Закрыть Формирование мировоззрения будущих поколений в духе вселенской миссии России – хранительницы Православия Доклад на Рождественских Чтениях Андрей Самохин   09:50 27.01.2024 239 Время на чтение 7 минут Фото: t.me/ruskline_ru/23414 Один из великих учителей Церкви – святитель Григорий Богослов – сказал: «Человек – это великий мир в малом». Когда мы говорим о мировоззрении человека, то имеем в виду не только то, как человек видит большой и цельный мир, но и как действует в нём, и как не может не действовать, вопреки даже рациональным доводам. Таким образом, мировоззрение, по определению, метафизично и действенно. При этом для верующего оно «вертикально» – ибо является «зрением» Бога сверху на мip, преломленным сосудом индивидуальности человека и ограниченными его возможностями восприятия Божественного взгляда. Или же – тоже вертикальным – только «снизу» идущим – отраженным взглядом на мip противника Бога – сатаны. А поскольку «зрение мipa», преломленное человеком что сверху, что снизу не может не воплощаться в конкретных действиях на этой земле руками – то есть в горизонтальном направлении, то мировоззрение представляет собой крест: правильный Христов или перевёрнутый – сатанинский. Важно отметить, что таким цельным мировоззрением всегда обладали немногие люди, а в наши дни – особенно. У большинства в голове и в душе не цельное мировоззрение, а игра бликов белого и «чёрного» света, преломляющихся, как бы во множестве осколков. Раздробленная действительность – раздробленное общество – раздробленная душа – такова, увы, сегодня «мировоззренческая» картина человечества в целом. И нашего – российского общества в частности. Причём, когда мы свысока или с сожалением говорим о «каше в голове» и хаосе в душе молодых людей, то сильно лукавим. Ибо ещё большая каша царит в головах и душах старших поколений, вследствие гораздо большего объёма разнородных знаний, отрывков теорий, концепций и интенций, полученных на нескольких фазах советского и постсоветского бытия. И они толпятся и толкаются внутри нас слишком часто без единого Божьего мировоззренческого стержня.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/27/formir...

ИИСУС ХРИСТОС ...Небо и земля все сущее во Христе Иисусе гармонически сочетавается. Затем все текущее во времени в Нем имеет свое средоточие. И есть Он посему ключ к уразумению таин миробытия и мироправления (38, с. 80). Определение быть спасению через искупление во Христе было первоначальное, совершенно свободное определение воли Божией. Первоизбранник Христос. Но как Он не Себя ради, а ради спасаемых, то в избрании Его избраны и сии. Божие благословение все почиет на Христе, а ради Его и на всех верующих в Него. В них все от Бога чрез Христа (38, с. 53). Движимый любовью Господь, не терпя, чтоб любимое Его творение человек погибал в сем бедственном положении, благоволил низойти на землю, принять на Себя человеческое естество, страданием и смертью удовлетворить правде Божией и, по воскресении, вознестись на небо и, седши одесную Бога и Отца, снова открыть человеку свободный доступ к живому Богообщению (44, с. 15). Затем и воплотился Единородный Сын Божий и Бог, что Премудрость Божия не находила иного удобнейшего способа к нашему спасению (44, с. 26). Бог Слово восприемлет человечество, чтоб опять возсоединить его с Богом (38, с. 123). ...Непостижимо великое дело воплощения, сила которого простирается на всю вечность, прикрыто отовсюду глубоким самоуничижением и смирением, и совершилось в смиренной хижине древоделателя, в городе, от которого никто не чаял ничего доброго (51, с. 99). Как в семени, знающие дело, видят все древо, так при виде Младенца Иисуса все изострившие свое умное зрение посредством пророческого света тот час уразумели в Нем Господа (51, с. 309). Бог в Господе Иисусе Христе учредил новый, лучший и действеннейший образ жизни по Богу. Почему кто хочет ныне жить Богу, то есть вполне по воле Его... тот должен бросить закон и веровать в Господа: ибо такова ныне воля Божия, чтоб Богу жить не иначе, как во Христе и через Христа (31, с. 197). Вся история прежде Христа Господа была педагогического свойства. Все там клонилось к тому, чтобы приготовить человечество к величайшему делу Божию, явленному во Христе (38, с. 75).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/119/...

Очищение Говорить о Боге – великое дело, но гораздо больше – очищать себя для Бога, потому что в лукавую душу не войдет премудрость ( Прем. 1, 4 ). Нам повелено сеять в правду и пожать милость, чтобы просветиться светом ведения (см. Ос. 10, 12 ). И Павел хочет, чтобы мы по любви нашей к Господу были познаны от Господа (см. 1Кор. 8, 3 ), а через это познание и сами научались (см. 1Кор. 13, 13 ); и этот путь ведения считает он лучшим, нежели надменное мнение, которое кичится (1). Должно сперва самому себя очистить и потом уже беседовать с Чистым, если не хотим потерпеть того же, что Израиль, который не вынес славы лица Моисеева и потому требовал покрывала; не хотим испытать и сказать с Маноем, удостоенным видения Божия: погибли мы, жена, ибо Бога видели (см. Суд. 13, 22 ); не хотим, подобно Петру, высылать с корабля Иисуса, как недостойные такого посещения (а когда называю Петра, кого имею в виду? – того, кто ходил по водам); не хотим потерять зрение, подобно Павлу, до очищения от гонений вступившему в сообщение с Гонимым или, лучше сказать, с малым блистанием великого Света; не хотим, прося врачевания, как сотник, из похвальной боязни не принимать в дом Врача. И из нас иной, пока он не очищен, но еще сотник, над многими первенствует во зле и служит кесарю – миродержителю влекомых долу, пусть скажет: я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой ( Мф. 8, 8 ). Когда же увидит Иисуса и хотя мал ростом духовно, подобно Закхею, взойдет на смоковницу, умертвив земные члены (см. Кол. 3, 5 ) и став выше уничиженного тела ( Флп. 3, 21 ), тогда да приемлет Слово и да услышит: ныне пришло спасение дому этому ( Лк. 19, 9 ), и получит спасение, и принесет плод совершеннейший, прекрасно расточая и разливая, что худо собрал, как мытарь. Ибо то же Слово и страшно по естеству для недостойных, и удобоприемлемо по человеколюбию для приуготовленных. Таковы те, которые, изгнав из души нечистого и вещественного духа, пометив и украсив души свои познанием, не оставили их праздными и недеятельными, чтобы их (так как недоступное и вожделенное) опять не заняли еще с большим запасом семь духов злобы (как семь же считается духов добродетели), но сверх удаления от зла упражняются и в добродетели, всецело или насколько можно больше вселив в себя Христа, чтобы лукавая сила, заняв какую-нибудь пустоту, опять не наполнила души собой, отчего будет последнее хуже первого ( Мф. 12 ), потому что и нападение стремительнее, и охранная стража безопаснее, и с большим трудом одолевается.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Разделы портала «Азбука веры» Молитва Господу на благословение дома Да благословит нас и сохранит Всемогущий Милосердный Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. О, сладчайший Иисусе Христе, Всемогущий Царю неба и земли, Сыне Давидов, Иисусе Назорее, нас ради распятый на Кресте, смилуйся над этим домом, храни живущих в нем. Да будет Твое благословение Господне сопутствовать им везде; да освятит Дух Святый мысли и сердца их; Всемогущество Его везде, во всяком месте: все, что находится в этом доме, кто к ним входит и кто выходит от них, да благословит Пресвятая Троица и сохранит от всякого зла, чтобы ничто нечистое не приблизилось к ним. Имя Господа Иисуса Христа с девятью чинами Ангелов да будет в сем доме и даст ему свой покой. Да покроет своим материнским Покровом Пресвятая Дева Мария, да охраняют его святые Апостолы, благополучие его да утвердят и укрепят святые Евангелисты. Крест Господа нашего Иисуса Христа да будет кровлей ему; гвозди Господа нашего Иисуса Христа да будут его защитой; венец Господа нашего Иисуса Христа да будет его покровом. Пресвятая Дева Мария, святый праведный Иосиф и вси святые, Ангелы Хранители, умолите Господа нашего Иисуса Христа, Единаго от Святыя Троицы, да сохранит сей дом от грома, молнии, огня, града, наводнения, от нападения злых людей, нужды, неверия, ереси, войны и всякого несчастия, грозящего душе и телу, в чем да поможет нам Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. Аминь. Сподоби, Господи, в день сей (или: нощь сию) без греха сохранитися нам. Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. На Тя, Господи уповахом, да не постыдимся во веки. Аминь. Эту молитву на благословение дома рекомендовал схиархимандрит Виталий (Сидоренко) . Сия молитва читалась по несколько раз в день во время бомбежек, осаждений, обысков. Святой мученице Параскеве, нареченной Пятнице Аудио: О, святая и преблаженная мученице Христова Параскево , красото девическая, мучеников похвало, премудрых удивление, веры христианской хранительнице, идольския льсти обличительнице, Евангелия Божественнаго поборнице, заповедей Господних ревнительнице, сподобльшаяся приити ко пристанищу вечнаго покоя и в чертозе Жениха твоего Христа Бога светло веселящаяся, сугубым венцем девства и мученичества украшенная! Молим тя, святая мученице: буди о нас (имена) печальница ко Христу Богу, Егоже преблаженнейшим зрением присно веселишися; разжени твоими святыми молитвами мрак, прибывший от грехов наших: испроси у Бога светов свет благодати душевным и телесным очесем нашим: просвети нас, омраченных грехми, светом Божия благодати, да твоих ради святых молитв дастся безочесным сладкое зрение.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-o-b...

Скачать epub pdf Когда молишься, не будь, как лицемеры... Помолись Отцу твоему, Который втайне... Молясь, не говорите лишнего… (Мф. 6:5–8) Научив милостыне, Господь поучает молитве.  И, КОГДА МОЛИШЬСЯ , когда возносишь свой ум и сердце к Богу, в благоговении прося у Него милости, благодаря Его за благодеяния, прославляя Его святое имя, –  НЕ БУДЬ, КАК ЛИЦЕМЕРЫ, КОТОРЫЕ ЛЮБЯТ В СИНАГОГАХ И НА УГЛАХ УЛИЦ, ОСТАНАВЛИВАЯСЬ  (нарочно останавливаясь на перекрестках улиц),  МОЛИТЬСЯ, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬСЯ ПЕРЕД ЛЮДЬМИ , чтобы быть на виду у всех.  ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ, ЧТО ОНИ УЖЕ ПОЛУЧАЮТ НАГРАДУ СВОЮ . «Эти лицемеры, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – притворяясь, будто молятся Богу, только смотрят на людей и, таким образом, представляют из себя человеков не молящихся, но смешных. Кто истинно желает молиться, тот забывает всех и взирает только на Того, Кто силен исполнить его прошение. Спаситель не сказал, что таковые не приимут мзды, но что «уже получают награду свою», разумеется от тех, от кого сами желают – от людей. Для Бога они ничего не сделали, ничего от Него и не получат». Мало того, они ставят Бога как бы ниже себя, делают самих себя идолами, которым люди должны кадить похвалами. Вот от таких-то нечистых расположений и предохраняет нас Спаситель, когда говорит далее:  ТЫ ЖЕ, КОГДА МОЛИШЬСЯ, ВОЙДИ В КОМНАТУ ТВОЮ , в уединенную комнату, какие бывали в домах благочестивых Иудеев для домашней их молитвы, а наипаче вниди в уединенную храмину души твоей, собери свои рассеянные помыслы, устреми все свои мысли и чувства к единому Богу, забудь все, тебя окружающее  И, ЗАТВОРИВ ДВЕРЬ ТВОЮ , – наипаче двери сердца твоего, или телесные чувства твои: зрение и слух, чтобы туда не проникало никакое земное, житейское попечение, никакое греховное пожелание, и таким образом –  ПОМОЛИСЬ ОТЦУ ТВОЕМУ  Небесному,  КОТОРЫЙ ВТАЙНЕ , Который присутствует везде, даже и там, куда не проникает глаз человеческий. К Нему возопий из глубины сердца твоего, как вопиял Моисей, как взывала мать Самуила пророка Анна, как взывал Давид: «из глубины воззвах к Тебе, Господи!» –  И ОТЕЦ ТВОЙ, ВИДЯЩИЙ ТАЙНОЕ , видящий все сокровенное, услышит твою молитву и соделает Себя должником твоим: не просто – дарует, но как должник –  ВОЗДАСТ ТЕБЕ ЯВНО .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Скачать epub pdf Седмица 18-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Лк. Зач. Ю. (3,19–22) О СВЯТОЙ ТРОИЦЕ Отец и Сын и Святой Дух – несотворенное Естество, владычественное Достоинство, естественная Благость. Отец – Начало всего, Причина бытия сущего, Корень живущих, отсюда произошел Источник Жизни, Мудрость, Сила, Образ невидимого Бога, – от Отца рожденный Сын, живое Слово, Сущий Бог и сущий у Бога: сущий, а не привзошедший; существующий прежде веков, а не в последствии стяжанный; Сын, а не стяжание; Производитель, а не произведение; Творец, а не тварь; сущий всем тем, чем есть; Отец (4,223). Не успею помыслить о Едином, как озаряюсь Тремя. Не успею разделить Троих, как возношусь к Единому. Когда представляется мне Единое из Трех, почитаю Его целым; Оно наполняет мое зрение, а большее убегает от взора. Не могу объять Его величия, чтобы к оставшемуся придать большее. Когда совокуплю в умосозерцании Трех, вижу Единое светило, не умея разделить или измерить соединенного света (10,316). Воспеваю Тебя, Живая Троица, Единая и единственно Единоначальная, Естество неизменяемое, безначальное; Естество неизглаголанной сущности. Ум, непостижимый в мудрости, небесная Держава, непогрешимая, беспредельная; Сияние неуд обозримое, но все обозревающее от земли и до бездны, ни в чем не знающее для Себя глубины (12,2). Для меня и для всякого верующего остается верным тот догмат благочестия, что, где представляется говорящим Один Отец, там разумеется вместе и Сын и Дух Святой, там действует и Отец, не разделяется слава Святой Троицы, как не разделяется и учение истины (37,725). Никто не разделяет Отца и Сына и Святого Духа, – никакое время, ни протяжение времени. Прежде веков Отец, прежде веков Сын, так как Он сотворил века, прежде веков Дух Святой. Никогда не разделяется природа, никогда не разделяется сила, внимай тщательно: царствует Отец, царствует Сын, царствует Дух Святой (37,831). ВТОРНИК. Лк. Зач. 11. (3,23–4,1) О БОГОВОПЛОЩЕНИИ Воплощение Господне – это корень и источник бесчисленных для нас благ (39,198).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Скачать epub pdf Толкование на Апостол из посланий Апостола Павла к Римлянам, читаемый в неделю вторую по Пятидесятнице (Рим.2:10–16) Православная Христианская Церковь приемлет четыренадесять Павловых посланий, так как Священное Писание или Слово Божие, и почитает их точно так же, как учение святого Евангелия. Сих посланий порядок, каким они расположены в книгах, не сообразуется с течением времени, в которое каждое из них писал Божественный Апостол: ибо первое послание писано им 1 к Солунянам; второе, 2 к ним же; третье, 1 к Коринфянам; четвертое, 2 к ним же; пятое, 1 к Тимофею, шестое к Титу, седьмое к Римлянам, восьмое к Галатам, девятое к Филипписеям, десятое к Ефессеям, первоенадесять к Филимону, второенадесять к Колоссаям, триенадесять к Евреям, четвертоенадесять и последнее 2 к Тимофею. Кто же таким образом расположил их, как мы видим в Церковных книгах, и для чего, то неизвестно. Послание его к Римлянам, которое он писал к ним из Коринфа прежде пришествия своего в Рим, помещено в книгах первым может быть потому, что хотели уважить град сей, который тогда был столицею, или, может быть, по важности в нем содержащихся предметов, последнее кажется справедливее: потому что в нем содержится учение Христианской веры, доказанное законами как естественным, так и письменным: доказательство чрез закон естественный, руководствует к вере язычников, а чрез письменный Евреев. Посему-то сие Павлово послание и может обращать в веру людей всякого рода. В нем объясняется еще причина, для чего Бог, оставив род Еврейский, ввел на место его язычников. Много и других таинственных предметов содержится в сем послании, которые требуют пространного и глубокомысленного толкования: но мы потщимся, при помощи Всеблагого Бога, истолковать ныне чтенное из него зачало. Рим.2:10–11 .  Братие, слава же и честь и мир всякому делающему благое, Иудееви же прежде и Еллину: несть бо на лица зрение у Бога. Еллинами называет Апостол всех язычников, которые не из Иудейского рода. Говорит же здесь не об Иудеях или Еллинах, бывших прежде воплощения Иисуса Христа, научая что до Евангельской проповеди не токмо Иудеи, хранящие закон, данный им чрез Моисея, но и язычники, которые то есть основываясь на естественном законе, жили честно и добродетельно, удостаивались славы, чести и мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

сост. П.В. Пономарёв Старец схимонах Агапий Слепец Схимонах Агапий (в миру Александр Молодяшин) родился в 1838 году в крестьянской семье. Поступил в Валаамский монастырь в 1860 году. Проходил послушания на монастырском огороде, а также клиросное. Имея от природы слабое зрение, старец вскоре ослеп. Свою телесную немощь – слепоту – отец Агапий в течение двадцати трех лет переносил с изумительным терпением и кротостью, непрестанно благодаря Бога, ниспославшего ему такое тяжкое испытание для очищения грехов и спасения душевного. Под руководством своего старца, преподобного Антипы Афонского, он приобрел духовную опытность, а со временем научился внутренней, сердечной молитве Иисусовой. Получил схимонах Агапий от Бога и дар прозорливости. За благочестивую и подвижническую жизнь отец игумен Ионафан возложил на схимонаха Агапия послушание – старчество. Отец Агапий состоял в духовной переписке со святителем Феофаном Затворником . Руководя вверенными ему учениками, старец постоянно прибегал за советами и наставлениями к Священному Писанию , творениям святых отцов, подвижников благочестия, и к собственному опыту. Приходящих к нему всегда призывал молиться. Скончался он 7 апреля 1905 года и погребен на старом братском кладбище. Братия и паломники часто посещают могилу схимонаха Агапия, веруя, что старец за добродетель свою обрел дерзновение перед Господом и молится за обращающихся к нему с верой. Терпением вашим спасайте души ваши ( Лк. 21, 19 ) – то есть те только приобретают спасение, которые претерпят до конца жизни в борьбе со страстями и сохранят непорочность совести. (12; стр. 23) ...Только употребляющие усилие восхищают Царство Небесное ( Мф. 11,12 ), а для нерадивых и лукавых оно недоступно... наше падшее естество требует всегдашнего к добру принуждения, а особенно к такому добру, которое делается с истинным смирением, а потому слово Божие надо проводить до чувства сердца и, с помощью Божией благодати, принуждать себя к точному исполнению всякого доброго дела. (12; стр. 22–23)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

     Знаменитый литургист А.А.Дмитриевский написал однажды, что современные ему христиане почти совсем утратили правильное понимание Великого Поста 1 . Причину Алексей Афанасьевич находил весьма интересную: незнание людьми текстов главной богослужебной книги Святой Четыредесятницы — Триоди Постной. Это мнение было высказано в начале XX века. Кажется, слова православного ученого вполне приложимы и к нашему времени. Увы, и сегодня мало кто из церковных людей хорошо знаком с уникальным святоотеческим творением, составляющим основу великопостного богослужения. А ведь действительно — Триодь, открытая на любой странице, разбивает многие стереотипы о смысле пощения и прививает совсем иное переживание Поста в сравнении с тем, что у нас порой складывается. При ознакомлении со стихами Триоди прежде всего удивляет какая-то неземная, полетная радость, струящаяся из всех песнопений. Тексты вроде покаянные, но в них сквозит вполне пасхальное ликование! Например, вот стихира понедельника первой седмицы Поста: «Всечестное воздержание начнем светло, лучами сияющее святых заповедей Христа Бога нашего, любве светлостию, молитвы блистанием, чистоты очищением, благомужества крепостию; яко да светоносни предварим во святое и тридневное воскресение, осиявающее нетление миру» 2 . На нас проливается целый поток ослепительного света: «светло», «лучами сияющее», «светлостию», «блистанием», «светоносни», «осиявающее». Общая интонация стихиры — праздничная. Сразу вспоминаются слова Спасителя, читаемые Церковью перед началом Поста, в Прощеное Воскресенье: Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое (Мф.6,16-17). Триодь, подтверждая учение Господа, также сообщает нам, что для христианина пост — это духовный праздник. Главная богослужебная книга Великого Поста насквозь пронизана библейскими ассоциациями и смыслами. В данном отношении эти тексты можно назвать великой школой экзегезы. Например, вот как толкуется в каноне прп. Андрея Критского двоеженство патриарха Иакова: «Жены ми две разумей, деяние же и разум в зрении, Лию убо деяние, яко многочадную; Рахиль же разум, яко многотрудную; ибо кроме трудов, ни деяние, ни зрение душе, исправится» 3 . Оказывается, две жены патриарха — важные символы.

http://pravoslavie.ru/101499.html

     Уже более 2000 лет весь христианский мир празднует тот благословенный день, в который Иисус Христос, Спас мира, воскрес из мертвых. Каждый год в преддверии весны чудо Воскресения Господня напоминает нам, что мы, люди, созданы не для смерти, а для жизни вечной. И это причина того, почему мы собираемся здесь, в этой ночной тиши, верующие и не такие уж верующие, а может, даже и вовсе не верующие; достойные и грешные, молодые и старые, мужчины, женщины и дети… и все мы приходим в святой храм, чтобы причаститься Таинства Таинств — чуда Воскресения. Мы прекрасно знаем, что эта минута для большинства из нас возвышенна, поистине Божественна, тогда как для других она может быть просто любопытной; для одних — трогательной до слез, для других просто красивой; для одних светлой и преисполненной благодати и благословения, а для других — всего лишь простой традиционной церемонией… и каждый переживает эту минуту в зависимости от своих личных отношений с Богом, в меру веры каждого. Кто пришел на Воскресение Христово, жаждая любви и истины, тот возвратится домой с душой, полной Бога любви и истины; кто пришел только ради красоты праздника, тот смог порадоваться красивой и сияющей церемонии; кто пришел только кулинарных благ ради, и тот тоже не вернется домой с пустыми руками. Праздник Воскресения насыщает всех нас и духовно, и материально. Никто не вернется домой беднее, чем пришел, ведь Господь Бог неизмерим в Своей благости и щедр во всем. Он с одинаковой любовью и великодушием подает и тому, кто заслуживает, и тому, кто не заслуживает. Таков Бог! Он не мерой дает и не взирает на лица. Бог великодушен, Он принес Себя в жертву и воскрес за всех людей в равной мере, и за хороших, и за плохих, и поэтому всё, что дает, Он дает от полноты Своей любви. А значит, только не желающий, только отказывающийся от благости и великодушия Божия, только тот не сможет возрадоваться этому светлому празднику. Как можно сделать человека счастливым, если он этого не хочет! Возлюбленные верующие! В эти минуты радости и просвещения души попытаемся провести хотя бы миг во внутреннем молчании, чтобы позволить свету Христову проникнуть в наши души. Попробуем сделать это прямо сейчас — и увидим, как свет Христов пройдет через наше зрение и тихо проникнет в глубины нашего существа.

http://pravoslavie.ru/102784.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010