В рукоп. летописце Николо-Дворищ. собора на обор. л. 5 и 36 под 6600 (1092) год. сказано о построении Вознесенской каменной церкви на Прусской улице. Ср. Ист. разг. о древн. В. Новг. стр. 33. А в Новг. I лет. о заложении Милонегом Вознесенской каменной церкви под 6693(1185). В дополнение к сказанию летописей заимствуем замечательное сказание о бывшей Вознесенской церкви из оставшегося от нее Синодика времен Петра Великого: «В лето 6693 (1185) года месяца мая в 1 день, на память святого пророка Еремия, в четверток 6-я недели по пасце в самой праздник Вознесения Господня на вечерне против пятка, бысть знамение в солнце и в звездах. Итого ради страшливо видения заложиша тысяцкие В. Новаграда и создаша церковь каменную во имя Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, по образу святыя Троицы, троеглавны близ стены градской. И в той святыя церкви устроиша два предела на полатях от южныя убо страны предел архиерея Христова Николая Чудотворца; и освятиша и подписаша настенным подписанием греческими изуграфы пречюдно вельми, елико очи зрящих удивлятися могут, и Божественными иконами и всякою церковною утварью украсиша, якоже лепо бе, и села со многим имением даша на подтверждение той святей церкви, иже бы непоколебимо пребывати во веки, такоже и на пропитание служителем той святыя церкви. Создатели святыя церкви суть вси: Михаил, Терентий, Михаил, Симеон, Иоанн иже прозванием Морозовых, такожде иныя: Михаил, Феодор, Василий, Ипатий и иные многи; еще же и жены: Ульяния, Ксения, Агрипина, иже преставишася койждо в свое время, и погребены быша при той созданной церкви на южной и северной стенах в настенных гробех. И образы подобие их и одежды, яковы носяху, написаны суть и внутрь на церковной стране по южных церковных дверей в написания том 17 лиц. Бяху бо сии создателие града владетели быша по древнему градскому обычаю убо тысяцкие, во иных летописцах посадники именовахуся. Пришествие же их в В. Новгород бяше от Пруския земли во время княжения в. князя Александра Ярославича нарицаемого Невского.» Последнее известие очевидный анахронизм. Но в самом сказании есть и верные факты для истории Вознесенской церкви. О Вознесенской церкви остались иконы и колокол 1720 года в Михайловской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Того ради пренесе мощи святаго из собора в церковь Воздвижения честнаго креста, 450 пренесе же вкупе и древний каменный гроб, в немже мощи обретены быша. Совершившуся же зданию оному, 451 паки возврати мощи в собор и положи на прежнем месте, каменный же гроб остави в Крестовоздвижеистей церкве в память пренесения его. Егда же наста в Тфери преосвященный епископ Варлаам, бывый в 18 веце, 452 тогда повелением его пренесены и положены быша мощи святаго под устроенною на то, изваянною и позлащенною сению за архиерейским местом между церковными столпами, придел же святаго изпразднив, учреди в нем ризнице архиерейстей быти. 128 . Пребыша убо на том месте мощи даже до времени преосвященнаго Митрофана, иже святительствова в лето 1746 от Христа. 453 Сей доброхотным подаянием потщася древяную святаго князя раку благолепне изваянным сребром обложити, позлатив ю в местах приличных. Таже, устроив на правой стране у самаго иконостаса в стене место, ту пренесе и положи святыя мощи, якоже и доныне есть видети. Ветхий же каменный гроб, иже храняшеся в Крестовоздвиженстей церкве, в случившейся пожар распадеся весь, обломки точию некия осташася, иже и доныне зрятся в соборе. 129 . 1763 года с самый день Сошествия Святаго Духа поутру паки случися в Тфери зело великий пожар: возгоревшуся в дому архиерейском огню, абие по всему распространися граду и силным стремлением, яко змий некий, ношашеся, прелетая всюду и пожирая до основания вся, зажжеся тогда и соборная колоколня. Еже видевше духоные мужи (тферскому бо епископу Афанасию 454 не случившуся ту), абие вся своя презревше, со тщанием стекошася отвсюду и боящеся, да некако мощам святым повреждение некое случится, аще возгорится соборная церковь , облекошася во священныя одежды, и, вземше раку с мощми, якоже бе, изнесоша из церкви, и, благоговейно на раменах носяще, принесоша ко углу града и поставиша на брезе Волги-реки против Феодоровскаго училищнаго монастыря. 455 Таже, приставлше священномонаществующих к раце, да, храняще мощи, молебствуют ту, разидошася кийждо спасати свой дом от огня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    Николай, еп. белоградский, 209, в киев. пещерах † 6600 КСоф. (неизвестен).     Никон пр. новгородский чудотворец. 209 и КСоф. (Филим. 16 нояб.).     Никон, Васидий, Тихон, иже в пустыне соколовской близь монастыря воскресенского на реце Истре, братия по плоти. 209. КСоф.     Никон и Дионисий пр. отцы, ихже мощи неизвестны где, новгородские святые. 209. КСоф. и др.     Никон, патр. московский. Погод. один.     Олег, Игоревич (Ингворевич) благов. князь, после плена у татар, скончался в Переяславле рязанском в схиме в 1258. 209. КСоф. (Карамз. IV, примеч. 90).     Олег, см. Пересвет.     Онуфрий строитель монастыря на Катарме озере в вологд. уезде. 209. КСофФ. (Филим. 12 июня. По Истор. Росс. Иерар. IV. 358 Онуфрий называется преподобным и мощи его былм в его обители; но когда жил, неизвестно).     Павел пр. отец, пострадавший от полского короля за Христа в Вильне. Филин. 3 мая один.     Параскева ржевская игумения. Филим. 13 окт.     Патрикий священномученик, ключарь соборной церкви, пострадал от татар за церковную утварь в нарицаемой веси Сенег (владимирской губернии) на святе озере у церкви Преображения Господня 6919 г. июля в 3 день (подробнее у Карамз. V. примеч. 211).     Пафнутий начальник троицкого монастыря балахонский чудотворец. 209. КСоф.     Пахомий игумен кеннского (кенского) монастыря (Каргополя града). 201. 209. Погод. (Филим. 14 мая). По Ист. Росс. Иер. IV:361 в 50 верстах от Каргополя к Северу близ озера и реки Кени кенская спасопреображенскя или Пахомиева пустынь.     Пахомий, иже бысть на Великом озере чудотворец в волог. уезде. 209. КСоф.     Пересвет, в иноцех Адриан (201 Родион) и брат его Олег во иноцех Александр, ученики пр. Сергия преподобномученики, убиенные от татар и подожены в Москве на старом Симонове у церкви Рождества Пресв. Богородицы под колокольнею в каменной палатке. КСоф. Погод.     Петр пр., иже бысть на Устье в водогодском уезде. 209. КСоф. и др.     Пимен пр. затворник и верижник в богоявл. ростовском монастыре. 209. КСоф. (Филим. 26 авг.). Пимен св. архиепископ (новгородский) преставился в заточении в Рязани в монастыре на Деневе в дето 7078, там и погребен бысть. Погод. (КСоф. без сведений. Карамз. IX примеч. 308 из летописи: 25 сент. (1571 г.) преставись вдадыка новгородский Пимен на Туле в монастыре у чудотворца Никоды в Вении).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Почти все деревянные постройки монастыря, не исключая и звонницу, сгорели во время пожара 1593 года: «...первой пожар был во сто первом году июля в 15 день. Погорел Сийской монастырь, церкви и в церквах Божие милосердие: образы, и книги, и ризы, и всякое церковное украшение, и колоколница згорела, и колокола розбились, и государевы жалованные грамоты погорели же» К этому времени на звоннице было десять колоколов За четыре года до этого, в 1587 году началось строительство каменного Троицкого собора Ко времени пожара мастера успели заготовить материал и заложить основание нового собора. Сразу же после бедствия государь Федор Иоаннович повелел строить «каменный большой храм и каменную колоколницу» 18]. Возведение собора продолжалось, что же касается колокольни, то эти работы были надолго отложены. В Описи 1622-1624 годов Мирона Вельяминова читаем: «...На монастыре ж колокольница, а в ней благовестной колокол сто семьдесят пуд, другой колокол очапной шездесят пуд, третей колокол тритцать семь пуд, восмь колоколов зазвонных; на колокольнице ж часы...». На основе этого описания можно сделать предположение, что, хотя в этот период обители не под силу было вести строительство каменной колокольни, однако временно вновь была поставлена деревянная звонница. Для нее снова изготовили часовой механизм. Кроме того, в данный период в дар Сийскому монастырю патриарх Филарет Никитич, бывший здесь в заключении с 1599 по 1606 год, пожаловал колокол 170 пудов весом, отлитый взамен поврежденного при пожаре 1593 года К строительству храма «иже под колоколы» приступили, по наиболее распространенному мнению, одновременно с трапезным храмом во имя Благовещения Пресвятой Богородицы – в 1639 (7147) году 3, 8 - Для работы над ним из Москвы прислали артель вологодских каменщиков, финансировалась же она «монастырскою казною». Тем не менее, возведение колокольни затянулось на гораздо более длительное время, нежели Благовещенской церкви. Ее освятили в 1644 году 3, 7, 8 - Вероятно, после этого темпы сооружения храма-колокольни несколько ускорились, но к 1652 году она все еще оставалась незавершенной. На это обратил внимание митрополит новгородский Никон (будущий патриарх), посетивший обитель 2 мая 1652 года и распорядившийся закончить строительство, и освятить престол в новой колокольне во имя святителей Московских Петра, Алексия и Ионы 10]. В 1657 году второй ярус, где находилась церковь, был, по-видимому, закончен. Об этом говорится в челобитной келаря Паисия о присылке антиминса и обустройстве храма, поданной новгородскому митрополиту Макарию II К 1658 году существовали уже и ярусы (или ярус) звона. Свидетельства об этом связаны с трагическими обстоятельствами. Очередной пожар в монастыре уничтожил все деревянные постройки. Огонь затронул и деревянные балки на колокольне, растопив бывшие на ней колокола Пострадал и колокол, пожертвованный патриархом Филаретом Никитичем. Впоследствии он будет перелит и заменен благовестником большего веса, но об этом речь пойдет ниже.

http://sobory.ru/article/?object=08674

Церковь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Троице-Сергиевой лавре. 1476–1477 гг. Церковь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Троице-Сергиевой лавре. 1476–1477 гг. На Руси от домонг. времени колоколонесущих сооружений не сохранилось. Представление о них можно составить по изображениям на некоторых иконах. Колокола размещали в простейших деревянных звонничках П- или Т-образной формы, которые располагались рядом с церковью или на ее крыше. Рус. храмовая архитектура формировалась под влиянием византийской, в к-рой тип башнеобразных К. не имел распространения. Колокола в Византии появились не ранее IX в.; принято считать, что их размещали в небольших стенообразных звонницах на фасадах храмов. Такая схема была применена в соборе Иоанно-Предтеченского мон-ря в Пскове (40-е гг. XII в.), где над зап. пряслом юж. фасада возвышалась небольшая 2-пролетная звонница, однако есть сомнения, что она была построена изначально. Аналогичная звонница собора Мирожского монастыря (1153) была надстроена в XV в. Крупные, отдельно стоящие, колоколонесущие сооружения появились в Др. Руси не ранее XIV в. В XV - кон. XVII в. типологическое развитие К. происходит по 3 направлениям: стенообразные (впосл. палатные) звонницы; церкви «под звоном» в виде купольного четверика; столпообразные К. Во всех 3 типах могли быть церкви «иже под колоколы». Какой из типов был более древним, сказать сложно, все они развивались параллельно, иногда соединяясь вместе в причудливые многосоставные комплексы. Происхождение 1-го типа обычно связывают с Новгородом и Псковом; родиной других считается Москва. К. 2-го типа строили до кон. XVI в., 1-й стал распространяться в XVII в., К. 3-го типа возводили и в XVIII в. в виде шатровых и ярусных построек. В XIV в. в Москве зародился столпообразный тип К. Самая ранняя известная постройка - ц. прп. Иоанна Лествичника на Соборной пл. Московского Кремля (1329). Здание, от к-рого сохранился лишь 8-гранный фундамент, реконструируют как стройный восьмерик с храмом внизу и ярусом звона наверху. Церковь имела завершение в виде кокошников, над которыми возвышалась главка. Это первый на Руси храм «иже под колоколы». Композиция его была уникальна для Европы. Исследователи ( Кавельмахер В. В., Панова Т. Д. Остатки белокаменного храма XIV в. на Соборной пл. Моск. Кремля//Культура средневек. Москвы XIV-XVII вв. М., 1995. С. 66-83) связывают ее происхождение с арм. образцами, напр. с колокольней в Ахпате (1245). Здание имело символическое значение, подчеркивая роль Москвы как нового центра Русских земель.

http://pravenc.ru/text/1841778.html

В петровское время распространился тип церквей-ротонд. Одна из ранних, ц. Рождества Пресв. Богородицы в Марфине (городской окр. Мытищи; 1701-1707, зодчий В. И. Белозёров (?), заказчик кн. Б. Голицын), представляет собой «ротонду в ротонде» (малая ротонда внутри большой) с симметричными крестообразными притворами и алтарем. Скупой, но изысканный декор фасадов выполнили иностранные мастера. Сходный тип был применен в скромной по архитектуре ц. прп. Сергия Радонежского в Хотминках (совр. дер. Хатминки Наро-Фоминского района; 1710, заказчик Б. А. Голицын, не сохр.; Кириллов. 1994). Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в Подмоклове. 1714–1722 гг. Фотография. 2017 г. Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в Подмоклове. 1714–1722 гг. Фотография. 2017 г. Шедевром петровского времени является ц. Рождества Пресв. Богородицы в Подмоклове Серпуховского района (1714-1722, строители Л. фон Фикин, А. Шульц и др., заказчик Г. Ф. Долгорукий), воплотившая идеальный образ храма-ротонды эпохи Ренессанса и барокко. Храм освятили лишь в 1754 г. ( Зубарев. 1991; Николаева. 1996). Двусветный центральный круглый объем под мощным куполом с фонарем и люкарнами окружен низкой обходной галереей-аркадой, украшенной статуями 12 апостолов и евангелистов. Пышный барочный ордерный декор украшает фасады. Автором проекта, возможно, был сам заказчик, европейски образованный человек. Необычная для России постройка имеет ряд европейских прототипов ( Пилипенко. 2007): Темпьетто ап. Петра в Риме (1502, архит. Д. Браманте); изображение храма Соломона с картины Рафаэля «Обручение Марии» (1504); неосуществленные рим. проекты ц. Сан-Джованни-деи-Фьорентини (1520, архит. А. да Сангалло-мл.) и ц. Ecclesia Triumphans в Колизее (1676-1679, архит. К. Фонтана). Церковь во имя прп. Исаакия Далматского в Степановском. 1702–1732 гг. Фотография. 2012 г. Церковь во имя прп. Исаакия Далматского в Степановском. 1702–1732 гг. Фотография. 2012 г. Под влиянием архитектуры нем. кирх строились продолговатые центрично-осевые 8-гранные храмы: белокаменная Никольская ц. в усадьбе Полтево Балашихинского р-на (1706, заказчик Ф. М. Апраксин) с 3-ярусным завершением «иже под колоколы», прототипом для к-рой послужила ц. Св. Троицы в Карлсфельде (Саксония; 1684-1688, архит. И. Г. Рот; Микишатьев М. Н. Некоторые проблемы формообразования и развития типа протестантского храма в архитектуре Голландии и Германии в XVII-XVIII вв.//Архитектура мира. М., 1992. Вып. 1. С. 87-95). К тому же типу относится Михеевская ц. в Троице-Сергиевом мон-ре (1734), более скромная по формам и без ярусного верха. Уникальна башнеобразная 4-ярусная «иже под колоколы» ц. св. Исаакия Далматского в Степановском Раменского р-на (1702-1732, заказчики М. П. Гагарин, А. И. Остерман) с ордерным декором фасадов и 2-этажным храмовым пространством внутри мощного кубического основания. Необычная архитектура храма явно навеяна нем. образцами.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Котельники. Церковь Виктора воина. Церковь. Действует.   Престолы: Виктора мученика Год постройки:Между 2009 и 2011. Архитектор:Д.С. Соколов, К.В. Никитин Адрес: Московская область, Люберецкий район, г.Котельники, городской парк " Белая дача " Координаты: 55.660345, 37.848411 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Строительство монастырского храма во имя святого мученика Виктора-воина, первого храма в честь этого святого на Руси начато по благословению  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Кирпичный восьмигранный в плане храм с ярусным завершением " иже под колоколы " . Высота храма  более 40 метров, выполнен в традиционно русском стиле, в котором укладываются мотивы северных мастеров. Проект разработан и выполнен в архитектурно-художественных мастерских Свято-Данилова монастыря . Строится храм под покровительством Николо-Угрешского монастыря . Храм во имя святого мученика Виктора-воина, г. Котельники. Храм на 300 человек. Авторы проекта - архитекторы Соколов Д.С., Никитин К.В. Храм во имя мученика Виктора-воина — православный храм в городе Котельники Московской области. Относится к Московской (областной) епархии Русской православной церкви. Расположен в городском парке «Белая Дача», рядом с прудом. Благословение на Строительство монастырского храма во имя святого мученика-воина Виктора Дамасского, первого храма в честь этого святого в современной России, дал Патриарх Московский и всея Руси Алексия II. Главным ктитором и инициатором строительства храма был депутат Государственной Думы Федерального Собрания России Виктор Семёнов. Одноглавый центричный храм с планом в форме восьмигранника и выступающей граненой апсидой. В основании барабана, во 2 ярусе закомар расположена звонница. Храм представляет собой несколько вытянутое в плане здание размером 15х7,3 м, состоящее из полуподвала высотой 2,4 м и надземной части высотой 24 м в зоне молельного зала и 7 м во входной и алтарной зонах. Исходя из весьма компактной планировочной схемы в конструктивном отношении предполагается использовать несущую систему, состоящую в полуподвальной части из ж/б фундаментной плиты и кирпичных стен с облицовкой гранитом, а в надземной части из кирпичных стен, арок и сводов, воспринимающих все вертикальные и горизонтальные нагрузки. Толщина стен 77 см, что обеспечивает прочностные и теплотехнические параметры зданию. Высота храма более 40 м. Храм выполнен в традиционно русском стиле (иже под колоколы), в котором угадываются мотивы северных мастеров, западный и восточный фасады храма украшены мозаиками.

http://sobory.ru/article/?object=18453

http://www.zvon.ru/zvon7.view2.page9.html Посвящение первого храма типа " иже под колоколы " Иоанну Лествичнику вполне закономерно, т.к. этот святой был тезоименитым самому князю Ивану Даниловичу (1325-1340). Весной 1329 года главенствующее положение Москвы среди русских земель было закреплено закладкой столпообразной церкви Списателя Лествицы Иоанна " иже под колоколы " . С первой трети XIV века начинается новый этап в отливке колоколов на Руси. Он характеризуется ориентацией Руси на запад, где колокола и звоны имели тогда большее распространение, чем на православном востоке. Из Западной Европы на Русь поступают небольшие колокола, а для выполнения русских заказов на " тяжкая звоны " прибывают и мастера-литейщики, причем первоначальных итальянцев сменяют немецкие мастера. Традиция отливки колоколов на месте получила на Руси широкое распространение. Известны случаи политья крупных колоколов рядом с храмами и монастырями вплоть до конца XIX века. При таком способе мастер с подмастерьями и помощниками определяют размер литейной ямы, согласно диаметру будущего колокола и печи, если колокол небольшой, или нескольких литейных печей, располагая их вокруг литейной ямы. Таким образом, отливка колоколов для церкви Иоанна Лествичника происходила рядом с соборной площадью. Возможно, что при последующих археологических работах в Кремле будет обнаружена литейная яма, в которой мастер Борис Римлянин отливал для церкви первые колокола. Храм Иоанна Лествичника представляет для исследователя огромный интерес потому, что это был первый известный нам каменный храм под звоном, первая известная нам столпообразная церковь-колокольня и первое размещение храма между двумя соборами, которое надолго определило место постройки колоколен и звонниц в других архитектурных ансамблях. Исследуя известные колокольни и звонницы, мы находим в основании их освященные престолы и, соответственно, можем трактовать их, как церкви того же типа " под колоколы " , что и первый Лествичник Калиты. Престол находился в Георгиевской церкви " под колоколы " в селе Коломенском под Москвой, в девятигранном столпе Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале и колокольне Новодевичьего монастыря в Москве находились два престола один над другим. В ходе работ по реконструкции Соборной площади Московского Кремля в 1913 году были обнаружены белокаменные фундамент и нижние части кладки стен церкви Иоанна Лествичника 1329 года.

http://sobory.ru/article/?object=03382

О том, как выглядел ярус звона после 1691 года, существуют три версии. Согласно первой - его венчали два шатра (то есть в 1690-е годы к уже существующему добавили еще один). Это явление не было исключительным. Такой верх существовал у звонниц Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле (конец XVI века) Троицкого Ипатьевского монастыря в Костроме (здесь шатры были деревянными) и трапезного Георгиевского храма во Владычном монастыре Серпухова (конец XVI века). В XVII столетии так же украсили ворота Ризоположенского монастыря в Суздале (1688 год), своды надвратных церквей во имя Богоявления и св. Ферапонта в Ферапоновом монастыре (1649 год) и Благовещенского в самом Спасо-Евфимиевом монастыре (начало XVII века). Нельзя исключить и второго варианта - шатров в конце XVII века стало три – по одному над каждым пролетом Эта гипотеза менее вероятна, хотя здесь тоже можно вспомнить несколько примеров: трехшатровую звонницу Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом (1652-1654 годы, архитектор из Твери – Иван Шарутин), надвратный храм «иже под колоколы», входящий в храмовый комплекс церкви Рождества Христова в Ярославле (1660-е годы), звонницу собора Святой Софии в Новгороде Великом, получившей в XVI веке пять небольших шатров (в следующем столетии их заменили декоративными щпицами) и другие 15]. Следует заметить, что все эти постройки относятся к другому типу построек это надвратные храмы " иже под колоколы " . Звонница же собора Святой Софии в Новгороде, как некоторые другие подобные сооружения (например, вторая по времени звонница Соловецкого монастыря) была увенчана деревянными шатрами. Все эти строения представляют собой совершенно иное композиционное решение и распределение масс. Наконец, есть и третья возможность. В ходе сооружения второго и третьего пролетов, шатер над проемом конца XVI века могли разобрать. В этом случае окончательный вид «колокольницы» Спасо-Евфимиева монастыря стал напоминать звонницы Успенского собора в Ростове Великом (1680-е годы), Воскресенского монастыря в Угличе (1674-1676 годы) и другие подобные сооружения «палатного» типа, близкие им по времени. Этот вариант наиболее правдоподобен. Окончательно решить этот вопрос можно только после исследования документальных свидетельств конца XVII – XVIII веков и натурных исследований. К сожалению, пока они нам не доступны.

http://sobory.ru/article/?object=05123

Бережок. Карачевский Воскресенский мужской монастырь. Церковь Воскресения Словущего. Воскресенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Упоминается в 1654 году (в предыдущем, деревянном варианте)в описании путешествия антиохийского патриарха Макария, составленного его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. В 1764 году  Воскресенский монастырь упразднен, а его церковь превращена в приходскую. Ныне существующий (изображенный на фото) храм построен на средства царевны Татьяны Михайловны, дочери царя Михаила Федоровича. В 1822 году  пристроена колокольня. В 1829 году вокруг храма была построена сплошная каменная ограда. В 1903 году при храме была открыта церковно-приходская школа.  Храм был закрыт в 1938 году. В годы оккупации, во время Великой Отечественной войны, в Воскресенском храме совершалось Богослужение (с 1941 г.). После освобождения Карачева советскими войсками храм был закрыт (1945 г.).  В 1970-е годы он находился в полуразрушенном состоянии, в нем устроили склад зерна, цемента, селитры. В начале 1990-х годов храм был реставрирован. Приходское Богослужение в нем возобновилось с 1998 года. Специалисты причисляют Воскресенскую церковь на Бережке к отличным образцам " нарышкинского барокко " в Брянской области. Не должен смущать тот факт, что этот архитектурный стиль на первый взгляд имеет привязку к московскому региону. Ведь монастырь, к которому относился храм - Тихонова пустынь, был приписан к Ново-Иерусалимской обители, что находится в Подмосковном регионе. А следовательно, " столичный " стиль вполне логично нашёл применение так далеко от столицы. Храм большой, двухэтажный, построенный по относительно редкой композиционной схеме " иже под колоколы " . Верхний ярус церкви является звонницей, так что колокольня - очевидно, позднейшая; изначально храм обходился без неё, и вся композиция стремилась к центрической. Нижний этаж, однако же, тяготеет к иному приёму - " храм кораблём " , он отчётливо вытянут по оси восток-запад, так что композиция получается сложной. Общее объёмно-пространственное решение - традиционный " восьмерик на четверике " , вернее, если считать с ярусом звона, ряд последовательно уменьшающихся восьмериков, установленных друг на друга. И наконец, всё сооружение ещё более усложняется " столпом Тихона " - уникальной надстройкой-башней, установленной над северо-западным углом четверика, примыкающей к восьмерику и немного возвышающейся над ним. На самом деле в башне, символизирующей столп отшельника, находится лестница на звонницу. Так символичное сочетается с практичным. Зодчие, бывало, по-разному решали проблему подъёма на звонницу храма " иже под колоколы " , в данном случае объединение чисто утилитарных функций с символическими и эстетическими выполнено на высочайшем уровне.

http://sobory.ru/article/?object=01626

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010