Софроний, патр. Иерусалимский (634–638 гг.; дата кончины точно неизвестна: от 638 до 644 г.; пам. 11 марта). До принятия монашества свт. Софроний подвизался под руководством прп. Иоанна Мосха , вместе с которым составил знаменитый «Луг Духовный». От своего наставника принял монашеский постриг. В 630 г. занял место, пустовавшее после кончины патр. Модеста. В конце жизни, чтобы избежать ненужного кровопролития, вынужден был вести переговоры о сдаче Иерусалима арабам (см. ниже). Свт. Софронием был пересмотрен устав Лавры прп. Саввы Освященного. Ему приписывается авторство «Жития прп. Марии Египетской». Им было также составлено большое количество тропарей, стихир и трипеснцев. 19.1  Сарацины – См. прим. к «Житию прп. Георгия Кипрского иже в Хозиве», на слова «Сарацины» (32). 19.1  …вошли во святой град… Иерусалим – В 638 г. правление Иракл ия, которому удалось возвратить Византии ее прежние границы и вернуть в Иерусалим Святой Крест, окончилось настоящей катастрофой – нашествием арабов, объединившихся под новым знаменем ислама ; в 638 г. арабы подошли к Иерусалиму. Свт. Софроний Иерусалимский во избежание новой резни сам вел переговоры с Халифом Омаром о сдаче города. По заключенному ими договору христианам оставлялись их храмы, за которые они обязаны были платить налог. Запрещалось воздвигать новые храмы, звонить в колокола и пр. На месте храма Соломона мусульманами была воздвигнута мечеть Омара, существующая и по сей день. 19.2  злоименного для молитвы, называемого «мечеть» – Видимо, речь идет о строительстве мечети Омара. 19.5  …Святое Воскресение ( νστασις) – Базилика, сооруженная Константином Великим на месте воскресения Господня. Разрушена персами в 614 г. См. прим. к «Житию прп. Георгия Кипрского иже в Хозиве» на слова: «…После нашествия персов…» (35). 19.7 ….восприялревность Финееса -Финеес – сын Елеазара, сына Аарона священника, пронзивший мечом израильтянина, приведшего, вопреки повелению Господню, жену мадианитянку (см. Числ 26:6–13 ). Господь отвращает свой гнев «за то, что он [Финеес] показал ревность по Боге своем и заступил сынов Израилевых» ( Числ 25:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Марфа Матвеевна умерла в 1715 году и ее похороны стали последними в царском доме, которые прошли по русскому обычаю. В материалах неоконченного исторического труда «История Петра I» А. С. Пушкин писал: «24 декабря скончалась царица Марфа Матвеевна, вдова государя Феодора Алексеевича, при ее погребении запрещено выть как ныне, так и впредь». Считается, что Петр I решил положить конец древнему обычаю причитать на похоронах и привлекать для этого женщин-плакальщиц. Повеление Петра I прекратить погребальные причитания оказалось созвучно и Евангелию, и мнению святителя Иоанна Златоуста. Об этом святитель ведет речь, толкуя отрывок из Евангелия от Матфея о воскрешении дочери начальника синагоги. В Евангелии сказано, что Иисус, придя в дом начальника, где умерла девочка, велел выйти прочь «играющим на свирели и толпе шумящей», то есть исполняющим погребальный обряд.  После приобретения Никольского-Полтева граф Ф. М. Апраксин устроил в своей новой вотчине усадебно-парковый ансамбль, видную часть которого занимал новый каменный Никольский храм, возведенный по благословению Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Рязанского Стефана (Яворского). Храмозданную грамоту на постройку новой каменной церкви выдали «Адмиралтейцу графу Федору Матвеевичу Апраксину» в апреле 1706 года. Новую церковь в селе Никольском возвели близ каменных палат на месте старого деревянного храма, построенного еще в 1660 г. Усадебный ансамбль состоял из господского каменного дома, двух деревянных светлиц, людских изб, деревянных поварни и погребов. Хозяйственный двор усадьбы состоял из деревянных комплексов конюшенного и скотного дворов. Вся усадьба была огорожена деревянной оградой с башнями. К усадьбе примыкал фруктовый сад и располагался выкопанный пруд. По мнению исследователей русской архитектуры, каменную церковь в Полтеве вероятно проектировал иностранный архитектор. Об этом говорят ее пространственно-композиционные особенности, присущие стилю западноевропейского барокко. Возведенный белокаменный ярусный Никольский храм «иже под колоколы» («иже под звоны»), построенный согласно новым вкусам Петровского времени в духе «нарышкинского» барокко, представляет собой замечательный памятник русской архитектуры конца XVII - начала XVIII столетия. Интересно, что западноевропейское влияние видно и на примере других церковных построек Петра, Федора и Андрея Матвеевичей Апраксиных в Московской епархии: Успенской церкви в селе Вяземском Звенигородского уезда (1700-е гг.), Успенской церкви села Таболова (1705 г.) и Никольской церкви села Стрелкова (1702 г.) Московского (позже Подольского) уезда.

http://sobory.ru/article/?object=06279

5. «Сивилла именем Селлия, ходила в руках с веретоналла в цветочном одеянии, а меч гол под ноги себе метала, эта Сивилла была довоплощения Бога слова за 1200 лет, сице рекла: снидет на землю Бог великий и родится в человецех от Девы чистыя, всяко животное тому славу воздаст, Небо и земля прославит Божественное время, людем тем будет иже его учений слушати имут видевше чудеса его Бога исповедят» ... 6. «Сивилла именем Димофила, была младообразна лицем, в красноцветном одеянии, сице рекла: благоволил Бог избрати себе, на земли от Девиц блоговестити Архангелом своим иже благоволением всех превзыде жен вси людие в роде, и роде ублажат ее, праведныя во веки живут ея же пророчество было при Тарквинии царе Римском» ... 7. «Сивилла именем Елипостенка, Быстрянския земли, а пророчество ея было жена, сице рекла: призре Господь свысоты на дикия люди, и внискости послет на весь свет, христианскому роду избавителя и свободителя от диаволя мучительства, той же от Девы чистыя родится, человеком скверныя грехи отпустити» ... 8. «Сивилла именем Фригия, та была от града Скорожского до Рождества Христова за 1000 лет, лицем старообразна и нравом гневлива, сице рекла: послет Господь Бог Архангела Гавриила к Деве чистей и браку не искусней, благовестити ей зачатие, и возвестити ей радость не изглоголанную» ... Кем и когда написаны эти изречения Сивилл – неизвестно. Бывшая до этого время колокольня при храме преподобного Сергия, за ветхостию, неизвестно когда уничтожена. До 1858 года, колокола висели близь церкви: на перекладине, утвержденной на деревянных столбах, висело четыре колокола; из них самый большой весом 10 пудов, на котором в верху надпись: «Лта/зрп. (1678 года). Авгста з де_» вылитъ колоколъ сей встаро Рсы вспасской монастырь при настощей власти то обитсли при игмен Этот колокол, в 1885 году, перелит на 11-ти пудовой, который ныне находится в монастыре для звона на трапезу. В Кречево же перевезен и повешен бывший трапезный колокола. в 15 пудов 16 ф. и, как упомянуто в описи: «литъ въ 1780 год нобр 22 дня сей колоколъ города Старой Рсы бывшаго Кречева монастыр церкви Преподобнаго отца Радонежскаго чдотворца свщеннива поданемъ мирскихъ Можно полагать, что в то время был там причт. Затем, еще три малых колокола: один весом 3 пуда, и два – по 1 пуду. При этой церкви Преподобного Сергия, указом Новгородской Духовной Консистории, от 17 февраля 1817 года, разрешено построить деревянный домик для приезда настоятеля и братии, и прочие хозяйственные службы, как то: скотный двор, гумно, колодец и погреб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вероятно, самым древним из сохранившихся сольвычегодских крестов является напрестольный крест в гладком окладе с резными изображениями, так как он отмечен в Описи Благовещенского собора самым первым по списку: «Крест серебряной, Распятие Господне на резе и святые, позолочен с мощми с подписми. Поставление Ианикея Строганова» 1346 (кат. 1) 1347 . Вероятно, крест был выполнен в 1560-е годы – 1570 год, до смерти Иоанникия Строганова, умершего 2 сентября 1570 года 1348 . А. В. Силкин выделяет первую половину приведённого выше текста Описи: «крест серебряной... с мощми» (с. 39) как наиболее ранний слой, датируемый 1592–1600 (1601) годами, куда вошёл первоисточник рукописи 1579 года 1349 . Интересно, что на кресте также имеются разновременные «слои» изображений и надписей, подобно тем, которые встречаются в древних рукописях. К первоначальному, раннему «слою» (1560-е годы – 1570 год), кроме Распятия и Благовещения, относятся гравированные изображения нескольких святых, во имя которых были освящены приделы храма ко времени создания креста. На оборотной его стороне гравированы: Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов, Николай Чудотворец, Косма, Дамиан. Все остальные резные изображения являются более поздними, они были дополнительно вырезаны другим мастером, вероятно, в начале XVII века, после того как появились многочисленные приделы храма 1350 . Это изображения: Иоанна Златоуста , митрополита Алексия, Василия Великого , Григория Богослова , Космы и Дамиана, преподобного Симеона. После того как на кресте были гравированы поздние изображения, общий их состав стал отражать имена всех святых, во имя которых были освящены приделы храма к началу XVII века (до «литовского прихода 1613 года) 1351 . В «пространном заглавии» Описи, датированным А. В. Силкиным 1607 годом, зафиксированы все приделы Благовещенского собора того времени: «...соборного храма и пределов ея у Соли Вычегодской на посаде, и что у собора Богородицы под колоколы, и у Ивана Богослова, и у трёх святителей вселенских, Василия Великаго , Григория Богослова и Ивана Златаустаго, и у Николы святителя и у Алексея митрополита, и у Семиона столпника, и святых чюдотворец безсребреник Козмы и Дамиана иже в мире скончавшихся, и святых чюдотворец безсребреник Козмы и Дамияна иже в Риме пострадавших» 1352 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

8/21 апреля 1908. Великий Вторник. О. Феодор Быстров извещает, что вследствие воззвания Преосвященного Никона, Епископа Вологодского, в «Колоколе», в пользу Миссии, о. Иоанн Ильич Сергиев, Кронштадтский, пожертвовал на Миссию 1000 рублей. Преосвященный Никон от себя также дал 300 рублей. Слава Богу, видимо, не оставляющему Миссию Своим попечением! 9/22 апреля 1908. Великая Среда. Вставши в 3 часа, написал благодарственные письма о. Иоанну Кронштадтскому и Преосвященному Никону. Последнего несколько и укорил за профанирование почтенных слов «просветитель», «апостольский» и подобным приложением ко мне. Больно уж коробит меня всегда чтение подобных, неподходящих ко мне выражений. Они, конечно, составляют pia desideria, чаяния, мечты пишущих, но помимо бы меня. В Соборе на Часах, во время которых я стоял на клиросе, подают мне карточку: «Василий Иванович Немирович-Данченко» (русский писатель). Я написал на ней: «Милости прошу после полудня до 2-х часов» – и послал обратно. Через 20 минут снова приносят ее, с надписью под фамилией: «Будет (и прочее) в назначенное время», и дальше: «Изумлен удивительным хором, какого не услышишь и дома в России!» Но мог слышать он только пение: «Иже в шестый день же и час» и «Иже в девятый час». Весьма лестно для нашего хора от такого опытного вояжера. Исповедал довольно много русских и наших японских священнослужителей. 10/23 апреля 1908. Великий Четверток. С половины 8-го часа звон к Причастному Правилу; по прочтении его трезвон к Часам и Литургии. Приобщались все учащиеся и несколько русских (другие – в Посольской Церкви). Служили три иерея и два диакона, заготовлен Агнец для Запасных Даров, имеющих быть раздробленных и высушенных завтра. После 2-х часов Данченко был у меня и говорил интересно. Я показал ему наши школы, библиотеку и всю Миссию по наружности. При нем же из Посольства студент Вит. Ал. Скородумов привез таможенный пропуск для 35 мест с иконостасом и прочим для Церкви в Мацуяма – груз, имеющий прибыть в Кобе 1 (14) мая. Из Йокохамы, согласно моей просьбе и хлопотам тамошнего нашего консула Виктора Феодоровича Гроссе, присланы обучающиеся там в католических школах 15 русских мальчиков и 7 девочек, чтобы поговеть здесь и встретить праздник Пасхи. С 6-ти часов всенощная с чтением 12 Евангелий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Изборск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Рождества Пресвятой Богородицы — каменная церковь, сооруженная в конце XVII — начале XVIII веков; при храме существовал женский монастырь, основанный преподобным Серапионом Изборским. Содержание История [ править править код ] В Псковских писцовых книгах 1585-1587 годов впервые упомянута церковь Рождества Богородицы на ламех, т.е. на том месте, где велась добыча (ломка) известняка для строительства крепостных стен. Изначально церковь принадлежала небольшому девичьему Рождественскому монастырю. Основателем монастыря был преподобный Серапион Изборский. Единственное упоминание о нем гласит: «Серапион, начальник монастыря Рождества Богородицы, иже на ламех в Изборском уезде». Дата упразднения монастыря неизвестна. Мощи святого почивают под спудом в храме. Существующая церковь построена в конце XVII века, кем и по какому случаю — неизвестно. Церковь каменная. В архивных документах конца XVIII века упоминается придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Придел был построен с южной стороны. В память о том, что под приделом оказалась часть могил, в его стены вделаны каменные кресты. Престолов в церкви два, главный — во имя Рождества Пресвятой Богородицы, придельный — во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1838-1839 годах в притворе церкви пробито окно и устроен иконостас. Семь икон для иконостаса написал иконописец, псковский мещанин Петр Иванович Безродный. При церкви был хор певчих из прихожан и учеников церковно-приходских школ. На каменной звоннице было четыре колокола. Самый большой колокол приобретен на средства прихожан в 1904 году, повешен на звоннице в 1905 году. Весом колокол 17 п. 7 ф. Второй колокол лит в 1853 году, весом 10 п.7 ф., остальные два колокола не имели обозначения веса и надписей. Согласно описи имущества церкви за 1946 год, ранее на звоннице висел колокол, на котором стояла дата 7083 год (1575 г.). По преданию, колокол велел лить царь Иоанн Грозный, возвращаясь в Москву из Печерского монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Рождес...

Звонница – широко распространенное в 14–17 веках сооружение для подвески колоколов, представляющая собой стенообразную в один или несколько пролетов постройку. Часто имело в своем плане вытянутый прямоугольник. Сооружения такого типа преобладали в первую очередь в Псково-Новгородских землях. Колокольня – башня, состоящая из нескольких ярусов. С 17 века широко распространились как основное колокольное сооружение, различаясь размерами, количеством ярусов и формой (круглые, четырех- и восьмигранные или комбинированные). Однако, если колоколов много и они расположены на нескольких ярусах, то возникают проблемы со слаженностью звона. Первыми каменными сооружениями, являлись так называемые церкви «иже под колоколы». При такой постройке колокольный набор размещался непосредственно над самим храмом, чаще всего звон на таких сооружениях осуществлялся при помощи очепа. Самой древней из сохранившихся церквей «иже под колоколы» является Духовская церковь Троице-Сергиевой лавры, сооруженная в 1476 году с очепной системой. После восстановления звона в 20 веке было принято решение отказаться от очепов в пользу классической системы развески, при этом звонарь поднимается к колоколам по сооруженной с внешней стороны здания лестнице. Другим ярким примером размещения храмов в колокольнях и звонницах являются колокольные сооружения московского Кремля. Колокольня «Иван Великий» с храмом Иоанна Лествичника , под ней – трехъярусная колокольня, построенная в 1508 году при Василии 3 и достроенная Борисом Годуновым в 1600 году, имеет высоту 89 метров (с крестом – 102 метра). В соответствии с неписанной традицией, «Иван Великий» в течении трех с половиной столетий являлся самым высоким зданием Москвы и России. Успенская звонница палатного типа, построенная специально для подвески больших колоколов в 1552 году Иваном Грозным, с храмом свт. Николая Чудотворца Гостунского (до 1816 года храм Рождества Христова), к ней примыкает Филаретова пристройка с небольшой звонницей наверху, построенная Патриархом Филаретом в 1635 (под ней раньше располагалась патриаршая ризница).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Москва. Церковь Бориса и Глеба. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Построен в 1688-1704 гг. (зодчий Яков Бухвостов) в вотчине сподвижника Петра I боярина Б.И. Прозоровского, селе Зюзине, которое после этого стало называться Борисовское. Нижний, теплый храм с престолом святых благоверных князей Бориса и Глеба освящён в 1688 г., верхний с престолом святого равноапостольного князя Владимира — в 1704 г. и приставным приделом святителя Николая Чудотворца — в 1690 г.). В 1879 г. пристроена колокольня и сооружён дом причта. В стиле московского барокко, двухэтажный, трехглавый. Четырехугольное в плане здание на высоком подклете, с двумя лестницами. Над ним два восьмиугольных яруса (верхний — ярус звона — «иже под колоколы») и увенчанные восьмигранным барабаном главы. К основному зданию с боков примыкают четырехугольные (со срезанными снаружи углами) алтарный выступ и притвор, завершенные главами. Декорировано арочными нишами, трехчетвертными колонками и фигурными гребнями. В 1938 г. закрыт, разграблен и заброшен. Погиб резной иконостас в стиле московского барокко. Разрушена четырехстолпная колокольня с открытой звонницей. Перестроен под склады, был занят учреждениями, мастерской, архивом. В 1960-х гг. и с 1979 г. реставрировался (арх. К.Г. Полунина). В июле 1989 г. возобновлены богослужения. Святыня — особо чтимая Тихвинская икона Божией Матери. Двухэтажный храм «иже под колоколы» (то есть с венчающим здание ярусом звона), построен в 1688 г. в стиле «московское барокко» боярином Б. Прозоровским (зодчий Яков Бухвостов). Нижний теплый храм освящен в 1688 г.в честь св. равноап. кн. Владимира, верхний храм – в 1704 г. в честь свв. блгг. кнн. Бориса и Глеба. Замысел прост и глубок: подвиг святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба взращен (подготовлен) отцом их, святым равноапостольным князем Владимиром. Колокольня была пристроена в 1879 г. Здание храма кирпичное, в плане крестообразное на арочном подклете.С запада и с юга к храму примыкают лестничные сходы на арках. В XIX веке государственной комиссией храм причислен к памятникам архитектуры и упомянут как ценный памятник иконописи и внутреннего убранства. Подтверждением этому является и тот факт, что макет храма экспонируется в Центральном Археологическом кабинете при Московской духовной Академии в Троице-Сергиевой лавре.

http://sobory.ru/article/?object=01969

Исследователями неоднократно отмечалось, что храм-колокольня Архангела Гавриила имеет ряд особенностей, родственных с архитектурой ростовского региона. Подобное сходство неудивительно, так как уже с XI столетия Кирилло-Белозерская обитель располагалась на землях, принадлежащих ростовским князьям, и относилась к Ростовской епархии. Хотя в конце XV столетия белозерский край перешел в ведение великих князей московских, творческая связь с ростовским краем сохранилась. Ростовские мастера довольно часто упоминаются среди иконописцев и зодчих обители, а в 1540-е годы два ростовца - Пахомий Горяинов и Григорий Борисов - работали совсем недалеко от монастыря, возводя трапезную церковь (тоже «иже под колоколы») во имя Успения Пресвятой Богородицы в Спасо-Каменном монастыре. Есть некоторые данные, позволяющие предположить, что и Благовещенский храм Ферапонтовой обители и церковь Архангела Гавриила, возводились под руководством ростовского мастера Григория Борисова Тем не менее, существует предположение, что над ярусом кирилловского храма «иже под колоколы» и звонницей работали разные мастера Облик храма во имя Архангела Гавриила сильно искажен позднейшими переделками. В 1638 году верх церкви был перестроен в ризничную палатку, проемы звона заложили и превратили их в окна. В XVIII столетии специальный переход соединил храм с массивной колокольней (1757-1761 годы), возведенной на месте более ранней «о трех верхах», существовавшей уже с конца XVI века (скорее всего, здесь идет речь о трех главках), уже частично перестраивавшейся в 1653 году. В начала XIX века оба барабана и верхний ярус кокошников разобрали и заменили нынешним покрытием Сейчас мы можем судить о первоначальном облике церкви только по реконструкциям Звон в монастыре первоначально осуществлялся «очепным» способом: немногочисленные колокола раскачивали с земли при помощи веревки, привязанной к специальному шесту - очепу. Он, в свою очередь, крепился сверху к валу, посредством особой конструкции «державшему» колокол. Следы крепления таких валов до сих пор заметны в арках-проемах яруса звона.

http://sobory.ru/article/?object=05132

Они имеют много общего с такой же деталью в верхнем ярусе церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Спасо-Прилуцком монастыре и храма Архангела Гавриила в Кирилло-Белозерском монастыре. Нижний ярус звона представляет собой образ новгородских храмов (таких, какими они стали со второй половины XV века, получив восьмискатное перекрытие). Здесь следует остановиться на одном важном моменте. Храмов «иже под колоколы», имеющих кубический основной объем, ко времени освящения церкви Трех Святителей Московских известно очень немного. По большей части такие храмы вплоть до конца XVII века имели столпообразную форму или (если их можно отнести к этой группе) это были звонницы палатного типа, в нижнем ярусе которых располагался престол. Кубических храмов-колоколен на тот период, кроме интересующей нас церкви в Александро-Свирском монастыре, известно всего пять: во имя сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевой Лавре (1476 год), во имя Архангела Гавриила в Кирилло-Белозерском монастыре (1530-е годы), храм Воскресения (Рождества Христова) на Соборной площади Московского Кремля (1532-1544 годы) - в том случае, если он являлся церковью " иже под колоколы " , в чем вполне обоснованно, на материале карт начала XVII века (см. ниже) и летописных известий, сомневаются многие исследователи; Благовещения Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре (1530 год) и надвратный храм во имя свв. Гурия, Самона и Авива в колокольне церкви во имя Рождества Христова в Ярославле (1644 год). В более поздний период (с 1690-х годов и, главным образом, в XVIII-XIX веках) к ним прибавились и монастырские и усадебные храмы-колокольни самой разнообразной композиции, иногда с несколькими ярусами звона, как надвратные, так и отдельно стоящие. Однако подробный разбор этой классификации выходит за рамки данной статьи. Духовская церковь в Троице-Сергиевой Лавре имеет небольшой восьмигранный ярус звона над четвериком основного объема, увенчанный главкой на высоком барабане. Арки-проемы для колоколов соединены декоративными кокошниками, отвечающими кокошникам, украшающим четверик.

http://sobory.ru/article/?object=08674

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010