Я не слышал, как вошел в алтарь. Алтарь, где восседает Бог на престоле и, по древним сказаниям, днем и ночью ходят со славословиями ангелы Божии, и во время литургии взблескивают над Чашей молнии, грешному оку невидимые… Я оцепенел весь от радости – радости, не похожей ни на одну земную. В ней что-то страшное было и вместе с тем светлое. – Ну, приучайся к делу! – сказал сторож. – Вот это уголь, – показал мне прессованный хорошо пахнувший кругляк с изображением креста. – Возьми огарок свечи и разгнети его. Это во-первых. Во-вторых, не касайся руками престола – место сие святое! Далее, не переходи никогда места между престолом и царскими вратами – грех! Не ходи также через горнее место , когда открыты Царские врата… Понял? От спокойного тона Евстигнея и я стал спокойнее. – А где же мой стихарь? – спросил я. – Отец дьякон обещал! – Эк тебя разбирает! Сразу и форму ему подавай! Ну и народ, ну и детушки пошли! Ладно. Будет и стихарь, если выдержишь экзамен на кадиловозжигателя! В это время ударили в большой колокол. От первого удара, – вспомнилось мне, – нечистая сила «яже в мире» вздрагивает, от второго бежит, и после третьего над землею начинают летать ангелы, и тогда надо перекреститься. В алтарь пришел дьякон, улыбнулся мне: ну и хорошо! За ним отец Василий – маленький, круглый, чернобородый. Я подошел к нему под благословение. Он слегка постучал по моей голове костяшками пальцев и сказал: – Служи и не балуй! Все должно быть благообразно и по чину. Началось всенощное бдение. Перед этим кадили алтарь, а затем, после дьяконского возгласа, запели «Благослови душе моя, Господа». Особенно понравились мне слова: «На горах станут воды, дивны дела Твоя Господи, вся премудростию сотворил еси». Когда запели «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых… Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом», я перекрестился и подумал, что эти слова относятся к тем, кто служит у Божьего престола, и опять перекрестился. Когда читали на клиросе шестопсалмие , батюшка с дьяконом разговаривали. Мне слышно было, как батюшка спросил:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Я священник. Служу Литургию, проповедую, исповедую. Стараюсь делать всё так, как меня учили, как подсказывает мне опыт других священников, да и мой собственный, хоть и небольшой. Все ли прихожане мной довольны, все ли любят? Конечно же, нет. – Вы не так служите. Не так проповедуете. Исповедовать надо по-другому. Вы не болеете за нужды храма. Ваши книги недостаточно духовны, не то что у отца такого-то. Детей не так воспитываете. Думаете, от каждой претензии я отмахнулся, как в случае с перевязкой? Нет. Я переживал, страдал, спорил, защищался. Но иногда мне казалось, что всё это правда. Да это и есть правда. Но я продолжал служить, проповедовать, исповедовать, писать и воспитывать детей не так. Разве что понял, что не могу угодить даже тем, кто был мне дорог. Было больно. Из-за гордыни, конечно же. Не гордись – и тебя никто не ранит. Ужасно большое число людей, не знающих меня и мои грехи, не любят меня уже за то, что я поп. Толоконный лоб. Мракобес с религиозным опиумом. Стоит смениться власти на антицерковную, вешать меня могут прийти мои же соседи. Я мог бы себя успокоить тем, что мои критики ничего не понимают. Как тот дядечка с ножевым ранением. Однако среди недовольных были те, кто имел духовный опыт поболее моего. И книжек прочитали не меньше, а то и больше. Одно остается неизменным. Я священник со своей колокольней, а они – нет. Я настоятель. Кому-то не понравился, само собой. Нужно строить храм. А сперва спроектировать. И вот выбор сделан единолично. Классицизм конца XVIII века, Санкт-Петербург. Колонны, колокольня прямо по центру храма, без светового барабана. Редкое решение «иже под колоколы», таких в России около десяти. И еще цвет. Желтый. – Какой кошмар и безвкусица! – сказали некоторые люди. – А вот эту певчую гнать надо взашей, – сказали другие. – Старцев не почитает, монастыри не посещает, даже в Могочино не был, – подвели дамоклову черту третьи. Ну, пусть будет дамокловой, ладно? Кому угодить? Может, референдум провести? Ну уж нет! Ведь высота моей колокольни – 37 метров с крестом. Десятиэтажка. Оттуда видно чуть дальше. Сидеть, правда, неуютно. Все на тебя смотрят, перешептываются, некоторые пальцем показывают, а кто-то и вовсе фигу сложил, спаси его, Господи.

http://pravoslavie.ru/117582.html

Августа 14 воинские люди Татарове, большая орда, были под слоб. Водолагу и под Сумской сторожевой город на три статьи». Писал к нему же Золочевский сотник Яков Ковалевский: Богодуховские козаки на полевой сторожи видели большую орду Татар, шли в 10 верстах от Коломака и сожгли новый городок на Берестянке. Вероятно, вскоре после того времени, для той же цели поселены были здесь боярские дети, или, что тоже, однодворцы, которые потом вошли в состав линейного войска. Такая давность основания Охочей и была причиной того, что Охочую называли Старой Охочей, т. е. старой в сравнении с Алексеевской, Бишкинями и поселениями по р. Орели. В 1747 году признано было нужным распространить старый храм Св. Тройцы, построенный в 1712 г., и в 1748 г. выдан был антиминс, освященный Святителем Иосафом Горленком, с такою надписью: «в село Охочее, иже есть на линии, в храм Святыя Тройцы». Каменный храм во имя Тройцы, с такою же колокольней построен в 1813 г. Из благотворителй, участвовавших в построении этого храма, особенно оказал старание волостной голова, мещанин города Змиева, Илья Федоров Чурилов. Церковной земли при храме 66 десятин. Благодеяния Божии явлены были в прошедших 1847, 1848 и 1849 годах: когда во всей окружности падали тысячи жертв от холеры и цынготной болезни: в этом селении умерло не более 20 душ. Число православных в 1790 г. 1730 муж., 1853 жен.; в 1810 г. 1772 муж., 1968 жен.; в 1830 г. 1804 муж., 1944 жен.; в 1850 г. 1683 муж., 1840 жен. душ. БЕРЕКА Берека – при вершине р. Береки, в 8 верстах от Алексеевской, в 68 от Харькова. По делу 1763 г.- " Берека верховая однодворческая». Это название она получила оттого, что расположена при вершине р. Береки и занята была однодворцами. До поселения здесь однодворцев, в привольных местах по р. Береке, черкасы имели пасеки, а татары, свободно рыская по степи, не редко тревожили пчелинцев. От 8 июля 1673 г. Балаклейский полковник Черниговец писал: «приехал к нам казак полковой, житель Балаклейский, с пасеки и сказал: орда сильная стоит на Береке доконечне, и не ведомо, куда она повернется; гонялись за пасечниками и насилу пасечники утекли у лес».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

— Ну, приучайся к делу! — сказал сторож. — Вот это уголь, — показал мне прессованный хорошо пахнувший кругляк с изображением креста. — Возьми огарок свечи и разгнети его. Это во–первых. Во–вторых, не касайся руками престола —место сие святое! Далее, не переходи никогда места между престолом и царскими вратами — грех! Не ходи также через горнее место, когда открыты царские врата… Понял? От спокойного тона Евстигнея и я стал спокойнее. — А где же мой стихарь? — спросил я. — Отец дьякон обещал! — Эк тебя разбирает! Сразу и форму ему подавай! Ну и народ, ну и детушки пошли! Ладно. Будет и стихарь, если выдержишь экзамен на кадиловозжигателя! В это время ударили в большой колокол. От первого удара, — вспомнилось мне, — нечистая сила «яже в мире» вздрагивает, от второго бежит, и после третьего над землею начинают летать ангелы, и тогда надо перекреститься. В алтарь пришел дьякон, улыбнулся мне: ну и хорошо! За ним отец Василий — маленький, круглый, чернобородый. Я подошел к нему под благословение. Он слегка постучал по моей голове костяшками пальцев и сказал: — Служи и не балуй! Все должно быть благообразно и по чину. Началось всенощное бдение. Перед этим кадили алтарь, а затем, после дьяконского возгласа, запели «Благослови душе моя, Господа». Особенно понравились мне слова: «На горах станут воды, дивны дела Твоя Господи, вся премудростию сотворил еси». Когда запели «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых… Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом», я перекрестился и подумал, что эти слова относятся к тем, кто служит у Божьего престола, и опять перекрестился. Когда читали на клиросе шестопсалмие, батюшка с дьяконом разговаривали. Мне слышно было, как батюшка спросил: — Ты деньги–то за сорокоуст получил с Капитонихи? — Нет еще. Обещалась на днях. — Смотри, дьякон! Как бы она нас не обжулила. Жог–баба! Я ничего не понял из этих отрывистых слов, но подумал: разве можно так говорить в алтаре? После всенощной я обо всем этом рассказал матери. — Люди они, сынок, люди, — вздохнула она, — и не то, может быть, еще увидишь и услышишь, но не осуждай. Бойся осудить человека, не разузнав его. От суесловия церковных служителей Тайны Божий не повредятся. Также сиять они будут и чистотою возвышаться. Повредиться ли хлеб, если семена его орошены грешником? Человек еще не вырос, он дитя неразумное, ходит он путаными дорогами, но придет время — вырастет! Будь к людям приглядчив. Душу его береги. Сострадай человеку и умей находить в нем пшеницу среди сорной травы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

Чувствуя тяжесть на душе, священник снял с седла вьюк, толкнул дверь и вошел в хижину – в полную темноту. Он чиркнул спичкой – хижина была совсем пустая, если не считать земляной лежанки с рваной соломенной циновкой, брошенной здесь за негодностью. Он зажег свечу и, капнув воском на лежанку, прилепил ее там; потом сел и стал ждать, что будет дальше. Метис долго не приходил. В кулаке у священника был все еще зажат комок бумаги, спасенной из портфеля: не может человек жить без таких вот сентиментальных памяток о прошлом. Соображениями безопасности руководствуются только те, кто живет в покое. Он подумал, не увел ли метис его мула, и упрекнул себя за ненужную подозрительность. Потом дверь отворилась, и метис вошел в хижину – вот он, два желтых клыкастых зуба и ногти, корябающие под мышкой. Он сел на земляной пол, привалившись спиной к двери, и сказал: – Ложитесь спать. Вы же устали. Я разбужу, когда будет нужно. – Мне спать не хочется. – Задуйте свечу. Так скорее уснете. – Я не люблю темноты, – сказал священник. Ему стало страшно. – А вы не прочитаете молитву, отец, на сон грядущий? – Почему ты меня так называешь? – резко спросил он, вглядываясь в стелющуюся по полу тьму – туда, где, прислонившись к двери, сидел метис. – Да я же догадался. Но вы меня не бойтесь. Я добрый христианин. – Ты ошибаешься. – Да ведь это легко проверить, правда? – сказал метис. – Стоит только попросить – исповедуйте меня, отец. Неужели вы откажете человеку, совершившему смертный грех? Священник промолчал, ожидая этой просьбы; рука с комком бумаги задрожала. – Да не бойтесь вы меня, – вкрадчиво продолжал свое метис. – Я вас не выдам. Я христианин. Просто подумал, хорошо бы… услышать молитву. – Молитвы знают не только священники. – Он начал: – «Pater noster qui es in coelis…» [ " Отче наш, иже еси на небесех… " (лат.)] – А москиты гудели, налетая на огонек свечи. Он решил не спать – этот человек что-то задумал; совесть перестала укорять его в недостатке милосердия. Он знал: рядом с ним Иуда. Он откинул голову к стене и полузакрыл глаза – ему вспомнилось прежнее: Страстная неделя, когда чучело Иуды вешали на колокольне, а мальчишки били в жестянки и трещали в трещотки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=732...

20 мая 1867 г. К. прибыл на российский таможенный пункт в Бессарабии, сдался властям и был доставлен в кишинёвскую тюрьму, оттуда отправлен в С.-Петербург. Находясь под арестом в столице, К. написал свое основное произведение «Исповедь» (13 июня - 11 июля 1867), в котором отрекся от революционной деятельности, подробно объяснив причины своего решения. Имп. Александр II прочитал «Исповедь» и даровал автору прощение, К. было возвращено право поступать на гос. службу и возможность жить в обеих столицах. 11 сент. 1867 г. публицист вышел из тюрьмы и обосновался в С.-Петербурге. Поступок К. вызвал возмущение оппозиции. После освобождения К. занимался лит. деятельностью, сотрудничал в Русском географическом об-ве, писал для журналов славянфильского и консервативного направления «Заря», «Всемирный труд», «Русский вестник», «Нива», издал мемуары «Пережитое и передуманное» - сокращенный вариант «Исповеди». В мемуарах, а также в очерках «Из рассказов об эмигрантах», «Эмигрант Абихт» К. создал образ политического эмигранта, потерявшего связь с рус. жизнью. В 1868 г. К. издал кн. «Галичина и Молдавия», включившую путевые очерки 1866-1867 гг. из газ. «Голос» и размышления К. о единстве слав. народов; по мнению автора, создание общеслав. союза было первоочередной политической целью. В 1870 г. в журналах «Нива» и «Семейные вечера» К. опубликовал исторические очерки компилятивного характера: «Александр Невский и Дмитрий Донской», «Первый русский царь Иван III Васильевич», «Просветители славян святые Кирилл и Мефодий», в 1872 г. издал повести «Москва и Тверь», «При Петре». К. отчасти послужил прототипом Шатова в романе Ф. М. Достоевского «Бесы». Соч.: Гонение на крымских татар//Колокол. 1861. 117. 22 дек. С. 973-977; Донос иже по делам веры фискальствующего купца Сопелкина//Общее вече. 1862. 1. 15 июля. С. 6-8; Пережитое и передуманное. СПб., 1868; Галичина и Молдавия: Путевые письма. СПб., 1868; Эмигрант Абихт: (Из рассказов о «Беглой братии»)//РВ. 1869. Т. 79. Янв. С. 228-251; Из рассказов об эмигрантах//Заря. 1869. 3; Святорусские двоеверы//Там же. 10-11; Рецензия на кн. Н. С. Лескова «Загадочный человек»//Там же. 1871. 6. С. 4 (2-я паг.); Москва и Тверь: Ист. повесть. СПб., 1872; При Петре: Ист. повесть времен преобразования России. СПб., 1872 (соавт.: В. П. Клюшников); Исповедь/Подгот. к печ.: Е. Кингисепп; вступ. ст. и коммент.: М. Клевенский//Лит. наследство. М., 1941. Т. 41/42. С. 253-470; Письма к Герцену и Огарёву/Публ.: П. Г. Рындзюнский//Там же. 1955. Т. 62. С. 159-218.

http://pravenc.ru/text/1684157.html

Крест долго хранился в Никольском приделе. Такой длительный срок от окончания строительства до освящения связан, по всей вероятности, с трудностями в благоустройстве храма и колокольни. Обращает на себя внимание еще тот факт, что при освящении присутствовал митрополит Великого Новгорода и Великих Лук. Здесь нужно пояснить, что почти до конца XVII столетия Антониево-Сийский монастырь относился к Новгородской епархии, и только в 1682 году эта местность была передана вновь созданной епархии Холмогорской и Важеской (с 1731 года Архангелогородская и Холмогорская). Состав колокольного подбора храма «иже под колоколы» неоднократно менялся. В 1680-е годы он обогатился благовестным и полиелейным колоколами работы знаменитых московских литейщиков. Оба колокола были отлиты стараниями монастырского казначея старца Паисея, который в 1676 году стал патриаршим казначеем, но не переставал заботиться о родной обители В 1683 году мастер московского Пушечного двора Федор Моторин изготовил для монастыря 95-пудовый колокол: «…Да в 191 (7191 – 1683) г. дал в колокол Василий Григорьев по нем же Семене 108 рублев заступлением казначея Паисия Сийского». Недостающую сумму для литья колокола пожертвовали государи Петр и Иоанн Алексеевичи Два года спустя монастырь получил 315-пудовый колокол, перелитый с добавлением меди из старинного 170-пудового благовестника, связанного с именами патриарха Филарета Никитича и государя Федора Иоанновича, второй раз поврежденного во время пожара 1658 года (см. выше). Событие это отмечено в монастырском Уставе так: «Месяца генваря в 8 день поминать царя и великого князя Феодора Иоанновича всея россии, якоже Филарета Никитича, на братию корм; дано было по нем колокол благовестник весом 170 пуд и тот колокол в пожаре растопился во 166 (7166 – 1658 год) году и в то место вылит новой колокол» Колокол отлил Михаил Матвеевич Лодыгин 2 марта 1685 года. При этом к «монастырской» меди (200 пудов) 100 пудов добавил постриженик обители патриарший казначей Паисий. Он же уплатил мастеру за работу 444 рубля из своих денег Колокол Антониево-Сийского монастыря – первый из известных нам работ Михаила Лодыгина (или Ладыгина).

http://sobory.ru/article/?object=08674

13 августа И обретение честных мощей святаго и блаженнаго Максима, иже Христа ради уродиваго, Московскаго чюдотворца (л. 328). (...) Тропарь Максиму юродивому, глас 4. Т ерпнием своимъ велию мзду на небесх стяжалъ еси, въ буйство волею Христа ради преложися и на небо мысленое яко на колесниц огненй возшелъ еси, премудре Максиме. Днесь мы нын чтемъ честных мощей обртение, вкуп съ благочестивымъ царемъ и врными людми царствующаго града, да вси вопиемъ ти: моли Христа Бога спастися душям нашим. Кондак, глас 8. П одобен В ъзбранной. В рою и любовию твое честное обртение празднующих, блаженне, сохрани и соблюди от всякия злобы и соблазна змиина, имаши бо дерзновение ко Владыц всхъ Христу, егоже моли спасти царя православнаго и люди молящыя ти ся, да вси вопиемъ ти: радуйся, отче Максиме, царствующему граду похвала (л. 328 об.−329) 14 августа (...) И пренесение честных мощей преподобнаго отца нашего Феодосия игумена Печерскаго, иже в Киев (л. 329). В лто 6599 при великомъ княз Всеволод, сын Ярослава, и игумен Иоанн изъ пещеры положенъ бысть въ церкви Пресвятыя Богородицы, юже самъ созда (л. 329). 21 августа (...) И преставление преподобнаго отца нашего Авраамия архимарита, Смоленьскаго чюдотворца (л. 342 об.). (...) Тропарь Авраамию, глас 8. Д несь восия намъ память твоя, славне, яко солнце, свтозарно лучами озаряя весь миръ и тму нощи злыхъ духовъ от насъ отгоня. Днесь небесныя силы, и святыхъ аггелъ, и душя праведныхъ мысленно торжествуютъ, радующеся. Днесь и мы, гршнии, припадающе, молимся: отче преподобне Авраамие, Христа Бога моли непрестанно спасти град и люди, иже тебе почитающих. Кондак, глас 3. П одобен Д евая днесь. Восия Господеви граду твоему яко свтлое солнце, радостно вселенную озаряя лучами, тако и молитвами Пречистая Богородицы от всхъ бд избави и упраздни варварская шатания, яко мы, людие твои, и град наш вельми тобою хвалится и спасается молитвами, Аврамие преподобне отче нашъ (л. 343). 24 августа (...) И пренесение честныхъ мощей иже во святыхъ отца нашего Петра митрополита Киевскаго и всея Русии 1001 чюдотворца . Пренесение бысть 1002 честным мощемъ святителя Петра чюдотворца в лто 6987 1003 из церкве старыя Иоанна списателя Лствицы ис-под колоколовъ в новую церковь Успения Пресвятыя Богородицы, юже возградиша около старыя церкве, в нейже б гробъ себ своима рукама заложи святитель Петръ, и иныхъ митрополитовъ: Киприана, Фотия и Ионы, Филиппа и Феогнаста, и положиша их на уготованных мстх: святителя Феогнаста в предл святаго апостола Петра об едину страну святителя Петра чюдотворца,//а князя Георгия Даниловича в предл святаго мученика Димитрия в застнк во дни благочестиваго великаго князя Иоанна Василиевича всея Руси и при освященном митрополит Филипп Московскомъ и всея Русии. (56)По преставлении его, чюдотворца Петра, мину 147 лтъ(56) 1004 , и оттол уставися сие празднество (л. 345−345 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в колокольне. Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Иоанна Предтечи Год постройки:Между 1530 и 1691. Адрес: Владимирская область, Суздальский район, Суздаль Координаты: 56.4331, 40.43947 Проезд:на территории Спасо-Евфимиева монастыря Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Храм во имя Рождества Иоанна Предтечи " иже под колоколы " был построен примерно в 1530-1540-е годы. В конце XVI - начале XVII века с северной стороны к храму-колокольне пристроили каменную трехпролетную звонницу-галерею для больших колоколов. По всей вероятности, сначала был возведен один ее пролет, примыкавший к древней колокольне. Он предназначался для 350-пудового благовестного колокола, который в 1599 году князь Диомид Иванович Черемисинов пожертвовал в монастырь. К концу XVII века на звоннице находилось одиннадцать колоколов. Их общий вес составлял 1100 пудов. Материал о звоннице Спасо-Евфимиева монастыря см.: http://www.zvon.ru/zvon5.view2.page10.html. С уважением, Азарова О.В. - один из разработчиков сайта zvon.ru. Будем благодарны за сотрудничество. Отзывы и комментарии по этому и другим материалам автора направлять на e-mail: azarovaolga@mail.ru Храм «иже под колоколы» во имя Рождества Иоанна Предтечи со звонницей в Спасо-Евфимиевом монастыре города Суздаля Об ансамбле Спасо-Евфимиева монастыря создано большое количество исследований. Одна из статей принадлежит и автору этого материала Новые данные позволяют несколько ее дополнить. Основание обители на берегу реки Каменки произошло по указу суздальского князя Бориса Константиновича в 1352 году. Первым ее игуменом стал преп. Евфимий - инок Нижегородского Печерского монастыря, друг и ученик преп. Сергия Радонежского Самая ранняя из сохранившихся каменных церквей обители датируется в 1507-1511 годами. Когда полвека спустя выстроили огромный собор во имя Спасо-Преображения, древнюю церковь преобразовали в придел во имя преп. Евфимия Суздальского. В эти годы в качестве монастырской колокольни использовался храм «иже под колоколы» во имя Рождества Иоанна Предтечи. Его построили примерно в первой трети XVI века. Церковь очень интересна по своей архитектуре - она представляет собой единственный в русском зодчестве пример возведения церкви в виде девятигранного столпа.

http://sobory.ru/article/?object=05123

Père Marin Mersenne de l " Ordre des Minimines в своей книге, озаглавленной «Всемирная гармония», говорит, что Афиняне так же, как и Римляне употребляли колокола, чтобы возвестить час, когда преступники были отводимы на казнь, чтобы тени и призраки удалились с пути следования преступников. Звонили в колокола и тогда, когда крестили иноверцев. Вот как об этом рассказывает летописец: «Тое же осени приехаша на Москву 3 Татарина, ко Князю Великому в ряд рядишася, и биша ему челом, хотяще ему служити, иже беша почестни и знакомити двора Церева – и восхотеша креститися. Киприан Митрополит приими я, нача учити, и облечеся сам во вся своя священныя ризы и со всем своим Клиросом бело образующим и позвониша во вся колоколы и собрася мало не весь град и снидоша на реку Москву…» 215 . В летописи под 1382 г. говорится: «В Москве сотвориша вече, позвониша во все колокола» 216 . В Новгородской летописи, где рассказывается про битву князя Михаила Ивановича Воротынского с царем крымским, летописец замечает: «И того же дни в Новгороде звонили по всим церквам весь день в колоколы, и до полуночи звонили и молебны пели по церквам и монастырям всю ночь (2 Новг. лет. 1572 г.)» 217 . Затем далее, когда наши воеводы победили крымцев, то «государь жаловал воевод добре, и звонили в колоколы того дни у Софии Премудрости Божии много» 218 . В Петербурге, во вторую половину царствования Николая Павловича и позднее, колокола звонили как-то застенчиво, и на Невском громкий звон раздавался только от Армяно-Грегорианской церкви. Уверяют, что это ослабление колокольного звона было делом человекоугодия: чтоб не пугать болезненную Государыню. Конечно, императрица Александра Федоровна огорчилась бы, узнав о том, так как она отличалась живым православным благочестием, и в ее спальне находились портреты Филарета и Серафима Саровского » 219 . С воцарением Александра Александровича развязаны колокольные языки, а на церкви Аничкова дворца колокола звонят по старине, музыкально. В Троицкой Лавре находится письменный устав звонам 220 . В России существует до настоящего времени подразделение колоколов: в одни звонят лишь по праздникам, в другие по будням. Обыкновенно звон состоит из большого колокола или благовестника, полиелея малого или будничного, ясака и зазвонных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010