Власть Иной человек, пока не имеет никакой власти, оказывается кротким и милостивым, потом, как скоро получит власть, готов уже приказывать и повелевать, ничего не разбирая; но если отнята у него власть, невыносимы для него собственные его постановления. Он, как немудрый, не познал своей немощи (прп. Ефрем Сирин , 30, 141). Источник. Имея большую власть, не грози сразу кому-либо смертью, зная, что по естеству и ты подлежишь смерти, и что всякая душа, как последнюю одежду, скидает с себя тело свое. Разумея это ясно, подвизайся быть кротким, делая добро, благодари всегда Бога. Кто немилостив, тот не имеет добродетели в себе (прп. Макарий Египетский , 89, 79). Источник. Что за выгода властвовать над столь многими, когда сам не в состоянии победить себя и свои собственные страсти? (свт. Иоанн Златоуст , 46, 800). Источник. Никто не может быть так способным к принятию власти, как душа любомудрая и умеющая сострадать (свт. Иоанн Златоуст , 50, 6). Власть побуждает делать многое, Богу неугодное, и надобно иметь очень мужественную душу, чтобы пользоваться властию как следует. Тот, кто лишен власти, волею и неволею любомудрствует; а облеченный ею терпит то же, что и человек, который, живя с хорошею и красивою девицею, обязался никогда не посмотреть на нее с вожделением (свт. Иоанн Златоуст , 51, 434). ... даже против воли делает многих обидчиками, у многих возбуждает гнев, снимает узду с языка и отворяет двери уст, как бы ветром раздувая душу и, как ладью, погружая ее в самую глубину зол (свт. Иоанн Златоуст , 51, 434). Как богатство обыкновенно губит людей неосторожных, так равно и власть. Первое доводит до любостяжания, а последняя до безумия (свт. Иоанн Златоуст , 52, 442). Поднявшаяся пыль занимает много места в воздухе, а сама невелика; такова и власть. Как пыль ослепляет глаза, так гордыня власти помрачает зрение ума (свт. Иоанн Златоуст , 55, 444). Источник. Трудно и благочестивому человеку остаться таким по получении власти. Тогда сильнее заявляют о себе и тщеславие, и корыстолюбие, и самонадеянность – так как начальство дает к тому возможность, – равно и столкновения, оскорбления, злословия и многое другое. Поэтому кто не благочестив, тот будет еще более неблагочестивым, сделавшись начальником (свт. Иоанн Златоуст , 55, 842). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Глас Словесе умолкает. Сияние денницы, по восхождении Солнца правды, постепенно умалявшееся, наконец сокрывается; друг небесного Жениха, вручив Ему невесту, скончавает дело служения; когда Царь славы явился восприять древнее достояние и державу Свою, Предтеча, предвозвещавший шествие Его, поспешает к упокоению; разрешается от уз телесных Ангел земный, и человек небесный вземлется от земли в отечество горнее; светильник, горевший чистейшею любовию к Богу и освещавший для грешников путь покаяния, угасает во мраке темницы; свидетель истины верность истине печатлеет своею кровию; Иоанн умерщвляется. О Ирод! рабская душа – в порфире! Царь недостойный имени человека! Ты хотел праздновать день рождения своего: и в сей ли день лишаешь жизни мужа, который был украшением человечества? О сколь ужасна злоба женщины! Каменное сердце упоенного Ирода потрясено одним словом о главе Иоанна Крестителя; а сердце женщины, в другое время столь слабый сосуд, не содрогнулось при виде сея честныя главы, плавающей в крови на блюде! Но, может быть, в сердце Иродиады, от безпорядочных удовольствий истощившемся и обветшавшем, по тому самому изсяк источник чувствительности: ты же, девица, как возмогла ты снести такое зрелище? Как не обмерла вправду, когда способна обмирать и притворно? Как поднялась, как простерлась рука твоя приять из рук служителей смерти и представить матери столь печальный, хотя и царский дар, сию жертву, в угодность тебе и твоей матери закланную, еще дымящуюся, мертвую главу Пророка? Но злоба женщины непостижимо ужасна, когда бывает сообщена ей и от другой души, связанной с нею узами дружества или крови. Матери! пощадите детей; вашею же любовию к ним заклинаем вас: ибо, сколь ни слепа бывает сия любовь, но все еще она любовь и можеть получит от милосердого Бога зрение, и увидеть, как она отравляет дражайшую душу, – не говорю, примерами открытых пороков, – но самым млеком из груди, в которой злоба гнездится, самым лобзанием, самым дыханием, внутренним, глубочайшим, духовным сообщением сердца с сердцем и духа с духом. – Обеяснимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

ГРЕХ (см. также: Зрение своих грехов, Падение, Покаяние). ...Вы брошены в Париж, столицу моды, столицу образованного мира и, можно сказать, в столицу тьмы и греха. В столице тьмы и греха охранитесь от помрачения, охранитесь от греха. Где больше опасности, там нужно больше осторожности. Если необходимые обстоятельства заставят быть в городах, где свирепствуют чума или другая заразительная болезнь, то надо стараться кончить там дела как можно скорее и уехать как можно скорее. Тем более так должно поступить относительно города – столицы греха. Кто знает, не нанесет ли всезлобный грех какой раны? Кто знает, какую он нанесет рану? Он может нанести и смертельную рану, неисцельную. 181 . Не должно смущаться бывающими переменами как чем-то необыкновенным, не должно пускаться в тонкое разбирательство грехов, но проводить жизнь в постоянном покаянии, признавая себя грешным во всех отношениях и веруя, что милосердный Господь всякого, лишь признавшего греховность свою, приемлет в объятия Своего милосердия, в недра спасения. Это разумеется не о грехах смертных, покаяние в которых принимается Богом только тогда, когда человек оставит смертный грех . 184 . Святая Православная Церковь признает, что нет греха человеческого, которого бы не могла омыть Кровь Господа Бога Спасителя нашего Иисуса Христа. Сколько бы раз ни повторился грех человеческий, Кровь Богочеловека может омыть его. Грехи всего мира ничего не значат перед Всесвятой Кровью вочеловечившегося Господа, пролитой за нас. «Той же язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы, человеки, исцелехом» (см.: Ис.53:5 ). Пребывает неисцеленным только тот, кто сам отвергает дарованное ему и всем человекам исцеление и спасение. Так обильно излилась на нас милость Божия, что самый тягчайший грех, повторенный человеком тысячу раз, может быть изглажен покаянием человека. [...] Иной человек ненавидит грех свой, но так привык ко греху, так бессилен для борьбы против него, что не перестает впадать в ненавидимый, мерзостный грех, увлекаясь насилием преобладающего навыка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Закрыть itemscope itemtype="" > По следам прочитанной книги Александра Богатырева «Ведро незабудок» 26.01.2016 812 Время на чтение 4 минуты Честно говоря, я был обескуражен. Хотел написать «потрясен», но слово тошнотворно-выспреннее и не отражает даже части впечатлений от встречи... Я знал, что Александр Владимирович - замечательный режиссер и сценарист невиданного количества очень хороших фильмов, независимо от того, про православие он снимал или нет. Но чтобы человек оставался осязаемым как зрение, как прикосновение на бумаге, оставаясь живым между черными значками на белой бумаге, настоящим до боли в пальцах и глубине внутреннего человека! Таков небывалый терапевтический эффект от его литературы. Мы были знакомы с Александром Владимировичем по совместному участию в жюри международного фестиваля «Радонеж». И мне казалось, что я хорошо представляю искусные труды, в которых он принимал участие. Ну, на что это похоже? Это похоже на изумление от обнажающей искренности. Вначале представляется, что это просто зарисовки из мимотекущей жизни, но постепенно открывается вся красота мира образов этих рассказов. Я проглотил книгу целиком за вечер. Но у меня было ощущение, что эти часы пролетели как одно мгновение и были чрезвычайно насыщенными. Потому что автор открыл такие смыслы, такие отношения между людьми, что, даже перечитывая рассказы, будешь задавать себе новые и новые вопросы и открывать новые смыслы. Книги Богатырева довольно особенные. И не только из-за пережитых трагических для Церкви советского времени, когда за одну ночь перед визитом сотрудников КГБ автором судорожно уничтожался целый архив рассказов, стихов и пьес. Времени, когда жизнь гонимой церкви была как абсурдная пьеса, но только не для христиан. Иногда автор дурачится, перекидывая из ладони в ладонь события и смешивая их с буквами. Иногда эта книга - действительно страшная: описываются в ней не только комичные ситуации и глубокие мудрствования, но и безмерно тяжелые события. У Богатырева очень явственен этот таинственный закон жизни: самая большая радость дается именно через страдание, парадоксальным преображением скорби; без скорби просто не высвобождается это пространство радости и благодарности. Но даже то, что я читаю сегодня, воспринимается как настоящая Встреча не только с автором, но и с Богом. Александр Владимирович - как тонкая перчатка на руке хирурга, иногда такая тонкая, что, кажется, чувствуешь папиллярный рисунок на пальцах Бога.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Закрыть Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих 20.04.2024 8 Время на чтение 3 минуты Фото: Из личного архива автора О необходимости и форме диалога между конфессиями с нами говорил Христос, Сам и устами своих апостолов. Давайте рассуждать просто, руководствуясь христианской логикой. Кто это такие – «другие конфессии»? По словам святого апостола Иоанна Богослова, это «самосвяты», и «они прокляты» (первый евангельский пример – николаиты). А еще они раскольники, про которых святой ученик апостола Петра – Игнатий Богоносец сказал: «Грех раскола даже мученической кровью не смывается». Вот так категорично сказал – раз и навсегда. Когда они появились? Не вчера. А это значит, что мы их, по нашему правилу любви христианской, уже увещевали всеми евангельскими способами и не один раз. Диалог ли, монолог ли был, но мы им уже всё объяснили, и они всё про себя знают. Прошло время, они до сей поры «другие», не с нами, а это значит, что они для нас, по словам апостола Павла, «хуже язычников». Апостол же нас учит, что «с таковыми даже за стол есть не садись», не говоря уже о богословском диалоге. Братья ли они нам? Нет, уже не братья, а «самосвяты проклятые». Именно поэтому слова пророка о том, «что добро, что хорошо? Чтобы братья жили вместе», к ним не относятся, ведь они хуже язычников, а про язычников пророк Давид объясняет, что «боги язычников суть есть демоны». Как антихрист в свое время будет притворяться добреньким Христом, так и демоны, водящие другие конфессии, всегда и конкретно сейчас притворяются ангелами, говорят о Христе, а творят дела тьмы под видом дел света. Апостол вопрошает, утверждая: «Разве может быть нечто общее между Христом и велиаром – сатаной?». Наш ответ вторит ему: «Нет!». Причем про этих «многих», которые придут под именем самого Бога и от Его имени, Христос еще при жизни среди нас предупреждал: «Вы не верьте им. Они пришли обмануть, запутать и погубить». Так мы понимаем, что в подобном диалоге кроется огромная опасность для чистоты нашей веры, ибо простые человеческие отношения могут залить наше духовное зрение елеем человеческо-демонского обаяния, и человеческое, может пусть и временно, но взять верх над Божьим, как это было, например, во времена Ферраро-Флорентийской унии с католиками. Как это сейчас произошло с патриархом Константинопольским Варфоломеем и его епископами, ударившимися в криптокатоличество.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/20/mi...

иером. Ювеналий (Медведский) Христианской богословии часть вторая, или нравоучительные наставления Истинное познание (сколько в сем веке нам достигнуть можно) Божиих величественных свойств и чудных Его дел соделывает в человеке важную о Боге мысль, коею он представляет себе Бога существом всех высочайшим и верховнейшим, Господом над всеми. A сие представление внушает человеку исполнять все то, что ни принадлежит до составления чести Божией. Но поскольку мы сами не ведаем, что в нас может составлять истинную Богу честь, того ради Сам Он подал о сем правила, с которыми нужно нам соображать все свои поступки для воздаяния Ему достодолжного от нас почтения. Оные правила называются заповедями нравоучения и Законом Божиим. Кто по сим правилам поступает, тот творит благое или доброе дело, поскольку соображает свои дела с благою Божиею волею. А дабы подробнейшее о сем получить ведение, то полагается, во-первых, рассуждение о добрых делах христианских вообще, потом о должностях наших непосрественно к Самому Богу, а наконец – о должностях к ближнему. Статья 1. О добрых делах вообще Для изъяснения вообще о добрых делах надобно разобрать, что есть доброе дело и коликократное оно есть, также что есть закон Божий и сколь нужно для Богоугождения творить добрые дела и о прочем сюда принадлежащем. Глава 1. О том, что такое есть доброе дело и коликократное оно есть §1. Доброта дел здесь разумеется не физическая, как, например, острое зрение, приятный голос и проч., ни художественная, как то живопись хорошая, резьба и проч., но нравственная, богословская, то есть сходство с Законом Божиим. §2. Итак, доброе дело есть то, что с Законом Божиим сходно, а худое – которое с оным несходно. Доброе дело иначе называется добродетелью, а худое – пороком, грехом, беззаконием. §3. Чтоб добрые дела наши были истинно таковыми, то потребны к сему четыре принадлежности следующие. Первая – дабы они делаемы были не по принуждению ( Пс. 53:8 ; 2Кор. 9:7 ). Вторая – чтобы делающий доброе имел веру во Христа ( Ин. 15:4, 5 ; Лк. 10:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Изъяснение псалма 5-го. Пс.5:1 .  Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида. «В конец» 3 «о наследствующем» 4 , «псалом Давиду». Так перевели сие надписание и прочие. Посему явно, что наследствующею Слово Божие называет вообще Церковь Божию, а в частности душу, живущую благочестно. Ибо, как слышим, и Господь говорит в Священном Евангелии: «приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» ( Мф.25:34 ). И божественный Павел говорит то же: «Дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия. Аще же чада, и наследницы: наследницы убо Богу, снаследницы же Христу: если с Ним страждем, да и с Ним прославимся» ( Рим.8:16–17 ); и еще: «темже уже неси раб, но сын: аще ли же сын, и наследник Божий Иисус Христом» ( Гал.4:7 ). Но в Божественном Писании можно найти и иныя многия подобныя места, руководствуясь которыми в состоянии будем уразуметь смысл сего псалма. Пс.5:2 .  Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои. Пс.5:3 .  Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь. Пс.5:4 .  Господи! рано услышь голос мой, – рано предстану пред Тобою, и буду ожидать. «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое». «Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой». Церковь Божия, а также и каждая возлюбившая благочестивую жизнь душа, будучи отвсюду обуреваема многими треволнениями, преодолевает их и спасается от бури, непрестанно взывая о Божией помощи. В сем наставляет нас и пророческое слово, научая, как надлежит неотступно просить и умолять Бога и Царя всяческих. Учит же сему, говоря: «глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое, вонми гласу моления моего». Слово: «звание» должно понимать, не как взывание, и слово: «уши» не как уши, потому что божественному Писанию обычно выражаться о Боге всяческих чувственным образом и Божественныя силы называть именами человеческих членов, например: зрение – очами, слышание – ушами, а также и все прочее. Званием же называет Пророк усердие молящихся и ревностную умную молитву. А слово: «внуши» значит: слова молитвы моей да внидут во уши Твои, благоволительно выслушай мои моления, и вникни в слова прошения моего; ибо знаю, что Ты Бог и Царь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Истина ...Люби истину, и пусть исходит из уст твоих всякая истина, чтобы дух, который Господь поселил в этом теле, обрелся истинным пред всеми людьми, и чтобы прославлялся Господь, Который дал тебе дух, потому что Бог истинен во всяком слове и никакой лжи нет в Нём (св. Ерм , 94, 182). Не только поклонявшиеся идолам, но и предавшие истину осуждены, как чуждые (свт. Афанасий Великий , 2, 37). И новое и духовное вино, кипящее Духом Святым, т. е. никогда не стареющееся разумение истины, должно быть вливаемо в человека нового, который, всегда мертвость Иисусову в теле нося (ср.: 2Кор. 4, 10 ), справедливо может быть назван мехом новым (свт. Василий Великий , 5, 237). Источник. ...Должно совершенно упразднить себя от внешних мятежей, произвести совершенное безмолвие в потаенной храмине советов сердца и потом приступить к созерцанию истины (свт. Василий Великий , 5, 250). Источник. ...Как невозможно мутным оком принять верное впечатление от видимого предмета, так невозможно с возмущенным сердцем приступать к познанию истины. Посему должно удалиться от всех мирских дел, ни чрез зрение, ни чрез слух, ни чрез другое какое чувство не вводить в душу посторонних помыслов. Ибо воздвигаемые плотским мудрованием брани исполняют внутренность сердца неумолкающими мятежами и непримиримыми раздорами (свт. Василий Великий , 5, 251). Источник. ...Плотский человек, у которого ум не упражнялся в созерцании, лучше же сказать, весь, как в тине, погребен в плотском мудровании, не может воззреть на духовный свет истины (свт. Василий Великий , 7, 266–267). Источник. Каким образом иной содержит истину в неправде (см.: Рим. 1, 18 )? – Когда дарованные от Бога блага употребляет во зло по собственным своим хотениям... (свт. Василий Великий , 9, 209). Кто пребывает в истине, тот подлинно и Богу всегда благоугоден, и всем людям полезен, в братстве прекрасен и во всяком деле правилен. Человек истинный не угождает лицам, не судит неправедным судом, не присвояет себе достоинства и чести, не презирает нищего и нуждающегося, в ответах не льстив, в суждении правилен, в деле рачителен, в общем составе братства почтен, не знает коварства, не любит лицемерия, всяким добрым делом украшен и водится только добродетелью. Итак, блажен, кто всегда служит истине! (прп. Ефрем Сирин , 30, 19). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Когда видите болезненное разрушение тела, не ропщите на Господа, а говорите: Господь даде, Господь отъят… буди имя Господне благословено(Иов. 1, 21). Мы привыкли смотреть на тело свое, как на неотъемлемые собственность, но это крайне несправедливо, потому что наше тело — Божие здание. Св. прав. Иоанн Кронштадский В это статье Вы найдёте молитвы об исцелении болезней: молитвы на всякую немощь, молитвы великомученику и целителю Пантелеимону и некоторые другие. Молитвы об исцелении от болезней Молитва болящего (составлена преподобным Гавриилом Седмиезерским) Пресвятая Богородице Дево, жива сущая и по смерти спасающая присно наследие Твое, услыши воздыхание души моей, призывающей Тебя на помощь! Сниди с небесе, прииди и коснися ума и сердца моего, открой зрение души моея, да узрю Тя, Госпоже моя, и Сына Твоего, Создателя, Христа и Бога моего, и уразумею, что есть воля Его и чего лишаюся аз. Ей, Госпоже моя, потщися помощью Твоею и моли Сына Твоего, да присетит мя благодатию Своею, да узами любви Его прикованный у ног Его пребуду вовеки, аще в ранах и болезни, аще недугующий и расслабленный телом, но у ног Его. К Тебе взываю, Господи Иисусе! Ты моя сладость, жизнь, здравие, радость паче мира сего радости, весь состав жизни моея. Ты еси свет паче всякого света. Вижу недвижное от болезни тело мое, чувствую расслабление всех членов моих, боли в костях моих. Но, о свете мой, как услаждают меня лучи света Твоего, падающие на раны мои! Согретый теплотою их, забываю все и у ног Твоих слезами моими омываю грехи мои, возвышаюся, светлеюся. Сие едино прошу у Тебя, Иисусе мой, — не отврати лица Твоего от меня, дай мне вечно у ног Твоих радостно оплакивать грехи мои, ибо при виде Тебя, Господи, покаяние и слезы для меня усладительнее радостей всего мира. О свете, радость моя, сладость моя, Иисусе! Не отрини же меня от ног Твоих, Иисусе мой, но по молитве моей со мной присно буди, да живя Тобою, славлю Тя со Отцем и Духом вовеки. Молитвами Богородицы и всех святых Твоих услыши мя, Господи. Аминь. Молитва на всякую немощь

http://pravmir.ru/molitvy-v-boleznyax-i-...

КРЕСТ (См. также СКОРБИ, ИСКУШЕНИЕ, ПУТЬ ТЕСНЫЙ) Ропот и негодование при скорбях и напастях есть отречение от креста. I, 87. Каждый человек, истратив свою жизнь неправильно, в противность назначению Божию, во вред своему спасению есть по отношению к самому себе и тать, и разбойник, и убийца. Этому злодею посылается крест, как последнее средство к спасению, чтобы злодей, исповедав свои преступления и призвав себя достойным казни, удержал за собой спасение, дарованное Богом. I, 330–331. Распятому на кресте по воле Божией, славословящему Бога с креста своего, открывается таинство креста, и вместе с этим таинством таинство искупления человеков Богочеловеком. I, 331. Для облегчения страданий и доставления утешений духовных при распятии и пребывании на кресте, распят и повешен на древе крестном вочеловечившийся Бог близ распятого человека. I, 331. Смирение возвело Господа на крест, и учеников Христовых смирение возводит на крест, который есть святое терпение, непостижимое для плотских умов. I, 332. Суетен и бесплоден крест свой, как бы он ни был тяжек, если чрез последование Христу, он не преобразится в крест Христов. I, 355. Крест Христов – учение Христово. I, 355. Крест свой делается для ученика Христова крестом Христовым: потому что истинный ученик Христов почитает исполнение заповедей Христовых единственною целию своей жизни. Эти все- святые заповеди соделываются для него крестом, на котором он постоянно распинает своего ветхого человека со страстьми и похотьми его. I, 355–356. Терпеливое несение креста своего есть истинное зрение и сознание греха своего. В этом сознании нет никакого самообольщения. Но признающий себя грешником, и вместе с тем ропщущий и вопиющий с креста своего, доказывает тем, что он поверхностным сознанием греха лишь льстит себе, обманывает себя. I, 356–357. Ученик Христов тогда несет правильно крест свой, когда признает, что именно ниспосланные ему скорби, а не другие, необходимы для его образования о Христе и спасения. I, 356. С креста твоего славословь Господа, отвергая от себя всякий помысл жалобы и ропота, отвергая его, как преступление и богохульство. I, 357.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010