Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Апокрифы Апокрифы (апокриф ­­ сокровенный, тайный; в данном случае: исключенный из богослужебного употребления). I. Апокрифы Ветхого Завета А. Возникновение А. – это сочинения позднего иудаизма дохрист. периода, возникшие в промежутке между ВЗ и НЗ, существовавшие только на греч. языке (были обнаружены части Книги Иисуса, сына Сирахова, также и на евр. языке, см. I,B,3). Они включены в Септуагинту, греч. пер. ВЗ. Когда Септуагинта стала Библией христиан, она вызвала недоверие у иуд. раввинов (после 70 г.). Около 400 г. по Р.Х. 12 или 14 сочинений, содержавшихся в греч. и лат. ВЗ, но не входивших в евр. канон, стали называться А. В христ. общинах отношение к А. было неоднозначным вплоть до эпохи Реформации, когда М. Лютер в своем переводе поместил А. между ВЗ и НЗ и исключил их из канона. В ответ на это Рим. католич. церковь на Тридентском соборе объявила их неотъемлемой частью Писания. Апокрифы широко распространены и высоко ценятся у католиков и православных. Б. Употребление термина Обозначение «А.» для вышеназванных книг используется только протестантами, католики называют их второканоническими, а православные – неканоническими писаниями; в изданиях, которые возникают в результате межконфессионального сотрудничества, решено обозначать их как «поздние сочинения ВЗ». Термин А. католики применяют к прочим сочинениям, которые у евангелистов называются псевдоэпиграфами (т.е. сочинениями, опубликованными под чужими именами). Они публиковались под псевдонимами, причем авторство всегда приписывалось к.-л. из великих мужей ВЗ. А. являются более поздними произведениями, чем «поздние сочинения ВЗ», и всегда носят характер легенд с преимущественно апокалипсич. содержанием (напр., Успение Моисея; Мученичество Исаии; Книга Еноха, определенно цитируемая в Иуд. 1:14 ; Псалмы Соломона, Апокалипсис Варуха; Завет двенадцати патриархов и пр.). В. Апокрифы в современных изданиях Библии Отдельные издания Библии предлагают некоторый набор А., заимствованных из Септуагинты. Лютер писал: «Это те книги, которые не принадлежат к Священному Писанию , но все же полезны и хороши для чтения». Некоторые из этих книг и по сей день используются при богослужении. Это относится даже к псевдоэпиграфам (напр., Иуд. 1:4 , ср. Енох 10 и след.; Иуд. 1:9 , ср. Усп. Моисея). Читателю Библии многое в А. покажется странным; с другой стороны, его поразит сходство многих изречений с ветхозаветными. Историки могут почерпнуть из некоторых апокрифических книг ценные сведения о жизни иудеев, их образе мышления, о формах их религиозности в период между ВЗ и НЗ. Некоторые из этих книг не могут представлять ист. интерес, поскольку события, излагаемые в них, взяты вне исторического контекста, но они могут многое сказать о религиозно-философ. мысли истор. периода, предшеств. НЗ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

ЦВ 12 (385) июнь 2008 /  27 июня 2008 г. Разговор на актуальные темы В Издательском Совете Русской Православной Церкви 18 июня прошла презентация новой книги протоиерея Всеволода Чаплина «Церковь в России: обстоятельства места и времени». На встречу с автором собрались журналисты ведущих церковных и светских СМИ. Состоялась оживленная дискуссия, в ходе которой о. Всеволод прокомментировал многие актуальные вопросы современной церковной жизни. Новая книга протоиерея Всеволода Чаплина «Церковь в России: обстоятельства места и времени» представляет собой сборник статей, выступлений и интервью разных лет, связанных с деятельностью автора на посту заместителя председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС). Материалы книги посвящены актуальным проблемам церковно-государственных отношений, вопросам христианской экономической этики, межхристианскому диалогу и другим общественно-значимым проблемам последнего десятилетия, в обсуждении которых принимали участие представители Русской Православной Церкви. На презентации в Издательском Совете протоиерей Всеволод Чаплин встретился с журналистами церковных и светских изданий. Как отметил в своем выступлении издатель сборника, ответственный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин, новая книга — это своеобразный церковно-общественный дневник, «блог», который ведется «всеми возможными и доступными средствами» — на новостных лентах светских и религиозных информационных агентств, на страницах газет и журналов, в эфире радиостанций, с трибун крупнейших международных форумов. Представляя книгу, председатель Издательского Совета протоиерей Владимир Силовьев процитировал письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, направленное о. Всеволоду, в котором говорится, что труды автора книги «полезны для Церкви Христовой и для тех, кто хочет знать мнение авторитетного священнослужителя». От себя о. Владимир добавил: «Среди множества других книг о Русской Православной Церкви, опубликованных за последние 10–15 лет, это книга настоящего профессионала».

http://e-vestnik.ru/culture/razgovor_na_...

Четвертый день. Поуч. 3-е. Преп. Иаков Постник. (Польза поста телеснаго). Преподобный Иаков, подвижник VI века, пятнадцать лет жил в одной пещере в Финикии. За свою богоугодную жизнь он получил от Бога дар чудотворения, так что не только верующие, но и язычники обращались к нему за исцелением от болезней, чем много язычников той области было обращено к христианству. Одно из чудес преподобного особенно замечательно. Однажды по всей Финикии настала сильная засуха, и голод стал угрожать жителям. Последние вместе с своим епископом усердно молили Бога о даровании дождя. И вот епископу в видении повелено было идти в ту пещеру, где подвизался преподобный Иаков и просить его помолиться о дожде. Епископ, собрав клир, в сопровождении народа, с молебным пением отправился к Иакову, прося его ходатайства пред Богом. Сначала Иаков, считая себя недостойным милости Божией, отказал им, но после усиленных просьб начал молиться; и во время молитвы ниспал дождь. Преподобный Иаков был погребен в той пещере, где подвизался. Через несколько времени мощи его были открыты нетленными и перенесены в созданную близ пещеры церковь во имя святого Иакова. II. Преподобный Иаков постник, за строгость жизни удостоенный дара чудотворений, поучает нас, братие, тому, как угодны Богу и полезны для души пост и воздержание. Когда представляются возражения против поста, то защитники устава церковного спешат оговориться, что истинный пост состоит не в лишении пищи, или худом качестве ея, а в обуздании страстей и делах богоугодных. В такой защите есть односторонность. Правда, церковь приглашает: «постяся, братия, телесно, постимся и духовно». (Сред. 1-й седм. Веч. стих.). Но от этого напоминания не теряет значения тот строгий пост, под которым должно разуметь или совершенное и довольно долгое неядение, или весьма воздержное вкушение сухих и малопитательных снедей. Такой, буквально принимаемый пост важен и как прямая жертва Богу, и как пособие к тому, чтобы другими святыми делами угождать Ему. а) Верный воин несет изнурительные труды, готов на всякие лишения, иногда по целым дням не пьет, не ест, особенно если видит, что и начальник его разделяет с ним тяжесть военной службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 71. О делах заступничества или предстательства за усопших (в четырнадцати пунктах) Теперь мы должны рассмотреть вопрос о делах заступничества или предстательства за усопших, имея перед собой следующие четырнадцать пунктов для выяснения: 1) Могут ли заступнические дела, совершаемые одним человеком, быть полезными для других? 2) Можно ли помочь усопшим делами живых людей? 3) Полезны ли для усопших заступнические дела грешников? 4) Полезны ли заступнические дела для тех, кто из совершает? 5) Полезны ли заступнические дела для тех, кто находится в аду? 6) Полезны ли они для находящихся в чистилище? 8) Полезны ли они в каком-либо отношении для тех, которые находятся на небе? 9) Полезны ли для усопших – молитва Церкви, таинство Евхаристии и милостыня? 10) Полезны ли для них индульгенции, даруемые Церковью ? 11) Полезна ли для них заупокойная служба? 12) Являются ли заступнические или «предстательские» дела, совершенные за одного умершего человека, белее полезными для него, чем для других? 13) Являются ли заступнические дела, совершенные за многих лиц, полезными каждому из них столько же, как если бы они были совершены за каждого индивида? 13) Настолько ли полезны общие дела заступничества для тех, за которых не совершается отдельных заступнических дел, насколько полезны отдельные и общие молитвы заступничества для тех, за которых они совершаются или возносятся. Раздел 1. Могут ли заступнические или «предстательские» дела, совершаемые одним человеком, быть полезными другим? То, что заступнические или предстательские дела, совершаемые одним человеком, не могут быть полезны другим, представляется из следующего: Возражение 1. Написано: «Что посеет человек, то и пожнет» ( Гал. 6:7 ). Но этому бы противоречило, если бы один человек пожинал плоды от заступнических дел другого, так как он тогда пожинал бы с чужого сеяния. Поэтому человек не получает никакого плода от заступнических дел других людей. Возражение 2. К Божественной справедливости относится то, что каждый должен получить по своим заслугам. Поэтому сказано: «Ты воздаешь каждому по делам его» ( Пс. 61:13 ). Божественной справедливости невозможно ошибиться, а поэтому невозможно, чтобы человеку была нужна помощь со стороны дел другого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

«Пятница, 15.00: адские бездны». Как продержаться до весны, если вы живете с депрессией Лайфхаки, которые помогут не всем – но кому-то будут полезны 30 января, 2020 Лайфхаки, которые помогут не всем – но кому-то будут полезны Впереди еще целый месяц зимы, и к концу февраля тем, кто живет с депрессией, можно ожидать очередного обострения: недостаток света и телесных ощущений, усталость, холод, обилие работы и ощущение, что отпуск еще далеко-предалеко, делают свое дело. Хочется лечь на диван, отвернуться, «чтобы всего этого больше не видеть» – и никогда больше не просыпаться. Я живу с депрессией много лет, накопила за это время свои лайфхаки. Не претендую на то, что они универсальны и помогут всем. Но, может, и кому-то другому окажутся полезны, чтобы пережить холодные месяцы.  1. Фильтр мыслей: надо научиться распознавать мысли, которые диктует болезнь, и отмахиваться от них . Например, у меня есть друзья, которым их состояние без конца диктует мысль «а что, если это рак». Мое состояние всю жизнь сообщает мне: «ты хуже всех», «тебя вообще нельзя выпускать к людям», «ты опять опозорилась», «тебе не надо жить». В юности все это сильно меня смущало: по наивности я думала, что это правда. Теперь я научилась узнавать этот голос и отфильтровывать то, что подсовывает болезнь.  В православной традиции есть понятие «помыслы»: мысли, подсунутые как бы извне. Их можно отвергнуть сразу или приложить к себе (отсюда – «прилоги», «приражение»), но дальше очень важно, сопротивляешься ты этой мысли, узнаешь ли, откуда она к тебе явилась, или пропускаешь ее в свое сознание.  Разумеется, мысль «тебе не надо жить» навеяна болезнью. Таким мыслям очень трудно сопротивляться: когда всю жизнь живешь с болезнью, кажется, что это часть тебя. Что это истинная правда: жизнь – одно мучение, близким без тебя будет только лучше.  Неверующим хорошо бы помнить, что эти мысли порождает болезнь. И что когда она взята под контроль – их как рукой снимает, и ты вдруг начинаешь ценить, что мир цветной и красочный, и получаешь возможность радоваться ему не через боль, а просто так – без вечного гвоздя в башмаке. 

http://pravmir.ru/pyatnicza-15-00-adskie...

Выздоравливайте Почему скандалы в СМИ, связанные с инвалидами, полезны для общественного здоровья. 23 октября, 2012 Почему скандалы в СМИ, связанные с инвалидами, полезны для общественного здоровья. Давно ли вы видели детей с синдромом Дауна в эфире ежедневного ток-шоу на федеральном канале? Программы «Жить здорово», «О самом главном», «Врачи» не считаются, они специализированные. Давно ли вы вообще видели людей с инвалидностью по телевизору – в передачах не про криминал и не про скандалы? Всего пять лет назад нашу телепрограмму об инвалидах России «Право на надежду» не хотел брать в эфир ни один телеканал – а тот, который обязали по закону, дал эфирное время в 7:30 утра по воскресеньям. Всего четыре года назад лично мне во время работы на Первом канале главный редактор программы говорил, что инвалидов показывать не надо. Потому что это неприятное зрелище и зритель после первого кадра возьмет пульт и переключит. Но с тех пор на телевидении явно что-то случилось. Девочка Ангелина появилась в сладенькой, глянцевой программе для самых верных зрителей «России-1» – домохозяек и пенсионерок. Часть из которых точно, ну стопроцентно, подумала именно то, что сказала Аронова. И еще полбеды, если так подумали только они. Поэтому дай Бог, чтобы случившееся на программе Марии Ароновой «Люблю. Не могу» пошло во благо. Чтобы на этой волне все прочитали открытое письмо фонда «Даунсайд Ап» Добродееву и узнали, что люди с синдромом Дауна обучаемы и неопасны. Что среди них есть актеры, художники, адвокаты, музыканты. Что есть такой испанский фильм о любви «Я тоже», главного героя которого – вузовского преподавателя с синдромом Дауна (!) – играет первый в Европе человек с таким здоровьем, действительно получивший университетское образование. Что синдром Дауна – это не болезнь, а особенность, что нельзя вообще говорить «СТРАДАЕТ синдромом Дауна» и «дауном» тоже называть нельзя. И в конце концов, то, что есть такой фонд «Даунсайд Ап», лишний раз повторить тоже не вредно. Посмотрите, что написали на форумах возмущенные телезрители. Интеллигентнейшие, продвинутые люди, которые не смотрят «Россию-1», а ролик видели уже на Youtube, написали: «Руки прочь от больных детей!» Это не та реакция, которой можно желать. Это реакция тех, кто вроде бы за равноправие, но при этом, скорее всего, не хотел бы, чтобы его ребенок сидел с Ангелиной за одной партой. А правильная реакция здорового общества – спокойное «что за глупость сказала Аронова сегодня в эфире?»

http://pravmir.ru/vyzdoravlivajte/

На экраны страны вышла спортивная драма «Движение вверх» о победе нашей баскетбольной сборной на Мюнхенской Олимпиаде 1972 года. Но по сути этот фильм о преодолении трудностей, о победе над собой в извечном движении человека к совершенству. И это дает нам повод поговорить о спорте с точки зрения веры. И здесь очень важно знать, что так называемый «коммерческий спорт» – это одно, «спорт высоких достижений» – другое, а физкультура и спорт как общеоздоровительное движение – третье. Коммерческий спорт – довольно сложная схема зарабатывания денег огромным числом людей, лишь малую часть которых составляют сами спортсмены. Мое отношение к этой деятельности в целом отрицательное. Само по себе зарабатывание денег не зазорно, но в данном случае деньги зарабатываются на игре страстей, на яростной борьбе самолюбий и тщеславий – с одной стороны и на стремлении людей к зрелищам и развлечениям – с другой, так что весь этот «бизнес», как правило, неизбежно превращается в неимоверно раздутую и не совсем чистоплотную индустрию. От «коммерческого спорта» мы отличаем «спорт высоких достижений». Хоть эти понятия и связаны тесно между собой, особенно в наше время, но всё-таки мы знаем, что мотивы у спортсменов и команд людей, им помогающих, могут быть разные, не обязательно коммерческие. Например, в советское время многие спортивные достижения совершались во славу Отечества. Здесь, конечно, больше самоотверженности и благородства, чем в спорте коммерческом, но всё-таки, строго говоря, с духовной точки зрения и это дело можно назвать сомнительным. Всё-таки спорт высоких достижений, пусть даже в основании его лежит самоотверженная любовь к своему Отечеству, – это во многом труд, неизбежно связанный с политическими амбициями, соперничеством и гордостью. Иное дело – физкультура и спорт как общественное движение, имеющее целью своей здоровое физическое и нравственное воспитание подрастающего поколения. И вот здесь уместно вспомнить, что апостол Павел призывает христиан упражняться в благочестии, проводя аналогию с телесными упражнениями. Правда, апостол напоминает, что эти последние «мало полезны», в то время как благочестие «на всё полезно» (1 Тим. 4: 7–8), но всё-таки он не говорит, что телесные упражнения вредны, но «полезны», хоть и в малой степени. И думается, что польза эта определяется не только физическим здоровьем, но и приобретением некоторых навыков, также необходимых и в духовной жизни, если мы хотим, чтобы она была здоровой.

http://pravoslavie.ru/110105.html

Рыбий жир отменяется – что заменит биодобавки Омега-3 жирные кислоты больше не полезны для сердца: почему ученые передумали 20 сентября, 2018 Омега-3 жирные кислоты больше не полезны для сердца: почему ученые передумали Как проводятся исследования пищевого поведения, почему не нужно бросаться менять свои привычки после каждой новости на научно-популярном сайте и какие есть надежные методы стать более здоровым. Прошедшее лето нанесло сразу два удара по одной из самых любимых (после низвержения витамина C) панацей – омега-3 жирным кислотам. Сначала крупное британское исследование применения соответствующей биодобавки – рыбьего жира в капсулах по 1 г в день – не показало снижения частоты сердечно-сосудистых заболеваний и смертности от них в группе из 15 480 диабетиков. За пациентами в возрасте свыше сорока лет следили в среднем 7,4 года. Для того, чтобы отсечь эффект плацебо, как того требует стандарт проведения таких исследований, часть группы получала пустышку – оливковое масло, – не зная этого. Так что здесь все честно и контролируемо. А затем обрушился второй, куда более сильный удар. Международная организация Cochrane , занимающаяся изучением эффективности медицинских технологий, опубликовала крупный анализ 79 исследований, изучающих влияние рыбьего жира на риск сердечно-сосудистых заболеваний, и снова не нашла никаких положительных эффектов. 79 работ на 112 059 испытуемых – звучит как шах и мат. Но как получилось, что ученые – этакий коллективный научный разум – так хвалили омега-3 жирные кислоты, а теперь – передумали? «Они едят очень много рыбы, возможно, причина здоровья в этом» Родоначальницей группы соединений, о которых идет речь, является альфа-линоленовая кислота (АЛК). Наиболее важные представители этой группы — длинноцепочечные омега-3 эйкозапентаеновая кислота (ЭПК) и докозагексаеновая кислота (ДГК). Льняное масло, зародыши пшеницы, грецкие орехи (и другие продукты, содержащие АЛК) не будут равноценной заменой рыбе, богатой готовым ЭПК и ДГК. Первоначально они синтезируются микроводорослями, которым питается зоопланктон. Его, в свою очередь, поедает рыба, в которой омега-3 и накапливаются.

http://pravmir.ru/ryibiy-zhir-otmenyaets...

Скачать epub pdf Буква И Игумения При выборе игумении следует полагаться на волю архипастыря О выборе же игуменьи, когда паче чаяния случится, то смотри, препочтеннейшая мати, никого не выбирай, не употребляй своей воли, хотя тебе предвиделась достойна и при дарованиях – но полагайся на волю архипастыря. А если хотя малейшую употребишь, то искушения не избежишь. Это мы и прочие довольно на опыте видели: кто кого изберет, та первой будет пить чашу искушения от притеснений. А если паче чаяния самою Вас избирать будут, то всячески старайся отрицатися от сего великого ига – когда же убедят по принуждению, то Всемогущий Господь всесилен спомоществовать нести неудобоносимое бремя. А когда кто примет хотя бы малейшее желание и усладится оным любоначалием, тому помощи Божией мало бывает – посмотри 4-й части Добротолюбия святого Никиты Стефата 2-й сотницы, 58-ю главу, которая о сем достойно показывает, – и довольно будет тебе в предосторожность. Искушение Искушения, посылаемые от Бога – полезны Вы пишите о приходящем Вам рассуждении, что люди чрез несчастия делаются мудрыми, – истинно так: искушения, посылаемые нам от Бога, точно суть полезны; из оных мы познаем свою немощь, и можем судить здраво и о ближних, и видим сколь наша вера есть мала, когда тогда только благодушествуем, когда получаем благое, а когда оные отъемлются, упадаем духом. Искушение попустилось от злокозненного врага, потому что открывала не все помыслы Желаем о Господе радоваться и просим Вас не унывать и не удивляться, что сие попустилось искушение по действу злокозненного врага ко искусу и познанию своих немощей, дабы мы не мудрствовали и не думали нечто о себе, но смиряли бы и отдавали бы себя под крепкую руку Божию, и потщались исповедовать свои помыслы. Во искушении требуется терпение, признание своих грехов и самоукорение Евдокии Петровне Домогацкой скажите, что во искушении ее требуется терпение и сознание своих немощей, признание своих грехов и самоукорение, чтобы Бог презрел и умиротворил враждующих на нее. А ежели будет обходиться с прекословием, вздором и злопомнением, то более воздвигнет на себя гонение и скорби. Всякое искушение побеждается смирением, самоукорением и терпением

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Собирая исторические материалы, относящиеся до «жилых церквей», мы сочли полезным выписывать и сведения о церковных местах, где некогда существовали храмы с принадлежащими к ним землями. Эти сведения, но нашему мнению, будут полезны с одной стороны, как для составителей церковных летописей тех церквей, которые были построены на прежних церковных местах, после 1740–46 годов, так и для тех церквей, в приходе которых ныне находятся церковные места бывших на них храмов. С другой стороны, при посредстве наших сведений о церковных местах, получится точное происхождение названий некоторых деревень и пустошей, например: Рождественского, Троицкого, Покровского, Никольского и пр. Эти названия селений и пустошей, по самой своей сущности, как-бы указывают на то, что они прежде были селами и при них некогда существовали храмы, от которых и присвоено им прозвание. Но за отдаленностью времени сделалось неясным происхождение таких прозваний деревень и пустошей; жители их руководствуются в этом случае только догадками и предположениями. Наши сведения о церковных местах в некоторых случаях объяснят эти догадки и предположения. В третьих, сведения о церковных местах могут быть полезны и в археологическом отношении. Не редко в некоторых местах, поросших лесами и запаханных, полями, встречаются камни от каких – то бывших построек, а иногда попадаются надгробные кресты я плиты с сохранившимися на них неясными изображениями и письменами; во многих местах одиноко стоят каменные столбы и тлеющие и полуразрушившиеся от времени сиротливой деревянной часовенки. Откуда взялись эти памятники старого времени и о чем они свидетельствуют? Часто на эти вопросы нет ответа. В народном сознании эти памятники и признаки старины в большинстве случаев окружены завесом таинственности и об них сложились легендарные сказания. Сведения о церковных местах откроют во многих случаях завесу таинственности, которую наложила давность времени на памятники и признаки старины: они укажут, что попадающиеся камни, плиты, столбы, часовенки суть именно те места, где были некогда храмы, а при них кладбища, – и ни о чем другом больше не свидетельствуют. Наконец, положим, что и наши сведения «о церковных местах» слишком ограниченные, но по крайней мере, они могут открыть точное название упраздненных храмов, а иногда и год их существования и причину их уничтожения: по ветхости ли, за неимением ли средств к возобновлению и дальнейшему существованию, или от врагов русской земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010