Но враг спасения и теперь все не оставляет своего бывшего раба в покое. Однажды он пришел к Нифонту во время сна и с оружием устремился на преподобного, желая убить его. Но сила Божия остановила духа злобы, и он ничего не мог сделать праведнику. Удаляясь от ложа святого, он в бессильной ярости воскликнул: — О, Мария! Ты меня всегда прогоняешь от этого жестокого для меня человека! Одна женщина, страдавшая зубной болью, пришла к святому Нифонту, прося его помолиться об исцелении. Преподобный отправился в храм и здесь предался молитве у образа Божией Матери. Взяв затем елея от лампады перед Ее иконой, преподобный помазал опухоль на лице недужной, и та исцелилась. В благодарность Пресвятой Богородице за Ее помощь и покровительство св. Нифонт воздвиг в Константинополе во имя Ее церковь. Пребывая постоянно при этом храме, он очень многих язычников обратил к вере Христовой. Когда приблизилось время отшествия св. Нифонта в горний мир, к нему явились лики многих святых. Он узрел ангелов, мучеников, пророков, священников, преподобных и многих других святых. Наконец, перед его взорами предстала Сама Богоматерь. Увидев Ее духовными очами, Нифонт воскликнул, исполнившись великой радости: — Радуйся, Помощница моя и Крепость; прославляю Тебя, ибо и помню милость и благодать Твою. После этих слов преподобный умолк. Лицо его просветилось, как солнце. Все присутствовавшие при кончине праведника пришли в благоговейный трепет. Вслед затем с небес послышался чудный глас, призывавший святого мужа в вечный покой. Преподобный Нифонт тогда предал Господу свою непорочную душу. 26 декабря Собор Пресвятой Богородицы На другой день праздника Рождества Господа нашего Иисуса Христа Церковью установлено празднование Собора Пресвятой Богородицы. Название этого празднества «собором» означает собрание в этот день верующих для прославления Небесной Владычицы, рождшей Спасителя нашего. В первый день праздника Рождества Христова Церковь прославляет самого Искупителя рода человеческого, благоизволившего спасти грешный мир от сетей вражиих, а на второй день после воспоминания этого великого события верующие призываются Церковью почтить и достойно ублажить Приснодеву Марию, Матерь нашего возлюбленного Господа, послужившую великому событию спасения рода человеческого.

http://sedmitza.ru/lib/text/440314/

Источник: " К истории христианства в Средней Азии " . 1998 г. " По стопам Апостола Фомы " Упоминание Св. П. Остроумова 1911 г., во время посещения Ташкента Епископом Ташкентским и Туркестанским Дмитрием. После Литургии в 11 часов дня начался крестный ход в Ташкентский Николаевский женский монастырь для перенесения Св. мощей (частиц) в иконах Св. Василия великого и Успения Пресвятой Богородицы, дар и благословение Его Преосвященства. Икона Успения Пресвятой Богородицы небольшая, копия Чудотворной Киево-Печерской, в течении 50 лет была аналойною в Киево-Печерской Лавре; в ней есть металлический, вызолоченный ковчежец с частицами Св. мощей. Недалеко от монастыря Владыку встречал другой Крестный ход и духовенство, вышедшее из Монастыря. Но вот наконец и самый Монастырь. Вот множество богомольцев, монахини, матушка Игуменья Лидия с золотым наперсным крестом на груди, Начальник Края Самсонов с супругою, военный Губернатор Галкин, помощник Начальника Края Покотило, Уездный Начальник Н.П. Караульщиков и прочие чины торжественно ждут и встречают на том месте, которое предназначено для будущего Монастырского Собора. Епископ Дмитрий освятил место и благословил коленопреклонённую Игуменью Лидию иконою Успения Пресвятой Богородицы, предварительно благословив иконою на все четыре стороны и сказав монахиням краткое назидательное слово. После многолетий Крестный ход отправился в Монастырскую церковь. На другой день 28-го Ноября Преосвященный совершил в монастырской церкви чин погребения умершего в селении Троицком бывшего монастырского священника старца о. Иоанна Борисоглебского. О. Иоанн погребён в Монастырской ограде. Туркестанские Епархиальные Ведомости, 1912 г. 1 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение В 1929 году в Успенском храме «на Куйлюке» (бывшем храме женской обители) митрополит Никандр, преосвященный Лука, при участии протоиерея Михаила (настоятель Куйлюкской церкви) совместно совершили торжественное богослужение. Книга: " По стопам Апостола Фомы " Священник церкви Ташкентского женского Николаевского монастыря Василий Никольский 31 Июля 1906 г. перемещен на место священника к Меркенской Рождество-Богородичной церкви, а на место священника к церкви Ташкентского женского монастыря перемещён Иоанн Борисоглебский из сел. Троицкого. Туркестанские Епархиальные ведомости. 1906 г. Выпуск 1. Иоанн Иоаннович Борисоглебский 31 июля 1906 г. по прошению перемещён на священническое место к Свято-Николаевской церкви Ташкентского женского монастыря; служил до Мая 1910 г. Похоронен в ограде монастыря, его могила располагалась рядом с могилой его жены, умершей в том же монастыре. Туркестанские Епархиальные Ведомости. 1912 г. 1 --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=48863

Написана эта икона на полотне, наклеенном на доску, и по времени своего происхождения может быть отнесена к XVII веку. Коложская икона с древних времен ознаменовала себя многими чудесами, и до сих пор толпы верующих притекают во множестве со всех сторон на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы и по вере своей получают великие знамения Ее милосердия. 9 июля Кипрская икона Сведения об иконе Богоматери, именуемой Кипрской, а также и о ее списках, именно: Полыньковой, Ястребской, Ножевой и Чистительной, помещены под 20 числом месяца апреля. 10 июля Коневская икона Коневская икона Божией Матери принесена в Россию с Афона преподобным Арсением Коневским и находится в мужском Коневском монастыре, устроенном на Коневце, одном из островов Ладожского озера. История этой чудотворной иконы такова. Преподобный Арсений, желая видеть высокие образцы иноческих добродетелей и испытать все лишения сурового монастырского подвижничества, отправился на Афон. Проведя там три года в непрерывных подвигах духовного совершенствования, он решил возвратиться в свое отечество, чтобы там продолжать начатый им путь подвижничества. Игумен одного афонского монастыря, прозорливый старец Иоанн Зидон, благословил его в путь иконой Пречистой Богоматери. Арсений, прощаясь со старцем, высказал ему свое твердое намерение создать у себя на родине обитель в честь Пресвятой Богородицы. Старец одобрил это благочестивое намерение Арсения и предсказал ему, что с помощью Божией монастырь будет создан и прославлен на пользу и спасение многих. И вот, сопутствуемый иконой Богоматери, Арсений в 1393 г. возвратился в Россию и пришел в свой родной город Новгород. Явившись к архиепископу Новгородскому Иоанну, он испросил у него благословение на создание обители в пределах новгородских. «Благословение от него (архиепископа) прият, — говорит жизнеописатель преподобного Арсения, — отьиде на Невоозеро, в Коневский остров, и вселися ту и со святою иконою, юже прият во святой горе. И созда церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и обитель» (память прп. Арсения 12 июня). Так, из Новгорода по реке Волхову Арсений направился в Ладожское озеро или, как оно называлось в старину, Нево-озеро, и здесь, обойдя много островов, остановился, наконец, на острове, который был известен под именем Коневца.

http://sedmitza.ru/lib/text/440299/

В момент Воскресения Господа Иисуса, действием Благодати Святого Духа, на ткани плащаницы напечатлелся, подобно фотографическому негативу. Образ Тела Господа Иисуса Христа. Во второй половине XX века Святую Плащаницу неоднократно исследовали учёные из разных стран мира, и абсолютное большинство учёных пришло к единодушному мнению, что Святая Плащаница - подлинная ткань, в которую было завёрнуто Тело Господа Иисуса Христа. Некоторые из учёных, принимавших участие в исследовании Святой Плащаницы, бывших ранее материалистами, в результате исследований уверовали в Господа Иисуса Христа и приняли Крещение. Так что, из вышеприведённых примеров несложно понять, что Бог, явивший Себя нам в видимом Образе - в Сыне Своём Господе Иисусе Христе и даровавший нам первые Свои образы - иконы, благословил изображать Себя в рукотворенных иконах, и, во свидетельство Своего благословения, даровал многим из этих рукотворенных икон Благодатную Силу творить чудеса и исцеления приходящим к ним с верою христианам. Первые иконы - портреты Божьей Матери были написаны прямо с Неё апостолом и евангелистом Лукой. По преданию, когда Пресвятая Богородица увидела Свой первый написанный Образ, она сказала: " Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет " . Всего же апостолом и евангелистом Лукой было написано около 120 икон-портретов Божией Матери, некоторые из них сохранились до нашего времени. Слова Божьей Матери исполнились. И не только первописанная Её икона, но и тысячи других икон Божьей Матери прославились обильными проявлениями Благодати. Почти в каждом храме есть чтимая (почитаемая, особо уважаемая) чудотворная икона Пресвятой Богородицы, и если вы спросите об этом церковнослужителей этого храма, они вам её покажут. Кроме образов Господа Иисуса Христа и Пречистой Его Матери, существуют ещё иконы Праздников и Святых. На " Праздничных " иконах изображаются все основные события из Священной Истории: Рождество Христово, Крещение, Благовещение Пресвятой Богородицы, Воскресение Христово и прочие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2163...

Во время всенощного бдения, около 4 часов ночи, святой Андрей и его ученик Епифаний увидели величественную Жену, Которая шла к амвону, поддерживаемая свв. Иоанном Предтечей и Иоанном Евангелистом, в сопровождении многих святых. Посредине храма Богоматерь опустилась на колени и долго молилась с залитым слезами ликом. Затем Она приблизилась к алтарю, где снова молилась и, повернувшись к народу, сняла с себя сияющий покров, подняла его над головой и распростерла над всем народом, стоявшим в церкви. Ее явление и покров, сияющий божественной славой, могли видеть только свв. Андрей и Епифаний. Однако все присутствовавшие ощутили благодать Ее заступничества. Невидимое предстательство Богоматери перед Своим Сыном за весь мир (см.: Утреня, стихиры нахвалитех, глас 8-й), которое св. Андрей созерцал как распростертый над верующими покров, составляет основную идею праздника 1 октября. «Дева днесь предстоит в Церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога» (Утреня, кондак, глас 3-й). На нашей иконе Богоматерь изображена стоящей на небольшом облачке: Она возвышается в воздухе над толпой верующих. Одетая в Свой обычный мафорий, Она воздевает руки в жесте Оранты, что выражает здесь Ее молитвенное заступничество. Два ангела держат за концы большой покров, поднимающийся над Нею как свод. На некоторых иконах покров изображается на поднятых руках Пресвятой Богородицы. Иногда (на более поздних иконах) вместо покрова ошибочно рисуют епископский омофор. Сопровождающие Царицу Небесную святые разделены на две группы: на апостолов и пророков. Первыми предводительствует св. апостол Иоанн (слева от зрителя), вторыми – св. Иоанн Креститель. Покров Богородицы. Новгород. XVI в. ГРМ Впереди, посредине храма, стоит на полукруглом амвоне молодой человек с нимбом, одетый в диаконский далматик. В левой руке он держит развернутый свиток со словами рождественского кондака, прославляющими Богоматерь, правой же рукой как будто управляет хором.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

В сём храме имеются три престола, вторично устроенные и освящённые после пожара, именуемого большого, бывшего в 1744 году. Первый или главный престол, во имя Обновления Храма Воскресения Христова, освящён в 1751 году июля 28 дня Преосвященнейшим Феофилактом, епископом Воронежским и Елецким. Престол сей до пожара был весь серебряный; но во время оного превращён огнём в слиток, и после того не возобновлялся. Второй престол, во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы, освящён прежде главного в 1747 году апреля 5 дня. Третий – во имя Рождества Святого Иоанна, Пророка, Предтечи и Крестителя Господня, освящён в 1751 году, 2 августа. Внутри храма находится драгоценный древнего писания, с превосходнейшей резьбой, золотой пятиярусный иконостас, в котором 85 Святых икон, в серебряных окладах с таковыми же венцами. Нижний пояс его состоит из 14 местных икон и трёх Царских врат. На местных иконах ризы все серебряные, позлащённые, с таковыми же венцами, а некоторые из икон, как в сём поясе, так и в верхних, унизаны жемчугом и драгоценными каменьями. Пред всеми местными иконами висят серебряные и сребропозлащённые подсвечники. Из троих Царских врат двое сребропозлащённые, с превосходнейшею черневою резьбой и Святыми иконами, а третьи серебряные с сребропозлащёнными иконами. Во всём оном иконостасе, а также в серебряных и сребропозлащённых вещах, как то: в сосудах, дароносицах, крестах, подсвечниках, лампадах, блюдах, кадилах и проч., считается серебра всего 34 пуда 16 фунтов; червонного золота, кроме мелких вещей, имеющихся на иконах, ризах и воздухах, 7 фунт. и 70 золотников; жемчугу на воздухах, убрусах, ризах, стихарях и двух плащаницах до 33 фунтов; меди – в трёх больших люстрах, подсвечниках и прочей церковной посуде, состоящей из отбельниц, купелей, кувшинов, чайников и т. п., 65 пудов и 26 фунтов. Пред великолепным этим иконостасом на железных цепях висят три древних медных паникадила. Первое из них, огромное, великолепное, шестиярусное, с 60 подсвечниками, и, кроме того, украшенное превосходнейшей работы лавровыми и другими листочками и стебельками. В нём весу 33 пуда и 30 фунт. Предание говорит, что это паникадило вывезено донцами из Азова, в 1643 году, при оставлении ими оного.

http://sobory.ru/article/?object=07182

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы, из которых одним празднуется не в одни и те же числа месяцев, а празднование других не вполне известно Предисловие Первые христиане, уверовавшие в Иисуса Христа и принявшие учение Его, вместе с тем научились любить и благоговейно почитать Пречистую Его Матерь, на Которую Он Сам указал, как на Заступницу и Покровительницу их, когда, вися на кресте, отдал Ей в наследие весь род христианский в лице св. апостола Иоанна Богослова. В дни Её земной жизни и ближние и дальние спешили к Ней, чтобы видеть и слышать Её, чтобы получить от Неё благословение и наставление; те же, которые не имели возможности предстать пред Матерью Господа своего, скорбя сердцем, изъявляли горячее желание видеть хотя живописный лик Её. Много раз и от многих христиан слышал это благочестивое желание апостол Лука, бывший искусным врачом и художником, и, чтобы удовлетворить желанию первых христиан, он, как говорит предание, изобразил на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках; потом написал ещё две иконы [на иконах Пресвятая Богородица обыкновенно изображается с тремя звёздами, из которых одна на голове и две на плечах, что означает: до Рождества Дева, в Рождестве и по Рождестве Дева] и принёс все три к Самой Владычице. Увидев Своё изображение на иконах. Она повторила Свое пророческое слово; Отныне ублажат Мя вси роди. И присовокупила: Благодать Рождшагося от Мене и Моя с сими иконами да будет. Православная Церковь , чествуя святые иконы Богоматери, воспевает Ей: Первее написавшейся Твоей иконе евангельских тайн благовестником и к Тебе, Царице, принесенней, да усвоиши ту, и сильну соделаеши спасти чествующия Тя, порадовалася еси, яко сущи милостива, спасения нашего содетельница. (Стихира на литургии службы Казанской иконе Богоматери). Православные христиане выражают благоговейную любовь к Божией Матери почитанием Её святых икон, построением храмов в честь Её, церковными празднествами в память бесчисленных Её благодеяний. В настоящее время в пределах Православной Церкви нет города, села и деревни, нет храма, нет дома, в которых икона Богоматери не составляла бы величайшей святыни. Дивную картину для благоговейного взора представляют сами чудесные явления св. икон и чудотворения, совершавшиеся по молитвам пред иконами Пресвятой Богородицы. От неистощимого источника святых икон Сама Небесная Заступница дарует верным обильные целебные благодеяния, источает неоскудную благодать и избавляет от всяких бед и напастей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

На иконах типа «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот» Иерусалима Иоаким и Анна представлены в полный рост, устремленными навстречу друг другу, их руки сомкнуты в объятии, лики соприкасаются, словно в поцелуе. На иконе «Зачатие Анны» сугубо интимный смысл сцены, благодаря целомудрию образа, не кажется стыдным. Созерцая икону, зритель не испытывает чувства неловкости и не ощущает себя подглядывающим за завесу балдахина супружеской спальни. От объятия святых супругов веет невероятной чистотой, и поэтому лицезрение иконы «Зачатие Анны» оказывается даже поучительным для тех, кому предназначен этот урок любви. На старинных иконах псковских храмов в изображении «Рождества Пресвятой Богородицы» можно видеть, как Иоаким и Анна ласкают новорожденного младенца и белые голуби слетаются смотреть на семейную радость. Домашние птицы – гусь и утка – сообщают картине характер счастливой семейной идиллии, в центре которой – взаимная любовь мужа и жены. Как солнце от солнца и луна от луны, рождается Святая Мария от святых, исполненных любви родителей. Богослужебные песнопения праздника ставят Иоакима и Анну выше всех других родителей на земле. Они преодолевают ветхозаветную зависимость счастья супругов от факта наличия или отсутствия детей. А во времена Христа, между прочим, муж мог дать разводную, если жена всего лишь пересолит еду. По мысли старца Паисия Святогорца, Христос пришел бы на землю и раньше, если бы раньше на земле появилась такая чистая целомудренная супружеская пара, какой были святые Иоаким и Анна. При этом старец Паисий Святогорец называл их самой бесстрастной супружеской парой, поскольку «у них не было мирского мудрования». Святые Богоотцы были уже в преклонных летах, им было более 60 лет, когда они зачали Марию. В их взаимном влечении уже не было юношеской страстности. Они страдали от того, что у них не было детей, и поэтому горячо молились Богу о том, чтобы Он даровал им ребенка. После молитвы и благовестия от ангела они сошлись как супруги «не по плотской похоти, – писал Паисий, – но по послушанию Богу».

http://pravoslavie.ru/64291.html

Подробнейший рассказ об Успении Богородицы заканчивается изображением Богоматери на ложе среди райского сада. Такое же повествование об Успении содержат клейма иконы Успение конца XVII века из музея имени Андрея Рублева (ил. 8). В последнем клейме Богоматерь, как в традиционной иконографии Успения, изображена лежащей на престоле, за ним и перед ним – по две горящие свечи. У ложа Богоматери стоят не только апостолы – в правом нижнем углу изображены кланяющиеся ветхозаветные праведники, среди них можно отметить пророков Давида и Даниила. Присутствие при Успении Богоматери ветхозаветных праведников, а также благоразумного разбойника с крестом, стоящего за ложем Марии, напрямую указывает на то, что изображенное на иконе событие происходит не на земле, а на небе, а точнее – в раю. Особо примечателен тот факт, что сюжет рассматриваемого клейма написан на белом фоне. Именно этот цвет с самого рождения христианского искусства символизировал собою рай, как об этом пишет А. Н. Овчинников: «Всякое изображение на белом фоне следует понимать как сопричастие раю» . Традиционно на белом фоне изображают такие сцены, как «Сотворение Адама и Евы», «Авраамово лоно», «Встреча в раю благоразумного разбойника с пророками Илией и Енохом» (в иконах «Сошествие во ад»), «Спас Недреманное Око». Рассмотренные нами в качестве примеров памятники являются лишь малой частью образов Успения, которые любили и чтили на Руси. Популярности сюжета способствовал тот факт, что главные престолы соборов многих русских городов (Москвы, Коломны, Дмитрова, Владимира), а также монастырей, в том числе древнейших (Киево-Печерского и Псково-Печерского), были посвящены Успению Пресвятой Богородицы. Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Скабалланович М. Успение Пресвятой Богородицы. Киев, 2004. С. 114–115. Там же. С. 121–122. См.: Кирпичников А. И. Успение Богородицы в легенде и в искусстве//Труды VI Археологического съезда в Одессе. 1884. Одесса, 1888. Т. 2. С. 191–235. Этингоф О. Е. Литургическая символика расположения сцен Рождество Христово и Успение Богоматери (по росписям Студеницы и Градаца)//Этингоф О.

http://pravoslavie.ru/574.html

Иконография Рождества Божией Матери как бы вводит нас в семью Иоакима и Анны, делает причастниками чрезвычайно радостного для них события, когда сбылись их многолетние чаяния и у супругов родился долгожданный и необыкновенный, как догадывались родители, Ребенок, раз Сам Бог сообщил им через Архангела о Его предстоящем рождении. Праведная Анна обычно полулежит или сидит на высоком ложе (принятый тип изображения рождества без страданий), перед ней — повивальная бабка и служанки, омывающие Богоотроковицу в купели или уже подносящие Ее матери; иногда изображена и Дева Мария в колыбели, а также праведный Иоаким. На иконах с клеймами — сцены из жития Иоакима и Анны: праведный Иоаким приносит жертву в Иерусалимский храм; первосвященник отказывается принять у него эту жертву как у бесчадного и, следовательно, имеющего тайные пороки; плач Иоакима в пустыне; плач Анны в саду; моление Иоакима; моление Анны; благовестив Иоакиму и Анне; встреча супругов у Золотых ворот Иерусалима; беседа Иоакима и Анны; Рождество Богородицы; ласкание Девы Марии и др. Из древнейших сохранившихся изображений Рождества Богородицы на Руси наиболее известными являются фрески в апсиде Киевского Софийского собора (первая половина XI века) и росписи Преображенского собора Псковского Мирожского монастыря (XII век). Столь же частыми, как в иконописи и храмовой росписи, являются изображения этого события в миниатюрах рукописных книг, во множестве распространенных в обителях Древней Руси. Некоторые из икон Рождества Пресвятой Богородицы были прославлены чудесами — таковы икона из Лукиановой пустыни под Переславлем-Залесским, из Сямского монастыря Вологодской губернии, из Глинской пустыни, из Исаковой пустыни Ярославской области (последняя имеет необычную иконографию: два Ангела держат само изображение Рождества Богородицы, которое со всех сторон окружают Херувимы). Обычно эти иконы в летний период с крестными ходами переносили из села в село, а к празднику они возвращались в свои обители. В народном представлении праздник Рождества Пресвятой Богородицы — это вторая (после второго Спаса — Преображения Господня) встреча осени. Такую встречу — «осенины» — принято было отмечать в этот день в деревнях: девушки и женщины шли к реке или озеру и там пели песни и водили хороводы, устраивали трапезу из овсяного хлеба и овсяного киселя. Молодожены ходили в гости к родителям и наоборот. День этот назывался «оспожинки» или «госпожинки» (от именования Богородицы — Госпожой). Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010