и. была перенесена в Елец со сторожевого пограничного поста, впосл. известного как Талицкий острог (построен в 1636; ныне с. Талица Елецкого р-на Липецкой обл.) . «Икона эта весьма древняя, к сожалению, нет никаких источников для указания, откуда и задолго ли до 1395 года доставлен был этот образ в село Талец» (Стахович М. А.) Елецкий уезд в ист., этногр. и стат. отношениях Вестн. РГО. 1859. Ч. 25. Кн. 1. Отд. 2. С. 27-58 (. Нет достоверных сведений и об иконографии. На период составления основных сборников, содержащих информацию о Богородичных иконах) Иоанникий (Галятовский) , иером. Небо Новое. Львов, 1665; Рукописный сб. «Солнце Пресветлое», составленный Симеоном Моховиковым (НБ МГУ. Ф. 293. № 10536-22-71, 1715-1716 гг.) (, сведения о Е. и., очевидно, отсутствовали. О соименной Е. и.) Елецкой Черниговской иконе Божией Матери известно из кн. архим. ... далее ...
ГРЕБНЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ • Православная ...Искать в Источникеpravenc.ru
... и. изложена в сказании «Повествование о образе чудотворном Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, яже нарицается Гребневская, и како и откуду обретеся зде, в царствующем граде Москве, в лето 6889-е, списано вкратце с древняго летописца» 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. ( Романова. 2004. С. 561-562 ) . В наст. время известно 3 списка «Повествования... »: Копенгаген. Королевская б-ка. Новое собр. (Ny kong. saml.) . 122d-4 °, посл. четв. XVIII в. ; ГИМ. Щук. № 125, нач. XIX в. ; ЯИАМЗ. Инв. 15544. Л. 201 об. - 202 об., 1807-1811 гг. (сокр. вариант) . Существует также краткая его редакция (1715) для полемического сборника С. Ф. Моховикова «Солнце пресветлое» (МГУ НБ. № 10535-22-71. Л. 68 об. - 69; ГИМ. Муз. 42. Л. 63-64) гл. 45 () . Содержание текста, опубликованного в 1834 г. по материалам, предоставленным М. П. Гребневская икона Божией Матери в иконостасе Гребневской ц. Фотография. 20-е гг. XX в. (ГНИМА) Рассказ о поднесении образа вел. кн. Димитрию Донскому после Куликовской битвы близок к преданию о происхождении Донской иконы, к-рая, согласно сказанию кон. XVII в., была подарена тому же князю донскими казаками (в этом отношении сказание о Г. и. ... далее ...
КАЛУЖСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ • Православная ...Искать в Источникеpravenc.ru
... ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Калужская икона Божией Матери ( празд. 2 сент., 12 окт. ) , чудотворная, главная святыня Калужской епархии ( празд. 2 сент., 12 окт. ) , чудотворная, главная святыня Калужской епархии. Обстоятельства явления иконы и чудеса от нее изложены в рукописном Сказании, хранившемся в б-ке Калужской семинарии. Его составитель, прот. Арсений Иоаннов из с. Бояновичи (Буяновичи) Жиздринского у. Калужской губ. ( ныне Хвастовичского р-на Калужской обл. ) , приступил к сбору сведений «от достовернейших свидетелей или от ближайших родственников тех, кои удостоились благодати исцеления, или от самих тех, над коими совершились чудеса, из коих некие почища, а некие пребывают доселе» (Сказание. 1895. С. 5. Примеч.) по благословению Филарета (Амфитеатрова) , еп. Калужского и Боровского ( 1819-1825 ) , т. е. не ранее 1820 г. Изыскания были окончены к 1834 г., и рукопись отправлена на рассмотрение и одобрение Никанору (Клементьевскому) , еп. Калужскому и Боровскому. Первая публикация Сказания вышла в свет спустя 30 лет, при архиеп. Григории (Митькевиче) , в 1863 г. в Калужских ЕВ, отдельное издание - в 1895 г. Согласно Сказанию, икона была обретена в 1748 г. в ... далее ...
«ИЗБАВИТЕЛЬНИЦА» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИИскать в Источникеpravenc.ru
... ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Икона Божией Матери «Избавительница». XIX в. (собор вмч. Пантелеимона Новоафонского мон-ря) Икона Божией Матери «Избавительница». XIX в. (собор вмч. Пантелеимона Новоафонского мон-ря) (празд. 17 окт.) , чудотворный образ сер. XVII в. Первый известный держатель иконы иером. Константий (Феодул) , подвизавшийся в сел. Вастуни (Пелопоннес) , в 1822 г. передал ее в качестве благословения своему ученику, пришедшему на Афон. Тот стал насельником мон-ря вмч. Пантелеимона, получив в монашестве имя Макарий ( с 1831 схим. Мартиниан; † 1884 ) . Мон. Макарий постоянно носил образ на шее в жестяном футляре. Икона была прославлена чудесами. Так, в 1841 г. по молитве перед образом жители сел. Мавровуни ( совр. ном Лакония, Греция ) , рядом с к-рым схим. Мартиниан пребывал ок. 2 лет, избавились от саранчи (Поселянин.) С. 668-672 (. Приходившие к иконе страждущие прославляли не только икону, но и старца, тогда он нашел уединение в расселине прибрежной отвесной скалы. В ночи ему был явлен простиравшийся от земли до неба световой столп, и глас Богородицы повелел еще послужить ближним. Утром следующего дня жители узнали от бесноватой Елены, где ... далее ...
ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ • Православная ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Σ. 83-88 (или нач. XII в.) Steppan. 1994. S. 23-49 (; Н. П. Кондаков относил ее к XII в.) Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 216 (. Икона является большим моленным образом) 137×87 см (. По мнению Н. Паттерсон-Шевченко, перед ней, согласно визант. традиции, помещалась малая икона-список, предназначенная для совершения проскинесиса) Паттерсон-Шевченко. 1994. С. 45 (. Иконография И. и. представляет собой особый вариант «Одигитрии», получивший в визант. искусстве название «᾿Ελεοῦσα») рус. - «Милостивая» (. Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу, правая рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Богомладенец сидит на левой руке Матери высоко и прямо, в легком повороте к Ней, голова немного откинута назад. Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, в левой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое вместилище - подобие трона для Младенца Христа, что соответствует визант. богословским и поэтическим ... далее ...
КАСПЕРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ • Православная ...Искать в Источникеpravenc.ru
... ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 29 июня, 1 окт., среда Светлой седмицы) , чудотворная, святыня Одессы, покровительница морского флота. Первые сведения об иконе относятся к 1809 г., когда она досталась в наследство девице Иулиании Иоанновне, буд. жене штабс-капитана Николая Касперова и владелице имения Касперовка (Ново-Ивановка; ныне с. Кизомыс Белозёрского р-на Херсонской обл. Украины) . К тому времени иконная доска была уже ветхой, а живопись потемнела. По свидетельству Касперовой, ее родители умерли рано, при их жизни она не интересовалась происхождением образа, поэтому его история ей неизвестна (Петровский.) 1889. С. 8 (. Свящ. Сергий Петровский, основываясь на том, что Касперова принадлежала к русско-сербской семье, предположил, что образ мог быть привезен в Россию неким благородным сербом, приехавшим из Трансильвании по приглашению русского правительства, и передавался в семье из поколения в поколение в качестве святыни) Там же (. Согласно этому предположению, икона могла оказаться в России не ранее 1751 г., когда первые переселенцы приехали в Нов. Сербию на территории Украины.) Икона (31×26, 5 см) написана красками по холсту, наклеенному на доску, «на манер ... далее ...
ДНЕПРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ • Православная ...Искать в Источникеpravenc.ru
... ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Днепрская икона Божией Матери, один из вариантов извода Корсунской иконы Божией Матери известна в сохранившихся старообрядческих списках с кон. XVIII в., один из вариантов извода Корсунской иконы Божией Матери. Со 2-й пол. XVII до кон. XIX в. в России как чудотворные прославились мн. списки Корсунской иконы, представляющей оплечное изображение Богоматери с Младенцем типа «Умиление». Несмотря на общее сходство иконографии Д. и. с иконографией Корсунской иконы, в т. ч. свиток в ручке Младенца Христа, Д. и. имеет особенность - сложение пальцев правой руки Богоматери, где мизинец согнут. Предложенная В. М. Сорокатым (Сорокатый. 2005. Кат. 103. С. 150) интерпретация этого перстосложения как именословного жеста сомнительна, т. к. для греков и русских (после реформы патриарха Никона) именословие являлось образом священнического благословения и на иконе Божией Матери было неуместным. Понятие об именословии (т. е. изображении в перстосложении монограммы Христа) впервые появилось в кон. XV в. у греч. церковного писателя Николая Малаксы. Однако известно, что этот жест имеет античную предысторию и использовался ораторами для привлечения внимания ... далее ...

  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: икона Божией Матери
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"