Иконы в Софийских храмах в Константинополе (который был построен императором Юстинианом, и, по взятии Константинополя турками, обращен в мечеть) и в Киеве (который построен Ярославом) написаны так: представлен дом или храм и в нем стоящая Богоматерь, в хитоне с покрывалом на голове, под сенью, поддерживаемой двумя столпами. Руки и длани Пресвятой Богородицы распростерты, стопы утверждены на серповидной луне. При персях Ее на десной руке – Предвечный Младенец, благословляющий правой рукой и держащий скипетр в левой. Над сенью написаны слова: Премудрость созда себе дом, и утверди столпов седмь. Над домом вверху изображены в сиянии лучей Бог Отец и Дух Святой. По сторонам изображений Бога Отца и Духа Святого представлена церковь небесная и в облаках предстоят семь архангелов. На ступенях дома, по сторонам изображения Богоматери, представлена церковь Божия земная: изображены ветхозаветные праотцы и пророки. Икона Софии-Премудрости Божией, в Софийском новгородском храме, написана так: изображен Господь Вседержитель в далматике (царской одежде), с огненными крылами, яко велика совета Ангел ( Ис.9:6 ), на огненном престоле о семи столпах. Вокруг Него голубое небо со звездами, по сторонам Богоматерь с иконой Иисуса Христа и св. Иоанн Креститель, как ближайшие свидетели воплощения Сына Божия. Сверху изображения: Спаситель в огненном круге и надпись: Премудрость Божия; еще выше опять голубое небо, и на золотом престоле Евангелие, пред которым стоят три коленопреклоненные ангела. Иконы Софии выражают одну главную мысль; представляют или Матерь Божию, послужившую воплощению Премудрости, т. е. Сына Божия, или самую воплотившуюся Премудрость. Посему празднование этой иконе совершается в Богородичные дни: в Киеве – в день Рождества Богородицы, в Новгороде, Москве и др. местах – в день Успения. Домницкая икона Пресвятой Богородицы явилась на берегу р. Домницы, Черниговского уезда, в 12 верстах от гор. Березны, в 1696 г. Гетман Мазепа устроил тут монастырь. 9-е число Святым Богоотцам Иоакиму и Анне празднуется на другой день Рождества Пресвятой Богородицы, как родителям Ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Но поскольку толкование касалось, прежде всего, проблемы посвящения храмов Святой Софии и догматически правильного понимания самого имени Премудрости Божией, а не ее изображения, облик огнекрылого ангела продолжал смущать умы. Он требовал более подробных и убедительных толкований, объясняющих не только его догматическую основу, но и суть самой изобразительной символики. Поэтому на иконах этого типа в середине XVI в. стали появляться обширные надписи-комментарии, сопровождающие изображения Софии. Так, на храмовой иконе Успенского собора Троице-Сергиевой лавры читаем: «Образ Софии Премудрости Божией проявляет Собою Пресвятой Богородицы неизглаголанного девства чистоту. Имеет же девство лицо огненно и над ушами тороки (ленточки, означающие всеведение и послушание воле Божьей), венец царский на голове, и над главою имеет Христа... Толкование: лицо огненное являет, поскольку девство уподобляется (имеет предназначение) Богу вместилищу быть; огонь же есть Бог , попаляющий страсти телесные и просвещающий душу девственную... Тороки же – осенение Святого Духа...» София Премудрость Божия. Икона. Софийский собор. Новгород Естественно, что такого рода аллегорические толкования лишь усложняли восприятие иконы и умножали число недоуменных вопросов. В XVIII-XIX вв. слово «София» воспринимается в основном как абстрактное понятие, которое в массовом сознании верующих уже не связывается с ипостасной Премудростью – Христом, в лучшем случае обозначая один из даров Святого Духа. Даже видные и образованные духовные лица затруднялись ответить на вопрос, почему различаются изображения Софии на храмовых иконах Софийских соборов Киева и Новгорода (на киевской иконе вместо ангела изображена Богоматерь, стоящая в семиколонном храме) и не совпадают дни престольных праздников, который в Новгороде с конца XV в. отмечается 15 августа, в день Успения Богородицы, а в Киеве – 8 сентября, в день Рождества Богородицы? Философские и богословские искания конца XIX–haчaлa XX в. сделали тему Софии как никогда актуальной и вместе с тем еще более усложнили ее. Но они же стимулировали научные исследования, в центре которых находились как библейские тексты и тексты древних богословских толкований, так и памятники иконографии.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Потом, после ужина, можно посмотреть иллюстрации: в наших книгах, в том же Интернете. На иконах и картинах художников увидеть, как купают в купели новорожденную будущую Матерь Божию, как из окошка выглядывает праведный Иоаким. Иногда изображается колыбелька, в которой помощницы укачивают новорожденную Девочку. Девушки и женщины прислуживают праведной Анне. На некоторых иконах показан накрытый стол около ложа святой роженицы — ей надо подкрепиться после родов. Иногда девушки подносят Анне дары, иногда также обмахивают ее опахалом. Можно сразу посмотреть и изображения самих Богоотец Иоакима и Анны, найти иконы «пестования» маленькой Марии. Есть такое интересное изображение, где Иоаким и Анна выращивают маленькую Дочку, как плод зеленого деревца. Причем деревце иногда прорастает от лежащего на земле Иессея, отца царя Давида. Наши дети к каждому празднику меняют заставку на большом домашнем компьютере: фон делают в цвет праздника, а в качестве изображения — икону или живописное изображение. И каждый раз, включая компьютер, мы видим напоминание о празднике. А чтобы всякие значки не попадали на святые лики, дети просто перетаскивают их на края экрана. Подготовка тропаря Чтобы подготовиться к празднику, чтобы подготовиться к богослужению, чтобы войти в учение Церкви о празднике — для всего этого мы заранее узнаем или вспоминаем тропарь Рождеству Богородицы. А может быть, и кондак, и величание. Эти тексты мы напишем по-церковнославянски крупными красивыми буквами. О том, как это можно сделать, я уже рассказывала раньше . Украсить тексты можно просто красной рамочкой, а можно каким-нибудь орнаментом, геометрическим или растительным — что будет интересно самим детям. А можно использовать и те символы праздника, которые нам предлагает богослужение: Солнце — Потому что «возсия Солнце правды Христос Бог наш». Так мы еще обратим внимание детей на этот образ. Так текст станет изображением. Птичка и птенчики в гнезде — потому что на них смотрела, по преданию, праведная Анна, когда «восскорбела» о своем бесплодии: «Даже птицы имеют детей, а я не имею». Так мы еще раз напомним, проиллюстрируем и закрепим рассказ о родителях Пресвятой Богородицы. Такое изображение особенно уместно будет на тексте кондака или величания — где прославляются как раз Иоаким и Анна.

http://pravoslavie.ru/106469.html

Будучи святыней, иконописное изображение несет молящимся незримую благодать Божию. В истории Церкви есть иконы, которые прославились многими чудесами. Среди них: иконы Спасителя, Божией Матери (Владимирская, Казанская, Смоленская, Иверская, Иерусалимская, «Споручница грешных», «Утоли моя печали», «Троеручица», «Взыскание погибших» и другие). Немало прославленных икон святых угодников: Николая Чудотворца, целителя Пантелеимона, Георгия Победоносца, Трифона Чудотворца и других. Существуют определенные канонические требования при создании икон. На иконах Господа нашего Спасителя должно быть: — надписание имени: IC XC; над каждой парой букв ставится титло (в церковнославянском языке — знак над сокращением слова); — крещатый нимб, указывающий на голгофский Крест, на котором Спаситель мира принес искупительную жертву; — на нимбе справа, слева и сверху три греческие буквы — O (омикрон), (омега) и N (ню), образующие слово «Сущий». Это надписание имеет принципиальный характер, поскольку указывает на Божество Иисуса Христа. Сущий — одно из имен Божиих (см.: Исх 3, 14). Божия Матерь на иконах всегда изображается в темно-красном мафории. Это — большой четырехугольный плат, укрывающий не только голову, но и всю фигуру. Мафорий символизирует материнство Пресвятой Богородицы, а покрываемая мафорием голубая (цвет небесной чистоты) туника — Девство. Три золотые звезды на мафории (на челе и плечах) являются символическими знаками Ее непорочности: до рождества, в рождестве и по рождестве. Во-вторых, звезды — символ Пресвятой Троицы. Поручи (необходимая принадлежность облачения священнослужителей) указывают на Ее сослужение в Церкви Небесному Архиерею — Иисусу Христу. Нимб (что в переводе с латыни значит облако ) без вписанного в него креста. Сокращенная надпись: слева MR (греч. Matir — Матерь), справа — ФИ (Феои — Бога). Монахиня Иулиания (Соколова; 1899-1981), оставившая богатое наследие, писала о теснейшей связи иконы с молитвой. Не только создатель иконы, но и воспринимающий ее должен быть человеком молитвы: «Икона есть образно выраженная молитва, и понимается она главным образом через молитву. Она рассчитана только на молитвенно предстоящего перед ней верующего. Ее назначение — содействовать молитве, поэтому трудящемуся в этом деле необходимо во время работы не забывать о молитве. Молитва многое в иконе объяснит без слов, сделает понятным, близким, покажет как духовно верное, как неопровержимо истинное».

http://pravoslavie.ru/105163.html

О.В. Губарева Глава 1. Пресвятая Богородица – совершенная Божественная икона Исключительное Творение Божие Любящий, прекрасный, скорбный лик Матери и строгий. Мудрый лик Сына – знакомое и бесконечно родное изображение Христа и пресвятой Богородицы. На одних иконах Они нежно обнимают друг друга, на других запечатлены в торжественном предстоянии. Богомладенец – всегда перед Богородицей в блистающих одеждах. Он словно солнце, осеняющее Её, а Она вторит Ему, восприняв Его образ. С Рождества Христова мир постоянно менялся, в искусстве появлялись новые формы и стили. Но сквозь лики миллионов икон, написанных в разных землях неведомыми художниками, вот уже третье тысячелетие светится из вечности всё тот же пресветлый образ: Богородица и Христос. Двое, а образ один. Неслитный и нераздельный. Божия Матерь всегда узнаваема. Лицо сохраняет портретные черты, одежда – обычная для замужних палестинских женщин: голова и вся фигура закрыты покрывалом (мафорием), под ним – туника с длинными рукавами, волосы убраны под платок (повой). Художники, делая списки с прославленных чудотворениями образов Пресвятой Богородицы, с благоговением стремились сохранить неискажённым пречистый лик, особенности одеяний. Историчность икон подтверждают сохранившиеся прижизненные свидетельства и сказания о Божией Матери. Одно из описаний приводится свщмч. Дионисием Ареопагитом в послании апостолу Павлу 1 : «… Невероятным казалось мне , чтобы кроме Самого высшего Бога был кто-либо преисполнен Божественной силы и дивной благодати . Когда я был введен пред лице богообразной, пресветлейшей Девы Иоанном , то облистало меня столь великое и безмерное божественное сияние, не только извне, но еще более просветившее внутри, и исполнился я такого предивного и разнообразного благоухания, что ни немощное мое тело, ни дух не возмогли понести таковых и толиких знамений и начатков вечного блаженства и славы: изнемогло сердце мое, изнемог дух мой во мне от Ее Божественной славы и благодати. Свидетельствую Богом , что если б я не содержал в памяти и в новопросвещённом уме твое Божественное учение и заповедания, то я признал бы Деву Богом и почтил бы Её поклонением, подобающим единому истинному Богу: потому что ум не может представить себе большей чести и славы для человека, прославенного Богом, как то блаженство, которое я, недостойный, удостоился вкусить» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

Иконописная традиция использует сведения о жизни Богородицы из Евангелия, где Она участвует в событиях связанных с земным путем Христа; отдельные эпизоды жизни Марии - из апостольского Предания, нашедшего частичное отражение в апокрифических источниках (Рождество и Детство Марии в Протоевангелии Иакова, Успение - в Евангелии от Никодима). На основе Писания и Предания сформировались Богородичные праздники, создалась иконография праздников: Рождества Пресвятой Богородицы, Введения во храм, Благовещения, Рождества Христова, Крещения, Сретения, Воскресения, Сошествия Святого Духа, Успения, Покрова. Богословская традиция, видевшая в Ветхом Завете прообразы Нового Завета, оказала влияние на сложение Богородичной иконографии. Как через женщину вошли в мир грех и смерть, так через Богородица приходит спасение, рождается Спаситель. Непослушание одной искупается послушанием другой. Многие образы Ветхого Завета (первобытная, девственная земля, не возделанная трудами и не орошенная дождем, но послужившая для создания первого человека; голубица, принесшая Ною масляничную ветвь; лествица в таинственном видении патриарха Иакова; Неопалимая Купина, увиденная Моисеем) и пророчества (первое предсказание о Божией Матери заключается в обетовании об Искупителе, данном в раю вслед за грехопадением наших прародителей: " Семя жены сотрет главу змия " ; величайший из пророков Исаия воскликнул о Ней: " Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог " ) богословская традиция в разной степени относит к образу Богородицы. Жития Святых, писания святых отцов также служили материалом для иконографии Богородицы (Положение ризы Пресвятой Богородицы, Положение пояса Пресвятой Богородицы, Живоносный Источник). На Руси образ Богоматери имеет множество особых форм, освященных издревле благословением Церкви. Каждое изображение - это воплощенное в чертах и красках выражение любви, преданности, молитвы. Иконы, ознаменованные чудесами и, по вере молящихся, чудодействующие, именуются чудотворными. Грань между чудотворной и нечудотворной иконой не принципиальная, а фактическая. Каждая икона потенциально чудотворна. Проявляя чудеса, икона из места присутствия Божественной силы становится местом ее явления. В чудотворных иконах Божия Матерь являет Свою близость к нашему миру.

http://pravicon.com/text-15

Чествуйте и покланяйтеся сим святым иконам; потому что кланяться иконам святым, почитать их учит и повелевает нам сама православная Церковь наша. Как она, мать наша, учит нас о святых иконах? Слушай. Во-первых, спрошу тебя: «Что такое икона, например, икона Святителя Христова Николая Чудотворца?» Отвечай мне: «Образ, лик святого Николая». Опять спрошу: «Один образ, лик святого Николая, а не сам Святой Николай?» И ты опять отвечай: «Не сам, а только образ его». Икон святого Николая есть великое множество, а сам Святитель Христов Николай Чудотворец есть только один. Смотри же, хорошо помни, что всякая икона есть только образ того, что она показывает. Для большей ясности, вот тебе пример. Когда ты смотришься в зеркало, или в тихую и светлую речку, ты видишь там себя; но ты знаешь, что в зеркале и в воде не сам ты, как есть на деле, а только образ, обличие твое. Так рассуждай и об иконах, т.е. что они суть только образ, лик, обличие того, что на них написано, а не самое дело. Видишь, напр., иконы Рождества Христова, Крещения, Воскресения и проч., рассуждай, что сии иконы не суть самое рождение, крещение, воскресение, а только образа, показания того, как Господь родился, крестился, воскрес. Далее, видишь икону, изображающую Христа, распятого на кресте; опять рассуждай, что сия икона не есть сам Христос, а есть только образ, показание того, как Христос Господь наш страдал, был распят и умер нашего ради спасения. Крестов Христовых есть также великое множество, – во всяком храме по нескольку, – но Христос истинный Бог наш есть один, где бы и на каком бы кресте Он не изображался. Еще видишь различные иконы, показывающие Пресвятую Деву Богородицу: икону Покрова Божией Матери, икону Божией Матери Казанскую, Владимирскую, Иверскую и т.д.; рассуждай, что все сии иконы суть только образа, представляющие одну и ту же Пресвятую Богородицу, одну, хотя и в различных видах, потому что Она – заступница наша усердная – в различных видах являлась людям; и как где являлась, так и на иконе святой написана.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Если рассматривать символический смысл, то отсылки к волу и ослику есть в Ветхом Завете: ...вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего (Ис 1:3)». Вол, по толкованию многих святых отцов, — это символ иудеев, живущих по закону, а осел — символ язычников, которые сами себе закон (Рим 2:14). Иисус же явился, чтобы спасти и тех, и других. Нередко на изображениях Рождества фигурируют и другие животные, но их появление не столь доказательно: например, голубя помещали на икону Рождества как традиционный символ Святого Духа. Продолжить > > На древних иконах Рождества Богоматерь всегда изображалась в желтых (золотых) праздничных одеждах. В желтых (золотых) одеждах Богоматерь изображалась редко. В христианской иконографии и живописи примерно с XII века с Пречистой ассоциируется преимущественно сине-голубой цвет. Часто он фигурирует на Ее мафории (накидке), тунике, а порой даже вся Ее одежда решена в сине-голубых тонах. Синева указывает на небесную совершенную чистоту и непорочность Божией Матери. Однако еще раньше Пресвятую Деву изображали в темных оттенках: черном, сером и коричневом. Темный цвет ассоциировался со скорбью, трауром по умершему на кресте Сыну, которые ожидают Богоматерь. На православных иконах цвет одежд Богородицы часто багряный, темно-красный (пурпурный, вишневый). Багряница — это одновременно напоминание о царственном происхождении Божией Матери (Она — Царица Небесная, а пурпурный цвет считался «царским») и о перенесенных Ею страданиях. Интересно, что стараниями многих поколений христиан сохранились настоящие одежды Богоматери, связанные с Рождеством Ее Сына. Прежде всего это плат Пресвятой Богородицы, который, по преданию, покрывал Ее голову в ночь Рождения Богомладенца Иисуса, и Ее риза. Подлинность этих реликвий в ХХ веке была подтверждена научными исследованиями. Плат Богородицы находится в Шартрском соборе во Франции, который был построен b XIII веке специально для того, чтобы сохранять эту святыню. Шартр также известен своими синими витражами, посвященными Деве Марии.

http://foma.ru/wp_quiz/8-faktov-o-rozhde...

Праотец Иаков в древности видел во сне лестницу, утвержденную на земле, верх которой достигал до небес (см. Быт.28:12 ), прообразовавшую Ту, через Которую снизшел на землю Сын Божий. Псалмопевец царь Давид воспевает Ее как Царицу, представшую одесную Царя, в ризы златы одеяну и преукрашену, вся слава Которой внутрь Ея (см. Пс.44:10,14 ). А премудрый Соломон говорит о Ней в Книге Притчей как о Доме Премудрости: Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь ( Притч.9:1 ). Домом, в котором обитала Превечная Премудрость при Воплощении, и явилась Пречистая Дева Мария. Столпы сего Дома суть Ее добродетели. Число семь у древних восточных народов обозначало совершенство, и семь столпов у Дома обозначает совершенство в добре Матери Божией. Посему на иконах изображается Премудрость Божия, Сын Божий, на престоле, как бы в здании на семи столпах, обозначающем Его Пречистую Матерь. Наверху семь архангелов, с обеих сторон семь пророков со свитками, исписанными предсказаниями о Богородице, а внизу наименование семи добродетелей. Седмеричное число, многажды повторенное, означает духовное совершенство Пресвятой Девы. Ныне, когда воспевается «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней» 45 , устрояется Земной Дом для вечной Премудрости, приуготовляется Жилище для Сына Божиего, грядущего с Небес на Спасение рода человеческого. «Христос с небес, срящите» 46 . Для сретения [встречи] Его созидается одушевленная Палата, освященный Храм, в Который вселится снисшедшее с неба Превечное Слово Божие, чтобы оттуда начать воссоздание мира, соединить вновь небо и землю. Преподобный Иустин (Попович), Челийский. Проповедь на Рождество Пресвятой Богородицы Преподобный Иустин (Попович) , Челийский (1894, город Вране – 1979, монастырь Челие, около города Валево) – архимандрит, сербский подвижник, аскет, богослов, автор многочисленных проповедей. Преподобный Иустин происходил из священнического рода, с детства посещал церковь , с юных лет желал принять монашество. В 1914 году поступил на богословский факультет Белградского университета, однако с началом Первой мировой войны был призван в армию, служил в медицинской роте при военных госпиталях.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

В монастыре, судя по документам пустыни, никогда не угасала память и почитание основателя обители преподобного Лукиана. Так на протяжении XIX века часовня преподобного постоянно ремонтировалась: обновлялись надписи на стенах, поновлялась гробница, золотился иконостас, чистились посеребренные ризы на иконах. В часовне, кроме изображения святого на гробовой доске, было изображение его, сделанное на полотне. В 1916 году на надгробье была сделана новая икона преподобного. В Екатерининской больничной церкви икона преподобного Лукиана помещалась за левым клиросом среди икон таких почитаемых на Руси святых, как Святитель Николай чудотворец, великомученик Георгий, равноапостольная Ольга и святой благоверный князь Александр Невский. Ежегодно в день кончины преподобного Лукиана в праздник Рождества Пресвятой Богородицы при большом стечении народа служилась панихида на его могиле. Особенно большие торжества по случаю праздника Рождества Пресвятой Богородицы и трехсотлетия обретения её иконы прошли в пустыни в 1893 году. Накануне праздника в соборном храме совершался параклис Царице Небесной, затем служилось всенощное бдение по скитскому уставу Святой Афонской Гор, издревле заимствованному у Саровской пустыни. Богослужения совершались настоятелями монастырей Владимиро-Суздальской епархии, благочинным монастырей и священниками города Александрова и окрестных сёл. На этот праздник съехались и потомки дворянских и купеческих родов, среди предков которых немало было вкладчиков и радетелей святой обители; прах их хранит Лукианова пустынь и неусыпно молится о упокоении их душ. Толпа многочисленных богомольцев из Москвы, Александрова, Переславля, Киржача, а также окружающих сёл и деревень заполнила Богоявленский храм с первыми звуками благовеста к ранней обедне, а в Екатерининской церкви в это время совершались заупокойная литургия о почившем основателе обители иеромонахе Лукиане. Панихида по иеромонахе Лукиане была совершена после ранней обедни соборне настоятелем пустыни игуменом Иеронимом на месте погребения преподобного в часовне. Затем началось торжественное богослужение в Рождество-Богородичном соборе, построенном на месте явления чудотворной иконы. Собор не мог вместить прибывших богомольцев, они стояли в притворах и окружавшей их крытой галерее. Под сводами собора звучало древнее столповое пение. После литургии отец настоятель благословлял молящихся иконою праздника и подносил альбомы с фотографиями пустыни и описанием её истории, а также раздавал иконки Рождества Пресвятой Богородицы, писанные мастерами Холуя. Торжественный крестный ход вокруг монастыря с чудотворной иконой завершился панихидой на могиле преподобного Лукиана в часовне при участии благочинного монастырей архимандрита Модеста, игумена Лукиановой пустыни отца Иеронима, а также настоятелей Стефано-Махрищенского монастыря, Борковской пустыни, многочисленных священников церквей города Александрова и соседних сёл и настоятельницы Успенского женского монастыря игумении Евфрасинье с сёстрами.

http://sobory.ru/article/?object=00571

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010