По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Синодальный отдел по монастырям и монашеству более трех лет организует мероприятия, во время которых игумены и игумении монастырей имеют возможность обсуждать насущные проблемы монастырской жизни, обмениваться опытом, просить совета или помощи у руководства Отдела и духовно опытных людей. О том, насколько полезен бывает для монастырей такой опыт общения, как организована работа ответственного за монастыри в епархии, а также об особенностях монашеской жизни городского монастыря мы беседуем с настоятелем Спасо-Преображенской обители в Рославле (Смоленская митрополия) игуменом Мелетием (Павлюченковым). Делиться опытом и помогать друг другу Отец Мелетий, Вы принимаете активное участие в собраниях и конференциях, которые организует Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Полезны ли, на Ваш взгляд, эти мероприятия для монахов? Необходимы. Они должны в разных форматах проводиться на регулярной основе. Могу с уверенностью сказать, что после игуменских собраний у многих из нас изменилось отношение к Отделу. Его перестали воспринимать как надзорный карательный орган. Ведь многие думали, что если на собрании ты «откроешь рот», то завтра же к тебе приедут с проверкой и, скорее всего, СЭС или кто-то еще закроет монастырь. Но мы убедились в том, что теперь у нас есть возможность общаться друг с другом в формате собраний и конференций, делиться опытом, слышать ответы на свои вопросы и узнавать о способах решения тех или иных проблем. Мы также получили возможность общаться с руководством Отдела, с архиепископом Феогностом, который всегда говорит о том, что задача Синодального отдела – помогать монастырям. На конференциях особенно интересно бывает слушать живые доклады. Например, на монашеской секции Рождественских чтений, которая проходила в Сретенском монастыре, владыка (тогда архимандрит) Тихон очень живо и интересно описывал свой опыт управления монастырем, рассказывал, как на практике решаются те или иные задачи, встающие перед ним и братией. И это тоже очень важно.

http://pravoslavie.ru/95321.html

поиск:   разделы   рассылка Как надо понимать левый консерватизм Александр Щипков отвечает на вопросы Литгазеты Недавно вышел в свет общественно-политический сборник " Перелом " и сразу стал предметом активного обсуждения. Не все статьи можно подвести под единый идеологический знаменатель. Но все авторы сборника исходят из необходимости пересмотра базовых понятий российской общественной жизни в пользу новых, где центральными являются " справедливость " и " традиция " . Эту смену парадигмы " переломовцы " объясняют рождением новой, левоконсервативной идеологии. О сути этой идеологии " ЛГ " рассказывает составитель сборника " Перелом " политолог и публицист Александр ЩИПКОВ. – Александр Владимирович, сборник " Перелом " вызывает споры, кто-то называет его провокационным, кто-то скандальным. Признайтесь, вы и ваши коллеги – чего вы добивались? – Насчёт скандальности, думаю, что это преувеличение. Ничего особенно скандального я там не вижу. Что касается дискуссий, то сейчас, в наше переходное время, они нужны и полезны. Если, конечно, ведутся всерьёз, а не в порядке политического шоу. Всё, что мы сказали в сборнике, мы говорили серьёзно. Мы должны были обозначить резкий сдвиг общественной ситуации, который именно сейчас, сегодня происходит. Мы его обозначили. – А что именно, на ваш взгляд, происходит? – Прежде всего заканчивается эпоха политических симуляций. Псевдооппозиционности, псевдодержавности, псевдогражданственности, разного рода " ребрендингов " и " апгрейдов " . Мы на пороге того, что в мире принято называть real politic – реальной политикой. Метод " технологии вместо политики " больше не действует. Придётся принимать реальные политические решения. – Почему вы так думаете? – Это видно. Один из признаков – переход с первого ряда политического партера на второй или третий главного архитектора российской политической модели Владислава Суркова и смерть лондонского оппозиционера Бориса Березовского. – Это само по себе что-то меняет? – Нет. Но это признак перемен. Привычные технологии перестают работать. Мы всё меньше понимаем, что происходит с обществом и какие приоритеты у государства. Нас всё время кидает из стороны в сторону. От попыток вдохнуть новую жизнь в наукограды – к проектам платного образования, то есть новой сословности. От ювенальных технологий, наступления на интересы семьи – к поддержке президентом родительских общественных организаций. От атаки на Церковь – к попыткам защитить её посредством нового закона.

http://religare.ru/2_101860.html

поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Максим Козлов Церковь и государство (Историческая ретроспектива и современная ситуация) " Любое государственное устройство не гарантирует нам рая на земле " По материалам:  Богослов. ру Представляем вниманию читателей текст доклада первого заместителя председателя Учебного комитета РПЦ МП, профессора МДА протоиерея Максима Козлова, представленный в рамках международной научной конференции МГУ им. М.В. Ломоносова " От древней Руси к Российской Федерации: История Российской государственности " (Москва, 28-29 сентября 2012 г.) Проблема взаимоотношений Церкви и государства, Церкви и общества вызывает в нашей стране повышенный интерес как в церковном сознании, так и в обществе в целом. Думается, это обусловлено в первую очередь тем переломным моментом в своем развитии, который переживает Россия. По какому пути она пойдет дальше? Какое влияние на жизнь общества, его социальные структуры, на деятельность органов власти, на внутреннюю и внешнюю политику государства будут оказывать православные христиане как носители традиционных духовных ценностей, как члены сообщества, объединенного единой верой и (по крайней мере, так и должно быть) единым мировоззрением? Какие пути внутреннего самоопределения в нынешней политической ситуации допустимы и полезны для каждого из нас, православных русских людей? Насколько велика должна быть инициатива иерархов, чтобы успевать в лечении язв нашего больного времени? Где границы социальной активности Церкви, её действенного участия в жизни народных масс? Ответить и даже просто попытаться ответить на все эти вопросы, по нашему глубокому убеждению, невозможно без обращения к жизненному историческому опыту Церкви. Священное Писание и учение святых отцов говорит, что Церковь основана Самим Богом, но оно говорит также, что и государство имеет свое начало в предначертаниях Промысла Божия о мире. Как то, так и другое являются божественными установлениями, и целью их является временное и вечное благо человека. Бог есть Творец не только человека, но и общества. Он вложил в природу человека любовь к общественной жизни, вселил в человека стремление к общению с другими людьми. Сама Церковь, как Тело Христово, призвана утолять запросы не только отдельных личностей, но и стад церковных, целых народов и государств, а через них – всего человечества, спасать (как мы возглашаем во время Литургии) " всех и вся " . Не случайно свое историческое бытие Православие проходит как единство Поместных, то есть, по сути, национально-государственных Церквей, находящих реально-конкретное воплощение в своем народе, в своем государстве, в своей власти, в своем воинстве.

http://religare.ru/2_97177.html

После мученической кончины св. апостола Павла в Коринфской Церкви произошли беспорядки. Некоторые люди, жившие своим разумом, а не разумом Церкви, подняли мятеж против законно поставленных священнослужителей и установленного ими порядка богослужения. Еретики насильственно выгоняли священников из церкви, а их право присваивали себе. Этот дерзкий поступок в Церкви Коринфской вскоре стал известен многим Церквам, в том числе и Церкви Римской, которой в то время управлял св. Климент. Он, видя всю опасность разделения в Коринфской Церкви, пишет свое первое послание, в котором с кротостью убеждает возмутившихся прекратить церковные беспорядки и повиноваться тем, которые поставлены законно и имеют свое непрерывное иерархическое преемство от Христа и Апостолов. «Иисус Христос, – говорит он, – был поставлен от Бога, а Апостолы – от Христа, то и другое в порядке Божием» 150 . Св. Климент, раскрывая необходимость определенного порядка в Церкви Христовой, приводит аналогию современной ему военной организации в римском государстве. «Представим себе воинствующих под начальством вождей наших: как стройно, как усердно, как покорно исполняют они приказания… Каждый в своем чине исполняет приказание царя и полководцев. Ни великие без малых, ни малые без великих не могут существовать. Все они как бы связаны вместе, и это доставляет пользу» 151 . Далее он указывает на гармоничность и целесообразность устройства человеческого организма: «Возьмем тело наше, – говорит св. Климент, – голова без ног ничего не значит, равно и ноги без головы, и малейшие члены в теле нашем нужны и полезны для целого тела» 152 . «Пусть же будет, – говорит св. отец, – здраво и все тело наше во Иисусе Христе, и каждый повинуется ближнему своему сообразно со степенью, на которой он поставлен дарованием Его. Сильный, не пренебрегай слабого, и слабый, почитай сильного; богатый, подавай бедному, и бедный, благодари Бога… мудрый, показывай мудрость свою не в словах, но в добрых делах» 153 . Таким образом, св. Климент увещевает возмутившихся смириться и не восставать против законно поставленных епископов и пресвитеров, советует «присоединиться к тем, которым дана от Бога благодать» 154 . В свою очередь, св. отец дает наставление истинным пастырям, какими они должны быть по своей жизни, а именно: он говорит о кротости, смирении и любви, об избежании зависти, гордости, гнева, клеветы, вражды и т. д. Учение св. Игнатия Богоносца (†107)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/l...

После сугубой ектеньи митрополит Иларион прочел молитву о мире на Украине.  За богослужением было совершено славление перед главной святыней храма — чудотворной иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость».  По окончании Литургии владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом: «Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Исайя, Ваше Высокопреосвященство, владыка архиепископ Иаков, Ваши Высокопреподобия и Преподобия, дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с престольным праздником нашего святого храма — днем памяти иконы Пресвятой Богородицы " Всех скорбящих Радость " . Эта чудотворная икона в нашем храме пребывает с конца XVII века, когда были засвидетельствованы первые чудеса от нее. И с тех пор на протяжении веков тысячи людей приходили и приходят к этому чудотворному образу, чтобы помолиться Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии и получить у Нее исцеление в болезнях и утешение в скорбях. И каждый, кто с молитвой прибегает к Царице Небесной, получает от Нее благодатную помощь через сию святую икону. В этом году празднование в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " совпало с воскресным днем. И сегодня мы слышали притчу Господа нашего Иисуса Христа о богаче и Лазаре, в которой рассказывается, как один богатый человек жил, веселился, праздновал, пировал, красиво одевался, а у его ворот лежал нищий Лазарь, в струпьях, никому не нужный, и мечтал только о том, чтобы напитаться крошками со стола этого богача. Когда они оба умерли, после смерти один оказался на лоне Авраамовом среди праведников, а другой попал в ад. И на лоне Авраамовом оказался вовсе не тот, кто праздновал, веселился, пользовался почетом и уважением, а тот, кто был никому не нужен и казался многим, а может быть и самому себе, лишним человеком, непонятно для чего живущим на этой земле. Так происходит очень часто: в земной жизни у людей одни ценности, а когда человек после смерти переходит в мир иной, то оказывается, что там ценности кардинально противоположные. Зачастую в этом мире мы стараемся снискать благоволение знатных, богатых людей, которые, как нам кажется, могут быть нам полезны. И людское сообщество мы очень часто делим на друзей и врагов, на богатых и бедных. И, как правило, к одним мы стремимся, а других гнушаемся. Но в будущем веке все будет иначе, ибо мирская слава проходит, и если люди обращают внимание на внешние достоинства друг друга, то Бог смотрит на душу и на сердце человека. И очень часто в душе человека незнатного, неизвестного Господь обретает те сокровища, которых, увы, не находит в душе богатого, известного и знаменитого.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4665939...

Поучение к воспитанницам Владимирского Епархиального женского училища в день Введения во храм пресвятой Богородицы. (21 нояб. 1866 г.) Поздравляю вас, дети, с праздником Введения Божией Матери, и вместе с приобщением св. Таин! Ваше нынешнее светлое торжество, ваши благоговейные и счастливые лица и меня наводят на самые приятные об вас размышления. Какое счастливое, думаю себе, ваше положение в здешнем училище! Для образования вашего ума с вами проходят разные учебные предметы, о которых вы не имели бы дома никакого понятия. Чтобы приготовить вас для жизни, чтобы сделать из вас опытных хозяек, вас обучают разным рукодельям и женским ремеслам, которые не только выгодны и полезны будут ивам впоследствии, но и могут украшать вашу жизнь. А что всего важнее – у вас под руками все средства сделаться нравственными и благочестивыми христианками. Суеты и грязи житейской вы здесь не видите, храм Божий у вас над головами. Как угодить Господу Богу, – об этом вы слышите ежедневно от каждого из своих учителей и воспитательниц. На конец вы каждый пост, как истинные и добрые христианки, приступаете к свят. причащению и, принимаете в себя Господа Бога. Значит, вам остается только учиться, трудиться и молиться. К этому принаровлена здесь вся ваша жизнь. Может быть и из вас некоторые, а может быть и все вы, как дети, мечтаете иногда о домашнем приволье, об этой беспечной и шаловливой ребяческой жизни. Но подождите, поживите немного побольше, – и вы станете понимать, как иногда неосновательно, а подчас даже вредно и опасно бывает то, чего вам хочется. А вот, когда Господь приведет, кончите вы курс своего учения, то помяните мое слово, как вы часто, м. б. со слезами станете вспоминать о прежнем месте своего воспитания. Будет хотеться пожить хоть несколько опять здешнею тихою, разумною и спокойно-религиозною жизнию, – да нельзя уже будет! Пользуйтесь же теперешним временем, запасайтесь как можно больше всем, чему вас здесь учат и что вам внушают, чтобы выдти вам отсюда как можно лучше, т. е. как можно образованнее опытнее и нравственнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Предисловие В библиотеке русского Свято-Ильинского скита на Афоне имеется рукопись, писанная на полуславянском наречии (подобно наречию Четий-Миней св. Димитрия Ростовского ), церковнославянскими буквами. Об этой рукописи сохранились следующие устные сведения. В двадцатых годах прошедшего столетия молодой послушник одного из российских монастырей (крестьянин Орловской губернии) перешел в Немецкий монастырь в Молдавии, славившийся тогда высокою духовною жизнью своих иноков и аскетическими сочинениями бывшего в нем игумена – знаменитого старца Паисия Величковского , скончавшегося в нем в 1794 году. Этот послушник, принявши на новом месте жительства монашеский постриг с именем Софрония, долго пребывал в монастыре, в коем застал многих учеников великого старца Паисия, и в том числе инока краснописца Платона, переписывающего еще при жизни старца Паисия его сочинения и переводы с греческого языка. Краснописец Платон, по расположению к иноку Софронию за искусное его пение на клиросе, подарил ему переписанную собственной рукою означенную рукопись и при этом высказал, что помещенные в ней 45 аскетических слов, проникнутых строго святоотеческим подвижническим духом, составлены старцем Паисием. В 1836 году инок Софроний, оставив Молдавский Немецкий монастырь, поступил на жительство в Свято-Ильинский скит на Афоне, основанный старцем Паисием Величковским , во время его жительства на святой горе. В этом скиту инок Софроний скончался в 1867 году, на 72 году жизни, оставив в сей обители принесенную им означенную рукопись, о которой выше объясненное он сообщил многим братиям скита. По содержанию мыслей, проникнутых строгим святоотеческим духом, по характеру изложения, отличающегося простотою и в высшей степени убедительностию, рукопись весьма напоминает известные в печати сочинения старца Паисия, ревнителя словом и делом внутренней духовной монашеской жизни, что и служит подтверждением достоверности означенных библиографических устных сообщений о ней. Но нельзя положительно утверждать: принадлежит ли рукопись к самостоятельным произведениям отца Паисия, или к переводным, или даже к простой выписке из святоотеческих писаний, ибо всем этим он занимался, и все это можно заметить в рукописи, которую, в переводе на русском наречии, и издает Свято-Ильинский скит, для душевной пользы всех монашествующих, особенно ревнующих об уединенной аскетической жизни; а некоторые слова в ней весьма полезны и для светских лиц. Слово 1

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Предуведомление Бдите и молитеся, да не внидете в напасть. ( Мф. 26:41 ). Сице убо молитеся вы... ( Мф. 6:9 ). Внимательный Читатель сих Бесед без сего предуведомления узнал бы, что оне суть творение Блаженной памяти Высокопреосвященнейшего Михаила, Митрополита Новогородского и Санктпетербургского. На заглавном листе не поставлено его имени потому, что заглавие оставлено так, как написано собственною его рукою. Все творение издано также с собственноручной рукописи Его Высокопреосвященства. Первая Беседа написана им и присоединена к прочим незадолго пред его кончиною. Он писал ее, без сомнения, имея в мыслях заложенный им в Александроневской Лавре храме Святого Духа, который, однако, при жизни его не совершен и не освящен, но в котором положено его тело. В отношении к изъяснению порядка Церковной службы, творение сие не кончено: впрочем, главнейшие истины Христианского учения изложены в нем в связи и порядке, и потому оно имеет некоторую внутреннюю целость. Заглавием Сочинитель назначил сии Беседы для простолюдинов: и подлинно по образу изложения будут оне вразумительны и для простолюдинов: но по учению, и в самой простоте глубокому, и не для простолюдинов полезны будут. Скажем решительно, что и каждый прочитав сии Беседы не потеряет времени, но искупит оное. По обширному священному своему служению, Сочинитель сих Бесед Еллином же и варваром, мудрым же и неразумным должен был, Рим 1:14 ., и, при обилии благодати Божией, щедро заплатил долг. Берите умноженный им талант, и паки и паки употребляйте в дело, Христолюбивые Читатели! Беседа I. При Освящении Храма Господи Боже Израилев! всяка молитва , всяко моление, аще будет всякому человеку от людей Израилевых, егда познает кийждо болезнь сердца своего, и воздвигнет руце свои в Храме сем: и Ты услышиши от небесе, от готоваго жилища Твоего, и милостив будеши, и сотвориши, и даси коемуждо по путем его, якоже увеси сердце его; яко Ты Един токмо веси всех сердца сынов человеческих. 3Цар. 8:23, 38, 39 . Тако в благоговейном духе, преклонив колена долу и воздев руце горе, воззвал премудрый Соломон, Царь Израилев: когда выполняя волю благочестивого отца своего, порфироносного Пророка Давида, создал Живому Богу рукотворенный Храм с величественным украшением; когда, по принесении бесчисленных жертв пред священным кивотом завета Господня, Иереи внесли оный на место его, в давир Храма во Святая Святых, под крила златоблистающих Херувимов; и когда, по изшествии Иереев из того святилища, светоносный тонкий облак исполни весь Храм Господень так, что Иереи не можаху стати служити от лица облака; яко исполни слава Господня Храм ( 3Цар. 8:5, 6, 10, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

прот. Иоанн Козлов Недостойные священники 1) Маргарит сл. 3 о Озии. л. 198: «Священничества же устав горе седит, елика аще свяжете на земли, будут связани на небеси; царь здешняя вверен есть, а аз небесная, егда же реку аз, иерея глаголю, не убо аще видиши иерея недостойна, священничество оглаголуй; небо достоит оглаголовати то, но иже зле доброе содержащаго» (в русск. пер. т. 6, стр. 412). 2) Благовестное ев. Иоанна, зач. 65, л. 301 (в русск. перев. стр. 471 по 2 изд.): «Смотри же ми иерейского чина, яко божествен есть. Богу бо еже отпущати грехи, онем же се дадеся: тако убо чтем я, яко Бога, аще и недостойни суть. Что сия? Божия бо дара суть слуги, и благодать действует ими, якоже и ослом Валаамлим глагола. Не оставляет бо благодати наше недостоинство, яко иереом благодать дается, и того ради почитаем я». 3) Жизнь и творения блаж. Августина стр. 117 (no раск. Изд. 90–91): « Церковь не перестает быть святою и освящающею, если имеет служителей и недостойных и членов грешных. Кто имеет общение с грешником, но не соизволяет на его грех, тот остается чистым. Ибо ни пророки, ни апостолы, ни сам Иисус Христос не чуждались общения грешников, но только обличали и исправляли их. Служители церкви Божией не перестают быть орудиями благодати Божией, хотя бы сами не были святыми. Каков бы ни был священник, когда он молится за народ, его молитва возносится к Богу, его поучения, если содержат истину, полезны для верующего, за себя он сам даст ответ Богу, но для паствы своей он есть истинный пастырь». 4) Беседы на 14 послан. зач. 127, стр. 602: «Случает бося начальствующим быти злым и скверным, начинаемым же кроткия и смиренным: и людянинам убо в благоговении жити, священником же в лукавстве. И не имяше ниже крещен быти, ниже тело Христово, ниже принос онеми, аще бы везде достоинство благодать искаше, ныне же и недостойными Бог действовати обыче, и ни чим же крещения благодать от жития священнического повреждается: понеже имел бы приемляй умалитися. Сия же глаголю, да некто от предстоящих житие испытуяй священническое, соблазнится о совершаемых тайнах, ничтоже бо человек в предлежащая вводит. но все Божия силы. дело есть, и той есть тайно водяй».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Протоиерей Александр Авдюгин: О том, что не смог и не успел сказать… Даже отрицающие Бога понимают, что человек бессмертен. Но каким будет воскресение лично для каждого из нас? 5 апреля, 2014 Даже отрицающие Бога понимают, что человек бессмертен. Но каким будет воскресение лично для каждого из нас? Каждый из нас задумывался: какими мы будем после собственного воскресения? Именно внешне, как будем выглядеть? Как и не раз задавали мы себе вопрос о том, сможем ли узнать после личного воскресения тех, кого любили и кем дорожили? Мы все воскреснем! Именно с таким интригующим названием прошла моя очередная встреча (славу Богу, уже третья) в Духовном центре строящегося в Киеве кафедрального собора в честь Воскресения Христова. Почему интригующим? Да ведь в теме этой — все наши надежды, наша вера и, в тоже время, естественные и вполне оправданные страхи о том, каково будет это воскресение для меня лично? Пришлось даже к друзьям в ЖЖ и Фейсбуке обращаться с вопросом: что бы они желали услышать о нашем с Вами грядущем и обязательном воскресении? Пожеланий было предостаточно, но с чего начать, я практически до самой встречи так и не определил. Решение пришло практически перед самым началом нашего общения. Первыми словами после “доброго вечера” были: — Обычно говорят “начал за здравие, а закончил за упокой”, я же начну изначально за упокой, чтобы завершить именно о здравии. Итак, все мы обязательно умрем, причем неизвестно когда и обычно раньше, чем надеемся и предполагаем. Есть и еще одна обязательность, которая предстоит каждому — все мы воскреснем. Далее говорить было проще, так как еще ветхозаветный пророк Исаия сказал: “Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле” (Ис.25:8), а Своим искуплением наших грехов и воскресением в измененной плоти, Господь утвердил нашу грядущую будущность. Трудно сказать насколько слушателям были полезны и понятны мои рассуждения, это им вопрос задавать надобно, но судя, по многочисленным запискам, на которые пришлось отвечать, тема была нужной.

http://pravmir.ru/protoierey-aleksandr-a...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010