Квадратный в плане двусветный объем храма с пятигранной апсидой увенчан мощным восьмигранным световым барабаном колокольни, перекрытой граненым луковичным куполом. Объемно-пространственная композиция восходит к некогда распространенному типу древнерусского храма-колокольни «иже под колоколы». Фасады храма по всей высоте обработаны пилястрами и прорезаны на уровне первого светового яруса по центру с северо-запада и юга дверными проемами, декорированными перспективными порталами. Фасады оформлены симметрично. Прямоугольные с полуциркульным завершением оконные проемы второго светового яруса, алтарной апсиды и арочные проемы звона декорированы наличниками с килевидными вольтами, в основании граней размещены парные филенки. Все архитектурные элементы фасадов четверика облицованы белым камнем. Здание сооружено в стилевых формах эклектики с использованием элементов псевдорусского стиля. Состоит на охране государства как памятник архитектуры регионального значения. В 1937 году прошлого века представители советской власти храм закрыли, сбросили крест и колокола, разграбили алтарь и приспособили приход под зернохранилище. Но, Милостью Божьей, и эта, очень уютная, светлая церковь вновь открыта. 5 лет потребовалось настоятелю храма иерею Олегу Дятчину, чтобы вернуть всё на «круги своя»: установка купола, покрытие крыши, внутреннее благоустройство храма и многое-многое другое. 4 октября 2008 года Преосвященнейшим Никоном, епископом Липецким и Елецким, был освящён престол храма в честь святителя Димитрия Ростовского. Все восстановительные работы проводились на средства местных жителей — предпринимателей и простых прихожан. Господь увидел труды верующих людей. В престольный праздник, после освящения престола и Божественной литургии, Преосвященнейший Никон, епископ Липецкий и Елецкий, наградил архиерейскими грамотами тех людей, кто вложил в восстановление храма не только денежные средства, но и всю свою душу. По данным 1876 года, Дмитриевская церковь была приписной к Троицкой церкви с. Новочеркутино, в которой настоятелем служил священник Василий Борисович Покровский, его помощники – священники Михаил Павлович Благодаров и Александр Андреевич Львов, сверхштата – священник Иван Андреевич Лукин. Церковным старостой был временнообязанный крестьянин Овчинников.

http://sobory.ru/article/?object=11776

Слева от Благовещенской находится Исаакиевская церковь - сооружение вообще нечто в нашем зодчестве уникальное. Это - ярусно-ступенчатый, на мощном кубическом основании, " иже под колоколы " храм. Его начал строить в начале XVIII в. М.П. Гагарин: село было подарком князю от Петра I. Царская милость, впрочем, скоро сменилась на царский гнев - при самом деятельном участии самого Гагарина: на эшафот хозяина Степановского отправили, по официальной версии, за непомерное " лихоимство " , однако есть свидетельства, что Матвей Петрович, будучи Сибирским губернатором, замышлял отделиться от России и устроить независимое государство со столицей в Тобольске. Достраивать Исаакиевскую церковь пришлось новому владельцу Степановского - Андрею Ивановичу Остерману. Кстати, о посвящении - оно редкое, но не случайное, как не случаен Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге: ведь Петр I родился в день памяти святого Исаакия Далматского. Князь Гагарин хотел сделать первому российскому императору " приятное " . Храм освятили спустя 7 лет после смерти самодержца - в 1732 году, а посвящение осталось. Квадратное в плане кирпичное здание имеет сложную центрическую башенную композицию. В продолжение традиций храмов " под звоном " оно построено в несколько ярусов. Первый, самый большой ярус поставлен на подклет, внутри него проведена двухъярусная галерея, выходящая на открытую верхнюю террасу, которая была некогда обнесена баллюстрадой, ныне разрушившейся. На галерею ведут две винтовые лестницы. На массивный основной четверик поставлен второй, значительно меньший по высоте, на верху которого также проведена открытая терраса. Венчает храм верхний ярус - стройный восьмерик, в котором размещена колокольня. На вытянутый вверх купол восьмерика поставлен высокий барабан. Его венчает вытянутая вверх главка не совсем обычной формы, скорее, близкой к южнорусским образцам - крест стоит не на собственно главке, а на стоящей на луковице второй, маленькой главке. Декор храма - барочный. Даже в плачевном состоянии церкви можно рассмотреть белокаменные детали тосканских пилястр и оконных наличников, четверики и ярус звона прорезаны высокими, почти в свой рост, арочными проемами, за счет высоты кажущимися довольно узкими и придающими стройности массивному основному объему. Верхний ярус же, и без того стройный, кажется еще легче. С " протестанским " барокко храм связывают профилированные карнизы и архивольты, а также ныне разрушенные балюстрады. Храмовый комплекс выглядит невероятно органично, насколько органично могут выглядеть два поставленных рядом памятника с претензией на неповторимость, хотя складывался ансамбль не год и не два, а целых полтора века.

http://sobory.ru/article/?object=04850

В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г. У восточной алтарной стены Благовещенского собора в 1656 г. на средства боярина Ивана Андреевича Милославского была построена каменная церковь в честь Всемилостивого Спаса. Об этом свидетельствовала надпись, высеченная вязью на белокаменной плите в южной стене храма, которая гласила, что церковь сию боярин Милославский строил «своею казною надъ родителями своими и по своей душъ въчный поминокъ». Под церковью была устроена усыпальница бояр Милославских. Глава семейства боярин Иван Андреевич служил окольничим при царе Алексее Михайловиче, прозванном в народе «Тишайшим», и состоял в родстве с первой супругой царя – Марией Милославской. Иван Андреевич был дважды женат; после смерти первой жены Агриппины Никитичны его супругой стала внучка прославленного предводителя народного ополчения – Дмитрия Пожарского. К большому горю отца все его дети (сын и четыре дочери) умерли во младенчестве, так что эта ветвь родословной бояр Милославских прервалась с его смертью в 1663 г. В усыпальнице рода находилось15 гробниц, имевших каменные надгробия, украшенные художественной резьбой. На них были сделанные вязью надписи, из которых следует, что здесь похоронены представители рода Милославских. Спасский храм представляет собой редкий и интересный архитектурный тип шатровой церкви «иже под колоколы». Он поставлен на подклете и завершается оригинальной шатровой колокольней. На его углах с западной стороны возвышались две башенки: северо-западная с часами и юго-западная, которая прикрывала выход на верхнюю площадку и к звону, где находились два больших колокола в 100 пудов и 46 пудов (1 600 кг и 736 кг соответственно). Спасский храм был соединен с Благовещенским собором одной общей площадкой – гульбищем, поставленной на арках подклета. Такой прием соединения двух церквей одной галереей является достаточно редким в русской храмовой архитектуре. Внутри Спасский храм был благолепно украшен: имел настенную роспись, выполненную в 1856 году Александром Петровичем Соловьевым, пятиярусный позолоченный иконостас с 74 иконами, часть из которых принадлежала кисти известного московского придворного иконописца XVII века Симона Ушакова.

http://sobory.ru/article/?object=04332

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Владимира Ештокина О чем думают бабушки? 2 мин., 21.04.2017 Бабушка не переставала молиться даже прикованная к постели. Как-то сказала: «Я просыпаюсь рано утром — все спят, а я Богу молюсь. Вот видишь, у ребят наладилось все — Господь услышал. Слава Богу! Бог милостив». И плакала. А до болезни… До болезни каждый день дом просыпался под грохот бабушкиных дел. С четырех утра она была уже на ногах и пеклась и в прямом, и в переносном смысле о благе своей семьи. Мы, внуки, заставали бабушку за выпечкой блинов. Это была ее, как сейчас бы сказали, «визитная карточка» — до сих пор, хоть мы и учились у бабушки, никто не может повторить их. И они так и остались для всех той памятью о дорогом человеке, которая еще и возвращает всех в детство… А потом начинался день, полный забот и переживаний. Хозяйство, дом, огород, живность — вся эта круговерть составляла бабушкин день. Как она все успевала? Это же не дела ею запланированные и бумажные, которые могут подождать, а «живые» заботы о живом. Но бабушка никогда не роптала. Она часто садилась у окна и вглядывалась во двор: она живо откликалась на наши «ба, смотри, как мы можем!» — наблюдала за нами и…постоянно думала свою «думу»… Иногда вечерами, вглядываясь вдаль — в очертания города, она грустила о своих ребятах, что работали далеко. Как они? Что с ними? В век телефонов — редкие звонки… А открывая глаза утром и вечерами засыпая, мы тихонько слышали: «иже еси на Небесех», «даждь», «чаю воскресение», «в руце твои предаю»… Непонятный язык… Еще неизвестный тогда нам до конца, но благодаря бабушке вошедший в нашу жизнь. Первое осознанное причастие — это бабушка ведет в храм. Обитель большая — монастырь со строгим уставом, но почему-то там и именно тогда было так легко, прямо танцевалось и ликовалось под праздничные перезвоны колоколов. А бабушка расцветала, подводя нас к иконам, на благословение к священникам. Бабушка приводила нас на службу рано, и все часы литургии по монастырскому уставу мы стояли молились и помогали у подсвечников. Трехдневный пост, вычитывание Правила ко Святому Причастию, исповедь — бабушка следила за соблюдением всего этого в нашем духовном воспитании неукоснительно.

http://foma.ru/o-chem-dumayut-babushki.h...

Великий Новгород. Церковь Димитрия Солунского на Славкове улице. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь Дмитрия Солунского с колокольней построена в 1462 г. (1381-1382 г.г.) на основе постройки 1381 года. Отличительная особенность - богатая кирпичная орнаментация завершения стен и барабана. Южный притвор с настенной живописью и колокольня сооружены в 17-ом веке. Западный притвор в 19-ом веке. Реставрация проведена в 1949 году. Использовалась под склад, а в настоящее время в храме расположено коммерческое предприятие. За Федоровским ручьем стоит церковь Св. Дмитрия Солунского, которую поставили жители Славковой улицы в 1381- 1382 гг. в память о победе на Куликовом поле. Почти сразу после окончания строительства храм рассыпался и через год был воздвигнут заново. В 1462 году церковь перестроили, богато украсив кирпичным орнаментом верхние части стен. /Великий Новгород и его окрестности. Путеводитель. Полиглот. Москва,2002 В 1980 г. во время занятий в Государственном архиве Костромской области в одной сборной рукописи XVII в. нам встретилась еще одна поздняя легенда, текст которой до сих пор не был известен в науке. Между тем, он мог бы украсить собой не один только рукописный сборник, доступный двум-трем исследователям. Это " Сказание о чудеси великомученика Христова Димитрия Селунскаго Мироточца, иже есть на Славкове улицы " . Оно читается на л. 86-91об. сборной рукописи нескольких полууставных и скорописных почерков XVII в., хранящейся в ГАКО, ф. 558, оп. 2, 219/230. Новонайденное произведение рассказывает о " чудесах " , якобы случившихся 14 января и 29 января 1627 г. в Новгороде на Торговой стороне на Славковой улице: ночью возле купола храма святого Димитрия Солунского стал раздаваться страшный звон и повсюду разносились звуки чудесной песни. Это происходило не только ночью, но и утром тех дней, до полудня, так что многие могли это слышать. Новгородцы, утверждает автор сказания, толпами стекались к храму. Наместник города князь И. И. Одоевский, его помощники и церковнослужители — никто не мог разгадать тайну: пение слышно, а певцов нигде не видать; некоторым даже казалось, что чудный звон доносится не то из-под купола, не то от креста. Лишь к полудню все стихло. " Чудо " повторилось 29 января того же года. На этот раз священники храма вместе с толпой отправились в Дом святой Софии, чтобы сообщить митрополиту Киприану о случившемся. Митрополит, конечно, принял меры: прочитал поучение пастве, велел отслужить обедню в Димитриевском храме, а сам организовал крестный ход к иконе Знамения Пресвятой Богородицы, находившейся в Знаменской церкви на Ильине-улице. И только после этого звон прекратился, пение стихло. Киприан послал грамоту обо всем случившемся патриарху " всея Русии " Филарету и только после благожелательного ответа последнего велел учредить в Новгороде ежегодное празднование святому Димитрию Солунскому в четвертую неделю Великого поста.

http://sobory.ru/article/?object=00368

кн. Владимира Великого. 6 апр. 1885 г. прошли мероприятия в честь 1000-летия кончины Мефодия, к-рые имели характер гос. и общеслав. торжеств. Их подготовкой занимался обер-прокурор Свящ. Синода К. П. Победоносцев, который 3 апр. 1885 г. в письме к рос. имп. Александру III писал, что «...семя всей нашей исторической культуры заложено в азбуке, изобретенной Кириллом и Мефодием, и в книгах, ими переложенных на славянский язык и доныне составляющих драгоценное достояние духа народного в России» (Письма Победоносцева к Александру III. М., 1926. Т. 2. С. 70-71). Указом Синода в 1885 г. память слав. первоучителей 11 мая была отнесена к средним праздникам с бдением, а поминание «иже во святых отцев наших Кирилла и Мефодия, учителей словенских» включено в молитву, читаемую при завершении литии на великой вечерне, и в молитву по прочтении Евангелия на утрене («Спаси, Боже, люди Твоя...»). Также св. братьев стали поминать на каждой полной литургии во время проскомидии при изъятии 8-й частицы из 3-й (т. н. девятичинной) просфоры. В честь юбилея были напечатаны и бесплатно распространены Жития св. братьев, в различных изданиях публиковались научные (в т. ч. тексты древних церковных служб) и популярные исследования, в к-рых миссия солунских братьев осмыслялась прежде всего как славянская и православная. Эти празднования были призваны стать аналогом торжеств в Велеграде, к-рые в честь этого же юбилея проводила католич. Церковь, преследуя цели объединения зап. и вост. славян под юрисдикцией Рима. 6 апр. была отслужена торжественная литургия в Исаакиевском соборе в С.-Петербурге, на к-рой присутствовали имп. чета и зарубежные гости. На др. день состоялись гражданские празднества, в т. ч. торжественное собрание Славянского благотворительного об-ва, на котором прозвучали предложения о восстановлении самостоятельной Моравской архиепископии. В Москве на торжественной службе в храме Христа Спасителя присутствовали по неск. учеников от каждой городской школы. Затем крестный ход направился в Кремль, а потом под звон всех кремлевских колоколов прошел от Успенского собора через Спасские ворота на Красную пл.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

Такой тип храма - «надвратный иже под колоколы» - был распространен в русском церковном зодчестве в XVIII в., преимущественно в монастырях. Первым примером такой постройки можно назвать храм Покрова Пресвятой Богородицы Высокопетровского монастыря в Москве (1694 г.) с двухъярусной колокольней. В 1732 г. был построен надвратный храм святого Симеона Столпника с ярусом звона в Свято-Даниловом монастыре. К 1748 г. относится надвратный храм Андреевского монастыря в Москве, освященный во имя святого Иоанна Богослова, с трехъярусной колокольней. В 1750-е г.г. в Донском монастыре возвели храм во имя Захарии и Елизаветы. К концу столетия схожие по архитектуре сооружения становятся по истине грандиозными. Как примеры можно назвать церковь святого Сергия Радонежского с трехъярусной колокольней (1787 г.) в Новоспасском монастыре; и храм Симеона, сродника Господня (1796-1798 г.г.) в Спасо-Андрониковом монастыре. В работах XIX века колокольню над храмом Спаса Нерукотворного обычно называют трехъярусной. Очевидно, имеется в виду не только ярус звона (в данном случае он один), но и все ярусы колокольни: нижний четверик, восьмигранный ярус звона и декоративная беседка-бельведер над ним. Особенное изящество придает колокольне именно эта беседка в виде сквозной колоннады. Ярус, где размещены колокола, украшен скромно, и очень строго решен сам храм. Его украшают два дорических портика с южной и северной сторон, и два полукруглых выступа: алтарная часть с восточной стороны, и аналогично решенный западный фасад. Можно согласиться с недоумением некоторых авторов по поводу четырех малых глав храма. Они кажутся совершенно лишними и действительно являются лишь проявлением «уважения к традиции». Возможно, вдохновляющим фактором здесь послужила архитектура Борисоглебского собора (1784-1796 г.г.) работы Н.А. Львова. Праздничную нарядность и храму, и колокольне придает изысканная окраска стен: красивый тонкий рисунок теплого тона на бежевом фоне издалека создает эффект «под мрамор», подчеркивающий конструктивные детали храма. На фотографиях С.М. Прокудина-Горского можно разглядеть мельчайшие детали этого орнамента, гирлянды сложного рисунка, обрамляющие окна и изображения святых в рост, размещенные в нишах. Остается только пожалеть, что позднее эту красоту закрыл слой зеленой штукатурки, сохранившейся частично еще и сейчас.

http://sobory.ru/article/?object=05514

7 апреля 2008 г. благочинным Петропавловского округа протоиереем Анатолием Родионовым были освящены колокола для звонницы. В 2008 г. была открыта школа звонарей. 4 декабря 2009 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение храма Введения Пресвятой Богородицы и первую Божественную литургию в построенном храме. С этого дня начались регулярные богослужения в большом храме. К престольному празднику 4 декабря 2011 г. были окончены работы по возведению иконостаса; епископом Воскресенским Саввой он был освящен перед началом богослужения. Заработала хлебная лавка храмового комплекса, где прихожане могут приобрести свежий и натуральный хлеб и молочные изделия, поступающие из фермерского хозяйства. 15 мая 2012 г. была начата роспись Введенского храма, которую проводила артель ООО «Вифания» под руководством художника Н.В. Нужного. Параллельно проводились работы под большим Введенским храмом в баптистерии и в праздничной трапезной. К декабрю 2013 г. была завершена роспись крестильного храма в честь святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а через два месяца там был установлен новый фаянсовый иконостас. К апрелю 2014 г. была завершена роспись трапезной в подклете большого храма. 8 октября 2014 года, в год 700-летия со дня рождения прп. Сергия Радонежского, была полностью закончена роспись большого храма Введения Пресвятой Богородицы. К этому же времени в храме установлены 16 киотов вокруг центральных столпов, что стало логическим завершением росписи храма. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933).

http://patriarchia.ru/db/text/4047634.ht...

Интересно то, как строилась Димитриевская церковь. Первоначально выстроена только восточная апсидная часть, затем к апсиде был пристроен основной объём – восьмигранник с пятью главками, а уж потом небольшая трапезная и колокольня. Церковь, практически круглая в плане, восьмигранная постройка, увенчанная восьмигранными баранами, на которых вознеслись пять главок с крестами. Изначально, эта церковь создавалась под звоны " иже под колоколы " . Сложная объемная композиция здания, при которой ярусная система сочетается с пятиглавием, и приемы декоративного убранства восходят к архитектуре нарышкинского барокко. Невысокий восьмигранный столп храма перекрыт плоским сомкнутым сводом с круглыми люкарнами. Стоящий на нем меньший по объему восьмерик с главой был некогда сквозным и как уже было сказано, служил звонницей. На ярус " звона " вела внутристенная лестница. Диагональные, сильно раскрепованные грани столпа, покрытые мелким рустом, несут малые главы на граненых барабанах-трибунах. Фасады завершены чередующимися лучковыми и треугольными фронтонами на четком и легком антаблементе. Сложному построению внешнего объема противостоит целостность внутреннего пространства, также наделенного чертами барокко. Боковые приделы и колокольня возведены в 1848 г. Если войдем в церковь, то увидим, что там нет светлого проема, как, например, в церкви Покрова Пресвятой Богородицы города Рузы. Эта часть перекрыта сводом. Раньше в интерьере была лестница, по которой звонари попадали на колокольню. Увы, сейчас её нет. Кто проектировал и строил храм Св. влмч. Димитрия Солунского, сведений нет. Но явно это был талантливый архитектор, живший в эпоху знаменитого Матвея Казакова Перестройка церкви в позапрошлом веке проводилась так, чтобы пристройка не испортила красоту и облик первоначального сооруженного здания. Боковые главки и колокольня отодвинуты, дабы максимально сохранить подлинный шедевр неизвестного архитектора. Тогда пристроили два боковых придела. Один- в честь Спаса Нерукотворного Образа, другой - в честь Божьей Матери " Утоли моя печали " .

http://sobory.ru/article/?object=00985

Николая в нижней крипте ее под престолом, где они находятся и в настоящее время. На людей воспитанных в иных понятиях о христианском храме, чем те, какие господствовали в итальянском искусстве, когда создавалась базилика св. Николая в Бари, эта последняя не производит приятного впечатления. « Церковь эта, – пишет некто А. Радонежский, побывавший в Бари в 1894 г –, старинное большое здание, напоминающее своим внешним видом более дом нежели церковь , на плоской (?) крыше нет ни купола 50 , ни колокольни, ни креста. Над входом , – А. Радонежский разумеет здесь южные боковые двери, – видны статуи довольно грубой работы – Пресв. Девы, святителя Николая и св. Антония Падуанского» 51 . В этих словах сказался, несомненно, завзятый и узкий византиец, представляющий себе христианский храм не иначе как грандиозно величественным зданием с купольным покрытием, во вкусе юстиниановской константинопольской Софии, с колокольней, упирающейся своим крестом в облака, но люди с более развитым художественным чутьем, более сведущие в области церковного храмоздательства и знакомые с историей христианской церковной архитектуры, не разделяли и не разделят взглядов и суждений А. Радонежского. «Егда же излезохом оттуду вон (т. е. из крипты св. Николая), – пишет наш путешественник Плака Григорович Барский, достаточно верно и хорошо определявший художественное значение монументальных памятников по поводу верхней базилики св. Николая, – в церковь велику, которая на версе стоит, видехом и строение ее лепо и честно зданно, три врата великие входние умущое с столпи каменними и подно жиемкаменним пространно в долготу высоту и широту расположенное» 52 . В частности крипту или подземный храм, где почивают мощи св. Николая, тот же путешественник описывает следующими чертами «Текохом степенми мраморними шерокими, лепотне созданными под спуд великия церкве, десним входом два бо суть тамо входи, единаче созданние един одесную и един ошуюю. Тогда вшедшим нам тамо внутрь обретохом тамо инну церковь лепу, но не велику, яко до половини верхней кратка бо зело и низка токмо шерока якоже и верхная ея же верх поддержится двадесят и шестми столпами, иже все подобятся в деле точию, един разнствует меншии бо тонкостию от прочиихь и огражден кратою железною. Престолов точию два имать: един началний и другим подначалний, на нихьже священници на всяк день от утра даже до полудне не престанно мшат си есть литургиса, ют Престоль первоначалныи есть весь среброкован хитрост ним и лепотным художеством, стоит же посреде церкви верху гроба святителя Христова Николая. Подножие церкви тоя белими гладкими и чистими деками мраморними усланно есть, верх же ея весь лампадами сребрними украшен, многочислинни ми от них же суть вяшше яко пятдесять 53 . Престол же онии ве линии есть, загражден сьпреди в подобие вертограда балясами от мрамора искусне сеченними» 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010