Закрыть itemscope itemtype="" > Русская Америка 06.12.2007 500 Время на чтение 15 минут Американцы к крещению идут весьма охотно, крестилось без мала тысяч семь Св.преп.Герман Аляскинский , 1795г. 30 марта этого года исполнилось 140 лет со дня продажи Соединенным Штатам Америки единственной заморской территории России, называемой современниками Русской Америкой, а ныне более известной как самый северный штат Соединенных Штатов - Аляска. Дата, конечно, не очень круглая, да и энтузиазма особого не вызывающая у русских патриотов. И тем не менее, уроки, которые мы можем извлечь из этой истории, достаточно поучительны и, как кажется автору, могут быть полезны для поиска решений некоторых наших насущных национальных проблем. Поэтому прошу внимания у благосклонного читателя. 1. Краткая история Русской Америки Эпоха великих географических открытий в России вылилась в основном в расширение русского государства на Восток. В конце XVI века во времена Иоанна Грозного походами Ермака началось освоение Сибири. После покорения Сибирского ханства Кучума на огромном просторанстве открывшихся земель русские не встретили какой-либо сложившейся государственности. Местные племена, как правило, предпочитали добровольно подчиняться власти Русского царя взамен на гарантии защиты от внешних врагов. Уже к середине XVII века русские землепроходцы достигли Тихоокеанского побережья Азии, а атаман Семен Дежнев обнаружил, что до Америки можно добраться только морем. Последовавшее затем освоение Дальнего Востока в первой половине XVIII века завершилось открытием Русской Америки Витусом (в крещении Иван Ивановичем) Берингом со стороны Тихого океана. Это открытие стоило жизни командору Российского флота, упокоившемуся на островах, названных в его честь Командорскими. С 1740-х годов начались промышленные плавания русских купцов и мореходов в эти края. К началу XIX века на Дальнем Востоке возникли поселения, игравшие роль центров русской государственности. По мере продвижения на восток русские заселяли Алеутские острова и побережье Северной Америки.

http://ruskline.ru/analitika/2007/12/06/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Что читать? Советуют священники 24.09.2015 1035 Время на чтение 6 минут Фото: Игорь Кубединов/ТАСС Рекомендации для «захожан» и прихожан Летом обычно не до чтения, но с приходом осени руки сами тянутся к книге. Год литературы выходит на финишную прямую. Однако запутаться можно даже в очень хорошем, причем с самыми добрыми намерениями. Обилие издаваемой сейчас православной литературы порой сбивает с толку, тем более новоначальных. Какие книги стоит в первую очередь прочитать тем, кто только становится из «захожанина» прихожанином? А тем, кто уже освоил «православную азбуку»?.. На эти вопросы отвечают священники самых разных российских епархий со всех концов страны - от Дальнего Востока до Северного Кавказа. Их советы будут полезны не только верующим, но и всем, кто интересуется основами духовной культуры России. Протоиерей Виктор Горбач, настоятель храма во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского (Южно-Сахалинск): - Вопрос не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Ведь выбор литературы, в том числе и православной, зависит от базового образования человека, намеренного воспользоваться советом. Кому-то из новоначальных можно посоветовать «Закон Божий» Серафима Слободского, а другим предложить, например, «Исповедь» блаженного Августина. Но, конечно, главное для любого христианина - это чтение и понимание Библии. В этой связи я считаю очень полезными толкования книг Священного Писания протоиерея Олега Стеняева. Отец Олег обладает редкой способностью посредством простых и понятных образов показать актуальность Священного Писания в жизни каждого человека, его книги пробуждают интерес к чтению и изучению Библии. Следующим шагом может стать чтение толкований Священного Писания Феофана Затворника и других книг этого святого. Вот небольшая цитата из его «Письма 1121», написанного 29 апреля 1878 года и звучащего очень современно: «Вера - не всезнание, а лишь верное знание и обладание тем, что необходимо для спасения. Вера спасает, и мудрецами делает лишь в деле спасения. Прочая мудрость бывает ли при ней или не бывает - дело безразличное».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Закрыть «Постараюсь подражать владыке Назарию» В Александро-Невскую лавру прибыл новый наместник - епископ Кронштадтский Вениамин 16:22 31.08.2023 862 Время на чтение 3 минуты Фото: иеромонах Лев (Чихирин) В среду, 30 августа, в Александро-Невскую лавру прибыл новый наместник - епископ Кронштадтский Вениамин. В Свято-Троицком соборе его встретили епископ Кузнецкий и Никольский Назарий, братия, сотрудники и прихожане, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии. Епископ Вениамин приложился к главным святыням лавры - мощам благоверного великого князя Александра Невского и иконе Божией Матери «Невская Скоропослушница». Был отслужен молебен. «Я хочу здесь перед Богом, перед святыми мощами Александра Невского, перед святынями нашей лавры вручить вам главное сокровище - братию, - сказал владыка Назарий. - Собирать братию - самое трудное. Можно золотить, реставрировать, созидать, но если не будет братии, то монастырь - всего лишь архитектурный памятник. За двадцать семь лет, что я управляю лаврой, из восьми насельников, что я принял, число их выросло до шестидесяти восьми. Желаю вам не только сохранить, но и приумножить братию. Это одна из главных задач любого наместника. Управлять городским монастырем сложно. Если вдруг что-то будет непонятно - я всегда готов прийти на помощь. Прошу ваших с братией молитв. Я отправляюсь на новое послушание - управление епархией, имея сугубо монастырский опыт. Несмотря на то, что нас будут разделять почти полторы тысячи километров, я душой останусь с этой обителью. Верю твердо, что Пресвятая Богородица и благоверный князь Александр Невский не оставят вас своим покровительством». Епископ Вениамин поблагодарил владыку Назария за теплый прием, выразил надежду на молитвенную помощь и поддержку со стороны насельников и прихожан монастыря. «Благодаря вашему доброму, широкому сердцу я получил утешение и спокойно взошел на кафедру в Свято-Троицком соборе, - сказал он. - Конечно, для вас двери лавры всегда открыты, это ваш дом. Быть здесь столько времени, нести послушание, которое Церковь вам установила - это великий подвиг. Я буду стараться достигнуть этих высот и все ваши начинания и дела приумножить. Понимаю, что для всех вас я новый и в чем-то чужой человек. Я не из этой среды, но Господь судил мне это послушание - во всем есть промысл Божий. Я буду стараться с вами сродниться, надеюсь, что мы соединимся в едином теле, где есть глава Христос. Будем вместе с братией наши монашеские подвиги приумножать на благо нашего спасения. Знаю, как тяжело прощаться со своим пастырем. Я тоже прощался с паствой, было много слез и переживаний. Постараюсь подражать владыке Назарию. Дай Бог, чтобы мы стали единой семьей и наши сердца едино бились. Мы с вами единой веры и у нас один подвиг - достигнуть великого дара спасения. Надеюсь, мои дела будут полезны и братии, и людям, которые сюда приходят».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/31/po...

И.Е. Халколиванов Письма духовного отца к его духовному сыну, живущему в селении, в котором есть часть молокан, о вере и жизни христианской Источник Предисловие Предлагаемые здесь письма между духовным отцом и его духовным сыном, касаются, по преимуществу, заблуждений молоканских по предмету их верований, и частию имеют в виду и исправления некоторых, более общих, пороков в нашем простом народе. Издаются они в свет, согласно желанию духовного сына, и многих других, читавших эти письма, дабы доставить тем возможность читать их наибольшему числу людей, живущих среди молокан, и самим молоканам, для душевной их пользы. Дай Бог , чтобы действительно они были полезны нашим добрым поселянам. Дай Бог, чтобы очевидность истины воздействовала в сердцах заблудших к обращению их к тому, кто есть путь истина и живот ( Ин.14:6 ), и ко св. Соборной Апостольской церкви, яже есть церковь Бога жива, столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ) – Утверждение во истине и желание всем душевного спасения вот побуждения, по которым издаются в свет настоящие письма. Кафедральный Протоиерей Иоанн Халколиванов. 27 марта 1863 года. Письмо 1 Духовный сын извещает духовного отца о благополучном прибытии его на новоселье, об удобствах жизни на новом месте и о том, что в числе жителей, по слухам, не мало есть молокан, и просит дух. отца молиться за него и утверждать его в истинах православной веры. Любезный Батюшка, Духовный мой отец! Вот я и прибыл к месту моего назначения. Благодарение Богу, и Царице Небесной и Святым Угодникам Божиим за сохранение меня и моего семейства в пути здравыми и невредимыми, и от всякой напасти свободными. Благодарение и вам, Батюшка, и низкий поклон от меня и всего семейства моего. Ибо мы уверены, что вы, Вашими святыми молитвами, весьма много способствовали нам мирно и благополучно достигнуть предела нашего странствования. На новоселии своем нашли мы много доброго и приятного. Церковь у нас в селе просторная, украшенная и с хорошим звоном. Батюшку, отца духовного, тоже хвалят, как человека умного и рачительного о пастве; земли, слышно, здесь довольно, и хорошего качества. Но сказывают, что довольно здесь молокан, которые зовут себя духовными христианами и которые, сказывают, весьма вредны Церкви Божией и православному народу. Верно, родимый мой отец духовный, добра без худа не бывает; растет и доброе семячко, растут с ним и плевелы! На Ваши святые молитвы я надеюсь, Батюшка, и прошу Вас вразумлять меня своими советами и наставлениями. Простите, Батюшка, и благословите заочно духовного вашего сына на новом месте моего жительства. Ответ

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pisma-du...

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» 29 июня, 2017 Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь», которая является второй в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение». «Соль — добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою» (Мр. 9:50). У Луки то же изречение приводится в иной редакции: «Соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее» (Лк. 14:34–35). Здесь упоминается еще один способ употребления соли: в качестве удобрения. Однако и для этой цели нельзя использовать испорченную соль. Раннехристианские авторы толкуют изречение Иисуса как в буквальном, так и в переносном смысле. Ориген говорит о том, что, как соль предохраняет мясо от порчи и позволяет ему долго сохраняться, «так и ученики Христовы всячески поддерживают и сохраняют эту земную область, препятствуя зловонию, происходящему от грехов идолослужения и блуда» . По словам Иоанна Златоуста, Христос как бы обращался к ученикам: «Слово, которое вы слышите, относится не только к вашей жизни, но и ко всей вселенной. Я посылаю вас не в два, не в десять, не в двадцать городов, не к одному народу, как некогда пророков, но на сушу и море, во всю вселенную». Говоря «вы — соль земли», Христос «показал, что вся человеческая природа обезумела и прогнила от грехов. Поэтому Он требует от учеников таких добродетелей, которые были особенно необходимы и полезны для других» . Кирилл Александрийский считает, что солью Иисус называет рассудительность, которой исполнено апостольское слово, «ибо подобно тому, как без соли не съедобны ни хлеб, ни рыба, так и без апостольского разумения и научения всякая душа и безумна, и нездорова, и неугодна Богу» . Каков изначальный смысл слов Иисуса о соли земли? В этот образ заложен многоуровневый смысл. В самом широком смысле можно говорить о том, что христианство придает вкус человеческой жизни, делает ее содержательной, не пресной. Если Царство Небесное, принесенное людям Иисусом, является неким особым измерением человеческой жизни, то сравнение его с солью позволяет лучше понять его свойства и его ценность. Христиане, согласно Его учению, живут «в мире» (Ин. 16:33), но они «не от мира» (Ин. 15:19). Не смешиваясь с миром, они наполняют его жизнь смыслом, их присутствие в мире становится важным фактором человеческого благобытия.

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Месяц март 1-й день 187. К девам (Из жизни преподобной Домнины. Чет. Мин. марта 1) К вам, девы христианские, обращаем настоящее поучение наше. Так как по долгу пастырства мы должны заботиться о спасении всех, то в силу этого долга простираем заботу и на вас, и вам желаем сказать слово, которое ко спасению вашему послужило бы. Но что же сказать вам? Выслушайте от нас, на первый раз, совет следующий: поскольку, по слову Господа, «Царство Небесное силою берется, и только употребляющие усилие восхищают его» ( Мф.11:12 ), и вследствие сего вход в него должен быть трудным как для всех вообще, так в частности и для вас, то, для обеспечения вам этого входа, мы и советуем вам чаще обращаться к примерам св. дев, в своем девстве спасшихся, и у них учиться тому, как облегчить себе доступ в обители небесные. Примеры из жизни св. дев будут для вас весьма в этом случае полезны, ибо св. девы должны быть, по нашему мнению, для вас то же, что и указатели дороги для путников. Как последние, идя особенно по дороге скользкой и трудной, для большей безопасности и для скорейшего достижения цели путешествия, держатся за своего проводника и с ним подлинно скорее и счастливее достигают конца пути, чем если бы шли одни, так и вы, держась примера св. дев, думаем, легче и безопаснее пойдете по лествице, к небу ведущей, и скорее достигнете того града, «светильник которому Агнец» ( Откр.21:23 ). Но слово должно быть доказано делом. Поэтому мы и приступаем сегодня же к делу, и на сей раз для вашего назидания хотя и представляем только один пример святой девы подвижницы, но, однако, думаем, что и один он, отчасти по крайней мере, убедит вас в истине сказанного нами и оправдает совет наш. О преподобной Домнине-деве, память коей Св. Церковь совершает 1-го марта, блаженный Феодорит пишет следующее: «Чудная Домнина... в саду матери построила себе маленькую хижину, покрытую соломою. Постоянными слезами мочила она не только колена свои, но и одежду власяную, – такая одежда покрывала тело ее. В пение петухов идет она в храм Божий, который стоит не вдали, и, идя с другими мужчинами и женщинами, возносит хвалы Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Немногодетная мать троих детей Татьяна Любимова о том, как ее «особый» ребенок изменил жизнь не только своей семьи 23 октября, 2015 Татьяна Любимова о том, как ее «особый» ребенок изменил жизнь не только своей семьи Татьяна Любимова – руководитель группы «Солнечный пес», в которой собаки помогают «особым» детям. О том, что собаки могут быть полезны таким ребятам, Татьяна узнала благодаря своему первенцу – Саше, которого уже здесь нет. О том, чему научил Саша своих родителей, о приходе к вере, о подъеме, которые в девяностые испытывали те, кто возрождал церкви, и о многом другом Татьяна рассказала «Правмиру». Сколько себя помню, я мечтала о собаке. Всех окрестных собак я знала по именам, со всеми дружила, кроме свирепой стаи, которая охраняла завод. Жили мы на Восточной улице, около Симонова монастыря, на кладбище которого построили Дворец культуры ЗИЛ. Мы часто с братом ходили туда в библиотеку, на новогодние елки. Мечтали найти могилы богатырей. Однажды, когда мы с братом скакали на игрушечных лошадках, нас остановил незнакомый человек и сказал: «Вы везде бегаете, на конях скачете, а слышали про Пересвета и Ослябю? Они похоронены где-то здесь, на территории монастыря». На самом деле их найти было невозможно: могилы находились на территории завода, которую охраняли свирепые собаки. Летом я гостила у бабушки в Закарпатье. Бабушка у меня была совершенно необыкновенный человек: прошла войну разведчицей, потом санитаркой в полевом госпитале, дочь репрессированного военачальника, жена репрессированного врача, лечившего Тито. В очередной раз она осталась одна после ареста мужа в 1948 году – с четырьмя контузиями, полученными на фронте, и с полуторагодовалым ребенком на руках, без средств к существованию. На работу ей, родственнице «врагов народа», устроиться было почти невозможно. Но она как-то смогла вырастить моего папу. Помню, как мы с бабушкой каждый четверг приезжали на базар и под завязку нагружали «Запорожец», выданный ей как инвалиду войны, продуктами. Потом целый день развозили эти продукты нуждающимся людям. Бабушка их опекала много лет. Мне сначала было неприятно в этих домах: там плохо пахло, они были темные, неуютные. Да и люди там были разные, кто-то плохо передвигался, кто-то сразу начинал жаловаться, плакать.

http://pravmir.ru/nemnogodetnaya-mat-tro...

Никогда, может быть, даже во времена гонений от язычников, не было столько опасностей для Церкви, как в наши якобы мирные дни. Ей грозят и внешние и внутренние враги. Внешние – это секты и расколы, открыто отпадшие от нее: внутренние – это не порвавшие открыто единения с нею, но уже не единомышленные, уже мудрствующие по своему смышлению в вопросах веры и понимания жизни по вере. И последние, при известных условиях, могут быть опаснее первых. Потеряв доверие к авторитету руководительства церковного, они легко могут подчиниться влиянию еретичествующих мудрований и запутаться в сетях, расставленных еретиками. И это может произойти незаметно для них самих: некоторое время они будут еще считать себя православными, полагая, что усвоенные ими разномыслия, не существенны, но потом, укрепившись в этих разномыслиях будут уже и самую Церковь обвинять в неправом понимании своего учения и тем увлекать других, верных чад Церкви. А сии чада Церкви, зная их за православных, без всякого опасения будут прислушиваться к их мудрованиям и отравляться ими. Вот почему нам, пастырям Церкви, необходимо зорко стоять на страже святынь Православия, внимательно следя за всеми, даже, по-видимому, благоприятными течениями и явлениями в духовной жизни народа и образованного общества, зная, что и сатана иногда преобразуется в Ангела Света, и яд иногда подносится под видом лекарства. И чем невиннее кажется внешняя форма, в которую облечена опасная для Церкви тенденция, чем полезнее представляется то или иное начинание, та или иная добрая мысль, тем тщательнее следует обсудить это с точки зрения церковного учения, тем больше должно осветить это светом церковным. Да это, кажется, и сознается, по крайней мере, некоторыми из тех, кто верен заветам Церкви и понимает опасности, ей грозящие в наши дни. Поневоле становишься чуток, иногда до болезненности, когда постоянно видишь, как враг подкрадывается с той стороны, откуда его не ожидаешь. А посему пусть простят нам, пастырям Церкви, те добрые миряне (от пастырей я этого не ожидаю), которые ненамеренно, неосторожно, по неопытности в духовной жизни, в деле учительства иногда односторонне освещают тот или иной вопрос в области этого учительства и тем дают нам повод обращать внимание на эту односторонность в предостережение чад Церкви от увлечения этою односторонностью. Мы полагаем, что такие указания полезны не только сим чадам Церкви, но и тем, кто является вольным или невольным виновником этого увлечения. В Церкви Божией, как в живом теле Христовом, все члены должны беречь друг друга и каждый должен знать и делать свое дело в духе любви и святого послушания Господу и ей, матери нашей – Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Но надо сказать правду: иногда такие рассказы, без всякого отзыва о них самого автора в отношении их действительности, наводят на печальные думы. Что если это – вымысел автора, а не действительный факт? А это нередко бывает в наше время. Хорошо еще, если хотя в основе-то лежит такой факт, в изложении только облеченный в литературную форму рассказа для того, чтобы сильнее произвести впечатление на читателя: с такими рассказами еще можно мириться. Для детей, живущих больше воображением, чем умом, такие рассказы даже полезны в воспитательном отношении. Но если это – с начала до конца – вымысел, то невольно припоминается слово святителя Димитрия Ростовского : “не буди ми лгати на святаго». Рассказывать о том, что могло быть, но было только в воображении автора, не значит ли “лгати» на промышление Божие, лгати, правда, бессознательно, лишь потому, что так делают многие писатели, что это-де – во славу Божию, для воспитания чувства веры и любви – это уж будет рассуждение в духе тех, кто учит, что цель оправдывает средства. Мифы нам не нужны. История Церкви полна фактами столь поучительными, что никакая фантазия сочинителей мифов до них не додумается. Мы живем среди чудес. Много их было в недрах жизни церковной прежде, не оскудевают они и теперь. Ведь и то уже чудо, что мы вот живем, движемся, есмы. Промысл Божий руководит всеми обстоятельствами нашей жизни, и то, что неверующие называют “случаем», то для нас – дело Божия Промысла. Ведь и самое слово-то “случай» означает только то, что человек не знает причины совершившегося, и только. А отрицать причину он никак не может. Этого не позволяет ему его здравый смысл, не позволяет непреложный закон причинности, постоянно проявляющийся в жизни. И вот верующий, внимательный к своей совести, к путям Божия Провидения, постоянно и видит чудеса как в своей личной жизни, так и в жизни мировой – государственной и общественной, церковной и семейной. Везде видна рука Божия. В смиренном самопредании в водительство Промысла Божия он заботится об одном: как бы, по невниманию или нерадению не опустить повода сделать дело доброе, как бы не ослушаться своей совести, в которой говорит ему его Ангел-хранитель, напоминая заповеди Божии и заветы родной матери-Церкви. Бог все видит и предвидит; всем руководит и всякому готов подать благодатную помощь; Он –

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

О.В. Шведов В. Организация приходского хозяйства 1. Организация богослужебной деятельности Богослужение является преимущественной деятельностью прихода, то есть является основной уставной деятельностью организации, зарегистрированной как православный приход. Уставное богослужение требует специально оборудованного церковного (культового) здания, именуемого Храмом. Приготовление церковного здания, построенного или реставрированного, к совершению православных богослужений включает в себя обеспечение ряда обязательных материальных и организационных условий. Основная цель приспособления Храма для богослужений – обеспечить полноту культовой и обрядовой обстановки совершения Тайнодействий. Клирики должны быть обеспечены всем необходимым для совершения Таинств и треб; молящимся должны быть предоставлены элементарные санитарные удобства и противопожарные гарантии как во время молитвы, так и в иные моменты пребывания прихожан в Храме; само богослужение и его элементы (пение, образа, проповедь и прочее) должны быть не только православными, но и доступными для слышания, видения и понимания прихожанам. Здесь сгруппированы советы, которые могут быть полезны для всякого храмового хозяйства и благочиния. 1.1. Благоукрашение Святого Алтаря Алтарь – святыня, место особого Божия присутствия. Церковное Предание говорит о том, что каждый Святой Престол, сооруженный в Храме, и на котором совершалась Божественная литургия, имеет своего Ангела. Поэтому нам выпала удивительная задача восстанавливать Престолы порушенных храмов, удовлетворяя чаяния Ангелов, печальников об утраченной некогда Святыне. Первое естественное желание и необходимое действие при входе в порушенный храм это восстановить Святой Алтарь, чтобы началось совершение Божественной Литургии. Принятые ныне правила реставрации и сооружений Святых Алтарей включают обустройство Святого Престола, Жертвенника и Ризницы – собрания предметов, необходимых для Богослужения. а. Святой Престол Основанием для Престола является специального рода деревянный стол, или каменное сооружение в виде стола. Деревянные Престолы характерны для России, а каменные – для южных стран (Грузия, Греция и т. п.). В настоящее время некоторые московские Храмы устанавливают каменные Престолы с особенной художественной отделкой сторон таких престолов. Распространенным украшением деревянных престолов является обкладка Престола металлически-стеклянными рамами, выполненными, как правило, в барочном стиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010