23-е Св. муч. Трофима и Феофила, и других тринадцати с ними Сии святые мученики и истинные рабы Христовы пострадали в Ликии в 305 году, в гонение Диоклитианово. Когда они отказались принесть жертву идолам, то были повешены и стружемы железом, биты камнем, и затем сокрушены им были голени. Наконец обезглавили их. Св. священномуч. Аполлинария, еп. Равенийского Аполлинарий был один из учеников св. Апостола Петра, последовавших за ним в Рим и которого Апостол Пётр послал в г. Равенну, чтобы он проповедовал там веру Христову, и посвятил его в епископа будущей христианской Церкви. Бог благословил успехом само начало деятельности нового проповедника Евангелия. Прибыв в Равенну, Аполлинарий остановился в доме одного воина, по имени Иринея. В разговоре с ним, он рассказал ему о цели прибытия своего в этот город и рассказал воину об Иисусе Христе и об Его Божественной силе, спасающей всякого человека, который уверует в Него. – У меня есть сын, страдающий слепотой, – сказал Ириней, – если Бог – Христос, о Котором ты мне говоришь, может исцелить его, то я уверую в Него, как в истинного Бога... С верой несомненной в помощь милосердого и всемогущего Бога Аполлинарий позвал слепого юношу и именем Иисуса Христа исцелил его, моля Бога при этом, чтобы просветилось и душевное зрение людей того города и чтобы они познали истинного Бога. Поражённые чудным исцелением слепого, Ириней и все домашние его уверовали в Иисуса Христа – Сына Божия и приняли св. крещение в реке близ Равенны. Аполлинарий, пребывая в доме Иринея, продолжал просвещать Евангельским учением обратившихся ко Христу. Вслед затем Аполлинарий исцелил больную жену одного трибуна, который также уверовал во Христа со всем семейством своим, и Аполлинарий, поселившись у него в доме, поучал их о Христе, силой Которого для верующих доступны непостижимые чудеса. Он поучал и других жителей Равенны, собиравшихся в дом трибуна, чтобы слышать проповедника нового учения, ознаменованного такими чудными свидетельствами истины его, и таким образом устроилась в этом доме церковь , в которой епископ Аполлинарий совершал литургию, причащая верующих Божественных Таин. Из среды уверовавших он ставил пресвитеров и диаконов, и число последователей Христовых распространялось в городе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Приложения I. Полный перевод жития преподобного Евстафия (по рукописи Orient, 705 Британского Музея) f.3. Во Имя Бога Отца, Ветхого денми, Предвечного существом, Страшного страшным по владычеству своему, Высшего высших по царству своему, Которого вид белее снега и одеяние святыни светлее солнца, из под престола Которого исходит глас Херувимов для восхваления Его, стены дома Которого воздвигнуты из огня, пол сам огонь, а покров – течение звезд и молнии, Которому поклоняются тысячи и мириады мириад ангелов, святыни святых, которые приближаются к нему, не отступают день и ночь от него, и не удаляются. И во имя Бога Единородного Сына, Которого шествие в совершенстве и трепете, лицо – аки зрение молнии, и аки Фарсис тело Его; и очи Его страшны, аки свещи огненны; мышцы Его и голени аки медь блестящаяся ( Дан. 10,6 ); одеяние пророчества – Его украшение и золото офазское – пояс Его. Он – Слово Отчее, и Слово Свое, и Слово Утешителя Он Единый, ибо Он – Слово Божие совершенное. И во имя Бога Утешителя, завершения Троицы неслитной Сей есть Дух Отца и Сына, и Дух Себя Самого, не нагий престола, Свет окружает Его, как радуга в дождливое время; Его вид, как молнии и как глас вод многих, и как шум от множества войск. Шум колесницы Его в трепете; дух пророчества тонкий, летавший позади Иезекииля, не видимый очами смертного. Солнце светлое, сияющее в сердцах верных, страшный поток огня, изливающийся в уста старцев и детей. В род и род слава Его непреходящая. В сие имя Отца и Сына и Св. Духа я крестился от юности. Сие есть одеяние веры, трижды сотканное во Иордане, сие есть шлем спасения с тремя рогами. Ему я служу и трижды обоняю Его благовоние. Вера моя в Него тверда; я опираюсь на древо Креста Его. Ему слава и благодарение на земле и на небесах, устами людей и Ангелов и устами всей твари, во веки веков. Аминь. Начинаем с помощью Бога Господа нашего Иисуса Христа писать подвиги блаженного и святого Евстафия, девственника избранного и чистого; пророка великого, зрителя тайных, иерея жертвенного, осоленного солию божеетвенною, которого не коснулась нечистота греховная, как Моисея законоположника и Илии, ревнителя закона Господа Савваофа, вошедшего на небеса на колеснице огненной, учителя закона, как Петр, которому даны ключи Царствия небесного, наставника, подобного Павлу, благовонному устами, и облекшегося в ангельский образ подобно Антонию и Макарию. Молитва его и благословение его да будут с возлюбленным его Ионафаном и со всеми чадами крещения во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Разум Молитесь – да дарует вам Бог благодать все ясно видеть и разуметь, чтобы вы верно могли различать, что добро и что зло. Написано у апостола Павла, что совершенных же есть твердая пища ( Евр. 5, 14 ). Это суть те, которые долгим и тщательным подвигом обучили чувства свои и намерения относительно добра и зла, сделались сынами Царствия и приписаны к Божественному усыновлению. И Бог даровал им мудрость и рассуждение во всех делах их, чтобы не прельстил их, – ни человек, ни диавол. Должно вам знать, что враг искушает верных видом добра, и многих успевает прельщать, оттого что у них нет рассуждения и мудрости. Посему блаженный Павел, когда узнал эти богатства разума, которые определены верным и которых великости нет предела, написал к ефесеям: да даст вам Бог духа премудрости и разума, просвещенна очеса сердца вашего, яко уведети вам, яко есть упование звания вашего, и кое богатство славы достояния вашего, и кое богатство славы достояния Его во святых (ср.: Еф. 1, 17–18 ) (прп. Антоний Великий , 89, 38). Как зрение имеем мы от Бога для того, чтобы распознавать видимое – что бело и что цвету черного, так и разум дарован нам от Бога для того, чтобы различать, что душе полезно (и что вредно)... (прп. Антоний Великий , 89, 74). Источник. Те души, которые не обуздываются разумом и не управляются умом, который бы остепенял, удерживал и направлял (куда следует) страсти их, т. е. скорбь и удовольствие, – такие души погибают, как неразумные животные, потому что у них разум увлекаем бывает страстями, как кучер лошадьми, вышедшими у него из повиновения (прп. Антоний Великий , 89, 82). Источник. Бог, будучи благ и независтен (щедродателен), дал человеку свободу в отношении к добру и злу, одарив его разумом, чтобы созерцая мир и что в мире, познавал он Сотворившего всяческое для человека (прп. Антоний Великий , 89, 86). Источник. Ведение Бога и страх Божий суть врачевство против страстей плоти. Почему когда в душе есть неведение Бога, тогда страсти, оставаясь неисцеленными, портят душу. Она тогда растлевается от живущего в ней зла, как от долговременного вреда. Но Бог не виновен в этом, потому что Он даровал людям ведение и разум. Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Святитель Игнатий Брянчанинов: афоризмы 10 мин., 26.12.2013 В этой рубрике мы публикуем афоризмы известных людей, которые внесли уникальный вклад в мировую культуру — о христианстве, истории, любви, свободе, труде, вере, культуре и о многом другом. Продолжает проект «Мысли великих» изречения святителя Игнатия (Брянчанинова) — одного из самых известных и любимых в России святых. Спасение: ...спасение заключается в возвращении общения с Богом. Несчастлив тот, кто удовлетворен собственною человеческою правдою: ему не нужен Христос, возвестивший о Себе: « не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние » (Мф 9:13). Промысл Божий, упование и надежда, простота и лукавство: Нет слепого случая! Бог управляет миром, и все, совершающееся на небе и в поднебесной, совершается по суду премудрого и всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, непостижимого в управлении Своем. Если нет ни одного случая, который бы утаился от Бога, то за все случающееся надо славословить Бога. Необходимо уверить себя, что Бог управляет участию мира и участию каждого человека. Опыты жизни не замедлят подтвердить и утвердить это учение Евангелия. Все мимо идет — и хорошее, и худое, — а ни человеки, ни бесы не могут сделать того, чего Бог не попустит. Отчего возмущается дух наш против судеб и попущений Божиих? Оттого, что мы не почтили Бога как Бога... От живой веры в Бога рождается полная покорность Богу, а от покорности Богу — мир помыслов и спокойствие сердца. От зрения промысла Божия образуются в душе глубокая кротость и неизменная любовь к ближнему, которых никакие ветры взволновать, возмутить не могут. ...над временами, общественными событиями и частными судьбами зрится Бог. Зрение промысла Божия хранит, растит веру в Бога. Христианин, смотрящий неуклонно на промысл Божий, сохраняет среди лютейших злоключений постоянное мужество и непоколебимую твердость. Пред видением Божественного промысла не устаивают не только временные скорби, но и те, которые ожидают человека при вступлении его в вечность, за рубежом гроба.

http://foma.ru/svyatitel-ignatij-bryanch...

О вере в Бога 31 июля, 2015 О вере в Бога Что такое христианская вера и в чем её отличие от доверия? Есть ли вера в научном знании? Как связаны вера и Церковь? Что такое вера? Определяемая с точки зрения богопознания вера есть, прежде всего, доверие человеческого ума к Божественной истине, без исследования о ней, на основании свидетельств Священного Писания, Священного Предания и тех чудесных знамений, какие всегда сопровождают истинную веру. Так мы веруем, что мир сотворен Богом в шесть дней и соблюдается он Словом Божиим (2Пет.3:7); веруем, что снова Господь придет на землю судить живых и мертвых; веруем, что будет воздаяние за гробом и жизнь вечная. Под верой, далее, разумеется сердечная уверенность человека в известной религиозной истине без отчетливого еще постижения ее умом; например, не постигая догмата Святой Троицы, мы бываем внутренне уверены, что, действительно, Бог троичен в Лицах, что, действительно, Христос — Сын Божий, сошедший на спасение наше, а Дух Святой — источник нашего освящения и усыновления Богу. Но все такие убеждения еще нельзя назвать совершенной верой. Вера на высшей ступени своего развития есть видение — видение духом Бога и святых Его, созерцание тайн горнего мира, осязание их духовным чувством. О такой совершенной вере говорит апостол Павел в Послании к Евреям: «вера, — определяет он, — есть обличение вещей невидимых» (Евр.11:1). «Обличение» — от слова «облик», т.е. при наличии истинной веры духовный предмет отчетливо выясняется пред нашим духом, получает облик, становится осязаемым и видимым чрез живое соприкосновение с ним нашего духа. Следовательно, совершенная вера есть зрение очами сердца духовного мира, ощущение его духовным чувством. В подтверждение своего учения апостол Павел приводит далее и имена тех великих праведников Ветхого Завета, которые имели подобную веру. Таковы были святые патриархи, цари и пророки, «которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими… их не был достоин весь мир» (Евр.11:33—35, 38).

http://pravmir.ru/vera/

ОБЩЕЕ ВВЕДЕНИЕ 1. Бог есть Троица В своем учении о Тайне Божественного бытия учебники православного догматического богословия, следуя классическому методу западной схоластики (влияние которой сильно сказалось в современную эпоху на православное богословие), обычно выделяют раздел «О Боге едином» (так называемый de Deo uno), в котором говорится о Божественной сущности и атрибутах, и раздел «О Боге троичном» (de Deo trino), который рассматривает самую тайну Пресвятой Троицы. Такой подход скорее философский, «сущностный», чем богословский, «личностный», поскольку он рассматривает Божественную сущность «саму в себе», до и вне всякого упоминания об Ипостасях или Лицах Пресвятой Троицы. Тем самым, он как бы «рядополагает» оба аспекта Божественного бытия. Такой школьный подход извращает живое и подлинное православное Предание. Тайна Бога Живого есть тайна Триединства. Слово «триединство» часто встречается в русском современном богословии. Оно соединяет в себе понятие троичности и понятие единства в одном выражении и подчеркивает их нераздельность и их взаимосвязанность. Нельзя ни расчленять Троицу, ни допустить, даже в целях удобства изложения, чтобы одно понятие предшествовало другому: «Не успею помыслить о Едином, восклицает святитель Григорий Богослов , как озаряюсь Тремя. Не успею разделить Трех, как возношусь к Единому. Когда представляется мне Единое из Трех, почитаю сие целым. Оно наполняет мое зрение, а большее убегает от взора. Не могу объять Его величия, чтобы к оставшемуся придать большее. Когда совокупляю в умосозерцании Трех, вижу Единое светило, не умея разделить или измерить соединенного света 1 . Нельзя говорить о единстве Божьем, о Божественных энергиях, не относя их непосредственно к Ипостасям или Лицам Пресвятой Троицы, то есть не осознавая, что любое проявление Бога вовне есть явление Бога Троицы, ибо Божественные Лица определяют бытие Божие, Божественную жизнь, которую Они нам открывают и к которой нас приобщают во всей ее простоте и богатстве. Отец всегда запределен, Он – источник всякого имени Божия, всякой Божественной энергии; Сын – Его образ; Дух – печать истины, жизни и радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Скачать epub pdf Что такое Символ веры? Символ веры – это молитва , в которой изложены в кратких и точных словах основные истины православной веры. Человек без веры – все равно, что слепой. Вера дает человеку духовное зрение, помогающее человеку видеть и понимать суть того, что происходит вокруг: как и для чего все сотворено, какова цель жизни, что правильно, а что нет, к чему надо стремиться и так далее. Историческая справка Издревле, с апостольских времен, христиане пользовались так называемыми “символами веры” для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней церкви существовало несколько кратких символов веры . В 4-м веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и уточнить. Символ веры , который мы будем здесь объяснять, составлен отцами Первого и Второго Вселенских Соборов. На Первом Вселенском Соборе были написаны первые семь членов Символа, на Втором – остальные пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. по Рождестве Христовом для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария, считавшего, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео-Цареградского. Символ веры состоит из 12-ти членов. 1-ый член говорит о Боге Отце, 2-ой по 7-ой члены говорят о Боге Сыне, 8-ой – о Боге Духе Святом, 9-ый – о Церкви, 10-ый – о крещении, 11-ый и 12-ый – о воскресении мертвых и о вечной жизни. Текст Символа веры По-русски: 1 . Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2 . И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Содержание    Се и вертеп, и ясли, и новорожен Младенец в них, восклонен Материю своею неискусомужною, и волсви, дарми честными чествующе, и звездою чрез естественною наставляеми свыше и чин ангельский, вопиюще: слава царствующему в вышних, и мир живущим на земли, и пастырие, слышаще свыше: родися вам в Вифлиеме веси Христос надежда вашя? Воистину предивна вся и явственне возвещающа сему Младенцу быти Богу, всем Царю; но может бо никтоже глаголати сим бывшим по прилучаю; издавна бо сия прорекошяся о Нем, и о сих неложни сведетели богодухновенныя книги священных будущих глаголивых муж. Да посрамляется убо непокоривый жидовскый язык, пререкуя дерзостно толь явленейшим вещем! Да или яко Бога поют вкупе с нами Иисуса, зряще вся, елика прорекошся о Нем священными пророкы преже многих лет и сбышася о Нем неложно, прокаженных очищающу, а слепым зрение подающу и мертвыя из гроб воставляющу, словом, или в своей злобе злохотно пребывающе, ни тем прочее священным пророком да повинуются, аки такова солгавшым на Христа, ниже да чяют иного приити, аки предуставленному времени явления Его, издавна уже трищи прешедшу. Аще убо неложен есть глаголяй желающему пророку навыкати разрешение злым своего языка: седмижды, веждь, десять седмицы прекратишася о людех твоих и о граде святем, яко запечатлети прочее и видение мудраго пророка, и да приидет Святый святых; сие же пророчество яве бысть, понеже прочее по Христе никто в них воста будущая предвозвещая. Ащели же аки истинным и Божиим другом пророком веры имут, и ухо свое тем приклоняют, Христа Бога нашего да поют несумненно, зане о Сем едином сбытие неблазнено приимшым всем вкупе, яже о Нем, пророчествам, имиже крепкий Бог и велик самодержец поется, и «миру и великому совету ангел и князь», — якоже вопиет Исаия (Ис. 9:6) Ащели же страсть претерпе, что то не Божеством бо пострада, но плотию, юже восприят за милосердие велие; и се волею и по благоволению Отца безначального, тако спасти изволившу весь род человеческый, прежде убо многих лет и сие предрекшим образовательне о Нем богодухновенным пророком.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3617...

Закрыть itemscope itemtype="" > Благодатный огонь Сергия Радонежского 615 лет назад преставился преподобный Сергий, игумен Радонежский, всея России чудотворец. †8 октября, 1392 год 08.10.2007 547 Время на чтение 6 минут Более шести веков прошло со дня кончины прп. Сергия, многое переменилось в России, жизнь стала совсем другой. Но как и прежде нерушимо стоят, высятся стены и купола Троице-Сергиевой лавры. Как и прежде к мощам дивного угодника Божия, преподобного Сергия стекаются люди со всех концов России. Давным-давно в эти места - тогда здесь был дремучий лес - переселился молодой монах, чтобы вдали от людей молить Бога за людей. Он и до сих пор молится за нас С возрастом человек видит хуже, зато обостряется зрение духовное. Это особенно заметно, когда перечитываешь православные книги и вдруг видишь в них то, чего раньше не видел или пропускал с недоверием, с недопониманием. Это касается и житийной литературы, ведь для мирского читателя жития святых кажутся порой излишне сказочными, придуманными для усиления впечатлений и чувств. Он читает и внутри себя усмехается: " Конечно, хотелось бы, чтобы всё было так, как вы тут написали. Но было, скорее всего, совсем иначе! " И лишь потом, с возрастом, обретя опыт воцерковлённой жизни, человек начинает испытывать всё больше доверия к чудесам, описанным в житиях. Младенец во чреве матери трижды вскрикивает во время литургии - пред чтением Евангелия, при начале Херувимской и при возгласе священника " Святая - святым " . Любой медик скажет, что такое невозможно. Но мы возразим: ни одному медику не под силу сделать так, чтобы плод в материнской утробе был услышан. Однако то, что не по плечу медику, по силам Господу и его ангелам. Кто может из ничего создать жизнь? Никто, кроме Всевышнего Бога! Затем сей чудесный ребёнок появляется на свет, его крестят, нарекая Варфоломеем, и он продолжает являть дивные вещи. Не принимает сосцов матери в постные дни и даже тогда, когда в не постные она обильно вкушала тучную пищу. Скептик улыбнётся: " Ну зачем приписывать такое несмышлёному малышу! " . Улыбнёмся и мы в ответ скептику: " А как в наше время рождаются дети, которые уже готовы воспринимать и осваивать компьютер значительно быстрее, чем взрослые образованные люди? А как вообще рождаются дети, имеющие определённые дарования, таланты, сверхъестественные способности? Почему Моцарт с самых юных лет мог блистать как музыкант, а Варфоломей, будущий Сергий Радонежский, не мог с младенчества проявлять дар святого избранника Божия? " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Кто согрешил: он или родители его?» Слово в Неделю 6-ю по Пасхе 06.06.2021 1632 Время на чтение 5 минут Христос воскресе! Когда мы прощаемся с сорокадневным праздником Пасхи, Господь хочет сказать нам самое главное: Он — Победитель смерти, ада и греха, и не существует таких ситуаций, которые были бы безнадежными для человека. Он исцеляет слепых, потерявших зрение. Он исцеляет и слепорожденного человека, который не имеет никакой надежды на избавление от страшной тьмы здесь на земле и в вечности. И удивительнее всего, что на вопрос, кто согрешил — он или родители его, — следует неожиданный ответ: «Не согрешил ни он, ни родители его». Святой Иоанн Златоуст говорит, что в данном случае такой вопрос имеет как бы второстепенное значение. Не на то направлено внимание Спасителя, Он хочет сказать о другом. Когда мы слышим о страданиях праведного Иова, мы не задаем вопроса, кто согрешил — он или родители его. И когда мы слышим о страданиях нашего царя-страстотерпца Николая, день рождения которого пророчески совпадает с днем памяти праведного Иова, и о страданиях многих праведников, мы с благоговением размышляем о подвиге их терпения и верности Господу, и вовсе не думаем об их грехах, от которых не может быть свободен ни один человек. Господь хочет сказать сегодня другое — что самые страшные беды даются нам для того, чтобы на нас, как на этом слепом от рождения человеке, «явились дела Божии». Блаженны те, кто принимает скорби и страдания со Христом в Господе. И горе тем людям, которые в скорбях отворачиваются от Бога и уходят во тьму и в смерть безысходную, в то время как Господь уготовляет им Свою вечную славу, желая приобщить их всему, что у Него есть, и прежде всего — Своему Кресту. Пасха Христова завершается напоминанием того, что скорби и страдания, как бы ни были они велики, есть дар Божий. Ни один день скорби, ни один час страданий, ради Христа принятых, не останется без награды в блаженной вечности. И в будущей жизни люди больше всего будут жалеть о том, что у них мало было скорбей. Через скорби, как ни через что другое, Господь бывает близок к нам. Святые отцы говорят, что когда мы молимся Богу, то предстоим перед Ним как Его должники. Но когда Он посылает нам (за наши грехи, конечно) скорби, то Он как бы становится нашим должником. А когда мы знаем, что имеем Бога — если только действительно можно так выразиться — своим должником, то молитва наша уже совершенно другая, исчезает всякое наше уныние. И Господь, конечно, не останется перед нами в долгу. Он воздаст всем, что у Него есть.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/05/_k...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010