Москва. Кремль. Церковь Иоанна Лествичника с колокольней " Иван Великий " . Колокольня Ивана Великого Церковь. Не действует.   Престолы: Иоанна Лествичника , Николая Чудотворца Год постройки:Между 1505 и 1508. В 1600 г. надстроена барабаном с храмозданной надписью. Архитектор:Бон Фрязин, Фёдор Конь Ссылки:   Адрес: Россия, г. Москва, Кремль, Соборная пл. Координаты: 55.75075, 37.61825 Проезд:станции метро " Библиотека имени Ленина " и " Александровский сад " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Дата создания: 1505-1508 гг. Автор: Бон Фрязин. Материал, техника: кирпич, белый камень. Построена из кирпича и белого камня вместо разобранной церкви Иоанна Лествичника 1329 г. типа " иже под колоколы " . Первоначально это был трехъярусный столп высотой ок. 60 м с церковью Иоанна Лествичника в нижнем ярусе. Два нижних яруса имели форму вытянутых восьмигранных столпов и завершались открытыми галереями звона; невысокий третий ярус состоял из одной открытой галереи звонницы для малых колоколов и был увенчан небольшой главкой. В 1600 г. по велению царя Бориса Годунова колокольня была надстроена и завершена позолоченным куполом, что было увековечено надписью золотыми буквами по синему фону у основания главы. К этому же времени относится и пояс килевидных кокошников у основания барабана купола, который соединил воедино восьмигранник третьего яруса и цилиндр барабана, подчеркнув устремленность колокольни вверх. Высота столпа Ивана Великого стала равна 81 м (белокаменный фундамент колокольни, покоящийся на свайном основании восьмигранной формы диаметром в 25 м, был заглублен всего на 4,3 м от уровня поверхности Соборной площади). Изначально стены Ивана Великого были окрашены " под кирпич " ; белокаменные детали на этом фоне приобретали особую выразительность, выявляя каркас сооружения и сообщая зданию большую стройность. Считалось, что в 1532-1543 гг. рядом со столпом была сооружена звонница для больших колоколов (на первых порах строительством руководил итальянец Петрок). По мнению С.С. Подъяпольского, впервые высказанному в 1978 г., Петрок построил рядом с Иваном Великим не звонницу, а Воскресенскую церковь. Строительство церкви было завершено уже после отъезда Петрока Малого из Москвы, в 1552 г. (существование церкви вплоть до середины XVII в. подтверждают и записки иностранцев, побывавших в Москве в это время, начиная с Генриха Штадена, служившего опричником у Ивана Грозного в 1560х гг., и кончая Адамом Олеарием, посетившим Москву в 1624 г. проездом в Персию). Между церковью и колокольней Ивана Великого висел большой колокол. Здесь же стояла деревянная звонница, несущая громадный колокол, отлитый, по преданию, в правление Бориса Годунова.

http://sobory.ru/article/?object=03382

П. К истории виленских мучеников//БТ. 1984. Сб. 25. С. 231-232). В целом, несмотря на существование значительного числа специальных работ, агиографические и гимнографические сочинения, посвященные А., исследованы далеко не в полной мере. История посвящения А. церковных престолов остается практически не изученной. До XVII в. такие посвящения не часты и ограничиваются преимущественно Москвой, Подмосковьем и Новгородом. Древнейшая каменная ц. в честь А. (трапезная) была заложена в 1483 г. в Чудовом мон-ре буд. новгородским архиепископом архим. Геннадием ; это положило начало традиции посвящения А. трапезных храмов. Впосл. церковь неоднократно перестраивалась и была разрушена вместе с др. монастырскими постройками в 1929 г. Ок. 1513 г. храм, «иже под колоколы», в честь А. был возведен итал. мастерами в великокняжеской резиденции в Александровой слободе (перестроен во времена царя Иоанна IV, сохранился в составе Распятской ц.-колокольни). В Новгороде в 1538-1539 гг. архиеп. Макарием в Юрьеве мон-ре была построена трапезная ц. в честь А., отличавшаяся огромными размерами - 17 на 12 сажен. По словам Павла Алеппского , она превосходила «все трапезные в... монастырях своею красотою, обширными размерами и радостным видом». Эта постройка была разобрана за ветхостью в 1761 г., но сохранилось ее схематическое изображение на иконе «Видение пономаря Тарасия» 1574-1583 гг. Вероятно, в 1540 г. был устроен придел в честь А. при ц. Анастасии Великомученицы, возведенной в камне тем же архиепископом в Новгородском кремле-детинце. Трапезная ц. А. сооружена была в 60-70-х гг. XVI в. в Солотчинском мон-ре под Рязанью. В царствование Феодора Иоанновича в московском в честь Зачатия св. Анны мон-ре был возведен храм Рождества Богородицы с приделом в честь А. Еще более редки посвящения храмов 3 святителям Московским - митрополитам Петру, А. и Ионе. Первая церковь в их честь была возведена Патриархом Иовом в Московском Кремле на Патриаршем дворе в связи с учреждением соответствующего праздника в 1596 г. В старопечатном рус. Типиконе (М., 1610) под 12 февр. указывается бденная служба (см. Знаки праздников месяцеслова ) А., совершаемая в том случае, когда этот день не приходится на Великий пост; под 20 мая в этом же Типиконе указана бденная служба на обретение мощей А. Принятый ныне в РПЦ Типикон под 12 февр. указывает бденную службу А., если этот день не приходится на Великий пост, в противном случае Типикон указывает петь полиелейную службу ; под 20 мая в Типиконе помещено противоречивое указание - на полях стоит знак славословной службы, но в тексте предписано совершать по всем храмам полиелей, а в Чудовом мон-ре (в наст. время разрушенном) и кремлевском Успенском соборе - бдение. В Минее (МП) и под 12 февр., и под 20 мая помещены бденные службы. Кроме указанных служб имя А. упоминается в бденной службе в честь святителей Московских (5 окт.) в Минее (МП). Типикон 1610 г. указывает петь 5 окт. бденную службу, современный Типикон - славословную.

http://pravenc.ru/text/81755.html

Под изображениями евангелистов здесь имеются следующие надписи, под Матфеем: «преходя Иисус виде человека, сидяща на мытнице, Матфея глаголема и глагола ему: по мне гряди, и востав по нем иде». Под Марком: «Марка поем приведи с собою, есть бо ми благо потребен в службу»; под Лукою: «его же похвала в благовестии по всем церквам»; под Иоанном: «сей есть ученик, свидетельствуяй о сих, иже и написа сия»; 8) колокол с надписью: «сей колокол вылит села Путилова к церкви Тихвинские Божия Матери 1833 года, ноября 7 дня, усердием прихожан, под надзором благочинного, шлиссельбургской градской Благовещенской церкви, священника Фоки Быстрякова, при местных священниках – Иоанне Афанасьеве и Ефиме Семенове с братиею, отличным старанием и неослабным попечением церковного старосты, мастерового, Афанасия Васильева, сына Макарова. Слил в Валдае колокольных дел мастер Иван Смирнов. Весом 217 пудов». На колоколе изображены иконы Тихвинской и Казанской Божией Матери и св. Николая Чудотворца. При церкви хранится план на церковную землю и межевые книги, из которых видно, что первое межевание произведено было в 1748 году Владимирского пехотного полка прапорщиком Тимофеем Долбиловым, а в 1830 г., по указу Правительствующего Сената, возобновлены межевые знаки коллежским секретарем Круглополовым. Метрические книги имеются с 1755 года, и потом с 1760 по последние годы. Утрачены книги за 1781, 1782, 1783 1784, и за 1798 годы. Из исповедных росписей, хранящихся с 1768 года, видно, что до 1768 года причт состоял из священника, дьячка и пономаря, в 1768 году прибавлен диакон, а в 1780 году, утвержден второй священник; в 1825 и 1832 годах прибавлено по одному причетнику. С утверждения штатов, в 1843 году, причт составляют: два священника, диакон, дьячок и пономарь. Из прежних священников известны Василий Тимофеев, Аввакум († 1771), Петр Аввакумов († 1771), Григорий Никифоров († 1783), Иоанн Степанов († 1785), Иоанн Никитин, Симеон Васильев, Афанасий Гаврилов († 1791), Иоанн Афанасьев († 1834), Евфимий Семенов († 1839), Иаков Землянский († 1842), Иаков Григорьев Смирнов, бывший протоиереем, (ум. 1879 г. июля 12), Игнатий Вознесенский, переведенный в Веролу (Новоладожского уезда), Василий Алексеев Ксеномонтанов († 1854), Алексей Степанов Надеждин, перемещенный в Лугский уезд, в село Городец, Дмитрий Тимофеев Никольский 84 умер 1880 г., января 15. Вместо Иакова Смирнова переведен из села Покровского (Шлиссельбургского уезда) Михаил Степанов Воробьев, служивший в Никольском Сясьском погосте (Новоладожского уезда). Вакансия штатного диакона закрыта, и последний диакон Порфирий Говорков сделан священником в село Дубно (Новоладожского уезда). Нынешний диакон Михаил Петров Николаевский состоит на дьяческой вакансии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Если же освящение иконостаса совпадало с освящением всей церкви, то вышеуказанные две молитвы читались при совершении церковного освящения архиереем, по помазании стен церкви св. миром, пред каждением всего храма, а при освящении церкви иереем, – перед отпустом. м) Чин благословения канпаны сиесть колокола или звона 305 Из всего ряда рассмотренных нами чинов освящения церковных принадлежностей, этот чин является самым торжественным и самым обширным по своему составу. Перед своим освящением, колокола должны быть подвешены к чему-либо так, чтобы их можно было окропить св. водою изнутри и совне. В самом чине освящения кампана, по обычном начале, положен уже не один, а три псалма: «Хвалите Господа с небес», «Воспойте Господеви песнь нову» и «Хвалите Бога во Святых Его». Затем следует великая ектения с четырьмя, приспособленными к случаю, прошениями. По возгласе, опять следует псалом 28 – «Принесите Господеви, сынове Божии». По окончании псалма, священник читает две молитвы: «Господи, Боже наш, хотяй от всех верных Твоих всегда славим и покланяем быти« и, на главопреклонение: «Владыко, Боже, Отче Вседержителю, иже трубным гласом седмию жрец идущих пред Кивотом свидения, иерихонским твердым стенам пасти и разрушитися сотворил еси». За молитвами следует окропление колокола изнутри и снаружи, и такое же каждение его. Во время этих действий, читается псалом 69 – «Боже, в помощь мою вонми«. Следует затем одна паремия из Чис. 10 . По прочтении паремии – стихиры: «Земли и прочим стихиям, гнева ради Твоего, грех ради наших, движимого», «Основания всея земли подвизаяй, Боже», Слава и Ныне: «Всяческая единою в начале Собою, непосредственне создавый, Господи», и отпуст. Изложенное чинопоследование составлено под сильным, влиянием католического требника. В Римской церкви освящение нового колокола причисляется к разряду торжественнейших церковных церемоний. Освящает колокол, обычно, сам епископ и только с его благословения – священник. Освящаемый колокол, омывается св. водою, помазывается св. елеем (а по Галликанскому чину – елеем, употребляемым при таинстве крещения) и св. миром. Обряд освящения колокола, напоминающий собою обряд крещения, называется, поэтому, на Западе крещением колокола (во Франции). Новоосвященному колоколу, в силу этого, нарекается имя, у каждого колокола бывают восприемники 306 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

– в крайнем случае, можно приварить хомут к балке. 8. Неудобный вход/выход на ярус звона. А) Отсутствуют перила, ручки-держатели: – установить перила и/или ручки-держатели Б) Слишком крутая лестница: – расширить люк и заменить лестницу В) Лестница шатается (не закреплена): – закрепить лестницу Г) Крышка люка тяжелая: – заменить на более легкую конструкцию (например, с утеплителем из пенопласта) – установить противовес с грузом на ролике. 9. Скользкий пол на ярусе звона (повышенная травмоопастность зимой) . А) Пол покрыт кровлей (медь, жесть) для отвода воды с яруса звона – установить решетчатый настил для безопасного прохода звонаря. 10. Птицы залетают на колокольню. – Закрыть окна сеткой (сетка не должна касаться колоколов) – Установить сверху на балки с колоколами шипы (например, из сетки или гвоздей). Приложение 9. Билеты по теории 1 билет 1. Классификация колоколов . Поддужные колокола, особенности строения и звона. 2. История колоколов . Святитель Павлин Милостивый . 3. Производство колоколов . Что такое опока? 4. Архитектура . Что такое «звонница». Особенности размещения колоколов. 5. Акустика . Что такое «унтертон» и когда он звучит? 6. Богослужебный звон . Что такое «благовест» и когда он исполняется? 7. Элементы звона . Традиция Новодевичьего монастыря 2 билет 1. Классификация колоколов . Корабельные рынды, особенности строения и звона. 2. История колоколов . Царь-колокол. 3. Производство колоколов . Методы формовки колоколов. 4. Архитектура . Что такое «колокольня». Особенности размещения колоколов. 5. Акустика . Формула Хладни, колебания толщины и диаметра. 6. Богослужебный звон . Звоны великого поста. 7. Элементы звона . Архангельская традиция звона. 3 билет 1. Классификация колоколов . Восточная традиция звона. Особенности, география. 2. История колоколов . Самые большие колокола разных традиций. 3. Производство колоколов . Что такое «фальш-колокол»? 4. Архитектура . Что такое храм «иже под колоколы». Особенности звона. 5. Акустика . Что такое «основной тон» и когда он звучит?

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Для меня получение вашего настоящего письма знаменательно по некоторому совпадению обстоятельства Я вздумал для памяти записать милости Божии, явленные на мне в течение моей жизни. Дошел до того, что было с нами в Томске, задумался, что и как написать и вдруг получаю ваше письмо с напоминанием о постройке церкви и чудотворной иконе св. Иннокентия. Вместе с письмом вашим получил и тот «Томских Епарх. Ведомостей», в котором помещены воспоминания священника села Вознесенского о Домне Карповне 446 , которая не раз говорила о. Иакову, чтобы передал мне, что я не так строю церковь и что худо будет. Пророчество ее исполнилось (так), что пришлось мне отписываться пред контролем пр. Порфирия по постройке церкви. Теперь, вдумываясь в тогдашние обстоятельства, убеждаюсь, что и преосв. Порфирий, как и преосв. Иоанн Смоленский, выпроводивший меня в глушь сибирскую 447 , были только орудием Божественного о мне промышления. В начатке Киргизской миссии 448 я усматриваю между прочим ответ Промысла Божия на ваш, поведанный мне, помысел. Господь указует вам новое дело и дай Бог, чтоб оно послужило к утешению вашему. Вы получили 4000 р. на церковь . И мы не все церкви строим на десятки тысяч; есть и подешевле этой суммы. Кстати, нельзя ли как напомнить П. В. Михайлову о посланном ему листе для записи пожертвований на храм св. Иннокентия по случаю 150-тилетнего его юбилея 449 ? Собираюсь, наконец, приняться за постройку каменного храма. План составлен оригинальной архитектуры, чтобы действительно быть ему не просто храмом, но и памятником. Нижняя часть восьмигранная, наподобие бурятской юрты, а купол имеет вид колокола-благовестника, с надписью: «Благовестите день от дне спасение Бога нашего» 450 . На других местах надпись: «Шедше научите вся языки крестяще» 451 … Также: «Иже веру имет и крестится» 452 … и тому под. Церковь будет строиться на открытой Аларской степи и далеко будет видна. Вместимость ее рассчитана на 500 чел. Денег пока есть тысяч сорок, постройку на них произвести надеюсь, но много еще потребуют внутренние украшения и утварь. Колокола поместятся в куполе, колоколе тоже. Церковь пятиглавая. Прочие главы или купола тоже будут в виде малых колоколов. Не знаю, как вы взглянете на эту идею, принадлежащую вашему покорнейшему слуге, а мне, как творцу ее, понятно, она не может не нравиться 453 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Грани эти практически лишены декора. Своеобразную суровую и выразительную пластику им придают окна и печуры – в таких же «глубоких» обрамлениях, что и окна апсид Покровского собора. О первоначальной форме завершения и яруса звона сейчас не представляется возможным судить, так как в конце XVII века церковь была надстроена глухим восьмериком с резным фризом в верхней части и новым ярусом для колоколов, увенчанным довольно тяжеловесным шатром. Некоторые ученые предполагают, что и в начале XVI века ее венчал шатер но это предположение вряд ли соответствует действительности. Кроме того факта, что ни один столпообразный храм «иже под колоколы» не имел шатрового верха следует отметить еще один момент. Шатровые колокольни впервые появляются в русском каменном зодчестве в конце XVI века (колокольня над юго-восточным приделом во имя Димитрия Солунского церкви Гребневской иконы Божией Матери в Москве), а колокольни под шатром, стоящие отдельно от храма, и вовсе в конце XVII столетия. Самые ранние упоминания о шатровой колокольне в Покровском монастыре встречаются в Описи 1697 года В Описях 1597 и 1628 годов никаких указаний на ее облик не содержится: «…да под колоколы [церковь] происхожденья честнаго креста…» На плане 1696 или 1697 годов отчетливо виден шатер и деревянный переход к собору (тот, что позднее заменили каменным) но год появления нового завершения пока не известен. Использование этого сооружения было достаточно многофункциональным. Нижний ярус занимала кладовая, в средней части размещался храм Происхождения Честных древ, а выше находились колокола В некоторых источниках есть указания на захоронение под колокольней княгини Анны Горбатовой-Кислых (ум. в 1593 году) и двух ее дочерей: Елены (ум. в 1579 году) и Евфимии (ум. в 1579 году) Однако последние исследования показали, что эти захоронения находятся не под колокольней, а возле галереи собора. Со временем они оказались под лестницей западного крыльца. Весьма интересно редкое посвящение престола храма. Праздник Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня празднуется православной церковью 14 (1 ст.

http://sobory.ru/article/?object=05097

55° 5 " 38.01 " N, 37° 27 " 31.29 " E Храм святителя Николая (Кулаково) 55° 42 " 28.31 " N, 38° 7 " 34.35 " E самый древний в Балашихинском благочинии храм. Белокаменный ярусный Никольский храм «иже под звоны», построенный в 1706 году, является памятником архитектуры и представляет исключительный историко-архитектурный интерес. 55° 8 " 39.45 " N, 37° 9 " 26.42 " E Храм святителя Николая (Стремилово) В селе была кирпичная трёхпрестольная церковь, построенная в 1865-1886 по инициативе священником А.М. Боголепова. Одноглавый храм в псевдорусском стиле с трапезной и высокой колокольней. Никольский и Покровский приделы в трапезной. Колокольня взорвана в 1941 г., церковь сломана в 1960-х. В 2008 г. устроен временный храм. 55° 8 " 45.99 " N, 37° 24 " 38.65 " E Храм святителя Николая (Чехов). Восьмигранная в плане кирпичная церковь в псевдорусском стиле с шатровой колокольней, завершавшаяся шатровым куполом. Построена по проекту 1901. Закрыта в 1930-х г., капитально перестроена, до 1990-х г. занята корпусом пансионата, позже заброшена, в аварийном состоянии. С 1995 г. ведется восстановление. 55° 47 " 2.62 " N, 37° 58 " 21.57 " E Каменный однокупольный храм в духе домонгольского зодчества. Находится на территории Военно-технического университета Федерального агентства специального строительства РФ, является также приходским для юго-восточных кварталов города. Построен при содействии директора агентства генерала армии Н. П. Аброськина. 55° 42 " 36.12 " N, 36° 45 " 51.38 " E Каменная одноглавая церковь простой архитектуры с трапезной и колокольней, перестроенной в 1909 г. В трапезной приделы мученицы Варвары (1815 г.) и Скорбященский (с нач. ХХ в.). Закрыта в 1930-х, занята цехом фабрики музыкальных инструментов. 56° " 16.82 " N, 37° 50 " 3.55 " E Кирпичный пятикупольный шестистолпный храм, внешне воспроизводящий объёмные формы Успенского собора Москвы, с пристроенной с запада трёхшатровой звонницей эклектичных форм. Строился с 2007 г. 55° 35 " 23.64 " N, 37° 39 " 5.92 " E православный храм, расположенный в районе Бирюлёво Западное Южного административного округа Москвы. В настоящее время приход храма святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве ведет строительство нового каменного храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Стра...

Монастырь. Троицкий Антониев Сийский мужской монастырь. Церковь Трех Святителей. Карта и ближайшие объекты Храм «иже под колоколы» во имя Трех Святителей Московских в Свято-Троицком Антониево-Сийском монастыре Первые строения Антониево-Сийского монастыря возведены в 1520-е годы трудами преподобного Антония и иноков обители. Небольшая в этот период обитель находилась на берегу Михайлова озера, недалеко от реки Сии, впадавшей в Северную Двину. Среди построек источники называют Троицкую соборную церковь, трапезный Благовещенский храм и надвратную церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Эти строения просуществовали недолго и около 1542 года были уничтожены пожаром. Довольно быстро их отстраивают вновь, но и новые храмы вскоре сгорели. Во втором комплексе уже существовала небольшая деревянная звонница «колокольня на столбах», т.е., видимо, аналогичная звонницам в Усть-Паденге, Кижме и т.п. «о пяти столбах» или «о четырех столбах», увенчанная небольшим шатром с главкой. Об этой звоннице говорится в Описи Двинских земель Василия Звенигородского 1587-1589 годов: «...а на монастыре церков Троица живоначалная древяна, вверх шатром. Да церков теплая Благовещение пречистые, да церков на воротех, Сергей чюдотворец, колокольня на столбах..» Маловероятно, что «колокольней на столбах» в Описи названа простая перекладина. До середины XVI века на ней находились шесть колоколов, что следует из Описи 1556 года, составленной самим преподобным Антонием при участии монастырского казначея и старцев: «да два колокола больших, да два колокола поменьше тех, да два колокола малых, да клепало железное. Да часы стоят у Троицы на дву папертех напереди. А список отписной писал Варсанофий казначей: лета 7064 месяца августа в 1 день» 3]. Все эти колокола имели небольшой вес, так как чуть позже наиболее тяжелым – благовестным колоколом этого подбора стал колокол весом в 170 пудов, пожалованный государем Феодором Иоанновичем в 1584 году: «Дал царь и великий князь Федор Иванович по отце своем денег 150 рублей 30 копеек, да колокол благовестник 170 пуд за 500 рублев» Самым же маленьким колоколом подбора можно считать тот, что был пожертвован в 1581 году: «в 7089 году Иван Михайлов сын Горончанинов, Новгородец, дал колокол немецкий шпанского дела, весом полчеверти пуда ( А.О. - около пяти фунтов – 2,3 кг )» Кроме упоминания о колоколах, очень интересно и описание часов. По всей вероятности, это одно из самых ранних свидетельств о наличии сложного часового механизма (с двумя циферблатами) в русских монастырях.

http://sobory.ru/article/?object=08674

1868. С. 79). Известно, что пострадали 12 колоколов, из к-рых большой был вылит при митр. Матфее, воскресный, жалованный Иоанном IV, литой, сделанный при митр. Ермогене в 108 (1600) г., повседневный, жалованный Иоанном IV, 5 красных, 3 зазвонных. На рубеже XVII и XVIII вв. в Казани также не было колокольных литейщиков. На указ Петра I описать в Казани и округе колокола с указанием их веса протопресвитер Благовещенского собора Иван Степанов с причтом отвечали, что «на колоколах вес не обозначен, в соборных бумагах записей о том нет, самим им тех колоколов сметить не в обычай», ибо они велики, «а колокольных мастеров в Казани никого нет и сметить некому» ( Ключевская. 2009. С. 112). В нач. XIX в. было 2 колокололитейных завода братьев Астраханцевых. На заводе Ивана Астраханцева были отлиты колокола для Владимирского собора (в 1804 - Малов. 1884. С. 141), Георгиевской и Грузинской Божией Матери церквей в Казани. Илья Астраханцев делал колокола для Варваринской и Воскресенской церквей в Казани, для Введенской ц. в с. Девликееве Казанского у., после пожара 1815 г. переливал колокол для казанского Богородицкого мон-ря. Отрывочные сведения сохранились о колоколах завода П. Н. Корюкова (40-е гг. XIX в.) и Л. С. Рукавишникова (30-е гг. XIX в.) ( Ключевская. 2009. С. 113). Подавляющее число бытовавших в церквах К. и Т. е. колоколов было произведено на ярославских, нижнеломовских, чебоксарских, московских заводах; много было колоколов, изготовленных на заводе Бакулевых в г. Слободском Вятской губ.). В 1898 г., спустя год после открытия архитектурного отделения, под рук. К. Л. Мюфке в Казанской художественной школе были созданы ученические проекты колоколов по заказу одного из местных литейных заводов. В кон 20-х - нач. 30-х гг. XX в. с закрытием и разрушением церквей большинство колоколов было утрачено. Единственный колокол, по сведениям краеведа Г. В. Фролова, не покидавший своего места,- вечевой всполошный колокол Спасской башни Казанского кремля. Е. П. Ключевская, М. А. Маханько Ист.: Опись свияжского Богородицкого муж. мон-ря, сост. в 1614 г./Сообщ.: Н. И. Суворов//ИИАО. 1863. Т. 4. Вып. 6. Стб. 548-589; Житие и жизнь иже во святых отца нашего, Гурия, перваго архиеп. Новопросвещеннаго града Казани, и Варсонофия, еп. Тферскаго, казанских чудотворцев, списано Ермогеном, митр. Казанским// Платон (Любарский), архим. Сб. древностей Казанской епархии и других приснопамятных обстоятельств. Каз., 1868. С. 7-32; Невоструев К. И. Список с писцовых книг по г. Казани с уездом. Каз., 1877; ПСРЛ. Т. 13, 37; Французова Е. Б., ред. Извлечение из писцовой и межевой книги г. Свияжска и Свияжского у. окольничего Н. В. Борисова и Д. А. Кикина с товарищами: г. Свияжск/Города России XVI в.: Мат-лы писцовых описаний. М., 2002. С. 337-390.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010