Христос восседает у Богородицы на левой руке, образующей вокруг Него подобие византийского престола с низкой полукруглой спинкой. Божия Матерь, рождшая и носившая на руках держащего «вся рукою Господа» 68 , – «престол высокий превознесенный». Как Вседержитель Христос и изображается на иконах «Одигитрии»: Он прямо развернут в мир, правой рукой благословляет, в левой руке у Него свиток – один из наиболее многозначных христианских символов. Бог Слово, Вторая Божественная Ипостась, является творческой силой Бога. Поэтому книга 69 в древней Палестине имела очень широкий мистический смысл. Во-первых – это Сам Бог, Его Божественная природа, Которая заключает в Себе Божественное Слово ( Иез.2–3 ). В образе книги или свитка представлено также все Творение, призванное к бытию Словом: это книга земного и небесного Бытия ( Пс.59:9, 138:16, 39:8 ); это небо земное ( Откр.6:14 ) и небо как место пребывания чинов ангельских ( Ис.34:4 ). Кроме того, свиток – это Книга Жизни ( Исх.32:32–33 ; Флп.4:3 ; Откр.13:8, 20:15, 21:27, 22:18–19 и др.), и список судеб человеческих ( Иер.36 ), и список грехов человеческих – проступков против Бога ( Иов.14:17 ). Свиток употребляется в Священном Писании и как образ гнева Господня ( Зах.5:1–2 и др.). Одно из его значений также образ Закона, данного Бога людям ( Втор.28:58–61; 29:20–21 и др., 2Пар.25:4, 34:24 и др. Гал.3:10 и др.). В святоотеческой литературе свитком называли и Саму Пресвятую Богородицу. Так, святитель Григорий Палама в «Беседе на спасительное Рождество Богородицы» говорит о Ней: «Сегодня приготовлена на земле поразительная Книга, не начертания слов, но могущая носить Самое Живущее Слово» 70 . Как о новом свитке ( Ис.8:1 ), «который приготовило совершающее все Слово Божие , чтобы Самому писать в нем, как тростью, языком Божиим – Духом Святым», пишет о Богородице прп. Иоанн Дамаскин в «Слове» на Её Рождество 71 . В иконах «Одигитрия» свиток всегда имеет несколько значений, одни из них постоянны, другие меняются. Часто образ Богородицы соединяется с символом свитка и творения, и Божия Матерь осмысляется как совершенная Книга, где написалось Божественное Слово, творившее мир. «Неописанное Слово Отчее, из Тебе Богородице описася воплощаем» 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

В 69-й том вошли также материалы о регионах России: Тульской области, Тыве и Тюменской области, в которых подробно рассказывается об их богатой истории и религиозном составе населения. Читатели смогут ознакомиться со статьями о древнем городе-государстве Угарит и Трапезунде. Выдающийся историк С.П. Карпов, президент исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, написал для «Православной энциклопедии» статью о Трапезундской империи. Традиционно в томе присутствует значительное количество статей о монастырях. Помимо материала о Троице-Сергиевой лавре читатель может ознакомиться со статьями о Топловском во имя преподобномученицы Параскевы монастыре, Торопецком во имя святителя Тихона Московского монастыре, Трегуляевском во имя святого Иоанна Предтечи монастыре, Трифонове Вятском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре, Трифонове Печенгском во имя Святой Троицы монастыре, Трифонове Верхне-Чусовской в честь Казанской иконы Божией Матери пустыни, Троекуровском Иларионовском во имя великомученика Димитрия Солунского монастыре, Тульском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре, Туранском во имя равноапостольного князя Владимира монастыре, Туринском во имя святителя Николая чудотворца монастыре, Тышковецком в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре, Тюменском во имя святой Троицы монастыре, Угличском Воскресенском монастыре. Также представляют интерес статьи о монастыре Трескавец Македонской Православной Церкви , экуменистической христианской монашеской общине Тэзе и мужском грузинском монастыре Убиси. В издание вошли статьи об иконах, в частности, материалы об иконе Божией Матери «Три Радости», иконе «Троеручице», Трубчевской, Тумбовской и Тупичевской иконах Божией Матери, Угличской иконе Божией Матери «Вратарнице», Угрешской иконе Божией Матери «Взыграние». Важное место в томе занимают статьи о епархиях Русской Православной Церкви и Поместных Церквей. Читатель сможет узнать про Томское викариатство, Тракайское викариатство, Трансильванскую митрополию, Троицкую епархию , Тульскую епархию , Тульскую митрополию , Тульчинскую епархию , Туровскую епархию , Тутаевское викариатство, Тырновскую епархию, Тяньцзинское викариатство, Уваровскую епархию , Угличское викариатство.

http://patriarchia.ru/db/text/6048886.ht...

Московская и Всея Руси . Точно не понял, в чем обвиняют эту икону, вроде как " ...икона эта неканонична, ее изображение включает неприсущую богородичным иконам символику " . Официальное мнение православной церкви неизвестно. Самодержавная . Есть две схожие иконы - " Самодержавная " и " Яко орля крылья " . Официальных заявлений православной церкви по этому поводу я не нашел, но есть в сети любители хаять эти иконы. По мнению одних, эти иконы пропагандируют приход новой царской России, другие же увидели в иконе какие-то каббалистические знаки в виде двухглавого орла. Святая троица с Богородицей . Комментариев православной церкви об этой иконе я не видел, но некоторые считают икону ересью из-за изображения в виде старца. Также видел мнение, что изображение Богородицы как части святой троицы делает ее " богиней " - в общем бред какой-то. Явление Богородицы схимонахине Антонии . Ставится под сомнение само явление Богоматери. В частности, церковь отвергает правила, которые Богородица якобы дала для отмаливания греха абортов: в подобных " правилах " происходит подмена понятий: вместо покаяния в тяжком смертном грехе предлагается " вымаливание младенцев " . А вот иное мнение из интернета: " Я против всякого отклонения от чистоты православия и в частности - обрядоведения. Но хочу сказать в защиту матушки Антонии: никакого конкретного правила о убиенных во чреве младенцев у неё не было. А то, что она молилась об этом - правда. И никаких абортов она не делала. А молитва её была исключительно из-за любви к людям. Кстати, православная церковь призывает молиться за младенцев, умерших во утробе. Елена. " . Кому надо - споры на эту тему ищите в Интернете, там много всякого флейма по этому поводу. Яко орля крылья (см. Самодержавная). ------------------- Изображение Саваофа на иконах. Православным иконам не свойственно изображение Бога-Отца как человекоподобного старца. " Изображение Бога Саваофа является неканоничным, и было отвергнуто на Большом Московском Соборе 1665 года " . На самом деле, есть немало почитаемых чудотворных икон с изображением Бога Саваофа, например " Рождество Пресвятой Богородицы Глинская " , явленная в XVI веке чудесным образом, так что было бы абсурдно называть икону лжеиконой только на основании того, что на ней изображен Бог Саваоф в виде старца. Совсем недавно, в 2009 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, празднование в честь иконы Божией Матери Торжество Пресвятой Богородицы внесено в месяцеслов официального календаря Русской Православной Церкви, хотя на ней в самом верху изображен никто иной, как Бог Саваоф! Интересно еще и то, что при создании современных иконостасов для церквей вместо порушенных в советские годы, на самом верху часто изображают именно Бога-Отца в виде старца, и никого это особо не волнует, несмотря на запреты, а если в церкви можно такое на иконостасах рисовать, то о чем тут еще говорить...

http://pravicon.com/text-29

И.К. Языкова, искусствовед «Повелевается о измышлениях от неискусных или злокозненных иконников, которые выдумали иконы противныя естеству, истории и самой истинне, каковыя суть: образ мученика Христофора с песиею главою; образ Богородицы с тремя руками; образ Богородицы, болящей при Рождестве Сына Божия и бабы при ней, аки бы ей в неизреченном рождении послужившей; образ Флора и Лавра с лошадьми и конюхами, вымишленными имены нареченными; образ неопалимой купины; образ премудрости Божия в лице некия девицы; образ шестодневного всемирнаго творения Божия, в котором Бога Отца пишут на подушках лежаща, аки человека по трудах почивающа в седьмый день; образ Саваофа в лице мужа престарелого и единороднаго Сына во чреве Его и между ими Духа Святаго в виде голубя; а на иконах святаго Благовещения пишут тогоже де Господа Саваофа от уст дышуща, которое дыхание идет во чрево Пресвятыя Богородицы; паки пишут образ херувима распятаго, а святых Петра, Алексея и Иону Московских чюдотворцев изображают в белых клобуках, каковы при них в России и не были. И не токмо в сем погрешают, но и пропорции не хранят, и пишут образы с великими паче меры человеческия главами и прочия сим подобныя, не по достоинству и не по приличию. Чего для, впредь таких измышленных щудов на поругание святых первообразных лиц и во укорение святые церкви от инославных, не писать, а писать бы чинно и благообразно, и где, кроме Апокалипсических видений, было пишемо изображение Господа Саваофа, там изображать обычайно в верху сияние с начертанием Еврейскими письмены Божия имене, также и четырех Евангелистов в подобии тельца и прочих животных не изображать, понеже при таком тельца изображении обретается литеральное именование Агнос (то есть святый) Лука, и при прочих тому подобное, чему быть зело неприлично есть, ибо образа паче истины почитати не подобает, как то о подобном сему изображении в правиле 6го Вселенскаго собора 82м ясно показано: не напиши агнца во образе Христа, но того самаго; в толковании же того правила изъявлено: не подобает агнца на честных иконах писати перстом Предтечевым показуема, но самаго Христа Бога нашего по человеческому образу написывати».

http://azbyka.ru/ikonografiya

На иконах типа «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот» Иерусалима Иоаким и Анна представлены в полный рост, устремленными навстречу друг другу, их руки сомкнуты в объятии, лики соприкасаются, словно в поцелуе. На иконе «Зачатие Анны» сугубо интимный смысл сцены, благодаря целомудрию образа, не кажется стыдным. Созерцая икону, зритель не испытывает чувства неловкости и не ощущает себя подглядывающим за завесу балдахина супружеской спальни. От объятия святых супругов веет невероятной чистотой, и поэтому лицезрение иконы «Зачатие Анны» оказывается даже поучительным для тех, кому предназначен этот урок любви. На старинных иконах псковских храмов в изображении «Рождества Пресвятой Богородицы» можно видеть, как Иоаким и Анна ласкают новорожденного младенца и белые голуби слетаются смотреть на семейную радость. Домашние птицы – гусь и утка – сообщают картине характер счастливой семейной идиллии, в центре которой – взаимная любовь мужа и жены. Как солнце от солнца и луна от луны, рождается Святая Мария от святых, исполненных любви родителей. Богослужебные песнопения праздника ставят Иоакима и Анну выше всех других родителей на земле. Они преодолевают ветхозаветную зависимость счастья супругов от факта наличия или отсутствия детей. А во времена Христа, между прочим, муж мог дать разводную, если жена всего лишь пересолит еду. По мысли старца Паисия Святогорца, Христос пришел бы на землю и раньше, если бы раньше на земле появилась такая чистая целомудренная супружеская пара, какой были святые Иоаким и Анна. При этом старец Паисий Святогорец называл их самой бесстрастной супружеской парой, поскольку «у них не было мирского мудрования». Святые Богоотцы были уже в преклонных летах, им было более 60 лет, когда они зачали Марию. В их взаимном влечении уже не было юношеской страстности. Они страдали от того, что у них не было детей, и поэтому горячо молились Богу о том, чтобы Он даровал им ребенка. После молитвы и благовестия от ангела они сошлись как супруги «не по плотской похоти, – писал Паисий, – но по послушанию Богу».

http://pravoslavie.ru/64291.html

Недостаточно только смотреть на икону, прикладываться к ней, почитать ее, украшать и проч., важно услышать Весть, которую она несет. Икона — это послание к нам, проповедь, призыв. Икону называют окном в невидимый мир, но она и указатель на пути в этот мир. На иконах Богородица Одигитрия указывает на Христа, Которого держит на руках, молитвенные жесты святых устремлены к Господу, Спаситель воздевает  благословляющую десницу, — все это для нас знаки на пути в Царство Небесное. Икона учит нас новому видению, показывает нам иное время, иное пространство, преображенную реальность: свет без тени, день без ночи, жизнь без смерти, любовь без ненависти. Новое небо и новую землю, где Бог все во всем. «Икона — это воплощенная молитва, — говорит архим. Зинон. — Она создается в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему, как к совершенной Красоте». Иконы в Церкви В новозаветной церкви иконы также стали присутствовать в храмах с первых веков христианства. Церковное Предание говорит о первой иконе Спасителя – нерукотворенном Его образе. Господь наш Иисус Христос благоволил изобразить чудесным образом Свой лик на плате, и послал этот нерукотворенный образ к Едесскому князю Авгарю. Издревле этот образ почитался Церковью. Также Церковное Предание рассказывает об иконах Богородицы, написанных апостолом и евангелистом Лукой. Есть письменные свидетельства древних об употреблении и почитании святых икон в три первые века. Так, Тертуллиан упоминает об изображениях Спасителя на церковных потирах в виде доброго пастыря. Тот же Тертуллиан, Менуций Феликс и Ориген свидетельствуют, как язычники укоряли христиан за то, что они будто бы боготворили кресты, т.е. почитали священное изображение креста, на котором распят Господь Спаситель. Евсевий рассказывает, что он видал начертанные красками иконы Апостолов — Петра и Павла и Самого Спасителя, сохранившиеся от древних христиан, которые обращались из язычества. В катакомбах, пещерах, усыпальницах мучеников, куда удалялись первые христиане для молитвы, также найдены священные изображения. Изображения эти представляют, большею частью, Спасителя в виде Пастыря, подъявшего на рамена свои заблудшую овцу; Пресвятую Богородицу в венце или осиянии, держащую на руках Предвечного Младенца, также в сияющем венце; двенадцать Апостолов, рождество Спасителя и поклонение Ему волхвов, чудесное насыщение пятью хлебами множество народа, воскресение Лазаря; из ветхозаветной истории — Ноев ковчег с голубицею, жертвоприношение Исаака, Моисея с жезлом и скрижалями, Иону, извергаемого китом, Даниила во рву, трех отроков в пещи.

http://pravmir.ru/ikona-2/

В 69-й том вошли также материалы о регионах России: Тульской области, Тыве и Тюменской области, в которых подробно рассказывается об их богатой истории и религиозном составе населения. Читателям интересно будет ознакомиться со статьями о древнем городе-государстве Угарит и Трапезунде. Выдающийся историк С. П. Карпов, президент исторического факультета МГУ, написал также для «Православной энциклопедии» статью о Трапезундской империи. Традиционно в томе присутствует значительное количество статей о монастырях. Помимо большого материала о Троице-Сергиевой лавре читатель может познакомиться со статьями о таких монастырях, как Топловский во имя преподобномученицы Параскевы, Торопецкий во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Трегуляевский во имя святого Иоанна Предтечи, Трифонов Вятский в честь Успения Пресвятой Богородицы, Трифонов Печенгский во имя Святой Троицы, Трифонова Верхне-Чусовская в честь Казанской иконы Божией Матери пустынь, Троекуровский Иларионовский во имя великомученика Димитрия Солунского, Тульский в честь Рождества Пресвятой Богородицы, Туранский во имя равноапостольного князя Владимира, Туринский во имя святителя Николая чудотворца, Тышковецкий в честь Успения Пресвятой Богородицы, Тюменский во имя святой Троицы, Угличский Воскресенский. Интерес представляют также статьи о монастыре Трескавец Македонской Православной Церкви, экуменистической христианской монашеской общине Тэзе и мужском грузинском монастыре Убиси. В издание вошли статьи об иконах, в частности хотелось бы отметить материалы об иконе Божией Матери «Три радости», иконе Божией Матери «Троеручице», Трубчевской иконе Божией матери, Тумбовской иконе Божией матери, Тупичевской иконе Божией матери, Угличской иконе Божией Матери «Вратарнице», Угрешской иконе Божией Матери «Взыграние». Важное место в томе занимают статьи о епархиях Русской Православной Церкви и Поместных Церквей. Читатель сможет узнать про Томское викариатство, Тракайское викариатство, Трансильванскую митрополию, Троицкую и Южноуральскую епархию, Тульскую и Ефремовскую епархию, Тульскую митрополию, Тульчинскую и Брацлавскую епархию, Туровскую и Мозырскую епархию, Тутаевское викариатство, Тырновскую епархию, Тяньцзинское викариатство, Уваровскую и Кирсановскую епархию, Угличское викариатство.

http://pravenc.ru/shop/2746433/

Память о святыне жива в сердцах людей. Жители окрестных деревень ещё долго после разрушения храма собирались 28 августа в Забелах и, по словам Александра Алексеевича Москалевича, фэст " . А рассказы о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы и Успенском храме передавали из поколения в поколение. Александр Алексеевич также рассказывал, что список с Забельской иконы Богоматери находился в часовне деревни Шищицы. Но в годы гонений часовня была разрушена, а о самом образе сведений не сохранилось. Сегодня о судьбе чудотворной иконы, к сожалению, ничего не известно. Материал подготовлен Ольгой Борисенко. В настоящее время в мастерской столичного художника Юрия Пискуна идёт работа по воссозданию образа месточтимой чудотворной иконы Матери Божией «Забельская». В прошлые века село Забелы Слуцкого района было известно в Беларуси благодаря этой иконе. Инициатором воссоздания иконы выступил отец Александр, настоятель православного храма Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Греск Слуцкого района, рядом с которой расположены Забелы. Корреспондент газеты «Кур " ер», посетив с отцом Александром мастерскую Юрия Пискуна, побеседовал с художником, начавшим свою работу по благословлению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси. До недавнего времени о том, как выглядела икона, не было известно почти ничего, кроме её общего словесного описания. Вот что рассказал художник о том, как было найдено изображение иконы: «Для православной энциклопедии я писал статьи о чудотворных иконах и узнал, что есть так называемые „контрольки“ белорусских икон. Хранятся они в фондах Академии наук Санкт-Петербурга. До революции со всей Российской империи туда присылались фото-изображения местных чудотворных икон размером едва ли не с почтовую марку. Мне удалось получить копии интересовавших меня „контролек“, среди них была и икона из Забел. Вскоре установились контакты с Игорем Титковским, краеведом из Слуцка, и отцом Александром, который вскоре и начал работу над тем, чтобы восстановить икону».

http://pravicon.com/info-759

В 1807 г. священник церкви Дмитрий Ольховский начал убеждать прихожан " к учреждению нового храма " . Суммы тогда были уездным городом Харьковской губернии, поэтому такие вопросы решались долго. Благословение о закладке новой церкви архиепископ харьковский преосвященный Христофор Сулима дал в 1808 г. Строительство продолжалось около 13 лет (из одних источников), а в книге Александра Сотника «Православная Сумщина» приведена дата окончания строительства - 1815 г. Строился храм, как указывают источники, «стараниями причта и прихожан». Следовательно, есть все основания предполагать, что храм достраивали достаточно долго. Известно, что особые старания для завершения строительства приложили купцы Ишунины - Федор и его сын Александр. Федор Ишунин был церковным старостой храма в течение 12 лет. За три года он собрал больше четырех тысяч рублей (для примера: за 40 копеек можно было купить 16 кг соли). На протяжении 12 лет был церковным старостой и «неутомимыми трудами и стараниями к церкви Божьей» он более, чем другие, оставил по себе добрую память в народе. Затем его сменил Алексей Ишунин, который исполнял обязанности старосты 22 года и в 1846 г. получил серебряную медаль «за труды по церкви» на Аннинской ленте. Купец Алексей Ишунин, церковный староста, сын бывшего строителя и благодетеля этой церкви, в полной мере унаследовал добрые качества отца. Он тоже всю свою жизнь посвятил служению Богу и церкви и излишки своих трудов отдавал в пользу храма. В бытность его старостой церковь была украшена и обеспечена разной утварью и богатой плащаницей. Богатство было видно во всем: в сосудах, в ризнице, в иконах. Не было ни одной вещи в церкви, которую бы не приобрели или сделали благодаря его усилиям! Алексей Ишунин служил храму свыше 22-х лет и за это время приобрел для церкви разной утвари «на собственный капитал в сумме 2168 руб. 32 копейки серебром». В наше время, когда строительство могут начать ударными темпами и покинуть из-за изменившихся обстоятельств, стоит задуматься, сколько целеустремленности и спокойного упорства требовалось для строительства такого храма и дальнейшее его содержание. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы не была самым старым из сумских храмов. Но, по воспоминаниям современников, она была самой красивой церковью города на то время. Хотя нужно отметить, что изначально храм был построен «на посадке», то есть за пределами городских стен. Несмотря на перестройки, храм связан с историей города. В 1702 г. для освящения Воскресенской церкви оттуда была взята часть церковной утвари. Эту церковь посещали тысячи сумчан. В начале ХХ в. храм насчитывал 1772 прихожан мужского пола и 1795 женского, уступая по величине только приходу Пророко-Ильинской церкви на Засумке. Кондратьевы, Ишунины, ещё много неизвестных сделали своё дело и ушли. В годы революции храм почти не функционировал. В прессе тех лет есть сообщения о том, что прихожанин не мог найти священника, чтобы окрестить ребенка.

http://sobory.ru/article/?object=49261

Главный иконостас этой церкви невелик, но хорошей резьбы и отлично позолоченный. В верхнем ярусе его иконы св. апостолов; в среднем - небольшие иконы двунадесятых праздников; а ниже - иконы мастные. На трех местных иконах сереб. вызлащ. ризы, каждая в 350 р., сер. Над царскими вратами изображение Тайной Вечери - тоже в сереб. вызолоченной ризе, ценою в 150 р. сереб. Вое это сделано при старании священника Павла Марковского усердием прихожан его. В южном приделе вех святых местные образа Спасителя и Божьей Матери - тоже в сереб. ризах с сереб. вызолоченными венцами. В приделе Всех Святых, около южной стены, в киоте под сению, утвержденною на 7 вызолоченных столпах, в серебренной вызолоченной ризе, находится небольшая икона Божией Матери. Икона эта пользуется особенными уважением в народе, и молящихся пред нею с верою и благоговением награждает дариан благодатью. В 10 пятницу по Св. Пасхе, ежегодно, делается, празднество в честь сего образа Богоматери. В этот день из окрестных селений стекается довольно много молящихся, из которых многие говеют здесь и причащаются Св. Тайн. На древней иконе сделана такая надпись: «изображение чудотворной иконы пресвятой Богородицы 1702 г. августа 7 дня, записал сие про память здесь сея церкви Иерей Иоанн Антониев Богдановский и присутствующий десятоначальник священник Прохорский Феодор Михайловский-Слонецкий, подписали 1792 г. апреля 20 дня». Из вещей это церкви стоит внимания: 1) Небольшой крестик, величин. 1 верш. весу 7 золотников, сребр. вызолоченный, в котором хранятся частицы мощей Печерских преподобных. 2) Дарохранительница, серебренная, с вырезанными на ней словами: «року 1733 декабря 2 дня, сия гробница справлена до храму Рождества пресвятой Богородицы Василием Кондратовичем войтом Борзенским». 3) Крест напрестольный, серебр. вызолоченный с подножием, величиною 13 верш., весу в нем 1 3/4 ф. , добытый старанием протоиерея Стефана Марковского. 4) Потир серебр. вызолоченный, весу 2 ф. 40 золотников, с вырезанными словами: «приношение Статского Советника Григория Мизко».

http://sobory.ru/article/?object=57420

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010