В России есть много чтимых икон “ Живоносный Источник ”. В Саровской пустыни, где подвизался преподобный Серафим Саровский , был воздвигнут храм в честь этой иконы. Преподобный часто посылал больных богомольцев молиться перед иконой “ Живоносный Источник ”, и они получали исцеления. Празднование Божией Матери в честь Ее иконы, именуемой “ Живоносный Источник ”, совершается в пятницу Светлой (Пасхальной) седмицы. Земная жизнь Пресвятой Богородицы в иконах Рождество Богородицы. Родителями Пресвятой Богородицы были праведные Иоаким и Анна. До глубокой старости не было у них детей, но вот однажды явился Ангел и объявил Анне, что родится у нее дочь, которую надлежит посвятить Богу, то есть в трехлетнем возрасте отдать на воспитание в храм. Младенец родился в положенный срок к радости родителей, и этот момент запечатлен на иконахРождества Богородицы ”. Анна полулежит на высоком ложе, около нее – служанки. Муж Анны, Иоаким, стоит у изголовья ложа в позе молящегося или любующегося младенцем. Внизу обычно изображается сцена купания младенца – Марии. Служанки держат ребенка, пробуют воду в чаше. Иногда есть сцена, где Иоаким и Анна ласкают Младенца. Такие иконы именуются Ласкание Богородицы. Введение во Храм. Когда Марии исполнилось три года, Ее повели в Иерусалимский храм, где Она должна была воспитываться и где потом жила до пятнадцатилетнего возраста. Пришел туда и первосвященник Захария. На иконах изображается встреча Марии с ним перед храмом. Обычно первосвященник и девочка Мария стоят на подножии около раскрытых ворот, здесь же родители Марии Анна и Иоаким, девы с зажженными свечами. Иконография может быть несколько иной: Мария подходит к священнику с зажженной свечой в руках, за ней – пять или семь юных дев. Иногда изображается сцена питания Марии архангелом Гавриилом. Благовещение. Благовещение – это добрая, радостная весть. На иконах изображается явление архангела Гавриила Деве Марии – он сообщает Ей радостную весть о том, что Она станет Матерью Бога. Обычно на иконах этого сюжета слева изображается архангел Гавриил, а справа, на фоне дома, стоящая Мария с веретеном в руках (иногда сидящая, иногда – без рукоделия).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Икона Рождества Богородицы в Лукиановой пустыни Лукианова обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы находится недалеко от Переяславля-Залесского, в 12 верстах от слободы Александровой, в живописной долине, окруженной густым лесом. В Богоявленской церкви этой обители находится древняя чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы. История монастыря и его святыни описана подробно в летописи, хранящейся в монастырской библиотеке. Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы, находящаяся в этой обители, довольно древнего письма, не позднее XVI века. Изображение написано на зеленом фоне, сильно потемневшем от времени, на гладкой расколовшейся пополам доске. Размеры этой доски: в длину 13 1/2 вершков, а в ширину И вершков. Икона обложена выпуклой чеканной серебряной позолоченной ризой. Еженедельно по воскресным дням перед св. иконой поется акафист, в летнее время — перед началом литургии, а зимой — после малой вечерни. Кроме обычных церковных крестных ходов, в Лукиановой пустыни устраиваются еще особые крестные ходы: в праздник Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября), в пятницу Пасхальной недели вокруг монастыря и в шестое воскресенье после Пасхи в город Александров. Кроме того, чудотворную икону в течение всего лета носят по уезду и возвращают ее в обитель лишь к храмовому празднику 8 сентября. Икона Рождества Богородицы в Глинской пустыни Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы составляет главную святыню Глинской пустыни, находящейся в Курской губернии, в 160 верстах от Курска и в 40 верстах от г. Путивля. Основана она в 1648 году и название свое получила, как полагают, от рода бояр Глинских, владетелей ближайшей к монастырю местности и усердных благотворителей Глинской обители. Хранимая в ней чудотворная икона Рождества Богородицы явилась в начале XVI века. В исторических записях обители сохраняется описание многочисленных случаев исцеления по молитвам перед чудотворной иконой. Икона в вышину имеет 5 вершков, а в ширину — 4 вершка. Она покрыта драгоценной золотой чеканной ризой и вставлена в серебряный вызолоченный киот в виде круга, украшенного 36 звездами из мелких стразов и с изображением вверху Господа Саваофа.

http://sedmitza.ru/lib/text/440305/

Икона Рождество Пресвятой Богородицы Пустынно-Глинская - описание Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Рождество Пресвятой Богородицы Пустынно-Глинская - описание Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Рождество Пресвятой Богородицы Глинская (Пустынно-Глинская) Эта икона «РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» в начале XVI века чудесным образом явилась пчеловодам, которые устраивали в лесу ульи. В 1648 году на месте явления иконы основана Глинская пустынь, получившая своё название от благотворителей монастыря – рода бояр Глинских, владеющих окрестной местностью. Икона прославилась множественными исцелениями. В настоящее время, к сожалению, чудотворная икона утрачена. На древней иконе на фоне 3-х пролётной арки представлена фигура святой праведной Анны на высоком ложе, в проёмах арки изображены: жена, несущая дары, и святой праведный Иоаким. В правом нижнем углу иконы – служанка с младенцем Марией на руках, рядом с ней купель, напоминающая об обновлении и очищении человеческого рода. Позже икону вложили в серебряный киот с самостоятельным изображением: на облаках ангелы, предстоящие чудотворному образу, поддерживают святыню, над которой в окружении херувимов благословляющий Господь Саваоф. В современной иконографии наличие на иконах Рождества Богородицы изображения Бога Саваофа служит признаком принадлежности к Глинскому варианту, независимо от того, отделены изображённые фигуры очертаниями арки или нет. Тем не менее, в Глинской пустыни находится древний список иконы без изображения Бога Отца. Свято-Рождества Богородицы Глинская пустынь после десятилетий забвения и разрухи, в 1994 году, возвращена Церкви. Находится на Украине: село Сосновка, Глуховский район, Сумская обл. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Рождество Пресвятой Богородицы Глинская (Пустынно-Глинская) " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-471

Беспорядки нашел Антропов и в том, что при сооружении новых храмов не представлялись чертежи с указаниями, где святым образам быть пристойно. Вместе с этим донесением Антропов представил реестр усмотренных им на святых иконах неисправностей: 1) Образ Пресвятой Троицы в разновымышленных видах. 2) На иконе Благовещения изображаются два или три архангела со скипетрами в руках и с лентами в ушах; на иных иконах Благовещения изображается на чреве Богоматери Младенец Спаситель в обнаженном виде. 3) Образ Рождества Христова представляется в таком виде: Богоматерь болящая: два Младенца: одного баба омывает, другому волсви поклоняются. 4) На иконе Сошествия Святаго Духа пишется человек в короне и царской одежде и при нем надпись: «грех мира»; на др. иконе иначе подписано. 5) На иконе Рождества Богородицы два Младенца. 6) Икона Премудрости Божией пишется разным и странным образом. 7) Спаситель на кресте, изогнутый в безобразном виде. 8) Вместо Евангелистов пишутся символические животные с надписанием имен самих евангелистов. 9) Мчч. Флор и Лавр с лошадьми и конюхами. 10) На иконе Преображения Спаситель и апостолы представлены трижды, пророки дважды. 11) Иоаким и Анна, обнявшись, лобызаются. 12) Иоанн Креститель пишется в короне с крыльями; в одной руке он держит Христа Спасителя, в другой – свою голову в сосуде. 13) Образ Живоносного источника неправильно. 14) Неопалимая купина многоразличным видом. 15) Мч. Христофор с песьей головой. 16) Бог Отец по шестидневном Творении на постели почивает. 17) Познание Адамом Евы. 18) На Царских вратах допускается изображение овцы с хоругвью и надписью: «и абие изыде кровь и вода». 19) Архангела Михаила пишут странным образом. 20) Икона Пресвятой Богородицы вновь разновымышленными изображениями и изваяниями. 21) Монашеское терпение – непристойным видом. 22) Образ Пресвятой Богородицы с тремя руками, и «прочая непристойность многая в святых иконах находится». Как ни краток и голословен этот отзыв, однако в нем находятся любопытные указания: отсюда видно, что в то время начали входить в обращение в Москве изображения, прямо заимствованные с Запада, – таково изображение Агнца со Знаменем Победы, запрещенное Шестым Вселенским Собором; сюда же можно отнести и изображение Распятого Иисуса Христа в изогнутом положении, составляющем прямое следствие стремления западных художников к натурализму в искусстве; но еще более любопытно отношение самого Антропова к осмотренным им иконам.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Указатель к житиям святых за все месяцы Праздники господни Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – 14 сент. Вознесение Господне, переходящ. (в конце мая месяца). Воскресение Христово, переход. – (в конце апреля месяца). Воскрешение Лазаря, переходящ. – (в конце марта месяца). Вход Иисуса Христа в Иерусалим, переходящ. – (в конце марта месяца). Знамение креста Господня – 7 мая. Крещение Господне – 6 января. Обновление храма Воскресения – 13 сентября. Обрезание Господне – 1 января. Перенесение нерукотворенного Образа – 16 августа. Перенесение ризы Господней в Москву – 10 июля. Перенесение части креста в Гатчину – 12 октября. Праздник Всемилостивому Спасу – 1 августа. Преображение Господне – 6 августа. Рождество Христово – 25 декабря. Сретение Господне – 2 февраля. Сошествие Святого Духа – в неделю Пятидесятницы, переходящ. – (в конце мая месяца). День Пресвятой Троицы, переходящ. – (в конце мая месяца). Происхождение древа Честного и Животворящего Креста Господня – 1 августа. Праздники богородичные Зачатие Пресвятой Богородицы – 9 декабря. Рождество Богородицы – 8 сентября. Введение во храм – 21 ноября. Благовещение Пресвятой Девы – 25 марта. Успение Пресвятой Девы – 15 авг. Собор Пресвятой Богородицы – 26 декабря. Покров Пресвятой Богородицы – 1 октября. Положение ризы Пресвятой Богородицы – 2 июля. Положение пояса Пресвятой Богородицы – 31 августа. Праздники в честь икон Пресвятой Богородицы Абалацкой, близ Тобольска – 27-го ноября. Ахтырской – 2 июля. Боголюбской – 18 июня. Братской в Киеве – 10 мая и 6 сентября. Ватопедской – 21 января. Виленской – 14 апреля. Владимирской – 26 августа, 23 июня и 21 мая. Влахернской – 7 июля. Волоколамской – 3 марта. Всех Скорбящих Радости – 24 окт. Всех Скорбящих радость – 24 окт. Галицкой – 20 июля. Гребневской – 28 июля. Грузинской – 22 августа. Далматской – 15 февраля. Донской – 19 августа. Елецкой – 11 января. Елецкой Черниговской – 5 февраля. Ефесской или Корсунской – 9 октября. Жировицкой – 7 мая. Знамения Новгородской – 27 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Церковь Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы от Пролома (Псков) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома построена не позднее XIV века, памятник истории и культуры федерального значения. Находится в южном углу Окольного города у Покровской башни в Пскове. Пролом — место обрушения крепостной стены во время осады Пскова Стефаном Баторием. Другие названия: Церковь Покрова от Пролома, Церковь Покрова в Углу. Престольные праздники: 14 октября, Покров Пресвятой Богородицы; 21 октября, Рождество Пресвятой Богородицы. Содержание История [ править править код ] Церковь Покрова (и Рождества) Богородицы «Покровского от Угла» или «От Пролома» мужского монастыря — известна с 14 века. Монастырь стоял у пятой стены в Окольном городе при вратах на Великую и огромной башне, названных в честь обители также — Покровскими. Покровский монастырь самым тесным образом был связан с событиями осады города Стефаном Баторием в 1581 году. «Повесть о Печерском монастыре» сохранила до нашего времени рассказ старца-кузнеца Дорофея (рассказ старца Дорофея был так же включен в некоторые поздние редакции «Повести о прихождении Стефана Батория на Псков»). Дивное видение старцу Дорофею было запечатлено на многих псковских иконах. Благодаря иконам этого цикла до нашего времени сохранились точнейшие планы средневекового Пскова с детальным изображением городских святынь. Изображения на иконах являются уникальными источниками для изучения архитектуры и исторической топографии Пскова. После снятия осады Пскова благодарные псковичи вместе с воеводой князем И. П. Шуйским соорудили в монастыре рядом с Покровской другую церковь – во имя Рождества Богородицы, которое празднуется 8 сентября, в день отбития штурма. Впоследствии две церкви были соединены в одну, причем вторая церковь стала придельной, а между ними была поставлена классическая псковская звонница. С тех пор храм являет собой маленькое архитектурное чудо: церкви-близнецы, одинаковые, клетские, крохотные, одноглавые, одноапсидные; — и только симметрично поставленная над притворами звонница на общей стене соединяет их в одно целое.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Покров...

Отец Евпсихий был настоятелем Глинской пустыни совсем короткое время (очевидно, поэтому о нем и не упоминают другие авторы). Уже 29 мая 1800 года вместо него архиерей опять определил строителем иеромонаха Александра (Проворова), бывшего одновременно экономом при архиерейском доме 371 . На этот раз он управлял обителью почти четыре года. При нем в 1802 году по указу Курской Духовной Консистории была составлена описная церковная книга Глинской пустыни 372 . Этот документ изложен далее достаточно подробно, поскольку он содержит редкие сведения о храмах, иконах, церковной утвари, ризнице обители в самом начале XIX в., тогда как в литературных источниках сведений о Глинской пустыни этого периода, по существу, нет. В 1802 году в Глинской пустыни был один каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы с двумя приделами. В церкви Рождества Пресвятой Богородицы иконостас был деревянный, резной, позлащенный. Справа от царских врат находилась икона Спасителя, слева – Иверской Божией Матери. На этих иконах были серебряные позлащенные венцы, а перед ними – медные лампады. Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы находилась справа от иконы Спасителя, была украшена серебряной позолоченной ризой, «с одним красным камушком вверху, а по сторонам 8 хрусталиков разного цвета» 373 . Лампада перед ней была серебряная. Перед образом Спасителя стоял резной аналой с иконой Воскресения Христова и двунадесятыми праздниками. В храме находились большой выносной крест с изображением Распятия с одной стороны и Рождества Богородицы – с другой; хоругвь на зеленой материи с образами Богоматери и Святителя Николая Чудотворца. Клиросы и амвоны были столярной работы, покрашены краской. Посреди церкви висело паникадило из желтой меди 374 . В алтаре храма Рождества Пресвятой Богородицы на горнем месте в киоте были иконы: Спаситель на престоле с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Предтечей 375 ; справа – образ св. Иоанна Богослова, слева – св. Геннадия, Патриарха Цареградского; вверху – Распятие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Новгородская икона Софии считается чудотворной. Сохранившееся историческое известие говорит, что от этой иконы в 1542 году получила исцеление одна женщина, страдавшая болезнью глаз. Все изображения Софии — Премудрости Божией выражают мысль о Матери Божией, послужившей орудием для воплощения Ипостасной Премудрости — Сына Божия. По этой причине и празднество иконе Софии совершается православной церковью в Богородичные дни и преимущественно на Рождество Богородицы, как в Киеве, или же на Успение Пресвятой Богородицы, как в Новгороде, Вологде, Тобольске, Москве и других местах, где имеются иконы Софии — Премудрости Божией. Икона Рождества Богородицы в селе Исааковском Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы, известная под наименованием Исааковской, находится в мужском заштатном монастыре Ярославской губернии, Пошехонского уезда, в 60 верстах от г. Пошехонья. Название свое эта обитель получила от села Исаакова, в урочищах которого благоволила Богоматерь явить Свой чудотворный образ. В 1758 г. в обители воздвигнута каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя и чудотворца Николая. В иконостасе этой церкви, по левую сторону от царских врат, и находится святыня монастыря — чудотворная икона Пресвятой Богородицы, перед которой теплится неугасимая лампада. Икона представляет собой изображение события Рождества Пресвятой Богородицы, несомое двумя ангелами и окруженное херувимами. Размеры иконы: в длину 1 аршин 6 вершков и в ширину 1 аршин 8 вершков. Она покрыта серебряной позолоченной ризой; посредине ризы — надпись по синему хрусталю; поля ризы обложены в два ряда серебряными бусами; под ризой икона покрыта слюдой. С 1766 года Исаакова пустынь причислена к разряду заштатных монастырей; братии в ней около 20 человек. Монастырь этот постоянно нуждается в средствах, и для пополнения их чудотворная икона большую часть года находится в крестных ходах по Вологодской и Ярославской губерниям. Есть икона Рождества Богородицы также в г. Борисоглебске Ярославской губернии, в церкви св. Иоанна Богослова, при техническом железнодорожном училище.

http://sedmitza.ru/lib/text/440305/

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Троицкое Татарово) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Троицкое Татарово построен в духе традиционного зодчества в начале XIX века на месте монастырского храма XVII века. Содержание История [ править править код ] Село Троицкое Татарово (Новое-Татарово) находится в 27 верстах от уездного города Вязники и в 105 верстах от города Владимир. До 1764 года село Новое-Татарово принадлежало Троице-Сергиеву монастырю. По писцовым книгам Суздальского уезда 1628-1630 годов это село значится уже за Троицким монастырем; в нем тогда уже была «церковь Рождества Пресвятой Богородицы – древяна вверх – строение монастырское; при церкви священник, диакон, пономарь и просвирница, у священника на дворе 3 кельи бобыльских. В селе был двор монастырский, двор скотской, двор пчельной, двор плотника, 5 дворов крестьянских и 8 бобыльских». По переписным книгам 1678 года в Татарове значится также двор монастырский, а в нем живут подьячие, кои присылаются для письма из Троице-Сергиева монастыря. В то время Татарово было административным центром громадной Троицкой вотчины, которая состояла из 49 селений, а в них было 459 дворов крестьянских и 45 бобыльских с населением в 1808 душ муж. пола. Были ли какие-либо перестройки деревянной церкви в XVII–XVIII столетиях – сведений о том не сохранилось. В 1802-1804 годах вместо бывшей дотоле в Татарове деревянной церкви устроен существующий в настоящее время каменный храм. Престолов в этом храме два: главный – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе теплом – во имя преподобного Сергия Радонежского. Над главным престолом устроена сень на четырех колоннах. Из икон ценностью украшений отличаются: Смоленская икона Божией Матери, две Владимирские иконы Богоматери и икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радости»; ризы на всех этих иконах серебряные. Закрыта не позже 1930-х годов. В 2000-х годах церковь была возвращена верующим, ремонтируется. Престольные праздники [ править править код ] Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября Контакты [ править править код ] Адрес: Россия, Владимирская область, Вязниковский район, с. Троицкое Татарово Паломнику [ править править код ] Богослужения совершаются по выходным и праздничным дням. Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Троицком Татарово Троицкое Татарово Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Рождества...

Псков. Церковь Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы от Пролома. Церковь Покрова от Пролома, церковь Покрова в Углу Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Покрова (и Рождества) Богородицы. 14–16 вв. Церковь Покрова (и Рождества) Богородицы «Покровского от Угла» или «От Пролома» монастыря — известна с 14 века. Монастырь стоял у пятой стены в Окольном городе при вратах на Великую и огромной башне, названных в честь обители также — Покровскими. Первоначально в монастыре главным был храм во имя Покрова Богородицы, к которому после осады Пскова в 1581-1582 г. войсками короля Стефана Батория, в память о чудесном избавлении «от лихих градоимцев», присоединили вновь возведенный храм Рождества Богородицы. С тех пор храм являет собой маленькое архитектурное чудо: церкви-близнецы, одинаковые, клетские, крохотные, одноглавые, одноапсидные; — и только симметрично поставленная над притворами звонница на общей стене соединяет их в одно целое. Церкви Покрова и Рождества — редкий пример храма — исторического памятника. Отреставрированы по проекту знаменитого архитектора и кузнеца В. П. Смирнова, поставившего в память о событиях 1581–1582 гг. и каменный крест на валунном основании. Ныне в храме Покрова — историческая экспозиция; церковь Рождества принадлежит казачьей общине Пскова. Церковь Покрова (и Рождества) Богородицы «Покровского от Угла» или «От Пролома» монастыря Время основания монастыря неизвестно. Следует полагать, что в период основания он находился вне города и посада, так как в момент сооружения стены 1465 года был одним из крайних объектов, вошедших в огороженную территорию. Первое летописное упоминание о монастыре под 1465 годом. Покровский монастырь самым тесным образом был связан с событиями осады города Стефаном Баторием в 1581 году. «Повесть о Печерском монастыре» сохранила до нашего времени рассказ старца-кузнеца Дорофея (рассказ старца Дорофея был так же включен в некоторые поздние редакции «Повести о прихождении Стефана Батория на Псков»). Дивное видение старцу Дорофею было запечатлено на многих псковских иконах. Благодаря иконам этого цикла до нашего времени сохранились точнейшие планы средневекового Пскова с детальным изображением городских святынь. Изображения на иконах являются уникальными источниками для изучения архитектуры и исторической топографии Пскова.

http://sobory.ru/article/?object=01913

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010