протоиерей Николай Успенский 2. О молитве и силе её Как мы должны относиться к читаемой молитве Когда мы хотим помолиться Богу и испросить у Него чего-нибудь, то прежде всего должны оставить все житейские заботы, отбросить все дурные мысли, всецело предаться Богу и предстать перед Ним со страхом и благоговением, то есть думать только о Боге. Второе требование от молитвы и не менее важное – это то, чтобы молитвы произносились не торопясь, но со вниманием, с пониманием того, что произносится, иначе не только молитвы не будут нам полезны, но, напротив, могут послужить во вред и осуждение. Молитва, произносимая без внимания, все равно что кадильница без огня, светильник без масла или тело без души. Но для того, чтобы наша молитва или просьба была услышана Богом, кроме правильного ее совершения необходима еще вера – уверенность в том, что наша молитва будет услышана и исполнена. Поэтому когда мы молимся, то должны быть уверены, что все наши молитвы непременно услышаны будут Богом. Но какие же это молитвы, в которых мы высказываем или свою просьбу, или выражаем свою благодарность Богу? Хотя у всех и каждого может быть своя молитва, отличающаяся от других, так что молитв может быть и очень много, но есть и такие молитвы, которые по заповеди Святой Церкви должен знать каждый христианин. О том, какие молитвы надо узнать каждому христианину, даже неграмотному, заповедает нам наша мать Святая Церковь , говоря: «Всеконечно подобает и нужно уметь всякаго возраста и пола человеку молитвы: «Отче наш», «Богородице, Дево» и «Верую во единаго Бога» – и читать по нескольку раз в день. Желательно было бы, чтобы эти молитвы каждый христианин читал три раза в день: утром, в полдень и вечером. При чтении всякой молитвы надо осенять себя крестным знамением, иначе сказать, креститься и делать малые и земные поклоны усердно, так, чтобы и душа, и тело молились Творцу своему. Если же кто-нибудь не знает этих необходимых, только что перечисленных нами молитв, то как можно чаще повторяйте молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешнаго».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Работы по преобразованию судебной части по духовному ведомству сделали вопрос о духовном суде очередным предметом науки и литературы. Долг науки, в настоящем случае, указать и разъяснить те исторические и канонические данные, которые могут руководствовать к правильному и всестороннему пониманию этого предмета, а именно, его оснований, существа, прав и целей деятельности. Наука обязана подвести итоги прошедшего существования судного института и представить выводы из прежних его действий, дабы, при свете и пособии этого материала, яснее понять существенные особенности подпавшей у нас преобразованию части, правильнее определить начала и удачнее начертать правила будущего ее существования и деятельности. Но само собой ясно, что наука должна брать древнюю, вселенскую церковь за исходный пункт для своих рассуждений и работ; потому что в древней вселенской церкви были выработаны первые законы духовного судоустройства и судопроизводства, там же были развиты, и первые процессуальные обряды и формы судебной практики. Знакомство в теории с этими законами и правилами, удержание в практике тех процессуальных обрядов и форм не только не лишни и полезны, но и совершенно обязательны, и необходимы при решении вопроса и о том, каков должен быть и каким желательно видеть будущий духовный суд отечественной церкви. Правда, законы и правила, а равно обряды и формы суда древней вселенской церкви развивались и получали свое бытие под видимым воздействием начал и форм государственного правосудия греко-римской империи, но и то не ложь, что от напора этого воздействия ни церковь не переродилась в государство, ни ее суд не утратил свойств и признаков самобытного, самостоятельного института. Государство, чрез своих подданных и свою власть, вообще готово было служить и самим делом служило церкви установлениями своего быта; церковь , в свою очередь, также рада была воспользоваться и самим делом, пользовалась ими, как данными общечеловеческого существования; но, пользуясь ими, она вливала в них свой собственный дух, свои особливые начала быта, она старалась согласовать их с собственными своими целями, старалась по возможности приноровить их к своему существованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Раздел 12: Материалы по истории Русской Духовной Миссии в Иерусалиме 635. Из письма настоятеля Русской Посольской церкви в Афинах архимандрита Антонина (Капустина) к обер-прокурору Св. Синода графу А.П. Толстому Афины 28 декабря 1857 г. Копия, рукой Антонина Приучив себя к мысли о неизбежном допущении ко Гробу Господнему всех, верующих в Господа, благодаришь Бога за то, что Православие является видимо господствующим там, где всего чувствительнее может казаться преимущество одного вероисповедания перед другим. На нас, при этом, лежит великая ответственность за все, что мы там делаем и чего не делаем. До войны 1172 надеялись в Иерусалиме (и вообще на Востоке) на нашу силу, теперь надеются на наш ум. Ожидают от нас мер сильных, достаточных к тому, чтобы посрамить те из происков враждебных Церкви нашей людей, против которых уже не в состоянии бороться греки. Что же делаем мы? Посылаем в Палестину несколько духовных лиц, – к слабому прибавляем слабое. Иерусалим и без того переполнен духовными лицами, бессильными перед местным правительством – по своему званию, бессильными и перед интригами Европы – по своему недостаточному образованию. Чем и в чем может помочь этим лицам наша Духовная Миссия при самом лучшем внутреннем устройстве и самой блестящей внешней обстановке ее? Может ли начальник ее войти в какое-нибудь официальное сношение с политическими властями местными и иностранными – там, где его лицо и голос будут нужны и полезны? Нет. Он может сноситься только с Патриархией – там, где его лицо излишне, а голос может быть даже нетерпим. Если Миссия наша – монастырь, то она слишком мала и неважна для того; – если гостиница для русских поклонников, то слишком велика и важна, чтобы быть тем; если она просто – только противовес патриархов Армянского и Латинского и епископа протестантского, то она необходимо должна иметь у себя огромные средства и, кроме того – одно лицо с сильным политическим весом, иначе она будет не только бесполезна, но и прямо вредна для нас, окончательно уронив вес наш на Востоке, потому что сделает из епископа нашего или бессильного деятеля, или праздного зрителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Казаки от 1547 до 1552 года Вместе с нравом Иоанна переменилось и все его окружавшее. На Кремлевской площади уже не слышны были крики людей, бежавших от злых медведей; в комнатах дворца уже не раздавался хохот шутов и скоморохов , которых там было множество в то время, когда Иоанн занимался только забавами. Нет! Теперь занятия его были совсем другого рода: каждый час употреблял он на что-нибудь полезное, каждую минуту думал о том, чтобы восполнить недостаток своего воспитания. Во время же отдыха от трудов наслаждением его были не прежние жестокие забавы, а приятное общество его добродетельной и прелестной супруги и умного друга — Адашева. Благочестивая, кроткая, прекрасная душа первой утверждала молодого царя во всех его добрых намерениях и молилась об их продолжении; а проницательный, твердый, деятельный ум второго помогал ему отыскивать несправедливость и защищать слабых от притеснения сильных. Великие способности Иоанна Васильевича с каждым днем более и более удивляли его счастливых подданных. Как быстро образ жизни его переменился, несмотря на множество различных и трудных занятий, несмотря на чрезвычайную его молодость! Он принялся за дело, самое важное для государства, — законодательство. Вместе с умнейшими боярами он рассмотрел все прежние законы великих князей и последнее уложение Ин. 3 и, дополнив его новыми постановлениями, издал в 1550 году книгу законов: Судебник, или вторую Русскую правду. Для лучшего образования юношества, готовившегося к духовному званию, молодой, попечительный государь приказал открыть училища в Москве и в других городах. Он хотел просветить не только духовенство, но и весь свой народ и для этого поручил Саксонцу Шлитту, который жил в Москве, вывезти из Немецкой земли разных ремесленников, художников, лекарей, аптекарей, типографщиков и других искусных людей. Это благодетельное намерение молодого государя не исполнилось: Шлитт, хотя и отправился в Германию и уже набрал там 120 человек, но Литовские рыцари, боясь, что вместе с просвещением России могущество и слава ее еще больше увеличатся, не допустили в Москву умных Немцев и самого Шлитта посадили в темницу. Однако некоторые из них пробрались потом в Россию и были полезны для наших предков своими знаниями.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Разделы портала «Азбука веры» ( 16  голосов:  4.3 из  5) О священнике Иосифе Фуделе Сергей Иосифович Фудель в книге своих воспоминаний писал: «Отец родился в 1864 году в семье делопроизводителя по хозяйственной части Владимирского драгунского полка и матери-польки. В “Хронике моей жизни” архиепископа Саввы Тверского есть такие строки: “Священник Фудель — интереснейший человек, внук немца заграничного, женившегося на русской, и сын отца, православного по матери, но плохо говорившего по-русски. Окончил он курс в Московском университете по юридическому факультету, прослужил три-четыре года в Московском окружном суде, женился, съездил в Оптину пустынь два лета кряду и с благословения почившего старца Амвросия бросил службу, полгода учился церковным наукам в Вильне под руководством почившего архиепископа Алексия и рукоположен им священником в Белосток… Это мастер служения и замечательный проповедник”. В 1892 году отца перевели из Белостока священником “Мертвого дома” — московской Бутырской тюрьмы, и он со всей горячностью своей натуры погрузился в громадную работу проповеди христианства среди заключенных. Это была целая эпоха жизни, продолжавшаяся 15 лет и надорвавшая его силы. Для начала ее характерно письмо к С. А. Рачинскому от 15 января 1893 года. “Причина моего молчания очень проста. Я просто-напросто, попав в Москву, завертелся в круговороте дел и забот… Тюремное дело — это такое сложное дело, что тут не только один священник, но и десять могли бы быть полезны. Это целый мир особых людей, более всего ищущих духовной помощи… Просто теряешься от той громадной области духовных нужд, какую представляет из себя тюрьма. Ведь здесь постоянно в среднем 2500 человек заключенных! Это целый городок людей духовно больных, людей, наиболее восприимчивых к духовному свету. И вот приходится теряться в громаде дел и впечатлений. Пойдешь по камерам, зайдешь в одну, другую — полдня прошло; как вспомнишь, что еще 45 камер, так и руки опускаются. А тут еще литературное дело отнимает часа три в день.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-svyashh...

Разделы портала «Азбука веры» ( 47  голосов:  4.3 из  5) Оглавление Читать II moм »> От издателя Многие русские эмигранты пишут свои воспоминания; многие, с различных точек зрения, стремятся подвести итоги пережитым годам испытаний, выпавших на русскую долю. Когда такие записки, воспоминания или заметки обрисовывают события искренно, правдиво и добросовестно, когда они написаны вне предвзятых мыслей, пристрастных предубеждений и тенденциозной партийности, – они всегда интересны и представляют собой более или менее ценный и содержательный вклад в том материале, которым впоследствии будут пользоваться историки, изучая, в объективном отдалении от наших переживаний, современную нам эпоху. Кроме того, все эти мысли и мнения, увековеченные печатным словом, полезны и для современников, помогая им разбираться в весьма сложных явлениях нашего лихолетия и приходить к обобщающим выводам. Еще больше интереса приобретает подобная литература в тех случаях, когда автором ее является кто-либо из людей, выдвинутых на верхи жизни государственной или общественной, влиявший, или по крайней мере пытавшийся влиять, на очередные повороты колеса Истории. Среди такого рода “воспоминаний” совершенно исключительное место должна занять книга князя Николая Давидовича Жевахова, по глубокому своему содержанию, по вложенной мысли, по легкому, интересному и талантливому изложению, по чарующей искренности, которой от нее веет. Я почел для себя особою честью издать эту книгу, и ее появление в печати доставляет мне высокое нравственное удовлетворение. Думаю, что, ознакомившись с трудом князя, такое же удовлетворение получит каждый чуткий, вдумчивый и честный русский человек, исповедующий монархические убеждения, преследующий национальные идеалы, христиански думающий и чувствующий… Много есть причин, почему так должно быть: многие характерные штрихи, которыми отмечены “Воспоминания” князя, обеспечивают успех книги среди русских читателей. Я не буду говорить о себе, ибо я могу быть пристрастен: очень уж я очарован книгой; очень уж полно мое чувство солидарности с каждой мыслью, с каждым замечанием, с каждым выводом князя. Но, рассуждая совершенно объективно, вне личных впечатлений, достоинства книги сами за себя говорят и, разумеется, в “рекламе” (да простится мне это пошлое слово) не нуждаются.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Разделы портала «Азбука веры» Анна Владимирова " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 2  голоса:  5.0 из  5) Все, устала, больше не могу. Горы немытой посуды, разбросанные по дому вещи и игрушки, и снова пустые кастрюли. Значит, опять предстоит трехчасовая вахта у плиты, к которой ты прикована, как раб к галерам. А потом – снова посуда, уборка, готовка, уроки с детьми, и снова по кругу. Каждый день – как день сурка, сплошная повседневность… Счастье жить по воле Божией Признаться, мне стыдно за мысли отчаянной домохозяйки: у меня замечательная семья, муж, дети – Господь дал мне все, что нужно для счастья. И не то, чтобы я была измождена домашней работой: в кране есть вода (не надо носить ведра от колодца), в квартире есть электричество (не надо рубить дрова или топить дом углем), есть мультиварка, которая сама сварит кашу, и стиральная машинка, которая постирает и даже высушит белье. Почему же вместо радости в сердце – раздражительность? Преподобный Амвросий Оптинский говорит: «Семейные тяготы должно переносить как добровольно избранную нами долю. Задние мысли тут скорее вредны, нежели полезны. Спасительно лишь то, чтобы о себе и о семействе молиться Богу, да сотворит о нас полезное по воле Своей святой». Прости меня, Господи. «Нам щедро дается сокровище дней, и мы не находим в том счастья. Не значит ли сие, что не знаем или не понимаем цены и употребления времени, когда так пренебрегаем оное?» – читаю у святителя Филарета (Дроздова) в книге его писем «Призовите на помощь Бога». И у него же нахожу ответ на вопрос, что же такое счастье: «Господь да обновит дни дщери Вашей, благословя ее здравием и миром и счастьем знать и находить свое счастье в том, чтобы жить по воле Божией». Счастье жить по воле Божией. В письмах святителя Феофана, затворника Вышенского, нахожу строки, адресованные, вероятно, такой же потерявшей радость в повседневных хлопотах женщине: «Вы – жена, вы – мать, вы – хозяйка. Обязанности по всем сим частям изображены в писаниях апостольских. Просмотрите их и возьмите на совесть исполнять. Ибо сомнительно, чтобы спасение могло устроиться помимо исполнения обязанностей, которые налагаются званием и состоянием. Ибо как то и другое от Бога, то то и другое может быть обращено или на угождение Ему, если верно исполняется, или на оскорбление Его, если не исполняется».

http://azbyka.ru/semya/recept-schastja-n...

Разделы портала «Азбука веры» Духовник или духовный отец (в Православной Церкви ) — 1) священник как пастырь, совершитель таинства покаяния; 2) духовный наставник; 3) особое должностное лицо в монастыре , в обязанности которого входит духовное руководство братиями (сестрами) на пути ко спасению (основной обязанностью такого духовника является пастырское попечение о насельниках монастыря и их духовном состоянии; он способствует тому, чтобы все насельники монастыря неопустительно проходили исповедь и приобщались Святых Христовых Тайн; для насельников весьма полезны также беседы духовника в частном виде, которые помогут глубже уяснить им смысл монашеского пути). Притом, что духовники в собственном смысле слова появились в монашеской среде в IV веке, само понятие (духовный) отец, по своему происхождению, восходит к апостольской эпохе. Так, апостол Павел, используя образ отношений отца с детьми, говорит, обращаясь к коринфским христианам: «…хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов, я родил вас во Христе Иисусе благовествованием » ( 1Кор.4:15 ). О том, что традиция формирования отношений между духовными наставниками и наставляемыми под образом отцов и детей была распространена среди первых христиан, свидетельствуют и другие новозаветные тексты (см.: 1Пет.5:13 ; 1Ин.5:21 ). На данном этапе основная роль духовного отца состояла в его участии в обращении человека ко Христу, в его Крещении и дальнейшем направлении по пути веры. В «Апостольских постановлениях» (кон. IV в.) «духовными отцами» называются епископы, причем акцент, как и в апостольских посланиях, делается не на принятии исповеди, а на крещении и наставлении в вере (II, 33). В монашеской среде роль духовников, в строгом значении этого слова, как правило, возлагалась на духовно зрелых, облагодатствованных, людей. В монашеской традиции существовал принцип беспрекословного подчинения и вверения себя благочестивому, опытному духовнику. « Кто верует, что в руке его пастыря находится его жизнь и смерть, никогда не станет прекословить » — наставлял прп.

http://azbyka.ru/duxovnik

Разделы портала «Азбука веры» За последние несколько лет многое изменилось в нашей религиозной жизни: началось бурное оживление христианства, открываются и украшаются пустовавшие доселе древние храмы, строятся новые, отстраиваются и заселяются монастыри, многие – особенно молодые люди – начинают ходить в Церковь , принимают святое крещение, молятся, исповедуются, причащаются, благоговейно лобызают христианские святыни. Епископы, священники, монахи стали почитаться в народе: их уважают, готовы помогать им восстанавливать разрушенное неверием. Каковы истоки этого движения, глубоки ли, долго ли продлится этот оживленный интерес к христианству – мы пока не знаем. Пути Господни неисповедимы! На многое из происходящего теперь в жизни нашей Церкви можно, кажется, смотреть с надеждой. Много должны мы радоваться за каждого человека, обратившегося от греховной жизни к христианству, пришедшего в Церковь . Ведь тогда только человек и начинает жить вполне, жизнь его начинает иметь смысл, когда он вступит в Церковь Христову. Радует оживление монастырской жизни, желание многих молодых людей жить в монастырях, глубже и серьезнее вникать в тонкости духовной жизни. Слово «монастырь» стало очень модно среди молодежи, появляется много желающих принять монашество. Но здесь – как ни похвальна такая их ревность, такое воодушевление – здесь необходима великая осторожность! Для тех, кто живет теперь в обителях или только думает отправиться туда, у кого зародилось или только складывается намерение стать на иноческий путь, полезны будут следующие предостережения и размышления. Всякая душа, когда обратится и вкусит сладости христианской жизни, сразу узнает в ней нечто себе близкое и родное – ведь каждая душа по природе своей христианка. Потому каждый человек, даже самый грешный, самый ожесточенный, может обратиться через покаяние и найти в Церкви Христовой свой родной дом. Но не так в монашестве: монастырь не для всех оказывается родным домом и не все желанны для монастыря. Чтобы естественно и гармонично вжиться в семью монахов, необходимо иметь некоторое таинственное внутреннее родство с этим племенем, подобно тому, как необходимо иметь музыкальный слух, чтобы созвучно влиться в поющий хор голосов. Монашество – великая тайна Божия, и далеко не все могут распознать его сущность. Оттого среди самых церковных и благо-настроенных христиан и даже пастырей Церкви наблюдается противоречивое, путаное понятие о монашестве: одни считают его совершенно отжившим свой век и уже ненужным; другие, наоборот, постоянно хвалят и славят его, ратуют за умножение монахов и монастырей, готовы каждого мало-мальски тяготящегося мирскими заботами христианина отсылать в обитель.

http://azbyka.ru/o-monashestve-2

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» И.Г. Минералова, иерей Михаил Потокин, Александра Оболонкова Детская религиозная литература " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" data-ll-status="" sizes="" srcset="" > И.Г. Минералова, иерей Михаил Потокин, Александра Оболонкова Детская религиозная литература В Избранное ( 4  голоса:  5.0 из  5) – А чтобы такое для ребенка взять почитать? – на самом деле, этот вопрос не так уж и часто звучит в магазинах православной литературы и церковных лавках. Все мы знаем, что выбор книги должен быть обдуманным. Многие помнят наставление святителя Игнатия Брянчанинова о том, что прежде, чем взяться за чтение, нужно разобрать «благоразумно и осторожно, кто писатель и что он пишет», чтобы не «исчеркать скрижали души разнообразными понятиями и впечатлениями». Поэтому, наверное, и идем в «проверенные», как считаем, места, и с легкостью берем любое приглянувшееся издание. Мы стараемся покупать для ребенка «православную литературу», которая его плохому уж точно не научит, но так ли все просто? Все ли книги, относимые к разряду «православной литературы», одинаково полезны? И что должен знать родитель, стоя возле полки с детскими книжками в православном магазине? Попробуем разобраться, а за помощью обратимся к сотрудникам церковных лавок и православных библиотек, доктору филологических наук, профессору кафедры русской литературы и журналистики XX-XXI веков МПГУ Ирине Георгиевне Минераловой и клирику храма иконы Божьей Матери Живоносный Источник в Царицыне иерею Михаилу Потокину. Внешнее «Если ребенок выбирает сам, – рассказывает продавец книжной лавки одного из крупных московских храмов Ксения, – то он бросается на красивые иллюстрированные книжки, и ему абсолютно все равно, кто написал, Шарль Перро или монах Лазарь». Не только дети, но и взрослые в первую очередь обращают внимание на внешний вид книги. Если книга яркая, если ее приятно держать в руках, то выбор будет в ее пользу, замечают продавцы.

http://azbyka.ru/deti/detskaya-religiozn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010