Самые ранние изображения Покрова не дошли до нас. Праздник был установлен на Руси в 60-е гг. XII в., а самые ранние образы начала XIII в. не сохранились. Древнейшее изображение праздника встречается на Златых Суздальских вратах, где праздник представлен совершенно непривычным для нас образом. Там изображена стоящая в профиль Богородица, над которой – поднятый вверх плат. Нина Квливидзе, кандидат искусствоведения Источник: Фрагмент передачи «Православная энциклопедия»       Самые ранние изображения Покрова не дошли до нас. Праздник был установлен на Руси в 60-е гг. XII в., а самые ранние образы начала XIII в. не сохранились. Древнейшее изображение праздника встречается на Златых Суздальских вратах, где праздник представлен совершенно непривычным для нас образом. Там изображена стоящая в профиль Богородица, над которой – поднятый вверх плат. Древнейшее изображение праздника Покрова Пресвятой Богородицы   В Новгороде было принято изображать, как бы в разрезе, храм. Под его сводами – согласно эпизоду из жития Андрея Юродивого – изображалась Богородица, молящаяся с воздетыми руками и стоящая на облаке. Над Нею ангелы держат распростертый покров. В нижней части новгородских икон изображаются закрытые Царские врата, справа от которых стоит Андрей Юродивый, указывающий рукой своему ученику Епифанию на это чудо. В Новгородских иконах есть еще одна замечательная деталь – слева от Царских врат (иногда бывает и справа), примерно на уровне середины высоты храма писали престол, за которым стоят три великих святителя (Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов). Это включение в иконографию праздника Покрова свидетельствует о почитании трех святителей на Руси. Ранний суздальский извод икон Покрова очень существенно отличается по содержанию от Новгородского. Самое главное, что в центре суздальской иконы под Богородицей, молящейся на воздухе за людей, на церковном амвоне стоит юноша, держащий хартию. На некоторых иконах тексты хартий сохранились. К нашему изумлению мы можем прочить на этих хартиях: «Дево днесь Пресущественного рождает…». Это начало Рождественского кондака, а юноша с хартией – святой Роман Сладкопевец, византийский поэт, написавший множество церковных гимнов. Именно ему исследователи приписывают создание Акафиста Пресвятой Богородице. Он был поставлен архидиаконом главного собора империи, и первое служение должно было совершаться в праздник Рождества Христова. Святой Роман очень боялся, т.к. не обладал сильным голосом. Накануне праздника во сне ему явилась Матерь Божия, повелела съесть кусочек свернутого пергамена, и на следующий день он пропел свой знаменитый кондак. Часто слева от центрального амвона изображаются император Лев Мудрый, в период правления которого случилось чудо Покрова, и его супруга Феофана.

http://pravmir.ru/ikonografiya-pokrova/

Одним из самых важных знаков, отличающих православную икону Богородицы, служат три звезды: одна над Ее челом, вторая на правом плече, третья на левом. Три звезды символизируют девственность Пресвятой Девы до рождества Христа, в момент рождества и после рождества. Затем – цвета Ее одежд. Как правило, в Ее одеянии преобладают три цвета: золотой, красный и голубой. Золотой цвет символизирует бессмертие, красный – мученичество, славу и господство, голубой – небеса; все вместе это означает, что, облеченная бессмертной славой на небесах, Она некогда была Рабой Божией и Страдалицей на земле. Лик Пресвятой Богородицы на православных иконах никогда не изображается полным или округлым, но всегда удлиненным и тонким. Глаза крупные и задумчивые. Тихая грусть, готовая к утешительной улыбке. Грусть о скорбях мира, а улыбка – упование на Господа Утешителя. Но и грусть, и улыбка сдержанны, лишь угадываются, все сдержанно и подчинено духу. Это лик Победительницы, пережившей всю горечь страданий и боли, Которая теперь может помочь всем, кто борется со страданием и болью. Волосы всегда убраны полностью. Об этом лице нельзя сказать, что оно красиво по-человечески. Оно отклоняет всякую мысль о телесности. Оно излучает небесную красоту, которая являет себя только в святости. Оно обращает мысли того, кто смотрит на него, к возвышенной реальности и красоте души. Голова Богородицы мягко склоняется к Богомладенцу Христу, Которого Она держит на груди. Этот мягкий наклон символизирует Ее покорность воле Божией во всем, выраженную в ответе благовестителю Архангелу Гавриилу: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему а также означает признание Ею Того, Кого Она держит на руках, б!ольшим Себя. На православных иконах очень редко видим Богородицу без Младенца Христа. В этих случаях Она изображается как Страдалица, у подножия Креста, со скрещенными руками и склоненной головой, иногда с символическими мечами, пронзающими Ее сердце. Но само сердце не изображается никогда. Наиболее же распространены Ее иконы с Богомладенцем на руках. Она явилась в мир ради Сына. Ее миссия была посвящена Сыну. Да никто и никогда не увидит в Ней женщину, но всегда только Мать. Она являет самое возвышенное, чистое и святое материнство от начала до конца времен. Она – Мать Господа нашего Иисуса Христа, но Она и наша Мать, Утешительница и скорая Помощница. Пусть и тебе всегда будет Она утешением и помощью. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1869...

Многие праздники имеют на другой день после себя «собор». Таковы — Рождество Богородицы, на второй день после которого чествуются праведные Иоаким и Анна; после Богоявления на второй день установлено празднество в честь Иоанна Крестителя и т. д. Установление Собора Богоматери относится к очень древним временам. В IV веке некоторые святые отцы, например, св. Епифаний Кипрский, говорили уже поучения в день этого торжества. В древних месяцесловах праздник Собора Пресвятой Богородицы называется еще «Родильные дары». Думают, что в данном наименовании скрывается указание на дары, принесенные новорожденному Царю Иудейскому — Богомладенцу Иисусу от восточных волхвов. Еще называется праздник Собора Богоматери «Бегством в Египет». Вероятно, в древней Церкви воспоминание о поклонении восточных мудрецов и о бегстве в Египет соединялось с празднованием Собора Божий Матери. Поэтому и на иконах, изображающих Рождество Христово с поклонением пастырей и волхвов и бегством Святого Семейства в Египет, очень часто можно встретить надпись «Собор Пресвятой Богородицы». Виленская Остробрамская икона Кто бывал в старой Вильне и стоял в часовне Острых ворот перед чудотворным ликом Остробрамской иконы, тот не забудет никогда ее чудного выражения. Икона, называвшаяся прежде по месту происхождения Корсунской, а по содержанию — Благовещенской, изображает собой Богоматерь со сложенными на груди руками и склоненной главой, словно Она погружена в созерцание дивной тайны. Нам, православным, икона говорит о тяжком прошлом православия в этом крае. Она — древняя наша православная святыня, а между тем находится сейчас в католических руках. Икона эта привезена в Вильну из Крыма, именно — из Херсонеса или Корсун, великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем (1345—1377 гг.), подарившим эту святыню своей супруге, которая, в свою очередь, принесла ее в дар Свято-Троицкой обители, возникшей в Вильне на том месте, где пострадали от литовских язычников придворные бояре Ольгерда — Антоний, Иоанн и Евстафий. Окрестная местность заселялась исключительно православными и получила название Острого или Русского конца.

http://sedmitza.ru/lib/text/440314/

Такие заявления в адрес пятиконечной звезды может делать человек, котрый либо совершенно не знакомый с традиционными религиозными традициями православия, а либо сатанист. Пятиконечная звезда, испокон веков считалась архаично-традиционным изображеним Вифлеемкой звезды, которое часто встречается в мозаичном украшении православных храмов и даже на иконах, на одеждах святых и в частности, на одеждах самой Пресвятой Богородицы. Пятиконечная звезда красуется над Храмом Рождества Христова в Вифлееме. Напольный киот для иконы в символике которого используется пятиконечная звезда КРАСНОГО цвета в храме Рождества Христова в Вифлееме и т.д. и т.п... П.С. Для справки: а что касается ещё одного ненавистного всеми антисоветчиками и сатанистами символа - Серпа и Молота, то пусть они знают, что этот символ придумал русский художник Евгений Иванович Камзолкин: ПЕРЕКРЕЩЕННЫЕ Серп и Молот, это тоже, своего рода - КРЕСТ! Впервые этот символ, правнук крепостного крестьянина и православный христианин (чего он не скрывал) художник Замоскворецкого театра Совета рабочих и крестьянских депутатов тридцатилетний Евгений Камзолкин, изобразил на красном полотнище 25 апреля 1918 года и вскоре, на ряду с красной звездой стал главным символом СССР. И не потому ли, простые русские люди, в то время почти все сплошь - православные рабочие и крестьяне, сразу принимали этот символ своими душами и сердцами, в том числе и на подсознательном уровне? Спасибо за имя Евгения Ивановича Камзолкина. 127. Ответ на 118, Русский Иван: Пяти бальная сссеровская система вдалбливалась народишку исключительно по принципу пятиконечной звезды люцифера. Такие заявления в адрес пятиконечной звезды может делать человек, котрый либо совершенно не знакомый с традиционными религиозными традициями православия, а либо сатанист. Пятиконечная звезда, испокон веков считалась архаично-традиционным изображеним Вифлеемкой звезды, которое часто встречается в мозаичном украшении православных храмов и даже на иконах, на одеждах святых и в частности, на одеждах самой Пресвятой Богородицы. Пятиконечная звезда красуется над Храмом Рождества Христова в Вифлееме. Напольный киот для иконы в символике которого используется пятиконечная звезда КРАСНОГО цвета в храме Рождества Христова в Вифлееме и т.д. и т.п... П.С. Для справки: а что касается ещё одного ненавистного всеми антисоветчиками и сатанистами символа - Серпа и Молота, то пусть они знают, что этот символ придумал русский художник Евгений Иванович Камзолкин: ПЕРЕКРЕЩЕННЫЕ Серп и Молот, это тоже, своего рода - КРЕСТ! Впервые этот символ, правнук крепостного крестьянина и православный христианин (чего он не скрывал) художник Замоскворецкого театра Совета рабочих и крестьянских депутатов тридцатилетний Евгений Камзолкин, изобразил на красном полотнище 25 апреля 1918 года и вскоре, на ряду с красной звездой стал главным символом СССР.

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/28/...

Икона Божией Матери «Знамение. По краям мафорий отделан золотой каймой (лента с золотыми нитями) и бахромой. Такой цвет выбран не случайно: золотая кайма — знак прославления Царицы Небесной – символизирует пребывание Ее в Божественном свете и Ее причастность к славе Господней. Прикрытый мафорием голубой или синий цвет туники , нижней одежды, и чепца символизирует девство Богоматери, Ее небесную, совершенную чистоту. Владимирская икона Божией Матери Мафорий Пресвятой Богородицы на иконах украшается тремя символическими звездами — на челе (символ девства в момент рождества Спасителя), на правом плече (символ девства до рождества), на левом плече (символ девства после рождества). Вместе с тем три звезды являются еще и символом Пресвятой Троицы. На некоторых иконах фигура Богомладенца закрывает одну из этих звезд, знаменуя вочеловечение Сына Божия — Второй Ипостаси Пресвятой Троицы. Есть в одеянии Божией Матери еще одна деталь, на первый взгляд незаметная, но также важная. Это поручи , которые символизируют сослужение Богородицы — а в Ее лице и всей Церкви — Главе Церкви, Первосвященнику Господу Иисусу Христу. Сщмч. Иларион, архиепископ Верейский Святители , то есть прославленные Церковью архиереи, например, святые Иоанн Златоуст , Григорий Богослов , Василий Великий и другие, изображаются в богослужебном епископском облачении. На голове у святителей может быть митра — особый головной убор, украшенный небольшими иконами и драгоценными камнями. Архиерейская митра символизирует терновый венец Спасителя. Святитель Тихон Задонский Отличительная деталь облачения святителей – саккос , который знаменует собой багряницу Господа. На плечах у архиереев омофор — широкий лентообразный плат, украшенный крестами – обязательная часть облачения епископа: без него он не имеет права совершать богослужение. Например, святитель Тихон Задонский изображен на иконе в традиционном святительском облачении: саккосе, омофоре и митре. Омофор – символ заблудшей овцы, то есть каждого человека, а облаченный в омофор епископ изображает собой Христа, Доброго Пастыря, Который взял заблудшую овцу на плечи и отнес в дом Отца Небесного.

http://pravmir.ru/tajny-kanonicheskoj-ik...

Ковчежец с полукруглым завершением находится на обороте «Знамения» под изображением благословляющего обеими руками Спасителя, там, где на иконах Покрова, в частности, на вышеупомянутой резной композиции на кресте, изображается сам простертый мафорий Богоматери. О смысле и причинах появления погрудного или поясного изображения благословляющего Христа над Богоматерью Орантой в иконографии Покрова исследователи не писали. Возможно, такой извод Покрова, известный в иконах, происходящих преимущественно из Новгорода, наиболее ранняя из которых – конца XIV в. из вышеупомянутой церкви Покрова Богоматери новгородского Зверина монастыря 1620 , восходит именно к обороту чудотворной иконы «Знамение», где частица самого Покрова Богоматери представала молящимся благословляемой Спасителем. Но вернемся ко времени распространения на Руси культа Ризы и Покрова Богоматери. Наиболее яркое изобразительное свидетельство его связи с успенским культом – цикл из пяти клейм на Западных вратах Рождественского собора в Суздале, традиционно относимый к 1230-м гг., а недавно убедительно связанный В. Д. Саробьяновым, вслед за Г. К. Вагнером, с первым Успенским суздальским собором, просуществовавшим до 1222 г. 1621 Первоначально клейма должны были быть расположены следующим образом: «Успение пресвятые Богородицы», «Святые Богородицы тело несут ко гробу», «Положение пояса» (с вознесением Богоматери и передачей ангелами ее пояса Фоме), «Положение честные ризы» и, наконец, «Покров святые Богородицы». Не сохранившееся шестое клеймо также могло принадлежать богородичному циклу. Во всех сценах подчеркнуто божественное про-исхождение и, соответственно, истинность реликвий, то есть исторический, а не литургический аспект, о чем писал еще А. Н. Грабар 1622 . В изображениях святынь – чтившихся и чтящихся поныне в Гефсимании одра и гроба Богородицы и ее одеяний, хранившихся на престолах константинопольских храмов в Халкопратии и Влахернах – прослеживаются глубокие символические ряды, восходящие и к ветхозаветным прообразам (скинии, ковчегу Завета), и к Новому завету – престолу Царя Небесного, храму и храмовому престолу, его покровам. Еще более совершенное и многообразное выражение эти связи получили в произведениях средневизантийской живописи, что было фундаментально исследовано О. Е. Этингоф 1623 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы видим, что Богородица и есть тот храм, «вместо золота сияющий Духом, вместо же дорогих камней имеющий многоценную жемчужину – Христа, уголь Божества» 97 . Христос возлежит на груди Матери подобно Агнцу на жертвенном престоле. Вместе с тем Его одежды и премудрый, исполненный сострадательной любви и величия облик показывает, что Он и творящий жертву Великий Архиерей, и Бог, эту жертву принимающий. Смиренно сослужит Ему Богородица во образ единения в любви Церкви и Её Главы 98 . В знак служения на руках у Неё, как везде, священнические поручи. Символика жертвенного приношения развивается в образе Богородицы-Просфоры, из которой копием на Литургии иссекается четвероугольный Агнец. Святые отцы толковали это священнодействие как зачатие, рождество и страдания Христа, где просфора – символ Пресвятой Богородицы, а Агнец – Её Божественного Сына. Агнец изымается со словами: «Яко вземлется от земли живот Его», и священник, крестообразно разрезая просфору, произносит: «Жрется Агнец Божий, за мирский живот и спасение» 99 . «Якоже сей хлеб отделен от того же вещества, – пишет Николай Кавасила , – тако и Господь отлучен от человек, их же приобщися существу…» 100 , то есть просфора символизирует совокупность человеческой природы. Это же значение раскрывается и в библейском образе горы. Фрагмент иконы. «Положение во гроб». Конец XV в. На иконах «Умиление» в Богородице мы можем созерцать ту гору, о которой пророчествовал Исайя: И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы ( Ис.2:2 ). В Ней присно пребывает и пещера Рождества, из которой воссиял новорождённый Богомладенец, и пещера Гроба Господня, куда Он был положен, повитый пеленами. Не случайно некоторые современные авторы находят сходство в иконографии «Умиления» и «Оплакивания» 101 . Образы Церкви, просфоры и горы дают видение целостности первоначального творения. Богородица явила Собою на земле единую с Богом райскую Церковь . Но рождённая в мире, ждущем искупления, Она стала и образом земной Церкви, где всякий человек имеет возможность совершенствовать себя в Боге. Богородица – «…сень нашего существа, обожением приемшаго смешение, Церковь Божия бысть» 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

О чтимых иконах Богоматери Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 6 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 Древний праздник Крылатского С незапамятных времен во многих селах и городах земли русской в разные периоды истории народной жизни появлялись местночтимые святыни или реликвии, которым здесь, преимущественно перед другими краями, воздавалось благоговейное почитание народом. Эти народные традиции, рождались, как правило, в связи с подвижнической жизнью кого-либо из святых, местно прославившихся, или с монастырями и храмами, создававшими свой благоприятный духовный микроклимат. Особо чтимой святыней для жителей Крылатского стала икона Божией Матери “Рудненская”, впервые прославившаяся в 1687 году в местечке Рудня Могилевской епархии. Об обретении иконы с названием “Рудненская” в селе Крылатское дошли скудные сведения в виде передававшегося от поколения к поколению предания. Согласно этому преданию, приблизительно в середине XIX века летом, во время сенокоса, крестьяне села Крылатское, придя ранним утром к святым источникам, находившимся под храмом в Татаровском овраге, увидели в траве икону Пресвятой Богородицы. Неожиданная встреча с явленной святыней имела столь потрясающее воздействие на крестьянские души, узревшие в ней знамение благодатного посещения Царицы Небесной, что по единодушному решению здесь же, на месте обретения святой иконы, была воздвигнута часовня в честь “Рудненской” иконы Богоматери. А копию списка с иконы поместили в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Крылатского. С того времени иконе “Рудненской” жители окружающих сел стали отдавать предпочтение как покровительнице данного места, и отмечали ежегодно торжественными празднованиями 25 октября, выделенное православным календарем как день прославления “Рудненской” иконы Богоматери. Одновременно отмечали этот день как праздник села. В тяжкие и скорбные времена безбожного гонения на верующих, после закрытия храма в 1936 году, безумствующими атеистами иконы выносились из храма и сжигались на церковной площади. Одна из жительниц села изъяла икону из часовни и, расколов, бросила в огонь. Но Бог поругаем не бывает, так рассудили верующие прихожане. И суд Божий в действительности настиг в свое время несчастную кощунницу. Все село стало свидетелем этого суда. Во время налета немецкой авиации в ночное время на завод за Москвой-рекой бомба попала в один лишь дом, где находилась эта нераскаявшаяся грешница. Из всего села больше никто не пострадал.

http://pravmir.ru/o-chtimyih-ikonah-bogo...

Что такое икона? Например, икона святителя Христова Николая чудотворца? Конечно, образ, лик святого Николая. Опять спрошу: только образ, лик святого Николая, а не сам святой Николай? Конечно, не сам, а только образ его. Икон святого Николая есть великое множество, а сам святитель Христов Николай чудотворец есть только один. Помни же, что всякая икона есть только образ того, что она показывает. Вот тебе пример. Когда ты смотришься в зеркало или в тихую и светлую речку, ты видишь там себя. Но ты знаешь, что в зеркале и воде не сам ты, а только образ, обличив твое. Так рассуждай и об иконах, то есть что они только образ, лик, обличие того, кто на них написан. Видишь, например, иконы Рождества Христова, Крещения, Воскресения – рассуждай, что сии иконы – только изображения того, как Господь во яслех возлежал, как Он крестился, воскрес. Видишь икону, изображающую Христа, распятого на Кресте, – опять рассуждай, что сия икона не есть Сам Христос, а есть только образ, показание того, как Христос Господь наш страдал, был распят и умер ради нашего спасения. Крестов Христовых есть также великое множество, во всяком храме по нескольку, но Христос, истинный Бог наш, есть един, на каком бы Кресте Он ни изображался. Видишь различные иконы, изображающие Пресвятую Деву Богородицу, икону Покрова ее, икону Казанскую, Владимирскую, Иверскую, – рассуждай, что все сии иконы – только образа, представляющие одну и ту же Пресвятую Богородицу, одну, хотя и в различных видах, потому что Она, Заступница наша усердная, в различных видах являлась людям, а как и где являлась, так на иконе той святой и написана. Итак, твердо знай и помни, что наши святые иконы – только лики, обличия святых Божиих, а не сами они. На иконах пишется лик Божий, изображаются великие дела Божии, лик Богоматери, лики святых угодников Божиих, но только их лики, а не Сам Бог, не сами святые угодники. Вот почему не почитать святые иконы есть тяжкий грех; равно и боготворить иконы, почитать их богами есть тяжкий грех. Как же надобно почитать святые иконы? А вот как: «Почитай икону, а не боготвори; чти икону не иконы ради, но того ради, его же икона образует.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Потом эта радость сбывается в зачатии пресвятой Богородицы. Замечательно, что наше иконописное искусство, всегда глубоко символическое, когда приходится изображать потустороннее, проникается каким-то своеобразным священным реализмом в изображении этой сбывающейся в посюсторонней любви радости. На первом плане мы видим Иоакима и Анну, которые целуются; в некоторых иконах за ними изображается на втором плане двухспальное ложе; а возвышающийся над ложем храм освещает эту супружескую радость своим благословением. Иконописец трогательными чертами подчеркивает голубиный характер этой любви. В двух старинных иконах псковских храмов в изображении «Рождества Пресвятой Богородицы» можно видеть, как Иоаким и Анна ласкают новорожденного младенца и белые голуби слетаются смотреть на семейную радость. А домашние птицы – гусь и утка, украшающие ту же картину домашнего очага, сообщают ей уютный характер законченной идиллии. Как бы ни было прекрасно и светло это проявление земной любви, все-таки оно не доводит до предельной высоты солнечного откровения. За подъемом тут неизбежно следует спуск; как бы высоко ни поднимался в небесную синеву этот весенний жаворонок, все же до встречи с солнцем ему далеко; стремительно поднявшись, он вскоре неизбежно ниспадает на землю – клевать зерно и ростить птенцов для нового полета и подъема, который опять не доведет до цели. Чтобы освободить земной мир от плена и поднять его до неба, приходится порвать эту пленительную цепь подъемов и спусков. От земной любви требуется величайшая из жертв: она должна сама себя принести в жертву. Вот почему в нашей иконописи прекрасная идиллия земного посюстороннего счастья не переходит грани между Новым и Ветхим Заветом. Это – как бы пограничное явление, лирическое вступление к последующей новозаветной драме. Самый подъем земной любви навстречу запредельному откровению здесь неизбежно готовит трагическое ее столкновение с иною, высшею любовью, ибо эта высшая любовь в своем роде так же исключительна, как и земная любовь; она тоже хочет владеть человеком всецело без остатка.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubec...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010