Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Тяжелый путь избранничества О благословении Случается так, что Исаак теряет зрение. Поэтому и становится возможной последующая история. Но смысл ее не в том, что Бог лишает Исаака зрения, чтобы непременно было совершено то, что последует. Смысл в другом. Еще физически зрячий, Исаак духовно уже слеп ; он еще видит глазами, но не видит очевидного. А должен бы, ведь он – патриарх, человек, который должен всматриваться в Бога, всю свою жизнь выверять с Богом. Увы, он этого не делает. Прошло то время, когда Исаак всем своим сердцем припадал к Богу. Теперь его жизнь размеренна и, очевидно, в ней нет того трепетного предстояния перед Богом, которое у царя Давида сохранялось всю его жизнь и которое на каком-то этапе жизни потерял царь Соломон. То же случилось и с Исааком. Он потерял нить связи с Богом, перестал держать себя перед Богом, как ребенок перед отцом. Перестал понимать волю Божию, и поэтому Бог его ослепляет. Бог дает понять Исааку, что его разум слеп. А если его разум не видит тех вещей, которые он должен был разглядеть, зачем ему глаза? Бог отправляет Исаака посмотреть на себя внутреннего. С точки зрения Божественного произволения, потеря зрения – показатель того, что Исаак потерял разум. А почему Исаак потерял разум? Тому виной земная страсть – любовь к сыну, точнее, к кушанью, которое сын ему приносит, затмила разум патриарха. Так бывает и в нашей жизни, когда какая-то земная привязанность – как очень высокая (великая страстная любовь), так и очень низкая – омрачает нашу способность видеть и понимать волю Божию: что хочет от нас Бог здесь и сейчас. Именно страсть мешает нам это видеть, и ничто другое не может застилать наш ум и отклонять нас от Бога. И вот ослепший Исаак состарился и решил совершить самый важный поступок в жизни: передать старшему сыну благословение. Он призывает его. Исав приходит, но благословения не получает. Казалось бы, призвал старшего сына – передай ему благословение. Но Исаак вместо благословения говорит: «Я еще раз хочу попробовать твою замечательную дичь, твою замечательную похлебку, иди, поймай и приготовь». Это показывает, что даже в такой ответственный момент для Исаака важнее получить вкусное кушанье, которое он так привык есть, из рук сына, чем передать сыну благословение Божие, которое приведет к Рождению в его роду Спасителя.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/8

Святаго преподобномученика Стефана Новаго. И святаго мученика Иринарха На Господи, воззвах: стихиры преподобнаго, на 6. Глас 6. Подобен: Все отложше: Весь от юности возложился еси Владыце,/плоти кроме быв и мирския любве, священнейше,/монах изящнейший быв, Стефане,/и приятелище Божественнаго Духа,/ибо заключился еси, блаженне, в хиже теснейшей,/вперил еси ум к небесным/зрети неизреченную доброту Христа Царя и Бога,/Егоже кланяяся образу,/пострадал еси крепчайше. Четыредесять дний, яко Владыка, постился еси,/в темнице блюдомь,/тебе самаго ко страданию уготовал еси,/священне Стефане,/монахом утверждение и мучеником удобрение./Тем тя, яко звери немилостивии нападше,/якоже незлобиваго агнца влекуще,/неправедно растерзаху/и со беззаконными положивше,/страдавша крепко и со дерзновением молящася/о душах наших. Людие пребеззаконнии,/пребеззаконию повинующеся пребеззаконнаго царя, преподобне,/камением тебе яко первострадальца и честнаго Стефана нещадно побиша/и главу твою святую, отче, сокрушиша,/по улицам же влекуще суровейше,/излияша утробы твоя, всеблаженне,/ниже по смерти ущедряюще тя./О, твоего мужества! О, нрава! О, многаго терпения!/имже приял еси, Стефане, венец неувядаемый. Слава, глас 6. Студитово: От младенства Богу возложился еси, священнейше Стефане,/якоже великий пророк Самуил,/и, на гору возшед, монашески угодил еси Ему,/паки же ко страданию обнажился еси мужески,/и за образ Его изгнания и скорби подъял еси терпеливнейше,/и узы, и темницы претерпел еси,/влачимь, и биемь, и камением побиваемь,/и главою сокрушаемь,/венцев сподобился еси от Христа Бога./Того моли любовию совершающим твою присночестную память/избавитися от страстей, и искушений, и будущия скорби/и спастися душам нашим. И ныне, Богородичен или Крестобогородичен. Подобен: Все отложше: Агнца Своего Агница нескверная древле/и непорочная Владычица/на Древе крестнем яко узре,/матерски восклицаше и, дивящися, вопияше:/Чадо сладчайшее,/что зрение сие новое и преславное?/Како сонм безблагодатный судищу Пилатову предаде Тя/и осуждает на смерть Живота всяческих?/Но воспеваю Твое неизреченное, Слове, снизхождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святогорский томос Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 6, 1995 22 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 6, 1995 В защиту священно безмолвствующих, против тех, кто, не имея опыта, не веря святым, отвергает неописуемые таинственные действования (энергии) Духа, которые действуют в живущих по Духу и обнаруживают себя деятельно, а не доказываются рассуждениями. Установления ( dTgmama), едва лишь услышанные и уже всеми совместно признанные и открыто возвещаемые, были таинствами Моисеева закона, и только пророки духовно прозревали в них. Обетованные же святым блага будущего века суть таинства жительства по Евангелию, и прозревать в них дано тем, кто удостоился иметь духовное зрение, и видят они их в малой мере, как бы некую часть залога. И подобно тому, как древний иудей, неблагосклонно слушая пророков, говорящих о Слове и о Духе Бога совечных и предвечных, заградил бы уши, думая, что благочестие не дозволяет внимать этим словам, что они противоречат голосу, признанному у благочестивых, то есть изрекшему “Господь Бог твой есть Господь единый” 1 , так и теперь то же самое может испытать тот, кто без благоговения слушает о таинствах духовных, которые познаны лишь теми, кто очищен добродетелью. И опять подобно тому, как те предсказания осуществились, что было тогда тайной, пришло в согласие с вещами явными, и мы теперь веруем в Отца, Сына и Святого Духа, в Божество Триипостасное, в единую природу, простую, несложную, несозданную, невидимую, непостижимую умом, так и тогда, когда неизреченным явлением Бога, единого в трех совершенных ипостасях, откроется в свои сроки будущий век, для всех станет ясным, что таинственные вещи согласны с явными. Достойно внимания и следующее: подобно тому, как непротиворечивость Триипостасности Божества и того, что сказано о единоначалии, стала явной повсюду до пределов земли в позднейшее время, пророки же и до осуществления событий знали это и могли передавать свое знание тем, кто им тогда верил, равным образом и ныне мы принимаем слова исповедования и те, которые открыто возвещаются, и те, которые таинственно, духовно делаются ясными для достойных.

http://pravmir.ru/svyatogorskij-tomos/

Слово 8. О хранении и блюдении себя от людей расслабленных и нерадивых; о том, что от сближения с ними воцаряется в человеке нерадение и расслабление, и он исполняется всякой нечистой страсти, – и о хранении себя от близости с юными, чтобы ум не осквернился непотребными помыслами Кто возбраняет устам своим клеветать, тот хранит сердце свое от страстей. А кто хранит сердце свое от страстей, тот ежечасно зрит Господа. У кого помышление всегда о Боге, тот прогоняет от себя демонов и искореняет семя их злобы. Кто ежечасно назирает за своею душою, у того сердце возвеселяется откровениями. Кто зрение ума своего сосредоточивает внутри себя самого, тот зрит в себе зарю Духа. Кто возгнушался всяким парением ума, тот зрит Владыку своего внутри сердца своего. Если любишь чистоту, при которой может быть зрим Владыка всяческих, то ни на кого не клевещи и не слушай того, кто клевещет на брата своего. Если другие препираются при тебе, замкни уши и беги оттуда, чтобы не услышать тебе выражений гневных и не умерла душа твоя, лишившись жизни. Сердце раздраженное не вмещает в себе тайн Божиих; а кроткий и смиренномудрый есть источник тайн нового века. Вот, если будешь чист, то внутри тебя небо, и в себе самом узришь Ангелов и свет их, а с ними и в них и Владыку Ангелов. Кого хвалят справедливо, тот не терпит вреда. Но если усладительна для него похвала, то безмездный он делатель. Сокровище смиренномудрого внутри него, и это – Господь. Наблюдающий за языком своим вовек не будет им окраден. Уста молчаливые истолковывают тайны Божии, а скорый на слова удаляется от Создателя своего. Душа доброго сияет паче солнца и ежечасно возвеселяется видением Божественных откровений. Кто последует любящему Бога, тот обогатится тайнами Божиими; а кто последует неправедному и горделивому, тот удалится от Бога и возненавиден будет друзьями своими. Молчаливый языком во всей наружности своей приобретает смиренномудрую чинность, и он без труда возобладает над страстями. Страсти искореняются и обращаются в бегство непрестанным погружением мысли в Боге. Это меч, умерщвляющий их. Как при безмолвной тишине чувственного моря носится и плавает дельфин, так и при безмолвии и утишении раздражительности и гнева в море сердечном, во всякое время, к веселью сердца, носятся в нем тайны и Божественные откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Слово на святую Великую Субботу «Кто возглаголет силы Господни? слышаны сотворит вся хвалы Его» (Псал. 105:2)? Кто изъяснит неизмеримую пучину Его благости? Кто изобразит Его непостижимую любовь к рабам, Его снисхождение, превышающее всякий ум, Его милосердие к нам и проистекшее отсюда неизглаголанное о нас смотрение? Конечно, никто, хотя бы кто говорил языками человеческими и ангельскими, хотя бы совмещал в себе все разумение человеческое. Дух бы и желал сего, но язык слаб для выражения, ум безсилен для уразумения. По-истине, велико таинство Божественного домостроительства: оно постигается не разумением, но одною верою, и требует душевной чистоты, бывающей следствием страха Божия и любви. Не иначе можно достигнуть чистоты душевной, как страхом Божиим и любовию; не иначе можно принять и Божественное озарение, как наперед очистив зрение души. Божество не доступно для нечистых; одни «чистые сердцем... Бога узрят» (Матф. 5:8), как говорит Христос, самая истина. Посему-то и при бывшем некогда Моисею богоявлении в купине, ему повелено было сначала иззуть сапоги, и потом уже приступить к явившемуся знамению: это иззутие сапогов означает отложение мертвых и долупреклонных помышлений. Равным образом, когда дымилась гора Синай, во время Божественного законодательства, не все восходили на нее, да и те, которые восходили, восходили по мере очищения. Если же и в отношении к прообразам закон требовал отложения всякой скверны, то сколько же должны соделать себя чистыми и богоподобными те, которые желают приступить к самой истине и к первообразам! Итак очистим себя, братие, от всякого земного помышления, от всякого смятения и житейской суеты, да приимем в полном свете яркея блистания Божественного слова, да напитаем души духовным хлебом — брашном ангельским, и, находясь внутри святилища, ясно познаем божественные и для всего мира спасительные страсти Безстрастного. Ныне открывается таинство, от века сокровенное; ныне совершается главизна Божественного домостроительства; ныне полагается венец воплощению Бога-Слова; ныне открывается бездна любви Божией. Ибо так возлюбил Бог-Слово мир, что снизшел, по благоволению Отца, до воплощения, и, будучи невеществен, принял бремя вощественной плоти, дабы, восприяв страсти существом способным к страданию и претерпев смерть, страстных нас облечь безстрастием. Отсюда-то голод, жажда, сон, утомление, печаль, предсмертные страдания, и боязнь смерти или естественная наклонность к жизни; отсюда, т. е. по силе воспринятой Им нашей природы, крест, страсть и смерть. Все это естественные и безгрешные страсти ( παθη ) нашей природы, неразлучные с моим составом, и их-то испытать Господь не отринул, для того, чтобы они, укрощенные в Нем, соделались и нам подвластными.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3239...

Содержание В защиту священно безмолвствующих, против тех, кто, не имея опыта, не веря святым, отвергает неописуемые таинственные действования (энергии) Духа, которые действуют в живущих по Духу и обнаруживают себя деятельно, а не доказываются рассуждениями.   Установления, едва лишь услышанные и уже всеми совместно признанные и открыто возвещаемые, были таинствами Моисеева закона, и только пророки духовно прозревали в них. Обетованные же святым блага будущего века суть таинства жительства по Евангелию, и прозревать в них дано тем, кто удостоился иметь духовное зрение, и видят они их в малой мере, как бы некую часть залога. И подобно тому, как древний иудей, неблагосклонно слушая пророков, говорящих о Слове и о Духе Бога совечных и предвечных, заградил бы уши, думая, что благочестие не дозволяет внимать этим словам, что они противоречат голосу, признанному у благочестивых, то есть изрекшему «Господь Бог твой есть Господь единый», так и теперь то же самое может испытать тот, кто без благоговения слушает о таинствах духовных, которые познаны лишь теми, кто очищен добродетелью. И опять подобно тому, как те предсказания осуществились, что было тогда тайной, пришло в согласие с вещами явными, и мы теперь веруем в Отца, Сына и Святого Духа, в Божество Триипостасное, в единую природу, простую, несложную, несозданную, невидимую, непостижимую умом, так и тогда, когда неизреченным явлением Бога, единого в трех совершенных ипостасях, откроется в свои сроки будущий век, для всех станет ясным, что таинственные вещи согласны с явными. Достойно внимания и следующее: подобно тому, как непротиворечивость Триипостасности Божества и того, что сказано о единоначалии, стала явной повсюду до пределов земли в позднейшее время, пророки же и до осуществления событий знали это и могли передавать свое знание тем, кто им тогда верил, равным образом и ныне мы принимаем слова исповедования и те, которые открыто возвещаются, и те, которые таинственно, духовно делаются ясными для достойных. Одни посвящены в таинства собственным опытом, — это те, кто ради Евангельской жизни отвергли стяжание денег, человеческую славу и непристойные наслаждения плоти и еще закрепили свое отречение тем, что вошли в послушание к преуспевшим в возрасте Христовом; беспопечительно в молчании внимая себе и Богу, в чистой молитве став выше самих себя и пребывая в Боге, при помощи таинственного, превышающего ум единения с Ним, они стали причастны таинствам, которые недоступны уму.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Это было в Вашей власти перевернуть страницу истории… Петиция о выведении абортов из системы медицинского страхования, собравшая более 100 тыс. подписей, была отклонена Экспертным советом во главе с министром РФ по делам открытого правительства Михаилом Абызовым. Министр заявил на заседании, что «общество и государство не имеют права принимать людоедские решения». В ответ движение «Сорок сороков» выставило пикеты у Белого дома и предлагает подписать петицию об отставке Абызова. Движение готовится к очередной массовой гражданской акции «Битва за жизнь-2» и планирует вывести на улицы Москвы до 10 тысяч человек. Правмир публикует довольно резкое письмо, которое прислала в редакцию соавтор инициативы Анастасия Горшкова. Мы предлагаем читателям самим решить, на чьей они стороне. Анастасия Горшкова Уважаемый Михаил Анатольевич! Единственный законный хозяин человеческой жизни БОГ. Да, можно попробовать 1001 относительно честный способ присвоить себе Его собственность, но надо быть готовым нести ответственность по закону. По Его закону. И хозяин всех денег на земле Бог. И всех прекрасных должностей и чинов. Он всему хозяин. Нет человека, который бы не столкнулся с горьким моментом осознания своей полной немощи перед лицом навалившейся расплаты за зло. Каждый тяжело больной, потерявший близкого, преданный, разорившийся человек спрашивает Бога «За что?», и в эти секунды видит свою жизнь совсем с другой стороны. Ему открывается зрение зла, еще вчера казавшегося оправданным способом движения вперед. И он умоляет «Господи, помоги!». И скорость, и качество помощи Отца Небесного сильно зависят от верного личного ответа человека на первый вопрос, от его готовности стать другим, стать частью Божьего доброго замысла обо всем мироздании. Бог ведь добрый и справедливый Отец всем нам, всех любит, о всех милосердствует. Оставь Господь во здравии или при должности/могуществе плохого сына, хорошие пострадают. Ленин тоже думал, что схватил Бога за бороду. Неказистый мужичок из глухомани сумел завладеть умами, свалить царя, натравить народ на народ, повергнуть вековые святыни. И глядя на горящие города и храмы, тоже, видимо, верил, что народ его очень поддерживает, что он осчастливил народ, для него старался. Он сумел все сделать по своему . А результат мы знаем. Я сейчас не о судьбе страны, разоренной, но воскресшей. Я о нем самом, о Ленине. Окончание земного пути в долгом и мучительном гниении собственного тела, отказ мозговых функций, делающих человека человеком, ни одного кровно родного человека рядом, чтобы облегчить страдания своей любовью. Потом столетнее мучительное гниение в мутных водах химрастворов, шарахающиеся от нехорошего места будущие поколения.

http://pravmir.ru/otkryitoe-pismo-minist...

1 . Радостно примем наступление следующего обычным порядком и священнейшего поста, поскольку пренебрежение им повергло нас в забвение. Приближение его заставляет нас сразу же вспомнить как о тех [видах] зла, которые мы претерпели через преступление [заповеди] этого поста, так и о тех [видах] благ, которые мы снова удостоимся, соблюдая его. 2 . Свидетелями того, о чем мы говорим, являются и первый, и второй Адам: первый стал родоначальником тления, потому что не постился 1 , а второй, называющийся Первенцем нетления 2 , потому что, восприняв наше естество, восполнил и то, что нам недоставало. Ведь Христос, постясь в пустыне, обратил в бегство искусителя и доставил нам победу. 3-е борение поста есть умерщвление всякого лукавого действия и подавление стремления к пустословию 3 . Поэтому мы должны познать пришествие поста из [прису­щих ему] дел, чтобы, познав истинный характер воздержания из свойственных посту свершений, стать нам возлюбившими кра­соту этого воздержания и имевшими нужду в подведении ито­гов борений поста. Ибо таким образом удалившиеся, вследствие своего сластолюбия, от объятий этого поста, то есть от чистоты и благочестия, могут узнать запечатленный [в нас] образ его. 4 . Первое борение поста есть воздержание от роскошных и жирных блюд, которое избавляет желудок от тяжести множества [видов] пищи и делает тело легким для служения добру, а зрение ума соблюдает в чистоте, словно легкостью диеты рассеивая туман испарений еды и отделяя [от ума] своим светом, как некий мрак, [тяготу материи]. 5 . Второе борение есть умеренное вкушение пищи – зелени, бобов и воды, которое утверждает суровость поста и, словно [небесная] твердь, разделяет приливы сытости, не унижая благодати воздержания. Посту присуще сохранять в том, кто соблюдает его, дары, полученные от Бога 6 . Третье борение поста есть умерщвление всякого лукавого действия и подавление стремления к пустословию. Ибо когда уничтожается деятельность, определяемая наслаждением, которая расслабляет и изнеживает как душу, так и тело, то [из этого] произрастают способы добродетели, а из уст текут благовременные слова и божественные гимны.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

IV. Жизнь о. Амвросия от пострижения в монашество до принятия на себя старческого служения (1842–1860) На следующий год, т. е. в 1812 году, в жизни брата Александра совершилось одно весьма важное событие: он, по представлению своего начальства и согласно разрешению Св. Синода, 29 ноября, был пострижен в мантию 138 . В это время постриженному было уже ровно 30 лет. Лета для пострижения, разумеется, не молодые. Но для человека, пришедшего в обитель только три года тому назад, – пострижение в эти годы – очень раннее. Однажды в Бозе почивший старец рассказывал про это пострижение следующее: «Нас тогда через три года постригли. – Как тогда это скоро уж очень делалось, – заметил на это старцу один из слушателей. –Да, нет, ведь и тогда бывало, что лет по 12 живали послушниками до пострижения в мантию. А это так уж меня, – и старец махнул рукой, давая этим жестом понять, что я-де совсем не стоящий этого человек, что мне-де всю жизнь оказывали предпочтение не по заслугам» 139 . Но, во всяком случае, если его там скоро постригли, то на то было благословение старца, батюшки о. Макария. А последний, разумеется, хорошо уже знал душу молодого постриженика и надеялся на твёрдость его воли и приуготовленность духа к принятию мантии. Обычно в Оптиной пустыни в то время разрешения на пострижение из Св. Синода приходили к Великому посту; но в тот раз это разрешение пришло к октябрю. В объяснение этого почивший старец говорил, что тут всё «дело в том, что тогда служил в Синоде один мой товарищ, который мной весьма интересовался, но всё ещё не знал: где я нахожусь. А тут как представление к пострижению сделали, он узнал обо мне и сразу же ради меня выхлопотал немедленно разрешение на пострижение» 140 . Пострижение состоялось 29 ноября. Новопостриженный наречён Амвросием в честь Амвросия, Епископа Медиоланского (7 декабря). Монахам известно то значение, какое имеет пострижение. Этот момент, когда постригаемый совершенно забывает всё, кроме Бога, когда даже его внешние органы – слух и зрение – нечувствительны к внешнему миру, действительно, имеет значение перерождения человека. Это такой акт, который производит в душе прямо переворот. Причина сего заключается в гармоничном содейетвовании и благодатных и естественных сил: душа обычно бывает так настроена и возбуждена, что она способна бывает воспринимать сообщаемое в самую глубь своего существа, а обряд произнесший обетов и молитвы так содержательны, что могут наполнить всю душу. Момент пострижения естественно запоминается твердо и не забывается во всю жизнь. Когда монахам приходится бывать на чужих пострижениях, то без слёз они не могут смотреть на этот дорогой им обряд.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

I. Слово, сказанное на храмовой праздник в Харьковском Училище слепых детей 1 В чем проявляется особая любовь Божия к слепым и заботы о них со стороны ближних Поздравляю вас, братья, с храмовым праздником! Благодать Господа нашего Иисуса Христа в сей радостный праздник для всех вас и особенно для призреваемых слепых да умудрит вас во спасение. В сегодняшнем евангельском чтении вы слышали о великому чуде: исцелении слепорожденного. От века не слыхано, чтобы было даровано зрение слепорожденному. Из этого и из многих других евангельских повествований видно, что особенная любовь Божия простирается на всякого рода несчастных. Мы видим исполнение слов псалмопевца: «Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженные, Господь любит праведники». Слепые лишены великого дара Божественного: они не видят красот мира сего. Но помните, слепцы, что Господь с благой, особенной целью лишил вас дара зрения. Он чрез это сохранил вас от многих грехов и соблазнов мира. Вы имеете даже преимущество перед другими, если безропотно пере­носите ваше несчастие, в получении Царства небесного. Кроме того, известно, что если слепцы лишены дара зрения, то у них изощрены другие чувства на счет зрения, например осязание, слух, память. При помощи осязания слепые могут отлично читать, мы и сегодня за богослужением слышали прекрасное чтение и пение слепцов. Осязание, слух, способности соображения и памяти особенно развиты у слепых. К этим то чувствам и способностям и относятся слова псалмопевца «Господь умудряет слепцов». В этом – особенная забота Бога по отношению к слепым. Кроме того, вы, слепые, прекрасно сознаете и любовь ближних к вам. Сколько прилагается попечений и забот, чтобы обеспечить ваше существование и сделать вашу жизнь как можно счастливее! Сегодня во всех храмах проповедуется то же самое, что я сейчас говорю вам, и производится сбор пожертвований на улучшение вашей жизни. Вследствие такого попечения о слепых – во многих местах нашего отечества устроены дома для слепцов и в них прекрасно устроены храмы с благоустроенными училищами для слепых. В них приложено все старание для обучения слепых и грамоте и рукоделиям, а так как «Господь слепцов умудряет», – дает им особые дарования, то дело их обучения, требующее большого искусства, идет с полным успехом и преподаваемое усвояется в совершенстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010