(XIII в.?), прп. (пам. 17 янв., 24 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых). Сведения о жизни святого содержатся в его житии, существующем в 2 редакциях. Ранняя (известна в 13 списках; древнейший в сб. БАН. Мордв. 11, кон. XVII в.) появилась в кон. XVII в. (первое записанное в ней чудо - 1671) скорее всего в Антониевом Дымском мон-ре на основе местных преданий и новгородской житийной традиции. Поздняя редакция (известна в 17 списках) также была создана в Дымском мон-ре в кон. XVIII - нач. XIX в.; ее сведения, особенно даты, не могут считаться достоверными. В ранней редакции жития не назван год рождения святого, нет описания его детства, сведений о месте и времени пострига. Скудость сведений составитель жития объясняет тем, что «преподобный Антоний, Дымския обители начальник... не желая славы от человек, все свое благое по Бозе житие, и крепкое пребывание, и всякую добродетель ни во что же вмени. И не токмо сие, но и преставление свое и вечную память непамятно всем учини». К тому же «от велия забвения и нерадения все истребися, еще же и от бывших пожаров, и всяких воинских людей буести и находов и от своих, во обители живущих, всякия скудости и простоты» ( Белоброва. С. 289). Обе редакции называют А. Д. современником прп. Варлаама Хутынского (поздняя сообщает год - 1206-й - и место рождения А. Д.- Вел. Новгород). Житие сообщает, что по воле прп. Варлаама А. Д. ходил к К-польскому Патриарху Афанасию (имя недостоверно) «некиих ради церковных вин» или «потреб». При описании «хожения» составитель ранней редакции использовал «Паломник Антония Новгородского в Царьград», устные новгородские предания и допустил ряд анахронизмов, приписав А. Д. факты путешествия Новгородского архиеп. свт. Антония (Добрыни Ядрейковича). В обеих редакциях рассказывается, что прп. Варлаам перед смертью благословил А. Д. быть игуменом Хутынского мон-ря (событие, также заимствованное из жизнеописания свт. Антония Новгородского; годом преставления Варлаама назван 1243-й вместо 1192-го). Ок. 1243 г. А. Д. удалился в уединенные и глухие места на берегу Дымского оз. (в ранней редакции говорится, что это был погост на Тихвине). Поселившись здесь, А. Д. (по сообщению поздней редакции) ископал пещеру, поставил келью и стал подвизаться, изнуряя плоть ношением железной шляпы.

http://pravenc.ru/text/116056.html

Чудо от иконы Божией Матери во время молитвы свт. Алексия, митр. Киевского. Рисунок пером (СГИХМ. Сб. нач. XIX в. Л. 59) (1-я треть XIV в.- 5.05.1377 или 1392, г. Серпухов), прп. (пам. в Соборе Московских святых), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря . Сведения о В. С. содержатся в сказании «О зачатии Владычнего монастыря, еже есть в Серпухове» (XVII в.), о преподобном рассказывается только в связи с основанием обители, др. биографические сведения отсутствуют. Сказание называет В. С. «пострижеником пустынным», сообщает, что он был келейником свт. Алексия , митр. Киевского и всея Руси, пользовался его уважением. Согласно сказанию, в 1360 г. во время молитвы свт. Алексию было повеление от иконы Пресв. Богородицы создать в Ее честь монастырь «в пределе града Серпухова». Святитель благословил своего келейника найти место для обители. Обходя окрестности Серпухова, в 2 верстах к юго-западу от города, в лесу за р. Нарой, у оз. Долгого, преподобный ночью услышал «звон велик и гремения сосудов, железных и медных». Избранное В. С. место не понравилось митр. Алексию, однако ночью святитель услышал голос, повелевший поставить мон-рь на этом месте. Строителем мон-ря был назначен В. С., к-рый по повелению свт. Алексия сначала заложил деревянную ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, а «по времени и каменную церковь состави, такожде и трапезу». В ранних списках сказания «О зачатии Владычнего монастыря» (кон. XVII - нач. XVIII в.) возведение Введенской ц. отнесено к 1367 г., в списках XIX в. и в монастырских документах того времени (клировых ведомостях, актах) - к 1360-1362 гг. (В. А. Кучкин, основываясь на том, что настоятели Владычнего мон-ря ранее XVI в. неизвестны, а также на том, что в монастырских актах XVI - 1-й пол. XVII в. В. С. не упоминается в качестве первого строителя обители, предположил, что В. С. был строителем Введенской ц., обитель же появилась позднее - Кучкин В. А. Антиклоссицизм//ДРВМ. 2002. 4 (10). С. 98-100, 104, 107).

http://pravenc.ru/text/154251.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Пресвятой Богородицы " Днепрская (Днепровская) " Описания иконы Икона Днепрская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Днепрская икона является одним из вариантов КОРСУНСКОЙ иконы Божией Матери. Отличительные признаки – сложение пальцев правой руки Богородицы, которое может указывать на имя Христа, и ритмично-складчатое, гребнеобразное, с нанесением твореного золота, изображение Её мафория и хитона Младенца. Хитон Младенца на подобных иконах оранжевый, иногда оранжево-красный. Днепрская икона Богородицы Источник: Сайт www.pravenc.ru Днепрская икона известна в сохранившихся старообрядческих списках с кон. XVIII в., один из вариантов извода Корсунской иконы Божией Матери. Со 2-й пол. XVII до кон. XIX в. в России как чудотворные прославились мн. списки Корсунской иконы, представляющей оплечное изображение Богоматери с Младенцем типа «Умиление». Несмотря на общее сходство иконографии Д. и. с иконографией Корсунской иконы, в т. ч. свиток в ручке Младенца Христа, Д. и. имеет особенность - сложение пальцев правой руки Богоматери, где мизинец согнут. Предложенная В. М. Сорокатым (Сорокатый. 2005. Кат. 103. С. 150) интерпретация этого перстосложения как именословного жеста сомнительна, т. к. для греков и русских (после реформы патриарха Никона) именословие являлось образом священнического благословения и на иконе Божией Матери было неуместным. Понятие об именословии (т. е. изображении в перстосложении монограммы Христа) впервые появилось в кон. XV в. у греч. церковного писателя Николая Малаксы. Однако известно, что этот[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Богоматерь Днепрская. 1867 г. Москва. Мастерская МД Шеина (клеймо МШ). Дерево, серебро, стекло; живопись, штамповка, чеканка, гравировка, золочение, эмаль. 37,2х31,5 см. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник. Икона поступила в Троице-Сергиеву лавру в 18б7 году после смерти митрополита Московского Филарета (Дроздова). Вместе с другими иконами она была привезена на гробе настоятеля Троице-Сергиевой лавры к месту его погребения. Надписи на трех картушах в нижн[...]

http://pravicon.com/icon-94

На киевской гравюре «Родословное древо Киево-Печерского монастыря» 1643-1676 гг. работы мастера Акима (монограмма «АК») (ДМКДУ), на близкой по иконографии иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ) погрудное изображение Е. помещено в цветке «древа» в правой части композиции. В «Акафистах», изданных в типографии лавры (К., 1693. Л. 212б), Е. с крестообразно сложенными на груди руками представлен в числе 8 преподобных Ближних пещер. На Печерской иконе Божией Матери со святыми Киево-Печерского патерика (1724) письма игум. Корнилия (Уланова) из Ризоположенского монастыря в Суздале (ГВСМЗ) Е. изображен в правой части среди святых Дальних пещер, в 6-м ряду слева, вместе с прп. Никоном Сухим, в виде средовека с небольшой округлой бородой, в коричневом клобуке, правая рука на груди, левая в молении; надпись на нимбе: «прп Ebcmpamiй». В составе композиции «Собор Киево-Печерских святых» Е. представлен, как правило, как средовек, в левой группе святых, за прп. Антонием Печерским, в ряду иноков, почивающих в Ближних пещерах. Его изображение помещено, напр., в 3-м ряду 5-м слева на гравюре кон. XVIII - нач. XIX в. (РГБ), 4-м слева на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ), 2-м слева на раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ), 5-м слева на тонолитографии 1893 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ) - оглавно, без куколя, волосы на прямой пробор. На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) оплечный образ Е.- 3-й справа в 3-м ряду, с непокрытой головой, короткими прядями волос и маленькой округлой бородкой, черты лица индивидуализированы. На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание) святой с таким именем представлен дважды: в левой части композиции, за прп. Антонием, в верхнем ряду крайним справа - как средовек и в правой части, за прп. Феодосием, в 4-м ряду крайним справа - как старец в монашеском облачении и куколе (надпись: «Evcmpamiй»). В росписи 70-х гг. XIX в. интерьера храма Христа Спасителя образ Е. находился в числе 34 Киево-Печерских святых на лестнице, ведущей на хоры юж. части зап. крыла, в нижнем ряду (худож. К. А. Горбунов). В стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре он включен в группу подвижников XI в. (живопись в академическом стиле кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие», письма мон. Иулиании (Соколовой) кон. 20-х - нач. 30-х гг., нач. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ) фигура Е. расположена в нижней части композиции, в группе чудотворцев Ближних пещер, как и на совр. списках образа.

http://pravenc.ru/text/187511.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий) (кон. XIV в., Новгород - 12.06.1447, Коневский мон-рь), прп. пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)), основатель Коневского в честь Рождества Богородицы мон-ря . Древнейший рассказ об А. К. содержит «Сказание об авве Арсении» (РГБ. Троиц. Фунд. 806. Л. 244-246 об.), к-рое, по мнению Н. А. Охотиной-Линд, датируется 30-ми гг. XVI в. (по мнению В. О. Ключевского и Р. П. Дмитриевой - XVII в.). Ключевский считал, что «Сказание» представляет собой отрывок из «простой первоначальной редакции» жития. Во 2-й пол. XVI в. Варлаам (возможно, игумен Коневского или Деревяницкого мон-ря) составил новую редакцию жития (БАН. Арх. Д. 233. Л. 490об.- 519, 2-я пол. XVII в.; БАН. Арх. ком. 3 и др.), включающую в себя 3 недатированных посмертных чуда А. К. Ранние списки этой редакции жития (БАН. Арх. Д. 233) сообщают о кончине преподобного в 1447 г., в более поздних списках наряду с этой датой указан также 1444 год. В XVII в. было составлено рукописное похвальное слово А. К. В нач. XIX в. появилась новая редакция жития (СПб., 1850), автором к-рой является, вероятно, коневский игум. Иларион, составивший службу святому. В этой редакции приведены отсутствующие в более ранних текстах сведения о пребывании А. К. в Валаамском мон-ре , к-рые, по-видимому, основаны на монастырском предании, преставление А. К. указывается под 1444 г., записаны чудеса, совершившиеся по молитвам к святому в кон. XVIII в., житие сопровождается новым похвальным словом преподобному. А. К. в миру был «ковач меди», затем принял постриг в новгородском Лисицком во имя Рождества Богородицы мон-ре в годы игуменства там Евфимия, впосл. свт., архиеп. Новгородского (см. Евфимий II (Вяжицкий) ). Прожив в обители 11 лет, А. К. вместе с побывавшим в Новгороде афонским монахом отправился на Афон , где провел 3 года. Сначала А. К. трудился в «древоделании, печении хлебов и прочих по ряду монастырских службах», после того как игумен узнал о ремесле А. К., он повелел преподобному в безмолвии ковать сосуды. Святой посетил мн. афонские мон-ри, для к-рых бесплатно делал сосуды. Монахи, видя его «тружающася, яко безплотна или яко куплена раба, удивишася терпению его, но и паче же возлюбиша его». Уходя с Афона, А. К. получил от игум. Иоанна «Устав Святой горы» и чудотворную икону Пресв. Богородицы, на обороте к-рой был написан Нерукотворный образ Спасителя (см. Коневская икона Пресв. Богородицы ).

http://pravenc.ru/text/76296.html

2)  Апреля 17 Черноризца слово о Пасхе и о преп. Зосиме новом и чудотворце, иже на Соловецком острове, на полунощней стране сущем, понта Окиана. Нач.: «подадите и нам, о мужие, мало слуха, аще что достойно слуха провещаем»… Кон.: «и нови к новей жизни да препустимся, нетленных блаъ въсприемлюще благодатию и человеколюбием Господа нашего Иса Христа, Им же и с Ним же Отцу слава и св. Духу честь и держава и ныне и присно и в веки веком. Аминь». Слово принадлежит тому же автору. См. там же. 3)  Калугера того же о святых великомученику новую, иже от Чернигова, славною Михаиле вел. князе и Феодоре синглитице. Нач.: «честное яко воистинну добролепное ваше стечение, вина добрейших подвигов изрядное«… Кон.: …»уготованных праведником вечных благ и мы получим, и царствия небеснаго насладимся, благодатию и человеколюбием Господа Бога и Спасителя нашего Иса Христа и пр. Аминь». Почерком XVI в. написаны только первые страницы; остальное приписано позднее (XVIII в.). Вначале на полях скорописью XVI в.: «то слово списати вели у собя, где найдеш у кого поисправчее и полнее сего; а у нас в манастыри не лучилось полного». Слово это во многих списках приписывается тому же Аниките-Льву Филологу, но в некоторых надписано именем Зиновия. По мнению Н. И. Субботина , оно «несомнительно принадлежит Филологу». См. Прибавления к Т. С. О., т. XVIII, стр. 525 примечание. 4)  Того же черноризца о св. велмуч. Михаиле и Феодоре новых, иже от Чернигова. Нач.: «И о Михаиле вмале да речем есть просимое о самом Христе Бозе нашем» и пр. В ркп. Троице-Сергиевой лавры XVII в. 664 приписывается иноку Зиновию, а в ркп. Синодальной Библиотеки XVII в. 818 –Филологу. Н. П. Субботин признает «за несомненное», что это слово принадлежит иноку Зиновию. См. Прибавления там же. Ф. Калугин (Зиновий игумен Отенский и его богословскополемические и церковноучительные произведения. Спб. 1894 г.) наоборот говорит, что этого слова «Зиновию решительно нельзя приписать, хотя его имя и называется в заглавии, потому что в нем ничто не напоминает Зиновия и при сравнении выступает на вид не сходство, а полное различие» (стр. 358).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДНЕПРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Днепрская икона Божией Матери. 1801 г. (старообрядческая ц. Рождества Христова в дер. Андроново Павлов Посадского р-на Московской обл.) Днепрская икона Божией Матери. 1801 г. (старообрядческая ц. Рождества Христова в дер. Андроново Павлов Посадского р-на Московской обл.) известна в сохранившихся старообрядческих списках с кон. XVIII в., один из вариантов извода Корсунской иконы Божией Матери . Со 2-й пол. XVII до кон. XIX в. в России как чудотворные прославились мн. списки Корсунской иконы, представляющей оплечное изображение Богоматери с Младенцем типа «Умиление». Несмотря на общее сходство иконографии Д. и. с иконографией Корсунской иконы, в т. ч. свиток в ручке Младенца Христа, Д. и. имеет особенность - сложение пальцев правой руки Богоматери, где мизинец согнут. Предложенная В. М. Сорокатым ( Сорокатый. 2005. Кат. 103. С. 150) интерпретация этого перстосложения как именословного жеста сомнительна, т. к. для греков и русских (после реформы патриарха Никона) именословие являлось образом священнического благословения и на иконе Божией Матери было неуместным. Понятие об именословии (т. е. изображении в перстосложении монограммы Христа) впервые появилось в кон. XV в. у греч. церковного писателя Николая Малаксы. Однако известно, что этот жест имеет античную предысторию и использовался ораторами для привлечения внимания слушателей. Он описан, в частности, в трактате Квинтилиана «Institutio oratoria» (Риторические наставления). В визант. иконописи жест также сохранил значение словесного обращения, проповеди (напр., жест пророков). Можно предположить, что именно такое значение он имеет в Д. и. Т. о., перстосложение Богоматери и жест Младенца Христа символизируют беседу и тесную связь Матери с Сыном, характерно, что Богомладенец изображен с отведенным в сторону мизинцем. Один из ранних датированных сохранившихся списков Д. и. находится в старообрядческом храме в честь Рождества Христова в дер. Андроново Павлово-Посадского р-на Московской обл. Младенец Христос изображен на правой руке Богородицы. На обороте иконы имеется надпись чернилами: «Написася сей святый образ Пресвятыя Богородицы Днепрския в лето от воплощения Бога Слова 1801 года мерою и подобием точна с чюдотворнаго что каторай и доныне обретается в Керженце в Камаровском скиту».

http://pravenc.ru/text/178630.html

(† 1592 или нач. XVII в.?), прп. (пам. 11 июля и в неделю перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых). История изучения жития и канонизации А. В. сложна и противоречива. Нек-рые агиографы XIX-XX вв., следуя сложившейся в кон. XVII в. в Вязьме традиции, необоснованно отождествляли А. В. с прп. Аркадием Новоторжским ( 1077). Вяземский краевед И. П. Виноградов, опираясь на рукописные записи о житии А. В., хранившиеся в XIX в. у жителей Вязьмы (фрагменты опубликованы в книге Виноградова и в «Историко-статистическом описании Смоленской епархии»), утверждал, что родившийся и почитавшийся в Вязьме прп. Аркадий Вяземский и Новоторжский подвизался в XI в., погребен в новоторжском во имя святых мучеников Бориса и Глеба мон-ре . Однако житие, ценное своей информацией о почитании прп. Аркадия в Вязьме, содержит много серьезных хронологических ошибок и, по мнению Тверского архиеп. Димитрия (Самбикина) , безусловно свидетельствует, что «Аркадий Вяземский - особое лицо от Аркадия Новоторжского». Н. П. Барсуков , основываясь на данных археографии, так же как и архиеп. Димитрий, писал о существовании 2 святых: прп. Аркадия Новоторжского, жившего в XI в., и местного вяземского святого - А. В., к-рый, по данным «Описания о российских святых» по списку Погодина (РНБ), преставился в 1592 г. Архим. Леонид (Кавелин) также отличал А. В. от прп. Аркадия Новоторжского, однако отождествил А. В. с прп. Аркадием Дорогобужским (Святая Русь. 497, 776). Архиеп. Сергий (Спасский) отметил сложность проблемы и объединил сведения о 3 рус. святых Аркадиях в одной статье. Определенную ясность в этот вопрос вносит «Описание о российских святых» (известно в списках кон. XVII-XVIII в.), в к-ром указаны 3 преподобных Аркадия: «преподобный отец Аркадий затворник, Дорогобужский чудотворец», среди «святых града Дорогобужа» (С. 86), преподобный Аркадий, келейник прп. Ефрема Новоторжского, среди «святых града Торжка» (С. 183) и «преподобный Аркадий затворник, Вязниковский чудотворец», среди «святых града Вязьмы» (С. 215). В совр. практике РПЦ А. В. отождествлен с прп. Аркадием Новоторжским.

http://pravenc.ru/text/76054.html

Прп. Евфросин Курженский. Фрагмент иконы «Собор Карельских святых». Кон. XX в. (собор вел. кн. блгв. Александра Невского, Петрозаводск) († 1661/62?, Курженская (Андомская) пуст.), прп. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), Куржеский (Курженский), Андомский, Каргопольский, пустынник. Почитание Е. отразилось в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). Среди святых г. Каргополя в «Описании...» указан «преподобный отец Ефросин пустынник, Куржеский чудотворец, иже в Андогской пустыне преставися в лето 7160 (1652)» (Описание о российских святых. С. 180). В ряде списков «Описания...» вместо Андогской пуст. указана Андомская пуст., напр. в рукописи РНБ. Q.I.603 (кон. XVIII в.), и Е. именуется «Андамской пустыни начальник». Можно с большой долей уверенности предположить, что Е. с сер. 50-х гг. XVII в. подвизался, возможно был строителем, в Курженской муж. пуст., где и скончался (неверным представляется мнение Е. Е. Голубинского о том, что Е. именовался Куржеским «или по родовой своей фамилии, или по месту своего рождения» - Голубинский. Канонизация святых. С. 323-324). Курженская пуст. находилась на острове Курженского оз. в Вытегорском у., в 90 км к северо-востоку от г. Вытегра, у истока р. Андомы (ныне Вологодская обл.), по-видимому, именовалась также Андомской (Андомской называлась еще одна пустынь - во имя свт. Николая, находившаяся в 12 км от Курженского оз. на Андоме ( Зверинский. Т. 3. 1368. С. 13); в лит-ре встречаются неверные указания на то, что Е. подвизался также и в данном мон-ре (см., напр.: Робинсон. 1963. С. 303. Примеч. к с. 190)). На рубеже 60-х и 70-х гг. XVII в. Курженская пуст. была важным центром старообрядчества , вслед. чего по повелению Новгородского митр. Питирима (впосл. патриарх Московский и всея Руси) осенью 1671 г. она подверглась разгрому, церковь в ней была сожжена. В сер. XIX в. на месте пустыни находились часовня и памятник Е. ( Зверинский. Т. 3. 1707. С. 86). (Существуют фальшивые акты старообрядческого Курженского Собора 1656 г., в к-ром будто бы участвовал К-польский патриарх Афанасий. Собор предал анафеме реформированные обряды и постановил перекрещивать всех «еретиков», в т. ч. «никониан».)

http://pravenc.ru/text/187845.html

Ок. четверти собрания составляют книги Свящ. Писания, творения отцов Церкви и богослужебные рукописи, датируемые преимущественно XVI-XVII вв. Среди них велика доля певч. рукописей крюковой нотации XVII-XX вв. (ок. 100). Наиболее ранними являются Апостол-апракос 2-й пол. XIV в. рус. извода (РГБ. Ф. 98. 18) и Евангелие-апракос кон. XIV - нач. XV в. рус. извода (Там же. 108). Др. значительную часть коллекции составляют рукописи патристического, богословско-учительного, аскетического, полемического содержания, памятники древнерус. оригинальной и переводной лит-ры. В этой группе выделяется новгородское Учительное Евангелие 2-й четв. XVI в., украшенное миниатюрами, инициалами и заставками работавших позднее (после 1548) в Кремле мастеров. Из царской мастерской, несомненно, происходит и т. н. Егоровский сборник, содержащий 330 великолепных миниатюр (Там же. 1844), сборник имеет тесную связь с Лицевым летописным сводом, создававшимся кремлевскими мастерами в Александровой слободе после переезда туда царя. В числе древнейших книг этой группы - Лествица прп. Иоанна Лествичника серб. извода кон. XIV (?) - нач. XV в. (Там же. 380). Особо ценным является список 30-х гг. XV в. «Памяти и похвалы князю Владимиру» Иакова Мниха , в к-ром отразились черты древнейшего рус. летописания XI в. В собрании много Житий рус. и южнослав. святых, а также сказаний об иконах Божией Матери в разновременных списках. Среди старообрядческих сочинений, большей частью написанных в поморском согласии , присутствуют 2 первоначальных, поданных властям экземпляра «Поморских ответов» , подписанных 9 представителями Выголексинского общежительства во главе с Даниилом Викулиным , а также большое число списков этого сочинения XVIII-XIX вв. Неск. списками представлен и др. важный старообрядческий памятник - «Дьяконовы ответы» . Коллекция включает старообрядческие сочинения исторического (в т. ч. значительное число списков «Истории о зачале Выговской пустыни» И. Ф. Филиппова , «Истории об отцах и страдальцах соловецких» и «Винограда Российского» Семена Денисова (см. Денисовы )), житийного, эсхатологического содержания, полемические произведения, в т. ч. труды учителей старообрядчества.

http://pravenc.ru/text/189529.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010