V. Пастырь и паства В царствование императора Галла (251 – 253) 19 ужасное бедствие постигло Римскую империю: то была чума! Эпидемия проявилась прежде всего в Аравии, оттуда была завезена в Египет, затем проникла в северную Африку и, наконец, ужасно свирепствуя, буквально уничтожая целые города и деревни, перешла в западные провинции Римской империи. Болезнь обнаруживалась столь различными и сбивчивыми симптомами, что трудно было бы подвести ее под какой-либо определенный вид эпидемической болезни. Страшное расстройство желудка совершенно ослабляло весь организм. Внутренний огонь сжигал горло, покрывавшееся язвами и нарывами, воспалял глаза, наливавшиеся кровью, и разъедал тело больного раком. Походка становилась нетвердою; слух тупел; зрение ослабевало... 20 Ужасное зрелище представляет Карфаген! Воздух душен, ни малейшего движения ветра; нестерпимый африканский зной убивает всякую энергию. На улицах мертвея тишина. Дома наглухо заколочены. В некоторых из них томятся покинутые родственниками и друзьями несчастные, подвергшиеся заразе. По улицам и закоулкам там и сям валяются выброшенные трупы и, распространяя нестерпимое зловоние, заражают воздух. Но – о, ужас! Между трупами шевелится много живых: то отцы выбросили своих заболевших детей, дети – родителей, мужья – жен... По временам слышится предсмертный стон; но алчность, не боясь заразы, спешит воспользоваться беспомощным положением умирающих... 21 В одном из просторных зданий, в наиболее удаленной от центра города улице, собралось общество христиан. Видно, тяжело у всех на душе: немое молчание оковало уста; вид мрачный, пугливый, подавленный. Те ли это, которые еще так недавно, в этом самом здании, так радостно приветствовали друг друга, тек братски обнимались, благодаря Бога за только что окончившееся гонение 22 ? Но вот внезапное оживление проявилось в обществе; взоры всех устремились в одну сторону; явился Киприан, любимый пастырь, отец верующих. Его взор светится милосердием и святостью. Его физиономия открыта, но важна и величава.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Введение Предварительные Понятия. 1. ЧТО ТАКОЕ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС? Православный катехизис есть наставление в православной христианской вере, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души. 2. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО “КАТЕХИЗИС”? Катехизис в переводе с греческого языка значит оглашение, устное наставление. С апостольских времен этим словом по традиции обозначается первоначальное учение о православной вере, необходимое каждому христианину (см. Лк 1:4, Деян 18:25). 3. ЧТО НУЖНО ДЛЯ БЛАГОУГОЖДЕНИЯ БОГУ И СПАСЕНИЯ ДУШИ? Для благоугождения Богу и для спасения души нужно: познание истинного Бога и правильная вера в Него; жизнь по вере и соответствующие ей добрые дела. 4. ПОЧЕМУ В НАЧАЛЕ НУЖНА ВЕРА? Вера нужна потому, что, как свидетельствует слово Божие, без веры угодить Богу невозможно (Евр 11:6). 5. ПОЧЕМУ КРОМЕ ВЕРЫ НУЖНЫ ЖИЗНЬ ПО ВЕРЕ И ДОБРЫЕ ДЕЛА? С верой должны быть нераздельны жизнь по вере и добрые дела потому, что, как свидетельствует слово Божие, вера без дел мертва (Иак 2:20). 6. ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ВЕРОЙ? По объяснению ап. Павла: вера есть… осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр 11:1). То есть: уверенность в невидимом, как бы в видимом, и уверенность в желаемом и ожидаемом, как в настоящем. 7. В ЧЕМ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ВЕРОЙ И ЗНАНИЕМ? Различие между знанием и верой заключается в том, что знание имеет предметом ощутимое и познаваемое, а вера — невидимое и даже непостижимое. Знание основывается на опыте и исследовании предмета, а вера — на доверии к свидетельству истины. Знание принадлежит уму, хотя может действовать и на сердце; вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается в мыслях. 8. ПОЧЕМУ В УЧЕНИИ БЛАГОЧЕСТИЯ НУЖНЫ НЕ ТОЛЬКО ЗНАНИЯ, НО И ВЕРА? В учении благочестия требуется не только знание, но и вера потому, что главным объектом изучения является Бог, невидимый и непостижимый, и премудрость Божия, окружённая тайной. Поэтому многое в этом учении не может быть охвачено знанием, а может быть воспринято только верой. “Вера,— говорит св. Кирилл Иерусалимский,— есть зрение, освящающее совесть; она даёт человеку ведение. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены” (Ис 7:9; Огласительное поучение, 5).

http://sedmitza.ru/lib/text/432169/

Гимн 36. Богословие о единстве во всем триипостасного Божества; и как (св. Отец), смиряя себя, (этим исповеданием) посрамляет самомнение мнящих о себе, что они нечто 293 . Каким образом, Боже мой, страсти, которые Ты некогда истребил во мне, снова оживают и наполняют меня мраком и скорбью? страсти (говорю) ярости и гнева, от которых во мне происходит парение и помрачение в голове моей, и которые ослепляют мои умные очи. Ибо они, увы мне, как бы принуждены бывают закрываться и смежаться, и я лишаюсь Тебя – Света, которого всякий желает, но немногие взыскуют, даже из тех, которые удостоились приобщиться Твоих неизреченных (откровений), и вещественно с неизреченным чувством причаститься (Твоих) страшных и для всех несказанных таинств, и познать невидимую среди видимого славу и необычайное таинство, в мире соделанное (только очень немного таких, как я хорошо знаю, которые пришли в ясное созерцание этого), таинство, соделанное Тем, Кто был в начале, прежде всех веков от Отца со Духом – Сыном Божиим и Словом 294 , Светом тройственным в едином и едином в трех. Ибо оба 295 суть один свет, Отец, Сын и Дух, существующий нераздельно в трех неслиянных лицах, которые однако соединены по Божественному естеству, а также началу, славе, силе и воле. Ибо три видятся мне, как бы на одном лице два прекрасных ока, исполненных света. Каким образом, скажи мне, очи без лица могут смотреть? а лицо без очей не должно, конечно, (и лицом) называться, ибо оно лишается главнейшего, или лучше сказать всего. Ведь если солнце лишится красоты света, то прежде (всего) само погибнет 296 , а потом и вся тварь, которой определено получать от него освещение и зрение. Так и Бог среди мысленных (вещей) если бы лишился одного, Сына или Духа, то Он не будет более Отцом; даже и живым бы Он не был, отвергнув Духа, от Которого всем подается жизнь и бытие. Итак, да почтит всякая поистине разумная природа (естество), какая (есть) под солнцем, да и какая над ним, Естество триипостасное, совершенно неизъяснимое. Ибо ни имени Бога, ни естества, ни вида, ни образа, ни ипостаси никто из людей не познал, чтобы изречь и описать и сообщить прочим.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Глава десятая. Кончина и погребение Моисея 10.1. Кончина и погребение Моисея Сорокалетнее странствование Израиля по пустыне подходило к концу. К концу подходил трижды сорокалетний жизненный путь великого Моисея. Искры воспламенившегося Божественной любовью в пустыне тернового куста устремлялись вверх и угасали. К народу Божию низошла с небес любовь Божия, низошла через синайского пастуха Моисея. А возлюбившая Бога душа его устремилась вверх, здесь угаснув. И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Ягве всю землю Галаад до самого Дана, и всю (землю) Неффалимову, и (всю) землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора. И сказал ему Ягве: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «семени твоему дам её». Я дал тебе увидеть её глазами твоими, но в неё ты не войдешь. И умер там Моисей, раб Ягве, в земле Моавитской, по слову Ягве. И погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня. Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась. И оплакивали Моисея сыны Израилевы на равнинах Моавитских (у Иордана близ Иерихона) тридцать дней. И прошли дни плача и сетования о Моисее ( Втор. 34:1–8 ). Долгий путь пастуха-странника пришел к своему концу. И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона. Фасга – название одной горной вершины из гор Аваримских в земле Моавитской, часть горы Нево. Еще во времена Евсевия Кесарийского одна возвышенность между Ливиас и Есевоном именовалась Фасга. На этой горе должен был закончиться путь, начавшийся от берегов Нила. Наименование горы Нево (Нево) произведено от слова (нава), что значит «пророчествовать», а наименование вершины Фасги (Писга) от слова (пасаг), т.е. «проникать». Другое духовное осмысление видения Моисеем Обетованной Земли после сорокалетнего странствования по пустыне дает Илья Екдик: «Не после бегства из Египта, т.е. не после пресечения греха делом, и не после прехождения моря, т.е. не после отсечения сочувствия и склонности ко греху; но после пребывания в пустыне, т.е. после претерпения всяких бед, лишений и скорбей, вождь Израиля сподобляется узреть землю обетованную, т.е. безстрастие, обладающее сильным созерцанием умным ( Втор. 34:1 )» т. 3, Цветособрание, п. 121]. Через скорби и лишения восходит человек к обетованному бесстрастию.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Глава четырнадцатая О помыслах, мечтании и рассеянии 1 Пост не только в пище, но прежде всего строгий пост чувств. Чувства, питаемые внешними предметами, передают от них яд уму и сердцу, и от этого яда бедная душа умирает для Бога. Наши святые отцы чего только не сказали о святом посте чувств! Все их учение обращено главным образом на очищение ума от греховных мечтаний и помыслов и на очищение сердца от скверных чувств. Также они учат тому, что мы должны попирать любое нравственное зло еще в зачатке, чтобы сохранить душу чистой. Совершенно необходимо, как только хоть немного приблизится какой бы то ни было дурной помысл, изгонять его, творя одновременно молитву ко Господу. И если мы будем так отражать помыслы, происходящие от чувств или от диавола, то очень скоро ощутим радость и пользу от воздержания чувств. Ева, если бы хранила свое зрение, то не отравила бы порождений своего чрева, то есть всех людей, родившихся от нее. Одним словом, воздержание чувств спасает человека от геенны. 2 Желаю, чадо мое, чтобы ты сражался с эгоистическими и гордыми помыслами, ибо от сего происходят все иные злые страсти и подталкивают бедного человека к бездне погибели. Страстным помыслам не придавай значения. Презирай их совершенно, поскольку их образы отвратительны. Презрение к подбрасываемым диаволом помыслам спасительно. Смирение – прекраснейшее искусство, ибо научает уклоняться от встречи с ними и препирательства и притекать ко Христу через молитву. Отбрасывать их можно и возражая им, но это трудный подвиг, и подвижник Христов должен быть очень опытным, чтобы выйти из подвига без потерь, ведь и сатана сведущ в Писании и представляет свои доводы, стараясь подставить сражающемуся подножку. А потому, что бы ни внушал он тебе посредством помыслов – будь то гордость, тщеславие, или осуждение, или иное что, ты поступай так, чтобы в одно ухо влетало, а в другое вылетало. Раз это страстные помыслы, беседовать с ними нечего. Я против того, чтобы ты беседовал и с еретическими помыслами, но твердо пребывай в молитве. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Двадцать шестой день. Поучение 1-ое. Св. преподобномученица Параскева. (Почему наши молитвы часто не бывают услышаны Богом?) I. Родители ныне прославляемой преподобномуч. Параскевы, Агафон и Полития, были римляне, по усердной своей к Богу молитве получившие единственную дочь, названную ими Параскевою, так как она родилась в пятницу. Параскева жестоко пострадала за исповедание Христа в царствование Антонина, во II в. Вверженная в котел с маслом и смолою, осталась невредима; бросив этой жидкости в глаза любопытствовавшему царю, ослепила его, потом по просьбе его даровала ему зрение, и многих страданиями своими, сопровождавшимися чудесами, обратила ко Христу. – После мук была усечена. II. Св. преподобномученица Параскева была дарована своим родителям по молитвам их. След. их молитвы были угодны Богу и, как такия, услышаны Богом. Наши же греховные молитвы не всегда бывают услышаны Богом. Причины, по которым наши молитвы бывают Богом не услышаны, главным образом заключаются или в том, о чем мы молимся, или в том, как молимся. А. Плотские, недальновидные, пристрастные к самим себе люди весьма часто молятся Богу безрассудно, молятся о вещах вредных, о вещах могущих быть поводом ко греху, или прямо грешных. а) Предмет их молитвы бывает безрассуден, когда призывают Бога к удовлетворению им в том, что может быть вредно для других людей, или вообще для мира, о порядке и благосостоянии которого Он печется отечески. Так, например, «ежели кто-нибудь из нас», отправляясь в дальнюю дорогу, молится Богу, чтобы во все продолжение его пути была погода ведреная, между тем как в то же время миллионы людей молятся Богу, чтобы был дождь, потому что иначе от засухи все их посевы засохнут, и они останутся без хлеба: то не безрассудно ли такой человек молится Господу Богу? б) Равным образом безрассудны бывают молитвы и тех из нас, кои молятся Богу безусловно о чем-нибудь таком, что очень легко может сделаться весьма вредным для собственной их души. Ты не доволен своею бедностью, и молишься Богу, чтоб Он сделал тебя богатым: но знаешь ли ты, что богатство не сделает тебя гордым, жестокосердым, нечестивым, как очень не редко бывает с богатыми? Истинно, Бог весьма часто не мог бы наказать людей жесточе, как если бы Он верно исполнял все безрассудные их молитвы!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype="" > Терновый мой венец 9. Летопись русской жизни по воспоминаниям и дневникам 02.08.2022 2259 Время на чтение 11 минут   Предисловие Глава 1 Глава 2   Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8     Глава 9 Подведение первых научных итогов. – Понимание сути советской общественной системы. – Социализм как одна из форм развертывания сатанизма   Официальная и подпольная работа в ЦСУ СССР , общение с представителями министерств и ведомств, беседы с Миндаровым, Людвиговым и другими информированными людьми подвели меня к очень серьезным обобщениям, касающимся сути общества, в котором я жил, так называемого социализма и его вождя Ленина. Моя бабушка Поля, своими глазам видевшая зверства еврейских большевиков над своими земляками в Вязниках и Муроме, навсегда запомнившая разрушение церквей и преследование священников, считала Ленина извергом и сатанистом. Когда она в сердцах это говорила моему отцу, я ее еще не понимал и был в ужасе от таких слов. Однако к середине 70-х годов я все более убеждался в ее правоте. Последнюю точку в моих сомнениях поставило знакомство с ключевыми мыслями русского философа Алексея Федоровича Лосева, человека великой и трагической судьбы, потерявшего зрение на лесоповале при строительстве Беломорканала. В дом Лосева был вхож мой друг Саша Матвеев. Именно он пересказал мне слова философа о том, что капитализм и социализм есть две формы развертывания сатанизма. Борьба сатаны с Богом – главная завязка мировой истории. Сатана пытается изменить христианский порядок, стремление к правде, добру и справедливости, обманув людей, предлагая им фальшивую возможность построить рай на земле без Бога. Антихристианская идеология построения утопического социалистического общества есть орудие борьбы с христианской цивилизацией, основанной на духовных ценностях Нового Завета. Первые зачатки социалистической идеологии связаны с деятельностью иудейских сект, тайных обществ и масонских лож, ставивших своей целью разрушение христианского миропорядка и построение на его руинах нового общества.

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/02/...

Исцеление слепорожденного (Ин.9:1–41) Господь сказал: Я – свет миру. И действительно, Его слово, с одной стороны открыло глаза слепорожденному, а с другой – дало познать ему Христа. Через сегодняшний рассказ Господь указывает нам путь, как познать Его, то есть Бога. И этот рассказ должен служить нам примером. Евангелие объединяет в своих повествованиях действительно происшедшее и его сокровенный смысл. Рассказ о слепорожденном настолько жив, что мы ясно видим сцену. Однако, в тоже время слепорожденный является символом всего человечества. Потому что все мы слепы, потерявши наш облик, схожий с Христовым. Сперва из-за первородного греха, а затем из-за наших личных грехов. Однако, мы опять обретаем его в таинстве крещения. Господь, говоря апостолам о слепорожденном, подтверждает, что ни он не виноват, ни родители его. И если этот человек болен, то его болезнь – не прямое наказание за грехи, но последствие греха. Удивительно то, как постепенно слепой направляется к совершенству познания и исповедания. Он не сразу получает откровение, хотя сразу обретает зрение. Он ещё не верует, но доверяется Тому, Кто первый обратился к нему, не задавая никаких вопросов. И только постепенно он будет исповедовать свою веру. Господь мог бы сразу духовно исцелить слепого, но предпочитает сперва употребить телесную меру и получить послушание. Слепой сперва слышал о Нем как о человеке, но затем предполагает, что это пророк посланный Богом и отвечает так фарисеям. Вот уже следующий шаг к познанию. А дальше он не устрашается фарисеев, возражает им и переносит изгнание. И потому, что он не боится открыто признать это, Господь опять встречается ему на пути и спрашивает: А ты веруешь ли в Сына Божия? ( Ин.9:35 ). И хотя Сам Христос перед ним, он все еще не уверен и спрашивает: А кто Он? Тогда Господь открывается ему. Божественное откровение – это высшая ступень. И слепорожденный кланяется Ему и признает Его Христом. Вот путь, которому мы все должны следовать: открыто исповедовать нашу веру, подтверждая её действиями. И тогда Господь нас найдет Сам, чтобы дать нам жизнь вечную. Неделя праотцев (на Мф. 22:1–14)

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Мысль Куда еще несешься, мысль моя? Смотри неуклонно на грехи мои, возбуждай во мне рыдание о них: мне нужно очищение горьким плачем, омовение слезами непрерывающимися. Не внемлет, летит – неудержимая, становится на необъятной высоте! Ее полет подобен бегу молнии, когда молния касается в одно мгновение двух оконечностей небосклона. И встала мысль на высоте духовного созерцания, оттуда смотрит на необычайное, обширнейшее зрелище, на картину живописнейшую, поразительнейшую. Перед нею – весь мир, все времена от сотворения до скончания мира, все события мира: и бывшие, и настоящие, и будущие; перед нею судьбы каждого человека в многодробной их частности; над временами, общественными событиями и частными судьбами зрится Бог, Творец всех тварей и беспредельный их Владыка, все видящий, всем управляющий, всему предопределяющий свои цели, дающий свое назначение. Бог допускает человека быть зрителем Своего управления. Но причины судеб, начала велений Божиих ведомы единому Богу: «кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» ( Рим. 11, 34 ) И то, что допускается человек быть зрителем Бога в Его Промысле, в Его управлении тварью, в судьбах Его, есть величайшее благо для человека, источающее для человека обильную душевную пользу. Зрение Творца и Господа всех видимых и невидимых созданий облекает зрителя силой вышеестественной: с этим зрением соединено признание неограниченной власти всемогущего Царя твари над тварью. Волосы головы нашей, волосы, столь ничтожные по немощному мнению человеков, сочтены у этой неограниченной, всеобъемлющей Премудрости и хранятся Ею (см. Мф. 10, 30 ; Лк. 21, 18 ). Тем более без мановения Ее не может совершиться никакого приключения, никакого переворота в жизни человеческой. Христианин, смотрящий неуклонно на Промысл Божий, сохраняет среди лютейших злоключений постоянное мужество и непоколебимую твердость. Он говорит со святым псалмопевцем и пророком: «всегда я видел Господа пред собою, ибо Он – одесную меня, чтобы не поколебаться мне» ( Пс. 15, 8 ). Господь мне помощник: не убоюсь никаких бед, не предамся унынию, не погружусь в глубокое море печали. За все – слава Богу!

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Феогност. Главы о жизни деятельной и созерцательной, и о священстве «Ничего нет лучше чистой молитвы, из которой, как из источника, истекают все добродетели, — благоразумие и кротость, любовь и воздержание, и, слёз ради, свыше нисходящее заступление и утешение. Доброту же ее составляют держание внимания ума в том, чтó произносится языком, и помышляется при сем умом, и ненасытное всегдашнее вожделение собеседования с Богом, когда ум, чрез рассмотрение Сущего, устремляясь вслед своего Владыки и с пламенной любовью жаждательно ища обрести Невидимого, и встречая тьму, закрывающую Его, опять возвращается в себя, со всеблагоговейным смирением, довольствуясь тем, что ныне на пользу открывается созерцанием, и тем утешаясь; в благой однако же пребывая надежде всеконечно достигнуть желаемого тогда, когда кончится видение якоже зерцалом в гадании, и настанет чистое лицом к лицу зрение Его непрестанное» пишет преподобный Феогност в своих «Главах о жизни деятельной и созерцательной, и о священстве». «Преподобного отца нашего Феогноста о жизни деятельной и созерцательной, и о священстве главы, коих акростих таков» входят в Добротолюбие. Преподобного отца нашего Феогноста О жизни деятельной и созерцательной, и о священстве глáвы, коих акростих такой: Преподобнейшим отцам, Лазарю и Варлааму скудный всем Феогност, недостойный более всех, живущих в мipe настоящем 1) Тогда думай, что имеешь истинную добродетель, когда совершенно ни во что поставишь всё, сущее на земли, всегда имея в сердце с чистою совестью готовность преселиться к Господу. Если же хочешь познанным быть от Бога, будь не знаем людьми, сколько можно. 2) Остерегайся излишних утешений телесных, и воздерживайся от них, чтобы они не отняли чего–либо из цены трудов твоих. Почитай ущербом не лишение себя чувственных услаждений, а отпадение, чрез вкушение их, от лучшего. 3) Всем чувством почитай себя муравьем и червем, чтоб сделаться человеком Богосозидаемым: ибо если не будет того прежде, не последует и сие. Сколько спустишься вниз в чувстве о себе, столько подымешься вверх в действительности. Когда в ничто вменяешь себя пред лицом Господа, подобно Псалмопевцу (38, 6), тогда бываешь сокровенно велик из малого; и когда сознаёшь себя ничего не имеющим и незнающим, тогда ты богат и деянием и разумом, похвальными у Господа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010