Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ [Стахий] († до 1690, Ростов), блж., Христа ради юродивый, Ростовский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых). Упоминается в «Описании о российских святых» (списки кон. XVII-XVIII в.), в рукописном каноннике XVIII в., происходящем из Ростова (собр. А. А. Титова), в к-ром сообщаются краткие сведения о ростовских святых. Житие А. не было составлено, отдельные сведения о блаженном сохранились в устном предании среди жителей Ростова, где его почитание было велико. А. (по нек-рым рукописям, Стахий) жил в Авраамиевом ростовском в честь Богоявления Господня мон-ре , когда Ростовским митрополитом был Иона (Сысоевич) ; 1652-1690). А. был очень любим и почитаем митр. Ионой, часто присутствовал за трапезой архиерея. Однажды митрополит, занимавшийся постройкой церквей и зданий Ростовского кремля, был очень расстроен тем, что работы по его указанию не выполнили, на что А. сказал: «Ах Иона, Иона! Что ты хлопочешь? В твоих постройках и церквах по времени одни воробьи будут жить!» Действительно, в XIX в. Ростовский кремль находился в сильном запустении, от полного разрушения его храмы были спасены благодаря начавшимся в 1890 г. реставрационным работам. Погребение блаженного совершил митр. Иона (этим определяется время кончины А.). А. был похоронен за алтарем Богоявленского монастырского собора, рядом с могилой прп. Пимена верижника, затворника Богоявленского мон-ря († после 1618). В иконописном подлиннике кон. XVIII в. (БАН. Строг. 66. Л. 139об.) под 26 авг. указано, что А. и прп. Пимен лежат рядом «в Ростове, в Богоявленском монастыре, за олтарем в полатке» (сведения, приводимые в нек-рых списках «Описания о российских святых», о том, что А. погребен «у Вознесения Господня, где Исидор проживый», ошибочны). Над могилами А. и прп. Пимена была устроена деревянная часовня. В кон. XVIII в. первый ростовский городской голова Н. А. Хлебников построил каменную часовню в благодарность за свое исцеление от тяжелой болезни после панихиды, совершенной на месте погребения подвижников. С 24 июля 1855 г. в часовне начали постоянно служить панихиды, на внутренней зап. стене часовни были написаны изображения А. и прп. Пимена. В часовне хранились 2 кувшинообразные железные гири, весом ок. 65 кг каждая, и железный камзол, весом ок. 24 кг, принадлежавшие, по преданию, подвижникам. Богомольцы, посещавшие часовню, брали в руки гирю или надевали на себя железный камзол и трижды обходили часовню, молясь А. и прп. Пимену. Местная канонизация А. совершилась в 1964 г. в Соборе Ростово-Ярославских святых.

http://pravenc.ru/text/76866.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕФРЕМ († 28.01.1053 (?), г. Нов. Торг, ныне Торжок Тверской обл.), прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), Новоторжский, основатель новоторжского во имя святых князей Бориса и Глеба мужского монастыря . Источниками Прп. Ефрем Новоторжский. Икона. Посл. треть XVII - нач. XVIII в. (ц. арх. Михаила в Торжке) Прп. Ефрем Новоторжский. Икона. Посл. треть XVII - нач. XVIII в. (ц. арх. Михаила в Торжке) сведений о Е. и его почитании является Житие святого, а также составленные в XVII в. Сказание о мощах, Похвальное слово и Сказание о перенесении мощей Е. в 1690 г. Из этих сочинений наиболее широкое распространение в списках получило Житие. По сообщению редакции Жития, созданной в XVII в., древнейшее жизнеописание святого, хранившееся в Борисоглебском монастыре, было увезено тверичами во время захвата Торжка войсками вел. кн. Михаила (вел. кн. св. Михаила Ярославича , разорившего Торжок в 1315, или его внука вел. кн. св. Михаила Александровича , захватившего город в 1372). Поскольку иноки Борисоглебского мон-ря жили «в велицеи нищете», они не смогли «преподобнаго жития искупити», во время последовавшего за этими событиями пожара в Твери рукопись сгорела. Новая редакция Жития Е. была составлена в посл. трети XVI в., после обретения 11 июня 1572 г. мощей святого, иером. Иоасафом из Юрьева новгородского муж. мон-ря . В данной редакции жизнеописание Е., основанное во многом на повествовании Киево-Печерского патерика , дополнено рассказами о чудотворениях Е., где упомянуты жители Торжка кон. XV - 1-й пол. XVI в., местные вотчинники, новоторжские и новгородские помещики, происходившие преимущественно из Москвы (напр., князья Хованский и Путятин-Друцкий; то обстоятельство, что в записях чудес фигурируют московские по происхождению помещики, связано, по-видимому, с переменами в среде новгородских покровителей мон-ря после присоединения Новгорода к Русскому гос-ву в 1478), известный опричник Деменша Черемисинов и др. Повествование о чудесах содержит ряд уникальных известий о жизни Торжка и России в кон. XV-XVI в., оно также свидетельствует о традиции почитания Е. в Торжке до обретения мощей (ряд описанных в Житии чудес связан с наказанием святым помещиков или царских слуг, жестоко обращавшихся с зависимыми от них людьми).

http://pravenc.ru/text/182089.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКАНДР (Никон; 1507 (?), с. Виделебье - 1581, Никандрова пуст.), прп. (пам. 24 сент., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Новгородских святых), пустынник Псковский. Житие Н.- «подвижник замечательный, исключительный не только в истории псковского монашества, но и в истории монашества общерусского», он «напомнил о заветах основателей пустынножития и своею жизнью показал, что даже и высшее их требование уединенного безмолвия не может считаться непосильным подвигом для истинного монаха» ( Серебрянский. 1908. С. 306). Источниками сведений о жизни Н. являются Жития преподобного и фольклорные предания, бытующие до наст. времени на Порховской земле. Известны 14 списков Жития, которые разделяются на 6 редакций: Псковскую (80-е гг. XVI в.), Монастырскую (нач. XVII в.), Новгородскую (60-70-е гг. XVII в.), Соборную (80-е гг. XVII в.), Риторическую (кон. XVII в.), Печатную (кон. XVIII в.). Прп. Никандр Псковский. Эмалевая икона. XIX в. (частное собрание) Прп. Никандр Псковский. Эмалевая икона. XIX в. (частное собрание) Псковская редакция была создана вскоре после преставления Н., она сохранилась в 2 списках (РГАДА. Собр. МГАМИД. 145/212 (список Собакина). Л. 213-232 об., XVII в.; РГИА. Синод. 3693 (Архивный список)). В Архивном списке Житие заканчивается описанием преставления святого, в списке Собакина дополнительно читаются рассказы о 3 прижизненных и посмертном чуде святого - о старце Исаии (Чудо 4). Основным источником сведений для 1-го биографа Н. стали рассказы местных жителей Ивана Долгого, Симеона, Петра Есюкова, Иосифа. Незамысловатые истории, еще не превратившиеся в продуманные и литературно оформленные рассказы, записаны со слов современников святого. Стиль Жития близок к разговорному (автор определяет свое сочинение как «неудобренное»), текст нередко превращается в диалог Н. с его посетителями, искавшими у него духовного утешения. Псковская редакция ближе к типу «народных» Житий, в которых нашла выражение не только стихия народной речи, но и народное мировоззрение. Устным происхождением источников объясняются неточности и противоречия в хронологии Жития. Н. И. Серебрянский отмечал «сочиненность» всех дат (за исключением года преставления Н.- 7090).

http://pravenc.ru/text/2565254.html

В ранних списках жития святого (ГИМ. Щук. 424. Л. 1об., 50-е гг. XVII в.; БАН. Арх. Д. 255. Л. 3об., 1655 г.), переписанных в Веркольском мон-ре иноком Антонием (Ловцовым), имеются миниатюры с ростовым графическим изображением А. В. в орнаментальной рамке старопечатного стиля: отрок, с крестом в правой руке и посохом в левой, обращен к благословляющей деснице Господней в сегменте неба. В Сборнике житий святых XVII в. помещена иллюстрация с сюжетом преставления праведного отрока (РНБ. ОЛДП. F 137. Л. 95об., 96об.). Св. прав. Артемий Веркольский. Литография. 1867 г. (РГБ) Св. прав. Артемий Веркольский. Литография. 1867 г. (РГБ) Большое распространение получили иконы А. В. в молении Спасителю (в облачном сегменте), на фоне деревянного Веркольского мон-ря на берегу Пинеги. Святой традиционно изображался отроком с округлым ликом и короткими, слегка волнистыми волосами, в короткой белой (иногда красной) рубахе, с крестом и веткой (или стрелой-молнией) в руках, с босыми ногами. Панорама мон-ря, как правило, воспроизводит его исторический облик: храм вмч. Артемия Антиохийского, шатровую ц. во имя свт. Николая, трапезную, колокольню, ограду со Св. вратами и др. деревянные постройки; рядом или вдали - пашня с изгородью, конь, запряженный в борону, и лежащая фигура убиенного отрока; в облаках благословляющий Спаситель, к-рому Ангел-хранитель подносит душу праведника. К данному иконографическому изводу относится икона кон. XVII - нач. XVIII в. (ГЭ), прорись с иконы XVIII в. северных писем ( Маркелов. Т. 1. С. 133), прорись с иконы XVIII в. (ГРМ) - без вида мон-ря. На иконе 1-й пол. XIX в. (АМИИ) представлен каменный храм во имя А. В., на образе нач. XIX в. (АМИИ) в композицию включено изображение службы монахов в храме у мощей святого. Иногда рядом с фигурой молящегося А. В. представлен только рассказ о его смерти (из неск. сюжетов), без вида мон-ря, напр. на иконах XVIII в. (ГЭ; АМИИ), прориси с иконы XVIII в. (ГРМ); иногда встречается надпись: «Артеми[й] громом убиен бысть». На прориси с иконы XVII в. дважды изображен лежащий отрок, над ним клеймо с образом Успения прав. Анны ( Маркелов. Т. 1. С. 131).

http://pravenc.ru/text/76384.html

В кон. XVI-XVII в. «болгарское пение Юго-Западной Руси» было настолько разнообразным по средствам выразительности мелодики и соотношению ее с текстом, что говорить о наследовании только визант. калофонии было бы недооценкой слав. истоков Б. р. Объединяя разнообразные виды пения - псалмодическое, ирмологийное, стихирарное и пападическое,- Б. р. был больше распространен в 2 последних видах, соответствующих торжественности праздничных или молитвенной протяженности великопостных служб; важнейшей среди них является «болгарская литургия» свт. Василия Великого с напевом для песнопений евхаристического канона, «    » и последующих. В отличие от «киевской литургии» свт. Иоанна Златоуста, близкой к знаменной и объединяющей песнопения с различными мелодиями, «болгарская литургия» свт. Василия имеет лишь один напев, повторяющийся на протяжении службы с разными текстами в различных списках от 12 до 16 раз. В певч. центрах были созданы редакции этого напева, так что он известен и как «скитский» (Ирмологион Жировицкого мон-ря сер. XVII в.- НБУВ ИР. Ф. 1. 3367), и как «подгорский» (Ирмологион 60-х гг. XVII в.- Warszawa. Biblioteka Narodova. Akcesja. 2947), хотя в большинство рукописей включен без обозначения (над текстом одного стиха надписано: «    »). Лишь там, где есть поясняющие ремарки («          ()  » - Ирмологион Жировицкого мон-ря), становится ясно, что речь идет об основной части литургии. Примерно во 2-й четв. XVII в. возникло «новое поколение» песнопений Б. р., с особой стилистикой, вошедшее в сферу неосмогласного репертуара литургии. В различных ареалах были созданы местные редакции Б. р. «Анонимность» или, наоборот, избыток разных местных названий свойственны напевам 2-й четв. XVII в. для херувимской на литургии свт. Иоанна Златоуста. 2 известных на всей территории Юго-Зап. Руси напева 5-го гласа могут быть условно названы «новоболгарскими», поскольку имеют краткие напевы, складывающиеся в куплетную (повторно-строфическую) форму, сходную с народно-песенной. При этом их ладовые признаки отвечают каноническим правилам визант. осмогласия (1-й плагальный глас). Названия форм - «  » (Ирмологион Жировицкого мон-ря сер. XVII в.) и «  » (Ирмологион Киево-Межигорского мон-ря сер. XVII в.) - указывают, вероятно, на место создания этой редакции, «болгарский генезис» к-рой выдает ее начальная интонация из «      » Б. р. 5-го гласа. В Московской Руси был известен светилен Пасхи «    » (под названием «  », без указания на глас) с напевом, близким «      » 5-го гласа Б. р. и «литовской» херувимской (Обиход на крюках пометный, 2-я пол. XVII в.- НБУВ ИР. Ф. КДА. 150 Л). В Юж. Руси этот же напев светильна вытеснил старую псалмодическую версию и в XVIII в. получил название «киевский», сохранив при этом ладовые признаки визант. 1-го плагального (5-го) гласа.

http://pravenc.ru/text/149677.html

Прп. Кирилл Новоезерский, с видом мон-ря. Средник житийной иконы. Кон. XVII — 1-я четв. XVIII в. (КБМЗ) Прп. Кирилл Новоезерский, с видом мон-ря. Средник житийной иконы. Кон. XVII — 1-я четв. XVIII в. (КБМЗ) С распространением почитания святого связано появление редакций Жития К. за пределами Новоезерского монастыря. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVII в. была создана Историческая редакция, известная в одном списке - ГИМ. Увар. 429. Она представляет собой сокращенное жизнеописание святого в контексте истории царствований. В заглавии данной редакции упомянуто венчание на царство Алексея Михайловича (1645); повествование заканчивается чудом 1627 г., в котором описано моление царя Михаила Феодоровича у мощей К. о даровании наследника. Составитель текста пользовался ранним вариантом Основной редакции Жития и записью чуда 1627 г., к-рые он дополнил неск. фрагментами из Русского Хронографа 1617 г. и сведениями из грамот 1542, 1584 и 1627 гг. о царских пожалованиях Новоезерскому мон-рю. Проложная редакция вероятнее всего была составлена при подготовке к изданию в 1659 г. 3-й редакции Пролога, т. к. все известные списки (ок. 30) датируются более поздним временем. В данной редакции отсутствуют предисловие и повествование о прижизненных и посмертных чудесах К., имеются незначительные содержательные особенности (говорится о рождении святого от богатых родителей). В печатном тексте закрепилось неверное указание года преставления святого: вместо 1532 г. стал читаться 1537 г. Источником этого извода послужил вариант Основной редакции со Словом на обретение мощей и чудом о царе Иоанне Грозном. Другая сокращенная редакция Жития К. (Тихановская) помещена в сборнике РНБ. Собр. П. Н. Тиханова. 479. Повествование в этом списке доведено до времени основания монастыря, нет рассказа о преставлении святого. Скорее всего, создателем данного краткого Жития К. был составитель сборника, использовавший ранний вариант Основной редакции. В большом количестве списков (не менее 20) распространился текст «Пророчество», где описано преставление К. и его предсказание о грядущих бедствиях. В некоторых списках текст является повторением соответствующей главы Жития, в других он сокращен.

http://pravenc.ru/text/1840279.html

В книге (не сохр.) было записано ок. 500 чудес, явленных в 1635-1667 гг., в основном - исцеления болезни глаз (281), головы (25), ушей (37), рук (61), ног (38) и др. (145); в нее было внесено чудо 1714 г. (исцеление крестьянина Петра Козмина). Хранившаяся в Оранском мон-ре книга была переложена с церковнослав. на рус. язык и опубликована иером. Гавриилом. Ее список под названием «Сказание о чудесах пресвятыя Богородицы, содеянных от чудотворныя ея иконы Владимирския, яже в новой пустыни на Словеновой горе в различных болезнях и скорбех…» (единственный из сохранившихся) был внесен в сборник кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ. Забел. 467. Л. 122 об.- 223 об.). Сказание об иконе («Повесть о новоявленных чюдесех от образа пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Приснодевы Марии, нарицаемаго Владимирския, содеянных… в пустыни близ Аранскаго (вариант - Оранаго.- Л. Щ.) поля на Словенской горе») сохранилось в неск. списках 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. в краткой и полной редакциях. Рукописное сказание XVII в. было в XVIII в. переписано в книгу, состоявшую из 3 частей: «Службы перед новоявленным чудотворным образом», «Повести о новоявленных чудесах от образа», «Сказания о чудесах» (с добавлением чуда 1714). Сказание основано на документах и хорошо проверенных исторических фактах ( Шмидт С. О. К истории монастырской колонизации XVII в.: («Повесть о начале Оранского монастыря»)//ВИРА. 1964. Т. 12. С. 297-309); упоминаемые в нем современники Глядкова - известные исторические лица (Патриарх Иоасаф I, митр. Крутицкий Питирим, дьяк И. Т. Грамотин и др.). Перед крестным ходом с Владимирской «Оранской» иконой Божией Матери. Фотография нач. XX в. Перед крестным ходом с Владимирской «Оранской» иконой Божией Матери. Фотография нач. XX в. В кон. 90-х гг. XX в. стало известно еще одно сказание, составленное между 1715 и 1719 гг.,- «Чудо новое Пресв. Богородицы, что на Оране поле, повествующее об избавлении из швед. плена (во время Северной войны России со Швецией) яицкого казака Ивана Голованова (в 1715), благодаря заступничеству Богородицы, повелевшей ему после освобождения из «полона» пойти в обитель, называемую «Орано поле», где стоит ее чудотворная В.

http://pravenc.ru/text/154962.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Малая подорожная книжица. Изд. Ф. Скорина. Вильно, 1522 рукописный или печатный сборник, по преимуществу или полностью состоящий из акафистов , число и состав к-рых в разных списках и изданиях может существенно отличаться. Как тип книги А. оформился не ранее сер. XIV в., когда были написаны седмичные акафисты на все дни недели (см. Седмичный богослужебный круг ). На слав. язык эти акафисты, входящие в состав седмичных служб, в свою очередь входящих в восследования к Псалтири, были переведены не ранее 2-й пол. XIV в. (списки с XV в.), вероятно в К-поле или на Афоне. Первое печатное издание А., содержащее седмичные акафисты, осуществлено ок. 1522 г. в Вильне Ф. Скориной (включившим в него 2 своих акафиста с именными акростихами : Пресладкому имени Иисусову и Иоанну Предтече) в составе «Малой подорожной книжицы» (Псалтири с восследованием). Это издание послужило основой для значительного числа рукописных А. XVI-XVII вв.; оно было прототипом рус. Молитвослова XVIII-XX вв. В XVII-XVIII вв. А. многократно издавались укр. и белорус. типографиями (старшие издания - К.: тип. Лавры, 1625, 1629; Вильно: тип. Братства, 1628), на московском Печатном дворе в XVII в. и в синодальных типографиях Москвы и Петербурга в XVIII в. эта книга не печаталась. Акафисты рус. святым и праздникам в состав печатных А., как правило, не включались. Многие издания А., в особенности с кон. XVII в., представляют высокие образцы книгопечатного искусства, богато украшенные гравюрами и орнаментикой в стиле барокко . В XX в. А. нередко называются сборники, состоящие из одних акафистов, набор к-рых произволен в отличие от набора акафистов в А. XVI-XVIII вв. Лит.: Никольский К., прот. Обозрение богослужебных книг Российской Церкви по отношению их к Церковному Уставу. СПб., 1858. С. 300-303; Попов А. Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода: История их происхождения и цензуры. Каз., 1903; Лукьяненко В. И. Каталог белорусских изданий кирилловского шрифта XVI-XVII вв. Л., 1973, 1975. Ч. 1-2; Запаско Я., Я. Пам " ятки книжкового мистецтва: Каталог cmapoдpykib, виданих на Ykpaïhi. Льbib, 1981-1984. Кн. 1-2 (2 ч.); Францыск Скарына i яго час: Энцикл. дabeдhik. Mihck, 1988. С. 231-235; Вознесенский А. В. Канонник как тип книги у старообрядцев//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 355-368; Желтов М. С., Правдолюбов С., прот. Богослужение Русской Церкви. Х-ХХ вв.//ПЭ. М., 2000. Т.: РПЦ. С. 503-515. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63820.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ Прп. Арсений Трудолюбивый. Икона " Собор Киево-Печерских святых " . 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР). Фрагмент Прп. Арсений Трудолюбивый. Икона " Собор Киево-Печерских святых " . 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР). Фрагмент (Кон. XIII-XV в.?), прп. Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших). Мощи святых подвижников Дальних пещер Киево-Печерской лавры почивают в нишах, к-рые раньше закрывались досками. На нижней части доски помещалось изображение преподобного, в среднике было вырезано небольшое окно, чтобы можно было приложиться к святым мощам, а наверху читалась надпись, в к-рой сообщалось имя преподобного и его краткое житие. В XVII в. эти надписи были переписаны лаврскими иноками в отдельную рукопись, в 1850 г. ее нашел в б-ке лавры настоятель Дальних пещер иером. Иннокентий, еп. Модест (Стрельбицкий) опубликовал рукопись в 1885 г. 6 надгробных досок уцелело к кон. XIX в., доска А. Т. хранилась в лавре до 1941 г. В надписи на доске сообщалось: «Преподобный Арсений трудолюбивый никогда же являшеся празден, но всегда или моляшеся, или послушание делаше монастырское, хлеба не вкушаше разве по захождении солнца. Ныне же в свете немерцающем видения лица Божия наслаждается» ( Модест (Стрельбицкий). С. 50). «Преподобный Арсений» упомянут в «Тератургиме» Афанасия (Кальнофойского) (1638) среди преподобных отцов Дальних пещер. Местная канонизация А. Т. совершена при архим. Варлааме (Ясинском ; настоятель Киево-Печерского мон-ря в 1684-1690), когда был установлен Собор преподобных отцов Дальних пещер. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба преподобных отцев Печерских, ихже нетленныя мощи в Дальней пещере почивают», где А. Т. посвящен 4-й тропарь 4-й песни канона, в к-ром святой прославляется как «трудолюбцем образ» и стяжавший «дар чудотворения» (Минея (МП). Август. Ч. 3. С. 133); во 2-й пол. XVII в. А. Т. был составлен особый кондак (Минея (МП). Май. Ч. 1. С. 327). Имя А. Т. в числе «святых града Киева» упоминается в «Описании о российских святых» (известно в списках кон. XVII-XVIII в.). Указы Святейшего Синода 1762, 1775, 1784 гг., согласно к-рым дозволялось вносить имена Киевских святых в общие месяцесловы, фактически осуществили общецерковную канонизацию А. Т. В 1843 г. установлено празднование памяти всех преподобных отцов Киево-Печерских - во 2-ю неделю Великого поста. Память А. Т. 8 мая совершается ради тезоименитства с прп. Арсением Великим .

http://pravenc.ru/text/76320.html

и в монастырском синодике 1705 года. К началу XVIII века относятся свидетельства общерусского почитания Елены (Девочкиной). Она прославляется в " Похвале русским святым " (первая четверть XVIII в.): " Преподобная Елена, московская игуменья, всеизрядная учительница девственного чина, вождь ко спасению известна " . В «Описании о российских святых» (известно в списках XVIII-XIX вв.) о св. Елене сообщается: " Преподобная мати Елена, игуменья Новодевичья монастыря, преставися в лето 7056 месяца ноября в 18 день " (С. 75). Торжество возобновления почитания Елены (Девочкиной) состоялось в Новодевичьем монастыре 10 августа 1999 года, в день празднования Смоленской иконы Божией Матери. После литургии, совершенной в Смоленском соборе патриархом Московским и всея Руси Алексием II , прозвучали новосоставленные тропарь и кондак преподобной. В монастырской иконописной мастерской написан новый образ святой. Молитвословия Тропарь, глас 4 От юности Христа возлюбившая,/преподобная мати наша Елено,/святых отцев заветы исполняя,/житие монашеское во обители Пречистыя Одигитрии устроила еси,/страх Божий и любовь нелицемерную стяжала еси,/моли человеколюбца Христа Бога/о чадех твоих, к тебе усердно притекающих/и заступления твоего просящих,//грехов оставления нам даровати. Кондак, глас 2 Во плоти Ангел, образ целомудрия и смирения/во обители Новодевичей показалася еси,/молитвенница изрядная и чудотворица,/преподобная мати Елено,/всем притекающим к тебе отрадо и в скорбех утешение./Чадолюбивая наша мати,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Иконография Прп. Елена Московская. Фрагмент иконы «Сбор русских святых». Первая пол. XIX в. (ГМИР) О традиции изображения преподобной Елены упомянуто в иконописном подлиннике XVIII в., принадлежавшем Г. Д. Филимонову, под 18 ноября: " Подобием аки Евдокия, ризы преподобническия, исподняя зеленая " ; в рукописи кон. XVIII в. она тоже уподобляется прмц. Евдокии . В часовне над могилой Елены в Новодевичьем монастыре находилась икона (вероятно, 60-х гг. XVII в.), где под Смоленским образом Божией Матери на фоне церкви были изображены в молении Елены («бывшая сия пречистыя обители начальница») и мц.

http://drevo-info.ru/articles/13678394.h...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010