Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в колокольне. Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Иоанна Предтечи Год постройки:Между 1530 и 1691. Адрес: Владимирская область, Суздальский район, Суздаль Координаты: 56.4331, 40.43947 Проезд:на территории Спасо-Евфимиева монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм во имя Рождества Иоанна Предтечи " иже под колоколы " был построен примерно в 1530-1540-е годы. В конце XVI - начале XVII века с северной стороны к храму-колокольне пристроили каменную трехпролетную звонницу-галерею для больших колоколов. По всей вероятности, сначала был возведен один ее пролет, примыкавший к древней колокольне. Он предназначался для 350-пудового благовестного колокола, который в 1599 году князь Диомид Иванович Черемисинов пожертвовал в монастырь. К концу XVII века на звоннице находилось одиннадцать колоколов. Их общий вес составлял 1100 пудов. Материал о звоннице Спасо-Евфимиева монастыря см.: http://www.zvon.ru/zvon5.view2.page10.html. С уважением, Азарова О.В. - один из разработчиков сайта zvon.ru. Будем благодарны за сотрудничество. Отзывы и комментарии по этому и другим материалам автора направлять на e-mail: azarovaolga@mail.ru Храм «иже под колоколы» во имя Рождества Иоанна Предтечи со звонницей в Спасо-Евфимиевом монастыре города Суздаля Об ансамбле Спасо-Евфимиева монастыря создано большое количество исследований. Одна из статей принадлежит и автору этого материала Новые данные позволяют несколько ее дополнить. Основание обители на берегу реки Каменки произошло по указу суздальского князя Бориса Константиновича в 1352 году. Первым ее игуменом стал преп. Евфимий - инок Нижегородского Печерского монастыря, друг и ученик преп. Сергия Радонежского Самая ранняя из сохранившихся каменных церквей обители датируется в 1507-1511 годами. Когда полвека спустя выстроили огромный собор во имя Спасо-Преображения, древнюю церковь преобразовали в придел во имя преп. Евфимия Суздальского. В эти годы в качестве монастырской колокольни использовался храм «иже под колоколы» во имя Рождества Иоанна Предтечи. Его построили примерно в первой трети XVI века. Церковь очень интересна по своей архитектуре - она представляет собой единственный в русском зодчестве пример возведения церкви в виде девятигранного столпа.

http://sobory.ru/article/?object=05123

Москва. Церковь Бориса и Глеба. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Построен в 1688-1704 гг. (зодчий Яков Бухвостов) в вотчине сподвижника Петра I боярина Б.И. Прозоровского, селе Зюзине, которое после этого стало называться Борисовское. Нижний, теплый храм с престолом святых благоверных князей Бориса и Глеба освящён в 1688 г., верхний с престолом святого равноапостольного князя Владимира — в 1704 г. и приставным приделом святителя Николая Чудотворца — в 1690 г.). В 1879 г. пристроена колокольня и сооружён дом причта. В стиле московского барокко, двухэтажный, трехглавый. Четырехугольное в плане здание на высоком подклете, с двумя лестницами. Над ним два восьмиугольных яруса (верхний — ярус звона — «иже под колоколы») и увенчанные восьмигранным барабаном главы. К основному зданию с боков примыкают четырехугольные (со срезанными снаружи углами) алтарный выступ и притвор, завершенные главами. Декорировано арочными нишами, трехчетвертными колонками и фигурными гребнями. В 1938 г. закрыт, разграблен и заброшен. Погиб резной иконостас в стиле московского барокко. Разрушена четырехстолпная колокольня с открытой звонницей. Перестроен под склады, был занят учреждениями, мастерской, архивом. В 1960-х гг. и с 1979 г. реставрировался (арх. К.Г. Полунина). В июле 1989 г. возобновлены богослужения. Святыня — особо чтимая Тихвинская икона Божией Матери. Двухэтажный храм «иже под колоколы» (то есть с венчающим здание ярусом звона), построен в 1688 г. в стиле «московское барокко» боярином Б. Прозоровским (зодчий Яков Бухвостов). Нижний теплый храм освящен в 1688 г.в честь св. равноап. кн. Владимира, верхний храм – в 1704 г. в честь свв. блгг. кнн. Бориса и Глеба. Замысел прост и глубок: подвиг святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба взращен (подготовлен) отцом их, святым равноапостольным князем Владимиром. Колокольня была пристроена в 1879 г. Здание храма кирпичное, в плане крестообразное на арочном подклете.С запада и с юга к храму примыкают лестничные сходы на арках. В XIX веке государственной комиссией храм причислен к памятникам архитектуры и упомянут как ценный памятник иконописи и внутреннего убранства. Подтверждением этому является и тот факт, что макет храма экспонируется в Центральном Археологическом кабинете при Московской духовной Академии в Троице-Сергиевой лавре.

http://sobory.ru/article/?object=01969

Бережок. Карачевский Воскресенский мужской монастырь. Церковь Воскресения Словущего. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты Упоминается в 1654 году (в предыдущем, деревянном варианте)в описании путешествия антиохийского патриарха Макария, составленного его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. В 1764 году  Воскресенский монастырь упразднен, а его церковь превращена в приходскую. Ныне существующий (изображенный на фото) храм построен на средства царевны Татьяны Михайловны, дочери царя Михаила Федоровича. В 1822 году  пристроена колокольня. В 1829 году вокруг храма была построена сплошная каменная ограда. В 1903 году при храме была открыта церковно-приходская школа.  Храм был закрыт в 1938 году. В годы оккупации, во время Великой Отечественной войны, в Воскресенском храме совершалось Богослужение (с 1941 г.). После освобождения Карачева советскими войсками храм был закрыт (1945 г.).  В 1970-е годы он находился в полуразрушенном состоянии, в нем устроили склад зерна, цемента, селитры. В начале 1990-х годов храм был реставрирован. Приходское Богослужение в нем возобновилось с 1998 года. Специалисты причисляют Воскресенскую церковь на Бережке к отличным образцам " нарышкинского барокко " в Брянской области. Не должен смущать тот факт, что этот архитектурный стиль на первый взгляд имеет привязку к московскому региону. Ведь монастырь, к которому относился храм - Тихонова пустынь, был приписан к Ново-Иерусалимской обители, что находится в Подмосковном регионе. А следовательно, " столичный " стиль вполне логично нашёл применение так далеко от столицы. Храм большой, двухэтажный, построенный по относительно редкой композиционной схеме " иже под колоколы " . Верхний ярус церкви является звонницей, так что колокольня - очевидно, позднейшая; изначально храм обходился без неё, и вся композиция стремилась к центрической. Нижний этаж, однако же, тяготеет к иному приёму - " храм кораблём " , он отчётливо вытянут по оси восток-запад, так что композиция получается сложной. Общее объёмно-пространственное решение - традиционный " восьмерик на четверике " , вернее, если считать с ярусом звона, ряд последовательно уменьшающихся восьмериков, установленных друг на друга. И наконец, всё сооружение ещё более усложняется " столпом Тихона " - уникальной надстройкой-башней, установленной над северо-западным углом четверика, примыкающей к восьмерику и немного возвышающейся над ним. На самом деле в башне, символизирующей столп отшельника, находится лестница на звонницу. Так символичное сочетается с практичным. Зодчие, бывало, по-разному решали проблему подъёма на звонницу храма " иже под колоколы " , в данном случае объединение чисто утилитарных функций с символическими и эстетическими выполнено на высочайшем уровне.

http://sobory.ru/article/?object=01626

Монастырь. Троицкий Антониев Сийский мужской монастырь. Церковь Трех Святителей. Карта и ближайшие объекты Храм «иже под колоколы» во имя Трех Святителей Московских в Свято-Троицком Антониево-Сийском монастыре Первые строения Антониево-Сийского монастыря возведены в 1520-е годы трудами преподобного Антония и иноков обители. Небольшая в этот период обитель находилась на берегу Михайлова озера, недалеко от реки Сии, впадавшей в Северную Двину. Среди построек источники называют Троицкую соборную церковь, трапезный Благовещенский храм и надвратную церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Эти строения просуществовали недолго и около 1542 года были уничтожены пожаром. Довольно быстро их отстраивают вновь, но и новые храмы вскоре сгорели. Во втором комплексе уже существовала небольшая деревянная звонница «колокольня на столбах», т.е., видимо, аналогичная звонницам в Усть-Паденге, Кижме и т.п. «о пяти столбах» или «о четырех столбах», увенчанная небольшим шатром с главкой. Об этой звоннице говорится в Описи Двинских земель Василия Звенигородского 1587-1589 годов: «...а на монастыре церков Троица живоначалная древяна, вверх шатром. Да церков теплая Благовещение пречистые, да церков на воротех, Сергей чюдотворец, колокольня на столбах..» Маловероятно, что «колокольней на столбах» в Описи названа простая перекладина. До середины XVI века на ней находились шесть колоколов, что следует из Описи 1556 года, составленной самим преподобным Антонием при участии монастырского казначея и старцев: «да два колокола больших, да два колокола поменьше тех, да два колокола малых, да клепало железное. Да часы стоят у Троицы на дву папертех напереди. А список отписной писал Варсанофий казначей: лета 7064 месяца августа в 1 день» 3]. Все эти колокола имели небольшой вес, так как чуть позже наиболее тяжелым – благовестным колоколом этого подбора стал колокол весом в 170 пудов, пожалованный государем Феодором Иоанновичем в 1584 году: «Дал царь и великий князь Федор Иванович по отце своем денег 150 рублей 30 копеек, да колокол благовестник 170 пуд за 500 рублев» Самым же маленьким колоколом подбора можно считать тот, что был пожертвован в 1581 году: «в 7089 году Иван Михайлов сын Горончанинов, Новгородец, дал колокол немецкий шпанского дела, весом полчеверти пуда ( А.О. - около пяти фунтов – 2,3 кг )» Кроме упоминания о колоколах, очень интересно и описание часов. По всей вероятности, это одно из самых ранних свидетельств о наличии сложного часового механизма (с двумя циферблатами) в русских монастырях.

http://sobory.ru/article/?object=08674

Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Церковь Сошествия Святого Духа. Духовская церковь Троице-Сергиевой лавры Карта и ближайшие объекты Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь), замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный ансамбль монастыря. Церковь была построена псковскими мастерами в 1476 г. и представляет собой уникальный для московской архитектуры XV b. пример церкви с подкупольной звонницей (церкви «иже под колоколы»). Висевший на звоннице церкви особый – «всполошной» – колокол во время польско-литовской осады монастыря 1608–1610 гг. возвещал защитникам обители об опасности. Храм украшает иконостас розового дерева, иконы для которого выполнены в середине XIX b. лаврскими иконописцами. В храме, у северной его стены, почивают святые мощи преподобного Максима Грека († 1556), а у южной стены – преподобного Антония Радонежского (†1877). http://www.stsl.ru/guide/building.php?num=3 Церковь во имя Сошествия Святого Духа построена псковским мастерами в 1476-1477 гг. В XVIII в. изменен верх здания. Перестраивалась в XVII-XIX вв. Церковь не функционировала в 1920 - конец 1940-х гг. Основной объем реставрирован в 1937-1946 гг. П.Д. Барановским и И.В. Трофимовым, завершение и декор - в 1960 г. В.И. Балдиным и Ю.Н. Герасимовым. Кирпичное здание с белокаменным цоколем и порталами представляет в московском зодчестве уникальный пример церкви " иже под колоколы " . Памятник, обладающий рядом новых черт по сравнению с раннемосковским постройками, составляет важное звено в истории русского зодчества, намечая пути дальнейшего развития культовой архитектуры. Четырехстолпный одноглавый трехапсидный храм увенчан барабаном, в основании которого устроена звонница в виде аркады на шести массивных круглых столбах. Открытая в барабан, она отделена от храма купольным сводом. Разработка фасадов подчеркивает вертикализм общей композиции. Узкие пучковые лопатки членят фасадные плоскости на три прясла, завершенные ложными килевидными закомарами.

http://sobory.ru/article/?object=06565

Москва. Кремль. Церковь Иоанна Лествичника с колокольней " Иван Великий " . Колокольня Ивана Великого Карта и ближайшие объекты Дата создания: 1505-1508 гг. Автор: Бон Фрязин. Материал, техника: кирпич, белый камень. Построена из кирпича и белого камня вместо разобранной церкви Иоанна Лествичника 1329 г. типа " иже под колоколы " . Первоначально это был трехъярусный столп высотой ок. 60 м с церковью Иоанна Лествичника в нижнем ярусе. Два нижних яруса имели форму вытянутых восьмигранных столпов и завершались открытыми галереями звона; невысокий третий ярус состоял из одной открытой галереи звонницы для малых колоколов и был увенчан небольшой главкой. В 1600 г. по велению царя Бориса Годунова колокольня была надстроена и завершена позолоченным куполом, что было увековечено надписью золотыми буквами по синему фону у основания главы. К этому же времени относится и пояс килевидных кокошников у основания барабана купола, который соединил воедино восьмигранник третьего яруса и цилиндр барабана, подчеркнув устремленность колокольни вверх. Высота столпа Ивана Великого стала равна 81 м (белокаменный фундамент колокольни, покоящийся на свайном основании восьмигранной формы диаметром в 25 м, был заглублен всего на 4,3 м от уровня поверхности Соборной площади). Изначально стены Ивана Великого были окрашены " под кирпич " ; белокаменные детали на этом фоне приобретали особую выразительность, выявляя каркас сооружения и сообщая зданию большую стройность. Считалось, что в 1532-1543 гг. рядом со столпом была сооружена звонница для больших колоколов (на первых порах строительством руководил итальянец Петрок). По мнению С.С. Подъяпольского, впервые высказанному в 1978 г., Петрок построил рядом с Иваном Великим не звонницу, а Воскресенскую церковь. Строительство церкви было завершено уже после отъезда Петрока Малого из Москвы, в 1552 г. (существование церкви вплоть до середины XVII в. подтверждают и записки иностранцев, побывавших в Москве в это время, начиная с Генриха Штадена, служившего опричником у Ивана Грозного в 1560х гг., и кончая Адамом Олеарием, посетившим Москву в 1624 г. проездом в Персию). Между церковью и колокольней Ивана Великого висел большой колокол. Здесь же стояла деревянная звонница, несущая громадный колокол, отлитый, по преданию, в правление Бориса Годунова.

http://sobory.ru/article/?object=03382

Кострома. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Предтеченская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Предтеченская г. Костромы каменная, с такою же колокольнею, построена в 1762 г. тщанием прихожан и на пожертвования благотворителй. Ограждена с восточной стороны каменною с жел. решеткою оградою, а с прочих сторон деревянным палисадом. Престолов 3: 1) главный в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, 2) в правом приделе во имя седми отроков Ефесских, 3) в левом во имя св. вмч. Параскевы. Средства церкви постоянныя: капитал в количестве 558 руб. 48 к.; 2 каменныя лавки, приносящия дохода 180 р. Ближайшие церкви: Спасская в Рядах, Петропавловская и Архангельская, около 100 сажен. Причт: священник и псаломщик. Постоянныя средства причта: причт пользуется процентами с капитала 6472 руб. 81 к., арендой с лавок 180 р., а с земли, находящейся по Старо-Троицкой улице, 60 руб. Дохода от требоисполнений и при богослужении 844 руб. в год, из коих приходится на долю священника 633 р., псаломщика – 211 руб. Для помещения причта есть деревянный дом, но по неудобству его причт в нем не живет, а помещается на частных квартирах и квартирных денег не получает, а пользуется деньгами, получаемыми от постояльцев церк. дома. Земли при церкви 1060 ½ кв. саж., но причт всей землей не пользуется, кроме 300 кв. саж., с которой получается аренды 60 р. в год. Планы на землю есть. Прихожан при церкви состоит 479 д., в том числе 221 д. м.п. и 258 ж.п. Приход состоит из чиновников и мелких торговцев. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Справочная книга. Издание Редакции Костромских Епархиальных Ведомостей. – Кострома: Губернская Типография, 1911. - С. 14. Св. Иоанна Предтечи. Каменная, с каменною колокольнею и оградою, построена в 1762 году. Престолы в честь: св. Иоанна Предтечи, празднования усекновения его главы, св. седьми Отроков, иже во Ефесе, и мученицы Параскевы, нареченныя Пятницы. Причта состоит: священник, диакон и пономарь. Земли при церкви 760 ½ кв. саж., на которую имеется и план. Земли, пожертвованной в церковь купцом Петром Колодезниковым, по лицу улицы 4 саж. и во внутрь квартала 23 саж., и градским обществом отведено из земель общественных 31 кв. саж., в замен земли, отошедшей под здания гостинаго двора. На последния две земли законные акты имеются. Прихожан муж. пола 117, жен. 202, дворов 36. Проценты с капитала 745 рубл. поступают в пользу причта. При церкви устроены каменная келья и каменная кладовая.

http://sobory.ru/article/?object=35325

Москва. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Карта и ближайшие объекты Существующее здание церкви построено между 1688 и 1701 годами в стиле нарышкинского барокко. В 1931 г. о закрытии храма ходатайствовал коллектив фабрики " Руссолент " . Но его оттеснило всесильное ОГПУ: 9 февраля 1932 г. президиум Мособлисполкома постановил снести храм под строительство многоэтажного дома. Пока неясно, что спасло его от уничтожения. Возвращён Церкви в 1993 г. В храме имеется придел редкого посвящения: муч. Лонгина Сотника, иже при Кресте Господнем. С. Романюк. Из истории московских переулков. М., 1988. С. 254; В. Козлов. Чудом спасённые//Моск. журнал. 1992. С. 16. Подсосенский переулок назван в 1922 г. по находившемуся здесь древнему урочищу " под сосенками " , известному с 1476 г. по названию церкви " Введения под сосенками " . Прежнее название - Введенский - было дано в XVII в. по этой церкви " . Барашевская слобода дала название Барашевскому переулку, где стоит здание церкви Введения, " что в Барашах " . Так назывались, вероятнее всего, шатерники, ведавшие царскими шатрами, то есть служившие, армейскими квартирмейстерами. В одной из грамот 1615 г., посланных в Пермь, в которой предписывалось отыскать и привести в Москву ушедших из разоренной после польско-литовской интервенции Москвы тяглецов Барашевской слободы, писалось о барашах: " ... служат они нашу шатерную службу в наших походах " . Возможно, что первоначально барашами называлась категория зависимых арендаторов земли, обязанных платить за аренду определенный оброк, а потом уже на них была возложена и обязанность шатерничих. В Барашевской слободе, как и во многих других московских слободах, были построены свои приходские церкви: Воскресенская на углу с Покровской (ул. Покровка, 26) и Введенская, о которой сохранились сведения, что в 1660-х гг. при ней работала начальная школа, устроенная местным священником И. Фокиным на свои средства. Существующее великолепное здание в стиле нарышкинского барокко построено между 1688 и 1701 гг. Первоначально главная церковь построена в 1647 г., а приделы в 1653 и 1668 гг. Нынешний храм 1701 г. Обновление было в 1869 г. Церковь Введения в Барашах " под сосенками " построена в 1698-1701 гг. Храм и трапезная построены в 1701 г., колокольня XVIII в. Под 1476 г. здесь упоминается церковь Ильи под Сосною. В 1620 г. она уже названа Введенской, но была деревянная. При ней была придельная церковь Лонгина Сотника, считавшегося покровителем Московского царского рода - в день Лонгина, 16 октября, на обедне в Барашах присутствовали сами государи (в 1651 и 1653 гг.), здесь же стояли и особые государевы хоромы.

http://sobory.ru/article/?object=02009

Торжок. Борисоглебский монастырь. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Карта и ближайшие объекты Эта церковь заменила каменный надвратный храм в честь Воздвиженья Креста Господня с приделами св. Иоанна Богослова и св. Николая чудотворца постройки 1684 г. Надвратная Спасская церковь строилась по проекту Н.А. Львова (документальных свидетельств не сохранилось, специалисты находят в ней сходство с подобным сооружением, построенным по его проекту в селе Мурино под СПб.), но уже после его смерти, с 1804-1811 гг., под наблюдением городского архитектора Торжка Ф. Ананьина. Церковь представляет собой соединение принципов классицизма и многоярусности, свойственной русскому деревянному зодчеству. Первый ярус - парадный арочный вход в монастырский двор — Святые врата, через которые проходили торжественные процессии и крестные ходы. Слева от парадного входа - небольшие ворота для прихожан. Следующий ярус - церковь, построенная в стиле классицизма (историки XIX в. называют надвратный храм и «колокольню в три яруса»). По количеству куполов, задуманных архитектором, церковь во имя Спаса Нерукотворного соответствует одновременно традициям русского храмового зодчества и классицизма. Их пять, но они совершенно не бросаются в глаза. Купола как бы замаскированы зодчим: четыре маленьких круглых фонаря (световые барабаны, перекрытые круглыми куполами), каждый с четырьмя окнами и пятый (внутренний), полусферический купол, который можно увидеть только внутри церкви или с колокольни, которая представляет собой следующий ярус. Такой тип храма называют «иже под колоколы». В начале ХХ в. в звоннице было 11 (в 1918 г.) или 13 (по Дмитрию (Самбикину)) из которых самый большой - «благовестник», установленный в 1851 г. Он весил 529 пудов (около 8 тонн), из которых 50 пудов составляло серебро, был отлит на заводе Богданова в Москве. Между звонницей и верхним ярусом сооружения имелись часы с часовым и получасовым боем. По рассказам старожилов, часы ходили еще в середине 1930-х гг. До наших дней сохранился только циферблат. Стрелки и механизм утрачены. Завершается строение ярусом в виде ротонды из 12 колонн коринфского ордера. Она придерживает купол со шпилем, на котором был укреплен шар с четырехконечным крестом. В настоящее время креста над храмом нет. Надвратная Спасская церковь является самой высокой постройкой в городе, ее высота более 50 метров (историки XIX в. называют 24 сажени – чуть более 51 м; Н.А. Лопатина, Л.В. Андреев – 55 м, по последним данным 53,5 м со шпилем, 38,3 м – до основания шпиля). Церковь была закрыта в 1930 г. Сегодня она не действует и требует срочного проведения реставрационных работ.

http://sobory.ru/article/?object=05514

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КСЕНОФОНТ (XIV в. (?)), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), Тутанский, основатель Тутанского мон-ря в честь Вознесения Господня (в с. Тутань, в 30 верстах от г. Твери, на берегу р. Тьмы). В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. К. упомянут в перечне «Преподобнаго ж Сергия ученицы, свидетелствованы быша в Житии его и в прочих повестех…» (РГБ. Ф. МДА. Фунд. 201. Л. 332 об.). Иных свидетельств о возможном времени жизни К. не сохранилось. Е. Е. Голубинский отмечал, что в рукописи МДА упомянуты не только непосредственные ученики прп. Сергия, но и его последователи, жившие много лет спустя после смерти чудотворца. Совр. предание твердо именует К. учеником прп. Сергия. Тутанский монастырь упоминается в Дозорной книге Тверского у. 1551-1554 гг. (ранее ошибочно считалось, что это упоминание относится к писцовым книгам Тверского у. письма Ивана Заболоцкого и Михаила Усова Татищева 1539-1540 гг. (Писцовые материалы Тверского у. XVI в./Сост.: А. В. Антонов. М., 2005. С. 267, 272)). В 1571 г. обитель перешла под управление Троице-Сергиева мон-ря и стала хозяйственным центром его вотчины в этой части Тверского у. с ц. в честь Вознесения Христова (придел храма освящен в честь Рождества Пресв. Богородицы). После литовского разорения монастырь пришел в упадок, что зафиксировано писцовыми книгами Тверского у. письма и меры Федора Игнатьева и подьячего Тимофея Степанова 1627-1628 гг.: «Троицы Живоначальныя Сергиева монастыря вотчины Тутанский монастырь, а в нем храм Вознесения Господня… а другая церковь Успения Пресвятыя Богородицы… оба ветхи, строенье образы и ризы и книги и колокола и всякое церковное строенье монастырское. А запустел тот монастырь от литовские войны, а ныне для бережения живет один старец, прислан из Троицкаго монастыря кормиться Христовым именем». Сохранились книжные вклады в Тутанский мон-рь «к Вознесению Христову и пречистой Богородице и преподобному отцу Ксенефонту иже на Тутани тверскому чюдотворцу»: служебные Минеи, к-рые пожертвовал троицкий служка старичанин Андрей Иванов (в фонде Троице-Сергиева мон-ря находятся книги на дек. и янв.: РГБ. Троиц. I. 505 (вклад 1633 г.), 517 (вклад 1634 г.)). По существу это 1-е упоминание о почитании К. в основанной им обители; в надписи на январской Минее Иванов заметил, что К. имеет «благодать целити различныя недуги с верою приходящим, паче же зубною».

http://pravenc.ru/text/2462139.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010